Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Роль философии в обществе. Ее функции
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 02.09.2014.
Год: 2014.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Роль философии в обществе.
Ее функции………..3
Основные функции философии:
мировоззренческая и методологическая………………..6
Основной вопрос философии……….12
Характеристика материалистического
и идеалистического направления в философии……………….14
Список литературы……………..21
Роль философии в обществе.
Ее функции.
Философия — дисциплина, изучающая наиболее
общие существенные характеристики и
фундаментальные принципы реальности
(бытия) и познания, бытия человека, отношения
человека и мира.
Развитие цивилизации на исходе
XX века демонстрирует возрастание динамики
жизни, что проявляется в глубинных и крайне
противоречивых переменах во всех областях
политики, экономики, культуры. В этой
ситуации проблемы мировоззренческой
ориентации человека, осознание им своего
места и роли в обществе, ответственности
за свои поступки становятся приоритетными.
В формировании мировоззренческой
культуры человека философия всегда играла
особую роль, связанную с ее опытом критического
размышления над важнейшими ценностями
и жизненными ориентациями. Она брала
на себя функцию прояснения проблем бытия
человека, всякий раз ставя заново вопрос
о том, что такое человек и каково его место
в мире, как следует жить, на что ориентироваться.
Роль философии в обществе трудно
переоценить. Философия является фундаментом
культуры, пронизывая и одновременно синтезируя
разнообразные отрасли познания и практики.
Все проблемы философия черпает из самой
жизни, все они — отражение реального
бытия. Решение этих проблем помогает
человеку осмыслить окружающий его мир,
осознать свое собственное Я. понять свое
жизненное предназначение и осуществить
полноценную самореализацию на всех этапах
жизненного пути.
Функции философии — основные направления
применения философии, через которые реализуются
ее цели, задачи, назначение.
Принято выделять следующие функции философии:
• мировоззренческую;
• методологическую;
• мыслительно-теоретич скую;
• гносеологическую;
• критическую;
• аксиологическую;
• социальную;
• воспитательно-гумани арную;
• прогностическую
Мировоззренческая функция способствует
формированию целостности картины мира,
представлений об его устройстве, месте
человека в нем, принципов взаимодействия
с окружающим миром.
Методологическая функция заключается
в том, что философия вырабатывает основные
методы познания окружающей действительности.
Мыслительно-теорети еская
функция выражается в том, что философия учит
концептуально мыслить и теоретизировать
— предельно обобщать окружающую действительность,
создавать мыслительно-логическ е схемы,
системы окружающего мира.
Гносеологическая —
одна из основополагающих функций философии
— имеет целью правильное и достоверное
познание окружающей действительности
(то есть механизм познания).
Роль критической функции -
подвергать сомнению окружающий мир и
существующее знание, искать их новые
черты, качества, вскрывать противоречия.
Конечная задача данной функции — расширение
границ познания, разрушение догм, окостенелости
знания, его модернизация, увеличение
достоверности знания.
Аксиологическая функция философии
заключается в оценке вещей, явлений окружающего
мира с точки зрения различных ценностей
- морально-нравственных этических, социальных,
идеологических и др. Цель аксиологической
функции — быть "ситом", через которое
пропускать все нужное, ценное и полезное
и отбрасывать тормозящее и отжившее.
Аксиологическая функция особенно усиливается
в переломные периоды истории (начало
средних веков — поиск новых (теологических)
ценностей после крушения Рима; эпоха
Возрождения; Реформация; кризис капитализма
конца XIX — начала ХХ вв. и др.).
Социальная функция —
объяснить общество, причины его возникновения,
эволюцию, современное состояние, его
структуру, элементы, движущие силы; вскрыть
противоречия, указать пути их устранения
или смягчения, совершенствования общества.
Воспитательно-гуман тарная
функция философии состоит в том, чтобы культивировать
гуманистические ценности и идеалы, прививать
их человеку и обществу, способствовать
укреплению морали, помочь человеку адаптироваться
в окружающем мире и найти смысл жизни.
Прогностическая функция заключается
в том, чтобы на основании имеющихся философских
знаний об окружающем мире и человеке,
достижениях познания спрогнозировать
тенденции развития, будущее материи,
сознания, познавательных процессов, человека,
природы и общества.
2. Основные функции философии:
мировоззренческая и методологическая.
Мировоззренческая функция философии
считается одной из важнейших. В ней проявляется
способность философии выступать основой
мировоззрения, которое представляет
собой целостную устойчивую систему взглядов
о мире и закономерностях его существования,
о явлениях и процессах природы и общества,
имеющих значение для поддержания жизни
общества и человека. Мировоззрение личности
выступает в виде совокупности чувств,
знаний и убеждений. Особую роль в мировоззрении человека
играют представления о принципах, которые
определяют его отношения к миру, обществу
и самому себе.
Мировоззрение по своей форме может быть:
мифологическим
религиозным
философским.
Это зависит от того, на каком
основании оно базируется — на мифологических,
религиозных или философских представлениях.
Основу мифологического мировоззрения составляют
мифы, т. е. фантастические повествования
о мироустройстве и о месте человека в
системе мироздания. Такое мировоззрение
исходит из художественно-эмоцион льного
переживания мира или из общественных
иллюзий. Религиозное мировоззрение является
следующим этапом развития взглядов людей
на мир, в отличие от мифа, религия не смешивает земное и сакральное.
Обладатели такого мировоззрения полагают,
что творческая всемогущая сила — Бог
находится над природой и вне природы.
В центре любого религиозного мировоззрения
находятся представления о высших ценностях
и путях их обретения. Оно базируется на
не терпящей сомнения вере и ставит воззрения
человека в зависимость от религиозных
догматов. В отличие от него, философское
мировоззрение в состоянии основываться
на результатах познавательной и практической
деятельности людей. Важную роль в системе
современного философского мировоззрения
играют данные науки, синтезируемые в
представлениях о научной картине мира.
Нередко в современных условиях
в мировоззрении отдельных людей одновременно
сочетаются мифологические, религиозные
и научные представления. Эти представления
придают мировоззрениям конкретных людей
специфику.
В различающихся по форме и
по характеру мировоззрениях интеллектуальный
и эмоционально-психоло ический опыт
людей сочетается особым образом, по-разному
в них отражается мироощущение, мировосприятие
и миропонимание людей.
Мироощущение составляет эмоционально-психоло ическую
сторону мировоззрения. В нем находят
выражение ощущения, восприятия, переживания
людей.
В мировосприятии, основывающемся
на наглядных представлениях, мир предстает
в его реальности, образы которой опосредованы
сочетанием эмоционально-психоло ического
и познавательного опыта людей.
Миропонимание складывается
на основе мироощущения и мировосприятия.
На характер миропонимания по мере развития
науки все большее влияние оказывают добытые
ею знания. Значение миропонимания заключается
в том, что оно является основой формирования
потребностей и интересов человека, его
представлений о нормах и ценностях, а
значит и мотивов деятельности. Развитие
и совершенствование мироощущения, мировосприятия
и миропонимания приводит к повышению
качества содержания мировоззрения и
росту силы воздействия его на живую жизнь.
Как система взглядов мировоззрение
людей формируется на основе самых разных
знаний, но завершающий вид ему придает
философия, которая, как отмечалось ранее,
обобщает содержащиеся в нем установки
и вырабатывает предельно общие принципы,
как познания, понимания, так и преобразования
мира. В качестве фундамента мировоззрения
выступают сведения о нормативных образованиях,
опосредующих его направленность и придающих
ему действенность. Философия является
средством формирования и обоснования
содержания наиболее общих, основополагающих
и потому существенных нормативных образований
мировоззрения, опосредующих всю систему
жизнеобеспечения людей. В этом смысле
ее оправданно рассматривать как основу
мировоззрения, которую использует человек
в своих взаимодействиях с миром, и наделять
ее мировоззренческой функцией.
Методология - учение о принципах, методах
познания и преобразования мира. В каждой
науке используются свои методы познания.
В философии тоже формулируются свои методы
познания. В настоящее время философия
изучает различные формы и методы познания.
К ним следует отнести: анализ и синтез,
индукцию и дедукцию, гипотезу и теорию,
наблюдение и эксперимент, аналогию и
моделирование, историческое и логическое,
верификация и парадигма и ряд других.
Методологическая функция заключается
в обосновании необходимости общих принципов
и методов познания мира, в обосновании
учета общих принципов самоорганизации
и развития мира при изучении любых частных
объектов познания.
Методологические функции философии
выражают назначение философии как общеметодологическог
основания науки:
Эвристическая функция: предполагает содействие росту научного
знания, создание предпосылок для научных
открытий в контексте взаимодействия
философского и формально-логическог
методов, что приводит к интенсивному
и экстенсивному изменению философских
категорий и, как следствие, к рождению
нового знания, имеющего вид прогноза
(гипотезы). Необходимо, в этом смысле,
отметить, что нет ни одной естественнонаучной
теории, создание которой обошлось бы
без использования общефилософских представлений
о причинности, пространстве, времени
и т.п. Доказано, что теории в естественных
науках создаются на двойственном базисе
- на единстве эмпирического и внеэмпирического.
Роль внеэмпирического основания играет
философия. Другими словами, философские
представления играют конструирующую
роль. Общие философские понятия и принципы
проникают в естествознание через такие
философские отрасли как онтология, гносеология,
а также через регулятивные принципы самих
частных наук (к примеру, в физике, это
принципы наблюдаемости, простоты, соответствия).
Таким образом, гносеологические принципы
философии играют важную роль не только
в становлении теории, но и выполняют роль
регулятивов, определяющих процесс ее
дальнейшего функционирования.
Координирующая функция: предполагает координацию методов исследования
в процессе научного поиска. До XX века,
в науке отмечалось преобладание аналитического
метода. Что привело к необходимости строго
соблюдать соотношение: один предмет -
один метод. Однако в XX веке данное соотношение
было нарушено. В исследованиях одного
предмета используются уже несколько
методов и, напротив, в исследовании нескольких
предметов - один метод. Потребность в
координации методов исследований вызвана
не только усложнением традиционной для
аналитического метода картины "метод-предмет& uot;,
но и возникновением ряда негативных факторов,
связанных в частности с растущей специализацией
ученых.
В контексте координации методов научных
исследований становится актуальной задача
определения принципа соответствия применяемых
методов друг другу и общей цели исследования.
Дело в том, что у каждого метода есть свои
фиксированные теоретико-познавател ные
и логические возможности, создание же
комплекса методов позволяет расширить
возможности конкретных методов. При этом,
учитывая то, что все методы имеют различную
эффективность, устанавливается их иерархия
в контексте научного исследования. В
завершение, необходимо отметить, что
философский метод как способ успешного
решения научных задач не должен применяться
в отрыве от собственной методологии науки,
в отрыве от общенаучных и специальных
методов;
Интегрирующая функция: предполагает осуществление объединяющей
роли философского знания, определение
и устранение дезинтегрирующих факторов,
выявление недостающих звеньев научного
знания. Процесс формирования отдельных
научных дисциплин происходил путем ограничения
предмета конкретной науки от предметов
других наук. Однако это привело к разрушению
античной научной парадигмы, основным
измерением которой было единство научного
знания.
Интеграция наук была осуществлена при
помощи философского принципа единства
мира, в соответствии с которым целостность
природы обусловливает целостность знаний
о природе. Применение философского принципа
единства мира с целью интеграции естественнонаучного
знания привело к образованию трех типов
наук-интеграторов, осуществляющих "интеграцию
по методу": это "переходные&quo ; науки,
обладающие свойствами сразу нескольких
научных дисциплин и связывающие только
смежные научные дисциплины; "синтезирующие& uot;
науки, объединяющие ряд содержательно
далеких наук и "проблемные&quo ; науки,
возникающие для решения конкретной проблемы
и представляющие синтез целого ряда наук.
Необходимо отметить, что к "интеграции
по методу" относятся математический
и философский методы, применение которых
в контексте научных исследований дает
явления, определяемые понятиями "математизация
науки" и "философизация науки".
Логико-гносеологиче кая функция: предполагает
разработку самого философского метода,
его нормативных принципов; а также, логико-гносеологичес ое
обоснование понятийных и теоретических
структур научного познания, к примеру,
общенаучных методов: так, философия применяется
для развития системного подхода.