На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Диплом Обучение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности: особенности дистанционной формы обучения, эффективность её использования и разработка учебного материла по темам содержательно-методической линии Алгоритмизация и программирование.

Информация:

Тип работы: Диплом. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2011. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



Департамент образования г. Москвы
ГОУ ВПО города Москвы
“МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра Информатики и прикладной математики
Дипломная работа
По теме: «Организация обучения учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности в дистанционной форме на примере изучения содержательно-методической линии "Алгоритмизация и программирование"»
Студента
5 курса д/о
Рожайской М.В.
Научный
руководитель:
Кузнецов А.А.
Допущен к защите
«___» __________ 2010 г.
_______ /Кузнецов А.А./
Москва, 2010
Содержание
Введение
Глава I. Обучение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности
§ 1. Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями
§ 2. Понятие дистанционной формы обучения
§ 3. Использование дистанционной формы обучения при обучении учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности
§ 4. Изучение содержательно-методической линии "Алгоритмизация и программирование" учащимися с ограниченными возможностями
Выводы по главе I
Глава II. Разработка учебного тематического материла по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
§ 1. Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
§ 2. Тематический материал по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» предназначенная для дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
§ 3. Методические рекомендации по использованию тематического материала по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование»
§ 4. Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Выводы по главе II
Заключение
Библиография
Приложение

Введение

В Российской Федерации на фоне устойчивого снижения численности населения и в связи с продолжающимся кризисом семьи, судя по ряду основополагающих показателей, положение детей находится в неудовлетворительном состоянии.

Среди многочисленных проблем детства особую остроту приобретают проблемы детей c ограниченными возможностями жизнедеятельности, которые без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, найти себя в предстоящей взрослой жизни. С каждым годом из-за трудных экономических условий, падения уровня жизни, ухудшения экологических условий, а также недостатков в системе здравоохранения их число увеличивается.

В настоящее время дети с ограниченными возможностями здоровья, по самым сдержанным оценкам Минобрнауки России, составляют свыше 4,5% от общего числа обучающихся в образовательных учреждениях. При этом специальные условия для получения образования предоставляются только 1/3 этих детей в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях (классах, группах).

По данным Росстата, при общем количестве детей с ОВЖ 590 тысяч человек получают образование 250 тысяч детей. Из них 140 тысяч детей обучаются в общеобразовательных школах, 40 тысяч детей - на дому и только около 70 тысяч детей - в системе специального образования. Из этого можно сделать вывод о том, что примерно 45% (200 тысяч) детей с ОВЖ школьного возраста не обучаются.

Неуклонный рост числа инвалидов и других лиц с ограниченными возможностями здоровья, невысокая занятость в сфере производства, низкий уровень и качество их жизни требуют кардинального решения проблемы получения данной категорией лиц общего и профессионального образования.

Анализ состояния и перспектив получения образования лицами с ограниченными возможностями жизнедеятельности показывает наличие определенных трудностей и проблем, заметно влияющих на реализацию конституционного права на получение ими образования.

Зачастую школа не располагает достаточным количеством учителей, готовых заниматься с проблемными детьми на дому. Ребенок пропускает не только целые предметные главы, но и полные курсы. Эта же проблема приводит к тому, что один учитель ведет 3-4 смежных предмета, в которых он не является специалистом.

Учителя, реально работающие по программам домашнего обучения, - энтузиасты своего дела, так как оплата за обучение учащихся на дому низка, а время и усилия на дорогу учителю в расчет не идут.

Большая проблема заключается в том, что учителя средних школ, работающие с инвалидами, не имеют практически никаких специальных методик обучения по своим предметам для таких детей, и каждый полагается на свой опыт и интуицию. В процессе обучения они сталкиваются с множеством специфических особенностей в работе с этими детьми и, зачастую, не имеют методической поддержки. Труднее всего «уложить» программу средней школы в ограниченное количество часов, а если учесть, что дети физически ослаблены, то эффективность такого обучения достаточно низка.

Стоит обратить внимание, что таких предметов, как информатика, экономика, история религии, рисование и музыка в списке, чаще всего, вообще нет.

Кроме того, далеко не все специальные образовательные учреждения, по закону вроде бы обязанные брать на обучение детей с ограниченными возможностями, на самом деле не спешат это делать. Объяснение то же - условий нет...

Из сказанного становится ясным ответ на вопрос - необходимо ли дистанционное обучение ребенку с ОВЖ. Дистанционное обучение для больных детей и детей с ОВЖ необходимо в силу, прежде всего, особенностей развития российской системы образования и специфики психического развития таких детей.

Уровень среднего образования детей с ограниченными возможностями здоровья невысокий по причине переуплотнения специальных образовательных учреждений, недостатка специальных педагогических кадров, обучающих детей на дому, слабого материально-технического обеспечения учебного процесса (отсутствие наглядных и демонстрационных пособий, лабораторных работ и т.д.).

Объектом изучения нашей работы является влияние дистанционного обучения на развитие и формирование личности.

В качестве предмета выступает образовательно-педагогический процесс, целенаправленно организуемый, в условиях дистанционного обучения.

Целью данной работы является разработка тематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по темам содержательно-методической линии: "Алгоритмизация и программирование", в среде дистанционного обучения.
Гипотеза: внедрение в учебный процесс разработанной системы заданий позволит сформировать необходимые знания, умения, навыки (ЗУН) по данной теме у детей с ОВЖ.

Глава I. Обучение учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности

§ 1. Особенности обучения учащихся с ограниченными возможностями

По данным Министерства образования и Науки Российской Федерации в стране насчитывается около 2 млн. детей относящихся к категории лиц с ОВЖ. Из них около 450 тыс. детей школьного возраста учатся 1969 специальных образовательных учреждениях. Дети и подростки, обучающиеся на дому, или школах индивидуального образования составляют 35 тыс.
В последнее время возросло число детей данной категории, которые живут в семье и посещают образовательные учреждения как приходящие учащиеся. По данный Министерства образования и науки на 2004 г. такие дети составляют около 45 тыс. человек [29].
Статья 43 Конституции Российской Федерации не только гарантирует право на образование любому ребенку, не зависимо от состояния его здоровья, физических, функциональных и психических особенностей, но и обязывает родителей предоставить доступ к образованию, что закреплено в законе Российской Федерации «Об образовании».  Дети-инвалиды не являются исключением - законодательство России, конвенция ООН о правах ребенка и различные международно-правовые пакты закрепляют права детей-инвалидов на получение образования, физическую, психологическую и социальную реабилитацию в условиях максимальной социальной интеграции.
В России накоплен большой опыт работы специальных образовательных учреждений для обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелыми нарушениями речи и другими особенностями психофизического развития - это дети с ОВЖ.
Какие формы образования доступны детям с ОВЖ?
Кроме очной формы обучения в общеобразовательной школе образование ребенка-инвалида может осуществляться в очно-заочной, заочной форме, в форме экстерната, надомного обучения, семейного образования. Возможно также обучение ребенка в интернате или коррекционной школе, куда он направляется на обучение органами управления образования.
«Я.И. Кузьминов (ректор ГУ-ВШЭ) высказал критические замечания относительно системы детских домов и интернатов, поскольку дети с различными нарушениями, попадая туда, становятся изолированными от общества. «Особую тревогу вызывает положение тех детей в интернатах, которые считаются необучаемыми и лишены возможности даже воспитания», - сказал ректор. Он призвал к изучению опыта зарубежных стран, где хорошо поставлено дело образования детей-инвалидов. «Пора переходить от разговоров о гуманизме к реальным гуманистическим шагам», - отметил Я.И. Кузьминов.
Была подчеркнута необходимость разработки примерных программ ранней коррекционной помощи для детей с ограниченными возможностями здоровья, а также примерных программ для детей с нарушением в умственном развитии различных степеней. Предлагается предусмотреть подготовку и переподготовку кадров для системы коррекционного и инклюзивного образования» Савицкая Н.А. Пустите ребенка-инвалида в школу. - М.: 2006. - С. 4-5.
Одним из самых эффективных методов получения образования детьми с ОВЖ и их одновременной социальной реабилитации является инклюзивное образование - получение образования детей с особыми потребностями в общеобразовательных учебных заведениях. Инклюзивное образование предполагает адаптацию общего образования к особым потребностям детей и преследует цель не только максимально интегрировать детей с ограниченными возможностями в общество, но и с раннего возраста приучить других детей к мысли, что существуют люди с различными физическими, физиологическими и психическими особенностями, которые являются такими же индивидуумами и членами общества, как и остальные дети, хотя в чем-то и отличаются от них.
Еще Л.С. Выгодский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой ребенок с ограниченными возможностями не исключался бы из общества детей с нормальным развитием. Он одним из первых обосновал идею интегрированного обучения. Впоследствии его идея реализовалась в практике работы школ Западной Европы и США и только в последние годы начинает все активнее воплощаться в России [15].
Автор Е.В. Резникова в разделе «Проблемы интеграции и отношение педагогов общеобразовательных школ к отдельным моментам в ее организации» пишет, что сегодня в общеобразовательных школах обучаются дети с совершенно разными психическими особенностями и способностью к обучению. Включение в число учащихся общеобразовательных школ детей с особыми потребностями не оказывает существенного влияния на процесс обучения (при условии материального, методического обеспечения). Более того, при грамотном внедрении системы инклюзивного образования происходит не только максимально возможная социальная интеграция детей с ОВЖ, но и повышается эффективность процесса обучения других детей.
Однако, подчеркивает Е.В. Резникова, часть педагогов, считает, что инклюзивное обучение не приносит хороших результатов для детей с ОВЖ, т.к. они лишаются привычной для них среды общения, получают дополнительные эмоциональные травмы. Педагоги, имеющие в своем классе ребенка с ОВЖ, зачастую, не могут уделить необходимого внимания, в процессе обучения, связывая это с фронтальной формой обучения и сложностью учебного материала [26].
Как показывают исследования Е.В. Резниковой, М.С. Артемьевой, А.А. Дмитриева, учителя общеобразовательных школ в целом с пониманием относятся к совместному обучению детей с разными познавательными способностями. Однако, реализация интегрированного образования требует особенного внимания к подготовке педагогического коллектива школы и смежных специалистом по общению с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, интегрированными в среду нормально развивающихся сверстников.
Инклюзивное образование имеет свои положительные результаты и успешно реализуется за рубежом лишь последние 30 лет. Это экономически развитые страны с достаточно длительным подготовительным периодом к интеграции в образовании. Принятие интеграции обществом, каждым человеком - это длительный процесс воспитания всего общества, это выращивание с раннего детства нового поколения, для которого интеграция станет частью мировоззрения.
Этой формой обучения могут воспользоваться лишь те дети с ОВЖ, которые либо сами передвигаются, либо с сопровождающим, а что делать тем, кто не имеет такой возможности в силу своих физических и организационных возможностей, территориальной удаленности от учебных заведений. Или учащиеся внутрибольничной школы, нуждающиеся в длительном пребывании в медицинском стационаре.
По мнению А.С. Макаренко истинным стимулом человеческой жизни является завтрашняя радость. Для больного ребенка «завтрашняя радость» прежде всего - здоровье [26].
Помочь справится с недугом, дать почувствовать ребенку инвалиду живой интерес со стороны взрослых, не входящих в медицинское окружение - это прежде всего родители и педагоги.
Необходимо как можно чаще мысленно уводить ребенка от окружающей больничной обстановки. Продолжая полноценное обучение детей средствами ИКТ в форме ДО, дети решают для себя две основные задачи: учатся, не отставая от своих сверстников, общаясь с ними, но, что самое главное, прибывая в состоянии психологического комфорта, что является обязательным в борьбе с недугом.
Болезнь, считает Г.М. Грядунова, не должна быть препятствием в планомерном обучении, а лишь фактором, требующим различные психолого-педагогические приемы и формы обучения. Это обусловлено тем, что обучение в любом случае, болен ребенок или здоров, может и должно быть трудным, но посильным [26].

§ 2. Понятие дистанционной формы обучения

Дистанционное обучение (ДО) - это существующая реальность образования не только в России, но и во всем мире.

В одних источниках информации читаем: «ДО» в других «Дистанционное образование». Обучение и образование - ключевые теории в дидактике. Разберемся в этих понятиях.

Рассмотрим несколько понятий обучения:

Обучение есть «основной путь получения образования, целенаправленно организованный, планомерно и систематически осуществляемый процесс владения знаниями умения ми и навыками под руководством педагогов, мастеров и т.д.» Советский Энциклопедический Словарь. М.: Советская энциклопедия, 1982.- С. 922;
В книге «Этюды дидактики высшей школы» трактуется, как совместная деятельность учителя и учащегося имеющая цель развития последнего, формулируя у него ЗУН, элементы мировоззрения и учебной деятельности [36].
Обучение - двухсторонний процесс, в котором взаимодействуют обучаемый и обучающийся, и в ходе которого планомерно и целенаправленно осуществляется образование, воспитание и развитие человека Ишемгулова И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы: //http:biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc;
Обучение - совместная деятельность преподавателя и субъектов учения, имеющая своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, элементов мировоззрения, будущей профессиональной или учебной деятельности;
Васильев В.К. в теме «Предмет и основные этапы развития педагогики» дает следующую формулировку обучения: «целенаправленный процесс двусторонней деятельности педагога и учащегося по передаче и усвоению знаний. То есть обучение - это преподавание и учение, взятые в единстве» Психология и педагогика. / Под ред. А.А. Радугина. М.: Центр, 1996.- С. 240
В учебном пособии для ВУЗов Обучением называется специфический процесс познания управляемый педагогом [19].
Белухин Д.А. утверждает: «Обучение - это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащегося, в ходе которого осуществляется образование» Белухин Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики. М.: Институт практической психологии, 1997. - С. 9.
В своей работе Ишемгулова И.Г. пишет: «ДО - это новое понятие в дидактике, стремительно проявившее себя в педагогической практике и выросшее до новой дидактической категории. ДО - это форма учебного процесса, в которой отсутствующие явно личные контакты преподавателя и обучаемого реализуются средствами информационных сетей и информационно-коммуникационных технологий. Эта формулировка подвергает сомнению утверждение, что ДО - это частный вид заочного обучения с той лишь разницей, что преподаватель и обучаемый получает возможность обмениваться большим объемом информацией и с большей скоростью. И хотя у заочной и дистанционной форм есть общий признак - участники учебного процесса находятся на расстоянии, ДО действительно представляет собой новую форму учебного процесса» Ишемгулова И.Г. Дистанционные формы обучения: проблемы, перспективы: //http:biro.ufanet.ru/files/dok/IchemgulovaIG.doc.
Анализ приведенных выше определений обучения показывает, что в них можно выделить три ключевых понятия: процесс, взаимодействия, педагогическая система. Остальные слова и фразы определяют в разной интерпретации цели обучения. Прежде, чем сформулировать свое видение  определения  ДО приведем известные нам трактовки этого понятия:
Профессор А.А. Андреев предлагает следующие варианты понятия дистанционного обучения: «Новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.  Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном,  а часто и совсем,  отдалены от преподавателя в пространстве и (или)  во времени,  в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств  телекоммуникации» Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение»: e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html.
Другое - «совокупность информационных  технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление студентам возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала, а также в процессе обучения» Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение»: e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html.
Представляет интерес определение наших коллег из Ассоциации  ДО США (USDLA), которое дословно переводится как приобретение  знаний и умений посредством информации и обучения, включающие в себя все технологии и другие формы обучения на расстоянии.
ДО - это организованный по определенным темам, учебным дисциплинам учебный процесс, предусматривающий активный обмен информацией между учащимися и преподавателем, а также между самими учащимися, и использующий в максимальной степени современные средства новых информационных технологий (аудиовизуальные средства, персональные компьютеры, средства телекоммуникаций) Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? - М.: Педагогика. - 1997. - С. 20-21.
ДО - систематическое целенаправленное обучение, которое осуществляется на некотором расстоянии от места расположения преподавателя. При этом процессы преподавания и обучения разделены  не только в пространстве, но и во времени Управление современным образованием: социальные и экономические аспекты. - М.: Вита-пресс, 1998. - С. 102.
Как видно, приведенные выше и другие известные формулировки носят описательный характер, отражая  какую-то одну или несколько сторон этого многогранного явления и из этого может сложиться впечатление, что в ДО вообще не используются традиционные информационные технологии, (такие как печатные издания в твердых копиях); что за период учебы  вообще отсутствует контакт  преподавателя и слушателя.  Кроме того, не учтен тот факт, что участники образовательного процесса проживают в одном городе, но из-за различия в образе жизни (графика работы, время отдыха и досуга) не имеют возможности взаимодействовать синхронно. А так же, в определениях не  указывается, что взаимодействие может эффективно происходить между самими обучающимися, а так и со средствами. 
Исходя из выше сказанного, и взяв за основу  приведенные ранее дидактически корректные определения обучения, используя научный метод генерализации,   сформулируем определение ДО, как основной дидактической категории.
ДО - это целенаправленный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный (индифферентный) к их  расположению в пространстве и времени, который реализуется  в специфической  дидактической системе.
Где проявило себя ДО XX века? Это прежде всего заочная форма обучения в ВУЗе, которая возникла еще в 20-х годах XX века.
Российская заочная форма обучения отличается от западной модели дистанционного образования лишь слабой оснащенностью аудио и видеотехникой, компьютерами, `что компенсируется увеличением количества аудиторных занятий. В соответствии с «Законом о высшем и послевузовском профессиональном образовании» количество учебных дней в году увеличено до 40-50. Таким образом, российская система заочного обучения, по сути, является усеченной формой дневного обучения, т.е. одной из форм очно-заочного обучения. В связи с этим встает вопрос о возможности применения понятия «степень дистанционности», которое позволяет рассматривать все формы образования в их совокупности.
«Открытые университеты» - это форма обучения появилась во многих странах мира. За период 1900--1960 гг. было создано 79 институтов дистанционного обучения, за 1960-1970 гг. -- 70, за 1970-1980 гг. -- 187, а только за 1980--1995 гг. -- 700. В основе открытого образования - богатая и детально разработанная образовательная среда, в которой обучаемые ориентируются вполне самостоятельно, стремясь к достижению стоящих перед ними образовательных целей.
Корреспондент Интернет издания, посвященного новым электронным технологиям Е.В. Королева приводить следующие данные: Национальный Технологический Университет США (National Technological University, NTU), основанный в 1984 г. за короткий срок, превратился в консорциум из 40 инженерных школ и насчитывал около 1100 студентов. Модель NTU была взята как пример организации электронного института многими учебными заведениями.
В Европе ДО развивалось несколько иначе: в начале 70-х годов в Великобритании начали появляться открытые университеты, смысл обучения в которых заключался в том, что студенты самостоятельно занимались по книгам, а контроль над ними производили так называемые «тьютеры» (tutors). Они проводили воскресные семинары, контрольные работы, а также консультировали студентов по непонятным вопросам. Значительная часть информации передавалась по телевидению и радио. Такая система образования больше походила на заочное обучение, тем не менее, европейские страны последовали примеру Великобритании. Например, в Испании в середине 80-х годов XX века был организован Национальный Университет Дистанционного образования (Universidad National de Educacion a Distancia UNED). В настоящее время у этого университета появилось уже 67 отделений, некоторые из которых находятся за рубежом, в том числе и в США [14].
В 90-е годы появилась новая модель дистанционного образования на базе технологий проведения телеконференций. О новой коммуникационной технологии и их применения в Российских ВУЗах пишут авторы Гозман Л.Я. и Шестопал Е.Б.: «Южно-Уральский Государственный Университет (ЮУрГУ) крупнейший ВУЗ России в своем составе содержит 30 факультетов, более 100 кафедр, около десятка филиалов в городах Южного Урала и Западной Сибири» Гозман Л.Я. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов н/Д.: Мысль, 1999.- С. 44
.
Телеконференции проводятся, как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Университет имеет выделенные каналы связи почти со всеми филиалами и оптоволоконные линии внутри университетского городка.
При этом они могут проводиться как между преподавателем и учениками, так и между самими обучающимися. Это могут быть аудио, аудиографические, видео и компьютерные телеконференции. Приведем один из примеров внедрения системы ДО в Российские ВУЗы.
На базе этой модели стала развиваться новая организационная форма современного образования - виртуальные университеты. О ней как о перспективной форме обучения XXI в. рассказывает в своей работе Соловов А.В. «В ней полностью реализуются те потенциальные возможности перестройки системы образования, которые имеют технологии телеконференций, используемые в учебных целях. Эти технологии позволяют группам учащихся и отдельным обучаемым встречаться с преподавателями и между собой, находясь на любом расстоянии друг от друга. Такие современные средства коммуникации дополняются компьютерными обучающими программами, которые замещают печатные тексты, аудио и видеопленки. Появление такой модели дистанционного образования ведет к тому, что образование осуществляется не только на расстоянии, но и независимо от какого-либо учреждения. Такая модель еще не реализована полностью. Она сталкивается с существенными трудностями, в частности, проблемой получения общественного признания и права выдавать дипломы и сертификаты, присваивать соответствующие степени (проблема аккредитации виртуального университета). Преодоление этих трудностей и полное развитие модели виртуального университета будет означать глубокие изменения в организационной структуре современного образования» Соловов А.В. Введение в проблематику ДО. - М.: 1999. - С. 30.
В ВУЗах России создаются центры дистанционного образования, возникают негосударственные учебные заведения, работающие по нетрадиционным технологиям.
Технология дистанционного обучения -- это совокупность методов, форм и средств взаимодействия со студентом в процессе его самостоятельного, но контролируемого со стороны ВУЗа освоения определенного объема знаний и, как следствие, получение образования.
Прежде чем сформулировать понятие дистанционное образование разберем само понятие образование.
Валильев В.К. в теме «Предмет и основные этапы развития педагогики» формулирует свое определение образования: «Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают, в основном, в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагогов, однако все возрастающую роль играет и самообразование, т.е. приобретение системы знаний самостоятельно» Психология и педагогика. - М.: Центр, 1996.- С. 240.
«Под образованием понимается единый процесс физического и духовного становления личности, ее социализация, сознательно ориентированный на некоторые идеальные образы, на исторически зафиксированные в общественном сознании социальные эталоны (например, спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный предприниматель, гармонично развитая личность)» Общая педагогика. - М.: Владос, 2002.- С. 13, такое определение мы находим в разделе «Образование, как социальный феномен» Общая педагогика [19].
Белухин Д.А. в своей лекции говорит об образовании, как о процессе и результате овладения учащимися системой научных знаний познавательных умений и навыков, формирования на их основе мировоззрения, нравственных и других качеств личности, развитие ее творческих сил и способностей [4].
«Образование - процесс и результат усвоения систематизированных знаний умений и навыков; необходимое условие подготовки человека к жизни и труду» Советский Энциклопедический Словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1982.- С. 920
.
Дистанционное образование отличается от традиционного образования
прежде всего использованием новейших технических средств коммуникаций, при отсутствии личного контакта учителя с учащимся.
В Решении  коллегии Госкомвуза  от 9 июня  1993 года № 9/1 «О создании системы дистантного образования в РФ», определение выглядит так: «Дистанционное образование - это форма образования, обеспечивающая использование новейших технических средств и информационных технологий для доставки учебных материалов и информации непосредственно потребителю независимо от его местоположения».
Заслуживает внимания следующая трактовка понятия ДО:
«Дистанционное образование - это потребность в форме получения образования, не связанной жёсткими обстоятельствами места и времени и основанной на самостоятельной работе и возможностях современных технических средств и информационно-коммуникационных технологий» Долгоруков А.М. Дистанционное образование в системе СПО: потребности и проблемы. - М.: 1999.- вып. 9. С. 48.
Проведенный анализа и логические рассуждения, дают возможность сформулировать более точное понятие дистанционного образования.
Исходя из сказанного дистанционное образование можно определить, как целенаправленный, организованный процесс интерактивного взаимодействия обучающих и обучающихся между собой и со средствами обучения, инвариантный к их расположению в пространстве и времени, который реализуется в специфической дидактической системе [15].

§ 3. Использование дистанционной формы обучения при обучении учащихся с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Никакой, даже самый лучший интернат не заменит родного дама любви и заботы близких, а именно, в этом, прежде всего, нуждаются дети с ОВЖ. Ребенок, с рождения лишенный нормального общения со взрослыми (до трех лет) навсегда остается умственно неполноценным.
«Практически все психологические школы утверждают, что интеллект развивается только до 20-летнего возраста, причем в разные годы этого периода - с неодинаковой скоростью. К шести годам интеллектуальное развитие осуществляется в норме уже более чем на треть, к 8 годам - наполовину и к 12 годам - на 3/4 (данные школы Пиаже)» Психология и педагогика. - М.: Центр, 1996. - С. 95-96.
Стать всесторонне развитым, образованным, полноценным гражданином своей страны детям-инвалидам дает возможность обучаться технология дистанционного обучения. Оно диктует свою специфику организации учебного процесса, подбора средств обучения, а также новых методов и приемов. Будучи гибким, процесс ДО легко адаптируется под возможности ребенка. Интерактивное по своей сути обучение обеспечивает каждому ученику общение с преподавателем и другими учениками возможность обучаться с учетом индивидуальных потребностей и физических возможностей. Например, учащийся может сам выбрать объем, и последовательность изучаемого материала, самостоятельно определять продолжительность его изучения, получать доступ к необходимым учебным пособиям, причем, не выходя из дома.
С появлением в образовании детей с ОВЖ специализированных или адаптированных компьютеров сложились условия для комплексного преобразования среды жизнедеятельности и обучения, что позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений, компенсации затрудненных или неразвитых при данном нарушении функций, и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся. Дистанционная форма обучения наиболее приемлема и эффективна для обучения таких детей, так как создает такую социальную, в том числе и образовательную среду, в которой обучающийся чувствует себя комфортно, самодостаточно, социально значимо. ДО максимально приближает ребенка к окружающему миру, делает его действующим участником социальной среды. Использование ПК снижает зависимость ребенка от собственной моторной неловкости или недостаточности, медленного темпа деятельности, позволяет воссоздавать речевой контакт с неговорящим ребенком, реализует познавательную деятельность ребенка в ситуациях, которые недоступны ему в силу его физических особенностей. Компьютер может быть средством реализации детской потребности в экспериментировании и обеспечение досуга ребенка, обеспечивая детей с особыми образовательными потребностями разнообразными познавательными и развевающими играми возможностями внутрисетевого общения, доступа в Internet, что не только создает для них интересные формы досуга, но и содействует их развитию.
Одной из важных целей применения ДО в коррекционно-образовательном процессе является ориентация на наиболее полное использование тех физических возможностей, которые имеются у детей.
Используются специальные ПК, позволяющие детям с ОВЖ, работать на них в режиме, отличающемся от обычного. Созданы, и успешно используются ПК, которые эмитируют нажатие клавиш, реагируя на любое, доступное ребенку движение. ПК оснащенные специальной клавиатурой, позволяющей при нажатии на клавишу с буквенным или цифровым обозначениями услышать, какая клавиша задействована, и в случае ошибки внести исправления. Эти и другие программы расширяют возможности обучения детей с нарушениями зрения, слуха, а также с тяжелыми нарушениями опорно-двигательного аппарата, и др. дефектами [30].
Как отмечает Могилевская В.Н. практика применения информационных технологий в учебном процессе способствует формированию умения направлять и удерживать внимание; тренирует память; развивает понятийное мышление, фантазию и творческие способности; приучает к самостоятельному выбору и принятию решений; создает позитивную мотивацию обучения; воспитывает чувство уверенности и самостоятельности; активизирует общение. Отмечается позитивное воздействие как на воздействие психических функций ребенка с ОВЖ, так и на становление его личности в целом [30].
ДО позволяет осуществлять пошаговый контроль и оптимизирует процесс формирования и развития навыков, обеспечивая дифференцированный и индивидуальный подход к выбору адекватного образовательного маршрута для каждого ученика.
В рамках проекта «Развитие единой информационной среды для детей инвалидов и больных детей, не посещающих школу по состоянию здоровья». В Москве работает интернет-школа. В этом учебном центре дети обучаются с помощью компьютера и получают среднее общее образование, на основе которого могут продолжить обучение в средних и высших учебных заведениях. Преподаватель, фиксирует в электронном виде уровень усвоения учебного материала и дает оценку выполненному заданию. Поначалу большинство учащихся не владеют компьютерной грамотой, но быстро осваивают ее. Таким образом, ДО помогает детям с ОВЖ преодолеть барьер, отделяющий их от учебных заведений, библиотек, учителей и одноклассников. Дает возможность уверенно смотреть в свое будущее.
Подростку с ОВЖ порой трудно выбрать самостоятельно интересующую его сферу деятельности, поэтому на помощь приходят педагоги и психологи. Уже в школьном возрасте важна высоко квалифицированная профориентационная работа, исключающая поверхностный подход к выбору профессии. В наше время ДО способно дать учащемуся высокий уровень образования и получить современную, интересную профессию (переводчик, программист, фотохудожник, и др.) востребованную на рынке труда.
В настоящее время формируется традиция специального вузовского образования для студентов с ОВЖ, это Московский институт - интернат для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, институт социальной реабилитации Новосибирского государственного технического университета Минобразования России, Государственный специализированный институт искусств Минкультутры России, Заочный институт реабилитации и профессиональной подготовки незрячих Всероссийского общества инвалидов (г. Волоколамск М. обл.). Группы неслышащих и незрячих студентов обучаются сегодня в педагогических ВУЗах (РГПУ им. А.И. Герцина, С.- Петербург, МГПУ, Москва). Одним из выпускников группы слепоглухих психологического факультета МГУ - доктор психологических наук, профессор А.А Суворов [29].

§ 4. Изучение содержательно-методической линии "Алгоритмизация и программирование" учащимися с ограниченными возможностями

Для детей с ОВЖ информатика является особенно важной и интересной дисциплиной, ввиду ее широкого прикладного характера.

Основная цель базового изучения основ информатики в школе -- обеспечить прочное и сознательное овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации и на этой основе раскрыть им значение информационных процессов в формировании современной научной картины мира, роль информационной технологии и вычислительной техники в развитии современного общества, привить им навыки сознательного и рационального использования компьютеров в своей учебной, а затем профессиональной деятельности.

Согласно БУП 2004 учебный материал по курсу «Информатика и информационно коммуникационные технологии» структурирован по следующим содержательно методическим линиям:

· информатика и информационные процессы;

· представления информации;

· системы счисления и основы логики;

· компьютер;

· информационные технологии;

· алгоритмизация и программирование;

· формализация и моделирование;

· компьютерные коммуникации;

в каждой из которых выделен минимум содержания учебного материала, а так же требования к уровню подготовки учащегося по данной содержательно методической линии.

Особенно следует отметить в документе тот факт, что форма представления базового содержания в стандарте не должна жестко задавать логику и последовательность процесса обучения, а обеспечивать возможность на основе стандарта создавать и использовать различные учебные программы, учебные и методические пособия и т. д., обязательный минимум содержания образовательной области и требования к уровню подготовки учащихся.

Такой гибкий подход к образовательному процессу в целом дает широкие возможность для создания индивидуальных образовательных программ и методических пособий, которые обязательны при обучении детей с ОВЖ.

Требования к уровню подготовки учащихся общеобразовательных школ определены стандартом по каждой содержательно методической линии. Эти требования рассчитаны на детей отвечающих психолого-медико-педагогическим нормам в соответствии с требованиями Федерального закона «Об образовании».

У детей с ОВЖ значительно сужены возможности полноценного восприятия слуховой, зрительной, тактильно-вибрационной и иной информации, выступающей в качестве учебной. Поэтому необходимо использовать методы, помогающие наиболее полно передавать, воспринимать, удерживать и перерабатывать учебный материал в доступном для учащихся виде, при опоре на сохранные анализаторы, функции, системы организма, т.е. в соответствии с природой особых образовательных потребностей конкретного человека [30].

Кроме того, при разработке учебного материала учитывать особенности восприятия, внимания, речи, мышления, памяти; возможности дифференцированного и индивидуального подхода при пользовании учебным материалом, подбирая в наиболее полном соответствии с индивидуальными особенностями и возможностями каждого ученика. Определенные требования должны быть к оформлению речевого и изобразительного материала в соответствии с речевыми и интеллектуальными особенностями учащихся [30].

Учебный материал, предназначенный для практической деятельности таких детей должен быть выстроен таким образом, чтобы максимально активизировать свойственную ему степень самостоятельности.

Использование компьютера позволяет оптимизировать работу по преодолению вторичных отклонений, компенсацию затрудненных или неразвитых при данных нарушениях функций, и удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, благодаря этому становится реальным выполнение требований индивидуального и дифференцированного подхода в обучении [30].

Информатика, как школьная дисциплина, наряду с теоретической базой, имеет огромный прикладной характер, который выражается в многообразии изучаемого программного обеспечения. Необходимость уметь пользоваться, прикладными программами очевидна, как из требований к умениям подготовки учащихся, так и дальнейшей жизнедеятельности человека.

Роль практических заданий должна возрасти, а тематика предлагаемых заданий должна иметь яркий прикладной характер и быть ориентирована на сохранные анализаторы, настраивать на позитивное отношение к обучению и результату своего труда.

Несмотря на трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированного материала, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так и улучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности и необходимости развития ее формы дистанционного обучения.

Выводы по главе I


Анализ литературы по данной теме показал, что вопрос организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ базовому курсу информатике актуален, но недостаточно изучен, особенно для детей данного контингента. Крайне ограничен набор адаптированных тематических материалов и методик.
Недостаточно специализированных учебных заведений занимающихся дистанционным обучением детей с ограниченные возможностями жизнедеятельности. Практически отсутствуют педагоги-дефектологи, владеющие навыками дистанционной работы.
В Москве на протяжении пяти лет успешно работает школа для детей-инвалидов использующая очную и дистанционную форму обучения, по окончании, которой учащимся выдаются аттестаты государственного образца. Эта школа является единственной в России и ведет экспериментальную работу.
Основной задачей работы будет являться разработка тематического материала, адаптированного для детей с ОВЖ, по темам содержательно-методической линии "Алгоритмизация и программирование", имеющей широкое прикладное значение, с учетом обязательного минимума содержания учебного материала и требования к уровню его усвоения учащимися.

Глава II. Разработка учебного тематического материла по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

§ 1. Принципы разработки учебного материала для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

При разработке, любой учебный материал должен отвечать определенным образовательным принципам.

«Принципы - это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности организации коррекционно-образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.» Специальная педагогика. - М.: Академия, 2008.- С. 88

Общие основные требования, предъявляемые при разработке учебного материала:

1. Соответствие образовательному стандарту и типовой программе;

2. Наличие основного, дополнительного и вспомогательного материала;

3. Соответствовать санитарно гигиеническим нормам;

4. Четкость структуры изложения материала;

5. Научность материала;

6. Наличие теоретических обобщений;

7. Логичность и последовательность изложения материала;

8. Наличие внутренних межпредметных связей.

Большую роль при осмыслении и закреплении знаний играют системы задач, имеющие свои требования к созданию:

1. Соответствовать учебной программе;

2. Использоваться в сочетании с различными методами обучения;

3. Содержать задачи с избыточной и недостающей информацией;

4. Быть разнообразной по форме выполнения;

5. Обеспечивать необходимый уровень самостоятельности;

6. Учитывать индивидуальные возможности ученика.

Все вышеперечисленные требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и особенности восприятия детей конкретной категории, необходимо внести некоторые корректировки и дополнения.

Приоритетным, при обучении детей с ОВЖ, должен быть принцип коррекционно-компенсирующей направленности. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы обучающегося и построения образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов.

Госстандартом образования предъявляются единые требования к обязательному уровню подготовки учащихся основной школы. По этому, при обучении детей с ОВЖ, соответствие системы задач учебной программе должно сохраняться.

При выборе методов обучения необходимо учитывать физические возможности учащихся, активизируя сохранные функции.

Содержание задач с избыточной и недостающей информацией, способствует формированию мышления и навыков выделения существенных данных, при решении различных жизненных задач, особенно для детей с ОВЖ.

Выполняя практическое задание, творческий подход не только оптимизирует учебную деятельность детей с ОВЖ, но и способствует творческому развитию личности в целом.

Добиться максимально возможной самостоятельности в решение поставленной задачи учащимся данной категории позволит наличие четкого и понятного инструктажа по выполнению.

Индивидуальный подход является конкретизаций дифференцированного подхода. Он направлен на создания благоприятных условий обучения, учитывающих, как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности.

Анализ принципов общего и специального образования, а так же требований к системе задач позволяет сформулировать следующие требования к разработке системы задач для детей с ОВЖ:

1. Коррекционно-компенсированная направленность;

2. Соответствие учебной программе;

3. Активное использование методов позволяющих опираться на сохранные анализаторы учащегося;

4. Содержание задачи с избыточной и недостающей информацией;

5. Наличие творческого элемента при любой форме выполнения;

6. Содержание четкого и понятного инструктажа для самостоятельного выполнения;

7. Учет индивидуальных возможностей учащегося.

Сформулированных требований необходимо придерживаться при создании учебного материала для детей с ОВЖ.

§ 2. Тематический материал по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» предназначенная для дистанционной формы обучения детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Компьютерное программирование - это составление программ на некотором языке программирования для последующего их выполнения на компьютере.

Учитывая современные подходы к процессу программирования, предлагаемый материал дает возможность обучающемуся приобрести навыки логического мышления для разработки компьютерных приложений в различных средах программирования.

Тематический материал способствует профессиональной ориентации детей с ОВЖ и их подготовке к получению специальности программиста, даёт возможность оценить свои перспективы в этой области.

Основной упор при обучении делается на овладение умением логически мыслить, составлять алгоритмы и впоследствии реализовывать их в программном коде. Предлагаемые задания реализуют основные типы алгоритмов: линейный, ветвление и циклический, что способствует развитию логического мышления школьников. Компьютер должен расцениваться учащимися в качестве инструмента для решения задач, помощника в работе. Задания охватывают несколько типов компьютерных программ: вычислительного характера, контролирующие программы, тесты, игровые.

Целью разработанного курса является обучение детей с ОВЖ основным навыкам алгоритмизации и программирования.

Разработанный курс ориентирован на учащихся 5-11 классов, желающих заниматься программированием в будущем или же познакомиться с компьютерным программированием с целью подготовки к изучению этого предмета в высшем или среднем специальном учебном заведении.

Раздел 1. Алгоритмика.

Тема 1. «Что такое алгоритмика?».

Цель: Сформировать у учащихся понятие об алгоритмизации и программировании.

Знать/понимать:

· что такое алгоритм;

· что такое программа.

Уметь:

· различать понятия алгоритм и программа;

· приводить примеры алгоритмов.

(См. тематический материал в приложении 1).

Тема 2. «Алгоритмы и исполнители. Текстовая запись алгоритма».

Цель: Сформировать у учащихся понятие исполнителя программы, научить записывать алгоритмы в различных формах.

Знать/понимать:

· что такое исполнитель;

· назначение исполнителя;

· какими способами можно написать алгоритм.

Уметь:

· приводить примеры исполнителей;

· записывать алгоритмы на естественном и алгоритмическом языках.

(См. тематический материал в приложении 2).

Тема 3. «Основные свойства алгоритмов».

Цель: Сформировать у учащихся представление об основных свойствах алгоритма.

Знать/понимать:

· основные свойства алгоритма.

Уметь:

· перечислять свойства алгоритма.

(См. тематический материал в приложении 3).

Тема 4. «Графическое изображение алгоритма»

Цель: Научить учащихся записывать алгоритмы в виде блок-схемы.

Знать/понимать:

· назначения блок-схемы;

· основные геометрические конструкции для построения блок-схемы.

Уметь:

· записывать алгоритм в виде блок-схемы.

(См. тематический материал в приложении 4).

Тема 5. «Алгоритмические структуры. "Следование" и "Ветвление"»

Цель: Сформировать у учащихся представление об алгоритмических структурах.

Знать/понимать:

· основные алгоритмические структуры;

· графическое представление структуры «Ветвления»;

· различие между полным и неполным ветвлением.

Уметь:

· использовать основные алгоритмические структуры при построении алгоритмов;

· приводить примеры к алгоритмической структуре «Ветвление»

(См. тематический материал в приложении 5).

Тема 6. «Алгоритмическая структура "Цикл"»

Цель: Сформировать у учащихся представление об алгоритмической структуре «Цикл»

Знать/понимать:

· что такое цикл;

· различие между тремя разновидностями цикла;

· графические представления всех разновидностей цикла.

Уметь:

· использовать циклические алгоритмические структуры при построении алгоритмов;

· приводить примеры к алгоритмической структуре «Цикл» для всех ее разновидностей.

(См. тематический материал в приложении 6).

Тема 7. «Исполнение алгоритмов "В уме"»

Цель: Развить у учащихся умение анализировать работу алгоритма.

Уметь:

· исполнять алгоритмы методом «сухой подгонки».

Тема 8. «Контрольный урок по теме "Алгоритмика" »

Цель: Проверить у учащихся знания умения и навыки по предыдущим темам.

(См. тематический материал в приложении 7).

Раздел 2. Программирование.

Тема 9. «Turbo Pascal. Вывод сообщений на экран»
Цель: Научить учащихся работать в среде Turbo Pascal Знать/понимать:
· что такое язык программирования;
· что такое среда программирования;
· назначение команды writeln.
Уметь:
· выводить сообщения на экран.
Тема 10. «Решаем в Паскале. Переменные и оператор присваивания»
Цель: Научить учащихся решать простейшие задачи с помощью Pascal.
Знать/понимать:
· что такое переменная;
· что такое оператор присваивания и его назначение;
· типы переменных;
· как компьютер отводит память переменным.
Уметь:
· задавать переменные в Pascal;
· решать простейшие задачи в Pascal.
Тема 11. «Ввод-вывод данных. Команды Read и ReadLn»
Цель: Научить учащихся задавать различные значения переменных при помощи ввода значений с клавиатуры.
Знать/понимать:
· назначение команды readln.
Уметь:
· задавать значения переменным при вводе с клавиатуры.
Тема 12. «Строковые переменные»
Цель: Научить учащихся составлять диалоги с компьютером.
Знать/понимать:
· строковые типы данных.
Уметь:
· реализовывать простейшие диалоги с компьютером.
Тема 13. «Перевод математических формул на язык Pascal»
Цель: Научить учащихся решать различные вычислительные задачи при помощи математических функций.
Знать/понимать:
· что такое функция;
· простейшие математические функции.
Уметь:
· решать задачи с помощью математических функций.
Тема 14. «Оператор IF»
Цель: Научить учащихся реализовывать различные задачи при помощи составного оператора.
Знать/понимать:
· что такое составной оператор;
· разновидности составного оператора;
· назначение оператора if.
Уметь:
· реализовывать задачи с помощью составного оператора.
Тема 15. «Вложенные операторы if. Сложное условие в операторе. Логические операции»
Цель: Научить учащихся использовать логические операции при решении задач.
Знать/понимать:
· разновидности логических операций.
Уметь:
· решать задачи с использованием логических операций.
Тема 16. «Работа со строками. Символьный тип данных»
Цель: Научить учащихся реализовывать различные задачи, используя символьный тип данных.
Знать/понимать:
· символьный тип данных;
· разновидности функций для работы с символьным типом данных.
Уметь:
· работать с таблицей ASCII.
Тема 17. «Оператор выбора case»
Цель: Научить учащихся реализовывать различные задачи с использованием множественного выбора.
Знать/понимать:
· назначение оператора case.
Уметь:
· реализовывать задачи требующие использование множественного выбора.
Тема 18. «Циклические программы. Оператор перехода goto. Цикл. Метки»
Цель: Научить учащихся разрабатывать задачи требующие повторения одного и того же действия.
Знать/понимать:
· что такое цикл;
· разновидности цикла;
· назначение оператора goto.
Уметь:
· реализовывать задачи при помощи цикла;
· отлаживать программы.
Тема 19. «Выход из цикла с помощью if»
Цель: Научить учащихся при помощи составного оператора завершать работу цикла.
Уметь:
· составлять задачи, исключающие бесконечное повторение цикла.
Тема 20. «Оператор цикла repeat»
Цель: Научить учащихся разрабатывать задачи с циклом с постусловием.
Знать/понимать:
· что такое цикл с постусловием;
· назначение оператора repeat.
Уметь:
· реализовывать типовые задачи.
Тема 21. «Оператор цикла while»
Цель: Научить учащихся разрабатывать задачи с циклом с предусловием.
Знать/понимать:
· что такое цикл с предусловием;
· назначение оператора while.
Уметь:
· реализовывать типовые задачи.
Тема 22. «Оператор цикла for»
Цель: Научить учащихся разрабатывать задачи с циклом с параметром.
Знать/понимать:
· что такое цикл с параметром;
· назначение оператора for.
Уметь:
· реализовывать типовые задачи.
Тема 23. «Итоговая контрольная работа»
Цель: Проверить у учащихся знания умения и навыки по предыдущим темам.
В данной системе задач широко представлен творческий аспект обучения. В каждом задании имеется технологическая и творческая составляющая, которую ученик определяет для себя самостоятельно, в то же время, продолжая закреплять те ЗУН, на которые рассчитано данное задание.
Виды заданий так же различны, что позволяет учащемуся рассмотреть объект изучения с разных практических и теоретических позиций.
Присутствие заданий игровой формы, реализует познавательную деятельность учащихся в ситуациях недоступных ему в силу его физических возможностей.
Наличие множественных межпредметных связей и дополнительных, новейших сведений позволяет учащимся разносторонне развиваться, и обеспечивают формирование личности.
§ 3. Методические рекомендации по использованию тематического материала по содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование»
Одним из важнейших элементов дополнительного образования является возможность овладевать знаниями с индивидуальной скоростью и в индивидуальном объёме, что предполагает отдельную работу с каждым учащимся. Поэтому занятия делятся на лекционные (лекционно-практические), на которых тема изучается всей группой, и индивидуальные, на которых и осваивается основная часть тем.
Все темы тематического материала в учащиеся изучают на практике, решая большое количество задач по каждой теме. Пишут свои программы, отлаживают, анализируют результаты работы.
Обучение в тематическом материале построено так, что каждая новая тема логически связана с предыдущей, то есть при изучении новой темы используются все знания и навыки, полученные на предыдущих этапах обучения. В результате, к концу учебного года подростки не только не забывают всё, что проходили в начале, но даже, наоборот, помнят и понимают материал первых занятий лучше, чем прежде. Такой принцип способствует не только успешному освоению материала, но и позволяет учащимся понять важность уже изученного материала, значимость каждого отдельного занятия.
Форма дистанционного обучения предусматривает:
· проведение по каждой новой теме лекции (материалы выкладываются в сети);
· выполнение учащимися самостоятельного практического задания на каждом уроке;
· составление алгоритмов для решения домашних задач;
· использование умений работать в Word для отображения составленных алгоритмов;
· для промежуточного и итогового контроля используются тестовые задания;
· прохождение курса сопровождается созданием учащимися проектов по предлагаемым темам.
Следует отметить, что при обучении детей с ОВЖ проблема использования единообразной программной среды приобретает особую актуальность, поскольку при дистанционном обучении программная среда на компьютерах преподавателя и учеников может различаться гораздо сильнее, чем при работе в общем компьютерном классе, а дети с ОВЖ могут проявлять к этим различиям повышенную чувствительность, что негативно сказывается на эффективности обучения. По этой причине рекомендуется максимальное количество заданий реализовать средствами среды дистанционного обучения, а для работы с оставшимися заданиями принять дополнительные меры для организации максимально похожей программной среды.
Четкие и понятные инструкции, сопутствующие заданиям позволят добиться максимально возможного уровня самостоятельности, что крайне важно при работе с детьми данной категории и их последующей социализации.
Данная система заданий и материалов к урокам рассчитана на детей с достаточно низким исходным уровне развития и замедленным темпом усвоения ими учебного материала. Для повышения уровня усвоения материала необходимо разрабатывать инструкции, широко использующие наглядный метод обучения в процессе объяснения учебного материала (крупные скриншоты, схемы и др. графические объекты). Такой способ изложения материла, выбран с расчетом на слабовидящих детей и детей, имеющих проблемы в развитие речи и мыслительной деятельности в целом, т.е. практически для всех категорий детей и подростков с ограниченными возможностями.
Независимо от темы и заданий, предлагаемых на различных этапах урока, учитель должен знать и помнить индивидуальные особенности и возможности учащегося, с учетом которых вносить необходимую корректировку объема и уровня сложности предлагаемых заданий.
§ 4. Эффективность использования дистанционной формы обучения для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Чтобы проанализировать эффективность разработанного тематического материала были выбраны две группы детей, с примерно равным уровнем начальной подготовки. При обучении первой группы, использовался материалы из учебника Н.Д. Угриновича Информатика 9-11 класс и практические работы из того же учебника; вторая группа обучалась по тематическому материалу разработанного курса для детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Для проверки гипотезы обеим группам на протяжении всего обучения предлагалось написать тесты по пройденному материалу, после чего полученные результаты суммировались, и выводилось среднее арифметическое для каждой группы по каждому тесту. По итогам проведения данного контрольно-измерительного мероприятия было получено следующее соотношения средних баллов по двум группам:
Из приведенной диаграммы видно, что во второй группе, занимающейся по разработанным адаптированным материалам, средний результативный балл оказался выше. Хоть в начале обучения они шли почти ровно, и даже по одному из тестов первая группа набрала больше баллов, при дальнейшем обучении, ориентированном в основном на программировании, вторая группа показала неплохие результаты, в то время как первой было явно тяжело воспроизводить пройденный материал.
Полученные данные можно считать основой для серьезного глубокого исследования в области образования детей с ОВЖ. Разработка подобного материала, в сочетании с дистанционным способом обучения позволят улучшить качество приобретаемых учащимся знаний умений и навыков, а так же возможности применять их при решении не только образовательных, но и бытовых задач.

Выводы по главе II

Анализ принципов и требований, предъявляемых к системе задач, и разработке учебных материалов в целом показал, что традиционные принципы и требования должны учитываться при разработке учебных материалов для детей с ОВЖ, но, в виду особенностей построения образовательного процесса и восприятия детей конкретной категории, необходимо внесение корректировок и дополнений.
Были сформулированы 7 принципов, которые необходимо учитывать при разработке системы заданий, адаптированных для детей рассматриваемой категории.
На основе сформулированных принципов в среде дистанционного обучения разработан курс, содержащий тематический материал по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование». А так же приведены методические рекомендации по использованию данного материала.
Проведенный эксперимент показал, что использование адаптированных учебных материалов при обучении детей с ОВЖ существенно повышает результаты и глубину усвоения приобретаемых знаний умений и навыков.
Таким образом, выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.

Заключение

В результате проделанной работы был проведен анализ литературы по вопросу организации дистанционной формы обучения детей, в том числе детей с ОВЖ.

Удалось сформулировать принципы и требования, предъявляемые к учебным материалам, используемым при обучении детей с ОВЖ. На основе данных принципов была разработана система заданий с инструктажем по ее выполнению.

Согласно результатам, проведенных исследований, можно утверждать о возможностях применения разработанных материалов при обучении детей с ОВЖ базовому курсу информатики.

Учащимися показаны высокие результаты овладения навыками работы по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование».

В процессе работы удалось добиться поставленной цели: разработать тематический материал в среде дистанционного обучения, адаптированной для детей с ОВЖ, по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование».

Выдвинутая гипотеза, о возможности сформирования необходимых ЗУН по темам содержательно-методической линии «Алгоритмизация и программирование» у детей с ОВЖ путем внедрения в учебный процесс разработанной системы заданий, полностью подтвердилась.

В дальнейшем планируется подготовка системы заданий по ряду других тем базового курса информатики для тетей с ОВЖ.

Несмотря на трудности в организации учебного процесса и недостатке адаптированных материалов, значительные результаты, касающиеся как учебной деятельности, так и улучшения качества жизни детей с ОВЖ в целом, говорят о перспективности развития и необходимости дальнейшего изучения данной темы.

Библиография.


1.
Акимова, М.К. Психологическая коррекция умственного развития школьиков: Учеб. пособие для студентов высш. и средних пед. заведений [Текст] / М.К. Акимова, В.Т.Козлова.- М.: Академия, 2001.- 160 с.
2. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «Дистанционное обучение». [Электронный документ] / А.А. Андреев.- (e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html), дата обр. к д-ту 15.05.09
3. Астапов, В.М. Психология детей с нарушениями и отклонениями психического развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / В.М. Астапов, Ю.В. Микадзе.- СПб.: Питер, 2008.- 384 с.
4. Белухин, Д.А. Основы личностно ориентированной педагогики: Курс лекций. Ч. 2 [Текст] / Д.А. Белухин.- М.: Ин-т практич. психологии, 1997.- 304 с.
5. Босова, Л.Л. Информатика: Учебник для 7 кл. [Текст] / Л.Л. Босова.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.- 229 с.: ил.
6. Вульфсон, Б.Л. Сравнительная педагогика: Учеб. пособие для университетов, пед. институтов, институтов повышения квалификации работников образования [Текст] / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 256 с.
7. Выготский, Л.С. Дефект и компенсация: Педагогическая энциклопедия [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1995.- 115 с.
8. Выготский, Л.С. Основные проблемы дефектологии: Собр. соч.: в 6 т. [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: Просвещение, 1983.- 356 с.
9. Выготский, Л.С Психология развития как феномен культур: Избранные психологические труды [Текст] / Л.С. Выготский; Под ред. М.Г. Ярушевского.- М.: Институт практической психологии, 1996.- 512 с.
10. Гозман, Л.Я. Дистанционное обучение на пороге XXI век и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.