На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Раскрытие общей сущности спорта, анализ методики спортивного отбора и определение основных задач тренировочного процесса. Анализ целей и организационные основы детского спорта. Характеристика основных особенностей спортивной деятельности школьников.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 04.05.2011. Сдан: 2011. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):



23
Курсовая работа
Особенности занятий спортом детей школьного возраста

Содержание

Введение
ГЛАВА I. Теория спорта
1.1 Характеристика спорта
1.2 Классификация видов спорта
1.3 Соревнования - генеральный атрибут спорта
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России
ГЛАВА II. Сущность детского спорта
2.1 Массовый спорт
2.2 Цель детско-юношеского спорта
2.3 Организационные основы подготовки юного спортсмена
2.4 Требования к занятиям спортом
2.4.1 Взаимосвязь нагрузки и закономерностей развития растущего организма
2.4.2 Особенности спортивной подготовки юных спортсменов
2.4.3 Физическая подготовка юных спортсменов
2.4.4 Условия жизни юных спортсменов
2.5 Требования к тренеру юных спортсменов
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение

В настоящее время состояние школьного физического воспитания, оздоровительной физической культуры, ранней ориентации в виды спорта крайне неудовлетворительно. Возможности их дальнейшего развития без улучшения государственного финансирования и внедрения новых идей и подходов к возрастным основам формирования у детей спортивных умений и навыков весьма ограничены. Пути к улучшению создавшегося положения определены комиссиями МГФСО и ВНИИФК (Л.Б.Кофман, В.А.Кабачков в соавт.,1996, 1997).
Древнее изречение Гиппократа в наш век «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь» проникновенно во все сферы деятельности научно-технического прогресса и становится в высшей степени актуальным.
Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. Например, ожирением страдает каждый десятый ребёнок. Для того чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.
В настоящее время трудно установить движущие силы, обусловливающие развитие физической культуры и спорта в России. Почти отсутствует поддержка государства, не совсем сформировались общественные и личностные факторы, побуждающие людей к активным занятиям физической культурой и спортом. Трудно определить какие из мотивов - политические, экономические, юридические - будут определять в будущем развитие физической культуры и спорта в нашей стране. Однако не вызывает никаких сомнений, что физическое воспитание подрастающего поколения на научной основе является неотъемлемой частью этого процесса.
Дело в том, что в настоящее время, особенно в системе подготовки юных спортсменов, наметилась негативная тенденция. Стремление многих тренеров достичь высоких спортивных показателей своих воспитанников за счет большого объема нагрузок стало сочетаться с активным поиском непедагогических средств стимуляции работоспособности спортсменов, прежде всего биохимических. К сожалению, данная тенденция приводит к тому, что сознание тренеров почти полностью поглощается поисками способов увеличения объемов тренировочных нагрузок и биохимических средств коррекции физического состояния спортсменов. Это приводит к демонстрации их учениками обнадеживающих спортивных результатов в довольно раннем возрасте, что, кстати говоря, поощряется действующей системой оплаты труда тренеров. Однако ранние достижения спортсменов очень часто пагубно влияют на состояние их здоровья, в том числе психического и духовного, тормозят полноценное формирование личности юных “талантов”. А это, в свою очередь, не позволяет реализовать весь потенциал занимающихся, использовать все возможности для последующего роста их спортивного мастерства.
В данной курсовой работе рассматриваются следующие задачи:
1. Сущность спорта в общетеоретическом аспекте.
2. Определить особенности спортивной деятельности с учетом школьного возраста.
ГЛАВА I. Теория спорта

1.1 Характеристика спорта

Спорт возник еще на заре нашей цивилизации. Элементарные формы спорта в виде состязательных упражнений существовали уже в первобытном обществе. Время шло и спорт менял свое предназначение от зрелищных состязаний до игр, турниров с элементами спортивных соревнований - стал приятным досугом, забавой, удовольствием и развлечением.
В современном его понимании спорт получил распространение во всем мире только в течение ХІХ и первых двух десятилетиях ХХ вв. Закономерно возникает вопрос: что имеют в виду, когда говорят-“спорт в современном понимании”? И Курамшин Ю.Ф.(2004 г.) дает ответ на этот вопрос. Это прежде всего:
1. Появление спортивных клубов, организаций союзов, обществ, которые управляли бы спортивным движением.
2. Возникновение международных федераций по видам спорта.
3. Унификация правил проведения соревнований, размеров спортивных площадок, спортивного оборудования, инвентаря и техники движений.
4. Разработка методики тренировки, появление квалифицированных тренеров.
5. Возникновение системы мировых соревнований - неофициальных и официальных чемпионатов мира и Европы.
6. Стремление выявить и сравнить уровень способностей людей в различных видах спортивной деятельности и зафиксировать лучшие спортивные достижения в мире, Европе, стране, т.е. возникновение рекордного направления в спорте.
В настоящее время, отмечает Курамшина Ю.Ф., спорт занял такое место в жизни общества, которое он не занимал никогда в истории человечества. Термин “спорт” неоднозначен и применяется как в узком, так и в широком смысле.
Спорт в узком смысле слова - это соревновательная деятельность, направленная на достижение результатов с наличием борьбы, конкуренции, унификации состава действий и способов, условий их выполнения, а также регламентации поведения спортсменов.
В широком понимании “спорт” ряд авторов определяют как собственно-соревновательную деятельность, специальную подготовку к ней, а также специфические межчеловеческие отношения и поведенческие нормы и достижения, возникающие в процессе этой деятельности. В таком понимании спорт предстает достаточно сложным многофункциональным и многообразным явлением социальной реальности, занимающим незаурядное место в физической и духовной культуре общества. Он и чрезвычайно действенное средство физического воспитания, позволяющее в максимальной степени выявить функциональные возможности организма и многократно увеличить их, перешагнув за кажущиеся пределы, и по-особому действенный фактор формирования личности, постоянно стимулирующий к самоопределению и самоутверждению; и средство удовлетворения потребностей в эмоционально насыщенном общении(включая и зрелищные интересы широких слоев населения), и незаурядный фактор международных контактов, и многое другое.
1.2 Классификация видов спорта

В ходе исторического развития спорта возникло множество его видов и разновидностей. Число международных и национальных видов спорта сейчас настолько велико, что с трудом поддается обзору, причем возникновение новых идет с явным ускорением. По мнению Л.П.Матвеева (1997), под термином “вид (или разновидность) спорта” логично понимать сформировавшийся в ходе развития спорта вид (разновидность) соревновательной деятельности, отличающийся своим конкретным предметом состязания, составом допускаемых действий и способов спортивного противоборства (спортивной техникой и тактикой), регламентом состязания и критерием достигаемого результата.
Наиболее “древними” видами спорта являются легкоатлетический и конный спорт. Появление новых видов спорта происходит в результате модификации ранее сложившихся его видов, взаимного влияния и обогащения между разными видами спорта, научно-технического прогресса, позволяющего существенно расширить сферу спортивной деятельности. Так возникли в свое время синхронное плавание, спортивная акробатика, аэробная гимнастика, батутный спорт, фристайл, конькобежный шорт-спринт, художественная гимнастика. Характерно также, что появление все большего числа из них обусловлено техническим прогрессом, позволяющим расширять сферу спортивной деятельности: парашютный спорт, дельтапланеризм, виндсерфинг, разновидности подводного спорта и т.д.
Число видов и разновидностей спорта продолжает увеличиваться с каждым днем. Многообразие конкретных форм, видов и разновидностей спорта приводят к многоаспектности классификационных построений. Курамшин Ю.Ф.классифицирует спорт по следующим признакам:
1. По целевым установкам выделяют спорт высших достижений (рекордный спорт, большой спорт) и базовый спорт (массовый спорт, общедоступный, ординарный спорт).
2. По масштабу и его организации в рамках международного спортивного движения различают олимпийский и неолимпийский спорт.
3. По характеру экономических отношений между спортсменами, федерациями, клубами, которые связаны с получением финансовой прибыли, дохода спортсменов от занятий спортивной деятельностью, выделяют коммерческий и некоммерческий спорт.
4. По основному роду деятельности человека, избравшего какой-либо вид спорта своей главной сферой приложения своих сил и способностей, различают профессиональный и любительский спорт.
5. По формам организации занятий выделяют учебный спорт как обязательный процесс, осуществляемый в системе общего и специального образования, и самодеятельный спорт как добровольный процесс, проводимый в свободное время.
6. По возрастным категориям спортсменов, включенных в спортивную деятельность, различают детско-юношеский спорт, спорт взрослых и спорт ветеранов.
7. По социально-профессиональному статусу спортсменов выделяют школьный спорт, студенческий спорт, военный спорт и др.
8. По характеру применения его для подготовки к какой-либо профессиональной деятельности различают профессионально-прикладной и военно-прикладной спорт.
9. По характеру использования его в сфере досуга, отдыха, развлечения, восстановления работоспособности человека, сохранения уже приобретенных ранее навыков и качеств выделяют оздоровительно-рекреационный и физкультурно-кондиционный спорт.
10. По характеру отклонений в состоянии здоровья спортсменов, участвующих в состязаниях, говорят о спорте инвалидов - спорт для слепых, глухонемых, спорт для лиц с недостатками в развитии интеллекта и др.
11. По предмету состязаний и характеру активности спортсменов выделяют легкоатлетический спорт, водный спорт, конькобежный спорт, лыжный спорт, автомобильный спорт, шахматный спорт и др.
Большинство существующих видов спорта являются основными средствами физического воспитания, используются как наиболее эффективные средства направленного воздействия на развитие физических качеств и тесно связанных с ними способностей индивида. Такие виды спорта, отмечает Л.П.Матвеев (1997),не утрачивают своего доминирующего положения в собственно-спортивной сфере и сфере воспитания. Это обусловлено прежде всего специфическими социальными функциями спорта, главнейшая из которых - быть фактором физического совершенствования человека в условиях радикального изменения жизненной среды и тенденций снижения двигательной активности в ряде сфер жизнедеятельности.
1.3 Соревнование - генеральный атрибут спорта

Сущность соревнования (соревновательной деятельности) заключается в установлении сильнейших спортсменов и коллективов и распределении их по занятым местам (от лучшего до худшего результата). Для этого соревнующиеся вступают между собой в противоборство, стремясь победить соперников, показать самый высокий результат.
Спорт немыслим без соревнований и состязаний, которые включены в саму его природу. Само по себе соревнование свойственно не только спорту, но и другим видам человеческой деятельности. По-мнению Курамшина Ю.Ф.(2004г.) исключив состязательный момент из них, не разрушится их цель существования, поскольку он не является их специфической основой. Спортивная же деятельность без своего главного составного элемента - соревнования утрачивает свой смысл, свою специфику. Поскольку, спортивные состязания генетически “старше” спортивной тренировки и других форм подготовки спортсменов. Как отмечает Демин В.А. (1974) спортивное соревнование выступает как причина, породившая тренировку, а не наоборот. Т.о. проведение соревнований необходимо для выявления иерархии мест участников состязаний, нахождение победителя и призеров или фиксация рекорда.
Но функция соревнований в системе спортивной подготовки не одна, отмечает Платонов В.Н.(1986),их много и они значительны и многообразны. Крупные официальные соревнования венчают длительные этапы подготовки спортсменов; необходимость достижения в них максимально доступных спортивных результатов в большей мере определяет структуру и содержание всей системы подготовки. Другие соревнования могут носить отборочный или контрольный характер, решать разнообразные технико-тактические задачи, задачи приобретения соревновательного опыта, совершенствования моральных и волевых качеств. Автор выделяет подготовительные, контрольные, отборочные, подводящие и главные соревнования.
Б.А. Ашмарин(1990) в свою очередь, большое значение уделяет классификации соревнований на основе правил, положений и календарей соревнований, разделяя их:
· По признакам цели; Основные - главные для определенного периода времени (Олимпийские игры, чемпионаты мира, страны). Подводящие - которые служат подготовкой к основным. Отборочные - для отбора участников заключительного этапа соревнований или формирования сборных команд. Контрольные служат средством подготовки спортсменов, для внесения корректив в ее содержание. Помимо выше перечисленных, автор выделяет еще зрелищные, массовые и коммерческие соревнования, которые служат для обеспечения соответствующих функций спорта.
· По составу соревновательных действий соперников существует большое разнообразие соревнований: по плаванию, бегу, волейболу и т.д. Состав соревновательных действий является отличительным признаком вида спорта. В некоторых соревновательных действиях фиксируется конечный результат (время бега, высота прыжка, вес поднято штанги, количество забитых мячей), а способ выполнения хотя и обусловлен, но не “входит” в результат. В других - результатом является сам процесс выполнения (гимнастика, фигурное катание на коньках).
· По контингенту соперников соревнования подразделяются по возрасту, полу, квалификации, территориальной или ведомственной принадлежности, индивидуальные или командные, открытые или закрытые.
· По способу ведения соревновательного противоборства соревнования бывают с непосредственным контактом соперников (борьба) и с опосредованным контактом (фехтование), с выполнением соперниками соревновательных действий без помех со стороны друг друга (легкая атлетика, плавание, гимнастика) и с преодолением сопротивления (спортивные игры, единоборства). Бывают очные, когда участники находятся вместе в одно время, и заочные, проходящие в одно время, но территориально разделенные.
· По условиям проведения соревнований выделяется признак периодичности (ежегодно, один раз в год, один раз в четыре года, единичные, традиционные и т.п.) и признак места проведения (закрыты помещения, на открытом воздухе, на равнине, в среднегорье, высокогорье).
· По типу судейства (способу определения победителя) выделяют соревнования с субъективными оценками действий участников (гимнастика, спортивные игры) и с объективными оценками (бег, метание), соревнования с выбыванием проигравшего, соревнования с различным числом стартов.
Роль и место различных соревнований существенно зависят от этапа многолетней подготовки. Так, на начальных ее этапах планируются подготовительные, контрольные соревнования и др. По мере роста квалификации спортсменов, на последующих этапах многолетней подготовки, число соревнований увеличивается. Число и роль отборочных и главных возрастает на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов.
По-мнению Курамшина Ю.Ф.(2004), соревнования возникают, когда у человека появляется как минимум установка “сделать что-то лучше, чем кто-то” и превзойти кого-либо в каком-либо отношении. Автор отмечает, что более полноценным является вариант, когда все соперники осознают соревновательность своих действий и одновременно имеют установку на выигрыш друг у друга. Особый статус имеет “рекордный” вариант соревновательного проявления, когда спортсмен имеет установку ”сделать что-то лучше всех” в прошлом, настоящем и будущем.
Ряд авторов отмечают, что соревнование как неотъемлемый атрибут спорта имеет свои специфические особенности, отличающие от других элементов спорта. Такие как строгая регламентация деятельности участников соревнований, обслуживающего персонала и других лиц; наличие в каждом соревновании процесса борьбы, противоборства, конкуренции, которые проявляются в стремлении одержать победу, достигнуть максимального результата; высокая общественная и личная значимость для каждого спортсмена; высокий эмоциональный фон деятельности, вызванный максимальными физическими и психическими напряжениями в условиях непосредственной борьбы за результат; равенство условий и сравнимость результатов каждого участника соревнований с помощью определенного стандарта с результатами других спортсменов, благодаря наличию тщательно разработанных правил, положений, института квалифицированных судей, технический средств и навыков фиксирования спортивных достижений.
Равные условия участия и справедливое определение победителя создают на соревнованиях ту социально-нравственную микросреду, в которой полнее и свободнее раскрывается спортивный потенциал, создаются предпосылки для проявления возможного доверия и бескорыстного обмена спортивно-техническими и духовными ценностями.
Таким образом, соревнование является не только основной формой контроля за уровнем готовности спортсменов, но и незаменимым фактором роста спортивного мастерства. Специфические особенности непосредственной подготовки к соревнованиям и собственно-соревновательной борьбы - мощный фактор мобилизации функционального потенциала организма спортсмена, дальнейшей стимуляции его адаптационных реакций, воспитания психической устойчивости к сложным условиям соревновательной деятельности. Поэтому естественно стремление использовать различные соревнования в качестве одной из важнейших форм тренировки, особенно в процессе подготовки спортсменов высокого класса на завершающих этапах многолетнего совершенствования.
1.4 Основные задачи тренировочного процесса, как части тренировочного действия

Понятие “спортивная тренировка” во многом совпадает с понятием “подготовка спортсмена”, однако не полностью. Второе понятие значительно шире как по содержанию, так и по объему. Подготовка спортсмена, по мнению Матвеева Л.П.(1991), представляет собой процесс целесообразного использования всей совокупности факторов (средств, методов, условий), позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям. В качестве комплексной системы подготовка спортсмена включает в себя: а) спортивную тренировку; б) спортивные состязания (в той мере, в какой они служат формой подготовки); в) использование внетренировочных и внесоревновательных факторов. Которые дополняют тренировку и состязания и оптимизируют их эффект. Эти компоненты можно рассматривать, в свою очередь, как относительно самостоятельные системы, но они взаимосвязаны и являются дополнением друг к другу.
Ряд авторов (Курамшин Ю.Ф.,2004;Матвеев Л.П.,1991; Харабуга Г.Д.,1974) определяют спортивную тренировку как важную составную часть подготовки спортсмена, представляющую собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определенных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наивысших результатов в избранном виде спортивной деятельности. Т.е. это специализированный процесс всестороннего физического воспитания, направленный на достижение высоких спортивных результатов.
Возникает вопрос: а как достичь спортивного совершенствования, каким способом? Курамшин Ю.Ф. считает, что спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматривает использование целой совокупности тренировочных и внетренировочных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спортсмена и, в конечном счете, на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.
По мнению автора, целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловленного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего демонстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.
Обзор разных взглядов по определению задач решающих цели спортивной тренировки показал, что наиболее подробно и доступно изложил Курамшин Ю.Ф. По его мнению для достижения данной цели в процессе тренировки решаются следующие основные задачи:
1)Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.
2)Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выполнение соревновательного упражнения и достижение планируемых результатов.
3)Совершенствование психических процессов, функций, морально-эстетических, эмоционально-волевых, этических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих максимальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.
4)Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.
5)Комплексное совершенствование способности к реализации достигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнованиях сезона. Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортивной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки - технической, тактической, физической, психологической, теоретической (интеллектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечивается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсмена к спортивным достижениям в избранном виде спорта.
Но основные задачи Курамшин Ю.Ф. еще и детализирует в зависимости от: 1)индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2)специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и целого ряда других факторов.
В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тренировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса (месяц, один год, несколько лет и т.п.).
Таким образом, обобщая мнения изученных авторов, в процессе спортивной тренировки осуществляется не только обучение, но и воспитание занимающихся, которое имеет исключительное значение, как в формировании личности, так и в решении практических задач. При воспитании спортсмена формируются его чувства, навыки и привычки, нравственные убеждения и мировоззрения.
1.5 Организация и методика спортивного отбора в России

Отбор детей и подростков, перспективных для занятий спортом - основная проблема, с которой приходится сталкиваться тренеру.
Эффективность оценки перспективности новичка имеет чрезвычайно важное значение. И, прежде всего потому, что слишком велика здесь цена ошибок. Таким образом, значение эффективного решения проблемы отбора имеет уже этическую, экономическую, социальную значимость. Что же касается чисто спортивной значимости, то без преувеличения можно утверждать, что недостаточное качество спортивного отбора - одна из главных причин, сдерживающих прогресс национального спорта.
Поиск перспективных спортсменов усложняется с каждым годом. Уже и сегодняшний уровень рекордов в большинстве видов спорта доступен лишь спортсменам с отменным здоровьем, особым телосложением, а также комплексом находящихся на высоком уровне развития физических качеств, функциональных способностей и психологических признаков.
Результаты завтрашнего дня предъявят еще большие требования к спортсмену, еще сложнее будет разыскать спортивный талант, сочетающий такие качества и способности, которые определяют успех в том или ином виде спорта.
Из 500 новичков, отобранных для целенаправленного совершенствования в плавании, лишь один становиться мастером спорта (Платонов В.Н., Сахновский К.П.).
Отбор и спортивная ориентация - проблемы многолетние и проводятся в течение ряда лет на нескольких этапах, совпадающих с этапами многолетней тренировки (см. Табл.1), так как необходимо выяснить по крайней мере две характеристики индивида: во-первых, успешность его продвижения в учебном процессе; во-вторых, эффективность его действий в дальнейшей реальной рабочей обстановке со всеми возможными усложненными ситуациями, включая экстремальные условия.
Таблица 1. Связь этапов отбора с этапами многолетней тренировки (Платонов В.Н., Сахновский К.П.)
Этап отбора
Задача отбора
Этап многолетней тренировки
Начальный
Установление целесообразности занятий данным видом спорта
Начальной подготовки
Промежуточный
Выявление у спортсменов способностей к эффективному спортивному совершенствованию
Предварительный и специализированной базовой подготовки
Заключительный
Установление у спортсменов возможности достижения результатов международного класса
Подготовки к высшим достижениям
Для прогнозирования последующих успехов необходимо уже на первых этапах отбора оценить именно те качества, которые обеспечат итоговые достижения. Признаки, имеющие временный характер и проявляющиеся только при обучении, не могут быть использованы для разработки критериев отбора.
Н.Ж.Булгакова (1978) считает, что на первом этапе отбора определяют целесообразность вида спорта, учитывая соответствие физических качеств ребенка требованиям, предъявляемым этим видом. На втором этапе отбора выявляются способности к прогрессированию в процессе обучения и тренировки. Третий этап решает задачу выбора наиболее талантливых спортсменов, способных показывать результата международного класса.
Основным методическим требованием при проведении отбора является обязательная комплексная программа оценки каждого индивида по антропометрическим, врачебно физиологическим, педагогическим и психологическим показателям.
По мнению М.П.Шестакова с соавт.(1989),анализ полученных данных следует вести по трем структурно-функциональным уровням: клеточному, организменному, социальному. По мнению специалистов, специализированную тренировку надо понимать не как педагогический процесс, следующий за отбором, а как его составную часть. Окончательные качества кандидатов могут быть надежно оценены лишь после длительного периода проведения специализированной тренировки. Из этого следует, что отбор и специализированное спортивное обучение должны проводиться параллельно (Николич, Параносич,1984).
Принимая во внимание факт весьма ограниченной ценности обучения технике в период интенсивного роста, следует проводить отбор и начинать специализированные тренировки до начала фазы интенсивного роста (Солодко А.С., Сологуб Е.Б., 2001) (календарный возраст для мальчиков с 7 лет). Губа В.П (2003) считает, что младший школьный возраст (7-10 лет) - наиболее ответственный период в формировании двигательных координаций ребенка. В этом возрасте закладываются основы культуры движений, успешно осваиваются новые, ранее неизвестные, упражнения и действия, физкультурные знания. В этот период происходит становление индивидуальных интересов и мотиваций к знаниям физическими упражнениями, в том числе и спортивными.
Как показали исследования (Губа В.П., 2003; Шестаков М.П., Селуянов В.Н, 2000), возрастной интервал 7-10 лет наиболее благоприятен для закладки практически всех физических качеств и координационных способностей, реализуемых в двигательной активности человека.
Согласно Матвееву Л.П. (1991),-координация есть деятельность, обеспечивающая движению, выполняемому множеством мышц, целостную слитность и структурное единство.
Координация базируется в основном не на особенностях процессов в отдельных функциональных единицах ЦНС, а на определенной организации взаимодействия центральных и периферических структур сенсомоторной системы. Координационный потенциал индивида может быть оценен комплексом генетически детерминированных и изменчивых признаков, относящихся к: а) нейродинамике; б) специфической проприоцепции (в частности, проявление кинетической чувствительности, чувства дистанции и пространства, чувства времени); в) психодинамике (объем и скорость сенсорных восприятия и переработки информации, запечатление и воспроизведение движений, импровизация движений в изменяющихся ситуациях, устойчивость координации в экстремальных ситуациях, оперативное управление движениями на основе экстраполяций).
Необходимо учитывать возрастные различия по степени генетических влияний и восприимчивости к тренировке отдельных компонентов координационной особенности. Оценка эффективности отбора должна основываться на возможно более точных научных принципах. Надежное суждение об эффективности отбора может быть, высказано лишь на основании объективных показателей результатов в начале отбора и после завершающего окончательного отбора. Для проведения такого анализа необходимо выполнять систематические наблюдения и регистрировать прирост спортивных результатов, причем не только у одаренных, но и у отсеянных юных спортсменов. Наряду с высокой профессиональностью тренера в отборе необходима весьма солидная документация, методологически правильные способы наблюдения и оценки и умелое применение статических методов.
В организационно-методическом отношении весь процесс отбора юных спортсменов делится, по мнению белорусских специалистов, на 4 этапа:
I. Этап предварительного отбора детей и подростков;
II. Этап углубленной проверки соответствия отобранного контингента занимающихся требованиям того или иного вида спорта;
III. Этап спортивной ориентации;
IV. Этап отбора в сборные команды спортивных организаций. (Сахновский, Фесенко, 1990; Булгакова с соавт., 1990).
Таким образом, спортивный отбор рассматривается как систематический многоступенчатый процесс, осуществляемый в ходе многолетней подготовки спортсменов. Многоступенчатый подход к организации отбора целесообразен в связи с тем, что надежность прогнозов, сделанных в раннем возрасте по отношению к спортивным достижениям этих же спортсменов в более старшем возрасте, очень низкая.
Исследования сделанные Сахновским и Фесенко показали, что одни и те же показатели имеют различную степень информативности в зависимости от этапа многолетней спортивной подготовки. Прогностическая значимость критериев отбора зависит также от возраста, стажа, специализации в виде спорта и квалификации спортсмена. Авторы установили, что в отдельные возрастные периоды прогностически значимые признаки не всегда влияют на уровень достижений в спорте.
Предлагается, что спортивный отбор может стать эффективным при функционировании таких специализированных органов, как центры отбора (Запорожанов, Сахновский, 1990).
Эффективное функционирование центра отбора во многом зависит от того, на сколько правильно определен контингент спортсменов, попадающих в зону его действия. В связи с этим были изучены вопросы размещения центров отбора как в системе подготовки спортивных резервов, так и в рамках территории. Относительно определения размещения центров отбора в регионе установлено, что основными показателями служат: количество учащихся в местных спортивных школах; традиции того или иного вида спорта в регионе; наличие научной (учебной) базы для организации центра отбора, его потенциальная пропускная способность.
В нашей стране в начале второй половины 80-х годов был принят к внедрению комплекс программно-методических документов по созданию Единой системы отбора перспективных спортсменов.
Эффективность отбора обеспечивается в первую очередь соблюдением принципа иерархичности и системно-целевого принципа. Это требует создания относительно автономной организационной структуры отбора на каждом этапе многолетней подготовки.
Спортивные единоборства (борьба, бокс, фехтование)
Первостепенное внимание при отборе детей для занятий спортивным единоборством уделяется диагностике скоростно-силовых качеств и гибкости, умению управлять силовыми, пространственными и временными параметрами движений, ориентироваться в сложной обстановке, а также психологическим качествам - смелости, решительности, настойчивости. При отборе подростков для занятий спортом необходимо еще оценить скорость приема и переработки информации, интенсивность и распределение внимания, глубинное зрение. Необходимо предусмотреть также тщательную оценку сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма подростков.
Спортивные игры
Предпочтение отдают рослым подросткам, причем не только при отборе будущих баскетболистов и волейболистов, где рост во многом определяет результативность игрока. Оценивается состояние стопы, мышц сгибателей и разгибателей конечностей, туловища. Проводятся тестирования. Наряду с тестами надо предусмотреть и оценку выносливости, поскольку современная игра предъявляет большие требования к этому качеству. Оцениваются также и психофизиологические показатели (сенсомоторные реакции), во многом определяющие эффективность технико-тактических действий. Важнейшее значение при отборе будущих игроков имеет оценка способности к обучению. Оценить эту способность можно, предложив новичкам стандартную тренировочную программу, отвечающую общим для всех спортивных игр требованиям. М.С Бриль сформулировал эти требования так:1)Три направления обучения: элементам техника, индивидуальным тактическим действиям и взаимодействиям; 2)необходимо иметь систему объективных оценок выполнения программы; 3) обучение должно основываться преимущественно на игровом методе.
Виды спорта, связанные с координацией движений (спортивная, художественная и аэробная гимнастика, акробатика, фигурное катание и др.). Важнейшее значение для гимнастов относительной силы, подвижности в суставах, координационных возможностей, обуславливает применяемые при начальном отборе контрольные нормативы по физической подготовленности. В процессе медицинского осмотра отбираемых детей особое внимание нужно уделить состоянию опорно-двигательного и вестибулярного аппарата. Важно оценить и психологические качества детей - смелость при выполнении незнакомых упражнений, настойчивость при длительной отработке движений. Исключительно большое значение имеет оценка способности быстро осваивать новые движения, выразительность двигательной деятельности, определяющая в дальнейшем композицию ритмичность и рисунок движений, пластичность и динамичность, грациозность и изящество исполнения.
Есть еще один немаловажный аспект начального отбора. Как известно, часто бывает так, что дети, попробовав свои силы в одном виде спорта, затем в другом и потерпев неудачу, теряют надежду стать спортсменами, испытывают при этом горькое разочарование, что неизбежно отражается на их личности. Исправить это положение поможет ориентация ребенка на занятиях той или иной группой видов спорта, основанная на массовом тестировании всех пригодных к занятиям спортом детей. В основе такого подхода - очень гуманный принцип: не ребенка отбирать для занятий видом спорта, а для каждого ребенка подбирать вид спорта, в наибольшей степени соответствующий его задаткам. Понятно, что реализация этого принципа требует решения многих организационных вопросов, и, прежде всего, хорошо налаженной связи спортивных и общеобразовательных школ. Однако эта чрезвычайно важная задача имеет не только спортивную, но и социальную значимость, и выполнима.
Отметим, что несовпадение фактического уровня развития отдельных физических качеств с рекомендуемым не является строгим противопоказанием к отбору, поскольку успех в различных видах деятельности, в том числе и спорте, определяется комплексом способностей. Есть очень много примеров того, что даже признаки, неблагоприятно влияющие на спортивный результат, можно компенсировать высоким развитием других способностей. Т.о., окончательное решение о привлечении подростка к целенаправленным занятиям спортом должно основываться на комплексной оценке перспективности. Особая важность комплексного подхода при начальном отборе обусловлена тем, что спортивный результат не свидетельствует о перспективности новичка.
особенность занятие спорт школьник
ГЛАВА II Сущность детского спорта

2.1 Массовый спорт

Тип спорта определяется характером соревнований, содержанием подготовки спортсменов, иерархией функций спорта, деятельностью по его организации, управлению, развитию и пр.
Во всём мире, отмечает Ашмарин Б.А.(1990), существует всего лишь два вида спорта. Различаются они между собой в основном по целям и задачам, которые перед собой ставят, и теми, кто занимается тем или иным видом спорта. Это Массовый спорт и Спорт высших достижений.
Массовым спортом занимался каждый человек хоть раз в жизни бесспорно. С его помощью люди во всём мире обретают возможность совершенствовать свои физические качества и двигательные возможности, укреплять здоровье и продлевать творческое долголетие, а, следовательно, противостоять нежелательного воздействия на организм современной экологии, бешеного ритма информационной жизни, в котором сейчас крутится почти весь мир. Отсюда можно вывести цели массового спорта, которые заключаются в укреплении здоровья, улучшении своего физического здоровья и получении активного отдыха.
В массовом спорте соревнования являются стимулом для повышения двигательной активности человека. Важен сам факт участия в соревновательной борьбе. Спортивный результат имеет, прежде всего, значение для самого участника как показатель уровня его физической подготовленности. Ведущие функции - воспитательная, повышения физической активности, оздоровительная, рекреационно-культурная и производственная. Отличительная черта - доступность широким массам населения (школьникам, студентам, взрослому населению и т.д.). Здесь нет специального отбора, занятия возможны по месту работы, учебы, жительства, отдыха. Главное в массовом спорте - регулярные занятия по подготовке к соревнованиям, в самих соревнованиях - участие, стремление победить соперников, “победить” себя, улучшить личный рекорд.
Массовый спорт во многом повторяет и сходится с физической подготовкой (культурой). В отличие от него, спорт высших достижений ставит перед собой совершенно иные цели и задачи.
Главной целью спорта высших достижений является достижение максимально возможных спортивных результатов на спортивных всевозможных состязаниях, соревнованиях, и т.п., и, естественно, на Олимпиадах. Всякое высшее достижение спортсмена имеет не только его личное значение, но и становится общенациональным достоянием, так как рекорды и победы на крупнейших международных состязаниях вносят свой вклад в поддержании и укреплении авторитета страны на международной арене. Поэтому нет ничего удивительного в том, что крупнейшие спортивные форумы собирают у телевизоров, радио и других средств массовой информации миллионы болельщиков во всём мире. Яркий и самый, пожалуй, злободневный пример тому: футбол. В него играют тысячи, а любят его миллионы.
2.2 Цель детско-юношеского спорта

В детско-юношеском спорте соревнования являются средством определения эффективности системы подготовки спортивных резервов и физического совершенствования подрастающего поколения. Ведущие функции - соревновательная, воспитательная, повышение физической активности, познавательная, оздоровительная и рекреационно-культурная. Детско-юношеский спорт связан со спортом высших достижений, так как обеспечивает его спортивными резервами, и с массовым спортом, ибо является эффективным средством решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач. Цель подготовки резервов высококвалифицированных спортсменов состоит в том, чтобы юные спортсмены, переходя в спорт высших достижений, обладали возможностями для подготовки из них спортсменов высокого класса. Содержание работы определяется тремя факторами: модельными требованиями квалифицированных спортсменов, спецификой вида спорта, возрастными возможностями юных спортсменов. Особое значение приобретает воспитательная работа по предупреждению негативных явлений, связанных с отчислением “неперспективных”, форсированной подготовкой “на результат”, симптомами “звездной болезни” и т.п.
Основной критерий эффективности детско-юношеского спорта - массовость охвата. Большую роль этот спорт играет в профилактике негативных явлений в поведении детей школьного возраста.
Организационные основы подготовки юного спортсмена
Основной структурной единицей подготовки школьников-спортсменов остаются спортивные школы, которые в зависимости от преимущественной ориентации на решение задач массового детско-юношеского спорта или подготовку резервов для спорта высших достижений, делятся на детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ) и специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮСШОР). В подготовке спортивных резервов возросла роль школ-интернатов спортивного профиля (ШИСП), где совместно проживают, обучаются и тренируются школьники-спортсмены, отбираемые в ШИСП из наиболее перспектив и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.