На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Сущность воображения как психического процесса. Механизм творческого воображения. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 21.08.2002. Сдан: 2002. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. А.И.ГЕРЦЕНА


Кафедра педагогики и психологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема: “ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕОДИКИ РАЗВИТИЯ
ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ 6 ЛЕТ В
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ”
ВЫПОЛНИЛА:


Научный руководитель:


Санкт-Петербург
2002 г.


С О Д Е Р Ж А Н И Е:


ВВЕДЕНИЕ - 3
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
1.1. Сущность воображения как
психического процесса
1.2. Механизм творческого воображения
1.3. Особенности развития творческого
воображения в дошкольном детстве
2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И ФОРМИ-
РУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1. Теоретического обоснование методики развития воображения
2.2. Организация констатирующего и
формирующего экспериментов
3.ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Воображение человека всегда выступает как отражение свойств его личности, его психологического состояния. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Воображение выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает будущее. Обладая богатым воображением, человек может “жить” в разном времени, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно воскрешаемых усилием воли, будущее представлено в мечтах и фантазиях.
В преддверии радикальной реформы в сфере образования и воспитания проблема развития творческого потенциала подрастающего поколения стоит как никогда остро и актуально. Ориентация на творчество и сегодня является мировоззренческой установкой современной системы образования и воспитания, в том числе дошкольного.
Последние исследования свидетельствуют о непосредственной роли воображения в умственном развитии ребенка, а также общего психического развития.
В педагогической психологии вопросы, непосредственно связанные с проблемами формирования и развития воображения у дошкольников еще мало разработаны. В то время, как эта область представляет огромный потенциал для реализации резервов комплексного подхода в воспитании детей, их подготовки к обучению в школе.
ЦЕЛЬ исследования: изучение особенностей формирования творческого воображения дошкольников в художественной деятельности.
ЗАДАЧИ исследования:
1.Выявление психолого-педагогических проблем развития воображения у дошкольников.
2.Определение и апробирование комплекса методик в целях выявления уровня развития воображения у детей путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
3.Анализ результатов диагностики уровня развития воображения дошкольников до и после их обучения по специальным методикам.
МЕТОДЫ исследования:
Для диагностики креативных способностей дошкольников в исследовании использовались следующие методики:
-“Неполные фигуры”;
-“Нарисуй слово”.
1.ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ
ДЕТСТВЕ
1.1.Сущность воображения как
психического процесса
Процесс воображения свойственен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.
Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи./;с.10/.
Человек может мысленно представить себе то, что в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался.
Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Прежде чем что-либо сделать, человек представляет, что надо сделать и как он это будет делать. Таким образом он заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготавливаться в последующей практической деятельности.
Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний их тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте. При этом простая актуализация уже имевшихся временных связей еще не ведет к созданию нового. Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом. При этом важное значение имеет слово.
Слово служит источником появления образов воображения, контролирует их путь становления, является средством их удержания, закрепления, изменения.
Источник воображения - объективная реальность.
Исследователи выделяют несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное. Пассивное, в свою очередь, делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидная фантазия). Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее. Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.
С феноменом воображения в практической деятельности людей прежде всего связан процесс художественного творчества. Так, с репродуктивным воображением может быть соотнесено направление в искусстве, называемое натурализмом, а также отчасти реализм.
Рассматривая процесс воображения, следует сказать, что воображение выполняет в жизни индивида ряд специфических функций. Первая из них состоит в том, чтобы представлять действительность в образах и иметь возможность пользоваться ими, решая задачи. Эта функция воображения связана с мышлением. Вторая функция воображения состоит в регулировании эмоциональных состояний. При помощи своего воображения человек способен хотя бы отчасти удовлетворять многие потребности, снимать порождаемую ими напряженность. Данная функция особо разрабатывается в психоанализе.
Третья функция воображения связана с его участием в произвольной регуляции познавательных процессов и состояний человека, в частности восприятия, внимания, памяти, речи, эмоций. Четвертая функция воображения состоит в формировании внутреннего плана действий - способности выполнять их в уме, манипулируя образами. Пятая функция - это планирование и программирование деятельности, составления таких программ, оценка их правильности, процесса реализации. /;с.225/.
Следует иметь в виду,что существуют индивидуальные, типологические особенности воображения, связанные со спецификой памяти, восприятия и мышления человека, а также возрастные особенности.
В рамках данного исследования особый интерес представляет механизм творческого воображения, который мы рассмотрим далее.
1.2.Механизм творческого воображения

Научное исследование стадий творческого процесса было начато в ХХ веке английским ученым Г.Уоллесом (1926 г.). Он выделил четыре стадии процесса творчества: подготовку, созревание, озарение и проверку.//. Эта схема претерпела впоследствии лишь незначительные изменения.
В последнее время ведущими в области изучения креативности (творческих способностей человека) являются исследования Дж.Гилфорда // и П.Торренса //.
Гилфорд понимает под креативностью систему качественно различных факторов, которые располагаются внутри общей модели интеллекта. Он выделил четыре основных фактора креативности:
1.Оригинальность - способность продуцировать отдаленные ассоциации, отдаленные ответы;
2.Семантическая гибкость - способность выделить функцию объекта и предложить его новое использование;
3.Образная адаптивная гибкость - способность изменить форму стимула так, чтобы увидеть в нем новые возможности;
4.Семантическая спонтанная гибкость - способность продуцировать новые идеи в сравнительно ограниченной ситуации.
Проблемы творческого процесса широко разрабатывались и в отечественной психологии. В настоящее время исследователи ведут поиск интегративного показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель определяется как некоторое сочетание интеллектуальных и мотивационных факторов или же рассматривается как непрерывное единство процессуальных и личностных компонентов мышления вообще и творческого мышления, в частности./;/.
Психологический анализ творческой деятельности указывает на ее огромную сложность. Она возникает не сразу, а очень медленно, постепенно, развивается из более элементарных и простых форм в более сложные. Она во многом зависит от накопленного человеком опыта.
В этой связи можно говорить о наиболее важном законе, которому подчиняется творческое воображение: творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазии./;с.4/.
Важнейшими составными частями процесса творческого воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Диссоциация заключается в том, что сложное целое как бы “рассекается” н части, одни из которых преимущественно выделяются по сравнению с другими, сохраняются, другие забываются. Диссоциация является необходимым условием для будущей деятельности фантазии. Ассоциация - это объединение диссоциированных и измененных элементов.
Таким образом, воображение творчески преобразует действительность, оно способно давать новые и неожиданные результаты.
1.3.Особенности развития творческого
воображения в дошкольном детстве


ЦЕЛЬ данной квалификационной работы - изучить особенности восприятия произведений изобразительного творчества младшими дошкольниками путем проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
Почему исследователей интересует механизм восприятия детьми произведений художественного творчества ? Прежде всего потому, что учеными тщательно изучается процесс развития психических функций ребенка в различные возрастные периоды. Как влияет возраст на развитие психики, в чем это выражается? Каковы отличительные особенности восприятия у мальчиков и девочек? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе проведения констатирующего и формирующего экспериментов.
Исходная гипотеза: восприятие художественного творчества у девочек более яркая, богата фантазией, по сравнению с мальчиками того же возраста.
1.5. Общая характеристика младшего
школьного возраста
Начало младшего школьного возраста определяется моментом поступления ребенка в школу. Границы младшего школьного возраста - с 6 до 10 лет.
В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе. Прежде всего совершенствуется работа головного мозга и нервной системы. По данным физиологов к 7 годам кора больших полушарий является уже в значительной мере зрелой. Однако наиболее важные, специфически человеческие отделы головного мозга, отвечающие за программирование, регуляцию и контроль сложных форм психической деятельности, у детей этого возраста еще не завершили своего формирования (развитие лобных отделов мозга заканчивается лишь к 12 годам), вследствие чего регулирующее и тормозящее влияние коры на подкорковые структуры оказывается недостаточным. Несовершенство регулирующей функции коры проявляется в свойственных детям данного возраста особенностях поведения, организации деятельности и эмоциональной сферы: младшие школьники легко отвлекаются, не способны к длительному сосредоточению, возбудимы, эмоциональны.
В младшем школьном возрасте отмечается неравномерность психофизиологического развития у разных детей.
Сохраняются и различия в темпах развития мальчиков и девочек: девочки по-прежнему опережают мальчиков.
Ведущей в младшем школьном возрасте становится учебная деятельность. Она определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Переход к систематическому обучению создает условия для развития новых познавательных потребностей детей, активного интереса к окружающей действительности, к овладению новыми знаниями и умениями.
Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять вниманием, памятью, мышлением.
Центральными новообразованиями младшего школьного возраста являются:
качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
рефлексия, анализ, внутренний план действий;
развитие нового познавательного отношения к
действительности;
ориентация на группу сверстников.
Согласно, например, концепции Ж. Пиаже, интеллектуальное развитие ребенка 7-10 лет находится на стадии конкретных операций. Это значит, что в указанный период умственные действия становятся обратимыми и скоординированными. У ребенка возникает способность преодолеть влияние непосредственного восприятия и применить логическое мышление к конкретным ситуациям. Можно сказать, что восприятие становится думающим.
Таким образом, во всех сферах психического развития происходят важнейшие новообразования: преобразуется интеллект, личность и социальные отношения.
Глава 2. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И
СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИКИ КОНСТАТИРУЮЩЕГО И
ФОРМИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТОВ
2.1. Научно-теоретические основы констатирующего и формирующего экспериментов
Эксперимент означает пробу, опыт. Это один из основных методов научного познания вообще, психологического исследования в частности. Например, от наблюдения эксперимент отличается активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами), и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта. Эксперимент предполагает изучение психических особенностей в специально созданных условиях.
Различают лабораторный и естественный эксперименты.
В частности, естественный эксперимент проводится в условиях, близких к обычной деятельности испытуемого, который не знает, что он является объектом исследования. Это позволяет избежать отрицательного влияния эмоционального напряжения и преднамеренности ответной реакции.
Само понятие “естественный эксперимент” было предложено А.Ф.Лазурским. Это было сделано для того, что-бы, по словам самого Лазурского, обозначить особый род исследований, занимающих “среднее место между внешним, объективным наблюдением, с одной стороны, и тем лабораторным, искусственным экспериментом, который известен в настоящее время под именем психологического эксперимента, с другой”.
Вообще организация экспериментального исследования должна отвечать ряду требований. Эти требования систематизированы и представлены в работе Г.А. Урунтаевой и Ю.А.Афонькиной.
На этапе планирования следует четко сформулировать цель исследования, определить выборку исследования (состав участников исследования); необходимо тщательно продумать и прописать методики проведения эксперимента; определить условия, в которых будет проходить эксперимент; необходимо эти условия создать заранее, до того, как начнется процедура эксперимента.
Сами условия необходимо детально изучить, чтобы знать, в какую обстановку мы поставим ребенка и чего можно ожидать в данном случае от детей различного типа. Следует позаботиться о том, чтобы помещение, в котором будет проводиться эксперимент, было хорошо знакомо ребенку и не содержало предметов, которые могут его отвлечь. Комната, в которой будет проводиться исследование, должна быть хорошо освещена. В ней не должно быть посторонних раздражителей --резких звуков, запахов, новых предметов и т.п.
Исследователи обращают внимание на то, что процедуре эксперимента целесообразно придать характер доброжелательного общения.
Эсперимент не должен быть очень длительным. Он всегда предполагает стандартную процедуру, поэтому нельзя вносить в него какие-либо изменения по ходу его проведения.
Эксперимент проводится индивидуально в отдельном помещении.
На этапе констатирующего эксперимента мы будем фиксировать показатель детского развития в сфере восприятия и воображения.
Формирующий эксперимент был предложен Л.С.Выготским. Он ввел в психологию понятие “экспериментально-генетического” метода. Согласно Выготскому, подлинное изучение закономерностей развития того или иного процесса возможно лишь в процессе его формирования.
В рамках педагогических исследований этот метод в дальнейшем получил название “формирующий”.
2.2. Содержание методики констатирующего
и формирующего экспериментов; организация
исследования
В проведении исследования констатирующего и формирующего экспериментов была использована выборка детей младшего школьного возраста в количестве 18 человек (11 мальчиков и 7 девочек) в возрасте от 7 до 10 лет.
Отметим, что использована методика естественного эксперимента путем индивидуальной беседы с каждым ребенком о его впечатлениях и состояниях, эмоциональных переживаниях в ходе рассматривания репродукции картины. Результаты экспериментов фиксировались, что представлено ниже в виде таблиц.
Подготовка исследования: подобрать пять репродукций известных мастеров изобразительного творчества.
Проведение исследования: исследование проводится индивидуально. Ребенку последовательно предлагается пять репродукций в целях изучения уровня его художественного восприятия, связей, существующих между его фантазией и эмоциями.
Цель констатирующего эксперимента - выявление особенностей художественного восприятия младшими школьниками произведений искусства.
Исследователь должен был помнить, что художественные эмоции - это всегда парциальные эмоции, т.е. такие эмоции, которые не стремятся к переходу в действие, не стремятся к реализации, к практическому претворению. Мы изучали эмоциональную реакцию ребенка.
При осмыслении механизма художественного восприятия ребенком произведения изобразительного творчества мы выявляли его художественную установку, которую можно определить как систему ожиданий, складывающуюся в преддверии восприятия произведения искусства.
До экспериментов ребенок должен быть настроен на образно-тематический строй. Неосознаваемые компоненты установки зависят от внутренних особенностей ребенка, от интенциональности его сознания.
Имелось в виду, что восприятие произведения искусства не является механическим регистрированием сенсорных элементов, а выступает способностью изобретательного схватывания изображенного на картине.
В ходе констатирующего эксперимента фиксировались следующие параметры:
знание картины;
понимание сюжета;
понимание элементов формы, цвета, величины -константность;
восприятие целостного изображения - целостность;
преимущественное выделение одних элементов картины по сравнению с другими - избирательность;
зависимость восприятия от прошлого опыта, словарного запаса, запаса знаний и общей направленности личности - апперцепция;
Словарный запас детей оценивался исследователем также по пятибальной шкале.
Благодаря константности восприятия мы воспринимаем окружающие предметы или образы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы (системы анализаторов). Многократное восприятие одних и тех же образов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого образа. Константность восприятия не врожденное свойство, а приобретенное.
Целостность восприятия предполагает восприятия целостного образа, изображенного на картине. Однако способность целостного зрительного восприятия не является врожденной. Об этом свидетельствуют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и которым возвратили зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видят не мир предметов (образов), а лишь расплывчатые очертания, пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей формировалось зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено тем, что они узнали ранее путем осяза-ния. Таким образом, восприятие формируется в процессе практики, т.е. восприятие - это система перцептивных действий, которыми надо овладеть.
Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выделении одних объектов (образов) по сравнению с другими.
Восприятие произведений искусства во многом зависит от знаний ребенка, его прошлого опыта, психофизиологического развития.
Обработка данных: адекватность восприятия произведения искусства оценивалась по пятибальной шкале, подсчитывалось общее количество баллов. Результаты обобщались и фиксировались.
В ходе подготовки проведения формирующего эксперимента исследователь проводил с детьми групповое занятие, где речь шла об умении вырабатывать в себе способность быть в художественном восприятии и суждениях независимым, избирательным; об эпохе, в которой картины были написаны, о художниках, их жизни и творчестве; о сюжетах картин.
Оценка результатов формирующего эксперимента также осуществлялась по пятибальной шкале, подсчитывалось к и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.