Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат М. Е. Евсевьев: жизнь и деятельность
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 02.09.2014.
Год: 2014.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство
образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ИМЕНИ М. Е. ЕВСЕВЬЕВА»
Реферат
на тему:
М. Е. Евсевьев: жизнь и деятельность.
Выполнила: студентка
факультета истории и права
Руководитель: доктор
исторических наук,
профессор кафедры отечественной истории
и этнологии
Саранск
2014 г.
Введение………………
1. Биографический
очерк ученого………
1.1. Детство и
годы учебы в Казанской учительской инородческой
семинарии
1.2. М. Е. Евсевьев
в 1917-1931 гг………
2. Научно-педагогическа
деятельность……….
2.1 .М. Е. Евсевьев
– исследователь истории и культуры мордвы……….
2.2.Деятельность
М. Е. Евсевьева по созданию и развитию
национальной школы………………..
Заключение………………
Список использованной литературы……….
Введение
30 января 2012 года исполняется 148 лет со
дня рождения М. Е. Евсевьева. Имя Макара
Евсевьевича Евсевьева – первого мордовского
ученого-энциклопеди та – известно не
только среди финно-угроведов России,
но и за рубежом. Этот талантливый языковед,
историк, этнограф внес огромный вклад
в развитие мордовской национальной культуры,
создал мордовскую письменность.
Актуальность выбранной темы заключается
в том, что в настоящее время возрастает
потребность в знании и изучении своего
народа, его выдающихся личностей. М. Е.
Евсевьев является выдающимся учёным
и просветителем эрзи и мокши. С его именем
связан новый этап в развитии науки об
истории и культуре мордвы, мордовской
письменности, широкого распространения
сети национальных мордовских школ. Имя
ученого присвоено Мордовскому государственному
педагогическому институту, что ещё раз
подчёркивает важность его исследований
для нашей республики и его огромнейший
вклад в её развитие.
Значимость фигуры М. Е. Евсевьева осознавалась
уже его современниками: и крестьянами,
общавшимися с ним в мордовских селениях,
и учеными, видевшими в нем «мордовского
Лёнрота», собирателя истории и культуры
родного народа, и общественными деятелями,
воспринимавшими его как харизматическую
личность, которая олицетворяла в себе
народные идеалы, и учителями, практически
воплощавшими его идеи национальной школы.
Первыми оценили значение М.Е. Евсевьева
для науки и культуры России такие выдающиеся
ученые, как филологи А. А. Шахматов и А.
Ф. Корш, историк И. Н. Смирнов, этнографы
Н. М. Могилянский и А. Н. Пыпин, педагоги
Н. И. Ильминский и Н. А. Бобровников. Высоко
оценивали его труды известные финно-угроведы
М. П. Веске, X. Паасонен, П. Равила, Е.Сеттеле,
А. Хейкель, А. Хямяляйнен и другие. Взлет
славы Евсевьева приходится на 1920-е гг.,
когда его идеи развития национальной
культуры и образования стали находить
свое воплощение в политике, педагогической
теории и школьной практике. Однако в начале
1930-х годов в сложной политической обстановке
радикальные представители национальной
интеллигенции поставили под сомнение
вклад Евсевьева, мотивируя это далекими
от науки утверждениями о его «аполитичности»,
«русификаторстве», «клерикализме». К
счастью, сам М. Е. Евсевьев этого уже не
услышал.
Новое «открытие» М. Е. Евсевьева состоялось
лишь через два десятилетия после его
кончины. Мордовский историк-краевед В.
И. Беззубов составил сборник «Документы
о жизни и научной деятельности М. Е. Евсевьева»,
изданный в 1950 году Мордгизом. Через 10
лет последовал выход первой монографии,
посвященной ученому и педагогу. Это была
книга того В. И. Беззубова «Научно-педагогическ я
деятельность М. Е. Евсевьева» Следующим
важным событием стало издание к 100-летию
со дня рождения Евсевьева, в 1961-1966 годах,
пятитомника избранных трудов. Эти издания
позволили ввести наследие ученого-энциклопедис а
в активный научный оборот, положили начало
его использованию в исследованиях разными
отраслями мордовской культуры и науки:
лингвистами, историками и этнографами,
музыковедами. Каждый из них находил важную
для своей отрасли знания грань в трудах
M. E. Евсевьева.
Из работ, непосредственно посвященных
жизни и деятельности Евсевьева, следует
назвать статью М. Т. Бибина и Е. Г. Осовского
«Макар Евсевьевич Евсевьев» ,учебное
пособие этих же авторов и монографию
М. Ф. Жиганова .В 1989 г. в связи со 125-летием
со дня рождения М.Е. Евсевьева в Мордовском
педагогическом институте его имени состоялась
Всероссийская научно-практическая конференция.
В опубликованном по ее материалам сборнике
«Научное наследие М.Е. Евсевьева и современность»
была сделана попытка современного прочтения
наследия просветителя: составители впервые
комплексно подошли к наследию мордовского
просветителя, объединив в одном издании
выступления представителей разных отраслей
науки, посвященных М. Е. Евсевьеву .
В последующее десятилетие наследие
М. Е. Евсевьева стало объектом ряда монографий
и диссертационных исследований в области
истории, истории образования и педагогики.
Так, В. К. Абрамов в нескольких своих
монографиях не только описал основные
этапы жизни и деятельности выдающегося
мордовского ученого, но и показал его
роль в организации мордовского национального
движения в 1917-1918 гг.О большом научном
вкладе М. Е. Евсевьева в изучении истории
и культуры мордовского народа повествует
и Н. Ф. Мокшин.
Активное изучение наследия Евсевьева
продолжают и ученые Мордовского государственного
института. В конце XX – начале XXI в. ими
было выпущено значительное количество
работ. Среди них надо упомянуть монографии.
Е. Г. Осовского и И. А. Зеткиной, где авторы
воссоздают биографию ученого-энциклопедис а,
используя новые архивные и мемуарные
материалы, целостно представляют его
научно-педагогическ е наследие и вклад
в национальное строительство Мордовии.
Уточненные, воссозданные заново страницы
жизни Макара Евсевьевича Евсевьева, неизвестные
биографам или проигнорированные ими,
меняют сущность знакомой биографии, ее
научное и общественное значение, что
в конечном итоге приводит к изменению
оценки развития педагогической мысли
и истории культуры Мордовии .
И. А. Зеткина продолжила исследование
деятельности М. Е. Евсевьева в контексте
национального просветительства Поволжья.
В своей книге она показывает динамику
этого явления, показывает особенности
мордовского просветительства по сравнению
с другими народами края, характеризует
его последствия .
Целый ряд своих работ посвятил фольклорному
и литературному наследию М. Е. Евсевьева
В. И. Рогачев. Он освятил роль ученого
в формировании мордовского литературного
процесса, а именно сборе материалов устно-поэтического
творчества, составлении фольклорных
сборников.
Биография ученого и сведения об основных
направлениях его педагогической и научной
работе приводятся и в трудах обобщающего
характера таких как «Мордва. Очерки по
истории, этнографии и культуре мордовского
народа», вышедшей в 2004 г., втором томе
энциклопедии «Мордовия», первом выпуске
биографического сборника «История Мордовии
в лицах» .К 140-летию со дня рождения М.
Е. Евсевьева был издан альбом «Жизнь мордвы
в фотографиях», где помещены снимки ученого,
хранящиеся в фондах Мордовского краеведческого
музея.
Целью работы является рассмотрение
жизненного пути, творческой и исследовательской
деятельности М. Е. Евсевьева.
Для решения поставленной цели были определены
следующие задачи:
– рассмотреть основные этапы биографии
ученого;
– показать значимость научно-исследовательс ой
деятельности М. Е. Евсевьева в деле изучения
истории и культуры мордвы;
– проанализировать педагогическую
и просветительскую деятельность М. Е.
Евсевьева.
В качестве источников при написании
данной темы мы использовали документы
из личного фонда ученого (Р-267, оп.1), которые
хранятся в Центральном государственном
архиве Республики Мордовия. Он насчитывает
более 350 дел, которые поступили на хранение
в 1942 году. Это богатейший материал о его
жизни и деятельности.
Нами в основном были использованы биографические
документы и документы о служебно-общественной
деятельности ученого. Все они были любезно
нам представлены нашим научным руководителем
профессором Г.А. Корнишиной.
Также нами были использованы опубликованные
источники, а именно переписка М. Е. Евсевьева
с академиком Петербургской Академии
наук, лингвистом А. А. Шахматовым, членом-корреспонденто
АН СССР, одним из создателей отечественного
финноугроведения Д. В. Бубрихом, финским
языковедом, фольклористом Х. Паасоненом
и другими известными учеными. Эта переписка
опубликована в 5 томе его избранных трудов,
который вышел в 1966 г.
Биографический очерк ученого:
1.1 Детство и годы учебы в
Казанской учительской инородческой
семинарии
Макар Евсевьевич Евсевьев родился 18 (30)
января 1864 года в селе Малые Кармалы (по-мордовски
Цярмун) Муратовской волости Буинского
уезда Симбирской губернии (ныне Ибресинский
район Чувашской Республики) в многодетной
крестьянской семье дружной и трудолюбивой.
Отец его Евсевий Тихонович и мать Ирина
Петровна Кабаевы были трудолюбивыми
и заботливыми родителями. Однако семья
Кабаевых жила в постоянной бедности и
нужде, в вечных хлопотах о содержании
и воспитании четырнадцати детей. Еще
в раннем детстве Макар выполнял посильную
работу в семье и научился уважать труд.
Евсевий Тихонович и Ирина Петровна отличались
незаурядными способностями, хорошей
памятью, любили мордовскую народную музыку.
Они хранили в своей памяти огромные богатства
устно-поэтического творчества: хорошо
знали и исполняли народные песни, сказки,
легенды предания. Ирина Петровна особенно
хорошо знала мордовскую свадьбу. Свой
знаменитый труд «Мордовскую свадьбу»
Евсевьев записал в основном со слов своей
матери. Недаром эту работу он посвятил
«Памяти дорогой и незабвенной матери
Ирине Петровне Кабаевой посвещает признательный
и почтительный сын Макар Евсевьев». Благодаря
своим родителям – талантливым сказателям
– с ранних лет мальчик познал красоту
и пленительность народного творчества.
Наступили школьные годы М. Е. Евсевьева.
В деревне Малые Кармалы школы не было.
В 1872 году его отвели в соседнее русское
Шераут, которое находилось в 7 километрах
от Малых Кармалов. Попал он туда по разверстке.
Селу Малые Кармалы под угрозой штрафа
и других кар предписывалось послать в
школу двух мальчиков. Ученье крестьяне
рассматривали как повинность, стремились
всячески избежать его. А уж если выпадал
«несчастный жребий», то провожали с плачем,
как на солдатчину.
Выбор пал на семью Кабаевых, и маленький
Макар Евсевьев стал учеником. Мальчик
учился хорошо, проявлял интерес к знаниям,
ученье для мальчика-мордвина в школе,
где преподавание велось на русском языке
было нелегким. Об этом М. Е. Евсевьев впоследствии
говорил: «Для мордовских мальчиков поступление
в школу, где преподавание ведется на русском
языке, составляет истинное мучение. Сам
я там учился в течение 4-х лет и окончил
курс с самыми скудными знаниями русского
языка». Но в последние годы в Шераутах
преподавал последователь И. Я. Яковлева
и И. Н. Ульянова, Василий Федорович Кашкаров.
Он заметил одаренного мальчика, рекомендовал
родителям продолжить его обучение.
Однако первая попытка поступить в Симбирскую
школу оказалась неудачной. Два года Макар
Евсевьев занимался крестьянским трудом,
а в 1878 году, уже 14 летним юношей, благодаря
настойчивости своей матери, успешно выдержал
экзамены в Казанскую инородческую учительскую
семинарию .Об этом М. Е. Евсевьев впоследствии
писал: «Мать моя сама была неграмотная,
но грамоту любила. Она, между прочим, первая
в селе согласилась на такое дело, которое
до того времени у нас было неслыханным,
а именно – несмотря на протесты и уговоры
свои родных, согласилась отпустить своего
14-летнего сына учиться в далекий неизвестный
город Казань, что, по мнению тогдашней
мордвы, было делом гиблым»
В Казани он успешно осваивал теоретический
курс семинарских наук. Юноша проявлял
особый интерес к гуманитарным наукам,
увлекался филологией. Вместе с этим в
семинарии М. Е. Евсевьев начал вести и
исследовательскую работу. Он в совершенстве
изучил русский, чувашский, татарский
и мордовский(эрзянский и мокшанский)
языки, знал латинский и изучал греческий
язык. В 1883 году Евсевьев с отличием окончил
семинарию и как весьма преуспевающий
в науках был удостоен права работать
учителем начальной сельской школы .Как
даровитого воспитанника Н. И Ильминский
оставляет его учителем мордовской группы
начальной школы при семинарии в качестве
преподавателя арифметики, а затем русского
языка и географии. С этого времени он
целиком посвящает себя делу воспитания
и образования мордовского населения
и научной работе.
1.2 М. Е. Евсевьев в 1917 – 1931 гг.
В 90-е годы XIX века началась активизация
общественного движения в России, ослабевшего
в годы политической реакции предшествующего
десятилетия. Одним из каналов общественной
активности интеллигенции стали различного
рода общества. С ними и связал свою просветительскую
деятельность М. Е. Евсевьев. Наиболее
близким для него стало Общество археологии,
истории и этнографии при Казанском университете.
Здесь он формируется как ученый-исследователь,
исповедующий гуманистические и демократические
принципы русской этнографии и фольклористики.
В 1898 году он становится членом-сотрудником
общества, а в 1914 году – его действительным
членом .М. Е. Евсевьев постоянно выступал
на заседаниях общества, выставлял на
просмотр свои уникальные коллекции. Один
из руководителей общества известный
востоковед Н. Ф. Катанов считал М. Е. Евсевьева
крупнейшим коллекционером памятников
истории, культуры и языка мордовского
народа.
Важную роль в развитии мордовского
просветительства сыграла связь М. Е. Евсевьева
с Русским географическим обществом. На
страницах первого отечественного исторического
журнала «Русская старина» М. Е. Евсевьев
опубликовал работы «Описание мордовской
свадьбы» (1892-1893), «Остатки языческой религии
мордвы Пензенской губернии», за которые
ему были присуждены серебряная, а затем
Малая золотая медали РГО. Эти работы поставили
его в число крупнейших исследователей
этнографии мордвы. В 1912 году он избирается
членом Русского географического общества.
Еще в 1910 году М. Е. Евсевьев был избран
членом Финно-угорского общества. Это
было несомненным признанием его заслуг
в науке.
М. Е. Евсевьев был организатором
Мордовского культурно-просветите ьского
общества (май 1917 г.), которое ставило задачей
объединение национальной интеллигенции
для просвещения народа. Общество выступило
с обращением к мордовскому народу, призвав
его к консолидации усилий по организации
школьного дела, сохранению и развитию
национальных традиций, собиранию устно-поэтического
творчества народа.
К кругу общественных интересов
М. Е. Евсевьева можно отнести и его постоянное
сотрудничество с Русским музеем в Петербурге.
М. Е. Евсевьеву принадлежит важная роль
в формировании его этнографических коллекций,
в особенности, предметов одежды и быта
мордвы. Видя, как под влиянием времени
исчезают национальные традиции, обычаи
и верования, М. Е. Евсевьев в создании
музейных коллекций усматривал одну из
возможностей их сохранения для истории
мордовского народа, для будущих поколений.
В этих формах внеслужебной
деятельности М. Е. Евсевьев находил выход
своим общественным и научным интересам.
В рамках этой научно-общественной деятельности
М. Е. Евсевьев проводил разнообразные
исследования, экспедиции. На долю просветителей
нерусских народов Поволжья в конце XIX
века выпала главная задача создания литературных
языков и письменности, учебных книг на
родном языке. Макар Евсевьевич Евсевьев,
как и другие просветители, понимал, что
без преодоления духовной отсталости,
без создания письменности и ликвидации
неграмотности невозможно поднять культуру
и просвещение мордовского народа.
М. Е. Евсевьева можно по праву
назвать создателем новой мордовской
письменности, первым мордовским языковедом
и основателем национального языкознания.
И хотя до Евсевьева проводилась работа
по изучению мордовских языков, но это,
как правило, было изучение отдельных
говоров, которое не всегда основывалось
на живых разговорных языках и преследовало
узконаучные цели. М. Е. Евсевьев впервые
осуществил целостный подход к изучению
мордовских языков, главную цель которого
видел в создании национальной письменности,
доступной и понятной простому народу.
Знаток и собиратель образцов живого разговорного
языка и устного народно-поэтического
творчества родного народа он создал своеобразную
«энциклопедию народной жизни», состоящую
из песен, причитаний, сказок, описаний
народных представлений и религиозных
обрядов, пословиц, поговорок, игр, просто
народной речи во всех ее проявлениях.
Язык – величайший народный
наставник, он соединяет прошлые, ныне
живущие и будущие поколения народа в
историческое целое. Особенно это было
важно для мордовского народа, исторически
расселенного на огромной территории.
В тех условиях такой труд по собиранию
языка был подвижничеством, подвигом во
имя народа. Благодаря этому десятки диалектов
мордовских языков попали в поле зрения
науки, позволив выявить наиболее распространенные,
типичные, которые легли затем в основу
литературных языков.
Изучение живого народного
мордовского языка привело к созданию
«Образцов мордовской народной словесности»,
к составлению которых М. Е. Евсевьев привлек
учащихся семинарии. Они были опубликованы
в 1896 году в Казани. Живой язык и был положен
М. Е. Евсевьевым в основу букварей, написанных
для эрзянских и мокшанских детей (1892).
Семь лет потратил М.Е. Евсевьев на их подготовку,
опробовал в мордовском училище при семинарии.
Столько же лет ушло и на написание первоначальных
учебников русского языка для мордвы -
эрзи и мокши, изданных в 1897 году.
В основе букварей лежит предложенный
К. Д. Ушинским звуковой аналитико-синтетичес ий
метод обучения грамоте. В них осуществляется
тесная связь русского и мордовских языков.
В комплекс должны были войти еще словари,
которые М. Е. Евсевьев писал долгие годы,
литература для чтения. Прежде всего, это
произведения устно-поэтического творчества
мордовского народа, переводная литература.
М. Е. Евсевьев подготовил более 30 переводных
книг.
Научные исследования М. Е. Евсевьева
в области мордовского языкознания получили
высокую оценку выдающегося русского
языковеда А.А. Шахматова, но для самого
Макара Евсевьевича их практическое значение
для создания письменности и учебной литературы
стояло на первом месте.
Учитель по образованию и по
духу М. Е. Евсевьев обращал свои взоры
и надежды к мордовской народной школе,
к народному учителю. Его беспокоило то,
что мордовская начальная школа была развита
значительно слабее, в сравнении со школами
других народностей Поволжья. Проводя
политику насаждения православия и русификации
нерусских народов, в отношении мордвы
царизм считал эти задачи «решенными»,
а потому и не проявлял заинтересованности
в развитии мордовской школы. Изучая в
своих поездках по мордовским селениям
Поволжья состояние школьного дела, собирая
материал о состоянии преподавания, учителях,
М. Е. Евсевьев всячески стремился способствовать
развитию мордовской школы, вносил предложения
об открытии новых школ. В его записных
книжках сохранилось немало записей о
мордовских школах.
С просветительской деятельностью
М. Е. Евсевьева связана его преподавательская
работа в Казанской учительской семинарии.
С семинарией была связана вся его жизнь.
Сотни ребят разных национальностей —
чуваши и татары, удмурты и алтайцы, мари
и русские, башкиры и казахи и, естественно,
мордва — прошли за эти годы через добрые
и требовательные руки наставника. М. Е.
Евсевьева по праву можно считать учителем
учителей всех народов Поволжья. Он прекрасно
владел русским, татарским и чувашским
языками. С подготовкой национальных учителей
М. Е. Евсевьев связывал в первую очередь
расцвет культуры и просвещения народов
Поволжья и отдавал этому много сил. Он
проявлял большую заботу о совершенствовании
программ и методики преподавания, умело
связывал обучение с практическими задачами,
привлекал учащихся к исследованиям в
области языка, народного быта, этнографии,
к изучению устно-поэтического наследия
народов Поволжья. М. Е. Евсевьев руководил
педагогической практикой семинаристов,
проявлял заботу о трудовом обучении и
воспитании.
Естественно, что особое внимание
М. Е. Евсевьев уделял мордовским юношам,
многих из которых он сам привез из глухих
сел. Он стремился развивать национальное
самосознание будущих учителей, раскрывая
перед ними неведомый и увлекательный
мир истории и культуры родного народа.
В сохранившихся характеристиках, написанных
М. Е. Евсевьевым на своих питомцев перед
выпуском из семинарии, сквозит и глубокое
знание их жизни, психологических особенностей,
потенциальных возможностей. В Захаре
Дорофееве отмечает литературное дарование,
в Леонтии Кирюкове – увлечение музыкой,
в Сергее Боярове – педагогический талант.
Жизнь подтвердила предвидение мудрого
наставника. В общении с молодежью М.Е.
Евсевьев выступал как убежденный просветитель-демокра ,
веривший в творческие силы молодой поросли,
в будущность своего народа.
Казанская учительская семинария
была крупным методическим центром Казанского
края по вопросам национального просвещения.
Здесь работала группа известных педагогов
и методистов, таких как Н. А. Бобровников,
И. С. Михеев, Н. В. Никольский, Н. И. Ашмарин
и др. И в этом кругу М. Е. Евсевьев пользовался
заслуженным авторитетом. Для подготовки
учительских кадров для мордовской школы
важную роль сыграли его лингводидактические
и методические идеи, положенные в основу
учебной литературы. В конечном счете,
все сделанное М. Е. Евсевьевым в области
языкознания и фольклористики оказало
свое воздействие на формирование методики
преподавания мордовских языков и литературы
в школе.
М. Е. Евсевьев придавал школе решающее
значение в просвещении народа, выступал
за организацию широкой сети народных
школ. В 1885 году он берется за составление
мокшанского и эрзянского букварей, а
в 1888 году – первоначального учебника
русского языка для мокши и эрзи. Эти учебники
сыграли значительную роль в распространении
первоначальной грамотности среди эрзянского
и мокшанского населения. М. Е. Евсевьев
пристально следил за работой народных
школ и школ грамоты, за постановкой дела
просвещения народа.
В своей деятельности разделяет взгляды
революционных демократов-шестидеся ников
на педагогическую систему, за что в 1919
году был арестован, но затем освобождён
благодаря ходатайству Наркомпроса РСФСР.
С 1920 года Евсевьев работает заведующим
отделом, научным сотрудником Казанского
краеведческого музея. Одновременно он
преподавал историю и этнографию эрзян
и мокшан, эрзянский и мокшанский языки
в высших и средних учебных заведениях
Казани (Восточная академия, Восточный
педагогический институт, Казанский педагогический
университет и др). В 1920-х годах был организатором
Центральных курсов мордовских учителей
в Москве (1926 -1928), первых 3-годичных курсов
в Казани, краткосрочных курсов в Нижнем
Новогороде, Самаре, Саранске, Саратове,
Симбирске.
Таким образом, важнейшим фактором формирования
мировоззрения М. Е. Евсевьева стало знакомство
с многонациональной культурой народов
Поволжья, с их жизнью, языками, устно-поэтическим
творчеством, историей. Все это позволило
по-новому взглянуть на жизнь, быт, историю
и культуру родного мордовского народа,
осознать, что глубинные пласты национальной
истории и культуры остаются не раскрытыми.
Его многочисленные поездки по селам,
встречи с крестьянами, изучение народного
творчества укрепляли это убеждение. Уже
в начале нового века он был известен как
собиратель духовной культуры мордовского
народа. Вполне естественно, что наряду
с общими чертами, характерными для просветителя,
во взглядах и деятельности М. Е. Евсевьева
отразились и особенности исторического,
этнопсихологическог и религиозного
развития мордовского народа, его нужды
и потребности.
С именем Евсевьева связан новый этап
в развитии мордовской письменности, национального
самосознания. На основе изучения разговорного
языка он создал «Образцы мордовской народной
словестности», написал первые буквари
для мокши (1892) и эрзи (1897) и был соавтором
первого советского букваря для эрзи «Тундонь
чи» – «Весенний день». Осуществил целостный
подход к изучению эрзянского и мокшанского
языков в монографиях «Основы мордовской
грамматики» (1928), «Эрзянь-рузонь валкс»
(«Эрзянско-русский словарь», 1931). Евсевьев
занимался переводческой деятельностью:
именно он перевёл более 10 вероучительных
и учебных книг.
М. Е. Евсевьев был и одним из первых организаторов
национальной мордовской школы. По поручению
Наркомпроса РСФСР в 1920 году, после закрытия
семинарии, он организует в Казани трехгодичные
мордовские учительские курсы и становится
их первым директором. С открытием в 1921
году Казанской восточной академии, преобразованной
позднее в Восточный педагогический институт,
М. Е. Евсевьев избирается ее преподавателем,
профессором, читает для будущих педагогов
лекции по мордовскому языку и этнографии
мордвы .С 1925 по 1930 год он преподавал мордовский
язык, литературу, историю мордвы в Татарском
коммунистическом университете и одновременно
в Казанском педагогическом техникуме.
Общение с молодежью, будущим своего народа,
возможность свободно рассказывать о
его прошлом, об истории языка и народной
культуры вдохновляли ученого и просветителя.
И молодежь платила ему любовью и признанием.
М. Е. Евсевьев был членом многих научных
обществ – Финно-угорского общества, Русского
географического общества, Общества археологии,
истории и этнографии при Казанском университете,
Православного миссионерского общества.
После Февральской революции 1917 он выступил
инициатором создания Мордовского культурно-просветите ьского
общества, был соавтором «Обращения к
мордовскому народу», членом Комитета
по изучению языковых и этнографических
культур народов СССР, президиума угро-финской
секции Восточно-финского комитета АН
СССР. Награждён орденами Святого Станислава
и Святой Анны .
Имя Макара Евсевьевича Евсевьева присвоено
Мордовскому государственному педагогическому
институту, библиотеке и улице Саранска.
Собранные им коллекции одежды, украшений
и иных предметов быта мокшан и эрзян,
а это более 500 предметов хранятся в центральных
музеях г. Москвы, Санкт-Петербурга, Казани,
Саранска, Гамбурга, Парижа, Хельсинки.
2. Научно-педагогическа деятельность
2.1 М. Е. Евсевьев
– исследователь истории и культуры мордвы
М. Е. Евсевьеву принадлежат большие заслуги
в области собирания и изучения устно-поэтического
творчества мордовского народа. Он умел
органически увязывать актуальные вопросы
науки о народно поэтическом творчестве
с вопросами языкознания, истории и этнографии.
В области собирания, публикации и изучения
фольклорных памятников М. Е. Евсевьев
представляет перед нами как филолог в
широком понимании этого слова, как литературовед
и лингвист, глубоко понимающий неразрывную
связь народной поэзии с языком и их важную
роль в развитии общественного самосознания
народа, а также в области образования
и воспитания людей.
Ученый понимал, что мордовский народ,
несмотря на мучительные тяжелые условия
жизни при царизме, создал самобытную
культуру, в которой фольклор занимает
одно из первых мест. В области изучения
народной словесности одной из значительных
заслуг М. Е. Евсевьева является то, что
он глубоко разобрался в многогранности
и идейно-художественной значимости устно-поэтического
творчества родного народа. М. Е. Евсевьев,
будучи ещё воспитанником Казанской учительской
семинарии, правильно понял, что фольклорные
памятники являются не только произведениями
художественного слова, но и значительными
культурными ценностями, в которых отражаются
вся история народа, создавшего их, его
быт, нравы, обычаи, взгляды на природу
и общество. М. Е. Евсевьев отстаивал мысль
об активной роли устной поэзии в жизни
общества, в борьбе людей за утверждение
прогрессивных общественных идеалов.
В своей научной работе и собирательской
деятельности ученый исходил из понимания
многозначности народно поэтического
творчества.
Глубокому осмыслению значения и роли
фольклора у М. Е. Евсевьева соответствовал
и широкий размах его работы в области
устной народной поэзии. Накапливая фольклорно-лингвисти еский
и иной материал, он побывал более чем
в 450 мордовских селениях. Свои научные
высказывания и обобщения он строил на
основе огромного количества фактов, многочисленных
и систематических наблюдений.
М. Е. Евсевьев фиксировал фольклорный
материал во всех губерниях Европейской
части России, в которых проживала мордва.
Он продолжил выпуск сборников запечатленных
мордовских фольклорных произведений,
начатый ещё в1882-1883 гг. (сборник «Образцы
мордовской словесности»).
В1882-1883 гг. в журнале «Живая старина»
М. Е. Евсевьев опубликовал работу по мордовской
свадьбе. А в 1897 г. он издал в Казани сборник
«Образцы мордовской народной словесности,
вып. 1. Мокшанские песни».
После опубликования этих работ М. Е.
Евсевьев приобрел известность зрелого
ученого фольклориста и этнографа.
Умелая работа М. Е. Евсевьева как выдающегося
фольклориста особенно хорошо видна на
примере изучения и записи обрядов, песен
и причитаний, сопровождающих мордовскую
свадьбу. Свадебные песни, доведенные
в течение многих веков до высокого художественного
совершенства, М. Е. Евсевьев записал особенностями
бытования, исполнения. Свадебные песни
и обряды в разных мордовских селениях,
М. Е. Евсевьев зафиксировал в нескольких
вариантах. Это дало возможность ученому
вести работу над накопленными материалами
о народной традиционной свадьбе во многих
аспектах, использовать их как историко-этнографиче кий
источник и как произведения словесного
искусства.
Сознавая необходимость обнародования
накопленного материала, М.Е. Евсевьев
в годы Советской власти ещё с большей
энергией, чем прежде, продолжает обработку
и публикацию собранных им фольклорных
произведений. В эти годы он выпускает
сборники: « Мордовская свадьба», «Эрзянь
морот»(Эрзянские песни), « Эрзянь ёвкст
»( Эрзянские сказки).
Оценивая деятельность М. Е. Евсевьева
как фольклориста, следует подчеркнуть,
что собранные им произведения в совокупности
охватывают почто все жанры обрядового
и необрядового фольклора мордвы. Особое
значение имеет то обстоятельство, что
благодаря записям М. Е. Евсевьева многие
песни и сказки сохранились в таких вариантах,
в каких позднее зафиксировать их было
невозможно. Одна из примечательных сторон
фольклорных произведений, собранных
М. Е. Евсевьевым, заключается поэтому
в неповторимости.
М. Е. Евсевьев был и крупным историком,
коллекционером и знатоком материальной
культуры мордовского народа.
Известно, что вопросами истории, этнографии,
быта и культуры мордвы до М. Е. Евсевьева
занимались многие русские и заграничные
ученые, как И. И. Лепехин, П. С. Паласс, П.
С. Рычков, Н. Фальк, В. А. Сбоев и другие,
которые многое сделали в этой области.
Однако каждый из них занимался лишь одной
из сторон жизни мордвы: этнографией или
фольклором, историей или культурой. М.
Е. Евсевьев первым из ученых вплотную
занялся изучение истории, этнографии,
быта и культуры мордовского народа в
их взаимосвязи, поставил их в центре своей
научно-исследователь кой работы и общественно-просветит льской
работы, связав ее с борьбой за культурное
и духовное возрождение родного народа.
М. Е. Евсевьев отдал много сил и энергии
собиранию, коллекционированию и изучению
предметов материальной культуры мордвы.
Собранные и обработанные им коллекции
одежды, обуви головных уборов, домашней
утва и т.д.................