Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
дипломная работа Тревожность у детей младшего школьного возраста
Информация:
Тип работы: дипломная работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2013.
Страниц: 25.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение
Актуальность темы определяется тем, что
большое значение для развития детей младшего
школьного возраста имеет психическое
здоровье, состояние полного душевного,
физического и социального благополучия.
Если ребенок попадает в ситуацию дискомфорта,
фрустрируется эмоциональная сфера, ребенок
реагирует на эту ситуацию негативными
переживаниями, которые, в свою очередь,
вызывают тревожность.
Многие ребята боятся плохих
оценок и ответов у доски, чувствуют
себя неуверенно при общении с
одноклассниками, становятся плаксивыми
и раздражительными – все эти
симптомы отмечаются негативными изменениями
в поведении и самочувствии детей,
что свидетельствуют о проявлении
тревожности.
Тревожность – это индивидуальная
психологическая особенность, заключающаяся
в повышенной склонности испытывать беспокойство
в самых различных жизненных ситуациях,
в том числе и в таких, которые к этому
не предрасполагают1.
Обширные исследования, посвященных
тревожности, создают прекрасные основания
для дальнейшего понимания этой важной
эмоции. Проблема тревожности у учащихся
младших классов достаточно актуальна
в настоящее время.
Проблемой тревожности младшего
школьного возраста занимались многие
ученые. Брель Е.Ю., Новикова Е.В., Прихожан
А.М. и др. в своих трудах отмечают причины
тревожности и ее возникновения, а также
пути предупреждения и коррекции. Захаров
А.И., Спиваковская А.С., и др. раскрыли,
что с тревожностью могут быть связаны
причины возникновения школьных неврозов
и состояние беспокойства; тревога может
быть вызвана социальным окружением –
обстановкой в семье, школе. Дубровина
И.В. пишет о тенденции увеличения числа
тревожных детей, отличающихся повышенным
беспокойством, неуверенностью, эмоциональной
неустойчивостью. Эти факты свидетельствуют
о необходимости профилактических средств,
препятствующих формированию у детей
отрицательных черт характера, развитию
учебных неврозов. Много методов и приемов
для снятия тревожности младших школьников
разработано у А. М. Прихожан.
Объект исследования – дети с различным уровнем
тревожности.
Предмет исследования – проявления тревожности
у детей младшего школьного возраста.
Целью дипломной работы является:
выявить особенности проявления тревожности
у детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной
цели были определены следующие задачи:
Изучить и проанализировать исследования проблемы тревожности, представленные в психолого-педагогиче кой литературе.
Проанализировать возрастные особенности эмоциональной сферы младших школьников.
Определить причины возникновения тревожности у детей младшего школьного возраста.
Определить преодоление тревожности у детей в младшем школьном возрасте.
Провести диагностику тревожности детей младшего школьного возраста; исследовать факторы, влияющие на возникновение школьной тревожности с помощью теста Филлипса.
Разработать рекомендации по работе с детьми, имеющими повышенный уровень тревожности; провести коррекционную работу по преодолению тревожности у детей младшего школьного возраста.
Гипотезой нашего исследования является
предположение о том, что:
- разработка системы методов по диагностике
школьной тревожности;
- использование результатов психолого-педагогиче кой
диагностики в организации учебного воспитательного
процесса дает возможность своевременно
оказать психолого-педагогиче кую поддержку
детям младшего школьного возраста, имеющими
повышенный уровень тревожности.
Для проведения исследования
были использованы следующие методы исследования:
тест школьной тревожности Филлипса; беседа
с классным руководителем; заполнение
индивидуальной карты наблюдения.
Практическая значимость
данной работы состоит в том, что разработанные
рекомендации по работе с детьми, имеющими
высокий и повышенный уровень тревожности,
могут быть использованы в реальных условиях,
в практической деятельности начальных
классов образовательных школ.
Выпускная квалификационная
работа имеет следующую структуру исследования:
введение, три главы, заключение, список
использованной литературы и приложение.
В первой главе рассматриваются теоретические
подходы к исследованию тревожности. Во
второй главе выявляется проявление тревожности
в младшем школьном возрасте. В третьей
главе проводим экспериментальное исследование
тревожности у детей младшего школьного
возраста.
Для проведения исследования
использовалось 25 источника, в том
числе 18 учебников, 4 статьи из журнала,
2 словаря, 1 электронный ресурс локального
доступа.
Глава 1. Теоретические
подходы к исследованию тревожности
Понятие о тревоге и тревожности
Тревожность, и связанное с
нею переживание эмоционального неблагополучия,
предчувствия угрозы, говорит о том, что
важные возрастные потребности ребенка
не удовлетворены. В младшем школьном
возрасте ведущими потребностями являются
потребность в утверждении новой позиции
школьника, в получении высоких оценок
от взрослых, принятии в группе сверстников.
Труднее всего детям приходится в первом
классе. В первый год обучения уровень
тревожности повышается у большинства
школьников. Однако постепенно по мере
привыкания к школьным условиям у ребят
становится все меньше поводов для беспокойства.
Тем не менее, некоторые дети остаются
тревожными в течение всего младшего школьного
возраста, а в отрочестве у них формируется
личностная тревожность как устойчивая
психологическая черта. Школа не является
основным фактором возникновения и развития
тревожности, главную роль в развитии
личности ребенка играет семья.
В психологическом словаре
тревожность - это индивидуальная психологическая
особенность, заключающаяся в повышенной
склонности испытывать беспокойство в
самых различных жизненных ситуациях,
в том числе и таких, которые к этому не
предрасполагают.
Так А. М. Прихожан указывает,
что тревожность - это переживание
эмоционального дискомфорта, связанное
с ожиданием неблагополучия, с
предчувствием грозящей опасности.2
По определению Р. С. Немова,
«тревожность - постоянно или ситуативное
проявляемое свойство человека приходить
в состояние повышенного беспокойства,
испытывать страх и тревогу в специфических
социальных ситуациях».3
В рамках гештальт-подхода тревожность
понимается как склонность индивида к
тревожным реакциям.4
Таким образом, понятием «тревожность»
психологи обозначают состояние
человека, которое характеризуется
повышенной склонностью к переживаниям,
опасениям и беспокойству, имеющим отрицательную
эмоциональную окраску.
Следует отличать тревогу
от тревожности. Тревога как эмоциональное
состояние, переживаемое человеком в данный
момент (ситуативную тревогу), и тревожность
как устойчивое свойство личности, которая
проявляется в склонности к беспокойству
по различным поводам (как реальным, так
и выдуманным). Тревога представляет собой
реакцию на угрозу жизни или отсутствие
чувства безопасности, а тревожность как
свойство личности имеет как положительную,
так и отрицательную сторону5.
Положительное значение тревожности
состоит в том, что она позволяет
человеку лучше понять эмоциональное
состояние других людей, интуитивно
почувствовать их настроение и предугадать
способ их поведения в определенной
ситуации. Тревожность как бы обостряет
реакции человека, повышает его наблюдательность,
способствует формированию необходимых
знаний и умений, а также помогает приспособиться
к изменяющимся условиям жизни.
Тревога имеет под собой
реальные основания, вытекает из опыта
человека, поэтому является адекватным
состоянием в стрессовой ситуации.
Тревожность же не связана с такой
ситуации, это ожидание чего-то плохого
в ситуации, которая объективно не
является для человека опасной или
угрожающей и содержит в себе возможность
как благоприятного, так и неблагоприятного
исхода. Таким образом, тревожность
– это беспокойство, неадекватное
в данной ситуации.6
Средний уровень тревожности
обеспечивает необходимый уровень
готовности к реагированию на разнообразные
стимулы. Но слишком высокая тревожность
дезорганизует деятельность человека
и часто указывает на наличие невротических
расстройств. При неблагоприятных условиях
тревожность ребенка может перерасти
в постоянную тревогу, которая связана
с болезненными изменениями в характере
школьника: он становится неуверенным
в себе, пассивным, мнительным, раздражается
по любому поводу. Постоянная тревога
может привести к возникновению агрессии
в поведении, которая является защитной
реакцией на страх и проявляется в повышенной
конфликтности ребенка, склонности к дракам,
нарушению правил поведения.
Тревожность как свойство
личности – личностная тревожность
– проявляется в склонности человека
испытывать состояние тревоги. Ее уровень
определяется исходя из того, насколько
часто человек испытывает состояние тревоги.
Личностная тревожность связана с переживанием
нейтральной ситуации, как угрожающей,
стремлением избежать воображаемой угрозы.
Немотивированная тревожность
характеризуется беспричинным, плохо
объяснимым ожиданием неприятностей,
предчувствием беды, возможных утрат.
Психика людей постоянно находиться в
состоянии напряжения, а поведение может
быть слабо контролируемым. Немотивированная
тревожность может быть признаком психического
расстройства, при котором человек постоянно
ищет источник опасности и видит угрозу
в других людях, в собственном теле или
в своих действиях.
С тревожностью как психологическим
явлением соотносятся такие феномены,
как тревога, страх и беспокойство.
Тревожность и страх имеют
много общего, вместе с тем это
разные психологические явления.
Страх – это события, предметы,
вызывающие чувство боязни, ужаса7.
Страх – эмоция, возникающая
в ситуациях угрозы биологическому
или социальному существованию
индивида и направленная на источник
действительной или воображаемой опасности8.
В отличие от тревожности
страх всегда связан с конкретной
угрозой, т.е. человек осознает, чего
именно он боится. Страх появляется
в том случае, когда мы оцениваем
ситуацию как угрожающую и понимаем,
что у нас не хватает возможностей
для противостояния опасности. Объединяет
страх и тревогу чувство беспокойства.
Беспокойство – это
внутреннее душевное переживание за
то, что уже произошло или за
то, чему предстоит произойти.
У тревожного человека беспокойство
проявляется в двигательном возбуждении,
непоследовательност в поступках,
нередко чрезмерном любопытстве
и стремлении заняться любой, даже бессмысленной
деятельностью.
Переживание тревоги является
одним из самых тягостных психологических
состояний. Каждому знакомо чувство
опасности, когда потеют ладони, замирает
сердце, а мысль о том, что надо
что-то срочно делать, не дает усидеть
на месте. При этом, что именно нужно
делать, чего опасаться и от чего бежать,
мы не знаем. Такая неконкретная, разлитая
тревога проявляется в чувстве опасности.
Ожидание надвигающейся опасности сочетается
с чувством неизвестности: человек не
осознает, где именно находится источник
опасности. Одним из первых ученых, описавших
внутренние причины тревоги, был основатель
психоаналитического направления в психологии
З.Фрейд. Он определял тревогу как переживание
ожидания и неопределенности, а также
чувство беспомощности9. В дальнейшем в психоанализе
были предприняты попытки обнаружения
корней тревожности, которые связывались
с учебными ранними детскими переживаниями.
Существуют внешние и
внутренние признаки тревоги. Первые появляются
у человека под влиянием волнения, второе
возникает в ответ тревожащей ситуации.
Внутренние признаки тревоги хорошо известны
каждому по личному опыту: учащенное сердцебиение,
поверхностное дыхание, сухость во
рту, ощущение кома в горле и тяжести или
боли в голове, чувство жара, слабость
в ногах, дрожание рук, неуклюжести, зуд,
холодные и влажные ладони. Эти неприятные
ощущения отражаются в поведении ребенка.
Так ученик, идя к доске, трет нос, одергивает
костюм, мел дрожит в его руке и падает
на пол, во время контрольной один школьник
теребит волосы, другой -постоянно покашливает,
третий - грызет карандаш, а четвертый
настойчиво просится выйти. Нередко это
раздражает взрослых, однако необходимо
помнить, что данные симптомы свидетельствуют,
прежде всего, о переживании ребенком
психологического неблагополучия, ему
не по себе, он чувствует себя не в своей
тарелке.
Тревожный человек не уверен
в себе в своих решениях, все
время ждет неприятностей, эмоционально
неустойчив, мнителен, недоверчив. Тревожность
как черта личности формируется при наличии
большого опыта и может стать предвестником
развития невроза. Для профилактики тревожного
типа необходимо помогать детям находить
эффективные способы, с помощью которых
они могли бы совладать с волнением, неуверенностью
и другими проявлениями эмоциональной
неустойчивости в сложных ситуациях.
Тревожность как устойчивое
свойство человека развивается по принципу
замкнутого психологического круга, в
котором происходит ее закрепление
и усиление. Это ведет к накоплению
и углублению отрицательного эмоционального
опыта, который в свою очередь, способствует
увеличению и сохранению тревожности.
В последнее время педагоги и психологи
все чаще отмечают у младших школьников
так называемую школьную тревожность,
сопряженную с трудностями обучения, общения
с учителем и одноклассниками10.
Школьное обучение, связанное
с познанием нового, проверкой
получаемых знаний на практике, всегда
сопровождается небольшим повышением
тревожности у детей. Некоторый
оптимальный уровень тревожности
даже может активизировать обучение.
Однако далеко не всегда тревожность
удерживается на оптимальном уровне. Повышенная
тревожность становится серьезной помехой
в жизни и деятельности ученика.
Часто причины повышенной
тревожности школьников коренятся
в семье, школа только выявляет имеющиеся
у ребенка проблемы. Тем не менее
сама ситуация школьного обучения во
многих случаях создает основу для
повышения тревожности и формирования
постоянной тревоги у школьников.
Интеллектуальные и эмоциональные
нагрузки, сложные задания, не соответствующие
возрастным и индивидуальным возможностям
ученика, ситуации наказания и публичных
выступлений, оценок и критики –
эти и многие другие факторы способствуют
повышению тревожности младших
школьников. Чаще всего при возникновении
трудностей в учебе дети либо отказываются
от достижения результата и уходят
из ситуации, либо переоценивают свои
успехи и не замечают неудачи. В любом
случае страдает психологическое самочувствие
младшего школьника.
Повышенная тревожность
оказывает негативное влияние не только
на формирование личности, но и на интеллектуальное
и творческое развитие ребенка. Как правило,
тревожность затрудняет развитие творческих
способностей: ведь боязнь допустить ошибку
не позволяет первокласснику свободно
использовать имеющиеся у него навыки,
применять нестандартные способы решения
задач.
Таким образом, понятием «тревожность»
психологи обозначают состояние
человека, которое характеризуется
повышенной склонностью к переживаниям,
опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную
эмоциональную окраску.
Положительное значение тревожности
состоит в том, что она позволяет
человеку лучше понять эмоциональное
состояние других людей, интуитивно
почувствовать их настроение и предугадать
способ их поведения в определенной
ситуации.
Возрастные особенности эмоциональной сферы младших школьников
Младший школьный возраст -
это возраст 6 (7) - 10-летних детей, обучающихся
в 1 – 4 классах современной отечественной
начальной школы.
Младший школьник – еще
ребенок, зависящий от взрослого, значимого
для него, и необыкновенно привязанный
к близким. Это, наверное, самое главное
в понимании этого возраста и
нашего влияния на меняющуюся, растущую
личность ребенка.
Младшему школьнику присуща
эмоциональная впечатлительность, отзывчивость
на все необычное и яркое. Но эмоции уже
не так легко сменяют друг друга и не так
явно проявляются, как в дошкольном детстве.
Если дошкольник быстро забывал о неприятностях,
переключаясь на что-то радостное, то младший
школьник может долго переживать неудачу
и скрывать свои чувства. В этом возрасте
наряду с ситуативными эмоциями возникают
аффективные комплексы – сложные чувства
унижения, оскорбленного самолюбия, неполноценности
или, наоборот, чувства собственной значимости,
исключительности. Ребенок поэтому постепенно
утрачивает детскую непосредственность.
Он еще достаточно открыт для взрослых,
но уже не всегда проявляет свои истинные
чувства и желания, иногда пытается замаскировать
причины своих поступков.
С приходом в школу ребенок
оказывается в новой для себя
социальной ситуации. Изменяется его
место в системе социальных отношений:
он впервые начинает заниматься общественно
значимой деятельностью, получает новые
права и обязанности, учится самостоятельно
выстраивать отношения с окружающими.
В младшем школьном возрасте
уровень тревожности повышается,
что связано не только с изменением
привычных условий жизни, но и
с перестройкой взаимоотношений
ребенка с взрослыми и сверстниками.
В начале обучения у большинства детей
отмечается достаточно низкий уровень
и неустойчивость работоспособности,
высокий уровень напряжения сердечно
- сосудистой системы, а так же низкие показатели
взаимодействия различных физиологических
систем. По интенсивности и напряженности
изменений, происходящих в организме ребенка
впервые недели обучения, учебные занятия
можно сравнить с экстремальными нагрузками
взрослого человека.
Несоответствие требований
и возможностей ребенка ведет
к неблагоприятным изменениям функционального
состояния центральной нервной
системы, резкому снижению учебной
активности и работоспособности. В
течение первых двух месяцев обучения
почти у всех детей наблюдается
двигательное возбуждение или заторможенность,
жалобы на головные боли, плохой сон, снижение
аппетита. Эти негативные симптомы
обычно происходят по мере приспособления
к новому режиму и возросшим нагрузкам,
однако плохое самочувствие в школе
может стать серьезным поводом
для формирования устойчивого нежелания
посещать занятия и даже «школьной
фобии».
На психику младшего школьника
влияет противоречие между потребностями,
возникающими в процессе учебной
работы под влиянием учителя и
одноклассников, и уровнем развития
ребенка. Неудовлетворение потребностей
(внимательно слушать на уроке, выполнять
домашние задания, получать хорошие
отметки, знать и уметь, что требует
учитель, играть в разные игры, одеваться
по своему желанию, общаться с одноклассниками,
рассказывать родителям о школе
и т.д.) ведет к нарушениям в
развитии личности и формированию тревожности,
агрессивности, демонстративности, которые
в свою очередь затрудняют учебную деятельность,
препятствуют налаживанию взаимоотношений
в детском коллективе, осложняют детско-родительские
отношения.
В начальной школе
особую роль начинают играть сверстники
как первая самостоятельно избранная
ребенком группа, в которой он приобретает
независимость от контроля взрослых.
Ребенок семи – десяти лет
начинает больше времени проводить с друзьями.
Он учится инициировать, поддерживать
и восстанавливать отношения со сверстниками.
Эти навыки отражают развитие способности
к эмпатии и регулированию эмоций и поведения
в соответствии с нормами социального
взаимодействия. Общение со сверстниками
в этом возрасте делает самооценку более
адекватной, помогает социализации детей
в новых условиях. Сравнение своих успехов
и отметок с достижениями одноклассников
делает самооценку детей более дифференцированной
и адекватной.
Таким образом, в младшем
школьном возрасте школа, учителя и
одноклассники начинают играть все
большую роль в процессе социализации.
Насколько успешно первоклассник учиться,
как у него складываются отношения с педагогом
и как оцениваются его успехи в учебе,
зависит и успешность его социализации.
Низкая успеваемость и
конфликты с учителем в этот период
могут привести не только к отклонения
в познавательном развитии, но и
к появлению таких негативных
симптомов, как тревога, агрессия и
неадекватность.
Тревожность в начале обучения
в той или иной степени свойственна
всем первоклассникам, однако причины,
вызывающие тревогу у детей, различаются.
Одни ребята беспокоятся из-за того,
что не понимают, что нужно делать,
как выполнять требования учителя,
т. е. основной причиной тревожности
могут стать несформированные навыки
и приемы учебной деятельности. Другим
детям трудно высидеть за партой положенные
35 минут, они часто отвлекаются
и получают замечания учителя. Третьи
- постоянно опаздывают в школу, не успевают
приготовить уроки, сидят над книжками
до глубокой ночи, а на следующий день
засыпают в классе. С этими и многими
другими трудностями привыкания к школе
сталкиваются многие дети, однако у некоторых
эти временные неприятности могут вызвать
тревогу и усугубить психологическое
неблагополучие.
Следующий возрастной этап
связан не только с изменением социальной
ситуации развития, но и с новым восприятием
ребенком своего места в системе общественных
отношений. Стремление к утверждению в
новой позиции школьника изменяет и отношение
ребенка к самому себе, что связано с обобщением
переживаний. Успех или трудности в учебе,
напряженность в общении или доброжелательное
отношение сверстников, отчужденность
или поддержка учителя формируют определенный
эмоциональный опыт, в результате которого
возникает устойчивый аффективный комплекс.
Школьный успех становиться
источником положительных переживаний,
влияет на сознание ученика, выступает
в роли мотива учебной деятельности.
Переживание школьных успехов сопровождается
радостью, удовлетворением от достижений,
которые проявляются в учебной
деятельности и признаются значимым
социальным окружением ребенка.
Благодаря обобщению переживаний
и перестройке системы мотивов,
у младшего школьника появляется своя
внутренняя жизнь. Эмоциональные представления
ребенка о происходящих с ним событиях
складываются в зависимости от его самооценки,
уровня притязаний, логики чувств. Одна
и та же отметка, полученная на уроке разными
детьми, вызовет различные реакции: для
кого-то четверка – очень хорошая отметка
и повод гордиться собой, а для кого-то
– неудача. Такое разделение внутренней
и внешней жизни ребенка младшего школьного
возраста связано с изменением структуры
его поведения. Именно в этом возрасте
между желанием что-то сделать и выполнением
действия вклинивается рациональная и
эмоциональная оценка результата своего
поступка: первоклассник не только пытается
оценить свои действия с точки зрения
их результата и более отдаленных последствий,
но и проанализировать то, как эти действия
могут повлиять на его взаимоотношения
с взрослыми и сверстниками. Появление
такого промежуточного звена в общей схеме
поступка приводит к утрате непосредственности
и импульсивности поведения: ребенок начинает
думать прежде, чем действовать, стремиться
скрыть свои переживания, страхи и сомнения.
Разделение внутренней и
внешней жизни в младшем школьном
возрасте приводит не только к субъективным
изменениям, но и к объективно наблюдаемым
в поведении ребенка феноменам,
которые получили название «симптомы
кризиса семи лет». К ним обычно
относят манерничанье, кривлянье, демонстративность.
Наряду с этими проявлениями взрослые
также отмечают повышенную капризность,
раздражительность, склонность к бурным
аффективным вспышкам, конфликтам,
которые сопровождают кризисный
момент в развитии. Дети становятся
непослушными, с трудом поддаются
воспитательным воздействиям взрослых.
Физиологической основой
кризиса семи лет являются изменения
в работе эндокринной системы, обусловливающей
интенсивный рост тела, увеличение внутренних
органов, вегетативную перестройку.
Несмотря на то, что
ребенок меняется внешне и для
его поведения характерными становятся
черты негативизма, упрямства, в течение
всего младшего школьного возраста в значительной
мере сохраняются открытость и эмоциональность
в общении, стремление немедленно осуществить
желаемое. Кроме того, к положительным
моментам кризисного периода можно отнести
рост самостоятельности, трудолюбия и
расширения сферы его интересов. Успехи
в обучении и их адекватная оценка учителем
стимулирует трудолюбие школьников, их
стремление не только добиваться высоких
результатов, но и получать удовольствие
от самого процесса овладения знаниями.
Возрастающая компетентность ребенка
повышает его самооценку, делает его более
уверенным и спокойным. Если же первоклассник
сомневается в своих способностях, боится
допустить ошибку и воспринимает успеваемость
как единственный критерий своей значимости,
у него могут сформироваться чувство неполноценности,
тревожность и недоверия к школе и учителю.
В кризисный период ребенок
открывает наличие у себя каких-то
новых способностей, которыми он уже
обладает, хотя и не догадывается об
этом. В процессе обучения в школе
у детей формируется способность
к анализу и рефлексии, т. е. они
начинают видеть за внешней формой
содержание, суть явления. Например, решая
математическую задачку, ребенок учиться
видеть за ее конкретными условиями
математические отношения: кажется, что
задача про поезда, а на самом
деле – про отношения целого и
частей. На основе приобретенной способности
формируются новые умения, которые
затем переносятся в другие сферы
жизни и деятельности.
Умение анализировать
ребенок будет пытаться применять
в обычной жизни, изучая взаимоотношения
взрослых и детей в семье, школе.
Но в процессе анализа, исследования
жизни нередко нарушаются реальные
связи с родителями и другими
близкими людьми. Ребенок, используя
свои новые возможности, которые
проявляются у него на данном этапе
развития, еще не умеет предвидеть
последствий своих действий. Несмотря
на это, стремления родителей пресечь
его действия и тем более наказать
первоклассника не только оказываются
неэффективными, но и негативно влияют
на его самочувствие.
В том случае, если родители
ведут себя неконструктивно в
конфликтах с ребенком, не поощряют
его стремления к самостоятельным занятиям,
пытаются сохранить привычный «дошкольный»
характер общения с ним, возникают сложности
не только нарушения в поведении ребенка,
но и в развитии его личности. Поэтому
в кризисный период развития излишняя
опека родителей или их требовательность
и авторитарность, жесткие требования
и резкая критика со стороны взрослого
не только препятствуют нормальному развитию
самосознания детей, но и приводят к росту
тревожности, отгороженности от окружающих,
которые могут стать устойчивыми чертами
личности ребенка.
Таким образом, для того, чтобы
ситуативные проявления тревоги, характерные
для многих детей в критические периоды
взросления, не переросли в устойчивую
тревожность, нужно постараться понять,
что именно провоцирует тревожность и
упрямство ребенка. Предоставить ему больше
самостоятельности, показать, что вы поддерживаете
его стремление стать взрослым.
Изучив и проанализировав исследования
проблемы тревожности, представленные
в психолого-педагогиче кой литературе,
мы пришли к выводу, что необходимо
разграничивать тревогу – как эмоциональное
состояние, переживаемое человеком в данный
момент (ситуативную тревогу), и тревожность
как устойчивое свойство личности, которая
проявляется в склонности к беспокойству
по различным поводам (как реальным, так
и выдуманным). Повышенный уровень тревожности
оказывает негативное влияние на формирование
личности, на интеллектуальное и творческое
развитие ребенка.
Уровень тревожности характеризует
особенность эмоциональной сферы
младших школьников. Так как младшему
школьнику присуща эмоциональная впечатлительность,
отзывчивость на все необычное и яркое,
его эмоции часто сменяют друг друга. Для
этого возраста характерны не только ситуативные
эмоции, но и эффективные комплексы.
В младшем школьном возрасте
уровень тревожности, как правило,
повышается, так как меняются условия
жизни, и происходит перестройка взаимоотношений
ребенка с взрослыми и сверстниками.
Глава 2. Проявление
тревожности в младшем школьном возрасте
2.1. Причины тревожности
в младшем школьном возрасте
Внутренняя напряженность,
неудовлетворенность детей результатами
учебной деятельности или характером
отношений с учителем и одноклассниками,
несоответствие школьных успехов ожиданиям
родителей, отсутствие навыков учения,
кризисные моменты в развитии, конфликты,
непринятие ребенка в детском коллективе,
авторитарность педагога – далеко не
полный перечень причин тревожности детей
в начальной школе. При анализе психолого-педагогиче кой
литературы можно выявить источники высокой
тревожности младших школьников.
Существует несколько
источников тревоги11:
- Тревога из-за потенциального
физического вреда. Ребята часто боятся
собак, машин, детей, которые старше их,
поскольку воспринимают их как вероятный
источник опасности, боли или физического
дискомфорта.
- Тревога из-за потери любви.
Дети болезненно переживают свои школьные
неуспехи во многом потому, что боятся
лишиться родительской любви и поддержки,
особенно если в семье используются авторитарные
методы воспитания, предполагающие безоговорочное
подчинение и выполнение жестких правил
ребенком. Кроме того, они часто тревожатся
из-за вероятной потери расположенности
сверстников, лишения общения в классе.
- Тревога вследствие чувства
вины. У младших школьников чувство вины
характеризуется переживанием самоунижения,
досады на себя, оценкой себя как не достойного.
Чувство вины снижает уверенность в себе
и мешает школьнику добиваться поставленных
целей.
- Тревога из-за неспособности
овладеть ситуацией. Новые, постоянно
меняющиеся условия, предъявляющие к ребенку
различные требования, могут вызвать у
него субъективное ощущение бессилия,
невозможности что-то сделать, как-то отреагировать.
- Тревога в состоянии фрустрации.
Фрустрация определяется как переживание,
возникающее при наличии препятствия
к достижению желаемой цели или удовлетворению
сильной потребности. Жесткие рамки и
ограничения, которые применяют взрослые
в ходе обучения и воспитания, запреты
и условия могут спровоцировать рост тревожности
у тех детей, которые оказываются особенно
уязвимыми в ситуации фрустрации (у детей
с неадекватно завышенной самооценкой,
испытывающих дефицит родительской любви
и внимания).
Причины ситуативной и
постоянной тревоги различны. Ситуативная
тревога возникает в трудной
ситуации и проходит при решении
проблемы. Основными ее причинами
в младшем школьном возрасте могут
стать изменение режима дня, смена
места жительства, переход в новый
класс, публичная оценка и критика
и т. д.
Психологическими причинами
устойчивой тревожности в младшем
школьном возрасте могут стать12:
- сложности, возникшие
в период прохождения возрастного
кризиса семи лет;
- трудности в обучении;
- трудности в общении
со взрослыми и сверстниками;
- индивидуальные особенности
ребенка;
- черты характера, способствующие
возникновению неадекватной самооценки;
- стрессовые или аффективные
ситуации, пережитые ребенком;
- авторитарность и чрезмерная
требовательность взрослых (педагогов
и родителей).
Как правило, эти причины
тесно связаны между собой. Высокая
требовательность и критичность
взрослых, авторитарный стиль отношений
и хроническая неуспешность чаще
вызывают тревогу у детей эмоциональных,
чувствительных, имеющих индивидуальные
особенности, предрасполагающих к росту
тревожности.
Рассмотрим подробнее
основные причины тревожности у младших
школьников:
1. Оценки и отметки. Обучение
в школе регламентировано системой правил
и требований, при этом для оценки результатов
учебной деятельности детей используются
отметки. Если отметка ставится за выполненное
задание, то оценка касается разных сторон
деятельности и личности ребенка в целом.
Отметки являются традиционным камнем
преткновения и одной из основных причин
переживаний и детей, и родителей, ведь
большинству из нас хочется, чтобы ребенок
хорошо учился, был не хуже других, а в
идеале – чтобы он превосходил одноклассников.
Тревожность на уроке часто
бывает связана с опасениями ребенка
нарушить правила поведения и
получить плохую отметку. Некоторые
учителя практикуют снижение отметки,
если ребенок ведет себя неправильно
(говорит с места, забывает поднять
руку и т. д.). Поэтому многие дети
испытывают дополнительное напряжение
на уроке, боясь получить плохую отметку
не только из-за нетвердого знания материала,
но и в связи с невыполнением
дисциплинарных требований учителя.
Проблема отметки и
ее уместности в начальной школе
до сих пор остается спорной. Пока
дети только привыкают к школьной
жизни и приобретают новые
учебные навыки, отметки, скорее всего,
не нужны. Если же ученикам уже знакомы
способы оценочной деятельности,
а отметки учителя выполняют
только функцию контроля и их собственной
оценки результатов труда, то они
вполне допустимы. Однако в начальной
школе дети еще не овладевают в
полной мере оценочной деятельностью,
поэтому отметки создают в
этот период особую напряженность, заставляют
учеников стремиться к получению
пятерок любой ценой, чтобы понравиться
взрослым.
2. Отношение взрослых к ребенку.
Большое влияние на возникновение тревожности
у детей оказывает неправильное воспитание
и личностные особенности родителей, в
частности тревожность матери. Материнская
любовь безусловна: мать любит своего
ребенка вне зависимости от его успехов,
уровня достижений или способностей. Однако
беспомощность ребенка вызывает у многих
матерей тревогу по поводу его здоровья
и развития, они передают свое беспокойство
ребенку. В результате ребенок испытывает
дискомфорт, причины которого он не осознает.
Тревожная мать, ощущая себя
единым целым с ребенком, пытается
оградить его от воображаемых опасностей.
В результате ребенок испытывает
беспокойство, когда остается без
матери, легко теряется, волнуется
и боится. Вместо активности и самостоятельности
развиваются пассивность и зависимость.
Не менее важными для
развития эмоциональной сферы младшего
школьника является его отношения
с учителем, который в начальной
школе становится вторым после родителей
значимым взрослым в его жизни. Некоторые
учителя в качестве стимула к
учебе используют чувство вины, они
выстраивают обучение на основе конкурентной
борьбы между одноклассниками, допускают
жульничество во время контрольных
работ. Подобные педагогические воздействия
наносят ученикам огромный вред, снижают
их личностный потенциал и провоцируют
возникновение тревожности.
Непоследовательност учителя
вызывает у ребенка тревожность,
не дает возможности прогнозировать
собственное поведение. Постоянная
изменчивость требований педагога, зависимость
от его настроения, эмоциональная неуравновешенность
приводят к возникновению растерянности
у младшего школьника, который не может
решить, как ему следует поступать в том
или ином случае. Если при этом ребенок
раним и чувствителен и к нему не найден
индивидуальный подход в воспитании и
обучении, высокая тревожность может привести
к неврозу.
3. Причинами тревоги ребенка
могут быть и индивидуальные особенности
и качества личности. Качества личности
формируются под влиянием социального
окружения и могут изменяться в течение
жизни, тогда как индивидуальные особенности
связаны с динамикой работы нервной системы,
и изменить их нельзя. Врожденные индивидуальные
черты оказывают влияние на формирование
различных качеств личности и на возникновение
тревожности.
Некоторые ученые связывают
тревожность с несбалансированностью
нервных процессов. Особенности
работы нервной системы проявляются
в психологической сфере ребенка
в виде определенных психодинамических
качеств, характеризующих скорость
и гибкость переключения с одного
стимула на другой, форму и порог
эмоционального реагирования на различные
ситуации, направление реакции в
затруднительной ситуации, степень
открытости новому опыту и др.
4. Качества личности и самооценка.
Ядром личности является система внутренне
согласованных представлений о себе, которая
называется «образ Я». Система «образ
Я» складывается из трех компонентов:
«Я» - реального» (представления о своих
качествах, особенностях и возможностях),
«.Я-идеального» (то, каким человек хотел
бы стать) и «Я в глазах других людей» (представления
человека о том, каким его видят окружающие).
Для нормального развития личности необходимо
гармоничное сочетание всех этих компонентов,
однако зачастую возникают различные
рассогласования в структуре личности,
которые ведут к неврозу и тревожности.
Если «Я-реальное» сильно расходится с
«Я-идеальным», ребенок не может положительно
относиться к себе, так как видит свое
несоответствие идеальному образу. Это
приводит к росту тревожности и неудовлетворенности
собой. Если «Я"-реальное» не соответствует
тому, как видят и оценивают ребенка окружающие
(неважно, лучше или хуже, чем он есть на
самом деле), то из-за неуверенности ребенка
в адекватности своей оценки себя также
развивается тревога.
С понятием «образ Я» тесно
связана самооценка, которая включает
в себя знание о себе, отношение к своим
качествам и поведению в соответствии
с первым и вторым компонентами. Для нормального
развития личности ребенка необходимо,
чтобы он сам хорошо относился к себе,
но при этом адекватно оценивал себя.
5. Внешние источники тревоги.
Сильный испуг, глубокое переживание,
которое испытал школьник в результате,
например, пожара, аварии, смерти кого-то
близких, хроническая психотравмирующая
ситуация в семье – таковы основные причины
серьезных нарушений развития личности
детей.
Тревожность развивается
в том случае, если условия жизни
ребенка препятствуют реализации его
важнейших потребностей: в физическом
комфорте, безопасности, привязанности
к родителям, самостоятельности
и независимости, самореализации, раскрытии
своих способностей. Однако названные
причины возникновения тревоги
являются внешними по отношению к
ребенку.
Содержание тревожности
и тревог у мальчиков и девочек
различается, причем с возрастом эта разница
увеличивается. Тревога девочек чаще всего
связана с другими людьми, их беспокоит
отношение окружающих, возможность ссоры
или разлуки с близкими. К подростковому
возрасту страх за родных становится основной
причиной тревоги девочек.
В младшем школьном возрасте,
помимо типично «школьных» и социальных
страхов, девочки в большей степени,
чем мальчики, боятся всяких фантастических
страшилищ, мертвецов, крови.
Мальчики в большей
степени тревожатся из-за возможного
насилия. Они боятся физических травм,
несчастных случаев, а также наказаний
со стороны родителей или учителя.
В последнее время мальчики все
чаще опасаются за свое здоровье и
жизнь, так как случаев физического
и морального насилия над детьми,
к сожалению, становится все больше.
Чем старше ребенок, тем его
тревога становится конкретнее, реалистичнее.
Меняющаяся социальная обстановка влияет
на ситуации, которые вызывают у
детей тревогу. Социальная нестабильность,
угроза потери родителями своего социального
статуса, неуверенность взрослых в себе
и своих возможностях обеспечить детям
необходимые условия для развития и чувство
вины неизбежно влияют на взаимоотношения
в семье, повышают тревожность детей.
Таким образом, можно сказать,
что среди причин появления тревожности
у детей можно отметить неудовлетворенность
детей результатами учебной деятельности
или характером отношений с учителями
и одноклассниками, несоответствие школьных
успехов ожиданиям родителей, отсутствия
навыков учения, кризисные моменты в развитии,
конфликты, непринятие ребенка в детском
коллективе, неправильное воспитание,
игнорирование ребенка мнения, интересов,
оценки и отметки учителей.
2.2. Преодоление
тревожности у детей в младшем школьном
возрасте
У младших школьников формируются
определенные способы уменьшения напряжения
в сложной ситуации, однако они
не все и не всегда оказываются
эффективными. Универсальных способов
преодоления тревожности, помогающей
всем детям, просто не существует, хотя
бы в силу индивидуальных особенностей
ребенка. Поэтому необходимо помочь каждому
ребенку найти свои способы борьбы с тревогой,
которые он сможет использовать в различных
неприятных ситуациях.
Психологи выделяют два способа
преодоления тревожности у детей13:
1. Выработка конструктивных
способов поведения в трудных
для ребёнка ситуациях, а также
овладение приёмами, позволяющими
справиться с излишним волнением,
тревогой.
2. Укрепление уверенности
в себе, развитие самооценки и
представления о себе, забота
о «личностном росте» человека.
Для преодоления школьной
тревожности у учащихся 1 класса,
необходимо14:
1. Смягчить, снизить силу
потребностей, связанных с внутренней
позицией школьника. Это важно не только
с точки зрения переживания удовлетворенности
– неудовлетворенности, но и потому, что
гипертрофированные потребности, порождая
бурные эмоциональные реакции, препятствуют
формированию продуктивных навыков деятельности,
общения.
2. Развить и обогатить
оперативные навыки поведения,
деятельности, общения с тем, чтобы
новые навыки, более высокого
уровня, позволили детям отказаться
от неправильно сложившихся способов
реализации мотива, чтобы дети
могли свободно выбрать продуктивные
формы.
3. Вести работу по снятию
излишнего напряжения в школьных
ситуациях.
4. Учитывая конфронтационный
характер тревожности как личностного
образования, максимально «укрепить»
конкурирующие образования.
В коррекционной работе с
учащимися, отличающимися тревожностью
как устойчивым личностным образованием,
используются следующие приемы:
1. «Переинтерпретация» симптомов
тревожности. Часто школьников с повышенной
тревожностью деморализуют первые признаки
появления этого состояния. Во многих
случаях оказывается полезным рассказать,
объяснить им, что это признаки готовности
человека действовать (признаки активации),
их испытывают большинство людей, и они
помогают ответить, выступить как можно
лучше.
2. «Настройка на определенное
эмоциональное состояние». Школьнику
предлагается мысленно связать взволнованное,
тревожное эмоциональное состояние с
одной мелодией, цветом, пейзажем, каким-либо
характерным жестом; спокойное, расслабленное
- с другим, а уверенное, «побеждающее»
- с третьим. При сильном волнении сначала
вспомнить первое, затем - второе, затем
- переходить к третьему, повторяя последнее
несколько раз.
3. «Приятное воспоминание».
Школьнику предлагается представить себе
ситуацию, в которой он испытывал полный
покой, расслабление, и как можно ярче,
стараясь вспомнить все ощущения, представлять
эту ситуацию.
4. «Использование роли». В трудной
ситуации школьнику предлагается ярко
представить себе образ для подражания
(например, любимого киногероя), войти
в эту роль и действовать как бы «в его
образе». Этот прием оказывается особенно
эффективным для мальчиков.
5. Контроль голоса и жестов.
Школьнику объясняется, как по голосу
и жестам можно определить эмоциональное
состояние человека, рассказывается, что
уверенный голос и спокойные жесты могут
иметь обратное влияние - успокаивать,
придавать уверенность. Указывается на
необходимость тренировки перед зеркалом
и «зрителями», например, при подготовке
уроков.
6. «Улыбка». Обучение целенаправленному
управлению мышцами лица. Школьнику дается
ряд стандартных упражнений для расслабления
мышц лица и объясняется значение улыбки
для снятия нервно-мышечного напряжения.
7. «Дыхание». Рассказывается
о значении ритмичного дыхания,
предлагаются способы использования
дыхания для снятия напряжения,
например, делать выдох вдвое
длиннее, чем вдох; в случае
сильного напряжения сделать
глубокий выдох вдвое длиннее;
в случае сильного напряжения
сделать глубокий вдох и задержать
дыхание на 20-30 секунд.
8. «Мысленная тренировка». Ситуация,
вызывающая тревогу, заранее представляется
во всех подробностях, трудных моментах,
вызывающих ее переживания, тщательно,
детально продумывается собственное поведение.
9. «Репетиция». Психолог
проигрывает со школьником ситуации,
вызывающие у того тревогу.
Например, школьник как бы отвечает
у доски, психолог исполняет
роль «строгого учителя», «насмешливого
одноклассника», детально отрабатывая
способы действия учащегося. Полезным
оказывается также, когда психолог,
не предупреждая об этом заранее
школьника, меняет тон разговора
с ним - становится нетерпеливым,
прерывающим собеседника, недовольным
слушателем.
10. «Доведение до абсурда». В
процессе беседы с психологом, а также
в некоторых других, априорно «спокойных»
ситуациях, школьнику предлагается играть
очень сильную тревогу, страх, делая это
как бы дурачась.
11. «Переформулировка задачи».
Известно, что одной из причин,
мешающих результативной деятельности
тревожных людей, является то,
что они сосредоточены не только
на ее выполнении, но и в
большей степени на том, как
они выглядят со стороны. В
связи с этим необходимо тренировать
у детей умение формулировать
цель своего поведения в той
или иной ситуации, полностью
отвлекаясь от себя. Например, при
ответе у доски: «Я должен
рассказывать о …» вместо «Я
должен получить «5». Необходимо
также обучать школьника умению
снижать значимость ситуации, понимать
достаточно относительное значение
«победы» или «поражения». В
этом плане эффективным оказывается
такой прием, когда некоторые
ситуации предлагается рассматривать
как своего рода тренировочные,
в которых он может поучиться
владеть собой для предстоящих
более серьезных испытаний.
Ниже приводим некоторые
методы и приемы коррекции школьной
тревожности, разработанные А.М. Прихожан.
Для снятия тревожности у
младших школьников существуют целые
комплексы приёмов, упражнений. Однако
центральную роль играют 2 метода15.
1. Метод последовательной
десенсибилизации. Суть его состоит
в том, что ребёнка помещают
в ситуации, связанные с областью,
вызывающей у него тревогу
и страх, начиная с тех, которые
могут лишь немного его волновать
и, кончая теми, которые вызывают
сильную тревогу, возможно, даже
испуг. Для снятия напряжения
ребёнку предлагают сосать конфету.
2. Метод «отреагирования»
страха, тревоги, напряжения. Осуществляется
с помощью игры- драматизации
«в очень страшную, страшилишную
школу», где сначала с помощью кукол-
петрушек в форме театральных этюдов дети
изображают пугающие их ситуации школьной
жизни, причём все «пугающие» моменты
должны быть доведены до крайней степени
(«так, чтобы зрителям было очень страшно»).
Кроме того, можно применять приёмы «рисование
страхов», «рассказы о страхах», причём
акцентироваться должна школьная тематика.
В ходе этой работы поощряются попытки
юмористического, карикатурного изображения
ситуации.
Работая с тревожными детьми,
используются специальные оценки: максимально
развёртываются критерии той или
иной оценки, похвалы, замечания и
одновременно предельно сужается и
конкретизируется сфера действия оценочного
суждения (оценивается не вся деятельность
сразу, а её отдельные элементы, особенно
успешные.). При этом большое внимание
уделяется поддержанию в классе
атмосферы принятия, безопасности,
чтобы ребёнок чувствовал, что
его ценят вне зависимости
от его успехов. Важным является формирование
такого отношения не только к оценке,
но к успеху, неуспеху, выигрышу, проигрышу
– к любому результату, когда
он воспринимается ребёнком, прежде всего,
как ориентир на пути овладения знаниями,
умениями. Именно это позволяет детям
не ориентироваться на результат, сделать
детей свободными к собственным успехам
и неудачам. Для этого можно использовать
и шуточные соревнования, в которых победа
или поражение относительны, не требуют
значительных усилий, легко переходят
от одного ребёнка к другому. Повышенная
значимость требований школы, ведущая
к дезорганизации деятельности детей,
сильной напряжённости, снимается посредством
приёма «Школа клоунов». Детям читают
отрывки из книги Э.Успенского, рассказывают
о каких-нибудь правилах это школы, придумывают
уроки, отметки. Каждый ребёнок обязательно
должен что-нибудь рассказывать или показывать.
Класс предварительно договаривается,
какое правило для «Школы клоунов» будет
выполняться, и оно включается в ход «учебных»
игровых занятий, что способствует развитию
произвольности. Задача такой работы-игры,
с одной стороны, показать относительность
рамок «хорошо плохо», а с другой – помочь
детям осознать, для чего эти правила нужны.
Дети начинают понимать, что требования,
правила относительны и необходимы. Таким
образом, создаются условия для преодоления
стремления всегда и во всём действовать
по правилам. Важным направлением этой
работы является развитие у детей мотива
компетентности, стремления быть не хуже
других, не мириться с собственной «неполноценностью».
Для развития указанных мотивов
следует использовать ряд специальных
приёмов. Один из них «Я не могу - я
могу - я сумею». Суть его состоит
в следующем. Если ребёнок отказывается
выполнять задание, говоря, что он
с ним не справится, учитель просит
это выполнить другого ребёнка, который
знает меньше и не может справиться с
заданием, и изобразить такого ребёнка.
Затем просит изобразить ребёнка, который
сумеет справиться с заданием. При этом
дети убеждаются, что они далеко продвинулись
от полного неумения и могут, если попробуют
продвинуться ещё дальше. Дети произносят
«волшебное заклинание»: «Я не могу…»
- и каждый по очереди говорит, чем ему
трудно это задание; «Я могу…» – дети
по очереди говорят, что они могут сделать;
«Я сумею…» - каждый старается сказать,
насколько он может выполнить задание.
При этом правильность или неправильность
реплик детей не комментируется, подчёркивается
только, что каждый чего-то не умеет, чего-то
не может, и каждый сумеет, если захочет
добиться продвижения вперёд и быть не
хуже других.
Особо следует
сказать о приёмах, помогающих
детям снять повышенную напряжённость.
С ней часто бывают связаны
двигательные беспокойства, агрессивность.
Здесь можно использовать щит,
который держит взрослый и
в который можно стучать игрушечным
мячом, бить кулаком и т.п.
Это приём можно применять
в зависимости от условий.
Работа учителя
по снятию школьной тревожности
может проводиться непосредственно
в ходе учебных занятий, когда
используются отдельные методы
и приёмы, описанные выше, а также
в специальной группе. Эта работа
будет иметь эффект только
при создании благоприятных условий
семье и школе, где хорошие
отношения будут поддерживать
ребёнка. Говоря о тревожности младшего
школьника необходимо понимать роль семьи
в решении данной проблемы. Работая с родителями,
можно сформулировать следующие рекомендации16:
- Главный путь преодоления
страха и тревоги в школе
– это теплая, доверительная атмосфера
в семье, уверенность школьника
в вашей безусловной любви
и защите. Никогда не говорите
ребенку, что, если он будет
плохо учиться, вы его разлюбите
или отдадите кому – нибудь.
- Не пытайтесь высмеивать
страхи ребенка, какими бы нелепыми
они вам ни казались. Не старайтесь
убедить его в том, что бояться
нечего. Не говорите ребенку, что
он ведет себя глупо и трусливо.
- Помните, что тревожный
ребенок уже выработал определенный
способ борьбы с тревогой. При всей неадекватности
и нелепости подобных средств не высмеиваете
их, используйте их для того, чтобы помочь
младшему школьнику действительно справиться
со своей проблемой.
- Не рассказывайте при
посторонних о тревогах и страхах
ребенка – это усилит его
неуверенность и боязнь новых
ситуаций и людей.
- Обсуждая с ребенком
его школьные проблемы, старайтесь
не подрывать авторитета учителя
и других значимых взрослых, избегайте
обобщений типа: «Много ваши учителя
понимают, меня надо слушать».
- Старайтесь быть последовательными
в своих требованиях к ребенку:
не запрещайте ему безо всяких
причин то, что раньше разрешали.
- Учитывайте возможности
ребенка, не требуйте от него
того, чего он не в состоянии выполнить.
- Хвалите ребенка за
малейший успех, отмечайте любое
его достижение – это поможет
укрепить его самооценку.
- Если ребенку по каким-то
объективным причинам трудно
учиться, выберите ему кружок
по душе, чтобы неудачи в школе
компенсировались успехами в
другом деле.
- Попробуйте вместе с ребенком
сочинить сказку о том, чего он боится,
или нарисовать картинку на эту тему. Обсудите,
как герои сказки или картины справляются
со своей боязнью.
В любом классе обязательно
есть тревожные дети или дети, которые
испытывают страхи в различных областях
деятельности. Учитель, работая в
таком классе, должен проводить работу
по снятию школьной тревожности. Занятия
проводятся, используя отдельные
методы и приёмы. Эта работа будет
иметь эффект только при создании
благоприятных условий в семье
и школе, где поддерживаются хорошие
условия для ребёнка со стороны
окружающих.
Проанализировав психолого-педагогиче кую
литературу можно определить причины
возникновения тревожности у
детей младшего школьного возраста.
К ним относятся: оценки и отметки,
отношение взрослых к ребенку, индивидуальные
особенности и качества личности,
качества личности и самооценка, внешние
источники тревоги. Кроме этого причинами
тревожности может быть гендерное принадлежность.
Поэтому необходимо психолого-педагогиче кая
помощь каждому ребенку.
Можно выделить основные способы
преодоления тревожности: укрепление
уверенности в себе и выработка конструктивных
способов поведения в трудных для ребенка
ситуациях. Помогая младшим школьникам,
отличающимися повышенной тревожностью,
эффективно использовать определенные
приемы: «улыбка», «использование роли»,
«репетиция» и др.
Определенную роль в решении
данной проблемы играет семья.
Глава 3. Экспериментальное
исследование тревожности у детей младшего
школьного возраста
3.1. Диагностика уровня
школьной тревожности младших школьников
Объектом исследования были
выбраны учащиеся 1б класса начальной
образовательной школы г. Макарова.
Общее число испытуемых 21 человек.
Исследование проводилось в период
1. 02. 11 по 28. 03. 11 г.
Для исследования были использованы
следующие методики и методы:
- наблюдение;
- беседа с учителем;
- тест школьной тревожности
Филлипса.
Наблюдение – общенаучный
метод исследования, который в
педагогических исследованиях предполагает
целенаправленную, систематическую
фиксацию в процессе непосредственного
восприятия специфики протекания тех
или иных педагогических явлений, проявлений
в них личности, коллектива, группы
людей, получаемых результатов17. На преддипломной практике
были разработаны индивидуальные карты
наблюдения за данными младшими школьниками,
которая представлена в таблице 1 [Приложение
№1]. Наблюдение за детьми проводилось
в урочное и внеурочное время. Обращалось
внимание на детей, у которых прослеживалась:
конфликтность со сверстниками, плаксивость,
постоянные исправления работы, извинения
и оправдания, заниженная самооценка,
трудности в обучении, повышенная активность,
агрессивность, апатия, вялость, оцепенение.
На переменах поведение детей отмечалась
повышенная активность, агрессивность.
На уроках у детей отмечался страх ситуации
проверки знаний, трудности в обучении,
сбивчивая речь.
Проанализировав результаты
наблюдения, сделали вывод, что наиболее
часто проявляются следующие
критерии тревожного состояния:
- страх ситуации проверки
знаний;
- сбивчивая речь;
- повышенная активность,
агрессивность.
Таким образом, из наблюдения
видно, что у детей присутствуют
признаки тревожного состояния.
Наяву с наблюдением использовался
метод беседа с учителем. Учителю были
заданы следующие вопросы:
1) Кто из детей испытывает
трудности в обучении?
2) Кто из детей испытывает
трудности в общении со сверстниками
и взрослыми?
3) У кого из детей
часто бессмысленные навязчивые
движения? (ребенок постоянно что-то
крутит в руках, теребит волосы,
грызет ручку и т.д.).
4) Кто из детей часто
не может сдержать слезы?
Таблица результатов беседы
с учителем представлена в таблице 2 [Приложение
№2].
Таким образом, в результате
наблюдения и беседы мы выявили группу
тревожных детей. Группу тревожных
детей составило 8 человек, что составляет
38%, это Альбина. К, Дима. Б, Никита. Р,
Таня. Д, Алена. С, Витя. У, Иван. С, Эрик К.
Для выявления факторов тревожности,
влияющих на эмоциональное состояние
ребенка, его учебу и деятельность,
взаимоотношения с окружающими,
был проведен тест Филлипса на выявление
уровня школьной тревожности [Приложение
№3].
Тест школьной тревожности
Филлипса относится к стандартизированным
психодиагностически методикам и позволяет
оценить не только общий уровень школьной
тревожности, но и качественное своеобразие
переживания тревожности, связанной с
различными областями школьной жизни.
Тест предназначен для работы с детьми
младшего и среднего школьного возраста18.
Цель методики состоит
в изучении уровня и характера
тревожности, связанной со школой, у
детей младшего и среднего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут
зачитываться школьникам, а могут и предлагаться
в письменном виде. На каждый вопрос требуется
однозначно ответить “Да” или “Нет”.
По методике Филипса был
определен уровень школьной тревожности.
Результаты диагностики уровня школьной
тревожности у учащихся представлены
в таблице 3 [Приложение №4].
Как мы видим по результатам
исследования, уровень тревожности в школе
с помощью теста Филлипса, имеют Альбина
К., Дима Б., Никита Р., Таня Д., что составляет
19% от количества учеников в классе.
Используя данную методику,
можно рассмотреть каждый параметр в отдельности,
который определенным образом наталкивает
на выявление причин возникновения тревожности,
представлена в таблице 4 [Приложение №5].
По результатам исследования
тревожности в школе с помощью теста Филлипса
высокий процент по шкале «Общая тревожность
в школе» не имеют никто из детей.
Несколько повышена общая
тревожность в школе у 8 детей, что
составляет 38% от количества учеников
в классе. Такие показатели свидетельствуют
о том, что эти дети склонны переживать
тревожность разной степени интенсивности,
находясь в школе: в процессе обучения,
проверки и оценки знаний, а также в процессе
общения и взаимодействия с учителями
и сверстниками.
Низкий уровень тревожности
в школе имеют лишь 13 школьников, что составляет
62% испытуемых. Школа и школьные требования,
трудности не являются для этих ребят
травмирующими, что создает условия для
нормального функционирования, развития
ребенка в процессе обучения, установления
дружеских контактов и взаимоотношений.
Процент школьников, переживающих
социальный стресс на высоком уровне
0%, на повышенном уровне – 6 детей, что
составляет 28% от количества учеников
в классе, на низком уровне – 16 детей,
что составляет 72% испытуемых. Данные
повышенного уровня указывают на
то, что эмоциональное состояние этих
детей, на фоне которого развиваются их
социальные контакты, является напряженным,
негативно окрашенным, возможно, фрустрирующим.
Таким образом, создаются предпосылки
для возникновения и развития беспокойства,
тревоги, тревожности как следствия социального
стресса.
Процент школьников, переживающих
фрустрацию потребности в достижении
успеха на высоком уровне 0%. Небольшой
процент школьников 23% - 5 детей испытывают
фрустрацию потребности в достижении
успеха на повышенном уровне, то есть,
в ситуации школьного обучения существуют
неблагоприятные для них факторы, которые
мешают в достижении успеха. Однако влияние
этих факторов не столь сильно, и при некоторых
усилиях со стороны школьников и помощи
со стороны учителей и сверстников, его
вполне возможно избежать. На низком уровне – 15 детей,
что составляет 77% испытуемых.
Процент школьников, переживающих
страх самовыражения, на высоком уровне
4,5% - 1 ребенок. Этот факт свидетельствует
о том, что ребенок переживает негативные
эмоциональные переживания ситуаций,
сопряженных с необходимостью самораскрытия,
предъявления себя другим, демонстрации
своих переживаний. Несколько повышен
уровень страха самовыражения 28% испытуемых,
что составляет 6 школьников. Основываясь
на этом факте, мы можем предположить,
что в данном случае страх самовыражения
присутствует лишь в определенных ситуациях
или с определенными людьми. 67,5% - 14 школьников
данной группы испытуемых не имеют психологических
и эмоциональных трудностей самораскрытии.
Эти дети легко находят контакт с окружающими,
быстро заводят новые знакомства, их отношения
глубже и эмоционально насыщеннее по сравнению
с теми, кто испытывает тревожность в этой
области.
9,5% - 2 ребенка испытывают
высокий уровень тревожности, и 76,
2% - 16 школьников – повышенный уровень
в ситуации проверки знаний. Негативное
отношение и переживание тревоги в ситуациях
проверки (особенно – публичной) знаний,
достижений, возможностей. Так же, 14,3% -
3 испытуемых не испытывают страха в ситуации
проверки знаний.
Процент школьников, переживающих
страх не соответствовать ожиданиям
окружающих на высоком уровне 0%, на повышенном
уровне –3 ребенка, что составляет 14,3%
от количества учеников в классе. Свидетельствует
о том, что ориентация на значимость других
в оценке своих результатов, поступков
и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых
окружающими, ожидание негативных оценок.
85,7% испытуемых данной выборки – 18 детей
не испытывают страха не соответствовать
ожиданиям окружающих. Для этих детей
наиболее значима собственная оценка
происходящего, ориентация на собственные
ценности и идеалы.
Небольшое число школьников
2 ребенка – 9,5% имеют высокую тревожность
вследствие низкой физиологической сопротивляемости
стрессу. То есть, в поведении этих школьников
наблюдается сниженная приспособляемость
к ситуациям стрессогенного характера,
например, к школьному обучению в целом,
и повышенная вероятность неадекватного
деструктивного реагирования на тревожный
фактор среды. Также 19,5% испытуемых, что
составляет 4 школьников, склонны к данным
особенностям. 71,5% испытуемых, 15 школьников
имеют нормальную физиологическую сопротивляемость
стрессу, что свидетельствует о том, что
возможные предпосылки для возникновения
тревожности у них не физиологической
сопротивляемости стрессу.
Процент школьников, переживающих
проблемы и страхи в отношениях с
учителями на высоком уровне 0%, на
повышенном уровне – 15 детей, что составляет
71,5% от количества учеников в классе.
Общий негативный эмоциональный
фон отношений со взрослыми в
школе, снижающий успешность обучения
ребенка, 28,5% испытуемых – детей не испытывают
проблем и страхов в отношениях с учителями.
Таким образом, на основании
результатов данного исследования можно
сделать следующие выводы: анализируя
результат данного исследования, можно
заметить, что у наибольшего количества
детей младшего школьного возраста фактором
повышенной тревожности оказался страх
ситуации проверки знаний и проблемы и
страхи в отношениях с учителями.
3.2. Коррекционная
работа по преодолению тревожности
у детей младшего школьного возраста
После выявления, изучения уровня
и характера тревожности, связанной со
школой, у детей младшего школьного возраста
в данном классе, нами разработаны
рекомендации по работе с детьми, имеющими
повышенный и высокий уровень трев и т.д.................