Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


доклад Принцип экономической ответственности

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 02.09.2014. Год: 2014. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Принцип экономической ответственности
Со времен Сократа известно, что далеко не всегда знание
само по себе действенно. Успех дела обеспечивают те люди, кото-
рые воспринимают экономическую теорию не иначе как свою жиз-
ненную обязанность. В связи с этим трудно переоценить значи-
мость принципа ответственности. Речь идет о том, что экономи-
ческий человек сознательно, убежденно руководствуется принци-
пом эффективности. Принцип экономической ответственности —
это принцип экономической эффективности в действии.
Актуальность принципа экономической ответственности состо-
ит в том, что он кладет конец индифферентному отношению к
экономической теории, причем со стороны как ее последователей,
так и создателей. Во главу угла ставится успех теоретического дела,
а вместе с ним, разумеется, и практики. Отсутствие подлинной за-
интересованности в успехе экономического дела, которое часто
проявляется, например, в таких суждениях, как: «Это всего лишь
теория, а я человек практики», «Я — ученый, теоретик, а не прак-
тик», воспринимается в свете принципа экономической ответ-
ственности как явное недопонимание статуса и назначения эко-
номической науки.
Ученым пришлось обратиться к теме ответственности далеко не
случайно [68]. Как выяснилось, простыми средствами с кризисны-
ми явлениями не справиться. Развитая общественная жизнь ста-
новится достоянием личностей, людей, которые способны пере-
плавить экономическую теорию в активную личностную позицию.
27
В этой связи часто говорят, что «следует взять ответственность за
успех дела на себя». Хорошо сказано, особенно если понимать, что
воля к успеху неминуемо потребует теоретического творчества.
Согласно принципу ответственности даже наилучшая теория до-
стойна совершенствования.__


Праг матический метод в экономике. Соотношение
позитивной и нормативной теории
Философию экономической науки часто, на наш взгляд не
вполне правомерно, называют методологией (методология — это
всего лишь составная часть философии науки), но при этом вопрос
о методе экономики не всегда ставится в центр анализа. Даже вы-
дающиеся методологи из числа экономистов не дают сколько-ни-
будь ясной характеристики существа экономического метода,
т.е. того способа обоснования, который используется в экономике.
В замечательной во многих отношениях книге М. Блауга [24], посвященной
методологии экономической науки, термин «метод»
даже не включен в обширный предметный указатель. Чтение кни-
ги создает впечатление, что Блауг считает методом экономики
фальсификационизм постпозитивиста К. Поппера. Но это утвер-
ждение ни в коей мере не учитывает специфику экономической
теории. А ведь речь должна идти о методе, который выражает спе-
цифику именно экономической науки, а не, например, физики,
все еще воспринимаемой некоторыми экономистами в качестве
образцовой науки.
Д. Хаусман, осуществляя обзор стандартной западной методоло-
гической литературы [194], в качестве методов экономической науки
рассматривает дедуктивизм Дж.С. Милля, неопозитивизм, фридма-
новское попперианство и эклектику. Наилучшей методологией он
считает эклектику. Он подчеркивает, что в области методологии
экономики надо не исходить из готовых рецептов, а тщательно ис-
следовать деятельность экономистов [194, № 3, с. 109]. Остается
неясным, почему экономисту надо быть эклектиком. На наш взгляд,
правильное понимание содержания экономического метода пред-
полагает опору на потенциал как философии науки, так и экономи-
ки. Обе стороны, философы и экономисты, заслуживают доверия,
но они способны на принципиальные ошибки.
Анализ экономической литературы показывает, что в центре
современного спора о методе экономической науки стоит вопрос
о соотношении так называемой позитивной и нормативной на-
уки. Абсолютное большинство экономистов тяготеет к установкам
позитивной науки, т.е. науки, освобожденной, по определению, от
голословных утверждений. «Критерий опровержимости, — утвер-
ждает М. Блауг, — может разделить все экономические высказы-
вания на позитивные и нормативные и, таким образом, подсказать
нам, в какой области надо сосредоточить наши эмпирические ис-
45
следования. При этом можно показать, что даже нормативные те-
зисы часто имеют скрытые позитивные основания, что оставляет
нам надежду когда-нибудь проверить их эмпирически. Однако не-
которые основополагающие нормативные теоремы никогда не
удастся подвергнуть эмпирической проверке» [25, с. 659]. Пози-
тивная наука отвергает то, что нельзя удостоверить или опроверг-
нуть фактическими данными. Поэтому она тяготеет к идеалу опи-
сания. Почему именно описания? Потому что изначально предла-
гается описание того, что существует реально, а не в сомнительных
прожектах по поводу должного. Но что относится к прожектам?
Согласно утверждению многих экономистов — это ценностные
суждения. По мнению М. Блауга, экономическая наука многим
обязана немецкому философу и экономисту Максу Веберу, кото-
рый настолько ясно изложил доктрину свободы общественной
науки от ценностей (Wertfreiheit), что «сейчас непонимание сказан-
ного им непростительно» [24, с. 197]. Но что же он, собственно,
сказал столь в высшей степени бесспорного?
«Задачей эмпирической науки, — отмечал М. Вебер, — не может
быть создание обязательных норм и идеалов, из которых потом
будут выведены рецепты для практической жизни» [34, с. 347].
«Эмпирическая наука никого не может научить тому, что он дол-
жен делать, она указывает только на то, что он может, а при из-
вестных обстоятельствах на то, что он хочет совершить» [Там же,
с. 350]. Не наука, а человек «взвешивает и совершает выбор между
ценностями, о которых идет речь, так, как ему велят его совесть и
мировоззрение» [Там же, с. 348],«а также вера» [Там же, с. 351].
В одной из своих поздних работ Вебер выдвигает требование, ко-
торое он сам называл «тривиальным», разделять «две группы гете-
рогенных проблем: установление эмпирических фактов (включая
выявленную исследователем оценивающую позицию эмпирически
исследуемых им людей), с одной стороны, и собственную практи-
ческую оценку, т.е. свое суждение об этих фактах (в том числе и о
превращенных в объект эмпирического исследования «оценках»
людей), рассматривающее их как желательные или нежелательные,
т.е. свою в этом смысле оценивающую позицию — с другой» [Там
же, с. 558].
Приведенная цитата явно свидетельствует об известной коррек-
тировке Вебером своей первоначальной позиции. Два выражения,
заключенные в скобки, показывают, что он признает возможность
эмпирического изучения ценностей, или, как выражался Вебер,
«оценивающих» позиций и «оценок». Вопреки Блаугу Вебер не
46
утверждал свободу науки от ценностей. К сожалению, и Вебер и
Блауг не анализируют природу экономических фактов. Что они
представляют собой? В связи с поставленным вопросом обратим-
ся, например, к феномену цен товаров. Очевидно, что они уста-
навливаются людьми, теми самыми, которые принимают решения
и совершают действия. А это означает, что цены — это признаки
ценностно-целевых действий людей. Приведенный пример весьма
показателен: экономическая наука всегда имеет дело с ценностями,
а значит, и с целями. Вебер выражался недостаточно строго —
«оценивающие» позиции, «оценки» и т.п., явно повторяя ошибку
своих неокантианских (В. Виндельбанда и Г. Рикерта) и герменев-
тических (В. Дильтея) учителей, предпочитавших говорить об от-
ношении к ценностям там, где надо было говорить о самих ценнос-
тях. Речь идет об издержках первопроходцев, недостаточно ясно
представлявших себе концептуальный статус ценностей. Итак, те-
зис о Wertfreiheit должен быть отвергнут. Тот, кто его принимает,
неизбежно скатывается к натурализму, ибо он вынужден придавать
фактам статус не социальных, а природных реалий.
Решающая мысль Вебера состоит не в Wertfreiheit. Но в чем же?
В том, что из сферы науки исключаются мировоззрение, совесть и
вера принимающего решения человека, а следовательно, и сами
решения. Но новейшая экономическая теория не только не отстра-
няется от изучения феномена принятия решений экономическими
агентами, а, наоборот, делает на нем акцент. Свидетельство тому —
великолепные работы Г. Саймона, Г. Беккера, Ф. Махлупа и мно-
гих других экономистов, в том числе и лауреатов Нобелевской
премии.
Но как объяснить стремление М. Вебера вывести за пределы
науки мировоззрение, совесть и веру и следует ли оправдывать его
стремление? На наш взгляд, Вебер принижал возможности науки;
он недопонимал, что все человеческое, в том числе и мировоззре-
ние, и совесть, и вера, подпадает под ее юрисдикцию и в конечном
счете имеет концептуальный характер, правда более или менее
ярко выраженный.
М. Вебер стремился обезопасить общество, в первую очередь
обучаемую молодежь, от различного рода притязаний: «политике
не место в аудитории» [34, с. 721]. Отсюда требование к универси-
тетским профессорам: учите науке, а ваши ценности и веру оставь-
те вне аудитории. Требование подлинно научного характера лич-
ных убеждений ученых и преподавателей он подчинил интересам
необходимости различения науки, опирающейся на факты, и все-__го того, что имеет сугубо нефактуальный характер и неподвластно
научной критике. Брезгливо относясь к политиканству, он, желая
отстраниться от него, принизил науку. Вебер в пуританских тра-
дициях хотел сохранить чистоту науки, но, уклоняясь от боя, сме-
лым не станешь.
По Веберу, наука в силу ее фактуального характера исключает
личностную позицию. Вряд ли стоит соглашаться с этим мнением.
Наука, причем любая наука, есть творение человека. Ее присвое-
ние, в том числе преподавателем, неминуемо приводит к авторской
интерпретации. Именно по этой причине невозможно найти даже
двух преподавателей, которые бы учили совершенно единообразно.
Но отличия, существующие между преподавателями, не являются
произвольными.
Арифметика учит, что 2 ? 2 = 4. По Веберу, школьник или сту-
дент волен как руководствоваться, так и не руководствоваться этим
результатом. Но такой вывод противоречит практике выставления
школьных и вузовских оценок. Практика обучения состоит не в
воспитании у студентов пренебрежительного отношения к науч-
ным выводам, а в превращении их в жизненную позицию. Учитель
математики будет «мучить» малыша до тех пор, пока он не усвоит
правило 2 ? 2 = 4 непоколебимо твердо. Получающего экономиче-
ское образование его педагоги изо дня в день учат принимать эф-
фективные решения и вести себя результативно. В зависимости от
конкретных условий это может достигаться, например, установле-
нием равновесных или же монопольных цен.
Разумеется, научная теория не усваивается автоматически. По-
нимание ее как ученым, так и студентом связано со многими труд-
ностями. Но они не определяются произволом субъекта, вынуж-
денного в своем стремлении к научному знанию избавляться от
ошибок и заблуждений.
М. Вебер был лично знаком с известным американским праг-
матистом У. Джеймсом. Но, несмотря на это знакомство, он явно
следовал европейским традициям противопоставления теории
практике. Неудивительно поэтому, что он ограничивал сферу на-
уки. В этой связи значительный интерес вызывает позиция выда-
ющихся американских экономистов, впитавших прагматизм, как
говорится, с молоком матери. В соответствии с прагматической
максимой они вроде бы не должны выделять в экономике пози-
тивную и нормативную части. Но многие из них это делают. По-
чему они «предают» свою философскую почву?
В плане понимания американской научной культуры весьма
показательна позиция П. Самуэльсона. Его докторская диссерта-
ция «Основания экономического анализа» [249] имела подзаголо-
вок «Операциональное значение экономической теории». Абсо-
лютное большинство специалистов считало, что Самуэльсон при-
шел к операционализму не случайно, а следуя прагматическим
максимам. По определению, операционализм не признает поня-
тий, значение которых не поддается экспериментальной проверке.
Лозунг операционалиста таков: понятийный характер присущ
лишь тому, что можно измерить. Для операционалиста деление на
теорию и практику неправомерно, теория насквозь практична. Ка-
кое-либо противопоставление теории практике, измерительным
данным неправомерно. Ортодоксальный операционалист никогда
не согласится с тем, что теория сначала придумывается и лишь за-
тем сопоставляется с фактами. По его мнению, факты изначально
включены в теорию. Символически он приветствует формулу Т(ф),
но не Т > ф или ф > Т (Т — теория, ф — факты).
Но П. Самуэльсон не стал обсуждать тонкости прагматизма и
операционализма, равно как и соотносительность теории и фактов.
«Под имеющей операциональную значимость теоремой я подразуме-
ваю, — отмечал он в 1948 г., — просто гипотезу об эмпирических
данных, которая могла бы в принципе быть опровергнута хотя бы
в идеальных условиях» [249, с. 4]. По поводу этой цитаты М. Блауг
резонно замечает: «Однако это не совсем операционализм в его
общепринятом понимании» [24, с. 156]. Аргумент П. Самуэльсона
довольно банален: экономическая теория должна быть соотнесена
с фактами и в соответствии с их результатами либо принята, либо
отвергнута. Допускаемые им «идеальные условия» последовательный
операционалист никогда не признает. После 1948 г. П. Самуэльсон
уточнил свою позицию, утверждая, что экономическая теория име-
ет описательный характер. «Первая задача экономической науки
состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить ди-
намику производства, безработицы, цен и других подобных явле-
ний, а также установить соотношения между ними» [163, с. 9]. Со-
здается впечатление, что Самуэльсон понимает экономическую
теорию исключительно как описательную, семантическую, а не
проективную науку. Впрочем, в своей Нобелевской лекции (1970)
он вполне сознательно придает принципу максимизации прагма-
тическую значимость. «Само название предмета моей науки —
«экономика» — подразумевает экономию или максимизацию»;
«итак, в самой основе нашего предмета заложена идея максимиза-
49
ции»; «только в последней трети нашего века, уже в период моей
научной деятельности, экономическая наука начала активно пре-
тендовать на то, чтобы приносить пользу бизнесмену-практику и
государственному чиновнику» [162, с. 184]. Требование экономить
(например, ресурсы) имеет нормативный характер. Поздний Са-
муэльсон, видимо, признает нормативный характер экономиче-
ской науки. Впрочем, его аргументацию трудно назвать ясной. Мы
поступим, пожалуй, более разумно, если оставим ее в покое и со-
средоточим свое внимание непосредственно на проблемных во-
просах интерпретации содержания метода экономической науки.
Обратимся в этой связи к так называемой гильотине Д. Юма.
Шотландский философ и экономист Д. Юм обратил внимание
на то, что, как он полагал, в этических теориях неправомерно пе-
реходят от есть-предложений к должен-предложениям: «Я, к свое-
му удивлению, нахожу, что вместо обычной связки, употребляемой
в предложениях, а именно есть или не есть, не встречаю ни одно-
го предложения, в котором не было бы в качестве связки должно и
не должно. Подмена эта происходит незаметно, но тем не менее она
в высшей степени важна» [215, с. 229]. Аргумент Юма приобрел
скандальную известность. Он стал стандартным средством опро-
вержения научного характера всех этических теорий, так называ-
емых moral sciences, в число которых согласно нормам английского
языка следует включать и экономическую науку. В стремлении
спасти научное «лицо» экономики ее адепты предпочитают изба-
виться от должен-предложений. Соглашаясь с Юмом, они утверж-
дают, что экономика вслед за всеми подлинными науками имеет
дело исключительно с есть-предложениями. Как выясняется, эта
логика далеко не безупречна. Чтобы убедиться в этом, обратимся
к эквивалентным антонимам [24, с. 191], для удобства анализа про-
нумерованных нами.
«Гильотина Юма»: эквивалентные антонимы
позитивный
есть
факты
объективный
описательный
наука
истинный/ложный
нормативный (1)
должно быть (2)
ценности (3)
субъективный (4)
предписывающий (5)
искусство (6)
хороший/плохой (7)
(1) Позитивный/нормативн й. Под нормой в экономике пони-
мают узаконенную тем или иным способом экономическую реко-
50
мендацию. Вопрос: действительно ли позитивный и нормативный
являются антонимами, разделенными пропастью? Со времен
французского философа О. Конта, основателя позитивизма (сере-
дина XIX в.), позитивное понимается как научное, возвысившееся
над философским, которое, по определению, признается чем-то
ненаучным, непозитивным. Противопоставлять позитивному нор-
мативное — значит рассуждать нелогично, создавать путаницу,
выходом из которой может быть только критика, а не что иное.
Нормативное можно противопоставить ненормативному, но никак
не позитивному.
(2) Есть/должно быть. Трудно придумать более сомнительный
в научном отношении термин, чем есть. В грамматике это слово
признается логической связкой, только и всего. «Роза — красная».
Тире — заменитель слова «есть» (английского is, немецкого ist
и т.д.). Естьность можно понимать как существование. Но и этот
ход неудачен в свете изысканий философов-аналитико , в част-
ности Б. Рассела и Г. Фреге, показавших, что существование не
относится к признакам предметов. Правильное в научном отноше-
нии предложение гласит: S есть Р, но не S есть или Р есть. Можно
попытаться интерпретировать есть как настоящее, но тогда его
придется соотнести не с должным, а с прошлым и будущим. Таким
образом, оппозиция есть/должно быть также является результатом
поспешных суждений.
(3) Факты/ценности. И на этот раз нет антиномии. Факты могут
иметь ценностный характер. Ценности фактуальны, об этом сви-
детельствуют, в частности, все общественные науки.
(4) Объективный/субъекти ный. Объективный, т.е. не зависящий
от людей. Но любая наука является творением людей, и в этом
смысле она субъективна. Под субъективным часто понимается
произвольное, не выдерживающее научной критики. Но в таком
случае предикат субъективный относится, например, к физикам
отнюдь не меньше, чем к экономистам.
(5) Описательный/предпис вающий. В отличие от оппозиций
(1)–(4) эта представляется, на первый взгляд, непротиворечивой.
Присмотримся к оппозиции (5) более внимательно. Описание ка-
кой-либо экономической ситуации недоступно не сведущему в на-
уке человеку. Экономист не описывает поступки людей, а интер-
претирует их на основе теоретических представлений, которые ему
известны. В содержательном отношении описание не является чем-
то изначальным, оно следует за интерпретацией (объяснением).
Научное объяснение выявляет спектр возможностей (альтернатив),
51
наличие которого позволяет осуществить предписание, т.е. выдать
хорошо обоснованную рекомендацию. Строго говоря, предписание
следует не за описанием, а за выделением спектра альтернатив.
Если на мгновение в угоду адептам существующей номенклатуры
слов обозначить «выделение спектра альтернатив» одним словом
«описание», то выясняется, что нет антонимии между описанием и
предписанием. Утверждать противоположное — демонстрировать
полнейшую неосведомленность относительно теории принятия
решений. В экономической литературе широко распространено
мнение, что ученый может без всякого ущерба для своей позиции
дистанцироваться от принятия решения. Выделив альтернативы
экономического поведения, он, не желая быть этически ангажиро-
ванным, останавливается и отказывается от рекомендаций. Но вряд
ли удастся назвать хотя бы одного экономиста, который смог дей-
ствительно удержаться от рекомендаций. Неужели те выдающиеся
экономисты, которые выдавали вполне конкретные практические
рекомендации, а для перечисления их понадобилась бы не одна
страница, грубо нарушали суверенитет экономической науки? По
нашему мнению, при всем их желании они не могли не давать ре-
комендаций. Устанавливая вес различных альтернатив, экономист
невольно сопоставляет их. Он в принципе не может занять устой-
чивую позицию постороннего. Даже если экономист вопреки прин-
ципу ответственности занял бы исключительно индифферентную
позицию, все равно, думается, ему не удалось бы удержаться в этом
состоянии. Неминуемо срабатывал бы механизм спонтанного на-
рушения мнимого равновесия всех возможных альтернатив. Там,
где есть альтернативы, неизбежно выясняется, что они не равно-
значны. Не будет лишним вспомнить в этом месте и о теории рече-
вых актов Дж. Остина и Дж. Серла, показавших, что любой речевой
акт обладает не только сугубо описательной, но и иллокутивной
(в конечном счете ценностной. — В.К.) силой [139, с. 189–192]. Ил-
локуция чаще всего выступает как совет, рекомендация, более или
менее решительное указание. Ученый не может принять решение
за бизнесмена или правительственного человека. Поэтому он вы-
нужден ограничиться иллокутивным актом. Тот же, кто по своему
социальному статусу обязан добиться определенного результата,
совершает перлокутивный акт. Но если ученого-экономиста не до-
пускают до принятия решения, то это не означает, что перлокутив-
ные акты не входят в область его компетенции. Надо полагать, эко-
номическая наука полностью выродилась бы, если бы она считала
перлокутивные акты, т.е. экономические поступки людей, не своей
52
собственной сферой действия, а областью какой-то неэкономичес-
кой дисциплины. Как видим, и оппозиция описательный/предпи-
сывающий не выдерживает критики.
(6) Наука/искусство. Снова речь идет о мнимой оппозиции.
И это несмотря на мнение, распространенное чрезвычайно широ-
ко, в том числе среди ученых и философов. Оппозицией науке яв-
ляется ненаука, но никак не мир искусства, смысл которого нам
известен благодаря науке (искусствоведению) и философии (эс-
тетике).
(7) Истинный/ложный против хороший/плохой. И эта постулиру-
емая антонимия не является действительной. В параграфе 1.11 в
деталях объяснено, что критерий истинности является регулятивом
не только естествознания, но и обществознания, в том числе эко-
номической науки. Прагматическая истина, характерная для эко-
номики, и семантическая истина, обязательная в мире естествоз-
нания, — это не одно и то же. Но отсюда никак не следует, что
прагматическая истина должна быть сопряжена не с функциями
истинный/ложный, а с оценками хороший/плохой. Оппозиция (7)
является результатом недопонимания сути прагматических наук.
Противники прагматической концепции истины часто критикуют
У. Джеймса, который позволил себе, например, такое сомнитель-
ное утверждение: «Мысль “истинна” постольку, поскольку вера в
нее выгодна для нашей жизни» [53, с. 352]. Но следует заметить: из
двух основателей прагматизма —Пирса и Джеймса —лишь первый
был настоящим философом науки. Критика околонаучных раз-
мышлений Джеймса ни в коей мере не ставит под сомнение акту-
альность прагматической концепции истины. Ее разработка оста-
ется актуальной задачей современной философии науки, в том
числе философии экономической теории.
Итак, «гильотина Юма» не столь опасна, как это обычно счита-
ется. Она должна быть отнесена к риторике, которая никак не мо-
жет справиться с проблемой специфики любой прагматической,
в том числе экономической, науки. Тезис о том, что наука руко-
водствуется исключительно есть-предложениями, невозможно
оправдать. Юм полагал, что этик, руководствуясь должен-предло-
жениями, обязан их вывести из есть-предложений. В действитель-
ности же обществоведы рассматривают ценностные предложения
как основу гуманитарных наук, поэтому нет необходимости в их
выведении. Что касается есть-предложений, то они используются
экономистами тогда, когда они описывают результаты своих на-
блюдений и измерений.
Анализ «гильотины Юма» вынудил нас пройти дорогами недо-
статочно отрефлектированных, только на первый взгляд действи-
тельных, а на самом деле мнимых оппозиций. Тому, кто в своем
стремлении выразить differentia specifica экономической науки,
склонен к языку оппозиций, можно посоветовать не блуждать в
потемках есть- и должен-предложений, а вполне сознательно про-
вести сопоставительный анализ различных типов наук и сравнить,
например, прагматическую теорию с семантической. Для прагма-
тической науки характерны особые понятия (ценности, а не де-
скрипции), особая концепция истины (прагматическая, а не се-
мантическая), особый метод (прагматический, а не семантиче-
ский). Метод экономической науки является прагматическим. Это
означает, что в экономической науке понятия являются ценностя-
ми, используется концепция прагматической истины, а следова-
тельно, и критерий эффективности; выводы же теории непремен-
но становятся рекомендациями, придающими смысл всем поступ-
кам экономических агентов. Субъектами экономической теории
выступают не только ученые, но и практики тоже. Экономическая
теория является прагматической, а не позитивной или норматив-
ной.
Метод экономической науки — не зиждущийся на индуктивиз-
ме дедуктивизм Милля, не восхождение от абстрактного к конкретному
Маркса, не фальсификационизм Фридмена и Блауга, не
эклектизм Хаусмана. Все перечисленные экономисты не выража-
ют в должной степени своеобразие различных типов наук, в том
числе экономической науки. Они исходят из некоторых положе-
ний философии науки, а затем пытаются их специфицировать при-
менительно к экономической теории. Но до четкого выделения
своеобразия прагматических наук они так и не доходят. Автор не-
однократно убеждался в том, что в экономической литературе ши-
роко используется следующий достойный критики тип аргумента-
ции. Во-первых, что-то сообщается от имени философии науки.
Во-вторых, не осознается должным образом, что при этом, по сути,
высказываются положения из философии физики (мы имеем в
виду пресловутые тезисы о есть-предложениях, о позитивных на-
уках и т.п.). В-третьих, ставится под сомнение проблемный харак-
тер концептов экономической науки. В-четвертых, ее насильно
переводят в стан так называемых описательных наук. В-пятых,
в методологическом отношении экономическую науку отождест-
вляют с физикой. Перечисленные выше пять пунктов — это идео-
логия дескриптивизма, в том числе физикализма, в действии. Ясно,
54
что она вызвана к жизни не успехами физики, а недопониманием
сути экономической науки.
Что касается термина «нормативная наука», то он, пожалуй,
также неудачен. Экономическая наука может быть названа аксио-
логической, ибо она оперирует ценностями. Из признания этого
факта никак не следует, что необходимо ставить во главу угла нор-
мы, некоторые установления. Показательно в связи с этим поло-
жение в области юридической науки. Нормативно право как свод
установленных законов, но не правоведение, учитывающее самые
различные возможности, связанные с миром юридических ценнос-
тей. В интересах тех или иных агентов, например государственных
органов, экономическая наука может отважиться на постулирова-
ние некоторых экономических норм. Но сама экономическая на-
ука к ним не сводится.
Охарактеризованный выше прагматический метод характерен
для всех аксиологических наук, в том числе политологии, юриспруденции,
технических дисциплин. Вполне правомерно требо-
вать, чтобы применительно к экономической науке прагматичес-
кий подход был дополнительно конкретизирован. Это несложно
сделать, для этого достаточно, по крайней мере для начала, отме-
тить, что в отличие от своих гуманитарных соседей только эконо-
мическая наука занимается динамикой производства, цен, объема
продаж, прибылей, инвестиций и т.п.
В заключение данного параграфа во избежание возможных не-
доразумений сделаем два замечания. Во-первых, отметим общеци-
вилизационный характер статуса прагматической науки. Было бы
неверно утверждать, что прагматические науки обязаны своим
происхождением исключительно американскому прагматизму как
культурному феномену. К научной прагматике привел интерес к
практическим проблемам. Она была достигнута благодаря усилиям
не только американских прагматистов, но и английских утилита-
ристов, немецких трансценденталистов (кантианцев), русских
марксистов.
В течение ХХ в. прагматические науки стали достоя-
нием всего цивилизованного человечества, а не только отдельных
избранных наций.
Во-вторых, еще раз отметим, что нет абсолютно никаких осно-
ваний ставить под сомнение научный статус прагматических наук.
Их статус безупречен не менее чем статус, например, математики
и физики. Методологи экономической теории часто рассуждают
так, как будто им изначально известны очевидные критерии под-
линной научности (позитивность, описательность и т.д.). Но тако-
55
го рода критериев не существует. Подлинная задача методологи-
ческого анализа требует осознания спецификиэкономичес ой
науки, а не навязывания ей чуждых ее существу принципов.

1.14. о предмете экономики и философии экономики
В начале главы мы не стали задерживаться на определении
экономической науки по причине недостатка концептуальных
средств. Теперь они есть, а потому можно высказать ряд суждений
по поводу определения экономической науки или же, как часто
выражаются, ее предмета. При определении предмета экономики
действенен очень простой рецепт: возьмите лучшее руководство
по той или иной экономической науке, откройте оглавление и,
выбрав из него избранные места, представьте их как искомый
предмет. Недостаток этого рецепта состоит в его концептуальной
невыразительности. Он создает неверное представление, что ка-
ким-то неведомым образом, еще до развертывания потенциала
экономической науки известно, с чем именно суждено иметь дело
экономисту, причем безотносительно к его концептам. Но без них
нет экономической науки как таковой. Крайне существенно для
обсуждаемой темы, что экономическая наука начинается с эконо-
мических ценностей, а значит, и с прагматической истины, и с
прагматического метода. Экономическая ???z?,_наука — это система эко-
номических ценностей, придающая смысл поступкам людей. Речь
идет, конечно же, не обо всех поступках людей, а лишь о тех из
них, которые подвластны экономической науке. Смысл так назы-
ваемых политических поступков людей заключен не в экономике,
а в политологии. В приведенном выше определении экономиче-
ской науки при желании слова после запятой — «придающие
смысл поступкам людей» — можно опустить. Если речь идет о цен-
ностях, то значит, и о поступках людей. Вне поступков людей цен-
ностей нет. Разумеется, определение экономической науки может
быть более или менее пространным. Актуально, в частности, и та-
кое определение экономической науки: это наука, концептуальное
содержание которой составляют экономические ценности, кон-
цепция прагматической истины, прагматический метод и прин-
ципы эффективности и ответственности. Кажется, по поводу не-
обходимости придания определению экономической науки отчет-
ливого концептуально-теорет ческого содержания сказано
достаточно.
Отметим еще, что специфике экономической науки часто при-
даются несвойственные ей черты. Это характерно, например, для
60
сторонников ___так называемого экономического империализма и
методологического индивидуализма. «Я пришел к убеждению, — подчеркивает Г. Беккер, —что экономический подход является
всеобъемлющим, он применим ко всякому человеческому поведе-
нию…». «Главный смысл моих рассуждений заключается в том, что
человеческое поведение не следует разбивать на какие-то отдель-
ные отсеки, в одном из которых оно носит максимизирующий ха-
рактер, в другом —нет, в одном мотивируется стабильными пред-
почтениями, в другом неустойчивыми, в одном приводит к накоп-
лению оптимального объема информации, в другом не приводит»
[21, с. 29, 38]. Р. Хейлброне
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.