Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Религиозно-символическое начало в романе Ф.М. Достоевского «Подросток»

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2013. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ГОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет»
Кафедра русской литературы






Религиозно-символич ское начало в романе Ф.М. Достоевского
«Подросток»
Курсовая работа



Выполнила: Емельянова Д.И.,
Студентка 2 курса д/о
Научный руководитель:
к.ф.н., доцент Четина Е.М.


Пермь, 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского в литературоведческих и научных работах 5
Глава 2. Религиозно- символическое начало в романе «Подросток» 12
§ 1 «Два отца» главного героя : божественное и дьявольское начало. 12
§ 2. Три искушения Аркадия Долгорукого 21
Заключение 24
Список литературы 25










Введение


Фёдор Михайлович Достоевский – «величайший русский писатель, реалист, психолог-ясновидец, страстный обличитель социального зла и вместе с тем бесконечно искренний и гуманный человек, учащий искать искру добра в каждом» [5.6]. Сколько бы ни было сказано и написано о писателе, его творчество остается неисчерпаемым источником для понимания мира и места человека в нем.

Личность и творчество Ф.М. Достоевского всегда привлекает многих отечественных и зарубежных исследователей. «Для одних он был прежде всего предстателем за "униженных и оскорбленных", для других - "жестоким талантом", для третьих - пророком нового христианства» [6.38].
Ю.Ф. Карякин, в книге « Достоевский и Апокалипсис» анализирует стихию чувств и мыслей писателя, просвещает "знаковую систему" гения [24].
О. А. Мурашова раскрывает тему греха и наказания в романе «Преступление и наказание» [16] , Г. Г. Ермилова сопоставляет главного героя романа «Идиот» с «русским Христом» [10]. Мотивы библейского Иова в романе «Братья Карамазовы» выявляет Н.Л. Ефимова [11].

Данная работа предлагает анализ четвертого из знаменитого Пятикнижия автора романа «Подросток». Это произведение носит в большей степени социально направленный характер, нежели предыдущие романы Ф.М. Достоевского. «Разложение общества, нравов» - главные, по словам автора, мысли романа [5.158]. Мы рассматриваем произведение с точки зрения религиозного начала. На наш взгляд, духовная сторона романа «Подросток» анализировалась недостаточно подробно.




Задачи исследования:
    Определить, каким образом сопоставляются между собой «отцы» главного героя, выявить символы в их изображении в романе;
    Проследить взаимодействие образа главного героя с евангельскими мотивами;
    На основе проведенных исследований выявить, как христианское начало отображается в художественном мире произведения.

Таким образом, цель исследования – обозначить элементы религиозного начала в романе.
При написании курсовой работы был использован историко-типологический метод исследования.
Наиболее значимыми для нас являются работы Г. В. Фроловского о религиозных темах в творчестве Ф.М. Достоевского [22], книга А. С. Долинина, повествующая о том, как создавались романы «Подросток» и «Братья Карамазовы»[9], работа С.В. Белова [5], Ю.Г. Кудрявцева [12].

Курсовая работа состоит из четырех частей: введение, в котором обозначаются задачи, цель и актуальность исследования; глава, посвященная исследованиям художественного мира Ф.М. Достоевского; глава, где рассматривается божественное и дьявольское начало в героях и духовный путь Аркадия; заключение, содержащее вывод о решении поставленных задач.

Глава 1. Художественный мир Ф.М. Достоевского в литературоведческих и научных работах


Исследование известного достоевсковеда С. В. Белова представляет творческий путь и художественней мир писателя в разных аспектах. Книга «Федор Михайлович Достоевский» заключает в себе повествование о жизненных этапах писателя, анализ духовной и творческой эволюции на примере художественных произведений, дневниковых записей, эпистолярного наследия.
С.В. Белов выделяет следующие этапы духовной эволюции писателя: «детство в патриархальном семействе»[5,24], соблюдающем пост и заповеди, которое заложило в сердце юного Ф.М. Достоевского первое впечатление о Боге, затем связь с петрашевцами и желание воплотить религиозные и социальные идеи. Следующим этапом является, так называемая, «смерть старого человека»[5.70]. В день казни петрашевцев смертный приговор заменили каторгой. Это произвело неизгладимое впечатление на писателя : «Брат! Я не уныл и не упал духом. Жизнь везде жизнь, жизнь в нас самих, а не во внешнем. Подле меня будут люди, и быть человеком между людьми и остаться им навсегда, в каких бы то ни было несчастьях, не унывать и не пасть — вот в чем жизнь, в чем задача ее. Как оглянусь на прошедшее да подумаю, сколько даром потрачено времени, сколько его пропало в заблуждениях, в ошибках, в праздности, в неумении жить, как не дорожил я им, сколько раз я грешил против сердца моего и духа, — так кровью обливается сердце мое. Жизнь — это дар, жизнь — счастье, каждая минута могла быть веком счастья» [5.76]. Последним этапом автор обозначает каторгу. Именно в неволе на протяжении четырех лет писатель читает Евангелие. После этого религиозная тема становится центральной в его творчестве.
«Эшафот и каторга – некие круги человеческого ада, которые Федор Достоевский воспроизводит в своем творчестве. И в этих условиях художник и человек обращается к Библии»[5.76]. Это была книга, подаренная ему женами декабристов в Тобольске по пути в острог и единственная, разрешенная ему для чтения.
Писатель сравнивал окружающую жизнь пореформенной России с болезнью общества. По его мнению, ушло старое патриархальное «благообразие», капитализм принес распад, всюду царил беспорядок. Анализируемый в данной работе роман в черновых записях назывался именно «Беспорядок» [5.158]. Этапы духовных скитаний Ф. М. Достоевского предопределили идейное содержание его произведений, в том числе и романа «Подросток».

Изображение внутреннего мира писателя в его романах анализирует
В. И. Кулешов. В своей книге «Жизнь и творчество Ф.М. Достоевского» он связывает период связи писателя с петрашевцами с изображением кружка Дергачева в произведении «Подросток». Так же «Подросток» был написал в период супружеской жизни писателя с Анной Сниткиной. «Анна, в прошлом помощница по работе, а затем женщина, подарившая писателю детей, уют, некую семейную почву и духовное успокоение. Поэтому это единственный роман из Пятикнижия без трагического конца» [13.157].
В. Кулешов размышляет о структуре и главной идее романа: «В начале избрана душа как чистый лист бумаги, и жизнь пишет на ней свои письмена»[13.151].
Условно, автор биографии разделяет роман на три части: «первая – теза» [13.153], где происходит знакомство с героем, обозначение его противоречивой натуры. Герой предстает в светлом образе, его волнуют чистые помыслы выяснить тайны отца, и не то чтобы желание стать Ротшильдом, а мысль «отгородить себя от других Ротшильдов». [12.78] «Вторая- Антитеза. Герой становится «как они». Поддается искушению. Увлекается рулеткой, думает шантажировать Катерину Ивановну документом» [13.154].
«Третья- Синтез. В этой части происходит соединение с отцом и матерью. Отдельная роль отводится Макару Долгорукому в этом всеспасительном акте» [13.154].
Об особенностях изобразительных средств в творчестве Ф.М. Достоевского пишет С.М Соловьев. Исследователь подчеркивает дисгармоничность героев Достоевского. «Необязательна согласованность внешности и внутреннего мира героя» [20.42].
Эту идею Ф.М. Достоевский развил и в самом романе «Подросток».
Версилов объясняет Аркадию : «Заметь, — сказал он, — фотографические снимки чрезвычайно редко выходят похожими, и это понятно: сам оригинал, то есть каждый из нас, чрезвычайно редко бывает похож на себя. В редкие только мгновения человеческое лицо выражает главную черту свою, свою самую характерную мысль. Художник изучает лицо и угадывает эту главную мысль лица, хотя бы в тот момент, в который он списывает, и не было ее вовсе в лице. Фотография же застает человека как есть, и весьма возможно, что Наполеон, в иную минуту, вышел бы глупым, а Бисмарк — нежным» [1.431].
Герои, согласно книге С.М. Соловьева, «раздвоены, поливарианты» [20.43]. У Ф.М. Достоевского скудны описания пейзажей. Но символическая насыщенность этих пейзажей чрезвычайно велика, что отмечает и сам С.М. Соловьев. «Через закат, например, Ф. Достоевский передает эгоцентрическую отчужденность подростка» [20.168]:
« <…> Час? Не знаю. Я закат не люблю» [1.67]
Изображение религиозных идей можно интерпретировать с помощью цветовой палитры, используемой в романах.
«Белый - очищение, божественность» , красный- злость или веселость, эмоциональность и т.п. [20.214]
Многие исследователи творчества Ф. М. Достоевского склонялись к тому, что «Подросток» - «роман слабый по отношению к другим четырем книгам, что основная его идея стремится лишь к нравственному благообразию. (например, Г. Померанц). Почти совсем нет крупных работ, посвященных этому тексту» [17.гл.1] . Во всех вышеперечисленных книгах анализ романа «Подросток» производится лишь «вскользь», давая простор для разбора «Преступления и Наказания», «Идиота», «Бесов», «Братьев Карамазовых». Непосредственно самим «Подростком» занимались И. Н. Невшупа, Е. С. Семенов. Но они рассматривали роман не со стороны религиозного начала.

И. Н. Невшупа, кандидат филологических наук, анализирует «Подростка» с точки зрения типов и архетипов. «Произведение можно сравнить с каноническим жанром воспитания, т.к. есть его тень из-за стадиального развития личности» [17.гл.1]. Хронотоп, по мнению И.Н. Невшупа спиралевидный. Исследователь так же классифицирует всех героев романов Ф. М. Достоевского: «Антиномический тип – Раскольников, Карамазов Иван, Версилов» [17. гл.2] .Семантика образов определяется мотивами гордыни, бесовства, идеи человекобога и т.п.
«Смиренный тип- князь Мышкин, Макар Долгорукий, Карамазов Алексей» [17. гл.2]. Это и есть архетип Христа. Этим героям свойственны мотивы детскости, благообразия. Уже на этом уровне мы может выделить противопоставление дьявольского начала Андрея Версилова и непорочности Макара Долгорукова. Двух важнейших людей в жизни подростка.

В работе Е.С. Семенова анализируется структура романа, производится анализ действующих героев. Автор исследует отличие идеи Ротшильда от идеологических построений других героев Достоевского, состоящее в ее „локальности“, ограниченности преимущественно сословными рамками: идея Подростка не затрагивает всеобщих принципов бытия, лишена общезначимости, которая свойственна, например, идеям Раскольникова и Ивана Карамазова. Организующий фактор сюжета исследователь видит в столкновении стремления героя утвердить себя в мире (т. е. стремление реализовать идею) с его нравственными исканиями.

Анализ религиозной направленности романов Ф.М. Достоевского представлен в работах Ю. Г. Кудрявцева, Д.А. Григорьева, А. Е. Кунильского.
«Все герои «Подростка» ищущие что-то и только Макар Долгорукий – нашедший» [14.44]. В диссертации Д. А. Григорьева «Достоевский и церковь», исследователь приводит интересную цитату о писателе, принадлежащую Иоанну Яхонтову, которая помогает глубже понять цели Ф.М. Достоевского:
«Для человека и для целого народа основанием жизни должно быть христианство. Без него и жить нельзя существу разумно-нравственному Христианство воплотилось в православии, православие сроднилось, срослось с русским народом и что великая будущность предстоит русскому государству, русской церкви, русскому народу- деятельность просветительская и примирительная.» [8.25]
Ю. Г. Кудрявцев в своей работе «Бунт или Религия» замечает, что эти два начала (то бишь мятежность и религиозность) всегда имели место в столь противоречивой личности Ф. М. Достоевского. Роман «Подросток» в его интерпретации это, скорее, порыв бунта. «Мечта героя - быть свободным. В обществе человек не может быть свободен. Появляется задача - выйти из общества и жить, замкнувшись в себе, стать Ротшильдом, чтобы спастись от других» [12.78]. Но христианские мотивы все же прослеживаются в этом пути накопления миллиона: свободу можно получить только через страдания и лишения. Юный герой не смог пройти мимо чужих бед. Он расходует накопленные деньги: берет себе в дом подкидыша, дает небольшую сумму больной матери. «В буржуазном мире только путем игнорирования несчастий других можно достать миллион»[12.80].
Религия и бунт переплетаются. И находят отклики друг в друге.

По мнению Г. В. Фроловского, замысел Ф. М. Достоевского во многом раздваивается. «Писатель ждет и жаждет Царства Божия на земле, надеется, что государство преобразится в Церковь, но своих утопических идеалов никогда не видит. Никогда перед ним не развертывалось светлое видение "Святой Руси" и "русского социализма". Видел он не братство, но святых и праведных. Мечтал Достоевский о "русском социализме", а видел "русского инока". И вот что важно: этот инок и не думал, и не хотел строить ни братства, ни социализма. Ни Макар Иванович, ни старец Зосима, ни Тихон Задонский не были историческими деятелями и строителями. Но именно они, в восприятии Достоевского, осуществляли и любовь, и свободу, и братство до конца. Так у Достоевского прозрение расходилось с мечтою» [22].

Кратко проанализировав работы, посвященные как особенностям творчества Достоевского, так и его духовному мировоззрению, можно заявить об их тесной связи, но не тождественности. И. С. Тургенев говорил, «что все герои романов Достоевского больны, а его творчество кислятина» [5.39]. Творчество Ф.М. Достоевского- это отображение всего того, что происходило в России, внутренних переживаний писателя и идей о преобразовании мира. Может, эта едкая смесь и кислая, но все же правдивая и искренняя. От следования автора своей мечте о совершенном мире и попытках воплотить таких же «идейных людей» в романах, многие герои произведений и некоторые сюжетные линии инварианты [17.гл.2] . Но все же произведение Ф.М. Достоевского- это не произведения одной идеи, это взрывы со множеством оттенков и подтекстов. Самым дисгармоничным называют «Подросток»[17.гл.1. , именно этот роман достаточно подробно не рассматривался прежде с точки зрения религиозного начала.
В нашей работе анализируются некоторые аспекты религиозного начала, представленные в романе.


Глава 2. Религиозно- символическое начало в романе «Подросток»

§ 1 «Два отца» главного героя: божественное и дьявольское начало.


На основе изученного материала, посвященного особенностям творчества Ф.М. Достоевского, был совершен разбор сюжетных линий романа «Подросток», анализ идей героев, их интерпретаций в религиозном аспекте.
Уже в именах героев можно прочесть глубинный смысл, заложенный автором. Имя Макар – с греческого обозначает «блаженный». По классификации И. Н. Невшупа этот герой прообраз Христа [17.гл.2] и играет в произведении роль счастливца, который обрел внутри себя Бога. Имя самого подростка, Аркадия, трактуется как «счастливая страна». В этом сочетании кроется ключевой смысл, наверное, всех произведений мыслителя. Счастливая страна, страна блаженная - непостижимый идеал в современной среде, где разрушаются нравственные устои и где, собственно, и появляется главный герой. Другой первостепенный герой наделен именем Андрей (с греческого переводится как «храбрый»). Именно так звали первого апостола Иисуса Христа. На страницах Евангелия от Иоанна, Андрей ведёт диалог с Иисусом о хлебах и рыбе перед чудом насыщения пяти тысяч людей. О хлебах разговаривает и сам Андрей Версилов с подростком:
«Ну, обратить камни в хлебы - вот великая мысль» [1.199]
Сама идея пути подростка есть история искушений. Юный герой в течение всего произведения ищет истину и пытается преобразить если не мир окружающий, то мир внутренний. С другой же стороны, герой живет как и многие молодые люди пореформенной России, он не чтит патриархальности семьи, жаждет материального блага. Непонятная ситуация с его незаконнорожденностью, издевательства в пансионе Тушара делают из него противоречивого человека. Он как бы порождение светлого Макара Долгорукого и мечущегося Андрея Версилова.
На протяжении всего романа его мучает тайна Андрея Петровича. По нашему мнению, Версилов – не статичный герой. Если подросток движется вперед, эволюционирует, то Версилов движется на месте. «Тоска русского дворянина» [1.435] затаилась в его сердце. От отсутствия движения от ведет себя иррационально. Герой то рассуждает о чудесном божественном мире, то разбивает дорогую жене икону. Часто его реплики сопровождаются смехом, ухмылками, что свидетельствует о неком дьявольском начале [17.гл.3]:
Версилов :«Я думаю, если б мы с тобой, здесь теперь, раз или два погромче рассмеялись, то поселили бы восторг в их робких сердцах» [1.115];
Татьяна Павловна о реплике Андрея Петровича: «Хохоча над тобой сказал!» [1.245] ;
Аркадий: «Версилов остановился и вдруг расхохотался» [1.254] ;
Аркадий: «Помню, в лице его вдруг мелькнула его обычная складка – как бы грусти и насмешки вместе» [1.434].
На наш взгляд, Версилов напоминает своей внешней «извилитостью» орех. Внутри он мягкий, не спокойный и болеющий за все, а снаружи твердый, но с глубокими отпечатками. Возможно, для этого сравнения Ф.М. Достоевский делает акцент на том, что Версилов любит эти плоды растений. Интересно, что у «южных славян орехи символизировали потаенные хтонические силы, мудрость». [25]
«Неточно называть Достоевского психологом, он изображал и описывал не душевную, но духовную реальность, первореальность человеческого духа, его хтонические глубины, в которых Бог с дьяволом борется, в которых решается человеческая судьба [22,386].
Духовные глубины Версилова открываются читателю только к концу произведения. В течение всего изложения в нем ощущается раздвоенность:
«Знаете, мне кажется, что я весь точно раздваиваюсь, — оглядел он нас всех с ужасно серьезным лицом и с самою искреннею сообщительностью. — Право, мысленно раздваиваюсь и ужасно этого боюсь» [1.475]
В конце романа Аркадий так поясняет нестабильность своего отца:
«Впрочем, настоящего сумасшествия я не допускаю вовсе, тем более что он - и теперь вовсе не сумасшедший. Но "двойника" допускаю несомненно» [1.520].
Андрей Петрович держит в тайне свои взгляды, отклоняется от не бытовых разговоров. Не воспринимает проповеди Макара Долгорукового всерьез:
«Он - не то, что прежде, - шепнул мне раз Версилов, - он прежде был не
совсем таков. Он скоро умрет, гораздо скорее, чем мы думаем, и надо быть
готовым» [1.364]
Но все же осознает, что смерть старика послужила неким толчком для его духовных оживлений. А так же во сне видит мир, где люди и боги засыпают вместе. Мир смиренный, христианский:
«Они вставали и засыпали счастливые и невинные; луга и рощи
наполнялись их песнями и веселыми криками; великий избыток непочатых сил уходил в любовь и в простодушную радость» [1.437]
Андрей Версилов упоминает в откровенном разговоре с подростком о Европе, о том, что только русский человек, живя за рубежом, становится еще более русским. Нельзя убежать от своей страны, от скуки, от боли. Это живет внутри. Можно лишь осветить это все Божьим сиянием. Ф.М Достоевский выражал идею о том, что через православие можно решить не только проблему личности в России, но и противоречия и европейской жизни. «Россия, как и человек православный должна залечить свои раны, исцелиться от болезни, заняться самосовершенствован ем» [12.102] .
Версилов - расколотый человек, живущий в эпоху цивилизации, утративший источник живой жизни и непосредственность ощущений, он хочет говорить с Ним. Андрей Версилов ищет свою дорогу ко Христу. Аркадию по душе уверенность Версилова, что «богатырство выше всякого счастья», так же как и его мечта о «золотом веке», которая потрясла сердце юноши. В сочувствии юноши Версилову ощущается и отношение самого автора. Из всех атеистов, когда-либо изображавшихся Достоевским, наверное, Андрей Версилов наиболее симпатичен ему, оттого, вероятно, что наименее последователен. Это — единственная в своем роде попытка писателя изобразить атеиста, который жаждет веры. [18.306]
В противопоставление динамичному, пусть и внутри себя образу Версилова, - кроткий «младенец» [1.370] Макар Долгорукий . Ранее он был мрачен [1.19], теперь же, после странствий и поисков, он обрел истину. Глубокая вера в Бога, по Достоевскому, дает твердую опору во всех превратностях судьбы. Отсюда в душе человека возникает спокойствие за судьбу мира и свою личную жизнь.
Важную роль в противопоставлении этих образов играет символика цвета. У Макара Долгорукого белая борода, седая голова. Это очищенный светлый лик. Версилов же ходит в темных костюмах:
«Вы были в это утро в темно-синем бархатном пиджаке,
в шейном шарфе, цвета сольферино, стояли перед зеркалом с тетрадью в руке и вырабатывали, декламируя, последний монолог Чацкого и особенно последний крик: Карету мне, карету!» [1.105]
Примечательно, что именно темно-синего цвета. «Синий в мифологическом сознании – небо, обиталище богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла» [25]. Темно-синий это снова показатель двойственности и борьбы внутри героя.
Подросток рассуждает о том, что смех - это выражение некой злобы, неискренности и пошлости и совсем розниться с веселостью.[1.334]

Именно слово «веселие» так часто употреблял в своей речи и любил Макар Долгорукий. В диалоге с врачом старик говорит, что человек юморной уже не безбожник [1.346]. Это снова нас направляет к Версилову. Его смех больной, не чистый. Но иногда его «улыбки ласкающие» [1.244] , что свидетельствует и о божественном начале. Юный герой с упованием слушает Макара. Вроде, вот она, истина. Можно отказаться от своих ротшильдовских планов. Но чистота не притягательна. И у Андрея Версилова, и у Макара Долгорукова есть некая тайна. Эту тайну и хочет познать Аркадий. Но если свою тайну старик не скрывает и она заключается в чистоте помыслов и христианской кротости, то Андрей Петрович временит с беседой о своих переживаниях. Важно, что героев объединяет не только тайна, но и неумение ее точно выразить словами.
Версилов : «А! и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова! Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным; дурак всегда доволен тем, что сказал, и к тому же всегда выскажет больше, чем нужно; про запас они любят». [1.114]
Аркадий Макару : «Вы ужасно неточно выражаетесь, но я понимаю... Меня поражает, что вы гораздо более знаете и понимаете, чем можете выразить» [1.333]
Андрей Версилов и Макар Долгорукий цельные люди. Но если Макар целен и наполнен верой, то Версилов расколот. Одна его часть мечется к богу, не признавая атеистический идей, другая сомневается:
"Если ты религиозен, то, как же ты но идешь в монахи?" [1.34]
История, рассказанная Макаром Долгоруким о купце Скотобойникове, своим образом, тоже отразится в конце романа на Версилове. Это доказывает, что все больные души должны в итоге обратиться к Богу и найти покой. В этом вставном рассказе автор как бы говорит о том, что спастись можно даже самому жестокому человек. Бог очистит и облагородит.
Аркадий : «От мамы он уже не отходит и уж никогда не отойдет более. Он даже получил "дар слезный", как выразился незабвенный Макар Иванович в своей повести о купце» [1.523]
Аркадия и Андрея Версилова помимо расколотости, объединяет, так называемая, «душа паука» .
Подросток : «Это оттого, что во мне была душа паука! Это значит, что все уже давно зародилось и лежало в развратном сердце моем» [1.357]
«Паук в христианской символике - холодная жестокость (ср. высасывание крови, дьяволичность)» [25]. Опять же подчеркивается бесовское начало в героях.
Аркадий и сам выступает в роли демона-искусителя, отдавая Версилову письмо о наследстве, полагая, что тот утаит его, и заранее оправдывая его.
«Поразительны признания писателя, - замечает Н. Буданова, - о присущей ему огромной жажде веры и о мучительных религиозных сомнениях, среди которых личность Христа выступает как якорь спасения, как путеводная звезда. Христос предстает как воплощение и критерий совершенных Нравственности, Добра и Красоты, а тем самым и воплощением абсолютной, вечной и высшей Истины, противостоящей всем относительным, временным, приходящим истинам” [7]
Так говорит и кроткая жена Версилова, Софья : «Христос, Аркаша, все простит: и хулу твою простит, и хуже твоего простит. Христос - отец, Христос не нуждается и сиять будет даже в самой глубокой тьме» [1.247]
В мире разрушающихся нравов, возможно, недостаточно просто уйти от Ротшильдов. Нужна вера. В ходе всего произведения случилось шесть самоубийств. Это реальность того времени, которое отражает Ф.М. Достоевский. Спичками отравилась влюбленная в Версилова Лидия Ахмакова, застрелился Крафт, повесилась учительница Оля, утопился мальчик затравленный купцом, покончил с собой офицер Андреев. Число шесть тоже имеет дьявольскую символику. Оно часто рассматривается как одно из высших чисел, поскольку задействовано в космогонических построениях и связывается с «высшими существами» от Демиурга до Антихриста, три шестёрки составляют число Зверя. «С другой же стороны, обозначает истину, сочетание двух начал. Борьба дьявольского начала и гармонии. Наш мир был создан за шесть дней» [25]. Создан идеальным, гармоничным, а в описанную эпоху всюду беспорядок, распад.
Символично и то, что действие романа началось 19 сентября, об этом не раз упоминает подросток. В христианском календаре этот день отмечен как день Вспоминания чуда Архистратига Михаила. Немая девушка благодаря ему обрела дар речи. Так и Аркадий, в течение романа, начиная с этой даты, приобретал свою возможность сказать что-то. А точнее промолчать о чем-то. Как и Андрей Версилов с Макаром Долгоруким.
Аркадий : «Крикнул я тогда без намерения, даже за секунду не знал, что так
крикну: само крикнулось - уж черта такая в душе» [1. 247].
В течение всего изложения главенствует мотив безмолвия.
Версилов: «Друг мой, вспомни, что молчать хорошо, безопасно и красиво» [1.108].
И среди этого молчания есть только одна всеспасительная мысль. Мысль о Христе: «Среди глубокой тишины, ясно услышал слова: "Господи, Иисусе Христе, боже наш, помилуй нас". Слова произнеслись полушепотом, за ними следовал глубокий вздох всею грудью, и затем все опять совершенно стихло» [1.329]
Эту «всеспасительную» мысль и несет Макар Долгорукий. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» [2. Мф 5,5].
Блаженный Макар своеобразно помогает всем. Становится катализатором внутреннего переворота Версилова, конечным этапом поисков подростка.
«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» [2.Мф 4.24].
Стоит отметить, что и Версилову не чужда помощь безвозмездная, он помогает учительнице Оле. Законный сын его также поступает благородно (о чем говорилось выше). «Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного» [2, Мф 5.49]. К этому относится и факт того, что «не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые».[2, Мф 7.18] Так и с Аркадием, чья двойственность все же перевоплощается в целостную веру.
Без высшей идеи, утверждал Ф.М. Достоевский, не могут существовать ни человек, ни нация. А высшая идея на земле лишь одна, а именно идея бессмертии души человеческой, ибо все остальные высшие идеи, которыми может быть жив человек, лишь из одной ее вытекают. Но и об этой идее стоит умолчать [7].
Таким образом, юный герой «подрастая» мечется между дьявольским и божественным началами, воплощенными в Версилове и Макаре Долгоруком (через значения имен, мотивы смеха, цветовую палитру), которые, в свою очередь, не противопоставлены друг другу полноценно, а являют собой части одного целого. Этим целым является мысль о мире совершенном. В финале Аркадий ощущает себя окрепшим духовно, прошедшим через многие искушения капиталистического «беспорядка», освободившимся от ротшильдовской «идеи» во имя новой жизни. Аркадий готов сделать эту страну счастливой.








§ 2. Три искушения Аркадия Долгорукого


Воплощая в своих романах евангельские сказания, Ф.М. Достоевский рисует «пути отклонения человечества от Господа» [6.77]. В «Подростке» юный герой проходит ряд искушений. На наш взгляд, их можно сопоставить со сказанием о дьявольских искушениях из Евангелия. Искушение “хлебом”, “властью” и идеальным, конечным, полным знанием о мире, но без Бога. Эта последовательность в перечислении соблазнов встречается в Евангелии от Луки . В жизнеописании от Матфея на последнем месте стоит власть. Она соответствует возрастающей силе искушений.
Первоначально, тренируя волю и испытывая свои возможности, главный герой ограничивает себя в употреблении еды. Его рацион состоит из одного хлеба в течение месяца, суп он выливал за окно, а мясо отдавал собаке. Затем он позволяет себе чай, соль:
« Этот месяц выдержал, может быть, только несколько расстроил желудок; но со следующего месяца я прибавил к хлебу суп, а утром и вечером по стакану чаю - и, уверяю вас, так провел год в совершенном здоровье и довольстве, а нравственно - в упоении и в непрерывном тайном восхищении. Я не только не жалел о кушаньях, но был в восторге» [1.74].
Аркадий ограничивал себя в употреблении пищи не демонстративно, а лишь для того, чтобы доказать себе свою силу и готовность к великой идее:
«Чтобы исполнить это, я должен был обманывать умного Николая Семеновича и желавшую мне добра Марью Ивановну. Я настоял на том, к ее огорчению и к некоторому недоумению деликатнейшего Николая Семеновича, чтобы обед приносили в мою комнату. Там я просто истреблял его» [1.74]
Так продолжалось год. И только после убеждения себя в достоинстве пред своей мыслью. подросток начинает питаться полноценно. Он доказал себе, что способен на монашество, схимничество и жизнь с отсутствием привычных кушаний.
«Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек…» [2. Лк. 4.4].
Вторым искушением является власть, господство. Аркадий Долгорукий при выигрыше большой суммы на благо своей совести отдает деньги Сергею Сокольскому. Даже идя наперекор своим планам в накоплении миллиона, он остается честен:
«Нет-с, я сам хочу заплатить, и вы должны знать почему. Я знаю, что в
этой пачке радужных - тысяча рублей, вот!» [1.270]
Подросток заботится о подкидыше, отдает деньги матери. Имея в руках определенную сумму и имея цель накопить еще больше, он все же остается человечным.
Так же Аркадий раскаивается в своей разгульной жизни. По мнению Ф.М. Достоевского, «именно греховная и раскаявшаяся душа имеет право на рай» [18.350].
Аркадий : «Мама, милая, в прошлый раз я здесь сказал... неловкое
слово... мамочка, я врал: я хочу искренно веровать, я только фанфаронил, и
очень люблю Христа...» [1.247]
Последним испытанием является жизнь без религиозных мировоззрений. Герой не увлекся Женевской идеей, услышанной от Версилова, большее впечатление на него производят речи праведника Макара Долгорукого.
Версилов : «Женевские идеи - это добродетель без Христа, мой друг, теперешние
идеи или, лучше сказать, идея всей теперешней цивилизации. Одним словом, это - одна из тех длинных историй, которые очень скучно начинать, и гораздо будет лучше, если мы с тобой поговорим о другом, а еще лучше, если помолчим о другом» [1.199]
Аркадий о Макаре Долгоруком : «Меня привлекало в нем его чрезвычайное чистосердечие и отсутствие малейшего самолюбия; предчувствовалось почти безгрешное сердце» [1.359].
Пройдя путь искушений, и обретя в конце свою веру, Аркадий воспитывая себя и воспитываясь обстоятельствами, переходит в другую «идею»:
«Но это новая жизнь, новый открывшийся передо мной путь…» [1.527]



Заключение


Ф.М. Достоевский не знал идеала выше
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.