Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников. Психологические особенности развития младших школьников. Изучения опыта работы учителей начальных классов в развитии младших школьников с помощью сказок.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 07.06.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ И ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ЦЕННОСТЬ СКАЗОК В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников
1.2 Психологические особенности развития младших школьников
ВЫВОДЫ
ГЛАВА 2. ОПИСАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1 Роль сказок в процессе обучения младших школьников
ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Сказочный, иллюзорный мир воспитывает чувства, развивая отзывчивость, сердечность. В сказках добродетель всегда вознаграждается, а зло наказуемо. И в этом сказки тоже идут за натурой ребенка: дети жаждут похвал, поощрений за свои дела и успехи, без чего теряют к ним интерес. Волшебные сказки щедро утоляют детскую жажду в фантазии. Детей увлекают чудные картины волшебных превращений. У всех народов сказки учат детей почитать родителей и благодарить их за труды и заботы. В сказках положительный герой - непременно хороший сын или дочь.
Обозначенные явления обусловили постановку проблемы исследования: какова роль сказок в процессе обучения младших школьников. Цель нашего исследования: состоит в решении поставленной проблемы.
Богатый материал для развития детского воображения и творчества представляют сказки, недаром они составляют значительную часть текстов, на которых дети постигают богатство родного языка. Книги для чтения К.Д.Ушинского, Л.Н.Толстого и современных авторских коллективов свидетельствуют об этом. Здесь важное место принадлежит как народной сказке, так и авторской, литературной: А.Пушкина, П.Ершова, С.Аксакова, Д. Мамина - Сибиряка, К.Паустовского и др. Включены в учебные книги сегодня и сказки зарубежных писателей: Х.К.Андерсен, братьев Гримм и др.
В настоящей работе были поставлены следующие задачи:
1) изучение литературы по проблеме образовательной и воспитательной ценности сказок в развитии младших школьников.
2) изучение ценности сказок в развитии младших школьников.
3) изучение опыта работы по данной теме.
Объект исследования: процесс психического развития младших школьников.
Предмет исследования: роль и место сказок в работе с младшими школьниками.
Гипотеза исследования: мы полагаем, что сказки имеют огромную образовательную и воспитательную ценность в развитии младших школьников.
Теоретическая значимость нашего исследования заключается в том, что нами была систематизирована психолого-педагогическая литература по проблеме; раскрыта актуальность и значимость проблемы; изучен опыт работы.
Практическая значимость: данный материал предназначен педагогических работников школ, учреждений начального образования, родителей, а также для всех, кто интересуется данной проблемой.
Курсовая работа состоит из ведения, двух глав, выводов, заключения и списка использованной литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СКАЗОК В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Традиции использования фантазии, образов и сказочных текстов в процессе обучения младших школьников

Сказка - это литературное произведение, где всегда рассказывается о чем-то необыкновенном, волшебном. В сказке всегда идет борьба добра и зла, честное, доброе всегда побеждает. Она несет в себе элемент нравоучения. Сказка получила свое название от слова сказ. Сказ - это устный рассказ, повествование, сообщение, которое передается из уст в уста. Людей, которые умеют очень хорошо рассказывать сказки, называют сказители.
Чем же интересны были сказки для наших предков? В них предки передавали свое представление о мире. Предки не умели объяснить, почему меняются времена года, почему сменяются ночью, почему летом дни долгие, а зимой короткие. Не могли они объяснить, откуда появились люди, животные, почему возникают грозы, солнечные затмения. Догадываясь, что животные появились раньше людей, они приписывали им человеческие качества.
Сказка была интересна древним людям своей занимательностью, необычностью. Слабому человеку хотелось храбрых защитников, умных советчиков. Так, в сказках появились животные, птицы и даже рыбы, которые помогают людям. Сказка интересна не только своей занимательностью, она помогала в долгие зимние вечера, когда вся семья при свете лучины трудилась, снимать усталость. Кроме того, в сказке много смешного и веселого, а веселье всегда дает бодрость.(15, с.123).
Сказки возникли много тысячелетий назад, когда люди жили еще в основном за счет охоты и рыбной ловли, а некоторых животных только еще приручали: лошадь, корову, овцу, свинью. А в дом взяли седее служить только кошку и собаку. Наши предки слагали сказки только о знакомых животных и тех, на которых они охотились. Но оружие для охоты у них было слабое, и поэтому нужно было долго сидеть в засаде, чтобы подкараулить зверя. Свой опыт наши предки и передали в сказках о животных.
Сказка - это литературное произведение, где обязательно присутствуют что-то необыкновенное, выдумка, то, чего не было на свете. Герои сказок - животные - ведут себя, как люди. Народная сказка - это результат воображения, выдумки, фантазии не одного человека, а многих на протяжении целых столетий. В долгие зимние вечера, когда за окном мела метель и трещал мороз, какой-то умный и с богатым воображением охотник или рыбак начал рассказывать о своих охотничьих приключениях. Он говорил не только о том, что было на самом деле, но и привирал, преувеличивал. Если его рассказ был очень интересен, его охотно слушали и потом просили еще рассказать. Кто-то из слушателей в такой же ненастный вечер пересказал эту историю своим внукам, но кое-что внес свое. Его внук через несколько лет устно, как и отец, пересказал сказку и тоже внес в нее новые элементы. Таким образом, со временем сказка стала результатом выдумки, фантазии не одного человека, а многих. Поэтому встречается много похожих вариантов одной и той же сказки. Сказка слагалась устно и передавалась из уст в уста потому, что родилась тогда, люди ее не придумали письменность, и потом с созданием письма 80 % населения были неграмотны и не могли читать.(2, с. 85-87)
В далекие времена сказка нужна была, чтобы передать, как люди видели окружающий мир, создавали фантастические истории на основании своих наблюдений за животными. А еще сказка нужна была им для развлечения, отдыха, трудовой усталости. Сегодня эти сказки помогают нам узнать, как видели мир наши предки. Сказки написаны ярким, образным языком, на их примере мы и сегодня можем обогащать нашу речь богатствами языка. В сказках отражена и народная мудрость многих поколений.
Сказка сохраняет в своих недрах следы древнейшего язычества, древних обычаев и обрядов. Изучение атрибутов, то есть совокупности всех внешних качеств персонажей, придающих сказке ее яркость, красоту и обаяние, дает возможность научного толкования сказки. С исторической точки зрения это означает, что волшебная сказка в своих морфологических основах представляет собою миф. "Наша деятельность в значительной мере относится к сфере риторики творчества, под которой видится непреодолимая сила воображения, запечатленная в словах, в искусстве говорить и слушать, писать и читать", - пишет Дж. Хиллман о психоанализе, как реализации вымыслов в сфере творчества, которая означает созидание с помощью воображения, обличенного в словесную форму (5, с. 174 ).
В рамках такого подхода психология характеризуется, как психология души, являющаяся также и психологией воображения, такой психологией, которая опирается на процессы воображения, а не на физиологию мозга, структурную лингвистику или анализ поведения. Другими словами, это психология, которая признает существование поэтической основы сознательного разума. От Фрейда мы узнали, что литературное воображение реализуется непосредственно в исторической реальности. Юнг же свидетельствует, что это литературное воображение реализуется непосредственно в нас самих. Как ни странно, поэтические и драматические вымыслы составляют содержание нашей психической жизни. Наша жизнь в душе есть жизнь в воображении. Формируя свой опыт, Юнг пишет: "Образ есть психическое. Каждый психологический процесс есть образ и "создание образов"... Поэтому эти образы столь же реальны, как и вы сами образ характеризуется спонтанностью и первичностью, это исходный факт, и поэтому в нем непосредственно проявляется сама душа. Юнг отмечает, что эти образы составляют содержание нашей души, и поэтому они единственные данные, получившие непосредственное представление. Все остальное - мир, другие лица, наши тела - передается сознанию опосредованно уже с помощью образа, - поэтического, полученного по наследству фактора. Эти образы архетипической фантазии оказывают воздействие на все, что бы мы ни говорили о мире, других лицах и телах. В наших восприятиях, чувствах, мыслях и поступках неизменно присутствуют боги, демоны и герои. Эти вымышленные личности определяют, как мы видим, чувствуем и поступаем; воображение структурирует все существование. Сказанное приводит к архитипической психологии: отражение факторов субъективной фантазии осуществляется непрерывно - распознание образов и их непрерывной деятельности во всех наших реальностях. (9, с. 124)
Существует много теорий, рассматривающих динамику творческого процесса игры и воображения у детей. Но прежде чем приступить к их рассмотрению, необходимо указать четыре основные формы, которые связывают деятельность воображения с действительностью: 1. Всякое создание воображения всегда строится из элементов, взятых из действительности и содержащихся в прежнем опыте человека. Научный анализ самых отдаленных от действительности и самых фантастических построений, например, мифов, сказок, легенд, снов и т. п., убеждает нас в том, что самые фантастические создания представляют собой не что иное, как новую комбинацию таких элементов, которые были почерпнуты, в конечном счете, из действительности и подверглись искажающей или перерабатывающей деятельности нашего воображения. Избушка на курьих ножках существует, конечно, только в сказке, но элементы, из которых построен этот сказочный образ, взяты из реального опыта человека, и только их комбинация носит след сказочного, то есть не отвечающего действительности, построения. Таким образом, воображение всегда строит из материалов, данных действительностью. 2. Воображение является необходимым условием почти всякой умственной деятельности человека, выполняет важную функцию в поведении и развитии человека.
3. Эмоциональная связь.
4. Построение фантазии может представлять собой нечто новое, не бывшее в опыте человека и не соответствующее какому-нибудь реально существующему предмету. Воображение является сложным по своему составу процессом, и в задачу работы не входит его психологический анализ. Остановимся лишь коротко на некоторых моментах, входящих в состав этого процесса. "То, что мы называем творчеством, есть обычный только катастрофический акт родов, явившийся в результате очень долгого внутреннего вынашивания и развития плода", - утверждает Выготский Л.(5, с. 256-258).
В самом начале процесса всегда стоят внешние и внутренние восприятия. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строится его фантазия. Далее следует сложный процесс переработки этого материала. Данные в действительности впечатления видоизменяются, увеличивая или уменьшая свои естественные размеры. Страсть детей к преувеличению имеет очень глубокие внутренние основания. Эти основания заключаются большей частью в том влиянии, которое оказывает наше внутреннее чувство на внешние впечатления. Дети преувеличивают потому, что хотят видеть вещи в преувеличенном виде, потому что это соответствует их потребности, их внутреннему состоянию. Страсть детей к преувеличению прекрасно запечатлевается в сказочных образах.(13,с.201-203). Деятельность воображения зависит от опыта, от потребностей и интересов, в которых эти потребности выражаются. Зависит оно также и от традиций, то есть от тех образцов творчества, которые влияют на человека, от окружающей среды. Исследования последних лет отмечают наличие у воображения двух аспектов: компенсаторного и творческого. Ребенок дает волю фантазии, чтобы уйти от неприятной ситуации или утолить нереализованное желание. С другой стороны, воображение дает простор творческим способностям ребенка. Воображение является для ребенка как источником веселья, так и отражением его внутренней жизни: затаенных страхов, невысказанных желаний и нерешенных проблем. Кроме того, детские фантазии - это один из способов научиться как вести себя в реальном мире, происходящий в процессе проигрывания ролей. (6, с. 326) Для изучения сказки важен вопрос, что делают сказочные персонажи, а вопрос кто делает и как делает, - это вопросы уже только привходящего изучения. Функции действующих лиц представляют собой основные части сказки. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Как уже было отмечено, в основе сказки всегда лежит метафора. Метафора - это вид символического языка, который в течение многих столетий используется в целях обучения и передачи информации. В литературных аллегориях, поэтических образах, произведениях сказочников используется метафора, чтобы выразить определенную мысль в непрямой и от этого, как ни парадоксально, наиболее впечатляющей форме. Эту силу воздействия метафоры чувствуют все родители, дедушки и бабушки. Увидев погрустневшим личико ребенка, они спешат утешить его, рассказав какую-нибудь историю, с которой ребенок может интуитивно соотнести и себя.
1.2 Психологические особенности развития младших школьников

Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления в школу. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе.
Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамах учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.(10, с. 69-70).
Переход к систематическому обучению предъявляет высокие требования к умственной работоспособности детей, которая у младших школьников еще неустойчива, сопротивляемость утомлению низкая. И хотя на протяжении возраста эти параметры повышаются, в целом продуктивность и качество работы младших школьников примерно наполовину ниже, чем соответствующие показатели старшеклассников.
Переход также создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью. (17, с. 325)
Глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.
Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности, в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка, например, занятия спортом, искусством, игра.
Существует несомненная и глубокая связь между играми и сказками; можно даже сказать, что всякая сказка, в своей сущности, не что иное, как игра. Игра это есть воплощенная - драматизированная, инсценированная сказка, а сказка - это игра - до своей инсценировки. Сказки играют немалую роль в воспитании детей.
Благодаря чему сказка воспитывает? Сказка, прежде всего, действует на чувства, или, как принято говорить в жизни, на сердце, и лишь затем на ум. Слушая сказку, ребенок неосознанно, в своем воображении, сливается с героями сказки, если они ему симпатичны. И тогда вместе с ними он проявляет доброту и благородство, рискует собой ради других, любит, грустит, становится смелым и находчивым, совершает подвиги и побеждает злых и страшных чудовищ: И Кощея Бессмертного, и Бабу Ягу, и Змея Горыныча. Сказки воспитывают у ребенка способность волноваться чужими несчастьями, радоваться радостям другого, переживать чужую свадьбу как свою.(15, с. 86)
Детей надо приучать и размышлять над сказками. Это несложно уже потому, что дети любят, когда им вновь и вновь повторяют полюбившиеся сказки, и они сами проигрывают их в своем воображении.
Вместе с детьми надо искать ответы на вопросы: почему в сказках Иванушка-дурачок оказывается удачливее своих старших братьев? Не за глупость ведь, а за какие-то другие свойства характера и поступки? Что помогает Золушке выстоять в ее нелегкой судьбе? Почему, в конце концов, пострадал Колобок? Дети склонны одушевлять предметы, явления природы, наделять человеческими свойствами животных и растения. Поэтому они легко понимают и принимают язык сказок. С помощью сказки они получают возможность усвоения нравственных общечеловеческих ценностей, учатся различать добро и зло, ценить доброту, трудолюбие, верность и настойчивость, получают первые представления о справедливости, упорстве, мужестве. Детям полезны не только фольклорные сказки, но и сказки, написанные поэтами и писателями. (15, с. 145)
Сказки не только учат добру, неприятию зла, жадности, жестокости, но и прививают нравственные и эстетические пристрастия. На примере сказок можно развивать и мышление детей.
"Сказка - ложь, да в ней намек…" - На что? На этот вопрос невозможно ответить, оставаясь в рамках рационального мышления взрослого. Но все мы видим, как воспринимают сказку дети: молча и заворожено, не обсуждая и не критикуя. За сказочными образами стоят символы коллективного бессознательного. Эти же символы встречаются в мифах, религиях, иногда во снах. Язык символов не является "мифом" или "маскировкой" - это естественный язык нашего бессознательного, тогда как слова - язык нашего сознания. Символы, пришедшие из глубины веков, ребенку ближе и понятнее, чем взрослому. "Этот первоначальный разум" также присутствует и действует у ребенка, как эволюционные стадии человека присутствуют в теле его эмбриона" Многолетняя привычка к логическому мышлению уводит взрослого из мира символов. Символам остаются только сновидения. Это - главная причина в различии восприятия народных сказок взрослым и ребенком. Кроме того, взрослый за свою жизнь создал много своих индивидуальных символов, и они чаще встречаются в его бессознательном языке, чем символы коллективного бессознательного. Таким образом, сказка для ребенка, как и сновидения для взрослого, - мост между сознанием и бессознательным и помогает ему строить свое "Я", свою сознательную часть в гармонии с бессознательным. В сказке есть король-отец, чтобы его любить, и Кощей Бессмертный, чтобы его бояться, и это подсказка ребенку: отец может быть добрым королем, и тогда его можно любить, а может быть Кощеем, похитившим мать, и тогда его можно бояться и ненавидеть. Осознание своих негативных чувств - первый шаг к управлению ими. Второй шаг - проигрывание их, и здесь тоже может помочь сказка. Игра в сказочного героя или в сказочного злодея и есть управление своей агресс и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.