Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
творческая работа Развитие человека как субъекта труда
Информация:
Тип работы: творческая работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 5.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Основные
данные о работе
Основная
часть
Развитие
человека как субъекта труда
Еще
А.Н. Леонтьев рассуждал о двух "рождениях
личности": первый раз - в дошкольном
возрасте, когда выстраивается первая
иерархия мотивов и появляется способность
от чего-то отказываться; и второй раз
- в подростковом возрасте, когда молодой
человек по-новому осознает свои мотивы
и начинает руководить собственным поведением.
Я считаю, что к этому можно добавить и
третье рождение личности, связанное с
гражданской зрелостью и согласованием
своих мотивов с общественными и даже
общечеловеческими.
В
целом можно условно выделить следующие
этапы развития самосознания личности
(по Ю.Б. Гиппенрейтер):
-
усвоение норм, опосредствующих
физическое развитие (формирование
"физического Я" личности);
-
формирование "социального слоя
личности";
-
формирование "духовного центра
личности" (ценностно-нравственно
самоопределение).
Наиболее
известной в России является периодизация
развития человека как субъекта труда
Е.А. Климова (1996):
Стадия предыгры (от рождения
до 3 лет), когда происходит освоение
функций восприятия, движения, речи,
простейшие правила поведения
и моральные оценки, которые становятся
основой дальнейшего развития
и приобщения человека к труду.
Стадия игры (от 3 до 6-8 лет), когда происходит
овладение "основными смыслами" человеческой
деятельности, а также знакомство с конкретными
профессиями (игры в шофера, во врача, в
продавца, в учителя.).
Стадия овладения учебной деятельностью
(от 6-8 до 11-12 лет), когда интенсивно развиваются
функции самоконтроля, самоанализа, способности
планировать свою деятельность и т.п.
Стадия "оптации" (от 11-12 до
14-18 лет). Это стадия подготовки
к жизни, к труду, сознательного
и ответственного планирования
и выбора профессионального пути.
Стадия адепта - это профессиональная
подготовка, которую проходит большинство
выпускников школ.
Стадия адаптанта - это вхождение
в профессию после завершения
профессионального обучения, продолжающаяся
от нескольких месяцев до 2-3 лет.
Стадия интернала - это вхождение в
профессию в качестве полноценного коллеги,
способного стабильно работать на нормальном
уровне.
Стадия мастера, когда о работнике
можно сказать: "лучший" среди
"нормальных&qu t;, среди "хороших",
т.е. работник заметно выделяется
на общем фоне.
Стадия
авторитета означает, что работник стал
"лучшим среди мастеров".
Стадия наставника - высший уровень
работы любого специалиста.
Так
же на Западе достаточно хорошо известна
периодизация американского психолога
Дональда Сьюпера. Эта периодизация включает
следующие этапы:
Этап роста, когда происходит
развитие основных интересов
и способностей (от рождения до
14 лет). При этом представления
о будущей профессии выстраиваются
на основании сначала фантазии
(4-10 лет), затем - осознания собственных
интересов (11-12 лет), а позже - и на основании
осознания своих способностей (13-14 лет).
Этап исследования своих сил
и устремлений, этап "разведки"
Здесь происходит апробация своих
сил в различных видах трудовой
и учебной деятельности (от 14 до 25
лет). В переходный период (18-21 год) молодой
человек продолжает активный поиск профессионального
учебного заведения в условиях освоения
способов самостоятельной жизни, включая
и временные подработки. Завершается этот
этап апробированием избранной профессии
в процессе реальной трудовой деятельности,
часто совмещаемой с учебой (примерно
22-24 года).
Пробный этап. Здесь человек "пробует"
себя в качестве полноценного
специалиста, способного "конкурировать& uot;
с более опытными работниками
(25-30 лет).
Этап стабилизации, утверждения себя
в качестве надежного и преуспевающего
специалиста.
Этап поддержания, сохранения достигнутых
позиций (в ходе карьерных усилий).
Человек на данном этапе стремится
создать устойчивое профессиональное
и социальное положение.
Этап спада, ухода, уменьшения профессиональной
и социальной активности (от 65 лет и более).
На
мой взгляд, если сравнивать периодизации
разных авторов, то различие в них объясняется
не только различием в теоретико-методологи еских
взглядах, но и особенностями социально-экономичес ого
и духовного развития общества.
Психологические основы трудового
и профессионального воспитания.
Развитие профессиональных знаний,
умений, навыков
Целостность, системность - важное свойство
всесторонне и гармонично развитой
личности. Этому ее свойству должно соответствовать
как единство воспитательных воздействий,
так и единство всего стиля жизни человека.
Прямой "целью трудового воспитания.
должно быть привитие любви к труду и уважения
к людям труда; побуждение к сознательному
выбору профессии и получение первоначальной
профессиональной подготовки".
Важную
роль играют взаимоотношения учебной
деятельности и трудового развития. Процессы
труда все чаще строятся по законам познания.
Это определяется логикой общественного
развития, для которого характерно соединение
физического и умственного труда. Единство
познания и труда выступает в качестве
одного из основных условий развития творческих
возможностей человека.
Несомненно,
что совершенствование всего дела трудового
воспитания должно затронуть преподавание
всех учебных дисциплин, в частности привести
к общему сдвигу указанное моделирование
в сторону большей конкретности.
Поставленная
проблема моделирования профессионального
труда затрагивает задачи и воспитания,
и обучения, т.е. разные аспекты в стиле
жизни, относящиеся и к формированию личности,
и к усвоению знаний и умений. Я думаю,
что между обучением и воспитанием в целом
должна существовать определенная иерархия.
Возможности
самоконтроля и саморегуляции поведения,
формирования своего стиля жизни и свойств
личности существенно определяют успешность
в приобретении тех или иных умений и знаний.
Поэтому можно сказать, что воспитание
и обучение соотносятся между собой как
стратегия и тактика педагогического
процесса. Их единство определяется и
единством соответствующих аспектов психики
и их проявлений в стиле жизни.
Изложенные
соображения имеют силу также для трудового
воспитания и обучения. Обучение на уроках
труда - будь это ручной труд в младших
классах или обучение политехническим
знаниям и умениям в более старших классах
- должно преследовать, прежде всего, стратегические
цели воспитания, формирования тех личностных
качеств, которые необходимы людям самых
разных профессиональных направлений:
трудолюбия, организованности, ответственности,
инициативности, способности самоконтроля
и саморегуляции действий, коллективистических
качеств и т.д.
Важно
добиться того, чтобы единство учебной
деятельности и труда, единство прежде
всего в силу их общественной полезности,
все в большей степени осознавалось учащимися.
Можно отметить, по крайней мере, два аспекта
осознания. Прежде всего так или иначе
осознаются затраты труда в процессе учения.
В ходе развития детей изменяются сами
критерии, по которым школьники оценивают
результаты своего учебного труда: сначала
таким критерием является затраченное
время, затем - затраченные усилия, наконец
- трудность задачи, связанная с реализацией
своих творческих возможностей . Второй
аспект осознания школьником связи труда
и учения характеризует заинтересованность
в том или ином учебном предмете с точки
зрения его важности для будущей трудовой
деятельности.
Сущность профессионального образования.
Психологические основы профессионального
развития
Само
профессиональное обучение предполагает:
-
процесс и результат овладения обучающимися
системой научных знаний и познавательных
умений, навыков, формирование на их основе
мировоззрения и других качеств личности;
-
целенаправленный процесс взаимодействия
учителя и учащегося ;
-
активную деятельность самого
обучающегося по усвоению новых знаний
и овладению способами приобретения знаний.
-
труд профессиональное самоопределение
периодизация
Таким
образом, важнейшим в профессиональном
образовании является формирование личности
будущего профессионала. Понятию профессионального
развития предлагает следующее понимание
этого термина: это многогранный процесс,
включающий несколько линий: приобретение
технических навыков, знаний и умений,
освоение средств труда; процесс выбора
профессиональной позиции, путь самореализации,
выбор и реализация ценностей; включение
в профессиональное сообщество, усвоение
норм и ценностей данной социальной группы,
общение в рамках профессиональных задач.
Интересны
концепции, приравнивающие профессионализацию
и личностное развитие. А.Р. Фонарев (1997)
считает, что успешная профессионализация
зависит от личности специалиста, а именно
от следующих личностных образований:
-
смысл профессии для специалиста;
-
отношение к другим людям;
-
отношение к себе.
Он
описывает три формы профессионального
становления: индивидную (стремление к
сохранению усвоенных форм действий),
личностную (способность человека к преобразованию
старых способов и средств деятельности,
стремление к новым смыслам) и индивидно-личностную
(кризис, относительно короткий этап, в
результате которого человек либо возвращается
к индивидной форме, либо переходит к личностной
форме регуляции, но всегда возникает
ценностная система).
Л.М.
Митина считает, что профессиональное
развитие неотделимо от личностного, так
как основа этих процессов общая - принцип
саморазвития. Она выделяет два способа
существования человека:
Жизнь не выходящую за рамки
непосредственных связей и отношений
(отношение человека к явлениям,
а не к жизни в целом);
Выход
за пределы непосредственно данной ситуации,
ценностно-смысловое определение жизни.
С
описанными двумя способами существования
связываются две модели профессионального
труда:
адаптивное
поведение (подчинение профессиональной
деятельности обстоятельствам в виде
выполнения предписанных требований,
правил и норм);
профессиональное
развитие (выход за пределы непрерывного
потока повседневной практики, способность
увидеть свой труд в целом и превратить
его в предмет практических преобразований.
Каждой
из моделей труда соответствуют различные
модели профессионального развития:
Адаптивное поведение включает
стадии адаптации, становления, стагнации
(стадия стагнации представляет
собой существование за счет
прошлого, снижение профессиональной
активности и роста, одновременно
со снижением социальной адаптации);
Профессиональное развитие включает в
стадии самоопределения, самовыражения,
самореализации .
Концепции, объединяющие личностное
и профессиональное, предлагают
способ становления профессионала,
связанный не только с характеристиками
деятельности, не с возрастными
или временными переходами, но и личностными
изменениями.
Профессиональное самоопределение,
выбор профессии. Профессиональная
подготовка
Определение
сущности профессионального самоопределения
является до сих пор нерешенной задачей
и поэтому обращение к данной проблеме
занимает важное место в творческом поиске
не только педагогов и психологов, но и
философов, методологов, писателей, представителей
различных направлений науки и искусства.
Как
уже отмечалось, важнейшим критерием развития
профессиональной ориентации явилось
появление перед значительным числом
людей реальной проблемы свободы выбора.
В
отечественной педагогике и психологии
накоплен богатый опыт в области теории
профессионального самоопределения, который
во многом предопределил современные
подходы к данной проблеме.
Сложность
определения самого понятия (сущности)
самоопределения связана еще и с тем, что
имеются другие близкие понятия: самоактуализация,
самореализация, самоосуществление, которые
нередко раскрываются "через увлеченность
значимой работой" (А. Маслоу), через
"дело", которое делает человек (К.
Яспрерс) . Все больше появляется работ,
где делается попытки как-то связать профессиональную
деятельность с отношением к миру, обозначить
связь труда, жизни, счастья, судьбы (Аргайл,
1990: Климов. 1993; Коган, 1988: Мамагдашвили,
1991).
Все
это позволяет сделать вывод о неразрывной
связи профессионального самоопределения
с самореализацией человека в других важных
сферах жизни. Сущностью профессионального
самоопределения является самостоятельное
и осознанное нахождение смыслов выполняемой
работы и всей жизнедеятельности в конкретной
культурно-историчес ой (социально-экономиче кой)
ситуации.