На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Роль библиотеки в формировании культуры чтения. Характеристика метода индивидуального руководства чтением подростка. Особенности массового руководства чтением, принципы проведения книжных выставок, читательских конференций, литературных игр и вечеров.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.03.2010. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


18
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ
ПРИДНЕСТРОВСКОЙ МОЛДАВСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
Курсовая работа.
на тему:
“Основные формы и методы руководства чтением”
Курсы повышения квалификации
Библиотечных работников культуры
Библиотекаря юношеского абонемента ЦГБ
Беженар Натальи Александровны
г. Тирасполь
2004 г.
План

I. Роль библиотеки в формировании культуры чтения
II. Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его форм
2.2 Метод массового руководства чтением и его формы
2.3 Работа с активом читателей
2.4 Библиотека и семья
III. Из опыта работы юношеского абонемента ЦГБ г.Тирасполь
Литература
I. Роль библиотеки в формировании культуры чтения

Библиотека… древнее и вечно живое обиталище человеческого разума. Неподвижные ряды книжных полок заключают в себе бесчисленные грани живого мира: непримиримую борьбу идей, пытливый научный поиск, наслаждение прекрасным, получение знаний, развлечений и т.д.- до бесконечности.
Все жизнь вселенной сосредоточена в этом магическом кристалле, именуемом библиотека.
Страстный искатель истины и справедливости, А.И. Герцен, размышляя о библиотеке и книге - источники знаний, сказал: « Вся жизнью человечества оседала в книге: племена, моде государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в неё кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца; в ней записано та огромная исповедь бурной жизни человечества, та огромная автография, которая называется всемирная историей».
Вооружая нас знанием, опытом жизни и борьбы, развела наш город до кругозора человечества, книга становиться орудием труда. А усваивая опыт прошлого, созидая настоящее, мы закладываем стартовую площадку для бедующего. И книги - веков соединительная ткань - дают возможность преобразовать мир и себя в этом мире.
Сегодняшний день ошеломляет нас лавиной информации. Как же освоить и усвоить эту информацию? Что надо сделать, чтобы не загромождать своего ума тем хламом, который не нужен, обогатить его знаниями всех фактов, без которых не может быть современного образованного человека?
Библиотека должна стать центром руководства чтением читателей, особенно в юношеском возрасте. Как помочь читателю - подростку найти ответ на возникший у него вопрос, опираясь на книгу? От библиотекаря требуется умение, используя разнообразные формы и методы общения с читателями, руководить процессом чтения, стремясь вызвать интерес у современного подростка к классике, с тем чтобы пробудить в нем процесс самосознания, подтолкнуть его к выбору духовной модели поведения.
В практике работы библиотек используется методы индивидуального и массового руководства чтения и их формы.
II. Основные методы и формы руководства чтением
2.1 Метод индивидуального руководства чтением и его формы

В основе этого метода - учет индивидуальных особенностей читателя его интересов, увлечений, способностей. Непосредственное общение с читателем помогает библиотекарям применять наиболее целесообразные для каждой конкретной ситуации формы воздействия на чтение подростков.
В повседневной работе на абонемент и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном; индивидуальные консультации у выставок, у книжных полок открытого доступа, у каталогов и картотек.
Наиболее распространенная форма индивидуального руководства чтением в библиотеке - беседа.
Во время рекомендательной беседы библиотекарь не только помогает выбрать конкретную книгу, но и вызывает у читателя интерес к ней создавая соответствующую установку для ее восприятия.
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя , его возраста, уровня развития.
Часто библиотекарю приходиться сначала выяснить, о чем хотел бы подросток прочитать.
Затем он показывает книги различной тематики, кратко знакомя читателя с их содержанием.
Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать свой спрос.
Рекомендательная беседа важна и в случаях, когда читатель просит книгу на определенную тему.
Выяснив почему подросток интересуется этой темой что уже прочитано им библиотекарь подбирает книгу и кратко характеризует ее.
Даже когда читатель спрашивает конкретную книгу это не означает что рекомендательная беседа не уместна .опыт работы с подростками и знанием подсказывают библиотекарю на какие трудные и важные моменты в книги надо обратить внимание читателя.
При удовлетворении конкретного спроса подростка библиотекарь рекомендует ему также литературу по данному автору. Интерес к автору создает эмоциональный контакт с ним в процессе чтения книги, открывает двери в мир творчества писателя.
Внимание требует читательский опрос “чего-нибудь новенького”, характерный для старших школьников, читающих очень много. Погоня за новеньким не редко может быть показателем “престижности чтения”, “моды” на определенные книги. Задача библиотекаря- повышать качество чтения. Один из путей ее решения - побудить юношей к перечитыванию лучших литературных произведений.
Прием рекомендации книг читателям во многом зависит от типа литературы. Например научно художественное произведение нужно рекомендовать так чтобы возникла связь между содержанием книги и тем , что известно читателю из других источников информации (кино, телевидение, радио). Важны и вопросы к читателю, пробуждающие его любознательность, желание получить в рекомендуемой книге ответы на разнообразные “что”, ”как”, и ”почему”. Во время рекомендательной беседы по научно- художественной книге нужно подготовить читателя к встрече с новыми для него научными сведениями, помочь ему не упустить эти факты.
Первоначальное приобщение к литературе по различным областям знания целесообразно начинать с рекомендации книг, содержащих конкретные факты, близкие опыту читателя.
Возникает эффект “узнавания”, что усиливает интерес к чтению, обуславливает усвоение содержания.
Выяснение мотивов спроса при беседе с читателем показывает, например, что подросток, спрашивая конкретную книгу, подчас не подозревает о существовании других книг, иногда более ценных и доступных его возрасту. Нередко читатель, заинтересовавшись книгой, спрашивает “что-нибудь такое же”. Библиотекарь должен детально конкретизировать читательский спрос. Без выяснения, чем произведения увлекло читателя, удовлетворение последующего спроса не может быть удачным.
Если библиотекарь готовится к выдаче ежедневно, это позволяет ему не только избежать ошибок при рекомендации, но и помогает найти более верные приёмы привлечения читателя чтения тех книг, которые важны на данном этапе его читательского развития.
Беседа о прочитанной книге
При возвращении книги читателем библиотекарь снова проводит с ним беседу. Индивидуальные беседы о прочитанном так же, как и рекомендательные беседы, как правило, происходят на абонементе у книжных полок.
В беседе со старшими школьниками нужно избежать наводящих вопросов, которые могут оттолкнуть читателя, вызвать нежелание вести беседу. Вопросы может подсказать заглавие книги. »Удачно ей, по-твоему, названа книга?» Иногда начать разговор помогает вопрос об отношении автора к своим героям.
Беседа о прочитанном позволяет библиотекарю понять уровень и качество восприятия читателем книги. Если она была рекомендована библиотекарем, он во время беседы определяет педагогическую состоятельность своей рекомендации.
Беседа о прочитанном как бы продлевает воздействие произведения на читателя, на его сознание чувства. Сохраняя яркость восприятия конкретного содержания, читатель во время разговора с библиотекарем может увидеть и понять тот более глубокий «слой» произведения, который не раскрылся ему при чтении, но вот сейчас вопросы библиотекаря позволили ему войти в созданный художником мир образов. Читатель учится понимать произведение. Это означает, что он не просто глубже усваивает, где, когда и почему происходило действие, какие качества героя при этом выявились, но и осознает отношение писателя к изображаемому, глубинный смысл произведения.
Консультация
Это совет библиотекаря читателю по какому-либо вопросу, связанному с выбором литературы. Консультации проводятся у книжных полок, у выставок, у каталогов и карточек. Эта форма индивидуальной работы особенно важна в общении с юношами, учащимся 10-11 классов.
Часто подростки идут в библиотеку, чтобы «порыться в книгах», полистать журналы, выбрать «что-нибудь интересное». Эпизодический конкретный спрос у них, как правило, обусловлен заданием учителя или возникает под влиянием интересной телепередачи, фильма, нередко совета товарища. Библиотекарь должен проявить максимум такта, что бы своим советом помочь читателям выбрать нужные им книги или статьи из периодических изданий.
Библиотекарю знакомы читатели, которые в фонде бесцельно переходят от одного раздела к другому. Их внимание привлекает внешний вид книги, её обложка, заглавие, иллюстрации. Библиотекарь может провести консультацию с такими читателями у книжных полок, чтобы привлечь их внимание к лучшим книгам, помочь осознать запросы, подсказать рациональный путь самостоятельного поиска нужной литературы.
Библиотекарь стремится углубить чтение подростка, зародить в нем мысль о возможностях и перспективах самообразования, ввести в круг чтения лучшую художественную и научно- познавательную литературу.
Важная задача консультации - указать читателю на трудности, с которыми он может столкнуться при чтении, предложить справочные издания.
Во время консультации библиотекарь объясняет назначение справочного аппарата книги, предисловие.
Создание установки в чтении - психологического состояния, определяемого как готовность к определенной активности, предшествующей восприятию - одна из важнейших целей консультации.
Предпосылку для полноценного восприятия художественного произведения читателем можно создать, подчеркнув особенности произведения, важные для понимания его художественной ценности. Иногда достаточно выделить одну художественную деталь, чтобы предопределить и направить восприятие.
Библиотекарь обращает внимание на индивидуальность автора, сопоставляет рекомендуемую книгу с той, что уже знакома читателю.
Результаты индивидуального руководства чтением, каким бы систематическим и квалифицированным оно ни было, нельзя определить сразу. Интересы читателя, осознанные мотивы чтения, глубина восприятия книги формируются постепенно, качественные сдвиги в читательском развитии нарастают незаметно. Индивидуальное руководство чтением подростков и старших школьников требует от библиотекаря юношеской библиотеки творчества и мастерства, знания литературы и своего читателя, Если хочешь зажечь в детях искру, то тебе надо, по словам Сухомлинского, «вмещать в себя целое море света».
2.2 Метод массового руководства чтением и его формы

Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах передового опыта накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных, интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм и методов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории и практики, опирается на общие методические приемы и требования к её организации и проведению.
На разных этапах развития библиотечного дела на первый план выходили те формы массовой работы, которые определялись целями библиотек, как социальных учреждений. В 20 - 30 -е годы это было содействие в ликвидации неграмотности, повышению общеобразовательного т культурного уровня населения. Распространение получили громкие чтения, групповые беседы, лекции, вечера книги. Зарождались такие формы привлечения новых читателей в библиотеки, как праздники книги, книжные карнавалы, библиотечные походы или агитационно-пропагандистские акции - литературные суды, плакаты, театрализованные представления.
С накоплением опыта массовой работы в библиотеках, ростом культурного и образовательного уровня читателей в 40-50-е годы получили развитие позитивно- рекомендательные формы: тематические вечера, читательские конференции, библиографические обзоры, носившие преимущественно формализованный характер. Большое место в деятельности библиотек заняла агитация и пропаганда, раскрывающая библиотечные фонды, привлекающая людей к чтению. Коллективные обсуждения книг чаще всего носили запрограммированный характер и завершились выработкой единого, однозначного мнения о прочитанном. Вечера книг, рецензии, кружки, читательские конференции были направлены на развитие навыков самостоятельной работы с книгой, на самообразование.
В 60-70-е годы продолжал пополняться комплекс рекомендательных форм с целью привлечения внимания читателей к «наиболее ценной в идейном, научном и художественном отношениях литературы».
Особенность этого периода - широкое применение массово-образовательных форм, дополняющих систему политического просвещения. Как правило, это циклы мероприятий, рассчитанных на систематическую и длительную работу с однородной группой читателей с учетом их образовательного уровня (уроки, общественно-политические чтения, лектории, декады, месячники). Широко применялись приемы информационного характера - открытые просмотры литературы, бюллетени новых поступлений, обзоры книг и периодики. Под влиянием СМИ и с появлением аудиовизуальной техники распространились формы массовой пропаганды книги, например читательско-зрительская конференция, телепередача о книгах, час музыки и поэзии.
В эти же годы сформировались организационные предпосылки для совершенствования массовой работы внутри ЦБС.
Возросла потребность читателей в культурных контактах, в духовном общении, которая проявлялась в возникновении узких групп общения, клубов, кружков по интересам. Отдельные клубы стали местом неформального объединения читателей для обсуждения неопубликованной литературы (самоиздат).
В 80-е годы завершилось организационное и методическое оформление клубов и других любительских объединений при библиотеках. В конце 70-ых начале 80-ых годов были проведены теоретические исследования по массовой работе, изучение эффективности отдельных форм и методов руководства чтением, а издал ряд материалов обобщающего характера.
Преемственность массовой работы 90-ых годов выразилось в использовании традиционных форм и методов, модернизации методических приёмов и решений, связи с внешними учреждениями и организациями. Демократизация и активизация общественной жизни, свободное издание литературы обусловили многообразие форм и тематики массовых мероприятий.
При существующей сегодня тенденции усиления популярности активных форм общения правомерно определить роль массовой работы в руководстве чтением как ведущую в этом деле. Во время проведения массовых мероприятий в структуре общения имеют место и информационные процессы, и межличностные отношения, и эмоциональное влияние читателей и библиотекаря друг на друга. Массовые формы обеспечивают наиболее благоприятное условие для общения, прямого или косвенного, согласовано или конфликтного. Интерес к экологии человека, его физической и духовной среде вызвал к жизни формы, создающие условие для знакомства, свободного обмена мнениями, выявления творческого интеллектуального потенциала человека.
В основе метода массового руководства чтением лежит знание и учет возрастных социально-психологических особенностей конкретных групп читателей.
Библиотекарь, опираясь на общее в чтении, обусловленное социальной ситуацией развития юношей приобщает их к систематическому чтению и пользованию библиотеками.
Основными формами массового руководства чтением юношеством в нашей библиотеке являются книжные выставки, обзор литературы, циклы чтений, групповые беседы о прочитанном, обсуждение книг, читательские конференции, разнообразные литературные игры (конкурсы, викторины, путешествия по книгам), устные журналы, литературные вечера.
Книжная выставка - широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставки бывают тематическими, жанровыми, посвященными определенному виду литературы, творчеству одного писателя и т.д. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в идейно-политическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании юношества, в помощь самообразовательному чтению школьников и студентов. Эта форма наглядной пропаганды литературы - книга приближенна к читателю, повернута к нему лицом.
Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимания. Выставка также показывает ребятам, как много есть в библиотеке книг, журналов и газет, в которых можно найти ответы на их многочисленные вопросы.
Этапы организации выставки таковы: в соответствии с её целевым назначением библиотекарь отбирает литературу, цитаты, иллюстрации, готовит вопросы к читателям, ищет яркий, выразительный заголовок, определяет основные разделы, продумывает всю композицию, оформляет и размещает выставку. Библиотекарь должен систематически рассказывать о выставке читателям, проводить по ней обзоры, иначе она будет мало эффективной. Библиотекарь организует учет выданных и спрошенных книг, анализирует, какие книги и почему имеют успех, а какие не вызвали у ребят ни какого интереса. С помощью книжной выставки можно определить книги, почему-то не привлекшие внимание ребят, но являющиеся важными и ценными для их читательского развития. В этом случае библиотекарю надо подумать, как по другому организовать пропаганду.
На выставке библиотекарь может познакомить читателя не только с книгами, но и с материалами газет и журналов, объединенными общей темой.
Организуются выставки литературы о крупных событиях в жизни страны и за рубежом. Тематика выставок может быть связана с изучением предметов школьной программы, с в и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.