На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Внеаудиторная работа как компонент самореализации студентов. Практикум. Лабораторно-практические занятия. Подготовка к семинару. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен). Подготовка к исследовательской работе.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 24.10.2004. Сдан: 2004. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


25
МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет педагогики и психологии

Отделение «Педагогика и психология»



КУРСОВАЯ РАБОТА

по «Методике преподавания»

Тема:

«Организация самостоятельной
внеаудиторной работы студента по
педагогике (психологии)»






Выполнила:
студентка 5 курса
отделения «Педагогика и психология»
************************




Москва
2003
СОДЕРЖАНИЕ

Введение …………………………………………………………………... 3
1. Внеаудиторная работа как компонент
самореализации студентов ……………………………………….. 5
2. Практикум. Лабораторно-практические занятия …………. 8
3. Подготовка к семинару …………………………………………….. 12
4. Подготовка к отчетности (зачет, экзамен) …………………… 17
5. Подготовка к исследовательской работе ……………………... 19
Заключение ……………………………………………………………….. 22
Список использованной литературы ……………………………... 25
Введение

Чем самостоятель-ней мы учимся, чем активнее занимаемся самообразовани-ем, тем сильнее нуждаемся в помощи, всегда деловой и конк-ретной, но становящейся со временем все более тонкой и де-ликатной. И начинается она с рекомендаций, как учиться, что-бы добиться успеха в этом сложнейшем деле, чтобы оно при-носило удовлетворение, побуждало к дальнейшему знанию.
Такую помощь могут оказать либо те студенты, у которых уже сложился положительный опыт самостоятельного овла-дения знаниями, либо наши университетские преподаватели, у которых имеется богатейшая практика и собственного овладения наукой, и приобщения к ней не одного поколения сту-дентов.
Оценивание результатов самостоятельной работы студен-тов может происходить по рейтинговой системе, что позволит автоматически получить «зачет» по педагогике или психологии, успешно под-готовиться к экзамену.
Активизация познавательной деятельности учащейся мо-лодежи во многом зависит от инициативной позиции препода-вателя на каждом этапе обучения. Характеристикой этой по-зиции являются: высокий уровень педагогического мышления и его критичность, способность и стремление к проблемному обучению, к ведению диалога со студентом, стремление к обо-снованию своих взглядов, способность к самооценке своей пре-подавательской деятельности.
Содержательной стороной активизации учебного процес-са является подбор материала, составление заданий, конст-руирование образовательных и педагогических задач на ос-нове проблемного обучения с учетом индивидуальных особен-ностей каждого студента.
Активизация учебного процесса начинается с диагности-рования и целеполагания в педагогической деятельности. Это первый этап работы. При этом преподаватель помнит преж-де всего о создании положительно-эмоционального отноше-ния у студента к предмету, к себе и к своей деятельности.
Далее, на втором этапе, преподаватель создает усло-вия для систематической, поисковой учебно-познавательной деятельности студентов, обеспечивая условия для адекватной самооценки учащихся в ходе процесса учения на основе самоконтроля и самокоррекции.
На третьем этапе преподаватель стремится создать ус-ловия для самостоятельной познавательности учащихся и для индивидуально-творческой деятельности с учетом сформиро-ванных интересов. При этом преподаватель проводит инди-видуально-дифференцированную работу с учащимся с уче-том его опыта отношений, способов мышления, ценностных ориентации.
Учебно-познавательная деятельность - многоуровневая си-стема, включающая активные формы регуляции и преобразо-вания разных систем: теоретических и методических. Особен-но продуктивна может быть совместная деятельность препо-давателя и студента (студент - студент; преподаватель - пре-подаватель).
1. Внеаудиторная работа как компонент
САМОРЕАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ

Уходит в прошлое основная задача школы, трактуемая как передача культурного опыта в виде логически завершенной системы знаний, формирование у учащихся научной картины мира. На смену приходит новая функция образования - быть субъектом преобразования общества, способствовать развитию самостоятельной и ответственной личности, воспитанию творческой индивидуальности. Образование личности рассматривается как ее становление. Основой образования становятся новые ценности, в том числе саморазвитие. Отсюда и новые требования к подготовке учителей.
Высшее педагогическое образование ответственно за появление нового учителя, обретшего позицию субъекта собственного преобразования, осознавшего себя, свои возможности, способного к пониманию и принятию детей, к духовному единению с ними, к поддержке их внутренних сил.
Практически все авторы, исследующие феномен саморазвития, в качестве одного из его компонентов выделяют самореализацию. Под самореализацией в педагогике понимается осуществление себя, обнаружение и, вследствие этого, развитие своих возможностей: предъявление и обогащение смыслов деятельности и поведения, осуществление спектра потребностей, углубление вкусов, усиление свободы индивидуального развития и творчества и пр. (Л.Н. Куликова). С точки зрения философии, самореализация - это осуществление смысла и реализация ценностей (В. Франкл, Н. Бердяев).
К сожалению, большая часть студентов не стремится обнаруживать свои способности, предпочитая действовать в рамках предъявляемых требований, считая для себя слишком многое невозможным. Ввиду этого актуален вопрос о создании условий, при которых обнаружение и развитие своих возможностей было бы для студента естественной потребностью, что в целом способствовало бы его личной самореализации.
В гуманистической педагогике особыми функциями деятельности учителя признаются терапевтическая и духоукрепляющая. Осмысление этих функций как студентами, так и преподавателями позволяет осознать важность опыта духовного самособирания, формирования у себя высоких чувств как ведущих регуляторов профессиональной деятельности. Следовательно, встает вопрос о философском и психологическом самообразовании и студентов, и преподавателей вуза.
Самореализацию как реализацию ценностей нельзя рассматривать без привязки к нравственным критериям личности. Чем продуктивнее человек, тем больше его ответственность за то, посвящены ли его усилия чему-то высокому, благородному, или им руководят эгоистические побуждения. Поэтому вузовский педагогический процесс должен максимально востребовать от будущего профессионала его личные потенциалы, пробуждать и акцентировать активность каждого Кондрашова Л.В. Внеаудиторная работа по педагогике в педагогическом институте. - М.: «Педагогика», 1988. С. 56..
Если самореализацию рассматривать как осуществление смысла, который человек находит во внешнем мире, то одним условием самореализации является конструктивное общение преподавателей и студентов на базе сотрудничества, эмпатийное взаимодействие. При таком общении у человека снимаются внутренние барьеры, что позволяет ему выйти за пределы самого себя и своего мира.
Внеаудиторная деятельность представляет большие возможности для самореализации. Это участие в работе творческих объединений, клубов, в художественной самодеятельности, конкурсах, благотворительных акциях и т.д. Именно эта деятельность обладает наибольшим числом степеней свободы, именно в этой деятельности происходит более тесное межличностное неформальное общение студентов, преподавателей, администрации вуза, происходит культурное обогащение и духовное самоукрепление личности, развитие и углубление вкусов и т.д. Учебная же деятельность воспринимается как обязательная, но не увлекательная и личностно-значимая. Здесь, кроме методического решения проблемы, стоит задача более важная. Учебный и воспитательный процессы, фактически разъединяемые ранее, должны приобрести целостное единство, в котором будет развиваться творческий потенциал обоих субъектов. Следовательно, встает вопрос о поисках механизмов такой интеграции.
Саморазвитие - процесс двусторонний, взаимообусловленный обоими субъектами педагогического процесса вуза. Поэтому преподавателю следует отказаться от роли контролера и осознать необходимость быть фасилитатором.

2. ПРАКТИКУМ. ЛАБОРАТОРНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ

ЗАНЯТИЯ

Практические занятия имеют целью закрепить знания, пе-ренести их в новую ситуацию, сформировать у студентов об-щепедагогические понятия и основные педагогические уме-ния в решении практических задач и ситуаций. При этом про-исходит и обобщение, и конкретизация, и использование прак-тических сведений из ряда других предметов, прежде всего практической психологии, что способствует интеграции зна-ний о ребенке.

Основными методами при проведении практических заня-тий становятся:

Ш упражнения;

Ш конструирование педагогических ситуаций;

Ш моделирование обобщающих схем;

Ш поиск нужной информации;

Ш самостоятельное пополнение знаний.

Два последних метода свидетельствуют о том, что на за-нятии будут использованы поисковые методы, будет прове-дено небольшое исследование. Студенты работают с науч-ными текстами, справочной и историко-педагогической лите-ратурой, добиваясь умения быстро ориентироваться в ситуа-циях (стандартных, критических, экстремальных) и принимать правильное психолого-педагогическое решение, а также со-ставлять программу дальнейшего исследования.

Для преподавателя важно демонстрировать образцы пси-холого-педагогических исследований, оптимальные способы решения теоретических и практических задач.

На лабораторно-практических занятиях студенты знако-мятся с новыми психолого-педагогическими диагностиками и методиками, работают с ними, группируют их с учетом исполь-зования в разных возрастных группах, а также анализируют педагогические технологии.

На лабораторно-практических занятиях используются в основном частично-поисковые и исследовательские уров-ни проблемности. Студенты работают в микрогруппах са-мостоятельно.

Формы проведения практических занятий различны: от конструирования педагогических ситуаций и решения педа-гогических задач, выполнения упражнений (педтехника), ра-боты с опорными схемами до встреч, бесед с учителями, пси-холого-педагогических игр, тренингов и выполнения творчес-ких работ.

Практические работы проходят и в форме анализа пробле-мы у педагогов-мастеров (например, проблема творчества у Ш.А. Амонашвили и Л.В. Занкова; проблема активности в ис-следованиях синтетически-антропологического течения нача-ла XX в.; особенности развивающего и воспитывающего обу-чения в начальной школе В.А. Сухомлинского) Соболевская Г.В. Система планирования самостоятельной работы студентов. // Начальная школа. - №11. - 96. - С. 27-28.

.

Актуальные проблемы современного образования в кон-тексте исторических знаний могут стать материалом для вве-дения в современную научную дискуссию и представить воз-можность для приращения знаний, поиска нового в уже извес-тном, переноса знаний в новую ситуацию, изучения студен-том методики исторического обзора.

Программу практических и лабораторно-практических заня-тий можно расширить за счет практикумов (в том числе готовя-щих студентов к педагогической практике).

Особое внимание обратите на блоки практических работ, которые расположены с учетом тематического плана и рабочих планов преподавателя. Практические работы касаются от-дельных авторских подходов в организации педагогического процесса и представлены обобщающими схемами и система-тизацией материалов, в том числе и по дидактике.

Общим для всех практических работ является использо-вание индивидуальной и групповой деятельности; обязатель-ным видом является коллективная деятельность студентов в период сессии.

Важна и парная работа (статические и динамические пары), где по одной и той же проблеме студенту представляется воз-можность несколько раз проверить себя, встретившись со сту-дентами с различным уровнем знаний.

Обязательные приемы, используемые во всех видах груп-повой деятельности: организация успеха, уверенности в соб-ственных силах; организация взаимной ответственности; ока-зание доверия; экспертный анализ, имеющий свои оценочные критерии; вопросы к преподавателю.

Обязательные методы: метод временных ограничений, коллективных обсуждений в совокупности с другими метода-ми.

Обязательные средства: проведение практических занятий (технология); использование аудио- или видеотехники; исполь-зование справочного материала; средства контроля (графи-ки, схемы, таблицы, листы самоконтроля, мониторинговые срезы и др.).

Цели проведения практических работ заключаются в отра-ботке умений и навыков, в систематизации и обобщении по-лученной информации, переводе ее в личностные знания, что способствует формированию «Я-концепции» и таких практи-ческих умений, которые необходимы в профессиональной де-ятельности преподавателя.

3. ПОДГОТОВКА К СЕМИНАРУ

В ходе познания и практического действования студент должен понять, осознать педагогический процесс как жизнен-но важный; научиться оперировать понятиями, категориями педагогики; применять способы, приемы, методы практичес-кой конструктивной деятельности и общения, приучая себя к постоянному пересмотру и совершенствованию педагогики общения, к выработке собственных убеждений.

Студент, готовясь к зачетам, экзаме-нам, самостоятельно проводит ряд практикумов, что позволя-ет ему получить зачет автоматически. Представленные в прак-тических материалах вопросы и задания составляют актуаль-ные темы практики и позволяют проверить умения и навыки студента в пользовании первоисточниками, учебниками, спра-вочниками, дополнительной литературой.

Решение типовых и нетиповых задач и ситуаций помогает студенту-заочнику подготовиться не только к экзаменам, но и к написанию контрольных, курсовых и дипломных работ, к практике. Особенно важно упражняться в решении нетиповых задач, позволяющих переносить знания в новые ситуации, ре-шать задачи нового класса.

Необходимо подготовить письменно ряд вопросов по вы-бору к семинару, практикуму и представить их преподавате-лям на сессию, это поможет подготовиться к третьему вопро-су экзаменационного билета, представляющему собой нети-повую задачу.

Семинар - вид групповых занятий по какой-либо научной, учебной и другой проблематике, активное обсуждение участ-никами заранее подготовленных сообщений, докладов и т.п.

С тематикой семинаров студенты знакомятся зара-нее, поэтому они могут подготовить ряд вопросов для выступ-ления на семинарах. Для приобретения широкого видения проблемы студент старает-ся осмыслить ее в общем объеме; познакомиться с темой по базовому учебному пособию или другой основной рекоменду-емой литературе; выявить основные идеи, раскрывающие дан-ную проблему; сверить их определения со справочниками, эн-циклопедией; подготовить план-проспект раскрытия данной проблемы; выявить неясные вопросы и подобрать дополнительную литературу для их освещения; составить тезисы вы-ступления на отдельных листах для последующего внесения дополнений и подготовить доклад или реферат для сообще-ния на семинаре; проанализировать собранный материал для дополнительной информации по темам семинара; готовясь к выступлению на семинаре, по возможности проконсультиро-ваться с преподавателем; относиться к собранному материа-лу, как к источнику будущих исследований.

Семинарские занятия расширяют и закрепляют знания, за-ложенные в теории предмета. На них выносятся во и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.