На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Контрольная Основные особенности уроков лирики, методика развития эмоциональной сферы учащихся с помощью анализа стихотворений Тютчева. План-конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: Анализ лирики Тютчева. Тестовые задания для проверки усвоенной темы.

Информация:

Тип работы: Контрольная. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Контрольная работа
По методике преподавния русской литературы
Особенности восприятия и изучения лирики


студентки ОЗО ФСФ
русского отделения
4 курса группы “Б”
МГУ имени А.А.Кулешова
Могилёв
2010
План
1 Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся
2 План - конспект урока по теме: Анализ лирики Тютчева для 10 класса
3 Тесты
1 Особенности восприятия и изучения лирики. Развитие эмоциональной сферы учащихся

Основными особенностями лирических произведений, отмеченных в трудах литературоведов, являются следующие: изображение характера в отдельном проявлении, в конкретном переживании; субъектированность этого изображения, индивидуализация его.
Непосредственное переживание отодвигает на второй план жизненные ситуации; в лирических произведениях отсутствует развёрнутый сюжет, для них характерна «художественно организованная в целостную выразительную систему языка стихотворная речь».
Учащиеся 4 - 6 классов более восприимчивы к лирической поэзии, чем ученики 7 - 8 классов. В 9 - 11 классах интерес к лирике у большинства школьников возвращается, при этом на новом, более высоком уровне.
Основной особенностью уроков лирики является необходимость углубить непосредственные эмоциональные впечатления учащихся. Учитель должен ввести учеников в мир авторских мыслей и чувств и не торопится совершить переход от единичного к обобщенному значению поэтического образа. Осознание не только конкретного, но и общечеловеческого в лирике представляет наибольшую сложность.
В работе с учащимися старших классов на уроках лирики особенно важно соединить логическое и эмоциональное начала. Уроки литературы дают интересные формы перехода от образного строя к системе теоретических понятий и обратно, но на новом, более высоком уровне. Этот процесс можно проследить на материале изучения лирики Ф.И.Тютчева.
Учащиеся 10 класса имеют опыт изучения лирической поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А.Некрасова и других. Они изучали лирическую поэзию на отдельных уроках или попутно с биографией поэта, изучали по темам и мотивам лирики, иногда - по жанрам, знакомы с понятием лирического героя, с ритмом, стихосложением, особенностями стихотворной речи.
На уроках по творчеству Ф.И.Тютчева нужно помочь школьникам воссоздать облик писателя в юности, составленный С.Е.Раичем:
Юный Тютчев являлся для него «не учеником, а товарищем». «С каким удовольствием вспоминаю я о тех сладостных часах, - рассказывал впоследствии в своей автобиографии Раич, - когда бывало, весною или летом, живя в подмосковной, мы вдвоём с Фёдором Ивановичем выходили из дому, запасались Горацием, Вергилием или кем-нибудь из отечественных писателей и , усевшись в роще, на холмике, углублялись в чтение и утопали в чистых наслаждениях красотами гениальных произведений Поэзии». Там же говоря о необыкновенных способностях своего «Даровитого от природы» ученика, Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году он переводил уже оды Горация с замечательным успехом»
Осенью 1818 года Тютчев поступил в Московский университет, на факультет словесных наук. «Молоденький мальчик с румянцем во всю щеку», он удивлял товарищей и учителей «редкими, блестящими дарованиями». Круг его умственных интересов был очень широк, охватывал не только литературу и историю, но и философию, и математику, и естественные науки. Университетские профессора, бывавшие в доме Тютчевых, охотно вступали в беседы и споры с юным студентом.
Встреча с лирикой Тютчева открывает перед учащимися новые горизонты поэтического мировосприятия, откровения души. Написанные в раннюю пору его творчества стихотворения поражают зрелостью чувств и мыслей, красотой стиха и ритма, особым чувством родной истории и литературы, богатством лексики.
Его перу принадлежат строки « Весеннего приветствия стихотворцам»:
Любовь земли и прелесть года,
Весна благоухает нам! -
Творенью пир даёт природа,
Свиданья пир даёт сынам!..
Дух силы, жизни и свободы
Возносит, обвевает нас!...
И радость в сердце пролилась,
Как отзыв торжества природы,
Как бога животворный глас!...
Сам поэт оставил нам великолепные образцы владения словом. Чтобы увидеть это нужно выразительно прочесть стихотворение «Silentium!»:
Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои -
Пускай в душевной глубине
Встают и захотят оне
Безмолвно, как звёзды в ночи, -
Любуйся ими и молчи.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изреченная есть ложь.
Взрывая, возмутишь ключи, -
Питайся ими и молчи.
Лишь жить в себе самом умей-
Есть целый мир в душе твоей
Таинственно - волшебных дум;
Их оглушит наружный шум,
Дневные разгонят лучи, -
Внимай их пенью и молчи!..
В 10 классе представление о лирике Ф.И.Тютчева обогащается изучением ряда стихотворных текстов, которые на первый взгляд могут показаться традиционными. Но только он любил сопоставлять то или иное явление природы с душевным состоянием человека. У него образ вытекал из самых глубин его мировосприятия и был без преувеличения основным.
Десятиклассники, знающие стихи о назначении поэта и поэзии в творчестве Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Тютчева, с интересом относятся к новой для них трактовке темы, познакомившись с опубликованным в 1850 году стихотворением, имевшим заглавие «Поэзия»:
Среди громов, среди огней,
Среди клокочущих страстей,
В стихийном пламенном раздоре,
Она с небес слетает к нам -
Небесная к земным сынам,
С лазурной ясностью во взоре -
И на бунтующее море
Льёт примирительный елей.
Но сам Тютчев был равнодушен к своим литературным успехам.
При общении с учениками целесообразно подчеркнуть обращение Тютчева к теме любви. Любовь в мире Тютчева - это проклятие, предчувствие гибели, судорога души. Такой была не освящённая браком любовь Тютчева к молодой женщине Е.Денисьевой. Любовь их длилась 14 лет, до самой её смерти. У них было трое детей. Ей она принесла муки и смерть, ему - неизбывные страдания. Эта губительная страсть послужила основой для трагических стихов.
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!
«О, как убийственно мы любим..»
Я очи знал - о, эти очи!
Как я любил их, - знает Бог!
От их волшебной, страстной ночи
Я душу оторвать не мог.
«Я очи знал - о, эти очи..»
В трагической симфонии любви звучит у Тютчева и тема светлой печали, очарования этими мгновениями:
И в эти чудные мгновенья
Ни разу мне не довелось
С ним повстречаться без волненья
И любоваться им без слёз.
«Я очи знал - о, эти очи!..»
Любовь для Тютчева была могущественной вспышкой жизни, отражением в одном миге накала «Вселенной». Спустя пять лет после смерти Е.А.Денисьевой Тютчев создал стихотворение, в котором сказалась не только его неутихающая боль, но и гражданская скорбь:
Две силы есть - две роковые силы,
Всю жизнь у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, -
Одна есть Смерть, другая - Суд людской.
«Две силы есть…»
Тютчев обладал на редкость живым и непосредственным чувством природы. В некоторых стихотворениях он пользуется готовыми мифологическими образами
( «Весенняя гроза», «Полдень» ).
Нужно подчеркнуть то, что Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически - верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собой данная картина».
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик -
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
«Не то, что мните вы, природа»
Стихотворное наследие Тютчева невелико. Оно вмещается в одной небольшой книге. Но как написал на сборнике стихотворений Тютчева А.А.Фет,
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
Необходимо отметить что - эта небольшая, но столь весомая книжка принадлежит к числу самых драгоценных достояний русской и мировой лирики.
2 План - конспект урока русской литературы в 10 классе по теме: «Анализ лирики Тютчева»

Цели: Открыть учащимся своеобразие Тютчева как писателя и человека не похожего на предшественников; понять, почему личность и творчество Тютчева так неоднозначно воспринимались современниками.
Оборудование: Портрет Тютчева, учебник-хрестоматия для 10 класса.
Ход урока:
1. Приветствие, проверка присутствующих.
2. Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы познакомимся с лирикой Фёдора Ивановича Тютчева, постараемся понять, почему современники так неоднозначно воспринимали произведения Тютчева.
Откройте тетради и запишите число и тему урока. Эпиграфом к нашему уроку я хотела бы взять слова Русского писателя А.А.Фета:
…муза правду соблюдая,
Глядит, - а на весах у ней
Вот эта книжка небольшая
Томов премногих тяжелей.
3.Объяснение нового материала.
А сейчас обратим внимание на доску. Здесь нарисована таблица, которую вам необходимо перерисовать в тетрадь. Вы будете её заполнять по ходу нашего урока. Начнём:
дата
события
1816г
Первая ода «На новый 1816 год»
На развитие будущего поэта оказали влияние три человека: мать, Е.Л.Тютчева, урождённая Толстая, - женщина, обладавшая недюжинным умом и «фантазией, развитой до болезненности»; дядька Н.А.Хлопов, опущенный на волю крепостной Татищевых и молодой поэт - переводчик С.Е.Раич, домашний учитель Тютчева, готовивший его к поступлению в университет.
Раич упоминает о том, что по «тринадцатому году Фёдор Иванович переводил уже оды Горация с замечательным успехом. Одно из подражаний Тютчева Горацию - ода «На новый 1816 год» - была прочитана 22 февраля 1818 критиком и поэтом, профессором Московского университета А.Ф.Мерзляковым в Обществе любителей русской словесности. 30 марта того же года четырнадцатилетний поэт избирается сотрудником Общества, через год появляется в печати тютчевское вольное переложение «Послание Горация к Меценату. С.Е.Раич пробудил в Тютчеве любовь к поэзии и античной классике. С 1819 по 1821 год Тютчев является студентом Московского университета, и всё благоприятствует его поэтическим занятиям. Общество любителей русской словесности по достоинству оценивает его первый опыт. Закончив университет, в 1822 году он уезжает в Мюнхен, затем в Турин и всего проводит вне родины 22 года. За границей, помимо дипломатической работы , занимается переводами Гейне, Шиллера и других европейских поэтов, что помогает ему выработать свой собственный стиль в поэзии.
Собственное, оригинальное творчество Тютчева этого периода на первых порах ещё очень близко его юношеской поэзии. Так, стихотворение «Слёзы» 1823 стилистически родственно стихотворению «Весеннее приветствие стихотворцам», написанного за год до отъезда в Мюнхен.
Тютчева принято называть «певцом природы». Некрасов поставил в особую заслугу Тютчеву «живое, грациозное, пластически - верное изображение» внешнего мира и указал на умение поэта подмечать в нём «именно те черты, по которым в воображении читателя может возникнуть и дорисоваться сама собою данная картина». Зрительное впечатление от сгущающихся сумерек очень точно передаётся им в строках:
И сосен, по дороге, тени
Уже в одну слилися тень.
«Песок сыпучий по колени»
Но не в меньшей степени обладал он и тонкостью слуха. По мере того, как потухает день, отчётливей становятся звуки природы, и поэт подчёркивает это говоря:
День догорал; звучнее пела
Река в померкших берегах.
«Я помню время золотое…»
Тютчев по справедливости считается мастером «пейзажа в стихах». Но сравнительно редко пейзаж поэту даётся сам по себе. Гораздо чаще образы природы служат поэту для воплощения его дум о человеке. Нередко двойной смысл стихотворения - прямой, связанный с миром природы, и переносный, иносказательный, связанный с внутренним миром человека, - подчёркивается самой композицией.
Так, например, стихотворение «Фонтан» построено в виде своего рода композиционно - смысловой параллели:
Смотри, как облаком живым
Фонтан сияющий клубится;
Как пламенеет, как дробится
Его на солнце влажный дым.
Лучом поднявшись к небу, он
Коснулся высоты заветной -
И снова пылью огнецветной
Ниспасть на землю осуждён.
О смертной мысли водомёт,
О водомёт неистощимый!
Какой закон непостижимый
Тебя стремит, тебя метёт?
Как жадно к небу рвёшься ты!..
Но длань незримо - роковая
Твой луч упорный, преломляя,
Свергает в брызгах с высоты.
Здесь образ фонтана «ниспадающего на землю», во второй строфе переносится на человеческую душу, которая «жадно к небу рвётся», но «длань роковая» её «свергает вниз».
В 1829-1830 годах в журнале Раича «Галатея» появляются уже такие стихотворения Тютчева, которые свидетельствуют о полной зрелости его поэтического таланта, - «Летний вечер», «Видение», «Бессонница», «Сны» («Как океан объемлет шар земной..»)
Давайте выразительно прочтём одно из этих стихотворений, чтобы понять это.
Сны
Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами…
Настанет ночь - и звучными волнами
Стихия бьёт о берег свой.
То глас её: он нудит нас и просит…
Уж в пристани волшебный ожил чёлн;
Прилив растёт и быстро нас уносит
В неизмеримость тёмных волн.
Небесный свод, горящий славой звёздной,
Таинственно глядит из глубины,-
И мы плывём, пылающею бездной
Со все сторон окружены.
Русская философская лирика второй половины 20 - 30 годов возникла на почве неприятия русской последекабрьской действительности. Особенностью философской лирики Тютчева, её социально - исторической подосновой , являлась не столько русская, сколько общеевропейская действительность этого времени.
Важным событием в литературной судьбе поэта стала публикация его произведений в пушкинском «Современнике» в 1836 году. 24 стихотворения под заголовком «Стихи, присланные из Германии» принесли Тютчеву известность. Затем наступает долгая пауза.
В конце 40-х годов начинается новый подъём лирического творчества Тютчева. И.С.Тургенев и Н.А.Некрасов ставят его в один ряд с А.С.Пушкиным и Лермонтовым. «Современник» опубликовал 92 стихотворения поэта в виде приложения к журналу. В одном из номеров этого издания была опубликована статья И.С.Тургенева «Несколько слов о стихотворениях Ф.И.Тютчева», содержащая пророчество: Тютчев «создал речи, которым не суждено умереть».
О, как убийственно мы любим,
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей.
В 1837 году Тютчев был назначен первым секретарём русской миссии в Турине и почти одновременно - поверенным в делах . Здесь довелось поэту пережить первую в его жизни тяжёлую утрату: 28 августа 1838 года умерла его жена. Вскоре после смерти жены Тютчев встретился за границей с Жуковским. Тогдашнее состояние поэта Жуковский определил в двух словах: «Горе и воображение». Однако душевные переживания Тютчева не до конца были понятны Жуковскому. Цельный по своему внутреннему складу, он не без удивления заносит в свой дневник такую запись о Тютчеве: «Он горюет о жене…, а говорят, что он влюблён в Мюнхене».
Ещё в последние годы своего пребывания в Баварии Тютчев испытал глубокое чувство к молодой вдове Эрнестине Дернберг, внучатой племяннице известного немецкого баснописца К.Пфеффеля. 17 июля 1839года он вступил с ней в брак. Самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э.Дернберг, приводит к концу дипломатической карьеры. Летом 1841 года его исключают из числа чиновников Министерства иностранных дел. Он настойчиво ищет путей возвращения на службу. И в конце 1844 года переезжает с семьёй в Россию, а через полгода вновь зачисляется в ведомство Министерства иностранных дел.
По своим политическим взглядам Тютчев был монархистом. Но это не мешало ему порой с большой остротой осознавать несоответствие между его представлением о монархии и её конкретным воплощением в русском самодержавном строе. «В России канцелярия и казарма», «Всё движется около кнута и чина», «Мы знали афишку, но не знали действия», - в таких саркастических афоризмах выразил Тютчев свои впечатления от аракчеевского режима последних лет царствования Александра1 . К «самовластью» Тютчев относился отрицательно, но вместе с тем не допускал мысли о возможности насильственного изменения русского самодержавного строя. Это явствует из его стихотворного отклика на восстание декабристов («14 декабря 1825»).
Вас развратило Самовластье,
И меч его вас поразил, -
И в неподкупном беспристрастье
Сей приговор Закон скрепил.
Народ, чуждаясь веро и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.