Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Этапы развития и размещения таможенных органов
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 02.09.2014.
Год: 2013.
Страниц: 20.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………...3
Глава 1. Становление системы таможенных
органов РФ………...5
1.1 Таможенные органы Российской
Империи……….5
1.2 Таможенные органы Советского
Союза………12
1.3 Таможенные органы Российской Федерации………17
Глава 2. Направления
развития таможенных органов России………..25
2.1 Экономическая эффективность
размещения таможенных органов…………25
2.2 Управление развитием таможенных органов
России на основе институционального
подхода………......29
Заключение……………….38
Список использованных
источников………...40
Введение
Таможенные органы России
в своей совокупности составляют единую систему таможенных
органов, в основе которой лежат системообразующие
факторы, придающие совокупности таможенных
органов РФ черты определенной целостности,
единства элементов. Все эти системообразующие
факторы в совокупности обуславливают
существование взаимных связей между
всеми элементами, входящими в состав
таможенных органов РФ. При наличии этих
факторов система проявляет свою целостность,
именно они обеспечивают данную совокупность
органов определяющим признаком - системы
органов, хотя их роль и значение для каждого
различны.
1. Функциональная общность
таможенных органов состоит в
том, что все они осуществляют
таможенное дело, проводят в жизнь единую таможенную политику. Между
таможенными органами различных уровней
есть существенные различия, что естественно,
учитывая характер и место, занимаемое
соответствующим таможенным органом в
единой системе. Однако функциональная
общность всех таможенных органов - один
из наиболее характерных признаков всей
таможенной системы.
2. Организационное взаимодействие и взаимосвязи таможенных
органов означает, что каждый орган взаимосвязан
с другими выше- и нижестоящими таможенными
органами и звеньями, что ни один из них
не функционирует сам по себе; только в
тесном взаимодействии с другими звеньями
он оказывается способным выполнять свои
функции и предоставленные законом полномочия.
3. Единство системы
таможенных органов обеспечивается
их задачами и целями, а так
же едиными организационными
принципами построения их деятельности.
4. Целостность таможенных
органов заключается в том, что каждый из
таможенных органов - это не автономная
единица, а неразрывная составная часть
целостного организма, которым является
система таможенных органов.
При этом важно принять
во внимание, что таможенную деятельность
характеризует чрезвычайная динамичность, что
оказывает немаловажное значение на формирование
и функционирование данной системы и ее
составных частей.
Практическая значимость
и степень научной новизны
темы работы определена актуальностью и заключается
в выявлении основных этапов развития
и размещения таможенных органов России;
исследовании актуальных практических
проблем, возникающих при управлении развитием
таможенных органов России на основе институционального
подхода.
Целью работы является
исследование основных этапов развития и размещения таможенных
органов.
Достижение указанной
цели обеспечивается решением ряда взаимосвязанных
задач:
- рассмотреть становление таможенных
органов со времен Древней Руси до нашего
времени;
- изучить основные
этапы исторического развития таможенных органов России;
- изучить влияние экономической
эффективности размещения таможенных органов на общую
эффективность таможенного дела;
- определить практические аспекты применения управления
развитием таможенных органов России
на основе институционального подхода.
Объектом исследования
является становление таможенных органов России.
Предметом исследования
является развитие и размещение таможенных органов
России.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованных источников.
Глава 1. Становление
системы таможенных органов РФ
1.1 Таможенные
органы Российской Империи
Появление мытниц связано
с ростом городов, где развивалось
ремесло и торговля. Быстро росли
города в Киевской Руси. В XI в. было 89 городов, а в XII в. их стало 224.
Естественно, что не в каждом городе была мытница. Но пошлинные обрядности
выполнялись во многих населенных
пунктах.
Мытные заставы
учреждались в первую очередь
для пополнения доходов путем сбора пошлин с
торговых людей и тех, кто пересекал границы государства или частных владений, земель
великих и удельных князей.
Развитие мытных застав,
а в последующем таможен было
тесно связано с расширением территории
Российского государства. Если на Западе страны они появились в XI в., то на Востоке
— в конце XVI — начале XVII в. К середине XVIII в. в России
имелось более 50 морских и пограничных таможенных учреждений
по сбору пошлин и около 10 на путях перемещения
товаров по сухопутью внутри страны. Они
открывались и закрывались по мере
необходимости, за исключением тех, которые
находились в крупных портах и городах
с активной торговлей [19].
Кандалакшская таможня. Одной из мытных застав, начавших
свою деятельность в раннем Средневековье,
является Кандалакшская. Упоминание о
Кандалакше относится к IX в. По письменным
источникам давность сбора пошлин можно
судить по дате принятия боярского приговора
«О сборе с Кольских промышленников за
десятину рыбы и сала подати, а с иноземцев
таможенной пошлины ефимками и об оплате
оной в Кольскую таможню, а не в Приказ
Большой Казны».
Государственными
доходами и регистрацией товаров, провозимых
на продажу, занимались волостные отделения
в Ковде, Порье-Губе и Керети.
Новгородская мытная
застава. Начало осуществления пошлинных формальностей
в Новгороде, по свидетельству исторических
источников, относится к первой половине
XII — второй половине XIII в., а по другим
источникам — к IX—X вв.
В начале XII в. местонахождением мытников (сборщиков пошлин) был
первый этаж сохранившейся до сегодняшнего
дня церкви Св. Иоанна на Опоках, основанной князем Всеволодом
Метиславичем (1127 — ИЗО).
Самыми ранними из
известных документов о сборе
пошлин в Новгороде являются «Рукописание
князя Всеволода» (первая половина XII в.), «Устав о мостах князя Ярослава»
(1260-е гг.), «Устав Великого князя Всеволода
о церковных судах, людях и мерилах торговых»
(вторая половина XIII в.).
Важные сведения
сохранились в Новгородской таможенной
книге (1606-1609).
Из новгородских писцовых
книг известно, что в начале XVI в. в устье Охты находилось небольшое,
населенное «непашенными людьми» село,
которое в 1521 г. упоминается как торговое
поселение. Новгородский таможенный
пост был установлен в 1615 г. в Невском устье.
Новгородская таможня
была ликвидирована в ходе таможенной реформы
в середине XVIII в.
Брянские мытные заставы. Брянск был построен в урочище Чашин
Курган при впадении Болвы в Десну. Город являлся ответвлением
торгового пути «из варяг в греки», связывавшего
Скандинавию и Прибалтику с Ближним Востоком
и Византией, и соединял Волжскую Булгарию
и Северо-Восточную Русь.
Документальное упоминание о таможенной
службе в Брянске относится к 1136 г. В Уставной грамоте
князя Ростислава Смоленского упоминается два населенных пункта Брянщины,
производивших пошлинные сборы. «В Пацыни
дани 30 гривен, а ис того епископу три гривны,
а гостиной дани неведомо, а что
ся сойдешь, из того Святой Богородице
и епископу десятина».
Древние населения
Пацьшь и Оболва располагались на
границе Смоленской и Чернигово-Северской
земель. В Рогнединском районе сохранилось
село с названием Пацьшь, а на месте Оболвы
стоит современный поселок Любаха в Дятьковском районе Брянской
области.
Выборгская мытная изба. Возникновение города Выборга относится
к XI столетию. До 1293 г. город
входил в состав земель Великого Новгорода.
При торговле Выборга с немцами и шведами использовалась
система пошлин Древнерусского государства.
После захвата Выборга шведами на город
с 1293 по 1710 г. распространялись таможенные
правила Шведского государства.
Лишь в 1710
г. в ходе Северной войны Выборг вновь вошел в состав Российского государства. В 1724 г. в Выборге
была учреждена российская таможня.
Псковская мытная изба. Псковская мытница была создана ранее X в. Документальные
свидетельства о ее деятельности ученые
относят к середине XVI в. Доказательством
этому является Псковская таможенная
грамота 1550 г.
По мнению
исследователей, после упразднения
Псковской республики (1510) таможня находилась вблизи церкви
Покрова на торгу. Таможенная изба представляла
собой помещение с девятью стеклянными
окнами и дощатыми сенями. В ней
«хранилось 25 коробов с государевыми таможенными
книгами, да ларчик окован с книгами железный,
да сундук большой окован, где кладут
государеву казну, а у него два замка висучих» («Ученые записки»).
В Пскове насчитывалось 1478 торговых помещений, гостиный двор, лавки,
клети, амбары, чуланы.
Псков по размерам собираемых
таможенных пошлин занимал второе место
после Москвы.
Таможня была ликвидирована
во второй половине XVIII в.
Тверская таможенная
застава. Первое летописное упоминание о Тверской
таможне относится к началу XIV в., но наибольшего расцвета
она достигла в период правления Ивана
IV.
Материалы о структуре
торговли, пошлинах, порядке осуществления таможенного досмотра и других
процедурах таможенного дела в XVI в. содержатся в таможенных книгах и в иностранных
источниках. В частности, в книге Флетчера «О государстве
Русском», вышедшей в 1591 г., говорится:
«...а после Москвы добротно осматривают
в Твери, а в Торжке подавно. А по мыте возмут
по 2, а то и все 3 денег с воза... И то все
посмотрют и походют, а уж голова строг,
в особенности в Твери, и только прав...
А если много посуды отнимут, так и знай
и яви ее сразу без хлопот излишних».
Общий надзор за таможней
осуществлял тверской воевода. Он выбирал и назначал таможенников и
осуществлял контроль за сбором пошлин
без права вмешательства в финансовые
дела.
Ивановская таможня. На территории Ивановского края в начале
XV в. строятся города Кинешма, Плес, Шуя,
Лух. Эти города-крепости охраняли подступы
к Москве.
В 1410 г. начали «рубати град Плесо»
— крепость для контроля продвижения судов по реке Волге и осуществления
таможенных сборов.
Доказательством
таможенного сбора — мыта —
на границе Суздальско-Нижегородского княжества
является село Мыт в современном Верхнеландеховском районе Ивановской области.
Мурманская таможня. По утверждениям авторов
письменных источников, таможенное дело
в Мурманске заявило о себе в 1582 г. Открытие таможни связано
с деятельностью Кольского воеводы
Аверия Ивановича Палицьша, который ввел
таможенный сбор, открыл гостиный двор
и установил торговые весы.
Более полные сведения о
Мурманской таможне сохранились
в документах конца XVII столетия.
Подробно исследовал
зарождение таможенного дела в Мурманске
В. В. Головин. Опираясь на обширные литературные источники, он пришел к выводу, что
поморы активно осуществляли торговые
операции со странами Скандинавии,
а через Северный морской путь — с городами
Сибири. Торговля на Кольском
Севере проводилась в Коле и Варогузе
под контролем таможенной службы.
По мнению В. В. Головина, в XVII
в. произошло заметное усиление государственного вмешательства в сферу
внешнеэкономических отношений путем
усиления таможенного контроля. Государство
взяло на себя функции регулирования внешней
торговли, запрещая вывоз многих товаров, и установило правила
торговли. Так, в связи с развитием торговли
в Архангельске на Мурманске была
разрешена продажа иностранных товаров
только местного производства.
Тюменская таможня. В 1600— 1603 гг. была открыта Тюменская
таможня.
Она осуществляла финансовый контроль со стороны
государства за торговой деятельностью,
собирая пошлины для пополнения государственной
казны.
Особую категорию
таможенных сборов составляли многочисленные
и очень разнообразные проезжие пошлины.
В Тюмени была построена таможенная изба, которая являлась составной
частью гостиного двора.
В 1624 г. в тюменском
гостином дворе было три избы: изба
таможенная, другая гостиная и старая
гостиная, 24 лавки торговых.
Тюменская таможня
имела на проезжих дорогах и на
сухопутных реках в селах уезда таможенные заставы.
Костомукшская таможня. Предположительно торговля на территории
Карелии начала развиваться в начале XIV
в. Однако упоминание о таможенных обрядностях
относится лишь к концу XVI — началу
XVII в. Письменные источники свидетельствуют,
что в Северной Карелии в 1736 г. имелось
две таможни: Вокнаволокская и Кемская.
Великолужская таможня. Первое упоминание о таможенной избе
в Великих Луках относится к 1657 г. К этому
времени Великие Луки являлись важным
стратегическим и торговым центром на
западной границе Российского государства.
Город стоял на реке Ловать, служащей важным
звеном на торговом пути «из варяг в греки».
Великие Луки, по оценке историков, были
«оплечьем» Великого Новгорода, их величали
«предсердием» Москвы. В Великих Луках
была построена речная пристань. От нее
по рекам и озерам пролегал путь в Петербург.
Город торговал с Невелем,
Торопцом, Псковом, Новгородом, Смоленском,
Тифином, Москвой, Ригой и другими
городами. Активно осуществлялась торговля
с Польшей. Важнейшими товарами были хлеб, соль, мясо,
сало, рыба, мед, воск, кожа, обувь и некоторые
другие.
Значительное развитие
таможня получила в начале XVIII в.
Вологодская таможня. Первые сведения о Вологодской
таможне появились в 1630-е гг. Из таможенных
книг известно, что она подчинялась Новгородской
четверти, а не Поместному приказу. Таможня
просуществовала до середины XVIII в.
Печорская таможня. По указу Ивана III «О торговле солью,
воском и другими товарами с веса» в 1498 г. в Ивангороде
была создана таможня, установлены весы
и осуществлялись торговые сделки,
которые приносили доход государству.
Ивангород был крупной
перевалочной базой в русско-немецкой
торговле. Иностранцы ввозили в Россию оружие и
цветные металлы, а вывозили воск, лен,
коноплю, рыбий и животный жир, масло, сало.
Ивангород был первым
русским портом на Балтийском море
и играл роль крепости для защиты
от нападений со стороны датчан, литовцев, шведов и поляков.
В соответствии
со Столбовским миром в 1613 г. Ивангород
был присоединен к Швеции.
Печорская таможня была открыта на торговом
пути из России в Ливонию вблизи от крепостных
стен Печорского монастыря в деревне Пачковка
в 60-е годы XVII в.
В последующие
годы Печорская таможня преобразуется
в таможенную заставу Псковской таможни.
Она просуществовала до 1757 г. и была упразднена как внутренняя таможня.
Центром русско-скандинавской
торговли в XV в. стал приграничный Ивангород.
Архангельская таможня. Упоминание о таможенных
сборах в Архангельске относится к концу
XVI в.
К 20-м годам XVIII в. в связи со
строительством и развитием Санкт-Петербургского порта внешнеторговое
направление России переместилось в Балтийский
регион. За этим последовало снижение
торговли в Архангельске, а в 1728 г., чтобы
упорядочить сбор пошлин, внутреннюю таможню объединили. Внешнеторговая
деятельность Архангельского порта ограничивалась
портами Поморья и Сибири. Лишь во второй
половине XVIII в. ограничения с Архангельского
порта были сняты. А в 1764 г. были утверждены
новые штаты Архангельской таможни. В
ее состав входили 4 заставы: Новодвинская,
Кольская, Мезенская, Онежская [14].
В последующее
десятилетие работа Архангельской
таможни достигла значительных успехов. Таможенный
сбор в Архангельске за период с 1760 го 1790 г. возрос с 120 тыс. до 350 тыс. руб.
В целом же доля беломорской внешней торговли
в общероссийской значительно понизилась:
с 14 % в 70-е годы до 5—6 % - в 80—90-е годы XVIII
в., к концу XIX в. оборот таможни составил менее
1 % общероссийского. Это было связано с
переносом столицы Российского государства
во вновь созданный Санкт-Петербург. В
1703 г. в Санкт-Петербурге была создана
первая таможня.
1.2 Таможенные
органы Советского Союза
Первая мировая война
ввела страну в экономический
кризис. О провозе товаров через
границы не могло быть и речи, так как на 75% европейские, западные,
северные и южные границы были охвачены
военными событиями. Деятельность таможенных
органов была парализована. Революционные
события 1917 года вызвали расслоение в
среде таможенных чиновников. Этому способствовало
бедственное положение служащих, эвакуированных
из западных таможен и оставленных без
помощи Временным правительством. С принятием
декрета о мире, Советское правительство
сразу провозгласило курс на сосуществование
рабоче-крестьянског государства с капиталистическими
странами. Но на случай возможной интервенции
иностранных государств Военно-революционный
комитет на третий день революции принял
временные меры по закрытию границ республики.
Затем последовали неотложные мероприятия
по защите советской власти от проникновения
в страну «всякого рода имущества, могущего
повредить интересам молодого государства
и по охране национального достояния от
разбазаривания устремившимися за границу
эксплуататорами».
29 декабря 1917 года В.И.
Ленин подписал декрет СНК
«О разрешениях на ввоз и вывоз товаров», согласно
которому в деятельности таможенных органов
первостепенное значение стали иметь
контрольные функции за провозом товаров
[17]. Разрешения на ввоз и вывоз товаров
стали выдаваться исключительно отделом
внешней торговли и промышленности, вывоз
и ввоз товаров без таковых разрушений
признавался контрабандой. Данный декрет
ставил перед таможенными органами задачу
борьбы с контрабандой, которая впервые
признавалась опасным преступлением.
29 мая 1918 года Ленин
подписал декрет «О разграничении прав центральной
и местных властей по собиранию пошлин
и регулированию деятельности местных
таможенных учреждений». В преамбуле декрета
говорилось, что в интересах точного разграничения
прав центральной и местных советских
властей по собиранию пошлин, а также регулирования
деятельности местных таможенных учреждений
СНК РСФСР постановил, что обложения таможенной
пошлиной с другими сборами товаров, провозимых
через границу, принадлежит исключительно
центральной государственной власти [12].
Таможенные учреждения являются органами
центральной Советской власти и управляются
непосредственно Комиссариатом финансов
по департаменту таможенных сборов. Никакие
гражданские и военные власти, а равно
профессиональные организации не имеют
права вмешиваться в черте действия таможен
в распоряжения, вытекающие их хода таможенного
дела. Напротив, все власти оказывают полную
поддержку законным требованиям таможенных
учреждений.
В декрете 29 мая 1918 года регламентировались
взаимоотношения таможенных учреждений
и местных органов. Областные
и местные Советы депутатов имели
право надзора за деятельностью
таможенных учреждений, не вмешиваясь
при этом в технически распорядительную
и административную часть таможенных работ.
Данный декрет обязывал таможенные органы
руководствоваться в работе всеми действующими
положениями о национализации внешней
торговли, допускал применение процедурных
норм, впредь до пересмотра царского таможенного
устава, касающихся традиционных операций
досмотра, начисления пошлин, выпуска
грузов. По своему существу декрет был
актом создания советских таможенных
учреждений. 29 июня 1918 года был подписан
декрет, по которому Департамент таможенных
сборов переименовался в Главное управление
таможенного контроля при наркомате торговли
и промышленности: отныне не только по
существу, но и по форме контроль за всем
провозимым имуществом через границу,
а не сборы стали, стал главным в работе
таможен.
Декрет СНК от 31 марта
1922 года касался организационных вопросов
таможенной системы. Этим декретом было
утверждено временное положение о местных
таможенных учреждениях, согласно которому
НКВТ и НКФ согласовывают перечень таможенных
округов, начальники которых подчинены
исключительно НКВТ. Руководимые Главным
Таможенным управлением таможенные учреждения
подразделялись на таможни первого, второго
и третьего разрядов и таможенные посты.
14 декабря 1924 года был
утвержден Таможенный Устав СССР.
Данным уставом устанавливалось,
что управление таможенных делом в СССР принадлежит
Наркомату внешней торговли через входящее
в его состав Главное таможенное управление
и иные учреждения и через состоявший
при НКВП Таможенно-тарифный комитет.
Кроме того, в союзных республиках непосредственное
наблюдение за деятельностью таможенных
учреждений возлагалось на уполномоченных
НКВТ при СНК союзных республик, которые
могут быть вносить представления об учреждении
распоряжением НКВТ отделений Главного
таможенного управления в союзных республиках.
Главное таможенное управление имело
задачами выработку всех таможенных мероприятий
общего характера, инструкций и разъяснений
к ним, а также организацию и руководство
борьбой с контрабандой на всей территории
СССР. Таможенно-тарифный комитет разрабатывал
проект об установлении новых и изменении
существующих ставок таможенных сборов,
пошлин, списков запрещенных к ввозу и
вывозу товаров, внося эти вопросы на утверждение
непосредственно в СНК, а рассматривая
споры, имеющие отношение к таможенно-тарифному
делу, свои постановления таможенно-тарифный
комитет передавая на утверждение в НКВТ.
В непосредственном подчинении
Главного таможенного управления состояли
районные таможенные инспекторы, местонахождение
которых устанавливал НКВТ по согласованию
с СНК союзных республик на территории которых они действовали.
Инспекторы осуществляли общее руководство
деятельностью таможенных учреждений
своего района, контролировали исполнения
таможенными учреждениями постановлений,
инструкций и распоряжений, касающихся
монополии внешней торговли, расследовали
жалобы на неправильные действия сотрудников
таможен, обладая правом устранения виновных
от должности. Непосредственно осуществление
таможенных операций по досмотру перемещаемого
через границу имущества, начислению пошлин,
документированию и принятию мер в связи
с таможенными нарушениями и контрабандой
производили таможни первого, второго
и третьего разрядов.
Таможни первого разряда
учреждались при железнодорожных
станциях и в портах с большим
грузооборотом, второго разряда
— в небольших портах на реках и озерах, а также
на шоссейных дорогах. Как филиалы таможен
могли создаваться в других пунктах таможенные
посты. Открытия и упразднение таможенных
учреждений, изменение мест их нахождения,
отнесшие таможни к тому или иному разряду,
переименование постов в таможни и таможен
в посты производился НКВТ. Порядок приема
на службу служащих Главного таможенного
управления и его местных органов определялся
Кодексом законов о труде. Четко таможенный
устав определял запреты в действиях таможенных
служащих, которые не должны участвовать
в организациях, выполняющих работу по
погрузке. разгрузке, приему и подготовке
к досмотру импортных экспортных грузов,
пассажирского багажа и почтовых посылок,
принимать на себя доверенности или поручения
по таможенным делам посторонних лиц,
покупать товары на таможенных аукционах
[10].
Во время Великой
Отечественной войны деятельность
многих таможен была прекращена или
прервана. На севере напряженно продолжали
работу Муромская и Архангельская
таможни. На Каспийском море и по сухопутной границе, не являющейся
зоной военных действий — от Черного моря
до Тихого океана, активно работали таможни,
пропускавшие внешнеторговые грузы, осуществлявшие
контрольно-инспекто ские функции, оперативную
работу и борьбу с контрабандой.
После Великой Отечественной войны работа
советских таможен была подчинена главной
задаче — восстановление народного хозяйства.
В 1964 году был принят Таможенный
кодекс СССР, который подтвердил, что
управление таможенным делом в СССР
относится к ведению Министерства внешней торговли и осуществляется
через входящее в его состав Главное Таможенное
управление. Таможенные учреждения стали
осуществлять контроль за соблюдением
государственной монополии внешней торговли
и совершать таможенные операции, вести
борьбу с нарушениями таможенных правил
и контрабандой.
К ведению Главного таможенного
управления относилось управление местными
таможенными учреждениями, давало им
руководящие указания и контроль
за выполнением местными таможенными
учреждениями законодательства и правил по таможенному делу, разрабатывает
вопросы таможенной политики; участвовало
в разработке проектов международных
соглашений в части, касающейся таможенного
дела, подготавливало проекты таможенных
тарифов и решение вопросов, связанных
с применением таможенных тарифов: рассматривало
жалобы на решения таможен и действия
должностных лиц таможенных учреждений,
а также проверка в порядке надзора местных
таможенных учреждений.
По кодексу 1964 года местными
таможенными учреждениями являлись
таможни и подчиненным им таможенные посты. Сведения, реорганизация
и ликвидация таможен и таможенных постов
производилась Министерством внешней
торговли [9].
Важной правовой основой
для деятельности таможенных учреждений
СССР явился принятый 24 ноября 1982 г. закон
«О государственной границе СССР». Этот закон
неоднократно подчеркивал роль таможенных
учреждений и закрепил их участие и взаимодействие
с пограничными войсками в охране границы.
Реформой таможенного
дела в СССР явилось создание в 1986
году Главного управления государственного таможенного контроля.
Оно учреждалось как самостоятельный
орган государственного управления и
приобрело статус союзного ведомства.
Основными структурными
единицами ГУГТК являлись управление
и отделы. Компетенция управлений
носила комплексный характер и полномочия одного управления
тесно переплетались с полномочиями других.
Что касается местных
таможенных учреждений, то таможни
и таможенные посты по их дислокации
можно было разделить на пограничные
и внутренние. По специфике характера
деятельности местные таможенные учреждения можно
было подразделить на сухопутные, воздушные,
морские (речные).
Увеличение числа международных
перевозок и рост объема международного
пассажирского сообщения обусловил
в 1987-1990 гг. значительный рост количества
местных таможенных учреждений.
1.3 Таможенные
органы Российской Федерации
Обретение суверенитета,
повлекшее за собой экономические
преобразования, принципиально изменило
место и роль таможенных органов в системе государственного управления
РФ.
В решении задач создания таможенной службы Российской
Федерации важную роль сыграли реализация
программы модернизации таможенных органов,
осуществленная в период с 1986 по 1991 г.,
разработка перспективных стратегических
направлений, превращение таможни в государственный
орган, предназначенный для решения экономических
и финансовых задач, развитие внешнеэкономической
деятельности страны и установление взаимодействия
с зарубежными службами по борьбе с контрабандой
и наркобизнесом.
Являясь правопреемником таможенного органа
СССР, ГТК России продолжил контакты с
Советом таможенного сотрудничества,
Комиссией Европейских сообществ (с 1 ноября
1993 г. Комиссия Европейского союза) и таможенными
органами стран Запада. Обмен делегациями, участие в совместном обсуждении
актуальных вопросов таможенного дела
на конференциях и совещаниях способствовали
присоединению России к ряду международных
конвенций и договоров по таможенным вопросам.
В ходе дальнейшего
совершенствования таможенной инфраструктуры удалось в течение года выставить
таможенные посты на границах со странами Балтии, через которые проходило
до 70 % внешнеторговых грузов. В 1992 —1993
гг. были созданы пункты таможенного досмотра
на границах с Украиной, Азербайджаном,
Грузией.
В соответствии
с решением Правительства РФ, с учетом новых задач, стоящих перед ГТК России, пересмотрена
структура центрального аппарата и подчиненных ему управлений.
В комитет вошли: Главный научный информационно-вычисли ельный
центр, Российская таможенная академия
с Институтом повышения квалификации
и переподготовки работников таможенных
учреждений, Центральная таможенная лаборатория
и ряд государственных предприятий.
Принимались
меры по совершенствованию структуры
и руководства таможенной системой.
В 1992 —1993 гт. были созданы Северо-Западное, Калининградское, Дальневосточное, Северо-Кавказское,
Западно-Сибирское, Уральское, Поволжское,
Московское, Западное, Татарское, Дагестанское,
Восточно-Сибирское управления. На январь
1994 г. в таможенной системе насчитывалось
127 таможен, 413 таможенных постов и 30 тыс.
таможенников.
На основе
перспективного прогнозирования и
всестороннего технико-экономического обоснования
намечено строительство новых таможен
и таможенных постов. При этом учитывались
социальные аспекты, создание соответствующих условий быта и труда
таможенников.
В 1994 г. сделан очередной
шаг по расширению Российской таможенной академии, созданы ее
филиалы в Санкт-Петербурге и Владивостоке. Успешно готовили таможенные кадры региональные
курсы.
В день третьей
годовщины таможенной службы России Указом Президента Российской Федерации от 25 октября
1994 г. № 2014 было утверждено Положение о Государственном
таможенном комитете Российской Федерации.
С принятием этого документа завершился
первый этап становления таможенного
ведомства Российского государства. В
Положении получили дальнейшее развитие
статьи Таможенного кодекса, Закона РФ
«О таможенном тарифе» и другие законодательные
документы.
В 1994 г. в таможенной
службе России имелось 15 региональных таможенных управлений, 143 таможни и 485
таможенных постов. В 1994 г. были дополнительно
созданы 3 специализированных таможенных
управления, 17 таможен и 67 таможенных постов.
На новых
границах России созданы 32 таможни, обустроены
и действовали 102 автомобильных и 49 железнодорожных
пунктов пропуска.
Программа создания целостной
сети таможенных органов на территории
России была выполнена [13].
2004 г. - год
преобразования ГТК России в
Федеральную таможенную службу. Эта реорганизация
осуществлена в рамках совершенствования управления государственных органов
страны.
В соответствии с Указом
Президента Российской Федерации от
9 марта 2004 г. № 914 «О системе и
структуре федеральных органов исполнительной
власти» Государственный таможенный комитет
преобразован в Федеральную таможенную службу, находящуюся
в введении Министерства экономического
развития и торговли Российской Федерации.
В связи с этим изменяется статус
и компетенция службы. ФТС не будет осуще и т.д.................