На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Ноосферная реальность, как целостность материального и духовного бытия. Проблема образа и целостного мышления в образовании. Выразительность образов и их влияния на сознание. Отношение к научным понятиям В.И. Вернадского. Помощь ноосферному образованию.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.11.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Реферат
по дисциплине «Экопсихология»
на тему:
«Образование в условиях ноосферной среды»

Содержание

Введение
1. Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия
2. Проблема образа в образовании
3. О выразительности образов и их влиянии на сознание
4. Отношение к научным понятиям В.И.Вернадского
5. Помощь ноосферному образованию
Заключение
Литература
Введение

Есть в неразрывной связи самой личности и её экологического мировоззрения, кратко именуемого экологией, одна замечательная закономерность, названная главным экологическим принципом. Это глубинная основа взаимосвязи, единства живого и его окружения. Эта основа всегда проявляется в определённом месте и в определённое время. Это всегда конкретная реальность. И она определяется реальностью процесса перехода организованности биосферы в новую переходную биосферно-ноосферную целостность.
Семья и школа в наибольшей степени ответственны за формирование личности ребёнка и юноши. Хотя путь к совершенствованию личности открыт во все периоды жизни человека, и в детстве, и в старости. Но семья и школа оказались не готовы принять на себя в полной мере ответственность за воспитание и образование детей в условиях новой - ноосферной - реальности. Не готовы к выполнению этой задачи и другие институты общества, и общество в целом. И мы должны понять и исследовать - причины этой неготовности, найти её первоистоки и пути преодоления кризисной ситуации. В чём же причины?
Переход биосферы в ноосферу как стихийный процесс усиливается с ростом мощи человечества, с процессами возникновения общих глобальных проблем развития, с глобализацией мировой экономики, с ее функционированием как природно-хозяйственного целого, охватывающего разные страны и континенты.
Объединение человечества происходит на наших глазах. Медленно, трудно, раздираемое противоречиями, человечество становится единым целым. Формы его объединения многообразны (международные организации в области науки, культуры, образования, экономики, торговли, спорта, туризма и др.), но ведущую роль приобретают средства связи и общения людей.
Земной шар опутала «всемирная информационная паутина» электронных средств связи, включающая радио, телевидение, телефон. Она даёт возможность людям разных стран и континентов свободно общаться друг с другом, обмениваться информацией, ощущать себя единым целым с другими странами и народами, со всем человечеством. Но, погружаясь в неё, - в манящую бездну познания и нового знания, радости общения, неведомого чувствования, - человеку, особенно юному, ещё духовно не окрепшему, трудно из неё выбраться. «Паутина» способна оплести ум и душу человека, привести к деформации его личности.
Живая природа - историческая родина человека - начинает замещаться «новой природой», - «виртуальной реальностью», искусственно создаваемой компьютерами, кино, телевидением, электронными играми новых, электронных, игрушек. Из сознания человека, его эмоционального мира, начинают вытесняться те образы окружающего природного мира, которые тысячелетиями насыщали внутренний мир человека, формировали его личность. Потеря связи с живой природой жизнь новых поколений означает не только оскудение их духовного мира, что само по себе составляет невосполнимую утрату для гармоничного развития человека; но и ведёт к «кризису мышления» современного молодого человека, к деформации его личности в условиях переходной, информационно сверхнасыщенной ноосферной реальности.
Среди многих современных проблем сохранения и развития личности остро встаёт проблема восприятия, усвоения и переработки огромных массивов экспоненциально растущей информации, имеющей тенденцию к удвоению и более быстрому росту в короткий промежуток времени жизни человека.
Попытки изменить традиционные (для каждой страны) системы образовательного процесса предпринимались неоднократно. Появлялись педагоги-новаторы, предлагавшие кардинальные нововведения в учебный процесс. Все их попытки, по крайней мере, в бывшем СССР и нынешней России, наталкивались на несокрушимый бастион консервативности руководителей и самих работников народного образования. Спросим: осознавали ли авторы новых педагогических методик и охранители традиционных школьных укладов качественный перелом в развитии цивилизации, новую - ноосферную - реальность наших дней? Представляется, что такого осознания не было.
Конечно, интуиция новаторов-педагогов и здравый смысл охранителей-чиновников подсказывали, что общество переходит в другое измерение, растут другие дети. И их жизненные ценности, под воздействием разрушительной массовой субкультуры Запада и падения собственных нравственных устоев общества, начинают существенно расходиться с идеалами, казавшимися для всех незыблемыми. Сознательного же представления о том, каким должен быть образовательный процесс в условиях новых реалий жизни, не было. И сформироваться не могло по той причине, что не было, нет и сейчас знаний и представлений о ноосферной реальности, о закономерностях процесса перехода биосферы в ноосферу. Вот почему создание такой системы знаний представляет одну из главных целей мирового сообщества на всех уровнях социальной организации.
Ноосферная реальность - единая целостность материального и духовного бытия

Образование и связанное с ним воспитание представляются важнейшими составляющими развития современной России. Образование нельзя оторвать от других составляющих ноосферной реальности, потому что конечной целью образовательного процесса и служит постижение этой целостной биосферно-ноосферной реальности. Эта реальность трудна для восприятия, мало изучена.
Следовательно, Образование неизбежно становится, должно стать в XXI веке, целостным ноосферным образованием. Достижению этой высокой цели - разработке методологии, технологии и методики ноосферного образования посвящены усилия группы психологов и педагогов-исследователей под руководством академика Российской академии естественных наук Н.В. Масловой. Среди многих новаторских предложений по реформированию школьного образования России подход Н.В. Масловой и ее соратников выделяется сознательным устремлением авторов разработать концепцию ноосферного образования как часть концепции ноосферного развития России, предложить новую природосообразную (биоадекватную) систему образования, методы целостного экологичного мышления.
Побудительным технологическим мотивом, ускорившим развитие ноосферного образовательного подхода в России, послужило оформившееся на Западе к концу 1980-х - началу 1990-х годов т.н. «холодинамическое направление» (от греч.: Holos-целый, и dyne-динамика, действие). Холодинамика интегрирует многие научные подходы из квантовой физики, химии, биологии, психологии, педагогики.
В основе холодинамики лежит представление о холодайне-единице, или своеобразном «кванте» человеческого сознания. Holodyne выступает как цельный, многомерный динамичный мысленный образ, с которым оперирует сознание. Для того, чтобы понять, как формируется мыслеобраз, или мыслеформа как «единица мышления», и какое отношение она имеет к интересующих нас природе и экологии, необходимо обратиться к современным представлениям о процессе восприятия информации человеком, её передачи по каналам нервной системы и переработки мозгом (осмысления). Именно представление, «репрезентация» информации в виде мыслеобразов имеет ключевое значение и в теоретическом построении холодинамики, и в практике учебного процесса.
По мнению авторов биоадекватной методики, используемые в методике образы также являются природосообразными («Культура - вторая природа»), и, (по К. Юнгу, архетипическими, выполненными по законам гармонии, в соответствии с пропорциями золотого сечения, «на основе лучших образцов, созданных человеческим гением». Человек воспринимает образон как метафору, апеллирующую к информации, содержащейся в его личностном практическом и духовном опыте, и тогда природосообразные образы не отторгаются, а принимаются как «родные». Поэтому так важно, считают авторы методики, чтобы «как родные» были восприняты главные достижения мировой культуры, и чтобы они вошли в психологическую ткань личности, сформировали ту психофизиологическую базу, на которой возникнет человек новой (ноосферной, в нашем понимании) формации.
Проблемы целостного мышления. Одной из главных целей концепции ноосферного образования, является разработка методов целостного экологичного мышления. «Такого рода способность постичь мгновенно все взаимосвязи и их характер, не расчленяя постепенно с помощью лево- и правополушарных операций, - это тот способ восприятия информации, которому человечество только учится и который может быть условно назван чувство-знанием.
Биоадекватная методология интенсивно развивается. Восьмой год разработанная методика проходит успешные практические испытания в ряде московских и подмосковных школ. Созданы биоадекватные учебники - учебники нового поколения, или «холодинамические курсы», как называют их авторы Н.В. Маслова и С.В Балашев. Методология построения ноосферного образования изложена в содержательной монографии Н.В. Масловой. Привлекательными чертами в деятельности этого коллектива служат:
- направленность разрабатываемой методики и всей системы ноосферного образования на развитие личности субъектов образовательного процесса, как ребенка, учащегося, так и самого преподавателя
- попытка раскрытия «природной подлинности» человека в новых условиях духовного кризиса в России и планетарного экологического кризиса, и в целом в условиях кризиса и катастроф
- приоритетность разработки методов «экологичного мышления»
- опора методических разработок на фундаментальные достижения науки, педагогической и психологической практики;
- создание «биоадекватных» учебников и практических руководств
Все сказанное выше дает основание заключить, что в России создан и успешно развивается новый ноосферный образовательный процесс. Он служит составной частью раскрывающейся ноосферной реальности, и направлен, должен быть направлен, к её постижению и определению места в ней человека как созидающей, творчески одаренной Личности.
Методология ноосферного образования становится преломлением образовательной ветви ноосферной реальности в общем учении В.И. Вернадского о биосфере и переходе ее в ноосферу. Она неизбежно, как часть целого, впитает в себя те общечеловеческие ценности и те прозрения гениального ума, которые содержатся в одном из самых великих учений человечества, направленного на самоосознание человечества как единого целого.
Ноосферная образовательная методология и призванные отвечать ей «экологичные» технологии и методики учебного процесса так же неизбежно, «по определению», затрагивают области классической экологии и формирующейся экологической психологии (зкопсихологии), информатики, биологии и других естественных наук. Но они вскрывают и более глубокие пласты гуманитарного знания, ядро духовной культуры, основу которого составляют речь и язык, и лежащее «в основе основ» развития Личности живое образное восприятие окружающего Мира. Вот почему методология ноосферного образования, ставящая своей «сверхзадачей» познание ноосферной реальности и воспитание человека новой формации, творчески одаренной Личности, открыта, станет открытой для широкого круга специалистов, не только педагогов и психологов. Ей необходимо привлечение новых сил, нового круга специалистов, чтобы преодолеть те серьезные методологические трудности, которые на современной стадии развития «природосообразного образования» кажутся если не совсем, то во многом непреодолимыми.
Природособразность. Удивительна трактовка понятий «природосообразности» и «биосферосовместимости» образов и образонов. К ним авторы относят и природные, и «вторично-природные» (культурные) образы, принимая марксистское понимание второй, искусственной, природы как продолжения тела человека. Эколог назовет эту трактовку удивительной лишь потому, что как и рыба бывает только первой свежести, так и живая природа, биосфера, не бывает «второй», или искусственной. В противоположность пониманию Маркса и Энгельса, основатель учения о биосфере В.И. Вернадский подчеркивал, на основе научных данных, что «...природа, когда дело идёт о живом, совпадает с биосферой. Другой природы, кроме биосферы, мы не знаем»
Когда в основу природосообразности методики обучения положены образы живой природы, биосферы, они наполняют внутренний мир человека, обогащают его личность, расширяют сферы эмоционального и образного восприятия. Но они выполняют ещё одну, глубинную экологическую функцию: с их помощью реализуется главный экологический принцип - принцип единства живого и его окружения, единства человека и биосферы, о котором уже говорилось.
Опора на природные образы позволяет человеку не прерывать взаимосвязь с биосферой, с целостной планетарной оболочкой Жизни, сохраняя и укрепляя свою Личность, свое единство в Мироздании.
К группе природных образов можно отнести, с некоторой долей условности, и ряд использованных авторами рукотворных и природно-рукотворных образов (торт, водяное колесо, морские узлы, Буратино, соты, и др.). Специалисты, тесно связанные с миром живой природы, могут, конечно, обратить внимание на скудность, биосферную «непредставительность» и неиерархичность первого поколения образов-моделей.
Но впереди ещё долгий путь, и привлечение экологов-профессионалов и специалистов естественных областей знания, может быть, позволит обогатить палитру природных красок-образов (не хочется говорить - «образонов»!).
Сложнее обстоит с группой «образонов», не связанных с миром живой природы, взятых из окружающей ноосферной реальности и принадлежащих к образцам «второй природы». Использование техногенных или рукотворных - не природных - образов не даёт преимуществ и в содержательном отношении.
Все образы, и из «первой», и из «второй природы» на страницах биоадекватных учебников бессистемно перемежаются, и укладываются для их авторов в единое понятие «природосообразности», а ещё лучше (!) -«биосферосовместимости». Современное качество ноосферной реальности ещё слишком далеко от благостного отождествления ее с понятием разумомного, что, к сожалению, на многих страницах книги «Ноосферное образование» и связанных с нею работ звучит рефреном: ноосфера предстает как сфера разума.
Переход биосферы в ноосферу, по В.И. Вернадскому, представляет закономерный, необратимый естественно-исторический процесс. Он не может быть повернут вспять, но реальное его протекание в отдельные исторические периоды может идти с замедлениями или даже с остановками. Достаточно прочитать Крымский дневник В.И. Вернадского (1917-1921 гг.) или письма его к жене, Наталье Егоровне, и репрессированным в годы культа духовно близким его ученикам, чтобы навсегда понять для себя, не искажая больше смысла ноосферы, почему великий мыслитель относил зло к «созданиям ноосферы», к той ноосферной реальности, в которой ему суждено было жить, работать и творить для будущих поколений единого Человечества.
Много зла, насилия, жестокости разлито в окружающем нас мире. В той культуре, где зло закрепляется в образах, нередко героических, притягательных, служащих для юных душ примером для подражания.
Проблема образа в образовании

Из всего, что говорилось выше, наиболее острой и важной для нас представляется проблема отбора и работы с опорными образами-моделями, их «природосовместимости». Здесь многое остаётся неясным: и принципы отбора образов, и их иерархия (если она есть), и использование одних и тех же опорных образов для разных целей и в различных областях знания, особенно для одного и того же контингента обучающихся, и др.
Но главное в том, что не может удовлетворить на нынешней стадии развития биоадекватной методики сведение и природных, и техногенных, неприродных, модельных образов в одну категорию «природосовместимых», или, что вообще кажется абсурдом, «биосферосовместимых» образов.
Даже не специалисту, а простому любителю природы, трудно, наверное, осознать, а тем более эмоционально воспринять пение птиц и шорох листвы «совместимыми» с такими «природными» образонами, как пыхтящий паровоз и шипящий радиопродуктор, не говоря уже о пятирублевых купюрах и прочих прелестях цивилизации. Не может не огорчать и крайняя бедность выбранных природных образов: среди них, по существу, нет ни одного, характеризующего биосферу как высшую природную целостность.
Но творческие поиски авторов в области образной передачи информации о грамматике русского и английского языков приводят и к ряду блестящих находок. Лучшими из них кажутся более сложные, экосистемные, образы, такие, как муравейник (все английские предлоги в одном опорном образе!) или сопряжённая композиция: водопад (глагол), приводящий в движение колесо мельницы (деепричастие), омывающее струями падающей воды ярко-красное яблоко (прилагательное). Здесь водяное колесо, не являясь природным, но «одушевлённым», связанным с трудом человека образом, удачно вписано в общую природную композицию, органично завершающую запоминающийся сложный образ грамматической конструкции
О выразительности образов и их влиянии на сознание

Каждый носит в глубинах своей Личности, в своей душе и сердце, мир «несказанного», невыразимого словом и образом. И эту невыразимость, неспособность до конца высказать мысль и чувство словом гениально выразил Ф.И. Тютчев в стихотворении «Silentium!» («Молчание!»)
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи,-
Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей...
Изучение «целого мира души» человека и его влияния на процессы формирования образов, слова и речи, а последних - на сознание и миросозерцание личности, проводится в России около 200 лет.
Блестящая плеяда русских филологов, языковедов, литературоведов, исследователей народного творчества, педагогов и психологов своими трудами и подвижнической деятельностью на ниве образования и народного просвещения способствовали сохранению, укреплению и развитию грамматики и богатства образного строя родного языка. Здесь нет возможности рассмотреть и даже перечислить все работы и всех исследователей - это не наша задача.
Назову лишь некоторые из них, указанные в списке литературы и относящиеся к нашей экологической проблематике; с рядом из них мне выпало ознакомиться впервые и, насколько хватило сил и умения, как и предшествующие «лингвистические изыски», самостоятельно освоить в процессе подготовки этой работы.
Проникновение образов природы в форме мысленных образов в сознание русского народа и последующее закрепление их в языке происходило, как можно видеть из приведенной литературы, разными путями. Древнейшими были мифотворчество и религиозные верования славян, отразившиеся в мифах и легендах
Обобщение этого древнейшего пласта русской культуры содержится в известной монографии академика В.А. Рыбакова «Язычество древних славян». Другой, связанный с религиозным опытом, но обособившийся пласт народной фольклористики, составляют обряды и обычаи русского народа (календарные сельскохозяйственные праздники, смена времён года, свадебные обряды, народные приметы, уклады быта и др.).
Они дали начало мощному духовному пласту обрядовой и раннеправославной духовной поэзии, запечатлелись, вместе с мифами, в народных сказках, былинах, сказаниях, повестях, преданиях, составили, согласно фундаментальным исследованиям А.Н. Афанасьева, М.М. Бахтин, Ф.И. Буслаева, А.Н. Веселовского, В.В. Виноградова, В.И. Даля, А.С. Демина, Д.С. Лихачева, В.Ф. Миллера, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, языковую основу исторической поэтики древнерусской и новой русской литературы, самого языка Руси.
Но роль духовных пластов языковой культуры и народного творчества не ограничивается влиянием их на формирование языка и литературы.
Подходя к процессу проникновения природных образов в индивидуальное и коллективное сознание с позиций экологического принципа Единства человека и Природы (биосферы), мы обнаружим новую, «природоохранительную», функцию языка, которая способствует «биосферосовместимости» человека в поле природной и эколого-психологической реальности.
Впитывая образы-лики природы, наблюдая за течением природных явлений, участвуя всей своей физической и духовной сутью в жизни Природы, мы создаём в своём сознании огромное число «природосообразных» (не «чисто природных», изменённых сознанием) мыслеобразов.
Частью законченных, устойчивых, прошедших все стадии «свёртки информации» и логической обработки, - тогда они становятся словом, смыслом, речью, а частью неустойчивых, эфемерных, как будто бы мелькнувших в памяти и исчезнувших, в действительности же совсем не пропавших, ждущих своего часа в глубинах нашей долговременной (чувственно-образной) памяти или где-то на пути в логические структуры мозга, чтобы соединиться в процессе бесконечного перебора вариантов с другим подходящим образом-осколком и образовать устойчивую образную связь, или, не найдя подходящей пары, примкнуть к уже готовому или формирующемуся мысленному образу, усложнив его и придав ему новые оттенки, а, может быть, и неожиданные творческие смыслы.
Чем больше человек общается с природой, тем больший поток зрительных, звуковых и иных чувственных сигналов поступает в сознание, и тем больше создается возможностей для создания сложного «образного поля» из устойчивых образов и их неустойчивых предшественников.
Такое непрерывное воспроизводство образов приводит к укреплению экологического единства человека с биосферой, вызывает у человека (и у целых народов), органическую и нравственную потребность сохранения связи с Природой, её сбережения.
Формами сохранения экологического единства выступают сознание человека, воспринимающее всю или большинство чувственной природной информации, и язык (понятие-слово, речь), в котором откладываются прошедшие переработку сознанием, нередко сильно трансформированные, но достаточно устойчивые и долговременные образы-символы природы, пришедшие из глубины веков и сохраняющиеся в языке сотни и тысячи лет.
Именно благодаря своей известной консервативности и стабильности язык, содержащий в себе мир природосообразных и тесно связанных с ними человекосообразных художественных образов, способен выполнять свою главную экологическую функцию: поддерживать и сохранять единство сознания человека, как ядра личности (включая эмоции и потребности), с породившей его живой природой.
Поэтому так важно осуществлять и «обратную связь» в сохранении экологического единства -постоянно обращаться к родному языку, как к камертону с постоянно звучащим чистым звуком, к его богатому образному строю, где запечатлен опыт поколений, передающих нам из глубины прошлого в метафорах и метонимиях, в синонимах и сложных тропах речи живое чувство и живое слово, а вместе с ними, - и живое дыхание природы, заключённое в вечно живых природосообразных образах языка. Язык, укрепляющий экологическое единство Личности в Мироздании, как образная целостность и отражение внутреннего мира поколений есть всегда эколого-психологическая реальность, составная часть целостной биосферно-ноосферной реальности.
Отношение к языку как к живому источнику природных образов и хранителю живого образного строя нынешнего и ушедших поколений в наибольшей степени, мне кажется, было свойственно Александру Афанасьевичу Потебн'е (1831-1891). Имя скромного профессора Харьковского университета А.А. Потебни сегодня мало известно за пределами круга специалистов филологов.
Но все, кому довелось изучать его труды, обладателя высшей награды Академии наук - Ломоносовской премии, и и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.