Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Религия древних греков и римлян

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 02.09.2014. Год: 2014. Страниц: 7. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ





ВВЕДЕНИЕ


Религиозные представления разных народов мира всегда представляли интерес для исследователей разных эпох. Особенно привлекает внимание удивительная религия древних греков, оказавшая влияние на развитие всей мировой культуры и выросшая на ее основе религия древнеримская.
Для древнегреческих религиозных представлений характерен развернутый пантеон богов, олицетворявших явления природы и различные отношения между людьми. Мир непознанного отражался в мифических воззрениях людей.
Римская религия возникла позже древнегреческой и на ее основе. Изучая здесь пантеон богов, можно найти много аналогов с богами Древней Греции. Однако, не смотря на это, для римской религии также свойственна и некоторая самобытность и специфика.
Итак, целью данного исследования становится анализ религиозных представлений древних греков и римлян.
Задачи:
    Изучить литературу по теме исследования;
    Рассмотреть особенности древнегреческой религии;
    Сравнить религиозные представления древних римлян с представлениями древних греков и выявить специфику древнеримской религии.


    Религия древних греков



Древние греки представляются нам энергичным и деятельным народом, который не боялся познавать реальный мир, населенный существами, враждебными человеку и вселявшими в него страх.
Ища защиту от страшных сил стихии греки, как и все древние народы, прошли стадию фетишизма – веры в одушевленность мертвой природы (дерева, камней, металла), который сохранился в поклонении статуям, изображавшим многочисленных богов. Однако греки достаточно рано перешли к антропоморфизму1 и создали богов по подобию и образу людей, наделив их при этом непреходящими и непременными качествами – умением принимать любой образ, красотой и бессмертием. Древнегреческие боги - во всем подобны людям: великодушны, добры и милостивы, но в тот же момент коварны и мстительны. Жизнь человека неизбежно заканчивалась смертью, боги же - бессмертны и не было границ в исполнении их желаний. Выше богов была только судьба – Мойры – или предопределение, которое изменить никто из них не мог. Таким образом, даже в участи бессмертных богов греки видели их сходство с судьбой смертного человека2.
Боги и герои греческой мифологии были живыми, полнокровными существами, общавшимися со смертными, вступившими в любовные союзы с ними и помогавшие своим избранникам и любимцам. Древние греки усматривали в богах существа, обладавшие всеми, свойственными человеку качествами, проявлявшимися в более возвышенном и грандиозном виде. Безусловно, это позволяло грекам лучше понять через богов себя, осмыслить собственные поступки и намеренья, оценить достойным образом свои силы. Например, герой «Одиссеи», которого преследовала ярость могущественного бога морей Посейдона, цеплялся из последних сил за спасительные скалы и


проявлял волю и мужество, способные противостоять стихиям, разбушевавшимся по воле богов, и вышел победителем. Древние греки воспринимали все жизненные перипетии непосредственно, потому и герои их сказаний проявляли ту же непосредственность в радостях и разочарованиях. Они благородны, простодушны и одновременно жестоки с врагами. В этом отразилась реальная жизнь и реальные человеческие характеры древних времен. Жизнь героев и богов насыщена победами, подвигами и страданиями. Горюет Афродита, потерявшая прекрасного Адониса; мучается Деметра, у которой похитил любимую дочь Персефону мрачный Аид. Непереносимы и бесконечны страдания Прометея, прикованного к скале и терзаемого орлом Зевса за похищение для людей божественного огня с Олимпа. Окаменевает от горя Ниоба, потерявшая всех своих детей, сраженных стрелами Артемиды и Аполлона3.
Создание общегреческого пантеона богов исследователи относят к эпохе Микенского царства. Этому содействовали передвижение населения в процессе завоевания и колонизации ионийцами и ахейцами Эгейских островов, Балканского полуострова и Малоазиатского побережья. Важную роль сыграла эпическая поэзия и ее творцы аэды.
Вопрос о происхождении богов олимпийского пантеона крайне труден. Образы их очень сложны, и каждый из них несомненно пережил длительную эволюцию. Некоторые представляют собой, по мнению исследователей, доэллинские древние крито-микенские божества, культ которых усвоили ахейцы.
Главным божеством считался Зевс. Мифы о рождении Зевса на острове Крите, мифы, связанные с древним местным культом пещер и наличие на том же Крите "гробницы Зевса" - приводит к выводу, что в образ Зевса влилось древнее критское божество, символом которого, видимо, был двойной топор минойской эпохи4.


Основное ядро образа Зевса составило древнее фессалийское божество дождя и плодородия. Дождевые тучи, орошавшие поля Фессалии, шли со снежного Олимпа, и местные пастухи и земледельцы привыкли видеть в этой величественной горе местопребывание своего главного бога. Самое имя Зевс означает сияющее небо и восходит к общему индоевропейскому корню.
Супруга Зевса, Гера, главная из богинь, видимо, не что иное, как богиня-корова - древняя покровительница Микен, где следы почитания коровы обнаружены были еще раскопками Шлимана. В эпосе Гера выступает как особая покровительница аргивян; да и позже Гера пользовалась особым почитанием в Арголиде, где существовали местные мифы о ней.
Посейдон, вероятно, был древним морским божеством Пелопоннесса, его чтили прибрежные рыбаки. Он не раз упоминается в микенских надписях. Культ его был воспринят и дорянами и ионийцами, у которых святилище Посейдона на мысе Тенаре было средоточием лаконского морского союза. Помимо своей роли божества моря, Посейдон почитался и как покровитель коней. Распространившись впоследствии, культ Посейдона вобрал в себя ряд местных культов, образ его вытеснил местных героев или слился с ними.5
Афина несомненно была древним божеством - покровительницей городов и городских укреплений. Имя Афина, которое стало впоследствии наиболее распространенным, дано по самому известному месту почитания - г. Афинам. Другое ее имя - Паллада - эпитет, означающий "Потрясательни а копья". По классической мифологии, Афина выступает как богиня-воительница, она изображалась всегда в полном вооружении. Вместе с тем в образе ее сохранились и тотемические черты: сова, змеи под щитом, эгида - козья шкура, оливковое дерево; быть может, это черты разных тотемических образов, слившихся впоследствии в образе Афины.
Богиня Артемида была одним из наиболее чтимых греками божеств: по числу посвященных ей храмов она вообще занимала первое место среди богов Греции. В Аркадии Артемида была в самом деле древним местным божеством - покровительницей охоты, связанной с медведем. Дж. Томсон, признавая, что культ и образ Артемиды сложились из многих местных культов, считает, что основу образа составила древняя пеласгская богиня-медведица, принесенная из Причерноморья и чуть ли не с Кавказа6. В классической мифологии и иконографии Артемида выступает как девственная богиня-охотница, обычно со своей спутницей-ланью.
Чрезвычайно неясный и сложный образ представляет собой Аполлон, которому в греческой мифологии и религии принадлежало весьма видное место. История этого образа была связана, видимо, с историей образа Артемиды: недаром по классической мифологии оба божества считались родными сестрой и братом, детьми Латоны от отца богов Зевса. В гомеровском эпосе Аполлон рисуется, подобно Артемиде, как покровитель троянцев. Впоследствии культ Аполлона был занесен в Грецию, видимо, ионийцами. На острове Делосе находилось общеионийское святилище Аполлона. Другим центром его почитания в Греции в классическую эпоху были Дельфы, где было знаменитое прорицалище; но, по довольно правдоподобному преданию, первоначально в Дельфах было прорицалище богини Фемиды, и лишь позже ее вытеснил оттуда Аполлон. Джордж Томсон, вполне признавая малоазиатское происхождение Аполлона, высказал оригинальное предположение, что культ его развился только в Дельфах, где Аполлон вытеснил свою сестру Артемиду и мать Лету7.
В классическую эпоху Аполлон стал одним из самых популярных в Греции богов. Некоторые считают его как бы воплощением эллинского национального духа. Ему было посвящено более 50 храмов в разных областях. Аполлону приписывались самые разнообразные функции:


    прорицание будущего;
    покровительство искусствам и наукам;
    врачевание;
    очищение от всякой скверны;
    божество света, уравновешенного и правильного миропорядка8.
Более прост Асклепия, образ бога-целителя, сложившийся на греческой почве. Это было вначале местное божество - покровитель Эпидавра, но впоследствии оно сделалось одним из самых известных в Греции: во II в. н. э. в разных областях Греции было не менее 38 храмов Асклепия - почти столько же, сколько храмов Зевса. Таким же местным божеством, аркадским по происхождению, был бог пастухов Пан.
Богиня Афродита - богиня красоты, любви, идеализированное олицетворение женственности.
Фракийский бог Арес, позаимствованный еще в гомеровскую эпоху, превратился у греков в неистового бога войны.
Особую группу составляли боги, образы которых являются непосредственным олицетворением явлений культурной жизни людей, хотя некоторые из этих богов тоже впитали в себя и элементы местных культов. Таков Гефест - олицетворение земного огня и кузнечного ремесла. Гестия - тоже олицетворение огня, только домашнего, божество семейного очага. Гермес - несомненно олицетворение гермы - каменной кучи или каменного столба, служивших в Греции дорожными метками; его и изображали обычно в виде каменной стэлы с человеческой головой. В качестве покровителя дорог и путников Гермес стал божеством торговли, а в мифологии - "вестником богов" и "проводником душ9.
Некоторые из греческих богов, хотя, может быть, и древнего происхождения, заняли важное место в культе сравнительно поздно. Это касается особенно божеств земледелия - Деметры, Коры, Диониса.
Дионис, бог-покровитель виноградарства и виноделия вошел в греческий культ с VII-VI вв. Распространению культа Диониса содействовали тираны Клисфен Сикионский, Периандр Коринфский, Писистрат Афинский.
Богиня плодородия Деметра и ее дочь Персефона олицетворяют хлебные злаки и являются чисто греческими божествами. Важнейшим очагом их культа был Элевсин, приобретший столь широкую известность. Другими центрами почитания Деметры и Персефоны были Келеи около Флиунта, Гермиона, Лерна и другие общины Аркадии.
Великие подземные боги Аид и Геката не имели общегреческого публичного культа, зато занимали видное место в черной магии. Возможно, однако, что и эти божества, прежде чем закрепиться в общегреческой мифологии в качестве владык подземного царства, владык смерти, были местными божествами-покровите ями.
Мифология Древней Греции, получила дальнейшее развитие в древнеримских легендах. Однако если греческая мифология поражает своей красочностью, богатством художественного вымысла, разнообразием, то римская религия легендами бедна.


2.Религия древних римлян


Религиозные представления римлян, которые, являли собой смесь италийских племен, сложившихся в результате завоевания и союзных договоров, содержали те же исходные данные в своей основе, что и у греков, - страх перед непонятными явлениями природы и стихийными бедствиями, преклонение пред производящими силами земли. Для древнего римлянина, существовало еще одно божество – государственный и семейный очаг, центр общественной и домашней жизни. Римляне даже не потрудились сочинить какие-либо интересные истории о своих богах – у каждого из них была только определенная сфера деятельности, но по существу, эти все божества были безлики. Молящийся приносил им жертвы, боги должны были оказывать ему ту милость, на которую он рассчитывал. Для простого смертного не могло быть и речи об общении с божеством. Обычно, италийские боги проявляли свою волю ударами молний, полетом птиц, таинственными голосами, исходящими из глубины священной рощи, из темноты пещеры или храма. И в отличие от грека молящийся римлянин, свободно созерцавшего статую божества, стоял, накрыв голову частью плаща. Делал он это не только для того, чтобы сосредоточится на молитве, но и для того не увидеть ненароком призываемого им бога. Умоляя бога по всем правилам о милости, прося его о снисхождении и желая, чтобы бог внял его мольбам, римлянин ужаснулся бы, внезапно встретив взором это божество10.
Поклонение многочисленным богам, руководящим почти что каждым шагом римлянина, состояло главным образом в строго предписанных обычаями молениях, жертвоприношениях и в суровых очистительных обрядах. В римской религии соединились боги всех племен, которые вошли в состав римского государства, но до более тесных контактов с греческими городами у римлян и представления не было о той насыщенной яркими и полнокровными образами мифологии, которую имели греки. Ни о каком свободном общении с богами для римлянина не могло быть и речи. Их можно было только просить о чем-либо. Если один бог не откликается на просьбу, то римлянин обращался к другому, поскольку их было великое множество, связанных с различными моментами его жизни и деятельности.
Для того чтобы римский земледелец мог должным образом разобраться во всем этом, в Римском государстве были составлены так называемые Индигитамента – списки официально утвержденных молитвенных формул, содержащие имена всех тех богов, которых следовало призывать при всяких событиях человеческой жизни. Эти списки были составлены римскими жрецами до проникновения греческой мифологии в строгую и абстрактную религию римлян и потому интересны. Они дают картину чисто италийских верований. По словам римского писателя Марка Порция Варрона (1в. до н. э.), Рим в течении 170 лет обходился бес статуй богов, а древняя богиня Веста, и после воздвижения статуй в храмах богов, “не позволяла” ставить статую в ее святилище, а олицетворять лишь священным огнем. По мере того, как значение и власть Римского государства возрастали, в Рим “двинулись” множество чужеземных божеств, которые довольно легко приживались в этом огромном городе. Римляне считали, что, переселив богов завоеванных ими народов к себе и воздав им должные почести, Рим избежит их гнева11.
Свершено особую роль римской религии сыграли этруски – удивительный и загадочный народ, чьи памятники представляют совершенно особый мир, чья письменность до сих пор не расшифрована, до сих пор не разгаданный учеными. В религии этрусков огромное место отводилось магическим обрядам, гаданиями толкованиям различны знамений, ниспосылаемых богами.
Поскольку этрусское миросозерцание с его чрезвычайным увлечением вопросами загробной жизни было совершенно чуждо римлянам с их расчетливым и формальным подходом к религиозным вопросам, то они заимствовали у этрусков лишь науку о гаданиях, предсказаниях и знамениях, как имеющую прикладное значение и наиболее практическую, часть их религиозных представлений. Эту науку этрусских жрецов – гаруспиков римляне ввели в свои религиозные церемонии. Но в особо важных случаях в Рим приглашались этрусские специалисты.
Рим, восприняв греческую мифологию и превратив ее в греко-римскую, оказал человечеству огромную услугу. Дело в том, что большинство гениальных произведений греческих скульпторов дошло до нашего времени лишь в римских копиях, за малым исключением. И если сейчас наши современники могут судить о замечательном искусстве греков, то за это они должны быть благодарны римлянам.
Вот почему, именно мифы небольшого греческого народа, который пытался осмыслить все происходящее вокруг него, легли в основу общечеловеческой культуры и обладают столь притягательной силой и так глубоко проникли в представления и образ мыслей современного человека, что он, не отдавая себе в этом отчета, в самой обыденной речи говорит о сизифовом труде (имея ввиду бессмысленное, бесполезное времяпровождение), о титанических усилиях и гигантских размерах (а ведь титаны и гиганты – порождения богини Земли, боровшейся с греческими богами), о паническом страхе (а это проделки бога Пана, любившего наводить безотчетный ужас на людей), об олимпийском спокойствии (которым обладали древние боги – обитатели священной горы Олимп) или о гомерическом смехе (это безудержный громовой смех богов, описанный поэтом Гомером). К общепринятым сравнениям можно отнести и уподобление могучего и сильного человека Геркулесу, а смелой и решительной женщины – амазонке.
Сложный состав римского пантеона был порожден в значительной мере пестротой и сложностью происхождения самой римской общины. В состав этого пантеона вошли многие божества тех племен и родов, чьими покровителями они прежде считались. Известно, что римская община составилась из сабинских, латинских, этрусских и, может быть, иных племенных и родовых групп, но удельный вес каждой отдельной группы остается не совсем ясным, а поэтому не все ясно и в вопросе о происхождении сонма римских богов.
Большинство римских божеств, видимо, местного италийского происхождения: они включались в римский пантеон по мере разрастания римской общины, вхождения в нее новых и новых племен и
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.