На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат Педагогическое течение новые школы в Западной Европе. Оденвальдская школа в Германии. Система обучения и воспитания, направленная на формирования активной, самостоятельной, физически здоровой и развитой личности, проявляющей инициативу на практике.

Информация:

Тип работы: Реферат. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


12

Опыт "новых школ" Работа составлена по материалам книги Теория и практика воспитательных систем. / Отв. ред. Л.И. Новикова: В 2-х кн. - Кн. 1. - М.: ИТПО и МИО РАО, 1993.

С конца XIX в. в странах Западной Европы, и, прежде всего в Англии, возникло педагогическое течение, получившее название "новые школы" или "новое воспитание". Созданные для детей из привилегированных классов общества, эти школы стремились на основе уважения к личности воспитанников, всемерного развития у них самостоятельности и инициативы, широкого и многостороннего общего развития, включения в учебный процесс трудовой подготовки и разностороннего физического развития. Если сформулировать эти установки единой формулой, то это - сочетание умственного, нравственного и физического воспитания молодежи, формирование у воспитанников общечеловеческих ценностей. Так воспитывались будущие руководители капиталистического общества. Как по своей внешней, так и внутренней организации " новые школы" резко отличались от старой, традиционной школы. Обычно они располагались в здоровой и красивой сельской местности, в удобных светлых и просторных зданиях. Каждая из них имела свое хозяйство с садом, огородом, ремесленными мастерскими, площадками для игр и спортивных занятий.

Продуманная система обучения и воспитания была направлена на формирования активной, самостоятельной, физически здоровой и развитой личности, умеющей проявлять инициативу на практике. Школа стремилась предоставить своим воспитанникам широкое поле деятельности и богатейший материал для наблюдений, опытов и самостоятельных выводов и заключений не только в ходе учебных занятий, но и в разнообразных хозяйственных работах, на экскурсиях и в дальних поездках, при археологических, геологических и исторических исследованиях окружающей местности. Очень высокие требования "новые школы" предъявляли к воспитателю. Как правило, он жил одной семьей, одной жизнью со своими воспитанниками, с утра и до вечера принимая участие во всех их занятиях и развлечениях - в работах по хозяйству, занятиях спортом, играх и даже обедая с ними за одним столом.

Ничто не напоминало в этих необычных школах обстановки казенного интерната, и неудивительно, что английские "новые школы" в Абботсхольме и Бидельсе, немецкая школа Г. Литца в Ильзенбурге, школа Рош во Франции и другие вызывали огромный интерес и стали образцом для подобных воспитательно-образовательных учреждений в Бельгии, Швейцарии, Австрии и других странах, привлекая к себе лучшие педагогические силы. К началу первой мировой войны насчитывалось уже несколько десятков "новых школ".

Удивительна по содержанию и необычна по форме Оденвальдская школа, созданная в 1910 г. педагогом П. Гехеебом в Гессене (Германия). В ней сложилась гуманистическая воспитательная система, главной целью которой было формирование человека, способного жить в условиях общины и подчиняться ее правилам. Провозглашаемая на словах свобода воспитанников на деле была в Оденвальде весьма ограничена, но при этом атмосфера школы никак не препятствовала полноценному развитию личности каждого ученика.

Даже по своей архитектуре школа отличалась от принятых норм: она состояла из пяти деревянных зданий, каждое из которых носило имя известного немецкого ученого или поэта: Гердера, Фихте, Шиллера, Гумбольдта и Гете. Воспитательная система складывалась как бы из отдельных ячеек-"семей", во главе непременно с учителем. В состав такой "семьи" входили 12-15 человек. Выбор "семей" был произвольным, ребенок осуществлял его сам, после шести недель жизни в школе, причем за ним сохранялось право в случае необходимости поменять "семью". "Семьи" были связаны не только общим местом проживания (комнатой или целым этажом), но и совместными праздниками, экскурсиями и т.п. Как и в любой хорошей семье действовал принцип помощи старших младшим, что распространялось на всю жизнедеятельность школы. В целом воспитательная политика была направлена на всемерное использование межвозрастного общения как фактора развития и источника саморазвития каждого ученика. Вот почему любые формы совместной деятельности всячески поощрялись и культивировались, не зависимо от того, шла ли речь о лыжной прогулке или подготовке к экзаменам, общей трапезе или репетиции спектакля.

Равноправие - еще один принцип организации деятельности школы. Здесь старшие и младшие, педагоги и учащиеся вместе трудились в саду и мастерских, играли и развлекались. Нередкими были "семейные" вечера, не которые приглашали жителей близлежащих деревень. Такие музыкальные представления, беседы о литературе, поэтические чтения и т.п. сближали и формировали чувство общности не только среди членов данной "семьи", но и всей школы и местного населения. Таким образом школа избежала опасности самоизоляции, быстро превратившись из "одинокого островка" в своеобразный культурный центр местной общины.

Особо следует подчеркнуть самоуправление в Оденвальде. По существу, все члены школьного сообщества участвовали в его организации и развитии. Раз в неделю проводились общие собрания. Их повестка вывешивалась заранее на широкой черной доске в самой большой комнате школы. Во время собраний ребята обычно рассаживались полукругом, вперемежку со взрослыми. Тем самым достигался зрительный контакт, а также большая духовная близость взрослых и детей.

Много внимания уделялось традициям, ибо, по мнению Гехееба, только они способны как воском "склеить" всех членов школьного сообщества, стать невидимой защитой в случае возникновения непредвиденных конфликтов и чрезвычайных происшествий. В большей степени традиции относились к совместному празднованию таких важных для жизни школы дат, как, например, дни рождения тех поэтов и ученых, именами которых названы школьные здания (кстати, государственные и религиозные праздники в Оденвальде попросту игнорировались).

Вот как описывает один из таких праздников очевидец: "В эти дни, определенно фиксированные даты, в школу приезжают родители, многочисленные друзья и бывшие ученики. Вся школа разукрашена. Большую залу, откуда удалены все скамьи и по всему полу разбросаны ковры и подушки, узнать нельзя. Но больше всех домов отличается тот из них, чье имя сегодня празднуется. Это - дом Фихте. Он весь и снаружи, и внутри, покрыт зеленью, а окна густо обрамлены розами и другими цветами. Создается такое впечатление, что дом откуда-то привнесен сюда. Все дети в праздничных одеждах, с венками на голове. Столы торжественно накрыты на большой поляне среди живописно расположенных гор. Праздничная музыка и пение. Кто-то из педагогов читает доклад об "имениннике", рассказывает о его жизни. В большой зале, так изумительно декорированной зеленью, поется "гимн радости" Бетховена. Один из учителей рассказывает о педагогических взглядах Фихте. Окончен доклад, и дети снова бегут на воздух. Там, между яркими клумбами, они выбирают места для танцев: преобладают хороводы, старинные танцы, наивные мотивы…" Педагогические искания в Европе и Америке. - М., 1930. - С. 72..

Интересно решался вопрос о религии. Как таковых официальных молитв в школе не было, но при этом проводились так называемые "часы благоговения" - своеобразные общие сборы, во время которых читались произведения на религиозные темы, цитировались религиозные тексты, исполнялась обрядовая музыка. Звучала, например, прелюдия Баха, потом отрывок из книги Сельмы Лагерлеф "Легенды о Христе", а затем… глубокая, благоговейная тишина и долгое, никем не нарушаемое молчание.

Стоит еще упомянуть об экскурсиях, игравших важную роль в жизни школы. Особенно запоминались ребятам десятидневные экскурсии в Рейнскую область, где родился Пауль Гехееб. По дороге останавливались в деревенских избах, заходили на постоялые дворы, ближе знакомились с жизнью немецкого крестьянства, узнавали, как провел детство и юность их нынешний наставник.

Здесь мы подходим едва ли не к самому главному моменту в жизни этой школы, к вопросу о месте и роли личности директора в организации Оденвальда. Создается впечатление, что атмосфера школы была пропитана духом Гехееба, его мыслями и чувствами. Несомненная неординарность директора, ореол таинственности, царивший вокруг него, это и многое другое заставляло и малышей, и подростков совершенно особенно относиться к своему "главному воспитателю" - большому педагогу, крупному ученому и мудрому человеку, беззаветно преданному своему делу.

Но есть вопросы, которые, на наш взгляд, П. Гехееб решал в корне неверно. Например, никак нельзя согласиться с его отношением к своему педагогическому коллективу. Впрочем, коллектива-то как раз и не было. Люди менялись довольно часто, причем главным условием приема на работу была молодость учителя, отсутствие педагогического стажа, а значит, способность легче проникнуться мыслями и атмосферой Оденвальда, и, соответственно, величием личности самого директора. Создается впечатление, отчасти, может быть, и ложное, что педагог боялся разделить с кем бы то ни было собственный авторитет, менее всего занимался подготовкой собственной смены. Вот почему с его уходом школа быстро потеряла присущие ей до того уникальные черты.

Идеи "нового воспитания" и "новых школ" вызвали большой интерес и в России, особенно после знакомства с сочинениями Эдмона Демолена - горячего пропагандиста и организатора "новых школ" во Франции (в 1900 г. его книги о новом воспитании были изданы на русском языке). Позже появился ряд изданий и отечественных авторов, познакомившихся с опытом зарубежных "новых школ" и представлявших их русскому читателю как блестящий образец для подражания Джунковская Е. Средняя школа нового типа в западноевропейских государствах. СПб., 1902; Жаринцова Н.А. Письма из Англии. - СПб., 1908; Петрова Е.Д. Бидельская школа в Англии. - Новочеркасск, 1913.. Уже в 1899-1900 гг. общепедагогический отдел Педагогического музея военно-учебных заведений организовал широкое обсуждение "новой школы", изложенных Э. Демоленом в книге "Новое воспитание".

Следует отметить, что видные педагогические деятели, А.Н. Острогорский, А.А. Макаров, Н.С. Карцов и др., признавали многие положительные черты этих школ, высказывали и серьезные критические замечания по поводу привилегированного характера, дороговизны, стремления изолировать воспитанников от семьи, излишнего культивирования здоровья и физической силы в ущерб развития мышления, утилитарного подхода к научному знанию, принижающего "ценность нравственно-гуманизирующего влияния науки", и т.п. Особенно же не вызывали сочувствия откровенно колонизаторские цели Демолена.

Несколько "новых школ", в основных чертах следовавших зарубежным образцам, появилось и в России. Это школа Е.С. Левицкой в Царском селе (1900), Гимназия Е.Д. Петровой в Новочеркасске (1906) и О.Н. Яковлевой в Голицыне под Москвой (1910). Осуществляя воспитание, близкое к природе, заботясь о гармоничном развитии детских сил, обращая огромное внимание на физическое воспитание и гигиеническую обстановку жизни и труда учащихся, разумно организуя учебный процесс и т.п., они, как и другие "новые школы", ставили своей целью воспитание знающих, волевых, инициативных деятелей, способных стать руководителями хозяйства, "капитанами индустрии", в которых все более нуждался развивающийся капитализм. Первую из этих школ открыла Е.С. Левицкая (внучка известного писателя и историка Н.А. Полевого), которая сама поб и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.