На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников. Понятие, строение и индивидуальные особенности ее исполнения. Исследование проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 15.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



ГОУ СПО МО «Губернский профессиональный колледж»
предметно-цикловая комиссия преподавателей
психолого-педагогических дисциплин
Курсовая работа
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Студентка Манерова Дарья Игоревна
Научный руководитель:
Шибаева Анна Петровна
г. Серпухов 2011
Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников
1.1 Учебная деятельность (понятие, строение)
1.2 Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности
1.3 Стратегии формирования учебной деятельности школьников
Глава 2. Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
2.1 Проблемы дидактического и методического характера
2.2 Проблемы организационного характера
2.3 Проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение

Среди многочисленных и разных проблем педагогической теории и практики есть такие, которые возникают вновь и вновь, требуя новых решений на каждом этапе развития системы образования. Таковыми являются вопросы организации труда обучающихся, разработки более совершенных организационных методов, приемов, форм обучения и учения.
В условиях модернизации российского общества возрастающие проблемы информации, внедрение информационных технологий в производство и образование в большей мере требуют от работника, и от обучающегося умения учить самого себя, быть самому себе преподавателем, уметь находить ответы на интересующие вопросы в источниках информации, в том числе электронных, уметь организовывать собственную деятельность и деятельность других.
Разработка теории учебной деятельности и поиски путей ее эффективной организации в современной психолого-педагогической науке ведется активно. В научных публикациях, отражающих результаты исследовательского поиска по данной проблематике, содержится осмысление феномена учебной деятельности, раскрывается ее специфика по сравнению с другими видами человеческой активности, обосновываются представления о ее типах и структуре, подходы к ее формированию через становление учебных умений.
Задача научить обучающихся самих себя учить имеет давние исторические корни. Об этом высказывались Сократ Сократ, ок. 469 г. до н. э., Афины -- 399 г. до н. э, А. Дистерверг А. Дистерверг, 1790-1866, К.Д. Ушинский К.Д. Ушинский, «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии», Д.И. Писарев Д.И. Писарев, 1840-1868 и др. начиная со второй половины XIX века, в связи с изменением целей воспитания, психологи и педагоги обратили серьезное внимание на проблему формирования у детей умения учиться.
В этой курсовой работе рассматриваются отдельные стороны и их недостатки в организации учебной деятельности. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений.
Поиски эффективных путей в работе педагога над учебной деятельностью школьников и студентов сегодня активно ведутся и в нашей стране, и за рубежом. При общей направленности, они, тем не менее, отличаются способами осмысления проблемы и предлагаемыми вариантами решения.
Представленная работа ставит своей целью обосновать педагогические основы организации учебной деятельности в системе общего и профессионального образования.
Объектом изучения данной курсовой работы является учебная деятельность и её осуществление в рамках школы
Организация учебной деятельности и некоторые проблемы, связанные с ней, являются предметом изучения в этой курсовой работе.
Для достижения цели необходимо решить ряд задач:
-дать понятие об учебной деятельности;
-раскрыть индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности;
-представить стратегии формирования учебной деятельности школьников;
-раскрыть проблемы дидактического, методического, организационного характера и проблемы практики формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования.
Данная работа состоит из введения, главы 1 «Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников», главы 2 «Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования», заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты формирования и развития учебной деятельности школьников

1.1 Учебная деятельность (понятие, строение)

Сегодня в образовании сложились две основные группы теорий обучения: ассоциативно-рефлекторная и деятельностная. В основе теорий первой группы лежат методологические основания, разработанные Дж. Локком Дж. Локком, «Мысли о воспитании» 1691, и окончательно оформленные в классно-урочной системе Я.А Коменского Я.А. Коменский, «Великая дидактика» 1633-38. Основополагающие принципы этого направления заключены в признании ассоциации механизмом любого акта учения и наглядности. Основными понятиями ассоциативно-рефлекторного учения являются понятия «ассоциация», «рефлекс», «стимул-реакция», а ведущим методом становится упражнение. Современное звучание ассоциативно-рефлекторной теории заключено в ориентации ее на формирование психических функций и создание условий их развития в процессе обучения. Знания усваиваются репродуктивно.
Деятельностные теории опираются на понятия «действие» и «задача». Действие предполагает преобразование субъектом того или иного объекта. Задача включает в себя цель, представленную в конкретных условиях ее достижения. В основе данного подхода лежит развитие творческого потенциала личности. Реализуется он в теории проблемного обучения (А.М. Матюшкин А.М. Матюшкин, "Проблемные ситуации в мышлении и обучении" 1972, М.И. Махмутов М.И. Махмутов, «Организация проблемного обучения в школе» 1977), теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я Гальперин П.Я. Гальперин, «Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий.»1966, Н.Ф. Талызина Н.Ф. Талызина, «Педагогическая психология. Психодиагностика интеллекта» 1987), теории учебной деятельности (В.В Давыдов В.В. Давыдов, «Теория развивающего обучения» 1996, Д.Б. Эльконин Д.Б. Эльконин, «Психология обучения младшего школьника». 1974), проектного обучения (Дж. Дьюи Дж. Дьюи, «Психология и педагогика мышления» 1919, Е.С. Полат Е.С. Полат, «Метод проектов на уроках иностранного языка» 2000)
В Рамках деятельностных теорий учения введено понятие «ведущая деятельность». Ей отведена главная роль в развитии человека на определенном возрастном этапе. Ведущая деятельность имеет следующие признаки:
1) в ней возникают и развиваются новые виды деятельности;
2) внутри ведущей деятельности формируются и перестраиваются психические процессы;
3) от нее в основном зависят основные психологические изменения личности ребенка.
Каждой ступени развития личности ребенка соответствует конкретный тип ведущей деятельности. Так, Д.Б. Эльконин Д.Б. Эльконин, «Детская психология» 1960 выделал следующие ведущие деятельности для различных этапов детства:
1) младенчество (0-1 год) - непосредственно-эмоциональное общение;
2) ранее детство (1-3 года) - предметно-манипулятивная деятельность;
3) дошкольное детство (3-7 лет) - сюжетно-ролевая игра;
4) младший школьный возраст (7-10 лет) - учебная деятельность;
5) младшее подростничество (10-15 лет) - интимно-личное общение;
6) старшее подростничество 916-17 лет) - учебно-профессиональная деятельность.
Ведущий тип деятельности определяет возникновение и формирование психологических новообразований в данный период времени. Для учащихся начальной школы ведущим видом деятельности является учебная. В условиях ее реализации происходит становление учащегося как активного деятеля, способного к самоизменению. Такая деятельность не возникает сразу, а проходит определенный путь в своем становлении.
Представленная Д.Б. Элькониным классификация, в целом соответствует характеру психического развития современных детей, но ее следует уточнить, считает В.В. ДавыдовВ.В. Давыдов, «Теория развивающего обучения» 1996. Он полагает, что детям от 10 до 15 лет присуща общественно значимая деятельность, которая включает в себя трудовую, общественно организационную, художественную и учебную деятельности.
В системе общего образования сложилось несколько различных точек зрения на понятие «учебная деятельность»: синоним учения, научения, обучения; ведущий тип деятельности в младшем школьном возрасте, особая форма социальной активности, проявляющая себя с помощью предметных и познавательных действий; один из видов деятельности школьников и студентов, направленный на усвоение ими посредством диалогов и дискуссий, теоретических знаний и связанных с ними умений и навыков; самостоятельная работа обучающихся. Наибольшее распространение в теории и практике обучения получило преставление об учебной деятельности как о деятельности обучающегося по усвоению накопленных знаний, умений и навыков.
Обзор сложившихся подходов к структурированию учебной деятельности позволяет высказать общие и ориентировочные предположения о возможном круге существующих преставлений на строение учебной деятельности, об эволюции взглядов на отдельные ее компоненты, о включении категории времени в состав структуры.
Учебная деятельность выполняется во внешнем и внутреннем плане. Ее внешнее исполнение принято связывать с понятием «структура». В самой структуре выделяют основной и обслуживающие компоненты. В ней выделяют три звена - мотивационно-ориентирующее, центральное (рабочее) и контрольно-оценочное. К обслуживающим компонентам В.В. Давыдов В.В. Давыдов, «Теория развивающего обучения» 1996 относит основные психические процессы.
Выше обозначенные звенья учебной деятельности у Н.Я Чутко описывается как:
1) ориентировочное звено (анализ конкретных обстоятельств и условий с точки зрения достижения стоящей цели);
2) операционно-исполнительное звено (составление плана, выбор средств деятельности, реализация намеченного плана);
3) контрольно-коррекционное звено (контроль, критическая оценка того продукта, который получился в результате деятельности, исправление возможных ошибок).
Психолого-педагогическая наука отмечает, что учебные действия выполняются с помощью соответствующих предметных и мыслительных средств. Предметными средствами выступают реальные вещи, используемые для преобразования ситуации, а так же различные графические изображения при моделировании. При усвоении теоретических знаний школьники применяют различную предметно-графическую символику. К мыслительным средствам относят словесно-дискурсивные модели и наглядные образы, позволяющие преобразовать ту или иную ситуацию.
Результаты осуществленного нами анализа существующих точек зрения исследователей на строение учебной деятельности представлены в таблице 1 (прил 1. таб.№1)
1.2 Индивидуальные особенности исполнения учебной деятельности

Стиль учебной деятельности. Наука и практика свидетельствуют, что внимательное отношение к стилям обучения не только обеспечивает эффективность организационных воздействий педагога, но есть способ помощи в преодолении трудностей встающих на пути становления ведущего вида деятельности. в решении этой проблемы выделяются два подхода. Один из них связан с изучением преподавания (учитель, воспитатели, родители), а другой-стилей деятельности обучающихся.
В условиях организации учебной деятельности учащихся в школе и дома следует различать стиль деятельности педагога, воспитателя, родителей. Стиль деятельности школьников в основном определяют такие факторы как их индивидуально-типологические особенности, особенности самой деятельности и особенности обучающихся. В педагогической деятельности, характеризующимся субьектно-объектным взаимодействием в условиях организации и управления учебной деятельности обучаемого, эти особенности соотносятся с предметно-профессиональной компетентностью педагога, с характером взаимодействия и общения, с характером организации деятельности.
Индивидуальный стиль деятельности представляет собой систему способов осуществления деятельности, которую субъект вырабатывает с учетом своих стойких личных качеств. Индивидуальный стиль деятельности охватывает как внешние практические способы действия, так способы и приемы психической деятельности, организации внимания и т.д. основным в способах деятельности, протекающей во внутреннем плане, является своеобразие соотношения ориентировочной и исполнительной составляющей деятельности. так в одних случаях внутренний план действий очень детализирован и в большей мере создается до их осуществления, а в процессе выполнения изменяется незначительно. Ориентировочная деятельность главным образом осуществляется до исполнения действий и лишь, затем сочетается с исполнительной. Контроль занимает большое место в процессе выполнения. В других случаях мыслительный план создаваемый до их реализации имеет схематический характер и в процессе выполнения значительно детализируется и видоизменяется. Ориентировочная деятельность протекает одновременно и в связи с исполнительской. Контроль занимает мало времени. Одну и ту же деятельность разные люди выполняют успешно разными путями и способами. Стиль деятельности навязывать не следует, если имеются свои не менее успешные способы осуществления деятельности. Стиль - объект процессуальный, как и сама деятельность, и при этом не воспринимаемый. О нем как о системе можно узнать после того, как реализована программа сбора, обработки и интерпретации материалов, характеризующих его различные проявления.
Существует и такое понятие как нерациональный стиль деятельности. его называют псевдостилем. В ряде случаев он может выступать некоторым этапом перед формированием рационального стиля. Псевдостиль рассматривается как особенности выполнения тех или иных действий, выходящие за пределы оптимальных границ.
И.С.Кон И.С. Кон, «В поисках себя. Личность и её самосознание» 1984 утверждает, что в познавательных процессах стиль деятельности выступает как стиль мышления, понимаемый как устойчивая совокупность индивидуальных вариаций в способах восприятия, запоминания и мышления, за которыми стоят различные пути приобретения, накопления, переработки и использования информации.
Стиль деятельности может быть скорректирован с целью его улучшения, считает Е.А.Климов Е.А. Климов, «Путь в профессию. Пособие для старших классов общеобразовательной школы» 1974. Им разработана программа анализа (самоанализа) стиля профессиональной деятельности и рекомендаций по его улучшению, которая может быть перенесена и на учебную деятельность. Программа включает в себя следующее:
1. Видимые проявления своеобразия работы:
а) в протекании познавательной составляющей деятельности (развернутость или краткость ориентировки в среде; частый или редкий текущий контроль, преобладающая ориентация на предметную, социальную среду или на свои переживания);
б) в протекании исполнительской составляющей деятельности (торопливость, медлительность; частые пробы или точность; рывкообразность, плавность и другие особенности, доставляемые наблюдением);
в) в области результатов деятельности (много продукта при умеренном качестве или, наоборот, мало, но при высоком качестве; другие варианты).
2. Предполагаемые причины наблюдаемого стиля:
а) в области внутренних условий (стойкие особенности психического склада, осведомленность, опыт, наличие навыков, приемов саморегуляции);
б) в области внешних предметных условий (наличие или отсутствие хороших образцов продукта, инструментов, материалов);
в) в области внешних социальных условий (имеются или отсутствуют традиции обмена опытом, сплоченна или разобщена группа участников деятельности, особенности межличностных взаимоотношений).
3. Проекты рекомендаций по улучшению стиля (узнать о приемах саморегуляции, о требованиях к продукту, лучше узнать друг о друге в группе).
Работоспособность. Работоспособность-это характеристика наличных или потенциальных возможностей индивида выполнять целесообразную работу на заданном уровне в течение определенного времени.
Тесная связь между работоспособностью и учебной деятельностью подмечена не сегодня. Так, ещё П.П.Блонский П.П. Блонский, «Задачи и методы народной школы» 1916 в своих работах указывал на то, что плохая работоспособность детей может быть не только вследствие слабого здоровья и быстрой утомляемости.
Наряду с методиками, ориентированными на практикующего психолога, существуют методы исследования состояния работоспособности учащихся, которые могут применяться и педагогами. Одна из таких методик предложена Ю.К.Бабанским Ю.К. Бабанский, «Оптимизация процесса обучения (аспект предупреждения неуспеваемости школьников)» 1973 . ее автор выделяет следующие критерии и признаки оценки работоспособности обучающихся:
«+» - высокий уровень развития качества (у ребенка сохраняется высокая работоспособность в течение всех уроков, повышенная утомляемость не обнаруживается даже в конце рабочего дня);
«сред.» - средний уровень (нормальная работоспособность сохраняется в течении всех уроков, несущественное появление признаков утомления наступает лишь в конце дня);
«-» - низкий уровень развития качества (у ребенка обнаруживается низкая утомляемость уже в середине рабочего дня, что проявляется в вялости, сонливости или раздражительности на уроках, в резком снижении в середине уроков внимания, в проявлении описок, ошибок в элементарных вычислениях, при переписывании текста, в нарушениях дисциплины).
1.3 Стратегии формирования учебной деятельности школьников

Формирование учебной деятельности у младших школьников среди других вариантов деятельностного подхода к обучению рассматривается как один из путей оптимизации учебно-воспитательного процесса. Формирование учебной деятельности есть процесс постепенной передачи выполнения элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя.
К числу основных направлений, в рамках которых осуществляется поиск путей формирования полноценной учебной деятельности обучающихся, относятся:
-концепция содержательного обобщения (В.В.Давыдов В.В. Давыдов , «Виды обобщения в обучении (логико-психологические проблемы построения предметов)» 1972);
-концепция формирования интеллектуальных умений, приемов умственных действий (З.И.Калмыкова З.И. Калмыкова, «Проблемы диагностики умственного развития учащихся» 1975, Н.Я.Чутко Н.Я. Чутко, «Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших
школьников» 1996);
-концепция формирования учебной деятельности с использованием потенциала групповых и парных форм учебной работы (И.М.Витковская И.М. Витковская, «Формирование учебной деятельности младших школьников в групповых формах организации обучения» 1994);
-концепция формирования учебной деятельности в общеучебных умениях (В.М.Коротков, А.В.Усова А.В. Усова, «Структура планирования методической работы» 2005, Н.А.Кушаев Н.А. Кушаев, «Актуальные проблемы педагогики и эстетического воспитания» 1973).
В числе подобных умений рассматриваются:
1. Учебно-организационные, т.е. приемы и способы, обеспечивающие выполнение отдельных компонентов учебной деятельности, организацию работы и участие в передаче своих знаний и опыта товарищам по учебе. Например такие умения и навыки, как соблюдение правил гигиены учебного труда, организация учебного места, освоение и осмысление учебной задачи, работа в составе актива учебных кабинетов и т.д.
2. Учебно-интеллектуальные умения и навыки, закрепляющие способы мыслительной деятельности и приемы логического мышления. В их числе умения и навыки сравнения и анализа, обобщения и абстрагирования, классификации и систематизации, различение существенного в изучаемых явлениях, доказательства и построения определений, постановки проблемы, участие в дискуссиях и др.
3. Учебно-информационные умения и навыки, в которых находят свое отражение способы самостоятельного приобретения знаний, переработки и запоминания информации. Среди них умения и навыки чтения, работы с книгой, в том числе с учебником, наблюдений и их регистрации, работы с различными приборами, ориентировки в периодической печати, использования различных справочников, применения графических приемов регистрации той или иной информации и т.п.
4. Учебно-коммуникативные умения и навыки, в сумме обеспечивающие культуру устной и письменной речи обучающихся. В этом разделе сосредоточены умения и навыки устных ответов, пересказов и рассказов, подготовки выступлений и докладов, списывания текста, письма под диктовку, изложения текста, подготовки сочинений, заметок и статей, составления документов, восприятия устной речи разного типа и др.
Из разрабатываемых в науке направлений по формированию и организации учебной деятельности обучающихся наиболее представительным является направление, акцентирующееся на исполнительском звене. К нему относятся исследования по выявлению, описанию, классификации и формированию умственных действий, лежащих в основе учебной деятельности (Д.Н.БогоявленскийД.Н. Богоявлевский, «Психология усвоения знаний в школе» 1959, П.Я.Гальперин П.Я Гальперин, «Современное состояние теории поэтапного формирования умственных действий» 1979), формированию приемов учебной работы, способствующих усвоению учебного материала (Е.Н.Кабанова-МеллерЕ.Н. Кабанова-Меллер, «Учебная деятельность и развивающее обучение» 1981), обще-учебных интеллектуальных умений (Н.Я.Чутко Н.Я. Чутко, «Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших
школьников» 1996). в рамках данного направления исследований обоснованны как прямой путь - через формирование у обучающихся приемов учебной работы (Н.А.Немчинская), учебных действий и их взаимосвязей (Г.И.Вергелес Г.И. Вергелес, «Дидактические основы формирования учебной деятельности младших школьников» 1990), реализацию системы специальных заданий (Н.Я.Чутко Н.Я. Чутко, «Чтобы не дремали мысли: Формирование общеучебных интеллектуальных умений у младших
школьников» 1996) так и косвенных - в рамках концепции содержательного обобщения (Д.Б.Эльконин Д.Б. Эльконин, «Проблемы возрастной и педагогической психологии» 1995), программированного обучения (В.П.Беспалько В.П. Беспалько, «Слагаемые педагогической технологии» 1989), усвоения учебного материала в форме учебной деятельности (Л.К.Максимов Л.К. Максимов, «Развитие математического мышления младших школьников в условиях учебной деятельности» 1993), использования резервов оптимального структурирования учебного материала (Г.Г.Мисаренко), групповых парных форм работы (Л.И.Айдарова Л.И. Айдарова, «Модели как средство организации исследовательской деятельности учащихся» 1997, Т.А.Матис Т.А. Матис, «Психологические условия формирования совместной учебной деятельности школьников» 1977)
В связи с выделением различных подходов к формированию учебной деятельности необходимо отметить, что прямой путь состоит в том, что обучающиеся накапливают и осмысливают разнообразные сведения, выполняют упражнения. Прямое воздействие на учащихся заключено в специальных вопросах и заданиях, непосредственно, прямо направляющих детей на овладение учебной деятельностью. Косвенный путь - это продвижение обучающихся в общем развитии (А.В.Полякова А.В. Полякова, «Усвоение знаний и развитие младших школьников» 1978) либо действия учащихся в соотнесении со структурой учебной деятельности. Так, в частности, исследовательские подходы к обучению младших школьников, реализуемые руководством Л.В. Занкова, ориентированны на косвенное формирование учебной деятельности.
В русле теории содержательного обобщения развивается направление, обосновывающее необходимость непосредственного формирования струк-формы (Л.И.Айдарова, А.К.Маркова А.К. Маркова, «Психологические проблемы процесса обучения младших школьников» 1978). Г.И.Вергелем, Л.А.Нмчикова, И.А.Мещерова предлагают свой подход к решению проблемы формирования учебной деятельности. Ими разработана методика, предусматривающая формирование каждого структурного компонента учебной деятельности сначала как конкретного компонента, далее - на основе внутри-межпредметных связей - как общего умения, а затем - формирование целостной структуры учебной деятельности в той же последовательности: от становления этой структуры на материале конкретного предмета к функционированию ее как общего образования, инвариантного по отношению к содержанию любого учебного предмета.
В соответствии с данной методикой И.М.Витковская предлагает следующее:
-задание делится на отдельные операции, которые распределяются между участниками группы. Работа строится «последовательно», когда результаты работы первого ученика являются началом работы следующего;
-задание, предложенное группе, выполняется каждым участником самостоятельно, а затем происходит обсуждение в группе результатов работы каждого;
-задание делится на части, которые могут выполняться одновременно. Дети работают «параллельно», выполняя каждый свою часть. Затем обсуждаются способы решения, делаются выводы.
Разворачивается в науке направление исследований формирования отдельных компонентов учебной деятельности на основе самоорганизации деятельности обучающихся. Его разработчики (М.И.Лукьянова М.И. Лукьянова, «Учебная деятельность школьников: Сущность и возможности формирования. Методические рекомендации для учителей и школьных психологов» 1998) видят практическое решение в слаженности работы психолога и учителя в решении проблемы становления учебной деятельности школьников, как на специальных занятиях, так и на уроках. Предлагаемые ими упражнения для формирования отдельных компонентов учебной деятельности (мотивация учения, учебная задача, учебные действия0 ориентированны на выделение психологических и педагогических составляющих структуры учебной деятельности.
Глава II. Проблемы формирования учебных умений обучающихся в системе общего и профессионального образования

2.1 Проблемы дидактического и методического характера

Проблемы этой главы вызваны к жизни поиском ответов на такие актуальные вопросы: «Чему учить?» и «Как учить?».
Первая проблема связана с доминирующим в теории и практике «пространственным» подходом к исполнению учебной деятельности, оставляющим без должного внимания ее реализацию в едином пространстве-времени.
Обратимся к вопросам истории образования, посвященным данной проблеме. Концепция «научная организация труда» (НОТ) появилась в СССР в 20-30 годах прошлого столетия, свое второе рождение она получила в 60-70 года, вобрав в себя идеи общей НОТ и НОТ в советской школе 20-30-х годов.
По мнению разработчиков (И.П. РаченкоИ.П. Раченко, «НОТ учителя» 1982 и др.), новый подъем движения за научную организацию труда в стране, в том числе в образовании, был вызван научно-техническим прогрессом, повлиявшем на развитие наук о труде и его организации. Появились новые отрасли научного знания (кибернетика, теория систем, теория информации), изменившие сам характер организации труда.
Несмотря на ряд положительных моментов, «научная организация труда» в школе в 90-х годах перестала существовать как явление в педагогической практике.
В конце XX века мировое сообщество вступило в новую фазу своего развития - постиндустриальную, сопровождаемую быстрой сменой временного масштаба социально-исторического процесса. Возрастает значение в жизнедеятельности людей более мелких промежутков времени, значительно меньших секунды. Основными чертами современного человека становятся деловитость, способность организовывать и оптимально организовать свою деятельность в «уплотненные», «сокращенные» сроки. Проблема организации, экономии и оптимального использования времени становится ключевой для прогресса человечества на этом временном рубеже, так как обеспечивает оптимальное согласование сверхскоростных современных технических систем с временными возможностями человека, предупреждает их рассогласование.
Следует отметить тот факт, что найденное в рамках научных направлений может существенным образ и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.