Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Лекции Сущность и основные компоненты профессионально-педагогической культуры
Информация:
Тип работы: Лекции.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 36.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Сущность
и основные компоненты профессионально-педаг гической
культуры
Становится очевидным, что педагогическая
культура является сферой творческого
приложения и реализации педагогических
способностей учителя. В педагогических
ценностях личность опредмечивает
свои индивидуальные силы и опосредует
процесс присвоения нравственных, эстетических,
правовых и других отношений, т.е. личность,
воздействуя на других, творит себя, определяет
свое собственное развитие, реализуя себя
в деятельности.
Анализ философской, историко-педагогичес ой
и психолого-педагогиче кой литературы,
изучение опыта деятельности учителей
школ, теоретические обобщения позволяют
сделать вывод о том, что профессионально-педаг гическая
культура - это мера и способ творческой
самореализации личности учителя в разнообразных
видах педагогической деятельности и
общения, направленных на освоение и создание
педагогических ценностей и технологий.
Изложенное представление о профессионально-педаг гической
культуре дает возможность вписать данное
понятие в категориальный ряд: культура
педагогической деятельности, культура
педагогического общения, культура личности
учителя. Профессионально-педаг гическая
культура предстает в качестве всеобщей
характеристики разнообразных видов деятельности
учителя и педагогического общения, раскрывая
и обеспечивая развитие потребностей,
интересов, ценностных ориентаций, способностей
личности относительно педагогической
деятельности и педагогического общения.
Профессионально-педаго ическая культура
- это понятие более высокого уровня абстракции,
конкретизирующееся в понятиях "культура
педагогической деятельности", "культура
педагогического общения" и "культура
личности учителя".
3.5. Деонтология
как основа
профессиональной культуры личности
Важным
основанием профессиональной культуры
личности педагога является деонтология
– наука о нормативных нравственных позициях,
которыми необходимо руководствоваться
педагогу в процессе общения с учащимися,
их родителями, коллегами.
Руководствуясь
чувством педагогического долга и ответственности,
учитель всегда спешит оказать помощь
детям и взрослым, всем, кто в ней нуждается
(в пределах своих прав и компетентности).
Он требователен к себе, неукоснительно
следует кодексу педагогической морали:
учитель
самоотверженно работает, не считаясь
со временем, подчас даже со здоровьем
и жизнью. В самоотверженности педагога
находит выражение мотивационно-ценностно отношение к труду;
педагог
тактичен, в нем есть одновременно и чувство
меры, и сознательная дозировка действия,
и способность проконтролировать его,
и уравновесить одно действие другим.
Тактика поведения учителя в любом случае
состоит в том, чтобы предвидя последствия
действия, выбрать соответствующие стиль
и тон, время и место педагогического действия,
а также провести своевременную его корректировку.
Педагогический такт зависит от личных
качеств педагога, его кругозора, культуры,
воли, гражданской позиции и профессионального
мастерства. Он является той основой, на
которой вырастают доверительные отношения
между учителем и учениками. Особенно
отчетливо проявляется педагогический
такт в контрольно-оценочной деятельности;
педагог
справедлив. Педагогическая справедливость
– мерило объективности учителя, уровня
его нравственной воспитанности;
педагогу
свойственна гуманность. Он укрепляет
здоровье детей, создает условия для их
полноценного физического и духовного
развития с учетом особенностей пола,
возраста, индивидуальности;
педагог
искренен и сердечен, тактичен, добр, справедлив,
понимает детские проблемы, оказывает
ученику помощь, терпелив, требователен;
педагог
не будет навязывать мнение, ущемлять
личное достоинство учеников, применять
телесные наказания, ограничивать свободу,
лишать пищи, сна.
5.2. Основы профессиональной ориентации
на педагогическую деятельность
Выбор
профессии учителя не может быть стихийным,
зависящим от случайных факторов. Он строится
так, чтобы возможности выбирающего профессию
соотносились как с его личными потребностями
и интересами, так и с потребностями общества.
Первоначальная
работа по профессиональной ориентации
начинается в школе. Она включает в себя
следующие компоненты: профессиональное
просвещение, профессиографию, профессиональную
адаптацию.
Профессиональное
просвещение предусматривает овладение
учащимися и студентами совокупностью
знаний о социально-экономичес их и психофизиологических
условиях правильного выбора учительской
профессии.
По
мере накопления данных, информация приобретает
для человека побудительную направленность.
Важным
моментом в знакомстве с педагогической
профессией является возможность обратиться
к профессиографии, представляющей собой
описание учительской профессии и входящих
в нее специальностей.
Профессиография
включает в себя основные требования,
которые предъявляются к психологическим
и физическим качествам учителя, а также
факторы, которые обусловливают успешность
или неуспешность, удовлетворенность
или неудовлетворенность личности профессиональной
деятельностью учителя.
Профессиональная
консультация предполагает сопоставление
индивидуальных психофизиологических
и личностных особенностей человека специфическим
требованиям педагогической профессии.
Профессиональный
отбор позволяет, опираясь на выявленные
психофизиологически и личностные качества,
определить для человека профессию и специальность.
Определение
пригодности к педагогической профессии
обусловлено воздействием различных факторов:
источник выбора профессии, мотивы, пути,
стремления, побуждения.
Завершающей
стадией профессиональной ориентации
является адаптация – приспособление
человека к коллективу, условиям труда,
особенностям специальности. Успешность
адаптации служит показателем правильного
выбора профессии. В процессе адаптации
происходит развитие склонностей к педагогической
деятельности.
В
профориентации, помимо вышеназванных
компонентов, важно учитывать экономический,
социальный, психологический, медико-физиологическ й
и педагогический аспекты.
Экономический
аспект в современных условиях – важный
фактор формирования интереса к профессии.
При выборе профессии учителя он не является
определяющим.
Социальный
аспект профориентации непосредственно
связан с требованиями, которые должны
быть учтены при формировании общественного
мнения, определяющего престиж учительской
профессии. К сожалению, в настоящее время
престиж профессии учителя невысок даже
среди студентов педвуза. Только 12,1% студентов
первого курса указывают на социальную
значимость данной профессии.
Психологический
аспект предполагает выявление профессионально
значимых личностных качеств будущего
учителя, психологической стороны профпригодности
и возможных путей её формирования.
Медико-физиологичес ий
аспект определяет специфические требования
к здоровью и психофизиологическим качествам
педагога.
Педагогический
аспект предусматривает поиск путей и
средств формирования профориентации
среди учащихся.
Для
создания условий, в которых возможно
наиболее полно сориентироваться в выбранной
профессии, существует ряд путей:
–
довузовская подготовка (профильные классы,
лицеи, олимпиады и т.д.);
–
внутривузовская подготовка (компенсация
недостатков довузовской профориентации,
развитие интереса к выбранной профессии);
–
послевузовская ориентация (развитие
способностей к педагогической деятельности,
организация помощи молодым педагогам
в работе).
Важную
роль в профессиональной ориентации играет
педагогическая практика студентов. В
этот период интенсифицируется процесс
профессионального становления учителя,
его самообразования и самовоспитания,
осуществляется проверка степени профессиональной
подготовленности и пригодности к педагогической
деятельности, уровня педагогической
направленности.
Уже
с первого курса, благодаря педпрактике
у студентов появляется возможность проверки
и оценки себя как будущего педагога, своей
профпригодности. Непрерывная педагогическая
практика на первом курсе (2 семестр) позволяет
студенту попробовать свои силы в роли
помощника учителя и понаблюдать за ходом
школьной жизни.
Летняя
педагогическая практика на третьем курсе
(6 семестр) дает возможность будущему
педагогу проявить свои лидерские и организаторские
способности.
Методическая
практика на 4 курсе (8 семестр) проверяет
методические умения и навыки студента,
его дидактические способности.
Наконец,
в процессе стажерской практики на 5 курсе
(9 семестр) студент включается в работу,
аналогичную профессиональной деятельности
учителя, адекватную содержанию и структуре
педагогической деятельности. Успешное
прохождение этой практики – результат
эффективной профессиональной подготовки.
5.3. Основы самообразовательной
работы учителя
Любая
работа, в том числе и педагогическая,
требует развития определённых навыков,
главный из которых – навык самообразования.
Самообразование
можно рассматривать в двух значениях:
как «самообучение» (в узком смысле –
как «самонаучение») и как «самовоспитание»
(в широком – как «создание себя», «самостроительство»)
Психолог
М.Князева выделяет ряд функций самообразования.
Экстенсивная – накопление, приобретение, новых знаний.
Ориентировочная – определение своего места в обществе.
Коммуникативная – установление связей между науками, профессиями, возрастами.
Сотворческая – сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение её.
Омолаживания
– преодоление инерции собственного мышления,
предупреждение застоя общественной позиции
(переход из положения учителя в положение
учащегося).
Психологическая – сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества.
Геронтологическая – поддержание связей с миром и через них – жизнеспособности организма.
Самообразование
– необходимое, постоянное слагаемое
жизни культурного человека, занятие,
которое сопутствует ему всегда. В современной
ситуации самообразование может определять
социокультурную независимость и самостоятельность
личности. Самообразование ценно не как
узкое «набирание» знаний, а как путь развития
и интеллекта, и личности в целом. Это полное,
многостороннее, естественное самочувствие
человека в ноосфере, неформальное бытие
человека в знании.
Рассматривая
самообразование как вид духовной деятельности,
можно назвать его своеобразным путем
к ускоренному саморазвитию, когда оно
представляет собой систему направленного,
разумного формирования человеком своего
духовного Я.
Одной
из составляющих любой педагогической
деятельности является понимание и оценка
культуры, движения в контексте тех культурологических
процессов, которые происходят в современном
обществе.
Самообразование
часто касается приобретения и уточнения
общих идей, преодоления профессиональной
замкнутости. Уточнение идеологии жизни
и деятельности, коррекция ценностных
ориентаций – эта составляющая линия
в самообразовании постоянна и важна для
педагога с любым опытом. Педагог обогащает
свое мировоззрение средствами культуры,
а затем выстраивает общество средствами
своей личности.
Осуществлять
самообразование означает, прежде всего,
уметь взять на себя личную ответственность
за собственную жизнь. Перекладывая эту
ответственность на других, вы попадаете
в зависимость от них, и развитие замедляется.
Каждому
педагогу необходимо выстроить свою профессионально-образовательную
стратегию, которая учитывала бы индивидуальные
интересы, конкретные особенности и запросы,
а также образовательную траекторию как
способ достижения желаемой цели.
Образовательная
траектория – это возможность личности
на основе выбора определить свой образовательный
путь, удовлетворяющий потребности в образовании,
получении квалификации в избранной области,
в интеллектуальном, физическом, нравственном
развитии с учетом сформированности интересов
и склонностей, спроса на рынке труда,
самооценки возможностей. Реализация
намеченного плана напрямую связана с
навыками самоорганизации и саморегуляции.
Как
уже отмечалось в первой главе, профессия
педагога имеет свою специфику: личность
самого педагога является мощным «рабочим
инструментом». И чем совершеннее этот
инструмент, тем успешнее профессиональный
результат.
7.4. Адаптация
к педагогической деятельности
Анализ
педагогического опыта показывает, что
большинство выпускников педагогического
вуза с трудом овладевают навыками общения
с детьми и родителями, неуверенны в себе.
Им нужно время, чтобы адаптироваться
в педагогической деятельности.
Процесс
адаптации начинающего учителя длится
от нескольких месяцев до нескольких лет.
Молодому педагогу трудно сразу найти
контакт с коллегами, находить мгновенное
решение возникающих проблем, поддерживать
дисциплину, общаться с детьми и др. Время,
необходимое для адаптации зависит от
уровня подготовленности молодого специалиста
и от того, насколько быстро и хорошо он
наладит контакт с коллегами, детьми, родителями.
Сократить
срок адаптации возможно, если выполнять
ряд рекомендаций.
Начинайте
готовить себя к будущей профессиональной
деятельности с первого курса. Для этого
не стоит ограничиваться объемом знаний,
которые предлагают преподаватели, а самостоятельно
изучать педагогическую литературу, в
том числе новейшую.
Поддерживайте
контакт с каким-либо педагогом, помогайте
ему в проведении утренников для детей,
праздников, поездок в музеи, театры, присутствуйте
на родительских собраниях. Это максимально
приблизит Вас к реальной деятельности,
обогатит Ваш практический опыт.
Изучайте
методические материалы, которые использует
учитель для повышения эффективности
учебно-воспитательног процесса. Ознакомьтесь
с методическим кабинетом школы, планами
методического объединения учителей,
анализ которых может выявить наиболее
трудные проблемы в работе учителей.
Посещайте
школьные уроки, помимо обязательной педагогической
практики. Знакомьтесь с планами уроков,
с дополнительной литературой, которая
используется при подготовке к урокам.
При посещении
уроков выявляйте продуктивные формы
работы педагога и учащихся, используйте
различные формы анализа.
Знакомьтесь
с работой как можно большего числа педагогов.
Это позволит увидеть самобытность каждого
и индивидуальность в решении ими одних
и тех же педагогических задач. Перед каждым
посещением определяйте цель, т.е. что
именно Вы хотите увидеть, понять (работу
в группе, индивидуальный опрос, оценка
учащихся и т.д.). Такие посещения раскроют
творческие находки педагогов, которые
определяются уровнем его культурного
развития.
В целях
собственного творческого роста пытайтесь
находить собственные решения ситуаций,
попробуйте обсудить свой вариант с педагогами.
В общении
с детьми в период практики старайтесь
представить себя на месте педагога, а
не студента-практиканта «заигрывающего»
с детьми. Попытайтесь с начала знакомства
установить с ними дружеские отношения,
исключающие «панибратство».
В адаптации
молодому специалисту большую помощь
может оказать собственная педагогическая
библиотека с набором литературы по педагогике,
психологии, методике. Начинайте собирать
её с первого курса.
Умножая
свой практический педагогический опыт
ещё во время обучения в вузе, Вы можете
сократить до минимума период адаптации.
Возможно,
что Вам придется работать в школе, атмосфера
которой Вас не устраивает. В этом случае
–
не ломайте сразу устоявшиеся традиции,
относитесь к ним бережно, осторожно вводите
новшество;
–
обсуждая уроки коллег, начинайте с положительных
моментов;
–
если в классе учащиеся не справляются
с заданием, плохо себя ведут, некорректно
винить в этом детей, родителей. Надо искать
причины неудач в собственных методических
просчетах;
–
доказывая свою точку зрения в дискуссии,
пользуйтесь аргументами, а не эмоциями.
Если
Вы будете терпеливо и последовательно
отстаивать свою точку зрения в дискуссии,
тогда не только Вы успешно адаптируетесь
к школе, но и школа успешно адаптируется
к Вам.
1.5. Профессиограмма
педагога
Профессиограмма
педагога – это идеальная модель учителя,
преподавателя, воспитателя, эталон, в
котором представлены основные качества
личности, которыми он должен обладать,
знания, умения и навыки, необходимые для
выполнения своих профессиональных функций.
В
соответствии с профессиограммой, учитель
в процессе работы должен решать задачи
формирования знаний, умений и навыков;
задачи воспитания и развития личности
учащихся, определенных Законом Российской
Федерации «Об образовании», а также Программами,
утвержденными Министерством Образования
Российской Федерации.
Учитель
должен выполнять образовательную, воспитательную,
научно-методическую социально-педагогиче кую,
культурно-просветит льскую, коррекционно-развивающ ю,
управленческую функции.
Цели
работы учителя документально зафиксированы
в Программах Российской Федерации для
каждой ступени обучения, предмета, специальности.
Профессиограмма
включает деятельностно-ролевы характеристики
труда учителя, т.е. те знания, умения и
навыки, которыми должен обладать педагог.
Учитель
должен знать Конституцию Российской
Федерации, законы Российской Федерации,
решения Правительства Российской Федерации
и органов управления по вопросам образования;
Конвенцию о правах ребенка, основы общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимом для решения
педагогических, научно-методических,
организационно-управ енческих задач,
педагогику, психологию, возрастную физиологию
и гигиену, методику преподавания предмета
и воспитательной работы; программы и
учебники, требования к оснащению и оборудованию
учебных кабинетов и подсобных помещений,
средства обучения и их дидактические
возможности, основные направления и перспективы
развития образования и педагогической
науки; основы права, научную организацию
труда, правила и нормы охраны труда, техники
безопасности.
Учитель
должен обладать организаторскими, коммуникативными,
аналитическими, прогностическими, проективными,
рефлексивными умениями, а также навыками
грамотного письма, вербального и невербального
общения, использования планов и записей,
работы с книгами, пособиями, программами,
распределения внимания, использования
технических средств в обучении.
В
профессиограмме определены субъектно-деятельнос ные
характеристики педагога:
наличие
дидактических, конструктивных, перцептивных, экспресивных, коммуникативных, организаторских способностей;
гуманистическая
направленность, положительное отношение
к педагогической деятельности, желание
работать с детьми.
Педагог
должен обладать личными качествами, необходимыми
для работы: любовь и уважение к детям,
умение понять их запросы и интересы, требовательность
и справедливость, доброжелательность
и терпение.
Противопоказаниями
к участию в педагогической деятельности
являются тяжелые психофизиологические
и эмоциональные расстройства организма,
а также низкий морально-нравственный
уровень личности.
Профессиограмма
корректируется в соответствии с содержанием
подготовки учителя по каждой специальности,
а также с учетом изменений требований
общества к педагогу. Процесс достижения
уровня, соответствующего требованиям
профессиограммы, называется профессиональным
ростом, который в вузе не начинается и
не заканчивается, а лишь идет более интенсивно.
Развитие
профессионализма в педагогической деятельности
может идти различными путями.
Линейное
развитие подразумевает стабильное развитие
личностных качеств, увеличение объема
знаний, умений и навыков, что позволяет
проделать путь от учителя к работнику
Министерства образования или доктору
педагогических наук и т.д.
Стабильное
развитие не подразумевает выхода за рамки
специальности. Педагог повышает квалификацию,
духовно обогащается.
Спиральное
развитие осуществляют учителя-энтузиасты,
которые с азартом занимаются проблемой
5-7 лет, а затем начинают новые исследования.
Кратковременное
развитие происходит у людей, разочаровавшихся
в профессии или ощутивших недостаток
способностей и знаний.
Платообразное
развитие наблюдается у учителя, достигшего
предела компетентности, который связан
с наличием каких-либо физических, материальных
или духовных преград для продвижения.
Снижающееся
развитие характерно для учителей, которые
неплохо начинают профессиональную деятельность,
но в их жизни происходит что-либо, снижающее
уровень работоспособности (болезнь, рождение
ребенка, болезни ребенка и прочее).
Профессиональное
развитие педагога тесно связано с рядом
факторов:
осознание
ценности педагогического труда;
осознание
необходимости профессионального образования;
адекватный
анализ условий педагогического труда;
ориентировка
в требованиях общества к учителю и прогнозирование
их изменений;
выделение
профессиональной цели и согласование
ее с другими жизненными целями;
представление
о своих возможностях и недостатках, которые
могут повлиять на достижение цели;
представление
о путях преодоления недостатков;
представление
о внешних препятствиях на пути к цели;
представление
о смысле профессионального педагогического
труда.
Все
это убеждает в том, что профессиональное
становление педагога неразрывно связано
с его личностным ростом. Соединение высокой
образованности, профессиональной компетентности
и личностного развития является интегральным
основанием для достижения вершин профессионального
мастерства.