Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Организационно правовая форма управления финансами и кредитом
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 02.09.2014.
Год: 2013.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Санкт-Петербургский Институт
Управления и Права
Контрольная работа
по дисциплине: Административное
право
на тему: Организационно – правовая
форма управления финансами и кредитом
Выполнила: студентка 1 (3) курса
Спец. группы
Волкова Е.С.
Проверил: доцент Тарасов А. В.
Санкт-Петербург
2013
Содержание
Введение
Неотъемлемой частью управления
экономикой является осуществление
государственными органами функций
в сфере бюджетной, налоговой, страховой,
валютной, банковской, аудиторской
и другой деятельности, связанной
с финансами.
Финансовая деятельность государства
- это особый вид деятельности государственной
власти, содержанием которой является
непосредственная организация выполнения
задач пополнения государственных
фондов денежными средствами, справедливого
их распределения и законного
использования. Распределение государственных
средств осуществляется методами финансирования
и кредитования. Кредитование - это
возвратное, возмездное, срочное предоставление
денежных средств как государственным,
так и негосударственным организациям.
В управлении финансами и кредитом,
как и в любой другой управляемой системе,
выделяют объекты и субъекты управления.
В качестве объектов управления выступают
разнообразные виды финансовых отношений,
связанные с формированием денежных доходов,
накоплений и использованием субъектами
хозяйствования и государством. Субъектами
управления являются те организационные структуры, которые осуществляют
управление.
Вся система управления финансами
базируется на финансовой политике государства.
Финансовая политика это самостоятельная
сфера деятельности государства
в области финансовых отношений.
Главное назначение финансовой политики
состоит в том, чтобы обеспечить
финансовыми ресурсами реализацию
государственных программ экономического
и социального развития, т.е. выполнение
государством своих основных функций.
В разработке финансовой политики участвуют
законодательная и исполнительная
ветви власти. В положении о
Министерстве финансов отмечается, что
этот федеральный орган исполнительной
власти осуществляет проведение единой
финансовой политики и общее руководство
организацией финансов в стране. Основные
направления финансовой политики на текущий
год и перспективу представляются в ежегодных
посланиях Президента Федеральному Собранию,
в законах, например о федеральном бюджете,
в прогнозах социально-экономичес ого
развития страны, в конкретных программах.
Глава 1. Историческое
развитие формирования системы государственных
органов управления финансами
и кредитом
Создание единого Древнерусского
государства дало толчок к росту
торговли и развитию денежного обращения.
В XI-ХIII вв. Дума стала односословной
и состояла исключительно из служилого
сословия - бояр. Прежние «старцы
градские» либо слились со служилыми
людьми, либо перенесли свою деятельность
и влияние из Думы на вече.
В ХI в. на вече обсуждались
почти все важнейшие вопросы,
разрешаемые в Думе, включая финансовые.
Например, здесь народом устанавливались
чрезвычайные налоги для ведения
войны, осуществлялся контроль за деятельностью
власти.
В этот период существование
государства обеспечивали три вида
финансовых органов:
- органы, собиравшие подати
и наблюдавшие за исполнением
повинностей (прямые налоги);
- органы, взимавшие заставные
пошлины;
- органы, взимавшие торговые
пошлины.
Общее название органов, собиравших
подати и наблюдавших за исполнением
повинностей было даньщики. Они делились
на писцов, если их обязанностью было устанавливать
количество земли и число людей,
обязанных платить налоги и исполнять
повинности; непосредственно даньщиков,
если они собирали прямые подати; и
черноборцев, если они собирали так
называемый «черный бор», т.е. подать
с простого народа.
Органы, взимавшие заставные
пошлины носили название мытчиков,
когда собирали «мыть». С середины
ХIII в. это была проезжая пошлина, взимавшаяся
при провозе товаров через
дорожные заставы. Во времена Орды эти
органы стали называться заставщиками.
Мостовщиками они назывались, если
собирали пошлины за проезд и провоз
товаров по мостам; перевозчиками -
если взимали пошлины на перевозах.
Органы, взимавшие торговые
пошлины, носили общее название таможников.
Они взимали «гостиную дань» -
пошлину, которую в ХII-ХIV столетиях
платили иногородцы за право торговли
в чужом городе; пошлину за обязательное
взвешивание продаваемого товара на
казенных весах; пошлину за обязательное
клеймение лошадей при их продаже,
другие пошлины.
Во второй половине XV в. начался
новый этап в становлении централизованного
Русского государства.
Самый главный элемент
прежней Думы, состоявший из высших
сановников дворцового управления, теперь
стал мало заметен. Дворцовые управители
уступили свое место в Думе начальникам
появившихся новых учреждений - приказов.
Практически все приказы
имели отношение к финансовому
управлению. Одни из них были чисто
финансовыми и ведали финансовым
управлением (наблюдение за сбором податей,
исполнением повинностей и т.д.)
на всей или значительной части государства;
другие, управляя определенной частью
территории России, заведовали в ней
также финансовой частью; третьи, имея
в полном своем, в том числе
финансовом, ведении определенную часть
территории, ведали, кроме того, некоторыми
отраслями финансового управления
и в других частях государства.
От посылки воевод во второй
половине XVI в. в места, нуждающиеся в военной
защите, в течение XVII в. государство перешло
к воеводскому управлению повсеместно.
Таким образом, начиная с
конца XVI в., местное финансовое управление
стало проводиться двумя ветвями власти:
воеводами, с одной стороны, и выборными
властями, с другой.
Отношение этих двух властных
ветвей друг к другу в финансовом
управлении не всегда отличались постоянством:
выборные власти находились то в большем,
то в меньшем подчинении у воеводы,
а во многих случаях были от него
совершенно независимы.
Вступление на русский
престол Петра I (1682-1725) и его реформы
стали важнейшим этапом в истории
России.
Реформы Петра I, вызвавшие
рост производительных сил и увеличение
бюджета, образование всероссийского
рынка и расширение внешнеторговых
связей настоятельно требовали качественного
улучшения контрольной работы. Поэтому
в ходе реформ Петр I дает основание
государственному счетоводству и контролю.
Обязанности государственного
контроля возлагаются на учрежденный
22 февраля 1711 г. Правительствующий Сенат,
ставший высшим финансовым учреждением
в России, при котором в качестве параллельных
и отчасти подчиненных органов состояли
Ближняя Канцелярия (до 1719 г.) и Ревизион-коллегия
(начиная с 1720 г.), проверявшие ведомости
о приходе и расходе сумм, поступивших
после проверки их Камер- и Штатс-конторами.
В 1718 г. возникли новые центральные
учреждения отраслевого типа.
В числе девяти созданных
коллегий три были финансовые:
- Камер-коллегия для сбора
доходов;
- Штатс-контор-коллегия для
заведования расходами;
- Ревизион-коллегия для
контроля за доходами и расходами.
В связи с возложением
контроля и ревизии на Ревизион-коллегию
Ближняя Канцелярия была упразднена.
Таким образом, высшим контрольным
учреждением России становится Ревизион-коллегия,
начавшая свою деятельность вместе с
другими коллегиями в 1720 г.
На протяжении первых двух
десятилетий после смерти императора-реформато а
Петра I Россия пережила несколько дворцовых
переворотов, в результате которых
на русском престоле сменилось пять
государей. В этот период система
централизованного государственного
контроля реорганизовывалась вслед
за общими изменениями в системе
государственного управления.
При Екатерине I (1725-1727) высшим
учреждением в государстве, а, следовательно,
и высшим финансовым учреждением, стал
Верховный тайный совет. Он был учрежден
8 февраля 1726 г. в составе шести членов -
светлейшего князя А.Д. Меншикова, князя
Д.М. Голицына, князя Г.И. Головкина, графа
Ф.М. Апраксина, графа П.А. Толстого и барона
А.И. Остермана - под председательством
императрицы.
С появлением Верховного тайного
совета значение Сената понизилось. Он
стал подчиняться Верховному тайному
совету и встал по подчиненности
в один ряд с Коллегиями. Из Сената
«Управительного» он был переименован
в «Высокий».
В финансовом управлении Сенат
также стал подчиняться Верховному
тайному совету, который указом от
1 ноября 1727 г. был уполномочен рассматривать
ведомости о приходе и расходе денежной
казны и провианта.
Вступление на престол
Александра I (1801-1825) было ознаменовано
широкими преобразованиями в государственном
управлении. Александр I во многом завершил
просветительские начинания Екатерины
II (1762-1796).
Вместе с тем в 1801 г. был
учрежден Государственный Совет, а 8 сентября
1802 г. Императорским Манифестом взамен
коллегий, были учреждены министерства
с распределением государственных дел
между ними.
25 июля 1810 г. было установлено
новое распределение дел между министерствами,
а 25 июня 1811 г. издано «Общее учреждение
министерств», которое в главных чертах
оставалось неизменным вплоть до отречения
Николая II (1894-1917) и Февральской революции
1917 года.
После Октябрьской революции
1917 г. государственному финансовому контролю
уделялось видное место в осуществлении
экономической политики новой власти.
При этом финансовый контроль никогда
не отделялся от учета.
Принятие первого пятилетнего
плана развития народного хозяйства
СССР (1928/29-1932/33 хозяйственные годы)
внесло значительные изменения в
характер работы органов ЦКК-РКИ, более
четко определился поворот от
финансового контроля в сторону
контроля за выполнением планов и
к административному контролю.
В годы Великой Отечественной
войны работа государственного контроля
была подчинена задаче быстрейшего
разгрома врага. Наркомат государственного
контроля осуществлял систематический
оперативный контроль за выполнением
решений Государственного Комитета
Обороны и Совнаркома СССР по обеспечению
поставок сырья, материалов, полуфабрикатов
оборонной промышленности. Большая
работа была проделана Наркоматом по
контролю за ходом эвакуации промышленных
предприятий на восток и восстановлению
их на новых местах, в вопросах экономного
расходования электроэнергии, топлива,
металла и продовольствия.
Победоносное завершение
войны и переход к мирному
строительству выдвинули перед
государственным управлением, в
том числе и государственным
контролем, новые задачи. В связи
с реорганизацией государственного
управления в марте 1946 г. Народный комиссариат
государственного контроля СССР был преобразован
в Министерство государственного контроля
СССР. Министром государственного контроля
в этот период являлся Л.З. Мехлис (1940-1941,
1946-1950).
В 1946 г. деятельность государственного
контроля была направлена на усиление
контроля в области финансов, на проверки
себестоимости продукции, соблюдение
плановой и технологической дисциплины,
на улучшение и удешевление государственного
аппарата, на контроль за исполнением
государственного бюджета, на борьбу с
расхищением, разбазариванием и порчей
хлебопродуктов.
К 1965 г. система управления была
реформирована. В свою очередь это потребовало
реформирования органов государственного
контроля.
7 октября 1977 г. Верховный Совет
СССР на своей внеочередной седьмой сессии
девятого созыва принял новую Конституцию
СССР. В Основном Законе стране предусматривалось
усиление народного контроля, были определены
основные направления его деятельности,
порядок образования и подотчетности.
Контрольная палата получила
высокий парламентский статус. Согласно
закону она конституировалась как
высший орган финансово-экономичес ого
контроля в стране, действующий под
руководством Верховного Совета СССР
и подотчетный ему.
В декабре 1991 г. в процессе ликвидации
органов государственного управления
СССР Контрольная палата СССР была упразднена.
Новая экономическая ситуация
и изменение принципов государственного
управления в 1992 г. настоятельно требовали
изменения системы государственного финансового
контроля.
7 февраля 1992 г. Верховный Совет
Российской Федерации своим Постановлением
образовал Контрольно-бюджетный комитет
при Верховном Совете Российской Федерации.
Этим же Постановлением было утверждено
временное Положение о Комитете, в соответствии
с которым на него возлагался контроль
за исполнением республиканского бюджета
Российской Федерации, соблюдением законности
и повышением эффективности расходования
государственных средств, выделяемых
на финансирование бюджетных организаций,
сферы материального производства, обороны
и правоохранительных органов, формированием
доходов и расходов от внешнеэкономической
деятельности, использованием внебюджетных
фондов. Для выполнения этих функций была
определена численность Комитета в количестве
150 человек.
После октябрьских событий
1993 г. Контрольно-бюджетный комитет был
передан в ведение Правительства Российской
Федерации, а затем (в апреле 1994 г.) - Государственной
Думе Российской Федерации.
30 декабря 1994 г. Контрольно-бюджетный
комитет был ликвидирован в связи с принятием
Федерального закона «О Счетной палате
Российской Федерации».
Счетная палата Российской Федерации
была образована в соответствии с
Конституцией Российской Федерации. Примерно
через год Федеральный закон
от 11 января 1995 г. №4-Ф3 «О Счетной палате
Российской Федерации» закрепил необходимость
создания конституционного органа - Счетной
палаты и определил ее как постоянно действующий
независимый орган государственного финансового
контроля, подотчетный лишь Федеральному
Собранию Российской Федерации.
В соответствии с Основным
законом Государственная Дума назначает
на должность и освобождает от
должности Председателя Счетной
палаты и половину состава аудиторов,
Совет Федерации - заместителя Председателя
Счетной палаты и также половину
состава ее аудиторов.
В начале 1995 г. от Государственной
Думы были назначены аудиторы Счетной
палаты.
Поиск эффективных методов
работы позволил в 1998 г. возродить исторические
традиции государственного финансового
контроля России, проверить эффективность
проводимой Коллегией Счетной палаты
единой системы контроля за исполнением
федерального бюджета, новых методов контрольной
деятельности.
Глава 2. Управление
в области финансов и кредита
Согласно ст. 71 и 72 Конституции
РФ к ведению Российской Федерации
относится финансовое, валютное кредитное
регулирование, денежная эмиссия, федеральный
бюджет, федеральные налоги и сборы,
федеральные фонды регионального
развития; в совместном ведении РФ
и её субъектов находится установление
общих принципов налогообложения
и сборов в
Российской Федерации.
Бюджет – это форма образования и расходования
фонда денежных средств, предназначенных
для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления.
Федеральный бюджет, бюджеты субъектов
федерации и местные бюджеты являются
самостоятельными, что обеспечивается
наличием собственных источников доходов
и правом определять направления их использования
и расходования. Бюджеты должны быть реальными,
выполнимыми и по возможности бездефицитными.
Они призваны способствовать поступательному
развитию экономики страны, высокому уровню
социальной защиты граждан, а также обороноспособности
государства.
Правовая основа деятельности государства
в бюджетной сфере – Бюджетный кодекс
Российской Федерации от 31 июля 1998 г. Он
определяет принципы функционирования
бюджетной системы страны, основы бюджетного
процесса и межбюджетных отношений. Бюджетная система
Российской – это основанная на экономических
отношениях и государственном устройстве
РФ, регулируемая нормами права совокупность
федерального бюджета, бюджетов федерации,
местных бюджетов и бюджетов государственных
внебюджетных фондов. Бюджетный процесс
– регламентируемая нормами права
деятельность органов государственной
власти, органов местного самоуправления
и участников бюджетного процесса по составлению
и рассмотрению проектов бюджетов, проектов
бюджетов государственных внебюджетных
фондов, утверждению и исполнению бюджетов
и бюджетов государственных внебюджетных
фондов,
а также по контролю
за их исполнением.
Государственные
бюджеты – федеральный бюджет и бюджеты
субъектов РФ ежегодно утверждается соответствующими
законами. Бюджетным кодексом установлено
казначейское исполнение бюджетов.
Бюджетная классификация
Российской Федерации – группировка
доходов и расходов бюджетов всех уровней
бюджетной системы РФ, а также источником
финансирования дефицитов этих бюджетов,
применяется при составлении проектов
бюджетов и исполнении бюджетов всех уровней,
обеспечивает сопоставимость показателей
бюджетов всех уровней бюджетной системы
РФ. Она установлена Федеральным законом
от 15 августа 1996 г. № 115-Ф3 в редакции от
5 августа 2000г. «О бюджетной
классификации Российской
Федерации».
Основным источником формирования
доходной части бюджетов всех уровней
является налоги и сборы, поэтому
организации налогового дела уделяется
особое нормативно-правовое внимание.
Под налоговой системой
Российской Федерации понимается совокупность
налогов и сборов, а также методов и механизмов
их исчисления и взыскания.
В этой сфере в настоящее время действуют:
части первая и вторая Налогового кодекса
РФ, Законы РФ «Об основах налоговой системы
в Российской Федерации» (с изменениями),
«О таможенном тарифе», «О налоге на операции
с ценными бумагами», Федеральный закон
«О едином налоге на вмененный доходов
для определенных видов деятельности»,
«О налоге на игорный бизнес» и ряд других
нормативных правовых актов.
В соответствии с Налоговым кодексом РФ
под налогом понимается
обязательный, индивидуально безвозмездный
платеж, взимаемый с организаций и физических
лиц в форме отчуждения принадлежащих
им на праве собственности, хозяйственного
ведения или оперативного управления
деятельности денежных средств в целях
финансового обеспечения деятельности
государства и (или) муниципальных образований;
под сбором понимается
обязательный взнос, взимаемый с организаций
и физических лиц, уплата которого является
одним из условий совершения в отношении
плательщиков сборов государственными
органами, органами местного самоуправления,
иными уполномоченными органами и должностными
лицами юридически значимых действий,
включая предоставление определенных
прав или выдачу разрешений (лицензий).
В РФ устанавливаются: федеральные налоги
и сборы, налоги и сборы субъектов РФ (региональные
налоги и сборы) и местные налоги и сборы.
Кредитование является
частью финансовой системы государства,
это вид банковских операций, сущность
которых заключается в выдаче на определенный
срок возвратных денежных средств под
определенные проценты. Занимающаяся
кредитованием банковская система страны
состоит из Центрального банка РФ(Банка России),
российских кредитных организаций (банков
и небанковских кредитных организаций),
а также филиалов и представительств иностранных
банков.
Банк – это кредитная
организация, которая имеет исключительное
право осуществлять в совокупности, следующие
банковские операции: привлечение во вклады
денежных средств от своего имени и за
свой счет на условиях возвратности, платности,
срочности, открытие и ведение банковских
счетов физических и юридических лиц.
Небанковская кредитная организация имеет
право осуществлять только отдельные
банковские организации. Отношения кредитных
организаций и государства характеризуются
тем, что кредитная организация не отвечает
по обязательствам государства и наоборот,
однако государство регулирует банковскую
сферу деятельности и в последнее время
пытается предпринять определенные меры
по реформированию банковской системы.
Правовую основу деятельности банковской
системы составляют Федеральные законы
«О банках и банковской деятельности»,
«О Центральном банке Российской Федерации
(Банк России)», «О несостоятельности (банкротстве)
кредитных организаций» и «О защите конкуренции
на рынке финансовых услуг».
Еще одним институтом финансовой системы
государства является страхование. Его
развитие для современной России особенно
значимо, поскольку число объектов страхования
постоянно возрастает: жизнь и здоровье
человека. Имущество граждан и организаций,
предпринимательские риски и т.д. соответственно
растет и рынок страховых услуг.
Важную роль для обеспечения социальной
защиты населения играет обязательное
социальное страхование (пенсионное, от
несчастных случаев на производстве и
т.п.) и обязательное государственное страхование
военнослужащих и сотрудников правоохранительных
органов.
Правовую базу страхования составляют
Законы РФ «Об организации страхового
дела в Российской Федерации», Федеральные
законы «Об основах обязательного социального
страхования», «Об обязательном государственном
страховании жизни и здоровья военнослужащих,
граждан, призванных на военные сборы,
лиц рядового и начальствующего состава
органов внутренних дел Российской Федерации,
сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнитель ой
системы и сотрудников федеральных органов
налоговой инспекции» и ряд других нормативно-правовых
актов.
В области финансов, бюджета, кредита и
налогов на федеральном уровне действует
несколько органов государственного управления.
Согласно действующему законодательству
проводится определенная грань между
чисто финансовой, кредитной и налоговой
функциями органов исполнительной власти,
однако, все они действуют в тесной взаимосвязи
и, сохраняя свою самостоятельность, составляют
систему финансовых органов государства.
Общее руководство финансовой деятельностью
осуществляет Правительство России, которое
в соответствии Федеральным конституционным
законом «О Правительстве Российской
Федерации» обеспечивает проведение единой
финансовой, кредитной и денежной политики,
разрабатывает и представляет Государственной
Думе Федерального Собрания РФ федеральный
бюджет, обеспечивает его исполнение,
отчитывается перед ней об исполнении
федерального бюджета, разрабатывает
и реализует налоговую политику, обеспечивает
совершенствование бюджетной системы,
принимает меры по регулированию рынка
ценных бумаг, осуществляет управление
государственным внутренним и внешним
долгом Российской Федерации с иностранными
государствами, разрабатывает и осуществляет
меры по
проведению единой политике
цен.
Основной объем управленческих
функций в области финансов приходится
на долю Министерства финансов РФ, его
территориальные органы, а также
финансовые органы субъектов Федерации
и органов местного самоуправления.
В соответствии с Положением, утвержденным
постановлением Правительства РФ от
6 марта 1998 г. № 273, Министерство финансов
РФ (Минфин России) – федеральный
орган исполнительной власти, обеспечивающий
проведение единой финансовой, бюджетной,
налоговой и валютной политике в
Российской Федерации и координирующий
деятельность в этой сфере иных федеральных
органов
исполнительной власти.
Основные задачи Министерства:
1) совершенствование бюджетной
системы РФ, развитие бюджетного
федерализма;
2) разработка и реализация единой финансовой,
бюджетной, налоговой и валютной политики
в РФ;
3) концентрация финансовых ресурсов на
приоритетных направлениях социально-экономичес ого
развития России;
4) разработка проекта федерального бюджета
и обеспечение исполнения в установленном
порядке федерального бюджета; составление
отчета об исполнении федерального бюджета
и консолидированного бюджета РФ;
5) разработка программ государственных
заимствований и их реализация в установленном
порядке от имени Российской Федерации;
управлением государственным внутренним
и внешним долгом России;
7) участие в разработке и проведении единой
политики в сфере формирования и использования
государственных ресурсов драгоценных
металлов и драгоценных
камней;
6) обеспечение методологического
руководства бухгалтерским учетом и отчетностью
(кроме бухгалтерского учета и отчетности
в Центральном банке РФ и кредитных организациях),
а также в соответствии с законодательством
РФ аудитом в Российской Федерации (кроме
аудита в банковской системе).
В соответствии с возложенными на него
задачами Минфин России выполняет, в частности,
следующие основные функции:
- подготавливает предложения и реализует
меры по совершенствованию бюджетной
системы РФ, развитию бюджетного федерализма
и механизма межбюджетных отношений с
субъектами федерации;
- участвует в разработке и осуществлении
мер по финансовому оздоровлению и структурной
перестройке экономики, поддержке и защите
интересов отечественных производителей
работ и услуг;
- осуществляет контроль за целевым использованием
средств федерального бюджета;
- совершенствует метод бюджетного планирования
и порядок бюджетного финансирования;
- разрабатывает совместно с другими федеральными
органами исполнительной власти предложения
о налоговой политике, развитии налогового
законодательства и совершенствовании
налоговой системы в РФ;
- участвует в разработке предложений
об установлении размера ставок таможенного
тарифа и порядка взимания таможенных
пошлин;
разрабатывает и реализует единую политику
формирования структуры
государственных заимствований;
- проводит с учетом Центрального
банка РФ государственную политику в области
эмиссии и размещения государственных
ценных бумаг;
- выступает в установленном порядке в
качестве эмитента государственных ценных
бумаг;
- лицензирует деятельность страховых
организаций и осуществляет надзор за
их деятельностью;
- ведет единый государственный
реестр страховщиков и объединений страховщиков,
а также реестр страховых брокеров;
осуществляет необходимые меры по выполнению
обязательств РФ по кредитным соглашениям
с иностранными государствами и международными
финансовыми организациями;
- участвует в формировании
Государственного фонда драгоценных металлов
и драгоценных камней РФ (Госфонда России),
обеспечивает пополнение, сортировку,
оценку, учет и сохранность драгоценных
металлов и драгоценных камней;
- утверждает планы счетов, типовые
формы бухгалтерского учета и отчетности,
инструкции по их применению и порядку
составления отчетности (кроме бухгалтерского
учета и отчетности в Центральном банке
РФ и кредитных организациях);
- участвует в разработке единой политики
в области аудита и обеспечивает формирование,
функционирование и развитие системы
аудита в РФ;
- проводит в соответствии с законодательством
РФ аттестацию аудиторов и лицензирование
аудиторской деятельности (кроме аудита
в банковской системе);
- проводит в пределах своей компетенции
комплексные ревизии и тематические проверки
поступлений и расходования средств федерального
бюджета.
В состав Минфина России действует Федеральное казначейство, Положение
о котором утверждено постановлением
Совета Министров – Правительства РФ
от 27 августа 1993 г. № 864. Единая централизованная
система органов федерального казначейства
Министерства финансов РФ и подчиненных
ему территориальных органов федерального
казначейства по субъектам федерации,
городам (за исполнением городов районного
подчинения), районам и районам в городах.
Главная задача казначейства - организация,
осуществление и контроль за исполнением
федерального бюджета на счетах казначейства
в банках, исходя их принципа единства
кассы. Органы казначейства наделены широкими
правами, в том числе контрольного характера.
В качестве контрольных органов Минфина
России выступают также контрольно-ревизионны
управления Министерства финансов РФ
в субъектах Российской Федерации.
При Министерстве финансов РФ в качестве
федеральных учреждений действуют Государственные
учреждение по формированию Государственного
фонда драгоценных металлов и драгоценных
камней РФ, хранению, отпуску и использованию
драгоценных металлов и драгоценных камней
(Гохран России) и Российская государственная
пробирная палата (Пробирная палата России).
Помимо Минфина России в сфере финансового
функционирует с определенными исполнительными
полномочиями Федеральная комиссия
по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).
В соответствии с Положением, утвержденным
Указом Президента РФ от 1 июля 1996 г. №1009
в редакции от 3 апреля 2000 г., ФКЦБ России
является федеральным органом исполнительной
власти по проведению государственной
политики в области рынка ценных бумаг,
контролю деятельности профессиональных
участников рынка ценных бумаг, обеспечению
прав инвесторов, акционеров и вкладчиков.
Правовая база для деятельности ФКЦБ –
Федеральный закон «О рынке ценных бумаг».
Комиссия имеет множество функций, важнейшие
из которых: разработка основных направлений
развития рынка ценных бумаг и координация
деятельности федеральных органов исполнительной
власти по вопросам регулирования рынка
ценных бумаг; утверждение стандартов
эмиссии ценных бумаг, проспектов эмиссии
ценных бумаг эмитентов, в том числе иностранных
эмитентов, осуществляющих эмиссию ценных
бумаг на территории РФ, и порядка регистрации
эмиссии и проспектов эмиссии ценных бумаг;
утверждение единых требований к правилам
осуществления профессиональной деятельности
с ценными бумагами, в том числе стандартов
страхования и гарантий на рынке ценных
бумаг; установление порядка лицензирования
и осуществление лицензирования различных
видов профессиональной деятельности
на рынке ценных бумаг, а также приостановление
или аннулирование указанных лицензий
в случае нарушения законодательства
о ценных бумаг.
Определенная роль в системе управления
государственными финансами отводится Государственному
таможенному комитету Российской Федерации, поскольку
осуществляемая им и его подразделениями
(региональными таможенными управлениями,
таможнями и таможенными постами) деятельность
обеспечивает, в частности. Поступление
в бюджет значительных денежных средств.
Поступление этих средств результат выполнения
таможенными органами функций субъектов
валютного и
экспортного контроля.
Согласно Закону РФ «О налоговых
органах Российской Федерации», налоговые
органы Российской Федерации, правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов и других обязательных платежей,
установленных законодательством
РФ, а также контроля за соблюдением
валютного законодательства РФ, осуществляемого
в пределах компетенции налоговых
органов.
Единую централизованную систему налоговых
органов Российской Федерации образуют
Министерство Российской Федерации по
налогам и сборам и его территориальные
органы – управления Министерства по
субъектам РФ, межрегиональные инспекции
Министерства, инспекции Министерства
по районам, районов в городах, городам
без районного деления, инспекции Министерства
межрайонного уровня.
Министерство РФ
по налогам и сборам (МНС России) –
федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий контроль за соблюдением
законодательства о налогах и сборах,
правильностью исчисления, полнотой и
своевременностью уплаты налогов, сборов
и других обязательных платежей налогоплательщиками,
участвующий в выработке налоговой политики
и осуществляющий ее с целью обеспечения
своевременного поступления в бюджеты
всех уровней и государственные внебюджетные
фонды в полном объеме налогов, сборов
и других обязательных платежей, обеспечивающий
межотраслевую координацию, государственный
контроль и регулирование в области производства
и оборота элитного спирта и алкогольной
продукции, а также осуществляющий в установленном
порядке валютный контроль.
В соответствии с Положением о Министерстве,
утвержденным постановлением правительства
РФ от16 декабря 2000 г. № 783, основные
задачами МНС РФ включает:
1) контроль за соблюдением
законодательства о налога и
сборах, правильностью исчисления,
полнотой и своевременностью
уплаты налогов, сборов и других
обязательных платежей в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные
фонды в соответствии с законодательством
РФ;
2) участие в разработке и осуществлении
налоговой политики с целью обеспечения
своевременного поступления в соответствующий
бюджет и государственные внебюджетные
фонды налогов, сборов и других обязательных
платежей в полном объеме;
3) осуществление валютного контроля в
соответствии с законодательством РФ
о валютном регулировании и валютном контроле
в пределах компетенции налоговых органов;
В соответствии с возложенными на него
задачами Министерство осуществляет,
в частности, следующие функции:
проводит работу по взиманию законно установленных налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе в пределах своей компетенции разрабатывает и утверждает обязательные для налогоплательщика формы заявлений о постановке на учет в налоговых органах, расчетов по налогам, налоговых деклараций и иных документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, а также устанавливает порядок их заполнения;
ведет в установленном порядке учет налогоплательщиков;
обеспечивает в установленном порядке возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и сборов, а также пеней и штрафов;
применяет установленные законодательством РФ санкции в случае нарушения законодательства о налогах и сборах;
проводит совместно с правоохранительными и контролирующими органами мероприятия по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах;
осуществляет в установленном порядке лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и обеспечивает контроль за соблюдением условий указанной деятельности.
Налоговые органы, в том
числе МНС РФ, обладают большими
правами, установленными Налоговым
кодексом РФ (ст.31), Законом РФ «О налоговых
органах Российской Федерации» и
Положением о Министерстве РФ по
налогом и сборам.
Согласно Федеральному закону
«О Центральном банке Российской
Федерации (Банк России)», основными
целями деятельности Центрального Банка
РФ являются: защита и обеспечение
устойчивости рубля, в том числе его покупательной
способности и курса по отношению к иностранным
валютам; развитие и укрепление банковской
системы РФ; обеспечение эффективного
и бесперебойного функционирования системы
расчетов. При этом получение прибыли
не являются целью деятельности банка.
Банк России выполняет следующие функции:
во взаимодействии с Правительством РФ
разрабатывает и проводит единую государственную
денежно-кредитную политику, направленную
на защиту и обеспечение устойчивости
рубля; монопольно осуществляет эмиссию
наличных денег и организует их обращение;
является кредитором последней инстанции
для кредитных организаций, организует
систему рефинансирования; устанавливает
правила осуществления расчетов в Российской
Федерации; определяет правила проведения
банковских операций; бухгалтерского
учета и отчетности для банковской системы;
осуществляет государственную регистрацию
кредитных организаций; выдаёт и отзывает
лицензии кредитных организаций и организаций,
занимающихся их аудитом; осуществляет
надзор за деятельностью кредитных организаций;
выполняет валютное регулирование, включая
операции по покупке и продаже иностранной
валюты; организует и осуществляет валютный
контроль как не посредственно, так и через
уполномоченные банки, а также реализует
иные функции в соответствии с федеральными
законами.
Банк России имеет свои территориальные
органы, в пределах своих полномочий и
издаёт нормативные акты, обязательные
для органов государственной власти и
органов местного самоуправления, всех
юридических и физических
лиц.
Счётная палата РФ – постоянно действующий орган
государственного финансового контроля,
образуемый Федеральным Собранием РФ
и подотчётный ему. В соответствии с Федеральным
законом «О Счётной палате Российской
федерации» её задачами являются:
организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объёмам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;
оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счёт средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждений Российской Федерации.
Следует обратить внимание,
что с недавнего времени в
финансовой сфере начал действовать
ещё один орган – Комитет Российской
Федерации по финансовому мониторингу (КФМ
России), образованный Указом Президента
РФ от 1 ноября 2001 г. №1263. Этот федеральный
орган исполнительной власти, уполномоченный
принимать меры по противодействию легализации
(отмыванию) доходов, полученных преступным
путём, и координирующей деятельностью
в этой сфере иных федеральных органов
исполнительной власти. КФМ подотчётен
Министерству финансов РФ, а обязанности
пре и т.д.................