Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственное регулирование и поддержка инновационных процессов

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2014. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и науки РФ

ФГБОУ ВПО «Сибирский государственный технологический университет»

Факультет: ХТ ЗДО
Кафедра: Управление персоналом


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Инновационный менеджмент в управлении персоналом»
Тема: «Государственное регулирование и поддержка инновационных процессов


Выполнила: студент гр. 08040062с
зач. книжка № 1108098
Карпушина Анна Васильевна
___
(дата, подпись)
Проверила: Акулич Виктория Генадьевна
___
(дата, подпись)
___
(оценка)



Красноярск, 2014г.


ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Государственная инновационная политика - деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, поддержке базисных и улучшающих инноваций, малого и среднего инновационного бизнеса, защите интеллектуальной собственности процессе инновационной деятельности, охране национальных интересов при осуществлении внешнеэкономических связей в этой сфере.
Целью курсовой работы является изучение и анализ регулирования и поддержки инновационной деятельности в России.
Основные задачи исследования, сформулированные в соответствии с поставленной целью:
-изучение понятия и сущности инноваций и инновационной деятельности;
-анализ поддержки государством инновационной деятельности в экономическом направлении;
-изучение примеров зарубежного опыта для российской инновационной деятельности;
-выявление проблемы развития инноваций, а также перспективы развития;
-выявление актуальности инноваций в России.
Предмет исследования - инновационная деятельность и инновации.
Объект исследования - направления инновационной деятельности.
Курсовая работа состоит из введения, трех разделов, заключения и списка использованных источников. Во введении обозначена цель и задачи курсовой работы, объект и предмет исследования. В первом разделе приводится необходимый теоретический материал, включающий в себя сущность инновационной деятельности, классификацию, понятие инноваций. Во втором разделе проводится анализ государственного регулирования инновационной деятельности. В третьем рассматриваются проблемы и перспективы развития инноваций в России.




1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИЙ И ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1ПОНЯТИЕ И СУЩЬНОСТЬ ИННОВАЦИЙ
Лучше всего начать с определения основного понятия темы - инновации. Французское innovation восходит к латинскому innovatio (обновление, перемена). Еще в 80-е годы прошлого века абстрактного слова инновация не было в словарях русского литературного языка. Сам термин был введен в оборот австрийским и американским экономистом, социологом и историком экономической мысли Й. Шумпетером. Он трактовал это понятие как «изменение с целью внедрения или использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации промышленности». Несмотря на то, что именно Шумпетер стал основоположником учения об инновациях, существует еще целый ряд трактовок этого термина. Различия в трактовках могут быть обусловлены различиями в хозяйственных субъектах, использующих инновации, разнообразием самих инноваций, уровнем развития экономики в целом и других факторов. Английский ученый Фрэнк Никсон определил инновацию как совокупность технических, производственных и коммерческих мероприятий, приводящий к появлению на рынке новых и улучшенных промышленных процессов и оборудования. Брайан Твисс, в своей книге «управление научно-техническими нововведениями» трактует инновацию как процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. Б. Санто считает, что инновация - это такой общественно-технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретению приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, её появление на рынке может принести добавочный доход.
Элейн Дандон в книге «Инновации: как определять тенденции и извлекать выгоду» пишет, что суть инноваций состоит в трёх компонентах:
-креативность, т.е. умение генерировать новые идеи;
-стратегия - выяснение реальной новизны и полезности это идеи;
-реализация - воплощение идеи в конкретный продукт или услугу.
Анализируя все определения можно заключить, что инновация - это результат - специальной деятельности, приводящей к обновлению или усовершенствованию каких-либо продуктов или технологических процессов, основанный на порождении и применении новых знаний. Так же можно сделать вывод, что специфическое содержание инновации составляют изменения, а главной функцией инновационной деятельности является функция изменения. Важно понимать, что инновациями становятся новые открытия и разработки, получившие признание рынка, т.е. доведенные до вида, коммерчески выгодного для изготовителя, посредника и потребителя. Существуют множество родственных рассматриваемому нами понятию слова. Одни из них - это новшество и нововведение. Часто эти два понятия не разводят с понятием инновация, но современные ученые находят характеристики для отличия этих слов. Как например, И. Мирославский пишет что: «Перестановка мебели или замена портретов в кабинете - это, разумеется, новшество. А регистрация времени прихода и ухода сотрудников, если ее раньше не было, - конечно же, нововведение. Однако ни то, ни другое инновациями назвать нельзя, поскольку эти изменения не приводят к крупным, серьезным системным последствиям. А инновация же предполагает именно такие последствия». Так же можно встретить и другой принцип отличия новшеств, нововведений и инноваций: Новшеством может считаться новый порядок, новый метод, изобретение. Нововведение означает, что новшество используется. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится инновацией (такого различия будем придерживаться и мы).
Отличие инноваций от изобретения, еще одного «родственного» инновациям понятия, кроется в том что изобретение - это открытие какого-то нового явления, принципа; создание нового знания, ранее не существовавшего. А инновация - это коммерческое применение открытия или изобретения (т.е. извлечение прибыли из изобретения). Для понимания же сущности инноваций можно рассмотреть особенности инноваций как бизнес-процессов. Таким образом инновационный процесс - это бизнес-процесс с рядом важных отличительных черт (или свойств):
-длительность. Из всех бизнес-процессов, таких как производство, реальное инвестирование, реализация и т.д., инновационный - самый длительный. Фактически он интегрирует все эти процессы в едином цикле с добавлением к ним свой родовой инновационный этап. Сроки окупаемости инновационных разработок достаточно высокой степени радикальности могут составлять примерно от 4 до 7 лет;
-высокая степень риска. Инновации всегда связаны с высокими рисками, неопределённостью, низкой предсказуемостью результатов и, следовательно, проблематичной и вероятностной отдачей. Недостаточно перенимать уже подтвердившие себя решения от других, адаптировать оправдавшие себя технологии, чтобы достичь и удержаться на мировом уровне, нужно самому принимать решения, генерировать и воплощать новые идеи, что, несомненно, далеко не однозначно в плане исхода;
-способность инициировать структурные изменения. Успешная инновация существенно влияет на положение предприятия, его организацию и иерархию, структуру отрасли и отраслевого рынка, на экономику в целом;
-«человекоемкость» (повышенная интеллектуальная насыщенность). Основным решающим инновационным ресурсом является человеческий капитал, творческая способность генерировать и воплощать собственные идеи. Поэтому страны в которых хорошо развита научно-исследовательс ая деятельность так преуспевают в этой сфере.

1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ИННОВАЦИЙ
Исследуемое понятие «инновации» можно классифицировать по множеству признаков. Здесь приведены, по моему мнению, классификации по наиболее важным из них.)По функциональному назначению и области применения инновации можно классифицировать по классам:
Промышленные:
-научно-технические (продуктовые) инновации (связаны с разработкой и производством продукции с новыми или улучшенными свойствами);
-технологические инновации (предназначенные для совершенствования способов изготовления продукции на базе новейших технологий, достижений в области научно-технического прогресса, автоматизации и компьютеризации). Организационно управленческие инновации связаны с процессом управления и оптимальной организации производства, коммуникаций, транспорта, сбыта и снабжения.
По виду работ они подразделяются на:
-научно исследовательские;
-производственные;
-сбытовые;
-маркетинговые.
По характеру функции они подразделяются на:
-экономические;
-информационные;
-социальные.)
По степени значимости в экономическом развитии инновации подразделяются на:
-интегрирующие, которые являются результатом использования оптимального комплекса ранее накопленных и проверенных в мировой практике достижений (знаний, технологий, систем, оборудования и т.п.);
-базисные, в основе которых лежат крупные научные достижения;
-совершенствующие, которые предлагают использование результатов прикладных научно-исследовательс их, опытно-конструкторс их работ, направленных на улучшение характеристик имеющихся товаров.)
В зависимости от глубины вносимых изменений:
-радикальные (принципиально новые);
-модернизационные (вносящие качественно новые изменения в продукт или существенно улучшающие его);
-модификационные (частично улучшающие продукт или дополняющие существующую товарную линию).
По охватываемому объему:
-интернациональные (новые для отрасли в международном масштабе)
-национальные (новые для отрасли в стране);
-локальные (новые для конкретного предприятия).
По уровню распространенности:
-единичные;
-диффузные (распространение освоенных инноваций в новых условиях и местах применения).
По причинам возникновения:
-реактивные (выступают как реакция на новые преобразования и действия, осуществляемые конкурентами);
-стратегические (направленные на решение перспективных задач, внедрение которых носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе).
По отношению к идеям, лежащим в основе существующих прототипов:
-открывающие (без сопоставимых прототипов);
-замещающие (полностью заменяют существующие прототипы);
-отменяющие (использование приводит к полному исключению продукта в связи с появлением новых функций);
-возвратные (происходит возврат к новым видам, способам, методам);
-ретровведения (воспроизводятся старые формы на современной основе).
По степени новизны:
-абсолютная новизна (аналоги предлагаемому новшеству отсутствуют);
-относительная новизна (определяются относительно выбранного признака или группы признаков - может быть частной (новыми являются отдельные элемента) или условной (новое сочетание известных элементов));
-стоимостная новизна (затраты на НИОКР, освоение и использование, отнесенные к объему полезной работы, ниже, чем у заменяемой);
-целесообразная (лучшие производительные или потребительские свойства).
Столь широкая классификация инноваций подтверждает многообразие и неоднозначный характер инноваций, следовательно, формы их организации, масштабы и способы взаимодействия на инновационную деятельность тоже отличается многообразием.

1.3 ПОНЯТИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Инновационная деятельность - это деятельность по разработке и внедрению инноваций. Она включает в себя научно-исследовательс ие, опытно-конструкторс ие работы, подготовку кадров, организацию производства, проведение маркетинговых исследований и организацию рынка сбыта, посредническую и иную деятельность, направленную на создание или улучшение товаров (работ, услуг). Целью инновационной деятельности является повышение эффективности производства, получение преимуществ в конкурентной борьбе и как результат - получение дополнительной прибыли. Под инновационной деятельностью понимается вид деятельности, связанный с трансформацией идей (обычно результатов научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений) в инновации.
Выделяют несколько видов инновационной деятельности:
Научные исследования и разработки, которые определяются как творческая деятельность, осуществляемая на систематической основе с целью увеличения объёма знаний, а также поиска новых областей применения этих знаний.
Приобретение овеществленных технологий - машин и оборудования, прочих основных средств, необходимых для внедрения инноваций.
Приобретение неовеществленных технологий со стороны в форме патентов и бесплатных лицензий, ноу-хау, новых технологий в разукомплектованном виде, не защищённых охранными документами, а также товарных знаков и других услуг технологического содержания.1
Приобретение программных средств, связанных с осуществлением инноваций. Программные средства, помимо программ для ЭВМ, могут включать офисные приложения, языки программирования и средства для разработки приложений, издательские системы, коллекции изображений и т.п.
Производственное проектирование, включая подготовку планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик, необходимых для создания концепции, разработки, производства и маркетинга новых продуктов.
Технологическая подготовка и организация производства, охватывающие приобретение средств технологической оснастки, дополняющей производственное оборудование для выполнения определённой части технологического процесса (инструмента, приспособлений и т.п.). Обучение, подготовка и переподготовка персонала, обусловленные внедрением технологических инноваций.













2. АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖКИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИННОВАЦИЙ В РОССИИ
Российская Федерация, встав на путь рыночной экономики, должна интегрироваться в мировое экономическое сообщество, в его рынки, в том числе и в рынок инноваций. Научно-техническая деятельность в Российской Федерации характеризуется резким спадом на фоне развития инноваций в мировом сообществе. Вклад российской инновационной продукции в мировую копилку инноваций составляет всего 0,3% и имеет тенденцию к дальнейшему уменьшению. Если государство не изменит своего декларативного подхода к проблеме инноваций, не разработает реальных программ с реальными источниками бюджетного и внебюджетного финансирования, не создаст правового поля для инноваций и механизмов его реализации, то Россия рискует через несколько лет потерять весь научно-технологическ й потенциал и попасть надолго, если не навсегда, в зависимость от зарубежных технологий. В Российской Федерации можно создать эффективный инновационный механизм, способный обеспечить несырьевое развитие государства. Для этого целью государственной политики в области науки и технологий должен стать переход к инновационному пути развития страны на основе выбранных приоритетов. Приоритеты должны определяться общемировыми тенденциями развития науки и технологий и опираться на имеющиеся в России достижения в научно-технической и образовательной сферах. Формирование национальной инновационной системы является важнейшей задачей, неотъемлемой частью экономической политики государства. Россия, имея очевидные конкурентные преимущества, состоящие не только в природных богатствах и многоотраслевой промышленности, но и в имеющемся научно-техническом потенциале и квалифицированных кадрах, располагая крупной научной базой (12% от числа ученых во всем мире), на мировом рынке гражданской наукоемкой продукции имеет долю лишь в 0,3%, в то время как доля США составляет 36%, Японии - 30%. Анализ государственной научно-технической политики этих и ряда других стран, проводящих активную инновационную политику, показывает, что одним из ключевых моментов является поддержка малого инновационного бизнеса. РОСНАНО делает попытки по решению вопросов развития малого инновационного предпринимательства в научно-технической сфере. В настоящее время в России функционируют более 50 бизнес-инкубаторов, около 70 научных и технологических парков, формируется сеть консалтинговых и инжиниринговых фирм. Основным источником финансирования инновационной деятельности предприятий до сих пор являются их собственные (и весьма ограниченные) средства, а роль бюджетов и частных инвестиций крайне мала, что тормозит рост конкурентоспособност . Сложившаяся ситуация требует активных действий государства, направленных на преодоление определенной деформации структуры российской экономики. Необходима целостная и комплексная инфраструктура, элементы которой были созданы за последние несколько лет и продемонстрировали свою эффективность. Создано 40 инновационно-технологи еских центров, где развернуто производство микро- и оптоэлектроники, программного продукта, научного приборостроения и т. д.; созданы первые научно-образовательн е комплексы; разворачивается сеть венчурных фондов, ориентированных исключительно на сферу высоких технологий. Одним из новых механизмов государственной инновационной политики является работа с важнейшими инновационными проектами государственного значения. Такие проекты включают в себя полный инновационный цикл и призваны решать задачи захвата различных секторов национального и международного рынков высокотехнологичной продукции.
Ориентируясь на приоритетные направления развития науки и техники, РОСНАНО провело отбор и сформировало перечень инновационных проектов, имеющих особо важное государственное значение. Экспертным советом, куда были включены руководящие работники министерств и ведомств, представители крупных предпринимательских структур и ведущие ученые страны, выбраны следующие направления:
-информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
-космические и авиационные технологии;
-новые материалы и химические технологии;
-новые транспортные технологи;
-перспективные вооружения, военная и специальная техника, производственные технологии;
-экология и рациональное природопользование;
-энергосберегающие технологии.
Планируется, что финансовая поддержка со стороны государства будет осуществляться при наличии долевого финансирования со стороны частного капитала, а результат должен состоять не только в экономическом и технологическом эффектах национального масштаба, но и в создании методологии и возникновении «команд» исполнителей, способных далее самостоятельно организовать и вести подобные проекты. Представляется, что установка правильного баланса между различными этапами инновационного цикла «идея - технология - производство продукции, имеющей платежеспособный спрос, - занятие определенной ниши рынка» даст возможность качественно изменить масштаб реализуемых программ и проектов, сделав их соразмерными задачам, стоящим перед экономикой России.
В сложившихся в России условиях переход на инновационную модель промышленного развития является необходимым стратегическим выбором, который в среднесрочной перспективе (5 - 10 лет) может содействовать преодолению кризиса производства, структурной перестройке промышленности и насыщению рынка конкурентоспособной продукцией. В долгосрочной перспективе такая стратегия должна помочь России восстановить свое положение в сообществе развитых стран. Учитывая долгосрочный стратегический характер инновационной политики, пока еще очень слабые рыночные мотивации, государство поддерживает проведение приоритетных научно-технических разработок на начальном этапе преимущественно за свой счет. Это позволяет не только создать задел для будущих достижений, но и сохранить уникальные научные и конструкторские школы, создать устойчивую мотивацию использования научных результатов, повысить престиж научного труда. Прежде всего, речь идет о разработках в сфере фундаментальной науки и ведущих конструкторских бюро национального значения. Для прикладных исследований доля государственных расходов ограничивается и выделяется через систему госзаказов на конкурсной основе. Наряду с этим государство, пока еще робко, пытается заместить ликвидированные в ходе реформ бюджетные схемы механизмами и мотивациями внебюджетного, рыночного самофинансирования инновационного процесса.

2.2 РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПОДЕРЖКА ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ
Чем больше инноваций в экономике, тем она быстрее развивается и в меньшей степени подвержена кризисным явлениям. Но инновации, а их сегодня понимают не как просто новые знания, а как коммерческий успех на основе новых знаний (Инновация - новое приложение научных и технических знаний, приводящее к успеху на рынке. (Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)), очень сложное и трудоемкое дело. Именно вследствие этого практически все развитые и быстро развивающиеся государство создают национальные программы и фонды, основная задача которых, - поддержка инновационной деятельности. При этом ряд фондов и программ поддерживают получение новых знаний, но большее внимание все-таки уделяется фондам и программам, которые обеспечивают поддержку инноваций в смысле определения ОЭСР. Для успешности инноваций в этом смысле новые знания должны быть направлены на создание конечной продукции: товаров, услуг, технологий. Это не возможно без знания рынка, что необходимо чтобы понимать для кого делаются новые продукты и какие к ним требования у потребителей, кто основные потребители и конкуренты, поэтому очень важна работа по анализу рынка. Следующие крупные элементы работ в области инноваций - подготовка кадров, умеющих не только придумать новый продукт, но 2успешно его произвести с наивысшим качеством и минимальными издержками, продвинуть на рынок, продать и организовать обслуживание. Необходимо создать или модернизировать производство, наладить кооперацию, организовать систему продвижения и распределения (продаж) продукта. Необходимо также защитить результаты интеллектуальной деятельности, заключенной в продукте либо патентами, либо в виде коммерческой тайны (ноу-хау). При этом средства, необходимые на разработку в среднем обычно составляют 25-30% от сумм, необходимых для реализации всего процесса инноваций. Разработчики новых продуктов часто не только крупные финансово состоятельные организации, но и малые предприятия, и просто отдельные люди и им действительно нужна государственной поддержка инновационной деятельности. Поддержка инновационной деятельности в России осуществляется на федеральном уровне - более 50 организаций, межрегиональном уровне - около 10 организаций, региональном уровне - более 1000 организаций, муниципальном уровне - более 200 организаций.
В чем заключается государственная поддержка инновационной деятельности?
Государственная поддержка инновационной деятельности в рамках Постановления Правительства №218 от 9 апреля 2010 года может осуществляться в различных формах.
Во-первых, это, естественно, прямое финансирование научно-исследовательс их, опытно-конструкторс их и технологических работ научных университетов, связанных с инновационной деятельностью. Во-вторых, финансирование инновационных программ и проектов организаций, намеренных внедрять инновации в свое производство. Помимо финансовых вложений, мы можем говорить о внебюджетных формах государственной поддержки инноваций. Сюда, несомненно, стоит отнести, правовой аспект: защиту и поддержку инноваторов, малого бизнеса, учреждение налоговых и кредитных льгот, поддержку кооперации между ВУЗами и производственными предприятиями. Для обеспечения инновационной деятельности необходимо наличие квалифицированных менеджеров. Сегодня в России достаточно бизнес школ высокого уровня. Однако образование в них не дешевое. В силу этого государство регулярно обеспечивает финансирование такого образования для начинающих технологических предпринимателей и руководителей предприятий. Примером этого могут служить образовательные программы факультета технологического бизнеса Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (МВА, магистерская, программа, программы повышения квалификации в области технологического бизнеса). Это так же и создание федеральных фондов. Но самая главная поддержка со стороны государства, это, наверное, все же, проведение политики, направленной на развитие и поддержку инноваций и инновационной деятельности. Больше всего же всех разработчиков, безусловно, интересуют финансовые ресурсы. И государственная поддержка инновационной деятельности обеспечивает их. Это, субвенции (гранты) для малых и средних инновационных предприятий, осуществляемые Федеральным фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере по программам СТАРТ, СТАРТ-НАУКА, ТЕМП, Развитие, УМНИК, ПУСК, и др. Это субвенции региональных и муниципальных органов власти, инвестиции некоторых технопарков. Также это льготные кредиты, компенсация части процентов по кредитам. Следующий элемент поддержки инновационной деятельности - инфраструктурный. Государство, муниципальные, региональные власти создали несколько десятков технопарков, инженерно-технологич ских центров, бизнес-инкубаторв и продолжают работу в этом направлении. Наиболее известные технопарки и ИТЦ это Технопакр «Зеленоград», Зеленоградский ИТЦ, ИТЦ Регионального фонда технологического развития Санкт-Петербурга, Научный парк МГУ, ИПТ «ИДЕЯ», Технопарк в Москворечье, ИТЦ фонда «ТВН», ИТЦ «Инноваций ленинградских институтов и предприятий», Томский ИТЦ, Обнинский центр науки и технологий. Планируемое увеличение расходов бюджета в 2011-2013 гг. в первую очередь связано с резким ростом объемов финансирования национальной обороны и обслуживания государственного долга. При этом доли большинства других расходных статей бюджета сократятся. Снижение расходов федерального бюджета должно будет произойти в основном за счет сокращения объемов государственной поддержки отраслей экономики, а также трансфертов регионам, расходов на гос управление и ЖКХ. Несмотря на то, что формально объем финансирования раздела федерального бюджета «Национальная экономика» будет расти, этот рост связан с направлением дополнительных средств в Дорожный фонд, в то время как доля расходов на поддержку остальных отраслей экономики, по расчетам ИКСИ, снизится с 13,2% расходов бюджета в 2010 г. до 10,3% в 2013 г. Сократятся и государственные инвестиции в экономику: доля расходов на ФЦП и непрограммную часть ФАИП снизится с 11,6% расходов в 2010 г. до 9,7% в 2013 г. Одобрение предложенной Минфином концепции основных направлений бюджетной политики показывает, что поддержка национальной экономики в ближайшее время может быть исключена из перечня первоочередных задач Правительства инновационный регулирование деятельность

2.3 ПОЛЕЗНЫЕ ПРИМЕРЫ ЗАРУБЕЖНОГО ОПЫТА ДЛЯ РОССИЙСКОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
На пороге XXI века важнейшим, ключевым условием ускоренного прогресса социально-экономиче кого развития является эффективная инновационная политика - деятельность, конечной целью которой является внедрение основанных на достижениях научно-технического прогресса (приоритетных фундаментальных и прикладных НИР и ОКР, изобретательства) новых, передовых, «прорывных» техники и технологий, форм организации труда и управления, пионерских и крупных изобретений. Динамичное социально-экономичес ое развитие многих стан мира, их рывок в будущее стали окончательно основываться исключительно на инновациях, последствия которых приняли стратегически важный характер. Россия вынуждена принять инновационный вызов. Сегодня вопрос стоит так: либо сокращение экономического, промышленно-производс венного потенциала страны будет компенсировано на передовом научно-техническом, технологическом уровне, для чего потребуется резкое увеличение инновационной активности, либо страна будет отброшена назад не только по объему выпускаемой продукции, но и по ее технологическим возможностям, отстанет навсегда во всех видах своего развитии от высокоразвитых стран. За рубежом производство наукоемкой продукции обеспечивают всего 50 - 55 макро технологий. Семь наиболее развитых стран, обладая 46 макро технологиями, держат 80% этого рынка. США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около 700, Германия - 530, Япония - 400 млрд. дол. В мировой экономической науке считается доказанным, что вклад научных достижений в рост ВВП может превышать 50%. Объем мирового рынка наукоемкой продукции составляет сегодня 2 трлн. 300 млрд. дол. США. Из этой суммы 39% - это продукция США, 30% - Япония, 16% - Германии. Доля же России составляет всего 0,3%.
Высокоразвитым зарубежным странам с рыночной экономикой удалось отработать разнообразные эффективные инновационные административные и экономические механизмы, основанные на следующих принципах:
-динамичный, адекватный складывающейся ситуации отраслевой и предметно-тематическ й подход государства к определению того, что считать инновациями, какие виды достижений научно-технического, технологического прогресса должны рассматриваться в качестве ключевых на данный период;
-исключительно весомая и законодательно закрепленная экономическая и политическая поддержка инноваций со стороны власти;
-автоматическое «включение» мер государственной поддержки инноваций по формальным основаниям и независимо от воли государственных чиновников.
К прямым методам экономического регулирования, как правило, относятся: государственное инвестирование в виде финансирования (целевого, предметно-ориентиров нного, проблемно-направлен ого), кредитования, лизинга, фондовых операций; планирование и программирование, а также государственное предпринимательство В Канаде прямое стимулирование НИОКР государством заключается в предоставлении государственной гарантии кредита в коммерческих банках и государственном финансировании НИОКР. В Японии государство осуществляет бюджетное субсидирование и льготное кредитование подведомственных различным министерствам НИИ, государственных корпораций, исследовательских центров, осуществляющих НИОКР совместно с частными компаниями. В Германии правительство осуществляет финансовую поддержку в развитии долгосрочных и рисковых исследований в ключевых областях научно-технической и производственно-хозяй твенной деятельности. Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом, в основном, направлены, с одной стороны - на стимулирование инновационных процессов, а с другой - на создание благоприятных экономических условий и социально-политическ го климата для научно-технического развития. Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование. Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса. Среди налоговых льгот выделяются пять основных: скидки на прибыль в размере капиталовложений в новое оборудование и строительство; скидки с налога на прибыль в размере расходов на НИОКР; отнесение к текущим затратам расходов на отдельные виды оборудования, обычно используемого в научных исследованиях; создание за счет фонда прибыли фондов специального назначения, не облагаемых налогом; обложение прибыли по пониженным ставкам (для небольших предприятий). Инвестиционная налоговая скидка предоставляется лишь после ввода новой техники в эксплуатацию. Право на получение налоговой скидки наступает для компании автоматически: его не надо доказывать и обосновывать, т.к. оно закреплено законодательством. Размер скидки устанавливается в процентах от стоимости внедряемой техники и составляет: 5,3% в Японии (для электронных техники и оборудования), 50% в Великобритании (для 1-го года эксплуатации новой техники, технологии, материалов и т.п.), 10 - 15% в Канаде (в зависимости от освоенности территории месторасположения компании - освоенные или неосвоенные районы страны) и 100% в Ирландии. В США налоговая скидка на инвестиции применяется лишь для энергетического оборудования.
За рубежом льготы на НИОКР даются чаще в виде скидок с расходов компаний на эти цели. Существуют два вида налоговых скидок - объемные и приростные. Объемная скидка дает льготу пропорционально размерам затрат. Так, например, в США, Великобритании, Канаде, Бельгии, Швеции, Италии 100 % расходов на НИОКР вычитается из налогооблагаемых доходов компаний. В Австралии (частные компании) - 150%. В ряде стран, таких как Нидерланды, Норвегия, Австрия, Малайзия предприятия энергетических отраслей полностью исключают расходы на НИОКР из прибыли до налогообложения. Приростная скидка определяется исходя из достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР по сравнению с уровнем базового года или среднего за какой-то период. Эта скидка действует после того, как указанные расходы были произведены. Максимальная скидка - 50% имеет место во Франции, но она не может превышать 5 млн. франков в год. В Канаде, США, Японии и Тайване она составляет 20%. Однако и здесь имеется ряд ограничений. Некоторые зарубежные страны используют одновременно оба вида налоговых скидок - и объемный, и приростной, но по отношению к разным видам расходов. Так, в США общая приростная скидка дополнена объемной в размере 20% для затрат частного сектора на финансирование фундаментальных исследований. Существует и практика установления потолка размера списания налогов по скидкам на НИОКР. В Японии и Южной Корее он не должен превышать 10% от суммы корпоративного налога. А в Канаде, Испании и на Тайване потолок существенно выше - соответственно 75, 35 и 50%. В Австралии, Франции, Италии и Нидерландах установлен стоимостной предел налоговой скидки. Временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение («налоговые каникулы») действует во Франции и распространяется на вновь созданные мелкие и средние фирмы (в том числе научно-исследовательс ие) со снижением на первые 5 лет их деятельности на 50% уплачиваемого ими подоходного налога. В Великобритании для стартующих инновационных компаний налог на прибыль снижен с 20% до 1%. Потолок не облагаемых налогом инвестиций таких компаний поднят на 50% - до 150 тыс. фунтов стерлингов. Снижен налог на прирост капитала от долгосрочных инвестиций в стартующие инновационные компании и снят налог при реинвестировании в такие компании. Устранен облагаемый налогом предел в 1 млн. фунтов стерлингов на фонды, привлеченные соответствующими кампаниями, для компаний с объемом основных фондов менее 10 млн. фунтов стерлингов. Выделены 50 млн. фунтов стерлингов под правительственные гранты в стартующие инновационные компании. Для мелких и средних предприятий налоговые льготы позволяют снижать налогооблагаемый доход на 20% в случае, если превышен предыдущий максимальный уровень расходов на НИОКР, либо уменьшать налоговые выплаты на 6% от величины расходов на исследования и разработки, но в этом случае уменьшение не должно составлять более 15% от налоговых обязательств фирмы. Расходы, которые фирмы несут при платежах исследовательским учреждениям в связи с научно-технологическ м развитием, также могут вычитаться из налогооблагаемой прибыли. Вводятся налоговые льготы, связанные с системой амортизационных списаний. Они используются для стимулирования опережающего развития конкретных отраслей, поощрения НИОКР или для общего инвестиционного оживления. В высокоразвитых странах широко применяется ускоренная амортизация оборудования как стимул для обновления производственных фондов. Так, в США установлен срок амортизации в 5 лет для оборудования и приборов, используемых для НИОКР, со сроком службы более 4 и менее 10 лет. В Японии система ускоренной амортизации введена для компаний, применяющих либо энергосберегающее оборудование, либо оборудование, которое содействует эффективному использованию ресурсов и не вредит окружающей среде. Применяются разнообразные нормы ускоренной амортизации - от 10 до 50%. Однако наиболее распространенная ставка составляет в среднем 15 - 18%. Компаниям в Великобритании разрешено списание полной стоимости технического оборудования в 1-й год его работы. В Германии в 1-й год может быть списано 40% расходов на приобретение оборудования и приборов, используемых для проведения НИОКР. Система амортизационных списаний в Швеции позволяла оборудование со сроком службы до 3-х лет и с незначительной ценностью
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.