На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Рассмотрение природы, специфики, функционально-деятельностной характеристики (креативность, суггестивность, конгруэнтность, принятие, эмпатия), структуры содержания, критериев эффективности и показателей успешности воспитательной деятельности педагога.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Педагогика. Добавлен: 29.04.2010. Сдан: 2010. Страниц: 3. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


Содержание
Введение
Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
1.1 Природа и специфика воспитательной деятельности
1.2 Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности
Глава 2. Содержание воспитательной деятельности педагога в современной теории воспитания
2.1 Структура содержания воспитательной деятельности
2.2 Критерии эффективности и показатели успешности воспитательной деятельности педагога
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Никогда не устареют слова А. Макаренко "Дети -- это наша старость. Правильное воспитание -- это наша счастливая старость, плохое воспитание -- это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной". Духовно-нравственное становление детей и молодежи, их жизненное самоопределение -- важнейшая составляющая общественного развития.
Наиболее активный период развития и воспитания детей протекает сегодня в сложных условиях экономической и политической нестабильности, ломки традиционных ценностей. Социально-экономические процессы характеризуются падением темпов промышленного производства, резкой дифференциацией доходов, криминализацией общества, ростом преступности, коммерциализацией сфер здравоохранения, культуры, образования. Продолжается снижение уровня и качества жизни большинства российских семей. Численность ежегодно выявляемых детей-сирот и детей, лишившихся родительского попечения, постоянно увеличивается. Неблагоприятной остается динамика развития таких социально опасных явлений, как наркомания, алкоголизм, преступность, в том числе и в детской среде. Ослаблена роль семьи как гаранта экономической безопасности и развития детей.
Глубокие изменения, происходящие в российском обществе, напрямую затронули и воспитание, которое переживает серьезный кризис, выражающийся не только в материально-финансовом оскуднении, но и в неопределенности его целей и содержания.
В этих сложных условиях система образования была и остается одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс, объединяющих усилия всех тех, кто неравнодушен к проблемам детства.
Воспитание сегодня должно закладывать основы общественных идеалов и ценностей, постоянно оживляя их и превращая в действующую силу человеческой жизни. Оно должно давать веру в жизнь и глубокомысленное отношение к ней, помогающие выносить возможные неудачи, кризисы и конфликтные ситуации. Важно помочь каждому ребенку научиться делать выбор и осуществлять его в соответствии с нормами, которыми руководствуются школа в широком понимании этого слова и общества.
Воспитание предстает перед педагогами как сущностное содержание их педагогической деятельности. Поэтому актуальным является исследование содержания воспитательной деятельности педагога на современном этапе.
Цель работы - определить особенности содержания воспитательной деятельности педагога в современной профессиональной школе.
Объект исследования - профессионально-педагогическая деятельность.
Предмет исследования - особенности профессионально-педагогической деятельности в современной школе.
Исходя из цели исследования, были поставлены следующие задачи:
- изучить литературу по проблеме исследования;
- рассмотреть природу и специфику воспитательной деятельности;
- описать основные функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога.
Глава 1. Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности
1.1 Природа и специфика воспитательной деятельности
В Педагогической энциклопедии воспитание определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений или в еще более локальном значении - решение какой-либо конкретной воспитательной задачи [2].
Любую педагогическую деятельность характеризуют:
- представление о предмете, устанавливающее границы ее применения в сфере образования;
- наличие специфических субъектов деятельности, т.е. инициаторов активности именно данного рода;
- особые деятельностные механизмы (операции), обеспечивающие то или иное влияние на человека;
- специфика результата, который не может быть получен с помощью других видов профессиональной активности.
Что же придает деятельности педагога воспитательное качество? Что отличает воспитательную деятельность от других видов педагогической деятельности? Прежде всего, это деятельность духовно-практическая. Ее специфика в том, что она одновременно обращена к миру предметному, внешнему и к внутренней, духовной сфере человеческой жизни.
В духовной деятельности взгляд человека направлен на проблемы бытия, существования и сущности. Духовная деятельность не имеет предметного, материализованного результата. Ее продукты специфичны. Это ценности, смыслы, принципы, отношения, чувства, мотивы, идеи, идеалы. Они неосязаемы, но могут восприниматься другими людьми и оказывать на них влияние. Воспитательная деятельность связана с преобразованием духовной сферы человека и условий его взаимодействия с окружающим миром и другими людьми. Благодаря этому она опосредованно способна влиять на изменение способа жизнедеятельности.
Характеризуя особенности воспитательной деятельности, некоторые исследователи указывают, что она обладает признаками метадеятельности [2.;44].
Ю.Н.Кулюткин объясняет это тем, что воспитание - это деятельность, направленная на организацию других видов деятельности [5;7]. Воспитывать можно с одинаковым успехом через труд, учение, общение, художественное творчество, спорт и т.д. Но не существует воспитания в чистом виде. Организуя в воспитатательных целях различные виды деятельности и общения воспитанников, педагог как бы надстраивает над ними (встраивает в них) воспитательные отношения.
Воспитание как метадеятельность (надпредметная деятельность), в частности, направлено на упорядочение активности человека, связанной с преобразованием своей ценностно-смысловой сферы. Так, В.В.Сериков в понятие "метадеятельность" вкладывает личностное функционирование индивида. Он считает, что человек "должен овладеть опытом быть личностью, опытом выполнения специфических личностных функций (избирательности, рефлексии, смыслоопределения, самореализации, социальной ответственности и др.) [9;40].
Из метаприроды вытекает свойство универсальности воспитательной деятельности, которая может осуществляться в любое время и в любой точке пространства, возникающего между людьми. Поэтому воспитание в семье, воспитывающее обучение, досуговая деятельность, свободное общение содержат в себе человекосозидающий потенциал. Дом, школа, клуб, оздоровительный лагерь, двор с одинаковым успехом могут стать местом для воспитания.
И.Д.Демакова называет воспитательной такую деятельность, "которая обеспечивает позитивные процессы, качественные изменения ребенка со знаком "плюс" [2;44].
Воспитательная деятельность как особый вид педагогической деятельности осуществляется педагогом в системе педагогических отношений и направлена на:
- совершенствование людей и отношений между людьми;
- создание благоприятных условий для развития личности;
- среду обитания;
- микроклимат общностей, в которые входит воспитанник.
Таким образом, под воспитательной деятельностью можно понимать деятельность, направленную на создание условий успешного развития личности ребенка.
1.2 Функционально-деятельностные характеристики воспитательной деятельности педагога
Воспитательная деятельность имеет ряд функционально-деятельностных характеристик. Среди них можно выделить цели, приоритеты, функции воспитательной деятельности, ее психологические особенности.
Цели воспитательной деятельности педагога
В исследованиях последних лет подчеркивается, что вопрос о цели деятельности учителя -- кардинальный вопрос педагогической теории и практики. В своей концепции профессиональной педагогической деятельности В.А.Сластенин, вслед за А.Н. Леонтьевым, рассматривает цель как системообразуюшую характеристику [3]. В его концепции особо выделяется стратегическая цель, в качестве которой предлагается идея о развитии личности в гармонии с собой и социумом. При этом цель рассматривается не как догма, а как динамичное и открытое образование.
По В.А. Сластенину, основной единицей, с помощью которой можно судить о профессиональной деятельности учителя, является педагогическое действие как единство цели и содержания.
Говоря о специфике деятельности учителя-воспитателя, В.А. Сластенин подчеркивает, что эта деятельность по своей природе "есть не что иное, как процесс решения неисчислимого множества задач различных типов, классов и уровней" [3].
В классификации основных видов педагогической деятельности В.А.Сластенин рассматривает "воспитательную работу", которую он характеризует как педагогическую деятельность, направленную на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Весьма важно то обстоятельство, что преподавание автор также рассматривает как воспитательную деятельность, смыслом которой является управление познавательной деятельностью школьников, что позволяет сделать вывод о тождественности воспитательной и педагогической деятельностей [3].
Выражаясь образно, автор подводит итог: "Целостный педагогический процесс в его содержательном аспекте -- это процесс, в котором воедино слить: "воспитывающее обучение" и "обучающее воспитание". Сравнивая преподавание и воспитание как два вида педагогической деятельности, В.А. Сластенин подчеркивает, что воспитательная работа, осуществляемая в рамках любой организационной формы, не преследует прямого достижения цели, ибо цель недостижима в ограниченные временными рамками организационной формы сроки. В воспитательной работе, пишет автор, можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. При этом важнейшим критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитаннике; проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении и деятельности [3].
Подчеркивается, что успехи воспитательной деятельности связаны прежде всего с тем, насколько владеет педагог умением развивать и поддерживать познавательные интересы детей, создавать атмосферу творчества, групповой ответственности и заинтересованности в успехах товарищей. Это говорит о том, резюмирует автор, что не преподавательские умения, а умения в воспитательной работе являются первичными в содержании профессиональной готовности (деятельности) педагога.
Приоритеты воспитательной деятельности педагога
Выбор приоритетов в профессиональной воспитательной деятельности несомненно имеет стратегическое значение. Заметим, что эта проблема в теории воспитания исследована мало, поэтому так ценны идеи К. Роджерса о том, что личность ребенка для педагога должна быть всегда важнее любой педагогической проблемы; что настоящее ребенка должно быть более важным для учителя, чем его прошлое и будущее; что чувства и переживания ребенка важнее, чем его мысли и знания; что понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Внутренняя направленность педагога на развитее ребенка, на его ценности, выборы, приоритеты, подчеркивает Роджерс, всегда важнее, чем любые педагогические декларации и инструкции. Приоритетны в гуманистической педагогике оптимистический взгляд на ребенка, опора в работе с ним на позитив. "Человек, -- писал Роджерс, -- есть не то, что он есть, а то, чем он может стать. Ресурс развития человека заложен в нем самом". Педагога, который следует этим идеям, помогает ребенку в процессе развития, облегчает "трудную работу роста", К. Роджерс назвал "фасилитатор"[3].
Фасилитаторскую деятельность, таким образом, мы рассматриваем как приоритет воспитательной деятельности, направленной на гуманизацию пространства детства. Педагог-фасилитатор естествен, открыт для общения, для диалога, он относится к своим ученикам с доверием, стремится увидеть мир глазами своих воспитанников, ему свойственно теплое, понимающее отношение к детям.
Приоритетным в воспитательной деятельности в условиях обновившегося общества и его новой системы образования становится самоопределение педагога не столько по социальной константе, сколько по личностно-межличностной, что связано с новизной отношения педагога к себе как целостной системе.
Л.Н.Куликова подчеркивает, что сегодня педагог осознает, что успешной его профессиональная деятельность может быть только через личностные контакты с воспитанниками, а не через их "пригибание под нормы" [3]. Следствием этого понимания становится осознание педагогом того, что ценным является влияние на детей его индивидуальности; что в современных условиях вербальное "воздействие" практически незначимо, если оно не подкрепляется высокими духовно-нравственными качествами педагога, его духовной зрелостью. Автор подчеркивает, что было бы утопией считать каждого педагога готовым к подвигу духовного самовзращивания, но нельзя не признать и то, что именно на этом пути педагог обретает влиятельность неформального лидера. Обобщая сказанное, можно утверждать, что появление в современной школе учителя-фасилитатора как ключевой фигуры гуманистического образования исторически, социально и личностно обусловлено.
Овладение фасилитаторской деятельностью как приоритетной -- непростая задача для педагога. Она вступает в соревнование с другими приоритетами: ценность конкурентоспособности, идеи религиозности личности, самоценности технической подготовленности, оснащенности новыми информационными технологиями как условия успешной адаптации в современном мире.
Ученые подмечают, что постепенно становится понятным, что подлинным стержнем жизнеспособности человека в гуманизирущемся обществе может быть только его способность к саморазвитию, непрерывному достраиванию себя в изменяющихся условиях, духовному самоукреплению на этой основе. Именно эта способность выступает приоритетной ценностью общества, личности каждого воспитанника школы и, следовательно, становится главней ценностью педагогической деятельности. В этих условиях приоритетным становится личностный характер общения педагога с ребенком. Педагог-фасилитатор проявляет в процессе взаимодействия с детьми всю глубину личностного в себе, опирается на свое гуманистическое внутреннее образование -- положительное мировосприятие, отношение к детству как самоценности.
Исходя из самоценности человеческой жизни, главной в его личной иерархии ценностей, педагог-гуманист развивает и у себя, и у своих воспитанников неприятие насилия, жестокости по отношению к человеку и ко всему живому, тонкое осознание экзистенциальной неповторимости каждого человека, демонстрирует конструктивность, способность принять на себя всю полноту ответственности за свою деятельность.
В сложных условиях современного бытия педагог-фасилитатор стремится создать поддерживающие условия для развития ребенка, не оправдывая себя заранее подобранными примерами возможных неудач. Он открыт для сопереживания ребенку и открыто выражает собственные чувства.
Педагог-фасилитатор не способен принять традиционную модель детской судьбы, предопределяемой многими педагогами старого типа как жертвенность и самоограничение в настоящем во имя неопределенного будущего. Он сам живет настоящим и помогает детям жить настоящим, исповедуя принцип Роджерса: "Настоящее важнее прошлого и будущего".
Обобщая результаты многочисленных исследований на эту тему, С.Л. Братченко вводит понятие "фасилитативная способность педагога", которое он рассматривает как сочетание пяти искусств: искусства уважения, искусства понимания, искусства помощи и поддержки, искусства договора и искусства быть самим собой [3].
Сказанное позволяет нам сделать стратегический вывод: фасилитаторскую деятельность можно рассматривать как новую культуру педагогической деятельности -- гуманитарную культуру.
Функции воспитательной деятельности педагога
Функции педагога как субъекта воспитательной деятельности кардинально отличаются от традиционных функций педагога как субъекта воспитательной работы:
* если элементы воспитательной работы частично реализуются в преподавания и обучении, в процессе классного руководства, организации жизнедеятельности детей в школе и в системе дополнительного образования (в кружках, студиях, секциях, клубах, детских объединениях, лагерях отдыха и т. д.), то воспитательная деятельность пронизывает всю профессиональную деятельность педагога, определяя ее идеологию, стратегию и тактику;
* если воспитательная работа направлена на решение конкретных педагогических задач (проведение праздника, организация похода, классного часа) и ее эффективность определяется качеством проведенного мероприятия, то воспитательная деятельность является концептуальной основой системы педагогической деятельности, и ее эффективность определяется качественными изменениями в развитии детей, их личностном росте;
* если воспитательная работа вариативна, то воспитательная деятельность имеет инвариантные характеристики.
Иной характер в условиях современной школы приобретает организаторская функция учителя: если в массовой практике он традиционно был организатором "воспитательных мероприятий": сценаристом, режиссером, распорядителем в ученическом сообществе, то сегодня эта сфера деятельности, хотя и остается, но учитель в ней выполняет другую роль -- он организует "внутреннюю" сторону жизни класса, школы, пробуждая коллективную рефлексию, поощрение, вызывая рождение "внутреннего воспитательного пространства" как жизненной философии детей. Педагог в этих условиях становится харизматическим лидером. Исследователи подчеркивают этическую сторону связей педагога с детьми: чем большим доверием со стороны детей он пользуется, тем опаснее для них его педагогические ошибки, а значит, тем выше его личная ответственность за результаты воспитания.
В условиях современной школы изменяется смысл управленческой функции педагога: от прямых распоряжений, внедрения норм и требований как основы авторитарного управления он переходит к обеспечению самоорганизации, самоуправления, самодеятельности детей. Педагогическая ценность самодеятельности, как показывает опыт лучших педагогов, не в том, чтобы научить детей "подчиняться и властвовать", а в том, чтобы обеспечить творческое саморазвитие ребенка.
На современном этапе развития образования, в условиях его гуманизации можно выделить следующие функции педагога: понимание ребенка, помощь ребенку и его поддержка в процессе развития, защита интересов ребенка (педагог как адвокат ребенка в пространстве детства), мягкое недирективное управление процессом развития личности ребенка, культурное влияние, облегчение процесса личностного роста, организация разнообразной деятельности детей.
Психологические характеристики воспитательной деятельности педагога
В качестве основных психологических характеристик воспитательной деятельности исследователи, опираясь на гуманизм, как ключевую идею концепций нового воспитания, рассматривают: эмпатию, принятие, конгруэнтность, креативность, суггестивность и способность к рефлексии [3;143].
Педагогическая эмпатия -- это вчувствование педагога в ребенка без оценки и принятие любого его переживания независимо от способа выражения. Эмпатичный педагог не стыдит ребенка, не сравнивает его с другим, более удачливым, не запрещает ребенку свободно выражать свои чувства, потому что хорошо понимает, что энергия эмоций, будучи неотреагированной, превратится в разрушительную для здоровья ребенка силу, станет источником его невротизации. Эмпатия педагога -- это умение выразить себя и свое отношение к ребенку и способность быть понятым им. Безусловно принимая ребенка, педагог стремится создать отношения принятия во всем воспитательном пространстве, создавая особый психологический климат принятия каждым каждого. Педаг и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.