На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Понятие дикция в русском языке. Особенности овладения правильным звукопроизношением и выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста. Организация экспериментального исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 26.09.2014. Сдан: 2010. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


КУРСОВАЯ РАБОТА
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДИКЦИИ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Выполнила:
Сайфуллина З.А.
Нижневартовск
2009
Содержание

Введение
Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития
детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «дикция» в русском языке
1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте
1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста
Глава 2 Экспериментальные исследования сформированности дикции у детей старшего дошкольного возраста
2.1 Организация и проведение исследования
2.2 Анализ результатов работы
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Дикция является неотъемлемой частью воспитания звуковой культуры речи и характеризует произносительные качества звучащей речи.
Произносительная сторона речи усваивается ребенком постепенно. К началу дошкольного возраста речевой аппарат ребенка сформирован, функционирует и фонематический слух.
В тоже время в каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в развитии дикции. У детей дошкольного возраста отмечается быстрая нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки. Эти особенности не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата.
При движении речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, такие качества формируются постепенно.
В старшем дошкольном возрасте выработка внятности произношения является специальной задачей занятий по развитию речи. Для её решения в старших группах используют специальные методы и приемы.
Недостатки в развитии дикции неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становиться замкнутым, резким, неусидчивым. У него падает любознательность, что значительно влияет впоследствии на успеваемость в школе, а также на психосоматическое здоровье ребенка.
Выше сказанное и определило актуальность нашего исследования.
Цель работы - выявить особенности развития дикции старших дошкольников.
Объект исследования: процесс развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: приемы и методы развития дикции у старших дошкольников на занятиях по развитию речи и в свободной игровой деятельности.
Гипотеза: применение описанных в работе приемов и методов позволит повысить эффективность работы по развитию дикции у детей старшего дошкольного возраста.
В соответствие с целью и гипотезой исследования определены следующие задачи:
1) Изучить состояние проблемы развития дикции;
2) Выявить сущность и специфику применения чисто - скороговорок в работе с дошкольниками;
3) Выявить уровень развития дикции у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в уточнении имеющейся в отечественной педагогике и методике развития речи специфики применения методов и приемов развития дикции у детей дошкольного возраста.
База исследования: исследовательская работа осуществлялась на базе МДОУ № 56 и охватила 12 детей в возрасте 5-6 лет.
Глава 1 Проблема развития дикции в методике речевого развития детей дошкольного возраста
1.1 Понятие «дикция» в русском языке

Дикция - это широкое понятие, которое включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, ее отчетливость и манеру произнесения. Значение дикции для устной речи можно сравнить со значением красивого подчерка для письменности. Хорошая дикция создает благоприятные условия для устного общения между людьми и имеет эстетическую ценность, будучи одним из наиболее ярких показателей внешней культуры звучащей речи.
Правильность артикуляции - это движения органов артикуляции, которые соответствуют нужному месту и способу образованию звука. Этот показатель свидетельствует о том, насколько хорошо человек усвоил необходимые артикуляторные движения в детстве. В этом смысле обычно говорят о дефектах дикции или шире - о дефектах речи, исправление которых является предметом логопедии. Недостатки дикции: картавость, гнусавость, монотонность, торопливость, проглатывание окончаний, невнятность.
Отчетливость артикуляции - это точность произнесения звуков в слове. Этот показатель влияет на разборчивость устной речи. Степень артикуляции у людей может разной; например, при отсутствии зубов речь становится малоразборчива. Но вы встречали людей, у которых, как говорится, «каша во рту». Их речь невнятна, артикуляция вялая и неразборчива. Главные артикуляционные органы - язык и губы - функционируют недостаточно энергично. Для достижения отчетливой артикуляции мышцы артикуляционных органов необходимо тренировать. Четкая артикуляция создает впечатление, что человек уверен в себе, хорошо знает то, о чем говорит, успешная и востребованная личность. Хорошая дикция - основа большинства коммуникативных профессий, руководителей, менеджеров, ведение деловых переговоров.
Фонетический стиль произношения - определяющий фактор разборчивости речи. Многие люди замечают, что в некоторых словах часто проговариваются не все звуки, например: [шыис`ат] или даже [шс`ат] при произнесении числа 60 вместо нормативного [шыз`д`ис`ат]. Или при произнесении пропадают звуковые различия между фонетически сходными словами, например [д`эушка] вместо «дедушка» или « девушка». Если мы прислушаемся к себе, то наверняка заметим, что часто говорим: драсти (вместо: здравствуйте), буим, бум (будем), терь (теперь), чё (что), щас (сейчас), грит (говорит), ваще (вообще) и др. Кроме того, тщательность произношения зависит также от ситуации: как правило, общаясь с хорошо знакомыми людьми, в непринужденной обстановке и т.д. мы не всегда заботимся о том, чтобы речь звучала красиво.
Манера произнесения - включает в себя присущий индивидууму темп, продление или редукцию слогов и т.п. Каждый из нас имеет собственную манеру выговаривать слова.
Таким образом, дикция - это произношение, степень отчетливости говорения. Четкое произношение отдельных предложений, звукосочетаний в целом - показатель культуры речи. Совершенствование дикции имеет большое значение, например, для педагогов, студентов и др. Основой дикции является отчетливое произнесение каждого отдельного звука и звуковых сочетаний. Прежде, чем понять речь, ее нужно услышать, воспринять слухом. Чем яснее будут произнесены слова, тем легче их понять. Залог хорошей дикции - правильная артикуляция звуков. Основу артикуляции составляют совокупность произносительных движений речевых органов, к которым относятся язык, губы и мягкое нёбо с язычком (активные органы), а также зубы и твердое нёбо (пассивные органы). Часто недостатки дикции объясняются вялостью, пассивностью артикуляции. Вялая, а потому и нечеткая дикция - результат неправильного речевого воспитания
1.2 Особенности овладения правильным звукопроизношением в старшем дошкольном возрасте

Особенности овладения детьми произношением звуков родного языка свидетельствует о том, что дошкольный возраст - это время энергичного развития речи, и в частности её звуковой стороны.
Характерной особенностью усвоения звуков в начальный период является неустойчивость артикуляции при их произношении.
Как показали исследования А. Н. Гвоздева, С. Н. Карповой, Ф. А. Сохина и др., дети очень рано начинают ориентироваться на норму произношения, принятую в данном обществе. Ярким примером этого является контролирование ребенком как своей, так и чужой речи. Критически оценивая речь других, дошкольник тем самым утверждается в нормах родного языка.
В дошкольном возрасте норма произношения все больше выступает перед ребенком в своей социальной сути как характерная черта вербального общения взрослых, как признак взрослости. В тоже время он отделяет «детское » произношение от обычного правильного произношения взрослых как не соответствующее принятой и используемой взрослыми норме. Поэтому ребенок с осуждением относиться к воспроизведению взрослыми «детского» произношения.
В старшем дошкольном возрасте заканчивается процесс овладения звуками родного языка. Большинство детей правильно произносят в артикуляционном отношении звуки (шипящие, а также звуки «л», «р», «рь»), многосложные слова, слова со стечением нескольких согласных. В произношении слов все реже допускаются орфоэпические ошибки. Дети хорошо отличают на слух по звуку, где находиться предмет, выделяют в словах знакомые звуки, пользуются умеренной громкостью голоса, могут ускорять или замедлять скорость своего высказывания. Продолжительность выдоха удлиняется до 8 секунд.
Вместе с тем у многих детей отмечается не совсем правильная расстановка ударений, проглатывание окончаний слов, смешивание твердых и мягких согласных, свистящих, шипящих внутри группы: «с» и «з», «с» и «ц», «ш» и «щ», «ч» и «щ», «с» и «ш», «з» и «ж», некоторые дошкольники невнятно произносят слова.
Особенности овладения детьми звукопроизношением во многом объясняются анатомо-физиологическими особенностями и прежде всего речедвигательного аппарата. К дошкольному возрасту он вполне сформирован, однако центральный аппарат речи, находящийся в коре головного мозга, ещё недостаточно функционирует, голосовые связки короче, чем у взрослого, гортань почти вдвое короче, движения органов речевой артикуляции (мягкое нёбо, язык с нёбным сводом и зубной системой, губы и нижняя челюсть) недостаточно развиты, слабо координированы, язык заполняет большую часть ротовой полости, он оттянут назад и мало продвигается вперед, губы смыкаются слабо, мягкое нёбо мало поднимается. Вместе с тем мышцы речевого аппарата более эластичны и сокращаются медленнее, что благоприятствуют раннему формированию звукопроизношения. Это уменьшает утомление, в силу чего, несмотря на слабость мышц, движения отличаются известной легкостью и свободой.
У дошкольников отмечается также несовершенство речевого дыхания, которое призвано обеспечивать нормальное голосообразование, способность изменять силу звучания, верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять её громкость. У детей наблюдается слабость дыхательной мускулатуры, малый объем легких, вдох с резким поднятием плеч, неустойчивость направления и слабость силы выдувной струи воздуха.
Несмотря на то, что фонематический слух к старшему дошкольному возрасту достигает совершенства, тем не менее, он ещё недостаточно развит. Недостаточно развито и взаимодействие слухового и речедвигательного анализаторов, а для процесса усвоения звуковой стороны языка, как подчеркивают исследователи, необходима связь между ощущениями вызываемыми сокращением мышц речевого аппарата, слуховыми ощущениями от звуков, произносимых самим человеком, и зрительными ощущениями от восприятия артикуляции говорящего.
Для четкого произношения звука необходимо правильное положение и движение органов артикуляции. Задача воспитателя - развить у детей подвижность языка, регуляцию движений челюсти. Решается она одновременно с формированием звукопроизношения.
Если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда специальная работа по звукопроизношению и дикции необходима.
Специальные двигательные упражнения для мышц речевого аппарата необходимы так же, как общая гимнастика необходима для нормального развития организма. Поэтому работа по звукопроизношению и дикции не должна рассматриваться в детском саду как логопедическая. Её следует проводить со всеми детьми не только с теми, которые имеют какие - нибудь отклонения в произношении звуков.
Формирование звукопроизношения осуществляется в три этапа: 1) подготовка артикуляционного аппарата; 2) уточнение произношения изолированного звука; 3) закрепление звука в слогах, словах и фразовой речи. Все эти три этапа могут осуществляться на одном занятии, или на двух с перерывом в 1- 5 дней.
Овладение детьми правильным звукопроизношением заключается в
1. В показе и объяснении артикуляции звука, многократное произнесение звука с педагогом
2. Произношение изолированного звука детьми с одновременным упражнением в речевом дыхании (длительность выдоха) и выразительность речи.
3. Проговаривание детьми слогов, звукоподражаний с воспроизведением изменяющихся силы, высоты голоса, темпа речи.
4. Упражнение в произношении звука в словах и фразовой речи: шутки - чистоговорки, инсценировка рассказов, дидактические и подвижные игры с речитативом, чтение стихотворений.
Как видно овладение правильным произношением заключается в многократном повторении одного звука. Следовательно, воспитатель должен обеспечивать интерес детей к занятиям, разнообразя методы обучения и речевой материал, включая артикуляционные и дикционные упражнения. Кроме того нужно стремиться к максимальной речевой активности детей, к живому темпу и высокой плотности занятия.
Овладение правильным звукопроизношением зависит не только от анатомо-физиологических особенностей, но и от особенностей психики ребенка: от состояния внимания, памяти, от слуховой и зрительной выдержки.
Благоприятным условием для развития правильного звукопроизношения является спокойная обстановка в детском саду, не допускающая резкого шума, громкого разговора, крика, которые не только возбуждают и утомляют детей, но заставляют их напрягать свой голос, снижают остроту слуха. Поэтому педагоги должны не только предоставлять детям образец совершенной речи, но и проявлять большую заботу о физическом состоянии самого ребенка, об охране его органов чувств и нервной системы.
1.3 Выработка дикции у детей старшего дошкольного возраста

Формирование звукопроизношения тесно связано с выработкой хорошей дикции. Известно, что у многих дошкольников наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти, из - за чего у ребенка недостаточно открывается рот, и нерасчлененно звучат гласные. Четкость же произношения слов зависит в первую очередь от правильного произношения гласных, а затем от энергичного тонуса и точной координации движений речедвигательного аппарата при образовании согласных звуков.
Аппарат дикции значительно легче формируется возрасте четырех - пяти лет, когда дети учатся делать активные правильные движения губами, открывать рот в процессе речи. В старшем возрасте бывает значительно труднее приучить к хорошей дикции ребенка с малоподвижными губами, который говорит сквозь зубы, поскольку нужно устранить уже сложившийся неправильный двигатель и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.