На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Что такое образовательно-педагогическая прогностика. Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике. Интернаучные, частнонаучные методы прогнозирования в педагогике. Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 05.04.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



webkursovik.ru/
Министерство внутренних дел МВД России
Московский университет





реферат
Образовательно-педагогическая прогностика



Москва 2010
Оглавление

Введение
Глава I. Что такое образовательно-педагогическая прогностика
Глава II.Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике
Часть I. Общенаучные методы прогнозирования в педагогике
Часть II. Интернаучные методы прогнозирования в педагогике
Часть III. Частнонаучные методы прогнозирования в педагогике
Глава III. Становление прогностических функций педагогики: от Платона до наших дней
Заключение
Список использованной литературы
Введение

Продолжительное время Россия находится на пути коренных изменений, начавшихся в середине 80-х годов XX века. Изменяются сферы общественного сознания: экономическая, политическая, нравственная, психологическая, социальная, военная, управленческая, образовательная. Появляются и исчезают новые социальные институты, виды и формы их деятельности, тенденции, модели. Все это происходит на фоне общемировых процессов: стремительно возрастающих объема и скорости обращения информации, ошеломляюще быстрого развития новых технологий, структурных изменений в развитии экономики, политики, изменения социально-культурного контекста, что вполне обоснованно порождает острую необходимость в поиске новых, оптимальных управленческих решений, в том числе и в области образования.
Диктуемый только актуальными ситуативными проблемами путь развития системы образования себя исчерпал: принимаемые в области модернизации образования решения носят часто меняющийся по концептуальным ориентирам характер без определения ближайших и последующих рубежей развития; количество управленческих решений и, естественно, соответствующих документов в образовательной сфере превышает реальные возможности образовательных учреждений качественно выполнять их, обеспечивать реальное улучшение дел; зарождается тенденция отрыва управления образованием от реальной образовательной практики, что неизбежно ведет к усилению формально-бюрократических и авторитарно-командных отношений между ними. Система образования отстает от требований социально-экономического развития страны, что проявляется, прежде всего, в отсутствии адекватной реакции профессионального образования на потребности рынка труда; более четверти выпускников высшего профессионального образования и трети выпускников среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности. Содержание и технологии образования не соответствуют требованиям современного общества и экономики; ускорение темпов обновления технологий приводит к необходимости смены подходов к разработке содержания образования и технологий обучения. В условиях стремительного развития и расширения доступности открытых информационных сетей передача «готовых» знаний перестает быть главной задачей учебного процесса, снижается функциональная значимость и привлекательность традиционной организации обучения. Подготовка педагогических кадров не соответствует задачам настоящего времени; в силу низкого уровня заработной платы государственная система образования становится все менее привлекательной областью профессиональной деятельности; нарастает дефицит преподавательских и управленческих кадров.
Итак, классическая система образования уже не удовлетворяет потребностей социума, так как не учитывает динамику изменений в социальной среде государства и общества. А ведь система образования по самой своей сути должна работать на будущее, и, следовательно, обязана по своим темпам опережать развитие новой техники и технологии. Иными словами, в определении задач системы образования необходимо исходить не столько из сегодняшних потребностей производства, науки и культуры, сколько из прогнозирования будущих, быстро растущих, потребностей. По мере ускорения темпов общественного развития становится очевидной объективная необходимость предвидеть не только ближайшие, но и отдаленные последствия тех или иных управленческих решений в образовании. Поэтому на передний план все более активно выдвигается новая научная дисциплина - образовательно-педагогическая прогностика, изучающая закономерности процесса разработки прогнозов в педагогике.
Высокая актуальность и социально-педагогическая значимость проблемы педагогического прогнозирования, актуализация потребностей образовательной практики в предсказуемости и ориентирах будущего развития послужили основой для выбора темы реферата, целью которого можно обозначить раскрытие сущности, содержания и функций образовательно-педагогической прогностики как нового, чрезвычайно актуального направления педагогической науки. В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:
1. Дать определение понятию и обозначить область применения образовательно-педагогической прогностики;
2. Сделать обзор основных методов, используемых в педагогическом прогнозировании;
3. Провести краткий ретроспективный анализ становления прогностического процесса в области образования.
Глава I. Что такое образовательно-педагогическая прогностика?

«Венец научной работы есть предсказание. Оно раскрывает нам даль грядущих явлений или исторических событий, оно есть признак, свидетельствующий о том, что научная мысль подчиняет задачам человечества и силы природы, и силы, движущие жизнь человеческую».
Н.А. Умов, выдающийся российский физик [1].
Прогностика - древнегреческое слово, обозначающее в наиболее общем смысле искусство формулирования прогнозов. Широкое распространение понятие «прогностика» получило более двадцати веков назад, после появления книги Гиппократа под названием «Прогностика», в которой рассматривались способы определения течения и исхода различных болезней. Искусство предвидения основывалось тогда главным образом на интуиции, приметах, догадках и других далеко не научных методах.
Как научная дисциплина о прогнозировании прогностика еще находится в стадии своего становления. Несмотря на это, как пишет Б.С. Гершунский [2], уже сейчас можно говорить о прогностике как о подлинно научной дисциплине, имеющей свой предмет исследования, теоретические и методологические основания, понятийный аппарат, методы и тесную связь с практикой. Предметом прогностики являются общие принципы построения методов прогнозирования развития объектов любой природы и закономерности процессов разработки прогнозов. В настоящее время уже разработаны основы понятийного аппарата прогностики, изданы словари терминов по прогностике. Что касается методов прогнозирования, то научная прогностика располагает их достаточным количеством. Важно также, что прогностика как научная дисциплина, органически связанная с практикой, отвечает на запросы различных сторон жизни современного общества. Область приложения прогностики, включающая в себя все без исключения системы научного знания, может быть разделена на подобласти в соответствии с классификацией наук.
Правомерно говорить и о педагогической прогностике, имея в виду, что в данном случае речь идет об интерпретации теоретических принципов прогностики в системе знаний, составляющих предмет педагогики.
Область применения педагогического прогнозирования чрезвычайно широка. Его задачи состоят в том, чтобы предвидеть: социально-экономические условия, в которых будет развиваться сфера образовании в будущем; новые требования развивающегося общества к человеку, уровню его образования и воспитания; необходимые содержательные и организационно-структурные изменения системы образования в целом и отдельных ее компонентов; демографические сдвиги и движение контингентов обучающихся на всех ступенях и уровнях образования; возникающие под влиянием социально-экономического и научно-технического прогресса новые требования к содержанию, методам, средствам и организационным формам обучения и воспитания, к управлению процессом целенаправленного формирования у учащихся осознанного и заинтересованного интереса к труду, научного мировоззрения, необходимых социальных, психологических и нравственных качеств; пути и методы совершенствования системы профессиональной ориентации учащихся, профотбора и профадаптации; возможности оптимизации учебно-воспитательной деятельности в связи с непрерывно изменяющимися общественными требованиями к личностным и профессиональным качествам выпускников учебных заведений различного типа. Прогнозирование охватывает и такие вопросы, как продолжительность обучения на отдельных ступенях образования; возможность эффективного совмещения общего образования с профессиональным; педагогические проблемы всеобщего профессионального образования молодежи; совершенствование системы непрерывного (дополнительного) образования, самообразования и повышения квалификации в условиях нарастания объема и усложнения содержания научной информации и многие другие. Кроме того, важным объектом педагогического прогнозирования является сама педагогика как наука, ее тенденции и перспективы развития. Или иначе - «самопознание» педагогикой своей логической структуры, сущности своего объекта, предмета, оснований, теорий, законов и закономерностей, правил и принципов, идей, методов, фактов и понятийно-терминологического аппарата. Также особого внимания заслуживает системное прогностическое обоснование концепции самореализации личности, предопределяющей высшие идеалы педагогической деятельности на всех ее уровнях и этапах, иерархически высшую цель обучения, воспитания и развития учащихся, необходимость использования прогностических методов в процессе констатации и предвидения развития индивидуальных способностей и интересов каждого учащегося, применение активных методов профориентации и определения индивидуальной траектории учебной и трудовой деятельности учащихся в будущем, а также персонифицированную систему обучения в единстве всех ее звеньев - целей, содержания, методов, средств и организационных форм педагогической деятельности, адекватной личностным потребностям учащегося [3].
образовательная педагогическая прогностика
Глава II. Методы научного прогнозирования, применяемые в педагогике

Широко используемые педагогикой собственные, традиционные методы - наблюдение, опытная работа, собеседование, анкетирование, анализ письменных и графических работ учащихся, педагогический эксперимент, изучение учебной документации и другие - сами по себе весьма полезны на этапе получения фактического материала, его группировки и систематизации, установления тех или иных отношений. Они позволяют найти и сформулировать качественные признаки и структурные элементы педагогических явлений и процессов, способствуют накоплению эмпирических данных. В этом их несомненная ценность.
Вместе с тем, становится все более очевидным, что использование одних только «традиционных» методов педагогических исследований не позволяет рассчитывать на коренное качественное преобразование эмпирического базиса педагогики, на формирование строго научных педагогических законов и теорий, на реализацию педагогикой своей прогностической функции. Целый ряд объективных факторов, и, прежде всего, насущные потребности жизни, практики, расширение границ педагогики, повышение ее роли в обществе, заставляют педагогику все шире и глубже использовать в своих специфических целях методы других наук, адаптированных к объекту педагогических исследований. Количество таких методов в настоящее время исчисляется сотнями.
Естественно, что при таком разнообразии прогностических методов, необходимо как-то их систематизировать и классифицировать. Прежде всего, для того, чтобы более обосновано выбирать их для разработки конкретных прогнозов в соответствующих отраслях научных знаний. Одна из таких классификационных схем предложена советскими авторами Д.М. Гвишиани и В.А. Лисичкиным [4]. В соответствии с этой схемой современные методы научного прогнозирования можно разделить на три большие группы: общенаучные методы, интернаучные методы и частнонаучные методы. Однако следует иметь ввиду, что приведенную классификационную схему можно считать весьма условной, так как трудно провести четкую границу между указанными группами методов. Например, тот или иной частнонаучный метод, с успехом используемый в рамках какой-либо одной конкретной отрасли научных знаний, в определенных условиях может быть использован и в других отраслях, перейдя, таким образом в разряд интернаучных методов.
Часть I. Общенаучные методы прогнозирования в педагогике

К общенаучным методам прогнозирования объектов всех без исключения наук относится весь арсенал средств, которыми располагает в настоящее время логика научного исследования: эмпирические методы - наблюдение, измерение и эксперимент; теоретические - анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, идеализация, мысленный эксперимент, исторический и логический методы.
Важную роль в процессе научного познания играют интуиция и творческое воображение ученого.
Наблюдение
Под наблюдением обычно понимают определенную систему фиксации и регистрации объективных свойств и связей изучаемого объекта, находящегося в естественных условиях или в условиях научного эксперимента. Этот метод уже давно и широко используется многими науками, как правило, в качестве одного из элементов в составе других, более сложных, эмпирических методов (анкетирование, интервьюирование, сбор материалов статистической отчетности и других).
В широком смысле любой вид научного познания начинается с наблюдения - непосредственного восприятия живой действительности с помощью органов чувств. Однако в отличие от обыденного, научное наблюдение характеризуется тем, что оно подчинено определенной исследовательской цели, заранее планируется и проводится по соответствующей программе.
Так каковы же прогностические возможности этого метода?
Прежде всего, следует отметить, что научные наблюдения могут вносить существенные коррективы в известные науке и уже объясненные явления.
Применение метода наблюдения в процессе педагогического прогнозирования позволяет получить исходную фактическую основу для разработки прогнозов. С помощью этого метода совершенствуются и пересматриваются представления о прогнозируемых объектах, обновляются прогностические модели, исследователь более глубоко проникает в специфику изучаемых явлений. Метод неоценим на этапе поискового прогностического исследования, когда стоит задача уточнения той или иной педагогической проблемы, выдвижения и формулировки гипотез. Существенную пользу метод наблюдения может оказать и на заключительной стадии разработки педагогических прогнозов, где он способствует уточнению и правильной интерпретации данных, полученных другими методами, укреплению или опровержению той или иной гипотезы. Однако прогностические возможности метода наблюдения ограничены, так как он позволяет зафиксировать лишь внешние проявления того или иного процесса, определенные свойства и связи наблюдаемого объекта, но не дает понятия об их природе, сущности и тенденциях развития. Эти задачи могут быть решены при помощи других методов.
Измерение
Метод измерения относится к числу количественных методов исследования, цель которых состоит в том, чтобы наиболее полно отобразить в научном знании объективные количественные отношения, выраженные в числе и величине.
Роль измерений в процессе педагогического прогнозирования заключается в том, что они позволяют находить и формулировать эмпирические законы и даже могут служить источником формирования научных теорий. В результате измерений могут быть установлены такие факты, сделаны такие эмпирические открытия, которые приводят к коренной ломке устоявшихся в науке представлений. Количественный подход к объекту педагогического исследования есть не просто дополнение качественного подхода, а нечто большее, так как именно на таком пути возможно более глубокое постижение педагогического явления в его качественной определенности. В качестве примера взаимосвязи качественных и количественных характеристик дидактических явлений можно привести сравнительное исследование успеваемости в школе, на вступительных экзаменах в вуз и успеваемости студентов, осуществляемое А.М. Сохором и его сотрудниками с помощью элементов корреляционного анализа [5]. Обойтись лишь качественными показателями в исследовании подобного рода невозможно. Вместе с тем полученные количественные данные дают материал для весьма существенных качественных выводов, в том числе и прогностического характера, способствуя поиску оптимальных вариантов отбора абитуриентов и повышению достоверности прогноза их будущей успеваемости. Некоторые из этих выводов становятся объектами нового количественного исследования, приводящего, в свою очередь, к новым качественным соображениям и т.д.
В настоящее время одной из наиболее актуальных проблем является проблема измерения качеств личности, формируемых в педагогическом процессе. Многие исследователи отмечают, что отсутствие эффективных методик, направленных на количественное измерение свойств личности, сильно снижают результативность педагогических исследований. Так, А.И. Власенков писал, что в педагогике «нет точных критериев обученности, воспитанности, развития учащихся. Имеющиеся в педагогике способы измерения приблизительны, недифференцированы, а потому недостаточно объективны» [6]. Между тем, очевидно, что одна из наиболее важных прогностических проблем педагогики - проблема профориентации молодежи - может быть успешно решена лишь на основе эффективных средств измерения способностей и интересов учащихся. Эти же средства могут сыграть важную роль в решении проблемы неуспеваемости учащихся, индивидуального подхода к ним.
Как показывает практика последних лет, ход и результаты процесса измерения качественных характеристик могут быть значительно улучшены с применением математических и статистических методов. Развитие этих методов под влиянием требований практики привело к формированию новой научно-прикладной математической дисциплины - квалиметрии (науки о способах измерения качественных характеристик). Проникновение идей и методов этой научной дисциплины в педагогику позволяет рассчитывать на существенное повышение эффективности педагогических исследований прогностического характера.
Эксперимент
Под экспериментом понимают такой метод изучения объекта, когда исследователь активно вмешивается в обычный ход явлений, стремясь выделить в чистом виде исследуемые закономерные зависимости, проанализировать роль различных факторов, меняя их соотношение или даже исключая некоторые из них совсем.
Педагогический эксперимент связан с изучением педагогических явлений в изменяющихся условиях. Его можно определить как специфическую, ограниченную во времени и пространстве форму педагогической деятельности, осуществляемую с целью проверки гипотез, поиска средств для обеспечения оптимального функционирования и развития той или иной педагогической системы.
Эксперимент в педагогическом прогнозировании - это часть практики. Он обусловлен потребностями практики, потребностями познания наиболее эффективных средств и методов учебно-воспитательной работы. Как метод, органически сочетающий в себе теоретическую и практическую деятельность, эксперимент в прогностических исследованиях призван выполнять сложные функции. Во-первых, посредством вычленения отдельных сторон и свойств объекта педагогического исследования он дает возможность проникнуть в его сущность, раскрыть его закономерности и на этой основе выдвинуть соответствующие гипотетические предположения о тенденциях развития и поведении данного объекта в будущем. Во-вторых, материализуя ту или иную идею, выраженную в гипотезе или предвидении, эксперимент выступает критерием их истинности, формой проявления общего в единичном. Посредством установления единичного факта (или фактов) подтверждаются или опровергаются общие предположения, выраженные в гипотезе или научном предвидении. Открытые при экспериментальной проверке гипотезы и объясненные теорией факты становятся, с одной стороны, основой нового научного предвидения, а с другой - доказательством старых предположений. Обобщая отдельные факты, исследователь с помощью индукции устанавливает в них тождественное, наиболее характерное. Таким образом, данные эксперимента становятся опытной основой общих теоретических положений, создающих необходимые предпосылки для научного предвидения.
Анализ и синтез
Анализ - это метод исследования, состоящий в разложении целого на его составные элементы (части, стороны, свойства). Синтез - это метод исследования, состоящий в соединении (сочетании) отдельных элементов (частей, сторон, свойств) в единое целое. Эти методы представляют собой противоположности, взаимно дополняющие друг друга. Без изучения частей с помощью анализа нельзя понять целого. Без изучения целого с помощью синтеза нельзя, в свою очередь, до конца понять части, так как неопределенными остаются их функции в составе целого.
Теоретический анализ позволяет выяснить, из каких дискретных, относительно самостоятельных структурных единиц и связей складывается качественная природа изучаемого объекта, и какие из них оказывают решающее влияние на все остальные стороны данного объекта, детерминируют его поведение.
Однако теоретический анализ сам по себе не может привести к познанию сущности объекта, к обнаружению причинно-следственных связей различных явлений, установлению объективно действующих закономерностей. Когда отдельные стороны какого-либо объекта, процесса или явления определены и изучены, особое значение приобретает теоретический синтез. На основе обобщения выделенных в результате анализа характеристик теоретический синтез ведет к формулированию законов, теорий и гипотез, объясняющих или предсказывающих поведение данного целостного объекта, развитие определенного явления или процесса в соответствующих условиях.
Индукция и дедукция
Индукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от частного к общему. Дедукция - это метод познания, основанный на умозаключениях от общего к частному.
Индукция и дедукция широко используются в педагогических исследованиях. Индуктивный метод имеет большое значение на стадии накопления фактического материала и его обобщения. Непосредственной основой индуктивного умозаключения является повторяемость явлений действительности и их признаков. Обнаруживая сходные черты у ряда объектов определенного класса, можно сделать вывод о присущности этих черт всем предметам данного класса. Индукция в рамках прогностического научного исследования должна пониматься как основное средство эмпирического обобщения, средство перехода от систематизированных данных опыта к эмпирическим законам, на основе которых могут быть сделаны относительно достоверные заключения о предполагаемом развитии тех или иных явлений и процессов в будущем. Содержанием дедукции как метода познания является использование общих научных положений при исследовании конкретных явлений. Используемые в качестве исходных предпосылок прогностического исследования общие принципы и законы помогают ученому правильно понять и интерпретировать отдельные явления действительности, предсказать наиболее вероятные перспективы их развития.
Эти методы тесно взаимосвязаны: обобщение частных педагогических фактов в целях прогнозирования всегда требует применения к ним уже имеющихся общих знаний. С другой стороны, переход от общего к частному в педагогике неизбежно связан с учетом специфических особенностей этого частного.
Сравнение
Сравнением называется установление сходства или различия двух или ряда явлений (процессов, событий, предметов) в целом или в каких-либо признаках. Во многих педагогических исследованиях сравниваются разнообразные методы и приемы обучения, различные варианты учебных планов или программ, виды учебных планов и упражнений, технические средства обучения и т.п. Все эти сравнения необходимы для обоснования принимаемого решения, которое по самой своей сути носит прогностический характер. В целом, данный метод трудно переоценить - его использование создает необходимые предпосылки для дальнейшего, более глубокого исследования тех или иных явлений с помощью других прогностических методов.
Идеализация
В научном понимании широко используются так называемые идеальные объекты, которые не существуют в действительности. Мысленное конструирование объектов такого рода называется идеализацией. На основе идеализации исключаются те свойства и отношения объектов, которые затемняют сущность изучаемого процесса. Сложный процесс рассматривается в «чистом» виде, что облегчает выявление наиболее существенных связей и отношений, формулирование гипотез, законов и теорий.
Использование идеализации в прогностических исследованиях особенно целесообразно тогда, когда подлежащие исследованию реальные объекты достаточно сложны для имеющихся средств прогнозирования, а по отношению к идеализированному случаю можно, приложив эти средства, получить необходимую прогностическую информацию, в определенных условиях и целях эффективную для описания свойств поведения этих реальных объектов. Например, в педагогике широко используется понятие «средний учащийся», идеализированные возможности которого решающим образом предопределяют дозировку учебного материала, излагаемого преподавателем на каждом занятии, используемые в процессе обучения методы преподавания и т.п. То есть преподаватель, по существу, прогнозирует оптимальный эффект своей обучающей деятельности именно в расчете на «среднего учащегося».
Мысленный (теоретический) эксперимент
В отличие от эксперимента с материальными объектами, мысленный эксперимент проводится с воображаемыми образами и моделями, оперирует ими в воображаемых условиях, абстрагируясь от посторонних факторов. В мысленном эксперименте все идеализировано: объект, экспериментальная ситуация и результат, который проверяется опосредованно - применимостью на практике той теории, которая создана на основе идеализации и мысленного экспериментирования.
Мысленный эксперимент в педагогических исследованиях прогностического характера может быть использован на стадии планирования реальных педагогических экспериментов созидательного типа, которые направлены на активное изменение содержания и форм учебно-воспитательного процесса и являются важным этапом проверки гипотез, выдвинутых в процессе педагогического прогнозирования.
Исторический и логический методы
Всякое явление может быть правильно познано лишь в его возникновении и развитии. Поэтому в науке широко используется исторический метод исследования, сущность которого состоит в том, что история исследуемого объекта мысленно воспроизводится во всей своей многогранности, с учетом всех мельчайших деталей. Применение данного метода позволяет получить представление об эмпирической истории объекта. Но чтобы вскрыть и выделить главные этапы развития объекта, его основные связи, закономерности и логику развития, необходимо теоретическое знание об этом объекте, его сущности. Для обобщения исторических фактов, обнаружения в случайном закономерных связей, выявления объективных закономерностей создания совокупности понятий и суждений, объединенных с помощью логических принципов в определенные теории, используется логический метод исследования.
Исторический и логический методы исследования тесно связаны между собой и, используемые в единстве, играют важную роль в прогностических исследованиях.
Часть II. Интернаучные методы прогнозирования в педагогике

Интернаучные методы применяются для прогнозирования объектов не менее чем в двух науках. При всем их разнообразии их можно свести в три основные класса: методы экстраполяции, методы экспертной оценки и методы моделирования.
Методы экстраполяции
Метод экстраполяции - это распространение каких-либо закономерностей или тенденций, наблюдавшихся в определенном временном интервале (его называют базовым), на другой временной интервал (прогнозный). Прогностическая экстраполяция в большинстве случаев производится на основе статистически установленных тенденций изменения количественных характеристик прогнозируемого объекта, подчиняющихся той или иной функциональной зависимости и описываемых соответствующими кривыми графически. Таким путем прогнозируется, например, рост численности и структура научных кадров, рост объема научно-технической информации, размеры средств, вкладываемых в науку и т.п.
Идеи экстраполяции получили весьма широкое распространение в педагогике. В той или иной мере они используются при формировании учебных планов и программ, планировании учебно-воспитательного процесса, решении вопросов профориентации и т.п. Однако объекты педагогических исследований не определены до такой степени точности, чтобы к ним можно было применить понятие функции. Поэтому здесь сущность методов экстраполяции состоит в изучении истории прогнозируемого объекта и перенесении закономерностей его развит и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.