На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Сочинение как один из видов обучения письменной речи. Методика обучения школьников 5-6 классов сочинению-повествованию. Цель урока, предварительные упражнения творческого характера, виды и классификация сочинений. Проверка и анализ школьных сочинений.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 13.09.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание

    Введение 2
    1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи 3
    2. Из опыта методики обучения сочинению 4
    3. Методика обучения сочинению-повествованию 8
    4. Проверка сочинений. 15
    5. Анализ сочинений 16
    Заключение 17
    Список литературы 18
    Введение

    Работа по развитию речи учащихся - обязательная часть школьного курса русского языка. Эта работа многоаспектна. В частности, она предполагает последовательную подготовку к сочинениям различных жанров с учетом возрастных особенностей школьников конкретного класса, специфики каждого жанра, взаимосвязи, отношений преемственности между жанрами в рамках программного обучения [8]. Необходимо различать понятия «жанр», «речевой жанр» и «жанр школьных сочинений». Первые два понятия являются лингвистическими, последнее принадлежит теории и практике обучения русскому языку. Традиционно для раскрытия содержания термина «жанр» в лингвистике используется определение, данное М.М. Бахтиным: «Жанром называется форма организации речевого материала, выделяемого в рамках того или иного функционального стиля, вид высказываний, создающийся на основе устойчивых, повторяющихся …моделей и структур в речевой ситуации» [6]. Под «речевым жанром» понимается «класс текстов, традиционно использующихся для достижения определенных коммуникативных целей общения в конкретных условиях общения» [9]. Жанром в методике преподавания русского языка называют разновидности самостоятельных высказываний (сочинений) учащихся. На начальном этапе обучения (5-6 классы) под «жанрами школьных сочинений» подразумеваются самостоятельные высказывания учащихся в соответствии с функционально-смысловыми типами речи, положенными в их основу [1]. Это сочинения-описания, сочинения-повествования, сочинения-рассуждения.
    В данной работе мы остановимся подробнее на методике обучения школьников 5-6 класса сочинению-повествованию.

1. Сочинение как один из видов обучения письменной речи

Сочинение - один из видов обучения письменной речи, школьное упражнение в правильном изложении мыслей на заданную тему (толковый словарь русского языка Ушакова). Сочинение-повествование - это рассказ о событии, построенный по схеме: завязка-кульминация-развязка.

Сочинения, как и другие виды работ различаются:

Ш По цели: обучающие (подготовительные) и проверочные (контрольные)

Ш По месту оформления: классные и домашние

Ш По форме словесного выражения: устные и письменные

Сочинения, проводимые на уроках русского языка, по тематике делятся на две большие группы:

Ш Сочинения на лингвистические темы (например «Для чего нужно изучать фонетику?», «Самая интересная тема программы по русскому языку»)

Ш Сочинения на темы из жизни (т.н. свободные темы). В современной практике сочинения на темы из жизни занимают в практике работы учителя-словесника большое место, что объясняется их широкими воспитательно-образовательными возможностями.

По типу создаваемых текстов различаются:

Ш Сочинения, традиционно относящиеся к «школьным жанрам» - сочинения-повествования, описания, рассуждения, рассуждения с элементами повествования и т.д.

Ш Сочинения близкие к тем речевым произведениям, которые существуют в реальной речевой практике: рассказ, заметка, статья, репортаж, очерк, доклад.

По стилю различаются:

Ш Сочинения разговорного стиля (рассказ о случае из жизни)

Ш Сочинения книжных стилей: делового, научного, учебно-научного, публицистического, художественного.

По источнику получения материала различаются сочинения на основе полученного жизненного опыта, прочитанного, произведений живописи, кинофильмов, радио- и телевизионных передач, театрального спектакля, музыкальных впечатлений и др. При этом в сочинении может использоваться как один, так и несколько источников получения материала.

К источникам другого - психологического - ряда относятся память, восприятие, воображение.

По осложнённости дополнительным языковым заданием выделяются: сочинения с лексическими, грамматическими, стилистическими и другими заданиями.

В деятельности учителя, связанной с проведением сочинений, выделяют три этапа:

1) подготовка и организация сочинений

2) их проверка и оценка

3) анализ проверенных работ в классе. [3]

2. Из опыта методики обучения сочинению

Теории и практике обучения сочинению посвящено немалое число трудов. Фундаментальные концепции сочинения разрабатываются давно и основательно. Усилия учёных и методистов увенчиваются сотнями серьёзных пособий и рекомендаций учителю, как научить школьников создавать собственные речевые произведения на заданную тему. Вместе с тем проблема во многом остаётся нерешённой.[4]

На основе проанализированных в процессе работы над рефератом статей, мы можем сделать вывод, что обучать школьников сочинению следует постепенно, начиная с первых дней пятого класса. Далее мы приведём выдержки из методических разработок Н.А. Филипповой и Т.С. Задуновой.

Н.А. Филиппова в своей статье «Искусство писать сочинение» делится следующим опытом:

«Я обычно беру пятиклассников и веду их 7 лет. Много внимания я уделяю тому, чтобы научить детей выражать свои непосредственные эмоции, впечатления словами.

Ш 1 сентября мои ученики получают красивые листки с написанным на них предложением: «Ура, я пятиклассник!». Им предлагается продолжить. Немного - 3-4 предложения! Получается интересно.

Ш На третий день на доске чертится овал со словом осень внутри - и детям предлагается высказать мысли и чувства, которые вызывает у них это слово. Так в обиход детей вводится слово ассоциация. Позже мы будем расширять это ассоциативное поле, со временем в нем появятся и цитаты.

Ш На пятый день мои ученики идут в лес, и там, у костра я их прошу послушать шум ветра в вершинах деревьев, посмотреть, как падают листочки, подставить лицо солнышку и сравнить его тепло с чем-нибудь (с летним солнцем, с поцелуем мамы, бабушки). Назавтра это пригодится для маленькой творческой работы.

Ш Через неделю-другую дети идут в театр, а потом им предлагается написать 2-3 предложения вслед за мной: «И вот я в театре. Медленно гаснет свет. Поднимается занавес....». Ученики должны продолжить рассказ, и всегда в каждой работе я нахожу что-то интересное, потому что в ней отражаются душа ребенка, его видение театра, или спектакля, или зрителей.

Ш Еще один вид работы - с цветными фотографиями: мы подбираем к ним части речи, словосочетания, составляя предложения и мини-рассказы на темы из экзаменационных пакетов: «Мир вокруг нас», «Как прекрасен этот мир», «Широка страна моя родная» и т.д.

Так начинается долгий путь к «большому» сочинению. А на этом пути столько интересных остановок!»

Также Н.А. Филиппова советует пользоваться дидактическими материалами из различных учебников, где ученикам предлагаются небольшие творческие задания с готовыми зачинами, пример такого задания:

Ш в одной стране есть такая традиция. Главного врача больницы отправляют в длительную командировку. Если без него все идет так же, как при нем, он возвращается на прежнее место. А если хоть что-нибудь ухудшается, его переводят в рядовые врачи. Продолжите текст, расскажите о своей семье, о своей школе, начав словами: «Вот и у нас...».[12]

В своих заданиях Н.А. Филиппова предлагает ребятам начинать не с общего, а с частного, не с абстрактного, а с конкретного, что делает задания более понятными для них, более обозримыми.

Схожей точки зрения придерживается Т.С. Задунова. Приведём цитату из её статьи «Искусство писать сочинение»:

«5-й класс - самый важный этап: если сейчас ребенок не познает радость творчества, то позднее вряд ли что удастся. Главная сложность для пятиклассников в том, что они от одного учителя пришли к нескольким, количество предметов выросло. Нужно учитывать так же то, что дети в этом возрасте очень любят рассказывать о себе. Почти на каждом уроке мы писали мини-сочинения (5-6 предложений): зарисовки о природе, времени года, погоде и т.д.; по сюжетным картинкам, о себе, о родных, сочинения-фантазии, анкеты и т.п. Например: «Что я больше всего люблю (не люблю)», «Моя любимая игрушка (телепередача, книга...)», «Как я помогаю дома», «Вечер в моей семье», «Мой путь до школы», «Если б я был... (волшебником, президентом...)», «О чем мне рассказала снежинка (капелька)», «Самое красивое облако», «На что похож(е,а)... цветок, сугроб, лист клена, радуга...». Параллельно происходит первое знакомство с такими понятиями, как тема, идея сочинения, стиль с особенностями построения текста.

Во втором полугодии пишем пореже, но объем увеличивается, и темы постепенно усложняются: «История из семейного альбома», «Мой поселок через 10 лет».

К концу года мои пятиклашки могли без труда «создавать шедевры» на любую тему, и при этом - никакой боязни. Просто нравилось фантазировать и рассказывать о том, что им интересно.

И выявилась еще некоторая особенность: почему-то многим детям больше нравилось писать свои сочинения не в тетрадях, а на отдельных листочках, оформленных особым образом.

Видимо, это напоминало им процесс создания книги, они чувствовали себя писателями и художниками одновременно. Я не переставала удивляться их выдумкам. Например, сочинения «Новогодние приключения...» (ребята сами их выбирали - чьи или кого) были написаны на листах в форме елки, снеговика, снежинки, игрушки, облака, в зависимости от того, о ком шла речь.

Сочиняли мы и на уроках литературы: рассказы по пословицам, сказки с необычными героями, смешные истории, пробовали даже детективы, стихи. Ничего не запрещалось, наоборот, чем необычнее жанр и форма, тем отметка выше.

Особый разговор о «музыкальных» сочинениях. Когда я первый раз сообщила ребятам, что мы будем писать сегодня под музыку, надо было видеть, как загорелись их глазенки. А когда я предупредила, что, слушая первый раз, лучше закрыть глаза и попробовать «увидеть» эту музыку, то они в буквальном смысле замерли, словно ждали чуда. Сначала мы слушали «Вальс цветов» П.И. Чайковского, но о названии я пока ничего не сказала. Многие вспомнили, что где-то слышали эту мелодию. Написали все, и ни одно сочинение не было похоже на другое. Кого только там не было! И прекрасные принцессы, и смелые принцы, и волшебницы, и растения. Оказалось, что цветочная тема тоже была многими угадана. Название произведения они узнали только на следующем уроке.

6-й класс

Мы продолжаем писать так же активно разные сочинения, но все-таки основная тема нашего творчества - нравственно-эстетическая: «Как я понимаю дружбу?», «Красивое и безобразное в жизни», «Можно ли убить словом?», «Что такое милосердие?», «Что значит быть честным человеком?», «Нравлюсь ли я себе?», сочинения-зарисовки по пейзажам Левитана, Поленова, Шишкина и других художников.

Все чаще темы сочинений перекликаются с темами уроков литературы (до изучения произведений и после.)»[2]

Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения - работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности. Чтобы заинтересовать ученика этой работой, начинать её на серьёзном уровне следует уже с пятого класса, подмечая и поддерживая робкие стремления учащихся к творчеству, желание выразить свои мысли. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль сочинения», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинается их приобщение к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова.

Таким образом, делаем вывод, что обучать школьников написанию сочинений следует с первых дней пятого класса, делать это стоит постепенно, начиная с небольших по объёму зарисовок, постепенно объём увеличивая, необходимо в первую очередь научить пятиклассников не бояться высказывать свои мысли, не забывая, конечно, о грамматической и стилистической правильности.

3. Методика обучения сочинению-повествованию

Программа по развитию речи для пятого класса предполагает обучение рассказу и особенностям его построения, при этом учитывается, что составление рассказа по картине труднее для детей, чем её описание. Составляя рассказ, учащийся должен домыслить, вообразить в соответствии с сюжетом картины то, что предшествовало моменту, запечатлённому художником. Ученик предполагает возможную развязку действия, передаёт не только пространственные отношения между субъектами и предметами, изображёнными на картине, но и временную последовательность действий, событий. Всё это вносит дополнительные трудности в построение рассказа по картине.

Приступая к работе над рассказом, следует объяснить пятиклассникам, что в его основе лежит какой-то случай, эпизод, происшествие. В рассказе можно выделить три основные части: завязку (событие, с которого начинается действие), кульминацию (самый напряжённый момент в развитии события), развязку (концовка, заключительное действие).

Обучать рассказу лучше всего в форме ролевой игры. Эффективность введения игр в уроки русского языка очень высока. Игра - это самое любимое и естественное занятие детей. Будучи по своей сути социальной, она главным образом учит ребёнка общаться. Введение ролевых игр в обучение повышает интерес учащихся к урокам русского языка, способствует развитию диалогической и монологической речи, даёт возможность наглядно проиллюстрировать, что в зависимости от адресата меняется выбор лексических, синтаксических и стилистически средств языка.

Ролевая игра по картине, захватывая эмоциональную сферу учащихся, побуждает их к самостоятельному поиску необходимых слов, самостоятельному построению предложений, конструированию диалогов, более точному переложению языка живописи на язык словесный.

Для обучения пятиклассников построению рассказа следует использовать жанровые картины с ярко выраженным сюжетом, например «Опять двойка» Ф.П. Решетникова, «Не взяли на рыбалку» К.Н. Успенской-Кологривовой, «Оборона Севастополя» А.А. Дейнеки и др.

Ролевая игра при обучении рассказу повышает активность пятиклассников и их домашние сочинения получаются более яркими и творческими. При работе с картиной учителю следует учитывать культуроведческий аспект, поскольку картина может содержать сведения, непонятные сегодняшним школьникам.[11]

Сочинение-повествование на основе сюжетных рисунков традиционно используются в 5-м.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетн и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.