На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Основные термины в области научения. Применение экспериментов над животными в процессе обучения человека. Память и забывчивость. Важность переноса знаний. Первичное и рефлексивное обучение. Природа обучающей организации. Теория двойственной памяти.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 20.03.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


1.ВВЕДЕНИЕ

1.1. Определение

Обучение -- это достаточно постоянные изменения поведения, происходящие в результате накопления опыта.
Данное определение подразумевает, что обучение имеет место только тогда, когда индивидуум проявляет различия в поведении, например, когда он может подтвердить знание новых фактов или сделать что-либо, чего он не мог сделать раньше. Изменения в поведении, обусловленные возрастом или травмой, не могут служить примерами обучения. Однако если травмированный человек нашел способ приспособиться к своему увечью, то его новое поведение может рассматриваться как результат обучения; это -- натренированное поведение.
1.2. Основные термины в области научения

При изучении психологии научения необходимо понимать значения четырех важных терминов -- побуждение, стимул, ответная реакция (отклик, ответ) и закрепление. В приведенных определениях понятие «организм» относится как к человеку, так и к животным.
(а) Побуждение -- это необходимое условие возникновения готовности к действиям или поведению. Это обстоятельство, при котором организм желает удовлетворить свою потребность.
(б) Стимул -- знак или сигнал, который провоцирует реакцию. Обычно он передается (выражается) видом, звуком, запахом или прикосновением. Например, звук телефонного звонка побуждает нас снять трубку, или изменение цвета материала (предмета) заставляет нас изменить цвет используемой краски.
(в) Ответная реакция -- поведение, являющееся результатом стимулирования (даже если представляется невозможным выявить стимул). Как правило, с определенным стимулом связывается определенная ответная реакция, так что одно автоматически влечет за собой другое, например, переключение скорости автомобиля при приближении к повороту. Предметом производственного обучения во многом является именно установление подобных ассоциаций, или связей.
(г) Закрепление -- любое событие или объект, который усиливает реакцию, заставляя ее либо продолжать, либо усиливать, путем обеспечения организма неким вознаграждением. Так, собака после выполнения трюка может быть вознаграждена либо лакомством, либо дружеским похлопыванием (поглаживанием) и ласковым словом. Человека, обучающегося вождению автомобиля, инструктор может похвалить за плавное переключение скоростей.
1.3. Формирование классического условного рефлекса

Эксперименты, проводимые с животными, позволили выявить два важных процесса в научении: классическое и оперантное формирование условных рефлексов.
Формирование классического условного рефлекса в первую очередь связано с работами русского психолога и физиолога Павлова. Его классический эксперимент в этой области происходил следующим образом.
(а) Первая стадия -- собаке, испытывающей голод (побуждение), показывают пищу (стимул). В пасти собаки выделяется слюна (ответная реакция). Наконец, собаке позволяют съесть пищу (закрепление).
(б) Вторая стадия -- как и предыдущая, но когда собаке показывают пищу, звонит звонок.
(в) Третья стадия -- пищу собаке уже не показывают, только звонит звонок. При звуке звонка пасть собаки наполняется слюной.
Таким образом, сейчас у собаки уже выработана условная реакция в ответ на новый стимул. Поскольку эта ответная реакция (выделение слюны) -- рефлекторное действие, т.е. не поддающееся контролю сознания, оно называется условным рефлексом.
Проведением различных вариаций этого эксперимента Павлов сумел доказать, что собаки невосприимчивы к цвету, но могут отличить круг от эллипса.
Вполне возможно, что определенные предрассудки и страхи человека могут быть результатом классического процесса формирования условного рефлекса. Например, американский психолог сумел выработать у своего маленького сына ужас перед плюшевым медвежонком, поскольку всякий раз, когда медвежонок попадал в поле зрения ребенка, отец издавал громкий звук. Позже он устранил этот условный рефлекс путем закрепления ассоциации плюшевого медвежонка с любимым фруктовым желе сына. Хотя выработка классических условных рефлексов может способствовать развитию определенных личностных черт характера, оно имеет очень малое значение для обучения персонала в рамках промышленности и коммерции.
1.4. Оперантное формирование условного рефлекса

Этот процесс, который гораздо более приложим к обучению человека, связывается с именем американского психолога Скиннера (B.F. Skinner). Типичный эксперимент Скиннера выглядит следующим образом.
(а) Сконструирована специальная клетка, на одной стенке которой имеется рычаг, а на другой -- ящичек для корма. Если надавить на рычаг, в кормушке появляется пища из .встроенного в клетку контейнера.
(б) Животное (очень часто это голубь), которое испытывает голод, помещается в клетку. В конце концов в процессе хаотичного движения по клетке голубь какой-либо частью тела дотрагивается до рычага и надавливает на него. Это высвобождает из контейнера пищу, которую голубь съедает. После нескольких случайных повторений этой последовательности событий голубь начинает понимать связь между нажатием на рычаг и появлением в кормушке корма. Вид рычага (стимул) приводит к ответной реакции -- надавливанию на него. Затем появившийся в результате этого корм съедается (закрепление). Это пример научения, поскольку, накопив опыт, голубь ведет себя теперь иначе, чем прежде.
(в) После того как поведение подобным образом установлено, более действенными становятся нечастые закрепления, а не закрепление каждой ответной реакции (сравните с людьми, которым в процессе научения всякий раз, как они что-то сделают, говорят, что они молодцы).
(г) Поведение может быть скорректировано при помощи оперантного формирования условного рефлекса, иными словами, его можно сделать более точным и менее общим. Например, голубей научили играть в настольный теннис, исполнять несложные пьески на детском пианино и даже выбирать и отбраковывать таблетки неправильной формы на фармацевтической фабрике с помощью нажатия клювом на рычаг, когда готовые таблетки двигались мимо голубя по ленте конвейера.
Оперантное создание рефлексов отличается от классического в ряде аспектов.
(а) Животное не пассивно, оно проявляет активность (отсюда термин оперантное).
(б) Его поведение инструментально в получении награды или закрепления, при классическом создании рефлексов вознаграждение не имеет особого значения.
(в) Оно обучает новому поведению, в отличие от обеспечения проявления уже существующей реакции на новый стимул.
(г) Поведение животного контролируется его сознанием, это не рефлекторное действие.
Конечно, существует критика теории оперантного создания рефлексов; особенно подвергается ей предположение, что выводы о человеческом поведении могут быть сделаны на основе наблюдения за поведением животных. Эксперименты на животных могут раскрыть множество интересного о психологии кошек, собак, крыс и голубей, но их результаты не применимы к психологии человека. У животных имеются мотивации, которые, возможно, в корне отличаются от мотиваций человека, и бессловесных животных нельзя спросить, почему они ведут себя тем или иным образом. Кроме того, модель оперантного обусловливания мало, что говорит о том, как развивается процесс понимания научения и способность проникать в суть, как люди «учатся учиться» и какими средствами передаются базовые понятия о пространстве, времени, логике и т.д. Более того, эта модель игнорирует вопрос о том, кто должен разрабатывать курсы подготовки (тренировки) и какие темы должны затрагиваться в процессе подготовки.
2.ОБУЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

2.1.Применение экспериментов над животными в процессе обучения человека

Создание классических условных рефлексов не подходит для обучения человека в процессе его трудовой деятельности в промышленности и коммерции, поскольку оно не имеет дела с ответной реакцией, контролируемой сознанием. Оперантное формирование рефлексов имеет одно очень специфическое применение -- запрограммированное обусловливание, но более всего оно ценно в закреплении моделей поведения, которым необходимо следовать, если вы хотите, чтобы обучение было успешным. Однако следует иметь в виду, что оперантное научение у животных как субъектов обучения происходит путем проб и ошибок, тогда как большинство людей учатся путем копирования и получения словесной и .графической информации. Рассмотрим в качестве примера формирование навыка ручного труда.
(а) Обучающийся должен быть мотивирован (т.е. иметь побуждение) завершить курс и должен четко представлять себе выгоды от этого, например повышение оплаты труда, другая, более престижная должность или удовлетворение от обладания новым умением.
(б) В процессе обучения индивидуальная мотивация должна поддерживаться различными способами:
* установлением и достижением промежуточных целей -- путем разбивки общей задачи на отдельные завершенные части или элементы; каждый с заранее заданным стандартом исполнения, которого должен достичь обучающийся;
* конкуренцией -- хотя ее не следует заводить слишком далеко;
* конкуренция между обучающимися нередко хорошо мотивирует;
* демонстрацией полезности, нужности -- следует разъяснять обучающимся цель любого теоретического багажа или упражнения;
* поддержанием на должном уровне внимания обучающегося.
(в) При составлении программы следует сделать однозначно четкими и понятными стимулы и содержание ответной реакции. Если программа обучения не структурирована самым тщательным образом, распознавание соответствующего стимула в череде многих привходящих ощущений или соответствующая ответная реакция на конкретный стимул может вызвать у обучающегося определенные трудности.
(г) В процессе прохождения программы обучения следует закреплять ответную реакцию обучающегося через определенные интервалы времени, естественно, не лакомствами, а гораздо менее материальными наградами.
* Для человека исключительно мощным закреплением является знание результатов обучения. Обучающегося следует постоянно информировать о прогрессе, которого он достиг в процессе обучения или с помощью инструктора, или путем обратной связи относительно конечной цели. Психолог Бартлетт (F.C. Bartlett) из Кембриджа сказал: «Не очевидно, что практика приводит к совершенству, но вполне очевидно, и можно это утверждать, что практика, результаты которой известны, приведет к совершенству».
* Похвала инструктора является сильнейшим методом закрепления. Но инструктору следует избегать критики и наказаний обучающегося, это ведет к закреплению неверных методов обучения, поощряет неконструктивное поведение и может вызвать у обучающегося антипатию к инструктору и задаче обучения.
Принципы оперантного обусловливания, таким образом, показывают, как можно получить наилучшие результаты подготовки и обучения в сфере промышленности и коммерции. Другие важные факторы в процессе обучения человека, которые выведены не из экспериментов с животными, рассмотрены в главе далее.
2.2. Прочие факторы обучения человека

Принципы, описание которых приводится ниже, представляют собой обобщения и тенденции, но никак не научные закономерности, их истинность варьируется в зависимости от способностей и умений обучающегося, а также от природы изучаемого предмета.
(а) Изучение в целом или изучение по частям -- общая задача, подлежащая изучению, часто преподается по частям, если в ее составе имеются сложные понятия или необычные специфические ассоциации между стимулами и ответной реакцией. Известно, что мотивация выше при изучении предмета в целом, а не по частям, особенно когда обучающиеся обладают достаточно развитым интеллектом. Методы общего изучения также предпочтительны, когда общая задача теряет основную часть своего смысла, если она преподается не целиком, а будучи разбита на части. Таким образом, преподаватель должен решить, какой метод он выбирает, тщательно соотнеся сложность предмета и мотивацию при его изучении. Если предмет преподается по частям (части А, В, С и т.д.), наилучшие результаты, как было установлено, дает следующий алгоритм действий;
* изучение А, затем проведение практики по А;
* изучение В, затем проведение практики по А+В;
* изучение С, затем проведение практики по А+В+С и т.д. При таком методе обучения та часть, что была изучена раньше, например А, не забывается при изучении последующих частей, и общая задача постепенно становится все яснее для обучающегося.
(б) Распределение практики -- следует избегать постоянного обучения: либо делать перерывы, либо чередовать практические занятия с изучением теоретических положений. В целом, периоды обучения должны быть короче в начале программы обучения и постепенно удлиняться по мере прогресса. Другое обобщение заключается в том, что комплексный или сложный материал требует для усвоения более коротких занятий, чем простой и несложный.
(в) Плато обучения -- графическое выражение взаимоотношения между эффективностью работы (производительностью) и временем подготовки (обучения) называются кривыми роста производительности. На рис. 5.1 и 5.2 представлены кривые обучения соответственно для простой и сложной задачи. Кривые можно интерпретировать с точки зрения способностей обучающегося и мотивации. Рис. 5.3 показывает, что в течение второй и третьей недели обучающийся практически топтался на месте, начиная с четвертой недели и далее обучающийся демонстрировал значительный прогресс. Горизонтальный фрагмент кривой (в течение второй и третьей недели) носит название «плато производительности»: его можно встретить во многих ситуациях, когда кажется, что обучающийся с начала действия программы топчется на месте. Существует несколько объяснений наличия плато производительности:
* Обучающийся временно обескуражен возросшей сложностью задачи, он потерял мотивацию.
* В течение первого периода программы обучения обучающийся проявил несколько неверных ответных реакций, которые должны быть устранены, если предполагается достичь прогресса в его обучении.
* Обучающийся хочет вернуться к уже изученному материалу и понять его значимость.
* В случае, когда речь идет об обучении по учебнику, новая задача может содержать некоторые сложные восприятия или ассоциации между стимулом и ответной реакцией. Если до этого момента обучающийся мог достигать прогресса простым копированием предложенных заданий, то после этого момента он должен глубоко понять и мысленно преодолеть эти трудности. Обучающийся индивидуум должен увидеть и осознать важность различных знаков и ответных реакций и осознать, как одна итерация координируется с другими. После достижения этого уровня понимания обучающийся способен проявить значительный прогресс в обучении.
Плато производительности можно сократить или вовсе устранить, если изучаемый материал тщательно проанализирован и изложен таким методом, который предполагает возможность возникновения трудностей у обучающегося, а не просто бросает его на произвол судьбы. Примером подобного подхода является анализ умений (см. п. 21.5).
2.3. Прочие теории обучения

Не все еще известно о процессе обучения, и бихевиористская модель оперантного создания рефлексов, рассмотренная выше, является всего лишь одним из множества подходов к этому процессу. В соответствии с оперантным формированием рефлексов обучение -- это процесс, основанный на ответных реакциях, когда обучающийся не принимает никакого участия в определении предметов, подлежащих изучению, или выборе методов обучения. Полезность этого процесса оспаривается школой действенного обучения, которая рассматривает обучение преимущественно как активный процесс, который предполагает взаимодействие индивидуума со средой. Обучение рассматривается как проявление общего интеллектуального развития, которому нет необходимости зависеть от таких факторов, как стимул и ответная реакция. Например, люди изучают такие категории, как время, пространство, логика, отвлеченно, без какой-либо связи с оперантным созданием рефлексов.
Защитники теории действенного обучения утверждают, что обучение происходит тогда, когда люди приспосабливают свои взгляды и восприятия к соответствию со своими попытками установить связь с внешним миром. Считается, что мозг выполняет функцию, аналогичную той, что выполняют средства, способствующие пищеварению: он постоянно усваивает, интерпретирует и перерабатывает новый материал.
Другим подходом является модель социального обучения, которая предполагает, что индивидуум обладает интеллектом, который с самых первых дней его жизни стремится осознать и понять события и окружающую действительность. Социальное обучение как подход подразумевает следующее.
(а) Огромная часть обучения человека происходит в результате наблюдения за окружающим миром и другими людьми. Будучи на работе, индивидуум учится поведению, пониманию и восприятию мира таким же образом, что и работники, выполняющие аналогичные рабочие роли и занимающие аналогичное положение.
(б) Провалы обучающегося в попытке научиться обычно происходят от неправильного управления процессом обучения, а не от неспособности обучающегося.
(в) Индивидуумы взаимодействуют и, следовательно, обучаются не только в социальной, но и в материальной среде.
Познавательная модель обучения -- это еще одна альтернатива оперантному созданию рефлексов. Познание -- мыслительный процесс, который управляет приобретением знаний. В него включается интуиция, восприятие, воображение и аргументация. Познание касается того, как люди приобретают идеи и как формируется их восприятие. Соответственно этому познавательная модель рассматривает обучение как процесс, при котором индивидуумы начинают понимать смысл своего жизне и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.