На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Исследование особенностей и закономерностей развития интеллекта у ребенка. Описание качеств вундеркиндов и детей индиго, выявление проблем их воспитания и обучения. Определение уровня одаренности детей по теориям Рензулли, Станфорд-Бине и Торренса.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 11.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Курсовая работа на тему

Одаренность как отклонение от нормы

Содержание

интеллект вундеркинд воспитание одаренность

Введение

Глава 1. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

1.1 Вундеркинды

1.2 Дети-индиго

1.3 Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей

1.3.1 Обучение одаренных детей

Глава 2. Определение одаренности детей

Литература

Приложение

Введение

В этой работе речь пойдет об умственной одаренности детей (интеллекте, общих умственных способностях). Признаки одаренности проявляются у детей повышенной восприимчивостью к учению, при довольно быстрых темпах продвижения в учебе при равных условиях. В настоящее время внимание к детям с теми или иными признаками незаурядного интеллекта становится большой и общей задачей школ.

Возникновение этой проблемы становится предметом дискуссий. Одни считают, что проблема повышенного интеллекта связана с взаимодействием наследственности и среды, другие считают с ранним приобщением детей к достижениям науки и новой электронной техники, третьи считают соотношением быстрого созревания и развития.

В годы возрастного созревания замечательные возможности развития заметны практически у всех детей. Каждый полноценный ребенок, будучи беспомощным, при рождении растет и развивается с помощью взрослых и он постепенно становится "человеком разумным".

Всем детям свойственна умственная активность, тяга к познанию, дать определенные оценки окружающим предметам и явлениям. В этом органически нуждается их развивающийся головной мозг. В детские годы умственное развитие идет в таком темпе, что по мере познания и взросления эта интенсивность становится недоступным в более зрелом возрасте.

Вместе с тем постоянно обнаруживается, что даже в относительно равных условиях психическое развитие детей различаются и развиваются неодинаково.

Некоторые дети развиваются гораздо интенсивнее других, в школьные годы проявляют исключительные способности. Однако ранние признаки одаренности становятся чем-то временным и преходящим.

У каждого ребенка своеобразное сочетание признаков умственной способности, и какое из этих окажется более перспективным сказать трудно.

Поэтому прогноз умственных достоинств, всегда остается проблематичным, даже в отношении учеников с чрезвычайно развитым интеллектом.

Так, может быть, не надо принимать всерьез проблему детской одаренности, раз признаки ее такие неоднозначные, а интеллект проявится в будущем?

Проявления общих умственных способностей детей и подростков указывают на некоторое слагаемое умственной способности и одаренности, позволяют видеть, как подготавливается и формируется интеллект в ходе возрастного развития.

Словосочетание "возрастная одаренность" привлекает внимание к тому, что характеризуется именно ребенок или подросток, чьи умственные достоинства еще не указывают достаточно определенно на их уровень развития в будущем.

Ученица А. У нее в раннем возрасте начали проявляться незаурядные склонности. Хорошо ориентировалась на местности. В 4 года могла ходить на лыжах и могла прогуляться по всему селу. Хорошо заучивала и читала стихи. В 5 лет научилась читать. Могла писать некоторые буквы шрифтом. Хотела поступить в школу, и с братом пришел в школу. Брат учился во 2 классе. Попросился на урок и сел за парту. После урока директор спросил ее, "зачем пришла в школу". Она ответила, что хочет учиться. Директор школы вежливо объяснил ей, что еще рано и придет через год. Через год поступила в первый класс. Училась с желанием до 5 класса, практически на "отлично". Родители, увидев незаурядную тягу к музыке, перевели ее в музыкальную школу. Она чуть не разочаровалась, когда ее записали в группу струнных инструментов. Её желание было научиться играть на баяне. Но педагоги, обращая на её маленький рост, объяснили ей, что баян тяжелый инструмент, и ей будет трудно, и что инструмент повредит её осанку. Но она смогла перебороть свои разочарования ,и закончила музыкальную школу на "отлично". Затем поступила в пединститут на физико-математический факультет. Закончив его, по распределению направлена в с.Раздолье Караидельского района Республики Башкортостан и работает успешно в этой школе уже 23 год. Как и прежде любит музыку, играет в шахматы, участвует на соревнованиях по лыжным гонкам.

Тема исследования:

Одаренность как отклонение от нормы

Объект исследования: дети с незаурядным интеллектом.

Предмет исследования: психология одаренности детей и проблема одаренности как отклонения от нормы.

Цели исследования:

дать объективную и субъективную оценку проблемам одаренности

Задачи исследования:

Исследование неравномерности хода возрастного развития и предпосылки различий в интеллекте.

Исследование индивидуальных различий в своеобразии одаренности.

Исследование взаимосвязи индивидуального и возрастного проявления в интеллекте.

Гипотеза

Данная проблема при детальном изучении будет адаптировать одаренных детей, и помогать в их дальнейшем развитии.

Изучение проблемы поможет развить методологию развивающего обучения, разнообразить формы и методы их применения.

Глава 1. Детская одаренность как психолого-педагогическая проблема

Известно, что при подходе к индивидуальным различиям по способностям очень важно учитывать возможности человеческие вообще. Как отмечал Рубинштейн, при отрыве от этой "почвы" выдающиеся способности отдельных людей неизбежно мистифицируется и путь для их изучения обрывается.

Быстрые темпы развития ребенка в дошкольном и дошкольном возрасте, а также отсутствие каких _ либо требований к ребенку со стороны родителей и воспитателей детских садов, могут оставить без должного внимания различные отклонения ребенка от нормального развития. Эти незамеченные или показавшиеся незначительными отклонения в развитии ребенка _ до школьника подчас приводят к выраженным сдвигам, когда ребенок начинает обучение в школе.

Именно школа является тем индикатором, который проявляет все проблемы в интеллектуальном развитии ребенка, так как становится очевидной его неспособность овладеть учебной программой. Но в этом случае первичные нарушения в интеллекте ребенка сопровождаются появлением вторичных - деформация личности, появление различных психосоматических и психоневрологических патологий, быстрая утрата интереса к процессу обучения. В этой ситуации страдают не только сами дети, но и их родители.

Особенности и закономерности развития интеллекта у детей. Изучение этого вопроса связано прежде всего с именем швейцарского психолога Жана Пиаже (Пиаже, 1969). Начиная с 20_х гг. XX в. он в течение 50 лет занимался теоретическими и практическими вопросами детского интеллекта.

Процесс развития интеллекта, согласно Пиаже, состоит из трех больших периодов, в течение которых происходит становление трех основных структур. Сначала формируются сенсомоторные структуры, то есть системы обратимых действий, выполняемых материально и последовательно, затем возникают и достигают соответствующего уровня структуры конкретных операций - это системы действий, выполняемых в уме, но с опорой на внешние, наглядные данные. После этого открывается возможность для формирования формальных операций.

Классификация стадий развития интеллекта

I. Сенсомоторный интеллект - 0-24 мес

II. Репрезентативный интеллект и конкретные операции - 3-12 лет

III. Репрезентативный интеллект и формальные операции - 12-14 лет.

Развитие, по Пиаже, - это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

Применительно к школьным годам педагоги и психологи используют следующую периодизацию:

Младший школьный возраст(6-10 лет);

Подростковый или средний возраст (10-15 лет);

Старший школьный возраст(15-17 лет).

Как известно, в младших классах все учебные предметы ведет один педагог, чаще всего учительница. Личные особенности учителя становятся фактором биографии учеников.

Итак, в младшем школьном возрасте выделяются ученики с необычно быстрым, стремительно развитым интеллектом, которые развиваются еще в дошкольные годы. Крайние случаи такого рода - вундеркинды. В среднем возрасте различия в умственных способностях не так уж заметны. В старших классах наблюдается интеллектуальный подъем у некоторых учащихся. Все это - разные варианты неравномерности хода развития.

1.1 Вундеркинды

Некоторые дети с раннего возраста особенно настойчиво тянутся к учению. Необычность умственных успехов таких детей становится очевидной после поступления в учебу, где происходит сравнение детей друг с другом. Уже тогда обнаруживаются необычные способности некоторых учеников и умственное развитие их далеко от сверстников.

Ученик Саша. Саше не было еще 4 лет, когда он научился читать. Случилось это так. Ему купили азбуку: на отдельных картинах нарисованы буквы алфавита. Мальчик играл и по подсказке бабушки начал называть буквы. Затем, вслушиваясь в произносимые слова, стал подбирать соответствующие картинки.

Далее он научился считать. В этот период он начал увлекаться не только счетом, но и стал их чертить. Ему уже было 4 года.

Интерес к числам ослабел, когда он увлекся географией. В начало пятого года он сделал карту полушарий. Причем все очертания и обозначения с удивительной точностью совпадали с географической картой.

В дальнейшем 7-летний Саша прямо из детского сада поступил в 4 класс школы, успешно выдержав все вступительные экзамены. В школе успевал только на "отлично". Семейное окружение его: мать - экономист, бабушка 70 лет и сестра - студентка филологического факультета, отец - инженер, с семьей не живет). Мальчик в основном находится под наблюдением у бабушки.

Саша в школе не занимает особого положения. Учителя к нему относятся как к обычному ученику. Преподаватели отмечают сознательность его ответов и умение кратко и ясно излагать свои мысли. Но он долго занимается самообразованием. Подготовка домашних заданий занимает больше 1,5-2 часов в день, он практически не гуляет. Стал увлекаться орнитологией. Его работа о птицах - толстая пачка исписанных тетрадей и огромное количество рисунков.

Много самостоятельности проявлено и в иллюстрациях. Он не только копирует рисунки, а рисует на основе описания. У него хорошая зрительная память. После посещения зоопарка или зоомузея он делает схематические рисунки, описывает их. Он умеет различать даже незначительные различия в цвете и форме.

Саша очень подвижный. У него стремительная походка.

Сосредоточенность его на учебной стороне урока создает определенную отрешенность от происходящего вокруг. Он не только реагирует на поведение других, но и даже соседа по парте.

У доски Саша держится скромно, даже застенчиво. Он не смотрит на себя со стороны, не любуется своим голосом, произносящим умные и ученые слова.

Когда учительница неторопливо, педагогическим тоном, задала ему дополнительный вопрос, можно было видеть, что у него ответы готовы прежде, чем она замолкала.

Познания его по всем предметам отличаются конкретностью и точностью. Письменные работы отличаются необычайной краткостью.

1.2 Дети - индиго

Дети - индиго - это не просто дети с необычным цветом ауры (кстати, что такое аура, тоже никто не смог толком объяснить), это в первую очередь неординарные дети, которые буквально всем отличаются от обычного представления о детях. С малого возраста они рассуждают о судьбах мира, проявляют уникальные феномены и таланты, отличаются от других необычайной линией поведения, обладают уникальными лидерскими качествами, в результате чего отвергают все шаблоны воспитания. Одним из известных примеров ребенка Индиго является мальчик. В 5 лет освоивший весь мировой репертуар произведений для скрипки и в том же возрасте выступавший с оркестром уже взрослых музыкантов в качестве первой скрипки.

До тех пор, пока к изучению детей Индиго будут подходить однобоко, то есть искать причины необычности в материальных или физических факторах, понять их особенности, отличия от других и методы воспитания будет невозможно. Только после того, как будут приняты во внимание невидимые разум и душа и их потенциальные свойства, только тогда найдется ответ на вопрос "кто такие дети Индиго?"

Для того, чтобы прояснить большинство вопросов относительно детей Индиго, нужно вспомнить идею Д.И.Менделеева о троичности человека и окружающего мира, о том, что все вокруг имеют три сущности: разум, душу и тело (материальную оболочку), и разум среди них -главный. Именно наследованием разума занимался последователь Д.И.Менделеева В.И.Вернадский. он первый среди ученых сформулировал концепцию об устройстве ноосферы, то есть разума - среды, в которой содержатся совершенные истинные знания и с которой абсолютно совместим разум человека.

Отсюда становится очевидным, что одаренность и высокоразумность детей индиго обусловлена не наследственностью, не генетическим изменениями или воспитанием (то есть сущностями материального мира), а именно особыми свойствами их невидимых разумов и душ, потенциал которых на несколько порядков выше предшествующего им поколения детей.

1.3 Проблемы в обучении и воспитании одаренных детей

Многие думают, что ребенок, опережающий сверстников по уровню интеллекта, блещущий умственными способностями, не будет встречать трудностей в учебных занятиях - ему, очевидно, уготовано более счастливое, чем у других детство. В действительности же детей с ранним умственным расцветом могут ожидать немалые сложности и дома, и в школе свои драмы в ходе возрастного развития.

Прежде всего важно, как поведут себя родители и другие старшие члены семьи, когда обнаружится необычность ребенка. Часто, наряду с гордостью и радостью, такой ребенок вызывает и озабоченность, даже тревогу. Иногда его родителей беспокоит то, о чем другие, казалось бы, могут лишь мечтать, ребенок прочитывает все книги в доме; он поглощен решением задач, его не оторвать от монтирования каких-нибудь устройств. Такой степени пристрастие к умственной работе производит впечатление чрезмерности. Девочка десяти лет ежедневно приносит из библиотеки 2-3 книги, самые разные, без особого разбора, тут же прочитывает их, на следующий день меняет. И каждый вечер с боем приходится укладывать ее спать... У мальчика девяти лет плохое зрение, приходится ограничивать его занятия книгой, но он ночью, пока мама спит, встает и читает. Нередко родители, с которыми ничего подобного не происходило, опасливо присматриваются к такой увлеченности, к занятиям не по возрасту. И больше всего боятся не болезнь ли все это - необычная яркость способностей, неутомимая умственная активность, разнообразие интересов. При этом далеко не всегда взрослым удается хотя бы не обрушить на голову ребенка все свои сомнения и страхи.

В других семьях чрезвычайные детские способности принимаются как готовый дар, которым спешат пользоваться, наслаждаться, который сулит большое будущее. Здесь восхищаются успехами ребенка, необычностью его возможностей и охотно его демонстрируют знакомым и незнакомым. Так подогревается детское тщеславие, а на основе самомнения и тщеславия не так-то легко найти общий язык со сверстниками. В дальнейшем это может обернуться немалыми огорчениями, а то и горестями для растущего человека.

Дети с ранним умственным подъемом нередко особенно чувствительны к ожиданиям окружающих, их одобрениям и порицаниям. В семье могут ввести запрет на разговоры о талантливости ребенка, но не всегда он достаточен, кто-нибудь из членов семьи иногда забудется, выразит свой восторг. А ребенок, естественно, не пропустит, уловит восхищение своим умом, своими успехами. Если же старшие, напротив, нисколько не ценят проявления необычных способностей, смотрят на них как на странность, которая со временем пройдет, то и такое отношение тоже будет "принято к сведению", оно не минует детского сознания.

В семье детям с признаками одаренности труднее, чем обычным. Труднее независимо от того, восхищаются ли ими без меры или считают странными. Взрослые могут ошибаться в своих оценках, когда встречают у ребенка то, чего они не ожидали.

1.3.1 Обучение одаренных детей

Время от времени то в одной, то в другой газете промелькнет не перестающее казаться удивительным сообщение о поступлении в ВУЗ школьника 13-14 лет. Значит, кто-то учился в школе вместо 10-11 лет всего 6-7 лет. Чаще всего необыкновенно развитый ребенок поступает, как и все, в шесть - семь лет в первый класс, но потом его ускоренно, иногда в первом же учебном году, переводят в последующие классы. Бывает и так, что "перескок" через класс или несколько таких "перескоков" происходят уже в подростковом возрасте. Раньше для этого требовалось специальное разрешение органов народного образования. Теперь, согласно новому Положению об общеобразовательной средней школе, официально введено право сдавать экстерном за любой класс и за школу в целом. (7)

Но и это не снимает трудностей в развитии одаренных детей. Ведь при этом возникают новые сложности.

Во-первых, образуются определенные пробелы в знаниях, умениях и навыках, не обеспечивается должная систематичность в их усвоении.

Во-вторых, приходится иметь дело с различиями в физическом и нравственном развитии одаренного ребенка и его одноклассников. Тут и физкультура, и трудовое обучении, и, наконец, этика и психология семейной жизни... Как в этих условиях идет формирование самооценки, отношений с одноклассниками и взрослыми? Кто и как должен разрабатывать для одаренных детей индивидуальные учебные программы и планы? Прежде всего необходимо, чтобы во всех классах, где есть такие дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку. Иначе члены педагогического коллектива, прежде всего руководители школы, будут относиться к "перескакиванию" с большими опасениями.

Второй путь - создание лицеев и гимназий для одаренных. В наши дни эти виды учебных заведений пользуются большой популярностью. Что же - это неплохое решение проблемы. Тем более, если учебно-воспитательный процесс в лицеях и гимназиях будет построен на научных принципах и достаточно разнообразной методической базе (что пока, к сожалению, не везде).

Третий путь - создание для детей с повышенными способностями особых классов в структуре массовой общеобразовательной школе. Сейчас этот путь внедряется во многих школах. Одной из его и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.