Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
лабораторная работа Игровые методы в работе с детьми с отклонениями в развитии
Информация:
Тип работы: лабораторная работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
Виды игр для детей с отклонениями в развитии
Основные качества и характеристики
игр.
Игровые правила.
Заключение
Список литературы
Введение
Дошкольный возраст является уникальным
и решающим периодом развития ребенка,
когда закладываются базисные основы
личности, активно развиваются различные
виды его самостоятельной деятельности,
возникает способность к произвольности
поведения и инициативности как основа
творчества, развивается воображение,
речь в ее коммуникативной и обобщающей
знания ребенка функции. Эти и другие важнейшие
качества формируются, прежде всего, в
игре, специфической детской деятельности,
приобретающей значение ведущей.
Своевременное выявление, изучение и
психолого-педагогич ская коррекция должны
осуществляться как можно раньше, когда
такая работа наиболее продуктивна. Это
обусловлено еще и тем, что дети с отклонениями
в развитии нуждаются в более активной
стимуляции умственной деятельности,
чем их здоровые сверстники. Неблагоприятные
психологические и социальные условия
(недостаточный культурный уровень семьи,
гиперопека и гипоопека, отсутствие педагогически
целесообразного воздействия взрослых
на ребенка, психотравмирующие ситуации)
в сензитивный период, в свою очередь,
замедляют психическое развитие.
В развитии ребенка главное место занимает
его эмоциональная сфера. От того, какой
эмоциональный фон сопровождает ребенка,
в первую очередь зависят его отношения
с окружающим миром. Детей в дошкольном
возрасте важно научить распознавать
эмоциональное настроение окружающих
и управлять собственным эмоциональным
состоянием. Это объясняет актуальность
выбранной мною темы.
Целью исследования является изучение
влияния игры на эмоциональное развитие
детей с отклонениями в развитии. Объект
исследования: дети с отклонениями в развитии.
Предмет исследования: игра, как средство
эмоционального развития.
Виды игр для детей с отклонениями
в развитии.
Различают несколько видов игр: сюжетно-ролевая
и дидактическая игра, театрализованные,
режиссерские и народные игры, игры-экспериментиров ния.
Сюжетно-ролевая игра ценна не столько
тем, что в ней ребенок может получить
новые знания, сколько тем, что в ней он
активно использует эти знания, экспериментирует
с ними, ставя перед собой разнообразные
игровые задачи, решая их в соответствии
с игровыми замыслами, применяет и развивает
их в своей игровой практике. В структуре
сюжетно-ролевой игры выделяют следующие
компоненты: мотив, тему, сюжет, игровое
действие, игровую роль, воображаемую
ситуацию, игровой материал.
Самодеятельные детские игры, в которых
по ходу сюжета дети управляют действиями
нескольких игрушек, выполняющих соответствующие
функции людей или предметов, принято
называть режиссерскими играми. Они возникают
по инициативе детей по принципу сюжетно-ролевой
игры и включают следующие структурные
компоненты: сюжет, роль, условное игровое
действие.
Дидактические игры - это разновидность
игр с правилами, специально создаваемых
педагогической школой в целях обучения
и воспитания детей. Дидактические игры
направлены на решение конкретных задач
в обучении детей, но в то же время в них
реализуется воспитательное и развивающее
влияние игровой деятельности. Дидактическая
игра имеет определенную структуру, характеризующую
ее с одной стороны как форму обучения,
а с другой - как своеобразную игровую
деятельность. Эта структура включает
следующие компоненты: цель, дидактическую
и игровую задачу, игровой замысел, игровые
действия, правила, результат.
Основные качества и характеристики игр.
Мотив характерен для сюжетно-ролевой
игры. Первоначально в этом качестве выступает
игровое действие, возникающее по мере
овладения ребенком предметным миром.
В процессе развития сюжетно-ролевой игры
мотив меняется, им становится возможность
взаимодействия (игрового, невербального,
вербального) с другими участниками игры.
Тема рассматривается применительно
к сюжетно-ролевым играм и представляет
собой ту область социальной действительности,
которая отражается в игре (например, «Семья»,
«Почта» и др.). Тематика сюжетно-ролевых
игр меняется в соответствии с возрастом,
а также с содержанием программ воспитания
и обучения детей дошкольного возраста.
Сюжетом игры предстает воспроизводимая
в ней область действительности. Сюжет
задают события, которые изображаются
в игре. В одной теме игры может быть реализовано
несколько сюжетов. Например, тема «Детский
сад». Сюжеты: «Мамы ведут детей в детский
сад», «Дети завтракают», и др. Развитие
сюжета идет от исполнения ролевых действий
к ролям-образам. Основным условием развития
сюжета является наличие у ребенка личного
опыта (знания, умения, навыки и привычки
к познавательной деятельности), интереса
к теме игры, партнеров.
Сюжеты могут быть различной сложности
и включать:
- одного персонажа и одно
действие в одной предметной
ситуации (мама варит обед, врач
делает укол, воспитатель кормит
ребенка);
- нескольких участников с одинаковыми
видами действий в одной предметной
ситуации (две мамы варят обед,
два врача лечат больных);
- двух дополняющих друг друга
персонажей, взаимодействующих в
одной ситуации (парикмахер - клиент,
учитель - ученик и др.);
- персонажей, между которыми заданы
определенные отношения (дети выполняют
задания воспитателя, парикмахер
выполняет заказ клиента).
На сюжетах игр обычно отражаются перемены
в обществе, появление новых детских книг,
популярных у детей фильмов (например,
после выхода на экран фильма «Чапаев»
дети многие годы играли в «Чапаева», а
сегодня играют в «Бэтмена» и в «Человека-паука»).
В основе всех сюжетов индивидуальных
режиссерских игр лежит то, что составляет
непосредственный опыт ребенка, то, что
он видит вокруг себя: обыденная жизнь
и взаимоотношения людей. Социальный опыт
ребенка определяет развитие сюжета, но
не навязывает стереотипности в последовательности
событий. Ребенок сам создает сюжет, сценарий,
что очень важно для развития детской
игры. Сюжеты отличаются разнообразием,
сложностью и нестандартностью, ребенок
чувствует себя более свободно. Это обусловлено
тем, что режиссерская игра, в отличие
от сюжетно - ролевой, позволяет переносить
ролевые отношения на кукольных персонажей.
Ребенок знает, что персонажи должны делать,
говорить, он сам управляет развитием
игровых событий, фантазирует, размышляет.
Он полновластно распоряжается своими
знаниями и опытом, не опасаясь при этом
критики со стороны других ролевых участников,
поскольку их нет.
Цель дидактической игры - это то, для
чего игра создана, на что она направлена.
Цель игры всегда имеет два аспекта:
- познавательный, т.е. то, чему мы должны
научить ребенка, какие способы действия
с предметами хотим ему передать;
- воспитательный, т.е. способы сотрудничества,
формы общения и отношения к другим людям,
которые следует привить детям.
Цель формулируется не как передача знаний,
умений и навыков, а как развитие психических
процессов и способностей ребенка.
Чтобы игра оставалась игрой, не превращалась
в усвоение знаний и умений, она должна
включать игровой замысел. Д. В. Менджерицкая
отмечала, что развитие игрового творчества
заключается, прежде всего, в формировании
игрового замысла - умении сознательно
выбирать игру, обдумывать её, находить
лучшие способы осуществления задуманного,
применять знания, полученные детьми на
занятии. Замысел вызывает живой интерес,
возбуждает активность, желание играть.
Часто он выражен в самом названии игры,
составляет ее начало и представляет собой
ту игровую ситуацию, в которую вводится
ребенок, и которую он воспринимает как
свою. Замысел игры опирается на конкретные
потребности и склонности детей, особенности
их опыта. Например, для младших дошкольников
характерна заинтересованность предметным
миром. Привлекательность отдельных вещей
задает смысл их деятельности. Значит,
замысел игры может основываться на действиях
с предметами или на стремлении получить
предмет в собственные руки. Первоначально
замысел возникает в процессе деятельности.
Ребенок начинает строить или рисовать
без видимой цели, а затем в силу различных
ассоциаций у него появляется желание
построить машину, нарисовать дом. В дальнейшем
задача ставится до начала игры или работы,
действия ребенка начинают подчиняться
замыслу, который вначале еще неустойчив
и может меняться под влиянием случайных
впечатлений. Игровой замысел определяет
характер игровых действий и реализуется
в них.
Игровое действие рассматривается как
компонент сюжетно-ролевой и дидактической игр и является основой игровой деятельности.
Оно передается ребенком в соответствии
с замыслом игры в обобщенной или сокращенной
форме, в виде схемы. Для ребенка - это настоящее
действие с реальными игровыми операциями,
с использованием игрушек или предметов-заместител й.
Игровое действие характеризуется наличием:
- осознанной цели и способов,
с помощью которых оно совершается;
- игрушек или предметов - заместителей,
которые в воображаемой ситуации
заменяют действия с реальными
предметами (например, палочка - зубная
щетка, карандаш, ключ, градусник, шприц
и т.д.).
В разных играх игровые действия различны
по их направленности и по отношению к
играющим. Чем разнообразнее игровые действия,
тем интереснее игра и тем успешнее решаются
познавательные задачи, составляющие
ее суть и смысл. Игровые действия всегда
включают в себя задачу, т.е. то, что является
для каждого ребенка важнейшим условием
личного успеха в игре и его эмоциональной
связи с остальными участниками. Решение
этой задачи требует от ребенка активных
умственных и волевых усилий, оно же дает
наибольшее удовлетворение. Содержание
может быть самым разнообразным: не убежать
раньше времени или назвать форму предмета,
успеть найти нужную картинку за определенное
время и пр. В играх маленьких детей игровые
действия заключаются в перекладывании
предметов, их сравнении, подборе по цвету,
величине, в раскладывании картинок и
т.д.; игровые действия старших детей сложнее:
они требуют взаимной связи действий одних
детей с другими, их последовательности,
очередности.
В дидактической игре задача, как правило,
определена целью учебного задания или
целью воспитательного воздействия. Причем
одна и та же игра может иметь разные задачи
и цели в различных ситуациях.
Дидактическая задача реализуется через
игровую задачу. Игровая задача определяет
игровые действия и является задачей самого
ребенка. В процессе игры внимание ребенка
обращено на выполнение игровых действий,
а задача обучения (дидактическая задача)
может не осознаваться. Это и делает дидактическую
игру особой формой обучения, когда дети
усваивают знания, умения, навыки как бы
непреднамеренно. Взаимоотношения между
детьми и педагогом определяются игрой.
Дети и педагог - участники одной игры,
отношения их можно назвать «субъект -
субъектными», а обучение осуществляется
в косвенном виде. Реально дидактическая
игра - это игра только для ребенка, для
взрослого она - способ обучения.
Д.Б.Эльконин, рассмотрев структуру сюжетно-ролевой
игры, показал, что центральным компонентом
ее выступает роль - соответствующий принятым
в обществе нормам, правилам способ поведения
людей в различных ситуациях. Одним из
ключевых моментов является выбор роли,
т.е. отождествление ребенком себя с каким-либо
персонажем, воспроизведение его действий
и отношений с другими действующими лицами.
Роль часто становится мотивом, причем
по ходу развития игры осознание ребенком
исполняемой роли и смысла игры может
меняться.
В режиссерской игре ребенок не берет
на себя роли, а наделяет ролевым значением
кукол, фигурки зверей, предметы-заместители
разыгрывает с их участием сюжет и регулирует
отношения действующих лиц как режиссер.
Воображаемая ситуация в сюжетно-ролевой
игре появляется в процессе самой игры
из-за несовпадения реальных условий с
игровым действием (сидит на стуле, а говорит,
что плывет на корабле). Эта условность
принимается всеми участниками игры при
воссоздании реальной действительности
через воплощение выбранной ребенком
роли с использованием предметов-заместител й.
Особенностью игры в воображаемой ситуации
является эмоциональная увлеченность
детей отображаемыми событиями: девочка
беспокоится, что подгорают котлеты, мальчик
бережно везет заболевшую куклу на машине
и т.д..
Игровой материал в сюжетно-ролевой игре
- это игрушки, предметы реального мира,
предметы-заместител . Все это побуждает
ребенка к игре, и имеет важное значение
для обучения и развития ребенка, и, конечно
же, для осуществления игрового замысла.
Игровые правила.
Между игровым замыслом, игровыми действиями
и правилами существует тесная взаимосвязь.
Их выполнение обеспечивает реализацию
игрового содержания. Правила обусловлены
содержанием игры и вместе с тем выполняют
очень большую роль - определяют характер,
способ и порядок действий, устанавливают
запреты, организуют, направляют и регламентируют
поведение и взаимоотношения детей в игре,
доводят до сознания детей замысел, игровые
действия и обучающую задачу. Главное
значение правил состоит в развитии у
ребенка произвольности выполняемых действий,
осознанного восприятия, умения запоминать,
воспроизводить и действовать в соответствии
с инструкцией, сдерживать и регулировать
эмоции, поведение, отношения с другими
участниками игры.
Игровые правила бывают двух видов: правила
действия (определяют характер игровых
действий и их последовательность) и правила
общения (регулируют отношения между играющими).
Примерами правил действия могут служить
следующие: припомнить и назвать только
ту игрушку, которую еще никто не назвал;
не называть предмет, изображенный на
картинке, а только загадать про него загадку
и пр. Примеры правил общения: не подсказывать
и не мешать другому отгадывать, действовать
по очереди или по вызову воспитателя,
играть дружно, выбирать тех детей, кто
еще не был в кругу, и т. п. Выполнение всех
этих правил требует от ребенка определенных
усилий, ограничивает его спонтанную активность.
Но именно это и делает игру увлекательной,
интересной и полезной для развития ребенка.
Есть правила, ограничивающие или запрещающие
определенные проявления или действия,
или предусматривающие «наказание» за
нарушение других правил и совершенно
других действий.
Таким образом, ребенок в игре учится
непреднамеренно. Игра дает ребенку две
необходимые способности. Во-первых, выполнение
правил в игре всегда связано с их осмыслением
и воспроизведением воображаемой ситуации.
Во-вторых, игра учит детей общаться.
Игра имеет определенный результат, который
является финалом игры. Результат (подведение
итогов) в дидактической игре определяется
сразу по окончании. Например, отгадывание
загадок, выполнение поручений, игровых
заданий, проявление смекалки является
результатом и воспринимается детьми
как достижение. Для педагога результат
игры выражается в решении задачи и в том
удовольствии, которое доставляет игра
ее участникам.
В своих играх дети обычно отображают
события, явления и ситуа и т.д.................