Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Иван Грозный. Реконструкция
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 02.09.2014.
Год: 2014.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Иван Грозный. Реконструкция.
Иван IV Васильевич Грозный (25.08.1530—18.03.
1584), великий князь Московский с 1533,
русский царь с 1547.
Иван Грозный был очень образованным
человеком, автором нескольких посланий.
Как отмечали его современники, царь был
«муж чудного рассуждения, в науке книжного
поучения доволен и многоречив зело».
И до конца дней своих Иван Васильевич
оставался знатоком Священного Писания
и прочей христианской литературы, прекрасным
писателем, великолепно владеющим как
высоким языком, так и простонародным,
«кусательным» стилем. Образчиками писательского
таланта Ивана Грозного являются его многочисленные
послания, авторство которых установлено
точно, и отдельные произведения, которые
Грозному приписываются предположительно,
— напр., «Послание против люторов» и стихотворный
«Канон ангелу грозному воеводе», в оригинале
подписанный именем Парфения Уродивого,
считающимся литературным псевдонимом
царя. Выдающимся произведением сер. XVI
в. являются его письма кн. А. М. Курбскому,
в которых царь сформулировал свои религиозные,
исторические и политические воззрения.
Послания Ивана Грозному А. М.
Курбскому не сохранились ни в автографах,
ни в современных им списках, хотя и были
известны современникам, нашли отражение
в подлинных документах XVI в. Послания
сохранились до нашего времени в рукописной
традиции XVII—XIX вв. и в нескольких редакциях.
В 1951 были найдены и опубликованы древнейшие
версии первых посланий Ивана Грозного.
В своих произведениях Иван Грозный
предстает как интереснейший писатель
и религиозно-философск й мыслитель, обладающий
оригинальным взглядом на окружающую
действительность. Особенно ярко эти взгляды
Ивана Васильевича выражены в его переписке
с кн. Андреем Курбским, бывшим участником
Избранной Рады, бежавшим из России от
царского гнева. Именно в этих посланиях
царь формулирует уже совершенно устойчивую
религиозно-мистичес ую концепцию царя
— Помазанника Божиего, облеченного Высшей
Благодатью на труды свои. Причем важно
отметить, что эта концепция появилась,
во-первых, еще до введения опричнины (первое
послание написано в 1564), и, во-вторых, стала
религиозно-мистичес им обоснованием
ее введения. И именно эти взгляды превратили
царя Ивана Васильевича в Ивана Грозного.
Второе послание Ивана Грозного Андрею
Курбскому.
Историко-юридически обоснованием
своих прав на царское звание и
самодержавное правление Иван Грозный
считал версию, изложенную в «Сказании
о князьях Владимирских» —
династия Рюриковичей происходит от
римского имп. Августа, а царские регалии
из Константинополя еще в XII в. получил
Владимир Мономах. Русский государь многократно
говорил об этом в своих посланиях монархам
иных держав, подчеркивая тем самым собственное
превосходство. И следует признать, что
усилиями Ивана IV эта версия становится
официальной генеалогией Рюриковичей.
Но главный аргумент в свою пользу
он находит все же в другом - в прямом Божием
волеизъявлении. «Сего убо православия
истиннаго Росийскаго царствия самодержавство
началось Божиим изволением почен от великаго
князя Владимира», — пишет царь в начале
Первого послания А. Курбскому, утверждая
тем самым принцип Божественного происхождения
государевой власти на Руси. О себе же
он говорит: «...Божиим изволением и прародителей
своих и родителей благословением, яко
же родихомся в царствии, тако и воспитахомся
и возрастохом и воцарихомся Божиим велением,
и прародителей своих и родителей благословением
свое взяхом, а чюжаго не восхотехом».
В дальнейшем, в своих аргументах
против Курбского, Иван Грозный главным
доказательством постоянно, в разных
вариациях, приводит одну и ту же незыблемую
для него истину — только он, Иван IV, является
истинным самодержцем Российским, ибо
так повелел Господь. Поэтому даже не он,
грешный человек, правит государством,
а сам Господь через него проливает на
Россию свою Благодать. Личность же Ивана
Грозного в таком мироощущении становится
единственным посредником между Господом
и русским народом, а то и всеми земными
народами. «Мы же, — пишет Иван Грозный,
— уповаем милостию Божиею, понеже доидохом
в меру возраста исполнения Христова,
и, кроме Божия милости и Пречистые Богородицы
и всех святых, от человек бо учения не
требуем, ниже подобно есть владети множеством
народа, и разума от них требовати».
Поэтому совершенно обоснованной,
с религиозно-мистическ х позиций, оказывается
убежденность Ивана Грозного в том, что
подданные его — это такие же рабы и холопы
его, как он сам раб и холоп Господний.
Более того, свою главную ответственность
перед Господом на Страшном Суде он видит
в одном — Господь спросит с него за то,
как он управлял своими рабами, смог ли
наставить их на путь истины: «Аз же убо
верую, о всех своих согрешениих вольных
и невольных суд прияти ми, яко рабу, и
не токмо о своих, но и подовластных дати
ми ответ, аще что моим несмотрением погрешится…
Сице убо аз верую неумытному Спасову
судищу. И от Божия всемогущия десницы
живым и мертвым возможно где укрытися?
Вся нага и отверста пред ним». И также
искренне верит Иван Васильевич в то, что,
ревностно исполняя Господнюю обязанность,
возложенную на него, он будет удостоен
спасения: «И не отчеваюся Создателева
милосердия, во еже спасену быти ми… Аще
бо и паче числа песка морскаго беззакония
моя, но надеюся на милость благоутробия
Божия: может пучиною милости Своея потопити
беззакония моя». Т. о., лишь Самого Господа
признает Иван Грозный над собой судьей,
и более никого.
С этой же точки зрения следует
оценивать позицию Ивана Грозного по отношению
к любым покушениям на его самодержавство.
Иван Грозный видел в подобного рода претензиях
своих приближенных только одно — покушения
на Самого Бога. «Тем же наипаче, противляяйся
власти, Богу противится!» — восклицает
он. И с недоумением вопрошает: «А се ли
тма, яко царю содержати царьство и владети,
рабом же рабская содержати повеленная?
Како же и самодержец наречется, аще не
сам строит?». «А Российское самодержавство
изначала сами владеют своими государствы,
а не боляре и вельможи!» — однозначно
заявляет он.
Поэтому любые попытки ограничения
власти самодержца — это уже предательство
веры, вероотступничество. «И вы... злобесным
своим хотением, выше меры желающе славы
и чести и богатства, и разорению християнскому
желающе быти!», — обвиняет царь Курбского
и всю Избранную Раду. А самого себя Иван
Грозный сравнивает со святыми, пострадавшими
от гонителей христианства: «Бесному подобляшеся,
колеблетеся и Божий суд восхищающе…
изложили есте, собацки осуждающе. И сего
ради, Богу проивни являющеся, како и святых
всех преподобных… И якова они бо от бесов
пострадаша, таковая аз же от вас пострадах».
Убежденность Ивана Грозного в
собственной богоизбранности настолько
велика, что воспринималась и многими
современниками. Когда в 1582 в Москве побывал
папский посланец, иезуит Антонио Поссевино,
он увидел эту уверенность царя: «Он считает
себя избранником Божиим, почти светочем,
которому предстоит озарить весь мир»,
— написал Поссевино об Иване Васильевиче.
Интересно, что в беседах с иезуитом царь
ни слова не сказал на эту тему.
Каким образом православный самодержавный
государь, Помазанник Божий, может исполнять
свои обязанности? В Первом послании Курбскому
Грозный сравнивает четыре формы служения
Господу — отшельничество, монашество,
священническую власть и царское правление.
Отшельничество, столь любезное последователям
Нила Сорского, Грозный уподобляет «агньцу,
непротивну никому же, или яко птице, иже
ни сеявшу, ни жнущу, ни в житницу собирающу».
«Во общем убо житии, — продолжает царь,
— аще и мира отрекшимся, но обаче строения
и попечения имеет, тако же наказание,
аще ли сего невнимателни будут, то общее
житие разорится». Священническая же власть
«требует зельнаго запрещения языком,
по благословней же вине, ярости, славы,
и чести, и украшения, и председания, еже
иноком неприлично». И, наконец — «царскому
же правлению — страха, и запрещения, и
обуздания, и конечнейшаго запрещения
по безумию злейших человек лукавых».
Главным оружием правителя объявляется
«страх». Стоит напомнить, что в православном
миросозерцании страх Божий напрямую
ассоциировался с одним из возможных путей
спасения. Иван Васильевич, созвучно иосифлянам,
избирает этот путь как единственно возможный.
Более того, русский царь превратил тезис
о страхе Божием в главное обоснование
всех своих последующих действий. В ответ
на очередное обвинение Курбского государь
приводит слова ап. Иуды (1, 22—23): «К одним
будьте милостивы, отличая их, других же
страхом спасайте, исторгая из огня». И
комментирует приведенные апостольские
слова: «Видиши ли, яко апостол страхом
повелевает спасати? Тако же и во благочестивых
царех и временах много обрящеши злейшее
мучение».
Т. о., страх Божий — это главное
и единственное средство спасения. Исполнителем
же воли Господа на земле может быть только
он, православный государь, Помазанник
Божий, Иван Васильевич: «Тщужеся со усердием
люди на истинну и на свет наставити, да
познают единаго истиннаго Бога, в Троице
славимаго, и от Бога данного им государя...».
По сути дела в этих словах выражена вся
программа действий Ивана Грозного —
страхом Божиим обратить людей к истине
и свету, а значит, спасти их души.
Русский царь вполне серьезно
считает, что он должен исполнять и мирские,
и духовные обязанности, ибо царская власть
объединяет их в одно целое и неразрывное.
Однако Иван Грозный не претендует на
исполнение обязанностей церковного первоиерарха.
Он понимал суть царской власти иначе,
можно сказать, более мистически — как
разновидность монашеского подвига.
Иван Грозный очень часто, в течение
всей жизни соотносил свою деятельность
с монашеским служением, выражал желание
принять постриг. В Послании в Кирилло-Белозерский
монастырь встречаем такие его слова:
«И мне мнится, окаянному, яко исполу есмь
чернец...». Вот это мироощущение — «исполу
есмь чернец…», т. е. «наполовину я уже
чернец...» — и определяло избранную Иваном
Грозным линию поведения в мирской жизни.
Монашеский подвиг исполнять
ведь можно тоже по-разному. Нил Сорский
видел его суть в «умной» молитве, Иосиф
Волоцкий — в строгом соблюдении устава.
Иван Грозный, судя по всему, пошел иным
путем, возродив на Руси идею древнего
аскетизма в том виде, как ее понимали
самые первые русские монахи — в виде
«истязания плоти».
Иван Васильевич принял для себя
как руководство к действию саму суть
«печерской идеологии» — для спасения
души нужно «истязать плоть». Более того,
идеал монашеской жизни он стремился распространить
на жизнь мирскую, собираясь решать мирские
проблемы методами монашеского подвижничества.
Создается впечатление, что Иван
Грозный внутренне уверился в том, что
он имеет полное и несомненное право относиться
к собственному государству и к собственному
народу, как к телу, которое необходимо
истязать, подвергать всяческим мучениям,
ибо только тогда откроются пути к вечному
блаженству. И только пройдя через страх
Божий в его самом непосредственном, телесном
выражении, Российское государство, ведомое
своим государем-иноком к «истине и свету»,
сможет построить на земле «Третий Рим».
В данном случае в источниках
есть подтверждения тому, что идея «истязания
плоти» была близка Грозному. Подчеркивая
свое отличие от простых монахов, Иван
Грозный писал: «...Ино убо же свою душу
спасти, ино же многими душами пещися».
И, развивая мысль о своем царско-монашеском
долге перед Господом заботиться о спасении
подданных, он выводит незыблемый для
себя принцип: «Обрящеши же много и во
отрекшихся мира наказания, аще и не смертию,
но зело тяжкая наказания. Колми же паче
во царствие подобает наказанию злодейственным
человеком быти». Следовательно, царская
власть должна наказывать злодеев намного
суровее, нежели монахи наказывают сами
себя в борьбе с искушениями.
В 1582, во время беседы с Иваном
Грозным, папский посол Антонио Поссевино,
доказывая преимущества католицизма,
сказал о том, что римские папы во имя христианской
веры проливали кровь. Русский царь, по
свидетельству Поссевино, так прокомментировал
его слова: «Ты, Антоний, говоришь, что
папы проливали кровь во имя Христа, это
хорошо. Ведь сказал Спаситель: “Не убойтесь
от убивающих тело, душу же не могущих
убити”».
Одно из обвинений, которое Иван
Грозный предъявил Курбскому, состояло
в том, что опальный воевода испугался
претерпеть телесную муку от руки царя.
Для царя очевидно — спасая свою жизнь,
свое тело, Курбский предал дьяволу бессмертную
душу: «Почто, о княже, аще мнишися благочестие
имети, единородную свою душу отвергл
еси? Что же даси на ней измену в день Страшнаго
суда? Аще и весь мир приобрящеши, последи
смерть всяко восхитит тя: чесо ради на
теле душу предал еси, аще убоялся еси
смерти, по своих бесоизвыкших друзей
и назирателей ложному слову?» И продолжает:
«Ты же, тела ради, душу погубил свою еси,
и славы мимотекущия, нетленную славу
презрел еси, и на человека возъярився,
на Бога возстал еси».
Между прочим, вполне возможно,
что именно в этом компоненте мировосприятия
первого русского царя можно найти и одно
из объяснений разделения государства
на две части — земщину и опричнину. Земщина
представляет собой часть «плоти» единой
Русской земли, которую государь подверг
жесточайшему истязанию, дабы проучить
врагов Православия и поселить в их душах
страх Божий. Потому и войско опричное
изначально строилось по принципу военно-монашеского
ордена, главой которого является сам
царь, исполнявший обязанности игумена.
Ивану Грозному сообщают об измене Андрея
Курбского.
Лицевой летописный свод XVI в.
Т. о., жестокая борьба со своими
подданными, которую вел Иван Грозный
в годы опричнины, — это вовсе не плод
его больной воспаленной фантазии, не
следствие самодурства и нравственной
распущенности. Это — совершенно сознательная
борьба с изменниками Богу, с теми, кем
овладел бес, кто предал истинную веру.
Иван Грозный, карая измену, последовательно
и целенаправленно отсекал от «плоти»
Русского государства все греховное. И
недаром писал он: «Прогнанных же от нас
несть никого же, разве сами от православия
отторгошася. Избиенныя же и заточенныя
по своим винам, яко же выше рехом, по тому
тако и прияша». Наказанные же за измену,
настолько виновны, что достойны лишь
одного — прямым путем отправиться в ад,
ибо спасения их душ Господь не допустит:
«Убиенных же по своим изменам у престола
Владычня предстояти како возможно есть,
паче же человеком неведомо».
Уже в 1564, в Первом послании Курбскому
Иван Грозный сформулировал собственную
концепцию «богоизбранного инока-самодержца».
Уже существовавшие в России представления
о роли и значении государя он довел до
абсолюта, считая, что царь обязан сосредоточивать
в своих руках не только политическую
власть, но и быть религиозно-духовным
лидером общества. Иначе говоря, царскую
власть Иван Грозный рассматривал как
форму религиозного служения. Причем он
придавал своему пониманию царской власти
общегосударственное значение, — Первое
послание Андрею Курбскому рассылалось
по всем городам, как официальный государственный
документ. Следовательно, оно предназначалось
не столько опальному воеводе, сколько
всему русскому народу.
Впрочем, эта концепция так и не
была в полной мере реализована на практике,
ибо ее пагубность ярко проявилась в годы
опричнины. И, как известно, опричнина
была отменена. Со временем Иван Васильевич
и сам признал беззаконность казней, совершенных
по его приказу в те времена. Свидетельством
тому — «Синодик опальных царя Ивана Грозного»,
составленный в н. 80-х. В этот «Синодик»
по личному распоряжению царя включили
4 тыс. имен казненных — для поминовения
во всех монастырях. Следовательно, в конце
жизни царь не только замаливал собственные
грехи, но и п и т.д.................