Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска

Обходим антиплагиат


Наименование:


Лекции Проблема полоролевой социализации дошкольников

Информация:

Тип работы: Лекции. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2013. Страниц: 17. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ПРОБЛЕМА ПОЛОРОЛЕВОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема полоролевой социализации, включающая в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и половой дифференциации, находится на стыке ряда наук (социологии, биологии, медицины, педагогики и др.). Она является одной из важнейших проблем детской социальной психологии, так как без ее решения невозможно разработать методы адекватного дифференцированного подхода к воспитанию детей разного пола.
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом приобретет все необходимые качества женственности, было бы серьезным заблуждением.
Эти качества не возникают сами по себе. Мужчинами и женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с дошкольного возраста.
Неслучайно в последнее время все больше ученых, отечественных и зарубежных, приходят к выводу, что полноценное формирование личности ребенка не может осуществляться без учета психологических особенностей его пола.
Психический пол, в отличие от пола биологического, - одна из существенных личностных характеристик человека. Это система потребностей, мотивов, ценностей, характеризующая представления человека о себе как представителе определенного пола, а также способов поведения, реализующих эти представления.
И совершенно правильно указывают наши ученые, что «первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя, - это половая принадлежность» (И С. Кон) и что «бесполая личность не более, чем абстракции» (ДН. Исаев, В.Е. Каган).
Главное в полоролевом воспитании - это то, что оно является неотделимой частью нравственного воспитания. И важнейшие задачи полоролевого воспитания — формировать в подрастающем поколении качества мужественности и женственности и готовить его к выполнению в будущем соответствующих полу социальных ролей.
Развивая идею полового воспитания, В.А. Сухомлинский и А.С. Макаренко определяют его как начало воспитания настоящих мужчин и женщин - формирования у детей гражданского ядра личности определенного пола - и считают, что начинать это воспитание надо с дошкольного возраста.
Общие цели нравственного воспитания закономерны для детей обоих полов, но надо учитывать, что в структуре личности мужчины и женщины отдельные нравственные качества занимают разное место, имеют разный удельный вес.
Организуя половое воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности, как утверждают большинство современных ученых, являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями развития психических особенностей мальчиков и девочек. Эти психические различия в основном формируются под влиянием социальных факторов - общественной среды и воспитания, то есть в процессе полоролевой социализации.
В процессе полоролевой социализации ребенок старается строить свое поведение, сообразуясь со своим полом, идентифицируя себя с теми или иными представителями соответствующего пола - отцом, матерью, братьями, сестрами, сверстниками, литературными героями — и подражая им.
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола ребенка является семья и, в частности, пример поведения родителей, их взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в особенности мальчиков с отцами и дедушками, а девочек - с матерями и бабушками.
Вместе с тем не менее значимо влияние на процесс половой социализации ребенка группы сверстников в детском саду или школе. От социальных ожиданий семьи и группы сверстников — основных референтных для ребенка групп, - от содержания эталонов полоролевого поведения многое зависит в формировании истинно ценных качеств мужественности и женственности. Существенную роль в процессе полового воспитания играют педагоги, которые осуществляют дифференцированный воспитательный подход по отношению к мальчикам и девочкам.
Полоролевое развитие долгое время оставалось вне сферы исследования отечественных психологов в силу ряда объективных и субъективных причин. В воспитании не учитывалась такая важная характеристика индивидуальности ребенка, как его психический пол. Поскольку в 1930-х годах имело больший смысл подчеркивать общее между полами, чем различное, то стремление к равноправию женщины с мужчиной вылилось в своеобразное соревнование ее с представителями сильного пола. В школе в это время девочки наряду с мальчиками приобретали навыки столярного и слесарного дела, ходили в осоавиахимовские кружки, женщины не без успеха овладевали многими мужскими специальностями.
Сейчас тенденция соревнования женщины с мужчиной стала набирать силу и в зарубежных странах, что находит отражение, в частности, в развитии женского футбола, хоккея, борьбы. По существу же это равноправие сводится к тому, что женщина за образец для подражания берет мужскую модель поведения.
Тенденция уравнивания мужчин и женщин в Европе и Америке получила широкое развитие и в семейных отношениях, так как в современном мире большинство женщин работают и вне дома, отобрав у мужчины преимущество единственного кормильца. Престиж женщины в семье повсеместно повышается, а нередко она становится ее главой.
С каждым годом растет число деловых женщин, для которых семья и дети не являются важной ценностью в жизни.
Дефицит научно обоснованного полоролевого воспитания в дальнейшем приводит к возрастанию разводов, снижению уровня рождаемости, увеличению числа еще не распавшихся, но неустойчивых браков. Как признает ряд авторов (И.В. Дубровина, Д.В. Колесов, И.С. Кон, А.Г. Хрипкова и др.), причиной этого является несформированность у молодежи представлений о дифференциации мужских и женских социальных ролей, неумение супругов строить взаимоотношения в семье и распределять семейные обязанности.
Некоторые отечественные педагоги в поисках выхода из создавшегося тупика, интуитивно основываясь на положениях традиционной психологии о том, что основные функции женщины — работа в доме и воспитание детей, призывают «повернуть назад» в воспитании женщины, то есть освободить ее от работы вне дома и вернуть к семейному очагу, к основной ее обязанности - воспитанию детей
Вместе с тем прогрессивные зарубежные ученые с полным основанием делают практический вывод о том, что воспитание девочки в традиционном понимании женственности, рассчитанное на то, что в будущем она будет выполнять только семейную социальную роль, может сделать ее плохой матерью, беспомощной, пассивной и зависимой. Они утверждают, что на самом деле творческие возможности женщины значительно богаче, чем полагали психоаналитики, и в ряде профессий мужчине с ней трудно сравниться
В последнее время и в нашей печати все чаще звучат призывы к возрождению особой женской духовности, которая «спасет цивилизацию». Справедливо выделяются в женском начале такие чрезвычайно важные качества, как примиряющая мудрость и способность к компромиссам. Настойчиво предсказывается, что XXI век будет «веком женщины», так как потребуется особый тип лидерства, миротворческий, на который в большей степени, чем мужчина, способна по своей природе женщина (А. Алейникова).
Попытки преодолеть бесполость наших педагогических наук - психологии и педагогики - идут и в другом направлении.
Многие педагоги восприняли призыв к дифференцированному подходу в воспитании и обучении мальчиков и девочек как призыв к необходимости разделить в образовании мальчиков и девочек, объясняя это тем, что девочки развиваются быстрее и это способствует формированию состояния дискомфорта у мальчиков и их неуверенности
Разделение мальчиков и девочек в группе детского сада, обучение и воспитание их по разным программам, с нашей точки зрения, неправомерно, во-первых, потому, что именно с дошкольного возраста надо учить доброжелательному взаимодействию мальчиков и девочек, с детства укреплять связи между представителями разного пола без сексуальной ориентации. Профессор Д.В. Колосов, говоря о важности воспитания уважения к сверстнику противоположного пола, пишет, что необходимо организовывать совместную деятельность мальчиков и девочек, формировать у них способность к разделению обязанностей в интересах общего положительного результата. Он считает, что от того, как мы научим ребенка этому взаимодействию, во многом будет определяться благополучие взаимоотношений будущих супругов в семье.
Кроме того, совместное обучение и воспитание детей способствует формированию начал качеств мужественности и женственности.
Еще раз хотелось бы подчеркнуть важность проведения в нашей стране психологических исследований по изучению процесса развития психического пола, они помогли бы направить половое воспитание в нужное русло. От этого многое зависит в формировании личности человека, а именно: уверенность в себе, определенность личностных установок и, в конечном счете, эффективность общения с людьми, благополучие отношений в семье. И акцент, на наш взгляд, должен быть сделан на полоролевом воспитании в дошкольном детстве, поскольку этот возрастной период является сензитивным не только для формирования основ личности человека, но и для полоролевой социализации ребенка.
Процесс вхождения ребенка в психосексуальную культуру общества осуществляется под влиянием целого ряда факторов, институтов социализации (или, в терминологии И.С. Кона, «агентов социализации»): семьи, сообщества сверстников, искусства, средств массовой информации, воспитания как целенаправленного проводника культурных устоев общества.
Важным (и нередко игнорируемым в педагогическом процессе) аспектом индивидуально-личнос ного становления человека как представителя пола, на наш взгляд, является активность самой личности. Как отмечает В.Е. Каган, усвоение человеком стандартов психосексуальной культуры осуществляется по мере его вхождения в социальные отношения. Этот процесс носит многосторонний характер; с одной стороны, личность внем - объект, на который воздействует психосексуальная культура общества, задающая стереотипы поведения и эталоны для усвоения, одобряющая либо порицающая тот или иной стиль поведения и отношений; с другой стороны, личность - субъект, который преломляет воспринимаемое через призму собственных особенностей и установок, приемлет одно и отвергает другое, экспериментирует и избирательно преобразует в мотивы, ценностные ориентации, установки то, что предлагает ему социальная среда и культура. Такое понимание феномена полоролевой социализации (заданность и свобода) позволяет говорить о взаимопроникновении процессов социализации-индивиду лизации.
Дошкольный возраст, согласно исследованиям Т.А. Репиной и ее учеников, является сензитивным периодом полоролевого развития и социализации ребенка, охватывающим все сферы личностного становления. В дошкольном детстве начинают формироваться представления о половой принадлежности и содержании ролевого поведения, соответствующего полу; возникают и активно развиваются полоролевые предпочтения, ценностные ориентации, потребности, мотивы, специфичные для пола, усваиваются модели полтипизированного поведения.
Итак, полоролевое развитие, рассматриваемое нами в контексте возрастного, социокультурного и индивидуально-личнос ного планов, начинается в период раннего детства и особенно интенсивно протекает в дошкольном возрасте.
Согласно общей позиции отечественных исследователей в области психологии и педагогики пола (Д.Н. Исаева. BE. Кагана, ТА Репиной, И С. Кона), и подражание, и процесс идентификации, и оперантное обуславливание, и моделирование, и наблюдение за ' поведением людей, и самостоятельное активное накопление информации о половых ролях - все это имеет место в полоролевом развитии ребенка.
Семья в настоящее время в воспитании ребенка определенного пола сориентирована преимущественно на традиционную модель половых ролей. Ценностные ориентации родителей, их социальные ожидания, манера обращения с детьми, система наказаний и поощрений сказываются на процессе полоролевои социализации ребенка. Ярким примером тому является исследование американских психологов. Женщинам предъявляли шестимесячного ребенка сначала как девочку, а затем как мальчика, и женщины описывали внешность и поведение ребенка, общались с ним с учетом декларируемой исследователями половой принадлежности. В исследованиях М. Комаровски, Дж. Рубина и других также показано, что социальные ожидания родителей в отношении их сыновей и дочерей отличаются с момента рождения детей, хотя сами родители этого не замечают и не осознают.
Отцы более дифференцированно относятся к ребенку в зависимости от пола, чем матери. От отца дочери получают больше эмоционального тепла, внимания и одобрения, чем сыновья. Матери больше снисходительны к сыновьям.
Нередко девочки пяти-шести лет ощущая свою незначительность, хо тят быть мальчиками, поскольку муж екая роль в большинстве культур об ладает более высоким статусом.
Образцы полоролевого поведения первоначально задаются преимущественно в семье, но моделями маскулинного или фемининного поведения для детей дошкольного возраста выступают не только родители и другие значимые взрослые, но и сверстники своего пола.
Психологи утверждают, что в два года у детей еще нет половой избирательности, однако к четырем годам она уже хорошо выражается, и дети, которые следуют поведению, предписанному полу, лучше принимаются сверстниками.
Для мальчиков поведение, присущее противоположному полу, неприемлемо, а для девочек допустимо: «маменькины сыночки» подвергаются насмешкам, а к девчонкам-сорванцам относятся благосклонно. Нетерпимость к проявлению у мальчиков поведения, свойственного девочкам, - это способ подчеркнуть более высокое общественное положение мужчин по сравнению с женщинами.
Общим местом во всех разработках является положение о том, что сообщество сверстников в группе детского сада ускоряет процесс формирования психологического и социального пола ребенка.
Итак, в динамике возрастного развития полоролевая социализация осуществляется, прежде всего, в системе «ребенок - взрослый», однако половозрастные объединения «ребенок - ребенок», позже включающиеся в этот процесс, также являются важнейшим институтом полоролевой социализации.
Анализ психолого-педагогиче ких исследований Л.А. Арутюновой, Л.В. Градусовой, Е.А. Кудрявцевой, Н К. Ледовских, выполненных под руководством ТА. Репиной, показывает, что многое в полоролевом развитии ребенка дошкольного возраста зависит от того, стимулируют ли воспитывающие взрослые у детей процесс полоролевой социализации или он протекает стихийно.
Таким образом, специфика и динамика развития ребенка дошкольного возраста как представителя пола в условиях современной психосексуальной культуры требует пересмотра педагогических позиций применительно к практике полового воспитания детей, а именно:
• переориентации целей воспитания с когнитивного компонента полоролевого развития на эмоционально-аффектив ый и поведенческий и обеспечения их взаимосвязи;
• учета специфики и динамики полоролевого развития, факторов полоролевой социализации в образовательном процессе;
• создания условий для обеспечения взаимопроникновения процессов социализации и индивидуализации в ходе полоролевого развития ребенка;
• реализации об образовательном процессе координирующей и компенсирующей функции полового воспитания.
Понятие психический (психологический) пол используется для описания нефизиологических компонентов пола. Ребенок очень рано осознает свою принадлежность к тому или иному полу, под влиянием спонтанного либо целенаправленного воспитания усваивает типичное для своего пола поведение. Осознание своей половой принадлежности носит название половой идентификации. Ребенок называет себя мальчиком или девочкой, протестует, если мальчика случайно назовут девочкой, и, наоборот, подражает поведению представителей своего пола, предпочитает общение с ними, выбирает традиционные для своего пола виды деятельности. По отношению к представителям другого пола постепенно возникает некоторая отчужденность, иногда враждебность или как миниму противопоставление. Процесс освоения ребенком той или иной социальной роли получил название полоролевой социализации.
Механизм возникновения и развития психического пола объясняется различными теориями по-разному:
• инстинктами и идентификацией с родителями (психоаналитическая теория);
• генетическими проявлениями (физиологические и антропологические учения);
• социальным подкреплением, то есть поощрением соответствующего поведения (концепция социального научения);
• интеллектуальным созреванием и развитием сознания (когнитивная теория);
• социальными ожиданиями («новая психология пола»).
Как известно, каждая теория возникает на большом фактическом материале, который нельзя не учитывать, даже если их теоретическое обобщение кажется спорным. По всей видимости, в рамках одной теории нельзя объяснить сложный процесс полоролевой социализации, поскольку в нем тесно переплетено действие биологических и социальных факторов.
Безусловно, традиционное распределение социальных ролей имеет биологическую обусловленность Защита и обеспечение семьи всем необходимым мужчиной, рождение и выхаживание детей женщиной закрепили за представителями разных полов Разные задачи. Успешное выживание
рода при таком распределении обязанностей привело к генетическому закреплению признаков, благоприятных для их выполнения. Эти признаки отмечаются многими учеными. В частности, разный темп развития у девочек и мальчиков, разное время созревания отдельных систем организма (В.А. Геодакян), разный тип активности мозга (Т.И. Хризман) и другие биологические различия, которые, в свою очередь, обусловили развитие психических особенностей. Причем эти особенности отмечаются уже на первом году жизни, то есть еще до того, как начинают действовать социальные факторы. Но роль социальных факторов не менее велика: с первых дней мальчиков и девочек по-разному одевают, по-разному общаются с ними, покупают различные игрушки, дальше больше - начинают делать замечания, если их поведение не соответствует полу. Кроме того, перед глазами ребенка образцы поведения матери, отца, других людей разного пола.
Следует отметить, что содержание социальных половых ролей всегда носило ярко выраженный исторический характер, и его изменение в настоящее время совсем неудивительно. Снижение доли физического труда в обществе, отход семьи как ценности на второй план по сравнению с полной личностной реализацией, высвобождение женщин для общественной жизни, повышение их общественного статуса - все это сблизило социальные роли мужчин и женщин, но все же не привело к их полному совпадению.
Какие же качества социальных половых ролей подверглись девальвации? Прежде всего, это неуверенность, пассивность, подчиненность, зависимость. Все эти качества связаны с женской социальной ролью. Да и само сближение ролей произошло, как говорится, на мужской территории. То есть в женщине стали одобряться традиционно мужские качества, такие, как уверенность в себе, общественная активность, независимость, стремление к карьерному росту, творческая инициативность. Вместе с тем общество, особенно российское, отметило возрастание у мужчин пассивности, безответственности, болезненной эмоциональности. Качества эти не одобряются, мужчин укоряют за них именно потому, что они мужчины. Таким образом, сближение социальных половых ролей можно рассматривать в некотором роде как преодоление вековой дискриминации женщин в традиционном обществе, что является лишь одним из множества направлений его гуманизации, стремительно нарастающей во второй половине XX века.
Что остается неизменным в содержании социальных половых ролей и какие качества нужны человеку для их успешного выполнения? Иными словами, в чем сегодня выражаются мужественность и женственность?
Но это не значит, что мужчины и женщины должны быть наделены только предписанными им их половой ролью качествами и обделены другими. Поскольку существуют объективные половые различия, подходы к воспитанию детей разного пола должны быть различными. Большую роль в процессе формирования психического пола играет окружение ребенка, точнее, наличие тех моделей полоролевого поведения, которые послужат образцом для подражания или противопоставления.
Семья - важнейший институт полоролевой социализации детей. В семье формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимы они ни были. Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни семьи.
Материнская тревожность - частая причина неврозов у мальчиков Риск развития неврозов возрастает, если мальчик похож на отца, ушедшего из семьи (А.И. Захаров).
Важными для успешной полоролевой социализации являются отношения родителей к детям, а также взаимоотношения со старшими или младшими братьями и сестрами. Повышенная требовательность и жестокие наказания делают детей агрессивными со взрослыми и сверстниками, но не в семье, а вне дома.
Неоправдавшиеся ожидания в отношении пола ребенка порой заставляют отцов воспитывать дочку по типу «сорванца», то же может происходить под влиянием старшего брата. Мальчишеское поведение девочки редко вызывает тревогу у взрослых, но женственность не возникает в одночасье, она формируется длительно и непрерывно.
Особенности воспитания в семье влияют на взаимоотношения ребенка со сверстниками: дошкольник выбирает друзей, основываясь на ценностях, которые привили родители. Качества, заложенные в семье, получат развитие в детской группе.
Гендер по одним источникам - род, по другим - представление, презентация. Тендер указывает на то, как мы представляем свой биологический пол в социальном пространстве.
В-третьих, пол - понятие социально-психологич ское. По мнению ученых, даже вполне нормальное биологическое развитие само по себе не делает человека мальчиком или девочкой, мужчиной или женщиной в социально-психологич ском и личностном смысле. Биологические характеристики должны быть дополнены психологическим полом.
Что такое психологический пол7 Данная категория содержит единство трех установок: «Я знаю, что я - женщина/мужчина»; «Я чувствую себя женщиной/мужчиной»; «Я веду себя как женщина/мужчина». В процессе индивидуального развития эмбриона порядок полового созревания соответствует схеме: гены — гормоны -анатомические признаки — психика. Но следует помнить, что психология пола формируется настолько рано, что мы не можем этого помнить, а наши родители не могут это зафиксировать. Определить, какие факторы явились определяющими в формировании полоролевого самосознания, настолько сложно, что оно кажется врожденным для каждого из нас.
История психиатрии и психологии показывает, что ни один признак, кроме психологических, не является решающим для определения пола, точнее, отсутствие любого признака может повлиять на половое самосознание и привести его к изменению.
Психологический пол определяется как совокупность знаний, представлений личности о себе, о своем сходстве или различиях с представителями своего пола, в отличие от противоположного, отождествление себя с ними, эмоционально-ценностн е отношение к своему полу, способы поведения людей в зависимости от их позиции в полоролевой дифференциации (В.В. Абраменкова, О.Г. Лопу-хова, Л.Э. Семенова, И.В. Ткаченко, А.А. Чекалина и др.). Понятие психологического пола максимально приближает нас к социально-психологич скому и социологическому понятию «гендер». С некоторой долей условности их можно назвать синонимами. Психологический пол, или гендер, содержит когнитивные (тендерное самосознание), эмоциональные (гендерная идентичность) и поведенческие (тендерные роли и особенности поведения) компоненты (А.А. Чекалина, 1991).
Гендерное самосознание включает в себя следующие психологические образования: осознание своего тела как тела человека определенного пола; осознание себя, своей личности, своего жизненного пути как представителя определенного пола; знания тендерных стереотипов (об атрибутах одежды, возможностях, играх, занятиях и др.) и ролей (личных, семейных, профессиональных и др.) своего пола; представления о своих тендерных статусах, ролях и стереотипах, мужских и женских идеалах и др. Гендерная идентичность предполагает психологическое отождествление себя с определенным полом; предпочтения, эмоциональные, мотивационные выборы, связанные с определенным тендером; эмоционально-ценностн е отношение к определенным тендерам и т.д. Гендерное поведение предполагает соответствие поведения человека тем статусам, ролям, стереотипам, нормам и ценностям, которые соответствуют определенному тендеру.
Психологический пол, таким образом, характеризует индивида по критерию соответствия его мужественной (маскулинной) или женственной (фемининной).
Понятие «гендер» подчеркивает то, как мы демонстрируем свой пол окружающим, насколько мужественно или женственно ведем себя, на какие идеалы опираемся. Гендер - это пол в социально-психологич ском смысле, специфический набор культурных и поведенческих характеристик, которые определяют социальное поведение женщин и мужчин. Гендер относится не просто к женщинам или мужчинам, а к отношениям между ними, к способу социального конструирования этих отношений. В контексте тендера описываются психологические качества, присущие женско-му и мужскому полу, нормальное, сомнительное или отклоняющееся от нормы поведение для мужчин и женщин, влияние пола на социальное положение, статус личности. Иными словами, для того чтобы быть женщиной или мужчиной, надо быть не просто человеком с женской или мужской анатомией, а надо следовать определенным социокультурным ожиданиям, предъявляемым обществом по отношению к человеку на основании принятых правил пола (О.А. Воронина, 1992).
Гендерные различия произрастают из объективной неоднородности мужчин и женщин в социуме, существующих полоролевых стереотипов, различий их ролевых функций и др. (М.Ю. Арутюнян, В.П. Багрунов, Т.В. Бендас, И.В. Грошев, Н.Я. Привалова, Т.А. Репина, В.М. Русалов, Б.И. Хасан, Ю.А. Тюменева и др.). Сегодня можно с уверенностью говорить также о половых различиях в анатомическом строении и функционировании головного мозга у детей разного пола. И хотя психологические различия гораздо более трудноуловимы, мы замечаем, что мальчики и девочки по-разному играют и общаются, утверждают свою индивидуальность и проявляют агрессивность, сочувствуют и заботятся, решают новые задачи и находят дорогу в незнакомой местности. Конечно, индивидуальные различия между детьми одного пола могут проявляться гораздо ярче, чем между представителями разных полов. Тем не менее, в тестах по определению коэффициента интеллектуальности неизменно выявляются различия между полами в средних величинах уже. А детстве. Девочки научаются говорить и читать раньше, чем многие мальчики, и гораздо реже сталкиваются трудностями в обучении чтению. Среди детей, оказывающихся неспособными к чтению, мальчиков в четыре! раза больше, чем девочек.
Интересные результаты получены учеными в ходе исследования социально-психологи еских особенностей полов. Мальчики чаще стремятся к независимости: они утверждают свою индивидуальность, стараясь отделиться от воспитателя, обычно от матери. Для девочек более приемлема взаимозависимость: они обретают собственную индивидуальность в общении с другими. Для игр мальчиков характерна групповая деятельность, игры девочек происходят в меньших по размеру групповых объединениях. В этих группах меньше агрессивности, больше взаимности, здесь чаще подражают взаимоотношениям взрослых, разговоры девочек более интимные и доверительные. Мальчики хуже адаптируются к школе. Для них важно материальное поощрение успеха, для девочек — эмоциональное.
В психологической литературе накоплена информация о возрастных особенностях, обучаемости, преимущественных способах умственной деятельности, особенностях поведения, общения, выбора социальных ролей, потенциала развития детей разных полов и другом (В.В. Абраменкова, Т.А. Араканцева, И.И. Лунин, Н.В. Плисенко и др.). С возрастом эти различия становятся глубже.
Различия между мужчиной и женщиной - интеллектуальные, эмоциональные - существуют, но они носят качественный, а не количественный характер. Мужчины и женщины по-разному воспринимают окружающую действительность, по-разному ее оценивают. Женщины ищут постоянства и определенности, при этом постоянно меняются, приспосабливаясь к обстоятельствам. Мужчины стремятся к новизне, но их основные личностные характеристики не меняются, и они приспосабливают обстановку к себе, насколько это возможно. Существуют различия в успешности деятельности, в способностях к созданию нового, в основе которых лежит как социокультурная действительность, так и биологическая природа.
Гендерные роли относятся к предписанным ролям. Статус будущего мужчины или женщины приобретается ребенком при рождении, а затем в процессе гендерной социализации он обучается исполнять ту или иную гендерную роль.
Согласно традиционным представлениям, крайне желательно, чтобы мужчина был мужественным, а женщина — женственной. Если поведение отдельных людей соответствует ожиданиям окружающих, то обществу обеспечены стабильность и социальное равновесие. Мужчины с выраженным «мужским» началом и женщины, у которых развито «женское» начало, отличаются легко прогнозируемым поведением, образ действий их достаточно постоянен. Однако в наше время мужское и женское начала не слишком много говорят о личности человека, его образе жизни, сексуальных предпочтениях, прежние стереотипы уступают место более динамичным, практичным и научно обоснованным.
Традиционно считалось, что люди с сильно выраженными «мужскими» признаками не могут обладать чертами, ассоциирующимися с «женским» началом. В результате многие психологические тесты, разработанные для оценки мужественности и женственности, предполагали однозначное разделение и декларировали некую «норму» здоровья или социальной адаптации. Научные данные, полученные в течение двух последних десятилетий, изменили это мнение.
Революционным событием в понимании природы тендерных ролей явился предложенный С. Бем в 1974 г тест тендерных ролей (BSRI). Эти исследования позволили провести классификацию тендеров, в основе которой лежит демонстрация маскулинности и фемининности мужчинами и женщинами, благодаря чему в научный лексикон вошло слово андрогиния, обозначающее одновременную выраженность и маскулинных черт, и фемининных. Это позволяет мужчинам и женщинам менее жестко придерживаться полоролевых норм и свободно переходить от традиционно женских занятий к традиционно мужским и наоборот.
В соответствии с классификацией С. Бем тендерная субкультура может проявляться индивидуумами четырех типов:
• маскулинный - тип с характерным преобладанием мужских психологических проявлений над женскими;
• фемининный - тип с характерным преобладанием женских психологических проявлений над мужскими;
• андрогинный - тип с одновременно ярко выраженным проявлением и мужских, и женских психологических характеристик;
• недифференцированный - тип - низким уровнем проявлений и мужских, и женских психологических характеристик.
Исследования Л.Э. Семеновой1 показали, что уже к старшему дошкольному возрасту маскулинные дети ценят авторитет силы и независимость поведения, ориентированы на высокие индивидуальные достижения. Независимо от пола отвергают женское общество и, напротив, отдают предпочтение мужскому авторитету, что свидетельствует, по мнению автора, о потребностях маскулинных детей в значимых мужчинах, в том числе и мужчинах-педагогах. Маскулинные дети
и т.д.................


Скачать работу



Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.