Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Гуманизм, как предмет научного осмысления
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 26.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Министерство культуры РФ
Федеральное государственное
образовательное
учреждение высшего профессионального
образования
«Санкт-Петербургский государственный
университет культуры и искусств»
Факультет социально-культурных
технологий
Кафедра социально-культурной
деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Предмет: «Технологии гуманизации
общества»
Тема: «Гуманизм, как предмет
научного осмысления»
Выполнил:
студент 6 курса
(группа 30641-а, Великий Новгород)
Клековкин А.И.
Проверил:
К.Ф.Н, профессор
Еременко В. И.
Санкт-Петербург
2014
содержание
Гуманизм - общечеловеческая
основа культуры
Определение и классификация
гуманизма.
Гумани?зм (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек») — мировоззрение, в центре которого находится
идея человека как высшей ценности; возникло
как философское течение в эпоху Возрождения.
Гуманизм утверждает ценность человека, как личности, его
право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.
Классификация
гуманизм - понятие, означающее интерес
к человеку или к изучению гуманитарных дисциплин (study of the humanities);
древний гуманизм - понятие, относящееся к системам
воззрений Аристотеля, Демокрита, Эпикура, Лукреция, Перикла, Протагора или Сократа;
классический гуманизм – гуманизм эпохи Возрождения;
понятие, относящееся к древним гуманистическим
идеям, получившим развитие в эпоху Ренессанса у таких мыслителей как Бэкон, Боккаччо, Эразм Роттердамский, Монтень, Томас Мор и Петрарка;
теистический гуманизм - понятие, включающее в себя
как христианских экзистенциалистов,
так и современных теологов, настаивающих
на способности человека работать над
своим спасением совместно с Богом;
атеистический гуманизм — понятие, описывающее творчество Жан-Поля Сартра и др.;
коммунистический
гуманизм - понятие, характеризующее
убеждения некоторых марксистов (например, Фидель Кастро), полагающих, что последовательным
натуралистом и гуманистом был Карл Маркс;
натуралистический
(или научный) гуманизм - эклектический набор установок,
рождённых в современную научную эпоху
и сконцентрированных на вере в высшую
ценность и самосовершенствовани человеческой
личности.
Общая характеристика
форм современного светского гуманизма
Описание парадигм, т.е.
концепций, отличающихся в основном
своеобразием философского и
теоретического обоснования и
акцентировкой его основных проблем.
Эволюционный гуманизм
Его наиболее яркими представителями
являются Дж. Хаксли, Д. Симпсон, К. Уоддингтон,
Дж. Хемминг, Дж. Бёркс и др. Он ставит своей
задачей радикальную реорганизацию всех
систем общества, или гуманистическую
революцию с целью предотвращения, ставших
уже самоочевидными с 40–70-е гг. ХХ в. разрушительных
последствий воздействия человека на
многие эволюционные процессы в мире живого
и на его беспрецедентное давление на
мир дикой природы.
Исходной точкой рассуждения
эволюционных гуманистов является положение:
«Вся действительность - единый процесс
эволюции»
Эволюционный гуманизм утверждает
единство человека с остальной жизнью
и с универсумом, понимаемым научно-материалистич ски.
В основе эволюционного гуманизма лежат
четыре ключевые идеи:
(1) человек несет ответственность
за свою жизнь и жизнь планеты
и может полагаться только
на самого себя;
(2) человек – лишь один
из видов, существующих на Земле,
и поэтому нет места для
борьбы рас, наций, религиозных групп;
(3) идея осуществления
заветных чаяний человечества
приоритетна по отношению к
идеям достижения чисто материального
благополучия;
(4) повышение качества
жизни, а не количества товаров
и услуг.
Ноосферный гуманизм
Наиболее яркими его представителями
являются В.И. Вернадский, А.А. Богданов,
Н.А. Умов, А.Л. Чижевский, О. Райзер, Н.Н.
Моисеев, И.М. Борзенко и др. Ноосферные
гуманисты призывают учитывать все глобальные
тенденции современности и осознать, что
достойная жизнь для каждого человека,
мирное существование, экологическая
безопасность, социально-нравственна
справедливость, осмысленность существования,
общечеловеческая солидарность в процессе
гуманизации бытия и преображение в планетарном
масштабе внутренней и окружающей человека
природы являются единственными императивами
выживания человечества.
Центральными положениями ноосферного
гуманизма является: трактовка человека
в качестве биосоциокосмического существа;
признание «универсальной науки» «о единстве
человека, жизни и Вселенной и всеобщих
законах их системно-организацио ного
строения, функционирования и развития»;
«философская вера в решающую роль человеческого
разума в космоэволюционном процессе»
Ноосферное мировоззрение,
по замыслу его теоретиков, в состоянии
помочь человечеству обрести язык универсального
общения, на котором можно договариваться,
приходить к согласию на пути к глобальной
человеческой солидарности.
Экологический гуманизм
К его представителям относят
Н.В. Тимофеева-Ресовского, Е.А. Когай, Г.
Парсонса, Ф. Рейгала, Флорис ван ден Берг
и др. Он связан с двумя первым выше обозначенными
формами, а также с различными вариантами
концепции «поддерживаемого развития».
В коэволюционном подходе делается упор
на взаимосвязанность и сопряженность
процессов в живом и неживом, социальном
и природном мирах. Исходной идеей здесь
выступает коэволюционная модель социоприродного
развития, взаимодействия природы, человека
и социума, заключающаяся в отказе от технократической
парадигмы и крайностей антропоцентрических
и биоцентрических представлений.
Через экогуманизм коэволюционный
принцип развития становится органичным
компонентом гуманистического мировоззрения,
стремящегося соответствовать как реалиям
современной действительности и ее вызовам,
так и современной научной картине мира.
Для экогуманизма задачей является
не только сохранение окружающей среды,
но и сохранение и развитие культуры. Если
первая задача «ориентирует на сохранение
человека как биологического вида в условиях
бифуркации биосферы, то вторая нацеливает
на сохранение, сбережение сущностной
основы человека как существа социального,
культурного…»
Ведущие формы светского гуманизма
наглядно демонстрируют общие между ними
черты:
(1) признание актуальности
гуманистических императивов для
нашего времени;
(2) расширение нравственного
мира каждой личности, повышение
самосознания человеческого рода,
что предполагает ответственность
не только за свое будущее,
но и за будущее грядущих
поколений людей;
(3) укрепление общечеловеческой
консолидации в деле преображения
мира природы и окружающей
среды человека в космических
масштабах (принцип планетарности).
Общеполитической платформой
современных светских форм гуманизма
являются идеи демократии.
Гражданский гуманизм
К наиболее активным сторонникам
этой формы гуманизма в России являются
В.Л. Гинзбург, Г.В. Гивишвили, А.Г. Круглов,
В.А. Кувакин, Г.Г. Шевелев, С.С. Перуанский,
А.С. Шутов, В.Д. Жукоцкий и др. Вместе с
тем среди тех, кто подчеркивает высокую
значимость социального потенциала гуманизма,
существуют определенные разногласия,
связанные с пониманием общественного
и правового статуса гуманизма. Большая
часть гражданских гуманистов считает
его мировоззрением, субъектом которого
является социально ответственная личность,
ассоциирующая себя с другими гуманистами
на различных уровнях неидеологических
и неполитических общностей.
Другие полагают, что необходима
трактовка гуманизма как идеологии и создание
гуманистической партии. Защитники идеи
политизации гуманизма считают, что гуманизм
может и должен стать той идейной политической
платформой, которая в состоянии направить
общество по пути социального прогресса
и справедливости. Тем не менее, все гражданские
гуманисты полагают, что гуманизм должен
поддерживать демократические ценности
и идеи гражданских свобод и прав человека.
К радикальной (политизированной) группе
российских гуманистов принадлежат С.С.
Перуанский, В.Д. Жукоцкий, А.С. Шутов, Е.А.
Кафырин и др. Они убеждены в том, что гуманистические
идеи могут и должны быть трансформированы
в идеологию и институциализированы в
форме политической партии.
Гуманизм, как предмет
научного осмысления
Традиции исследования
Если гуманизм рассматривается
как объект исследования, то в нем выделяются
те его стороны, которые обусловлены самой
природой гуманизма и основными аспектами
его бытования. В соответствии с этим в
области гуманистических исследований
выделяются следующие подходы.
Исторический.
Сущностью исторического подхода
к гуманизму является рассмотрение процесса
становления, развития и распространения
гуманистических идей и различных исторических
типов гуманизма, а также законы динамики
гуманизма и его взаимосвязи с другими
областями культуры в истории человечества.
Исследование гуманизма с точки
зрения исторического подхода является
превалирующим в отечественной аналитике
гуманизма и весьма значимым в западной
историографии. Исследование гуманизма
с точки зрения обозначенного подхода
осуществляется Л.М. Баткиной, А.Х Горфункелем,
В.В. Соколовым, И.П. Медведевой, В.В. Бибихиным,
Г.В. Гивишвили, Ф.В. Цанн-кай-си, Т.А. Рубанцовой,
В.Б. Андреевым, В.А. Рыбиным. К историческому
подходу примыкает цивилизационный, рассматривающий
гуманизм как явление по преимуществу
западной цивилизации (В.Л. Афанасьевский,
Б.Л. Губман, Т.Л. Лихачева, Л.И. Яковлева).
2. Культурологический
В рамках культурологического
подхода (К. Леви-Стросс, У. Смит, В.А. Решетников
и др.) рассматривается место и роль гуманизма
в культуре, влияние гуманизма на ее основные
области, прежде всего на мораль, право,
экономику, искусство. Гуманизм анализируется
здесь в связи с логикой развития культуры
в целом. Культурология гуманизма тесно
связана с историческим подходом к анализу
гуманизма. Практически не существует
культурологических исследований гуманизма
без сочетания с его философским, искусствоведческим
и социологическим анализом. Именно в
рамках этого подхода формируется понятие
гуманистической культуры, противостоящей
теоцентризму и социоцентризму, базирующейся
на принципе секуляризма, отстаивающей
приоритетность человека в мире. Гуманизм
делает акцент не на человека вообще, а
на творческую личность. На современном
этапе гуманистическая культурология
дополняет антропоцентризм положениями
о ценности всего живого, о связи человека
с доступной социальной и природной средой.
Одной из ее главных тем становится проблема
гуманизации социальных отношений и утверждение
принципов экологического гуманизма.
3. Антропологический.
В данном случае гуманизм рассматривается
сквозь призму представлений о человеке
как исчерпывающем субъекте этого мировоззрения
и соответствующей практики. Сторонники
философско-антропол гического подхода
рассматривают гуманизм сквозь призму
представлений о человеке как суверенном
субъекте этого мировоззрения и соответствующей
практики. К их числу относятся Л.Ю. Александрова,
В.С. Барулин В.А. Лекторский, Ф.В. Цанн-кай-си,
Г.А. Чистов, и др. Значимость этого подхода
определяется тем, что в его рамках становится
возможным более подробный анализ философских
и метафизических оснований гуманизма.
4. Проблемно-концептуал ный.
Этот подход предполагает более
или менее последовательную и полную тематизацию
гуманизма, выделение в нем элементов
структуры и взаимосвязей между ними.
В данном случае речь идет об исследовании
гуманизма как концептуального и проблемного
комплекса, чаще всего как единства его
философии (метафизики), антропологии,
аксиологии, стиля мышления или методологии
исследования, права (права человека),
педагогики и психологии. Сторонниками
такого подхода к истолкованию гуманизма
являются К. Ламонт, Г. Блэкхэм, Я. ван Прааг,
Х. Фриис, Дж. Фаулер, Ф. Хьерс, Н. Уолтер,
В.А. Кувакин, А.Г. Круглов, А.А. Кудишина
и др.
5. Социоцентристский.
Данный подход в рамках марксистской
философской традиции был превалирующим
в СССР. В известной степени он сохраняет
свои позиции и в настоящее время. Его
особенностью является рассмотрение гуманизма
прежде всего как социальной теории и
социального феномена, его миссия связывается
с изменением общества на идеалах гуманизма,
а сам изначальный субъект гуманизма –
индивид – оказывается вторичным по отношению
к той или иной социальной общности. В
ходе такого рассмотрения гуманизм обычно
превращается в разновидность идеологии.
В ряде случаев обсуждается возможность
и необходимость его трансформации в политическую
партию. Как правило, социоцентристский
подход имеет явно выраженный марксистский
акцент и является одной из форм ревизии
марксизма и ленинизма. Представителями
социоцентристского подхода к гуманизму
являются Ю.Г. Волков, В.Д. Жукоцкий, Е.А.
Кафырин, С.С. Перуанский, А.И. Шутов и др.
6. Структурно-функциона ьный
и вместе с тем
«топографический» подход к анализу
гуманизма. В его рамках рассматриваются
локации гуманизма, его место, функции
и взаимоотношения с различными
формами духовной культуры или
знания – наукой, искусством, религией,
моралью, правом, политикой и др. Смысл
структурно-функцион льного анализа гуманизма
заключается в определении места гуманизма
в ландшафте культуры как, прежде всего,
совокупности форм духовной деятельности
и областей знания. Цель структурно-функциона ьного
анализа гуманизма – вписать его в общую
структуру национальных культур и мировой
культуры в целом. Такие подходы реализуют
в своих работах Джим Херрик, Фингейр Хьёрс,
Яап Ван Прааг, А. Круглов, В.А. Кувакин,
Г.В. Гивишвили, В.Д. Жукоцкий, А.А. Кудишина
и др.
7. Семиотический
подход
к гуманизму, т.е. рассмотрение
гуманизма с точки зрения семиотики,
когда считается, что языковое
многообразие культуры предохраняет
от одностороннего и ограниченного
восприятия мира и на этом
пути возможно бытование как
минимум двух видов гуманизма
– рационального и эмоционального,
отражающих два фундаментальных
языка культуры. При этом полагается,
что язык рацио не способен выразить
всю полноту гуманизма. Это дано скорее
более консервативному образно-чувственному
языку, на котором издавна говорит человечество
и который имеет свои достоинства, поскольку
заключает в себе подлинную гуманность.
С точки зрения некоторых современных
представителей семиотического подхода
(С.В. Бородавкин), «традиционный гуманизм»
как система взглядов испытывает глубокий
кризис, и рациональный анализ проблемы
ценности человека в парадигме гуманизма
признается несостоятельным.
Поэтому выдвигается требование
выработать новый подход и переосмыслить
идеалы гуманизма, что возможно «лишь
на основе достижений современных исследований
в области семиотики, герменевтики, социальной
синергетики, т.е. на стыке наук…»
Совокупность выделенных программ
исследования гуманизма подтверждает
выводы о том, что гуманизм представляет
собой одну из важнейших составляющих
мировой культуры. Он имеет в ней определенные
онтологические, гносеологические, праксиологические,
аксиологические и другие основания, а
также многообразные способы внешнего
выражения.
Гуманизм выступает и как особая
мировоззренческая установка, обусловливающая
способ поведения личности, и как социально-философска
категория, отражающая особые свойства
общества и положение человека в нем, и
как своеобразная теоретическая система,
в основе которой лежат определенные общепризнанные
гуманистические принципы.
Таким образом, гуманизм - это
мировоззрение, ценностная установка,
принцип развития культуры, обладающий
нормативными кодами. Гуманизм - это мировоззрение,
согласно которому приоритетной ценностью
мира в отношении человека является сам
человек, его свобода, разум, таланты; с
этой ценностью соотносятся (делая ее
относительной) все иные формы действительности.
Зародившись в Греко-римской
античности, гуманизм как феномен культуры
сложился в эпоху Возрождения, пережил
второй пик своего расцвета в эпоху европейского
Просвещения и в последней четверти XIX
в. наиболее активно заявил о себе в качестве
мировоззрения, альтернативного религиозному,
в США и многих других странах Западной
Европы. Получив новый импульс развития,
гуманизм в ХХ в. вновь вернулся в Старый
Свет и пережил, несмотря на очевидное
величие идеи, очень сложный и драматичный
момент своей истории. Никогда как в этом
столетии так много не говорили о смерти
человека и гуманизма. Но ни трагические
реалии истории, ни постмодернизм, ни фундаментализм
не свидетельствуют в пользу бессилия
и исчезновения гуманистических идей
из лона человеческой культуры. Гуманизм
ХХ века – это многомерный феномен, впервые
так мощно заявивший себя не только теоретически
и институционально, но и практически,
как повседневная жизнь многих миллионов
людей.
В современной мировой истории
гуманизм стал важнейшей линией развития
культуры, одной из ее доминант. Он приобрел
особое практическое значение в последние
десятилетия ХХ века. Гуманизм обещает
быть наиболее плодотворной парадигмой
культуры в XXI веке. Ретроспективно, из
начала III тысячелетия мы можем видеть,
что в масштабе ХХ столетия развитие гуманистической
культуры шло по возрастающей, хотя и дискретным
образом, а для некоторых стран и регионов
непрерывно: Великобритания, США, Нидерланды,
Новая Зеландия, Австралия и др. В современную
инфокибернетическую эпоху мировая культура
получила новое пространственное изменение
и переживает «гуманистический культурный
ренессанс» (П. Куртц), а главная черта
рождающейся постиндустриальной цивилизации
видится в возрождении гуманизма. Интерес
к гуманизму обусловлен изменившимися
условиями жизни человека: возросло значение
демократии, права, науки и образования,
увеличилась мировоззренческая свобода
человека, его достоинство, повысилась
роль духовной культуры и гуманизация
межличностных и социальных отношений.
Краткий перечень научных
тем и подходов.
Теория гуманизма.
1. Гуманистика как междисциплинарная
область научного знания.
2. Гуманизм: система ценностей,
мировоззрение, образ жизни.
3. Современные гуманистические
концепции.
4. Общие принципы гуманистического
мировоззрения и образа жизни.
5. Мировое гуманистическое
движение в ХХI в.
История гуманизма
1. Гуманизм в древней
Греции.
2. Древнекитайский гуманизм.
3. Византийский гуманизм.
4. Гуманизм арабского
Возрождения.
5. Гуманизм европейского
Возрождения.
6. Традиции гуманизма
Нового Времени.
7. Гуманизм в России.
8. Мировой гуманизм в
ХIХ – XX вв.
9. Судьбы гуманизма в
ХХI в.
Гуманизм и свободомыслие
в России.
1. Особенности свободомыслия
и гуманизма в России.
2. Формы проявления и
основные представители российского
гуманизма.
3. Гуманизм и свободомыслие
в современной России.
Эволюция гуманизма
как идеи и социальной реальности.
1. Объективные предпосылки
гуманизма в примитивных обществах.
2. Формирование экономико-политических
и правовых основ гуманизма
в античной культуре.
3. Средневековье и гуманизм.
4. Гуманизм, прогресс свободы
и демократии в Новое и новейшее
время.
5. Гуманизм и современность.
6. История и перспективы
гуманизма в России.
Гуманизм и проблемы
происхождения человека.
1. Философские и религиозные
сценарии происхождения человека.
2. Идея реинкарнации, оккультные
и иные паранаучные интерпретации
происхождения человека.
3. Научные концепции генезиса
человека.
4. Человек. эксобиология и эксоэволюция.
5. Перспективы человека
как феномена космоэволюционного
процесса.
Гуманизм и космизм.
1. Человек и космос.
2. Современные теории
космизма.
3. Антропный и сверхантропный
принцип.
4. Идея ноосферы и автотрофного
существования человека.
Гуманизм как этика
человечности.
1. Человечность в структуре
человеческих качеств.
2. Этическое измерение
разума.
3. Нравственная коллизия
и роль разума в этическом
познании.
4. Основные добродетели
этики человечности.
5. Этика гуманизма в
системе учений о нравственности.
Гуманистическая психология.
1. «Третья сила» в современной
психологии.
2. Основные представители
гуманистической психологии.
3. Гуманистическая психология
личности.
4. Гуманистическая психотерапия.
5. Идеалы гуманистической
психологии.
Гуманизм, творчество,
самосовершенствован е.
1. Личность и гуманизм.
2. Статус гуманизма как
мировоззрения во внутреннем
мире личности.
3. Гуманизм и проблема
смысла.
4. Особенности гуманистического
творчества.
5. Гуманистические ресурсы
самосозидания человека.
Гуманизм и экономика.
1. Человеческое измерение
экономики.
2. Проблемы гуманизации экономических
отношений.
3. Возможна ли экономика
с человеческим лицом?
Гуманизм и право
1. Право как гуманистическая
ценность.
2. Право в системе гуманистических
ценностей.
3. Историко-культурные условия
гуманизации права.
4. Гуманистические аспекты
либерального и социалистического правопонимания.
5. Юридическая ответственность
в свете гуманизма. Проблема смертной
казни.
6. Права человека, международный
правопорядок и гуманизм.
7. Нравственно-правовой смысл
войны.
Гуманизм и политика
1. Общечеловеческие ценности
политики.
2. Метаполитический статус
гуманистического мировоззрения.
3. Задачи и роль гуманизма
в политической жизни общества.
4. Возможен ли гуманизм
как политическая идеология?
Гуманизм и глобальные
проблемы современности.
1. Экогуманизм: основные принципы
и идеалы.
2. Гуманизм как инструмент
сохранения международной безопасности.
5. Проблема прав человека
и социальной справедливости.
Основы гуманистической
педагогики
1. Гуманизм – глубинная
основа педагогического процесса.
2. Проблема самоопределения
и мировоззренческого выбора
в школе.
3. Светские ценности и
научное мировоззрение как содержание
образования и воспитания.
4. Свобода совести в
школе: моральные и юридические
проблемы.
Философия и антропология
гуманизма
1. Существование и гуманистическая
сущность человека.
2. Идея физического, психического,
нравственного и интеллектуального
здоровья.
3. Гуманистические ценности.
4. Межсубстанциальные коммуникации
человека.
5. Человек-субстанция: возможен
ли творческий прорыв?
Наука, здравый смысл
и паранормальное
I. Гуманистическая интерпретация
науки.
1. Наука и гуманизм.
2. Наука как интеллектуальный,
нравственный и психологический
феномен.
3. Здравый смысл, рациональность,
наука.
4. Рациональное, иррациональное
и антирациональное.
5. Наука, паранаука, псеводонаука,
антинаука, философия, метафизика, религия:
проблема демаркации.
6. Наука на рубеже тысячелетий:
успехи, кризисы, перспективы.
7. Наука, рациональность
и постмодернизм.
Критическое мышление
в инфо-медиакибернетич скую эпоху.
1. Новые средства массовой
коммуникации и информации.
2. Современные стили мышления.
3. Новые условия рефлексивности.
4. Научно-методологичес ий
скептицизм в условиях глобализации
и тотальной плюрализации.
5. Принципы, психология и
логика критического мышления.
6. Глобальные инфо-финансовые
конгломераты и угроза медиакратии.
Современная паранаука
1. Неоязычество как модернизация
магических и оккультных практик.
2. Парапсихология.
3. Астрология и нумерология.
4. Физиогномика, гадания
по руке и другие магии тела.
5. Новейшие религии паранормального.
6. Психология и технология
паранауки.
7. Социокультурные, гносеологические
и психологические причины живучести
паранауки.
Паранаука, парапрактика
и средства массовой информации
1. Превращение паранауки
в парапрактику в условиях рыночных отношений.
2. Паранаука и парапрактика
как факторы, опасные для физического,
психологического, нравственного и интеллектуального
здоровья людей.
3. Парапрактика как дезинформация.
СМИ и парапрактика.
Астрология и астрономия
1. Исторические корни
астрологии.
2. Основные постулаты
и принципы астрологии.
3. Астрономическая интерпретация
астрологии.
4. Психология астрологической
веры. СМИ и астрология.
Ненаучные формы мышления
1. Человеческие предрассудки:
истоки и функции.
2. Утопическое сознание.
3. Мифы, механизмы их воспроизводства,
мировоззренческая и психологическая
роль.
Мифы, утопии и паранормальные
верования в современной России
1. Эффект мировоззренческого
коллапса и «запретного плода».
2. Особенности паранормальных
верований в России.
3. Типичные проявления
российского утопического и мифологического
сознания.
Наука и паранормальное
1. Парафеномен и заявление о
нем.
2. Свободное расследование
заявлений о парафеноменах как научный
и морально-юридический императив.
3. Принципы и методы
независимой научной экспертизы
заявлений о парафеноменах.
4. Социокультурные и психологические
интерпретации заявлений о парафеноменах.
Наука и мошенничество
1. Социальные условия
распространения мошенничества
в России.
2. Сущность мошенничества.
Единство обманываемого и обманывающего.
3. Виды современного мошенничества.
4. Мошенничество и современные
информационные технологии.
5. Методы профилактики
и борьбы с мошенничеством.
Экспозиция проблем, ценностей,
методов, форм бытования современного
гуманизма естественным образом подводит
к определению гуманизма как комплексного
феномена. Структура современного гуманизма
не только многообразна, но и разнокачественная.
Для обозначения многообразия содержаний
и форм существования современного гуманизма
правомерно ввести понятие «универсальный
гуманизм». Термин «универсальный гуманизм»
охватывает его содержание как мировоззрения,
системы ценностей, способов, методов
и психологии мышления, как научно-исследовательс ую
практику, различные виды социализации
гуманизма и гуманизм как образ жизни.
Идея многоаспектности гуманизма позволяет,
кроме того, идентифицировать гуманизм
как открытый знаниевый, методологический
и нормативный комплекс, как социальный
феномен, как повседневность индивида
и как бытование различных гуманистических
сообществ. Определение «универсальный
гуманизм» имеет ввиду комплексный характер
как сущности, так и существования гуманизма,
сложную взаимообусловленность и взаимосвязь
между ними. Можно сказать, что универсальность
гуманизма репрезентирует универсального
человека, живущего в многомерном универсуме.
Развивающийся комплекс парадигм
современного светского гуманизма позиционирует
себя, с одной стороны, в качестве неомодернизма
– альтернативы постмодернизму, теизму,
технократизму, бюрократизму и нигилизму,
с другой – в качестве Нового Просвещение,
т.е. объявляет себя наследником традиций
гуманизма Античности, эпохи Ренессанса,
Просвещения и модернизма, включая в свое
базовое содержание научное мировоззрение,
свободомыслие, различные формы нетеистических
убеждений, критическое мышление, общечеловеческие
экзистенциальные, этические, гражданские
и экологические ценности и общедемократические
социальные идеалы.