Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
контрольная работа Экологическая безопасность города
Информация:
Тип работы: контрольная работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕС ИЙ
ИНСТИТУТ
ФИЛИАЛ В Г. ВЛАДИМИРЕ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по
дисциплине:
«Городское хозяйство»
На тему: «Экологическая безопасность города»
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………..3
Экологическая ситуация и экологические
проблемы городов………4
Управление состоянием окружающей среды
города………...12
Экологическая политика города………...18
Заключение………………24
Тесты………………..25
Список литературы………………..27
Введение
Человек по своей природе стремится к
состоянию защищенности и хочет сделать свое существование максимально комфортным.
С другой стороны, мы постоянно находимся
в мире рисков. Угроза исходит и от криминогенных
элементов, и от горячо любимого правительства,
способного проводить непредсказуемую
политику, существует риск заболеть инфекционным
заболеванием, риск возникновения военного
конфликта, риск несчастного случая. Сегодня
все это воспринимается естественно и
не кажется чем-то надуманным, потому что
все эти события, угрожающие нашей безопасности,
вполне вероятны и, более того, уже случались
на нашей памяти. Следовательно, проводятся
профилактические мероприятия по снижению
этих рисков, и каждый в состоянии их назвать.
В последнее время угроза для безопасности
и комфортного существования человека
начинает исходить от неблагоприятного
состояния окружающей среды. В первую
очередь, это риск для здоровья. Сейчас
уже не вызывает сомнения, что загрязнение
окружающей среды способно вызвать ряд
экологически обусловленных заболеваний
и, в целом, приводит к сокращению средней
продолжительности жизни людей, подверженных
влиянию экологически неблагоприятных
факторов. Именно ожидаемая средняя продолжительность
жизни людей является основным критерием
экологической безопасности. Общие для
всех городов экологические проблемы
с каждым годом становятся все более актуальными,
они связаны с загрязнением воздуха и
воды транспортом и промышленными предприятиями,
перенасыщением шумами, утилизацией отходов.
Мощное коммунальное инженерное хозяйство
городов оказывает существенное влияние,
а иногда и определяет экологическую обстановку
в городе. Неудовлетворительное положение
дел в сфере экологии большинства городов
страны определяют необходимость в разработке
и реализации политики, направленной на
решение многих экологических проблем
муниципальных образований. Достижение
этих целей требует тщательной проработки
основных направлений и мероприятий по
защите окружающей среды, а также принятия
новой экологической программы с привлечением
инвестиций во все секторы экологии.
Целью данной работы является выявление
главных экологических проблем городов,
механизмов управления состоянием окружающей
среды, а также основных направлений экологической
политики муниципальных образований.
Экологическая ситуация и экологические
проблемы городов
Город - это демографическое и социально-экономичес ое
образование, включающее территориальный комплекс средств производства,
искусственную среду обитания, постоянное
население и определённую форму социальной
организации. Дать определению понятию
«город», также трудно, как дать определение
понятию «общество», поскольку это объекты
и понятия одного порядка сложности, хотя
город и является элементом общества в
государственных границах. Это связано
с тем, что город есть многостороннее образование,
которое в зависимости от цели исследования
можно рассматривать под разным углом
зрения.
Для современного этапа развития человечества
характерны быстрый рост числа и размеров городов. Особенно интенсивно
растут большие города с населением более
100 тыс. человек. Такие города занимают
около 1% площади суши. Но их воздействие
на природные условия и экономику всего
мира очень велико. На этой ограниченной
территории проживает свыше 45% населения
Земли. Но именно они производят около
80% всех выбросов загрязняющих веществ
в атмосферный воздух и гидросферу.
В городах больше возможностей для разностороннего
образования, выбора профессии, приобщения к культурным ценностям, поэтому
они притягивают к себе сельских жителей.
Рост концентрации людей, промышленных
предприятий и автомобилей сопровождается
значительными изменениями природных
ландшафтов и условий в городах и пригородах,
возникновением в них специфических природных
явлений, ухудшением экологических качеств
городской среды. В городах резко обостряются
экологические проблемы. Причём степень
сложности этих проблем находится в прямой
связи с величиной города. Чем город крупнее,
тем сильнее изменены природные условия,
тем труднее решать экологические задачи.
По сравнению с сельской местностью большинство
городов мира имеет худшие экологические
условия для жизни человека. Это обусловлено
тем, что все компоненты природы в городах
изменены деятельностью людей.
По мнению эколога Н.Ф. Реймера, экологическая проблема -
это любые явления, связанные с воздействием
человека на природу и обратимыми влияниями
природы на человека и его жизненно значимые
процессы.
В городах выделяют три группы экологических
проблем:
1) природно-ландшафтные - связаны в основном
с деградацией природных ландшафтов. Под
городами изменяются все компоненты: геологическое
строение и рельеф, поверхностные и подземные
воды. Климат, почвенный покров, животный
и растительный мир. Все живые компоненты
городской среды стараются приспособиться
к быстро меняющимся условиям (в целом
идёт сокращение видового разнообразия,
сокращается и сама площадь земных насаждений).
Казалось бы, городская среда меняется
только на поверхности, а в глубине, под
домами и асфальтом, всё остаётся без изменений,
как и тысячелетия тому назад. Однако это
не так. В современных городах коммуникации
расположены до глубины несколько сот
метров. Под землю в туннелях упрятаны
реки, проложены линии метро, там протянуты
различные трубопроводы, кабельные сети
и пр. Все эти сооружения и коммуникации
существенно изменяют гидроэкологические
условия. Опускается уровень грунтовых
вод, нарушается почвообразовательный
процесс. При застройке города строители
широко применяют планацию (выравнивание)
рельефа. Для этого засыпают овраги, долины
небольших рек и ручьёв, пруды. Тем самым
достигается увеличение площадей городских
кварталов, дорог и проездов. Но при этом
происходит нарушение естественных природных
процессов. Оказывается затруднённым
поверхностный сток, ухудшаются условия
для отвода и опускания уровня грунтовых
вод. Поэтому засыпание оврагов и речек
сопровождается подтоплением подвалов
домов, создаёт условия для размножения
в них комаров. Подтопленными принято
называть площади, на которых уровень
грунтовых вод залегает не глубже трёх
метров. Именно на такой глубине находятся
подвалы и фундаменты зданий, электрические
и телефонные кабели, водопроводные и
канализационные трубы, другие коммуникации.
Причиной подтопления является усиление
фильтрации воды в поверхностные слои
грунта. Подтопление разрушает фундамент,
уменьшает их прочность, затрудняет прокладку
трасс метрополитена, технических коллекторов
и галерей, увеличивает коррозию трубопроводов
и металлических конструкций. Подтопление
усиливает многие геологические процессы
и, прежде всего, оползни. К тому же в городах
обычно присутствуют искусственные элементы
рельефа. К их числу относятся выемки,
которые используются для транспортных
целей. По ним прокладываются железные
и шоссейные дороги, проходят каналы. Для
тех же целей сооружают насыпи, в том числе
и для движения речных судов.
2) ресурсно-хозяйственны - проблемы вызваны
большими масштабами использования природных
ресурсов, их переработкой и образованием
различных, в том числе и токсичных отходов.
К природным ресурсам градостроительного
освоения территории относятся все компоненты
природного ландшафта: горные породы,
поверхностные и подземные воды, воздушный
бассейн, почвы, растительность, животный
мир. Все эти компоненты истощаются: сокращаются
запасы чистой воды и воздуха, площади
земельных насаждений, многообразие биологических
видов. Параллельно происходит ухудшение
их качества. На это влияет как прямое
вмешательство людей в природный ландшафт
посредством городской застройки, так
и воздействие различными видами загрязнений.
В период бурного развития промышленности
города превратились в сплошные фабрики
и заводы – сюда привозилось разнообразное
сырьё (да такое, с которыми ни человек, ни другое живое существо
ни соприкасается в природе вплотную),
оно шло в переработку и образовывались
токсичные отходы, которые выбрасывались
в воздух или в виде стоков поступали в
водоёмы, загрязняя их, а заодно и почву,
и грунтовые воды, отравляя город, который
их же и породил.
В процессе существования города медленно,
но верно нарушался природный биохимический
процесс, изменялся круговорот веществ,
перераспределялась энергия. С появлением
химических производств эти нарушения
ещё более усилились. Параллельно с развитием
промышленности развивался соответственно
и транспорт (водный, железнодорожный,
автомобильный, трубопроводный), что также
влекло за собой усиление загрязнения
окружающей среды. Природные вещества
и соединения, ранее покоящиеся на большой
глубине 10-1000 лет и не вступавшие в активный
круговорот веществ, в большом количестве
теперь лежат на поверхности и вовлекаются
в природные процессы в результате переработки,
сжигания, окисления, растворения и т.д.
Это не могло не сказаться на здоровье
людей, имеющих прямые контакты с ними,
а таких людей становится с каждым годом
всё больше, и в основном в городах, на
различных производствах. В середине нашего
века общественность стала более активно
бороться с рядом фирм и производств за
чистоту воды и воздуха в городах. Радикальным
образом изменилось отношение к проблемам
охраны городской среды в целом. Стали
издаваться законы, ограничивающие промышленников,
обязывающие очищать и обезвреживать
отходы производств. Сильно загрязняющие
производства стали удалять из города,
а часто из страны.
3) антропоэкологические - проблемы связаны
со здоровьем населения городов. Изменение
качества городской среды в худшую сторону
вызывает у людей различные заболевания.
Природа и биологические свойства человека,
формировавшиеся в течение многих тысячелетий,
не способны изменяться такими же быстрыми
темпами как мир, в котором он живёт. Несоответствие
между этими процессами может привести
к конфликту между биологической природой
человека и окружающей его средой.
Среди антропоэкологических проблем
особое место занимает проблема адаптации к условиям среды обитания, приспособление
организма человека к её меняющимся свойствам.
Адаптация – одно из основополагающих
качеств живого. Она нередко отождествляется
с самим понятием жизнь.
Чтобы полностью не разрушить место своего
обитания, человеку необходимо очень бережно относиться к окружающей среде.
Экологическая ситуация вызывает необходимость
оценивать последствия любой деятельности,
связанной с вмешательством в природную
среду.
Экология города определяется как комплексная
характеристика, отражающая состояние и специфику функционирования механизма
городского устройства.
Понятие «городская экология»
включает в себя систему связей
и отношений, которые возникают
в процессе взаимодействия городского
населения со средой его жизнедеятельности – социально-пространст енной общностью
города.
С точки зрения экологии город является:
во-первых, зависимой экосистемой (экспорт основных потребляемых городом продуктов превышает импорт в среднем в 10 раз);
во-вторых, аккумулирующей системой (положительный баланс обмена веществ обуславливает их накопление внутри
городского пространства);
в-третьих, неуравновешенной экосистемой
(в отличие от природных экосистем развитие
города определяется не естественными
процессами, а деятельностью человека).
Эти характеристики определяют специфику подходов к решению экологических
проблем города, острота которых стремительно
возрастает вместе с глобальным развертыванием
процесса урбанизации.
Основными загрязнителями окружающей
среды муниципальных образований являются:
предприятия по добыче и переработке полезных ископаемых, которые
разрушают почвенный слой, загрязняют
его отходами, нарушают режим подземных
вод и иногда полностью уничтожают малые
реки;
предприятия энергетической отрасли,
использующие топливо, которыми являются
крупнейшими загрязнителями воздуха;
промышленные предприятия с отсталой
технологией, не обеспечивающие комплексного и безотходного использования всех видов ресурсов;
городской транспорт – особо опасный
загрязнитель воздушного бассейна, поскольку
он функционирует в непосредственной близости от жилой застройки и мест
массового скопления людей.
Мощное коммунальное инженерное хозяйство
городов оказывает существенное влияние,
а иногда и определяет экологическую обстановку
в городе. Основной «вклад» в химическое
загрязнение атмосферы вносит автотранспорт; транспорт и промышленность
производят значительную долю твердых
отходов, наибольший «вклад» в сбросы
сточных вод, не обеспечивая их надлежащей
очисткой, вносят ЖКХ, а также промышленные
предприятия города.
Экологическая ситуация характеризуется следующими составляющими:
экологическая емкость территории города,
т.е. способность природы преодолевать
неблагоприятные воздействия и обеспечивать воспроизводство существующих на данной территории природных систем;
влияние экологической обстановки на здоровье населения (доказана
связь многих заболеваний с качеством
среды обитания);
набор факторов, обуславливающих конкретную экологическую ситуацию в городе, является необходимым условием выработки муниципальной экологической политики.
С целью выявления этих факторов анализируется
структура экономики муниципального образования,
определяются тенденции изменения ресурсоемкости
предприятий, объемы поступающих в окружающую
среду отходов, оценивается уровень концентрации
антропогенных воздействий, выявляются
локальные резервы при характеристике
экологической емкости территорий, исследования
и ранжирования основных причин экологического
неблагополучия.
Выделяются пять степеней неблагополучия
и остроты экологической ситуации в городе:
Удовлетворительная:
а) экологическое положение соответствует
установленным нормативам;
б) отсутствуют негативные последствия
для человека;
в) сохраняется в оптимальном состоянии
среда обитания.
2. Напряженная:
а) наличие угрозы здоровью людей по отдельным функциям;
б) ухудшение среды обитания человека;
в) некоторое снижение продуктивности
природных ресурсов и изменение
режима самовосстановления
природных систем.
3. Критическая (предкризисная):
а) регулярность нарушения здоровья людей;
б) значительно ухудшается состояние среды обитания человека;
в) быстро нарастает угроза истощения
или утраты природных ресурсов;
г) ослабляется функция самовосстановления
природных систем;
д) изменения выходят за пределы ареалов
их возникновения.
4. Кризисная:
а) резкое ухудшение здоровья населения,
проявляющаяся в нарушениях
основных функций организма
человека;
б) резкое возрастание общей и детской
заболеваемости;
в) среда обитания человека становится
малопригодной для жизни;
г) существенное истощение природных
ресурсов;
д) нарушение функций природных комплексов приобретает
труднообратимый характер.
5. Катастрофическая – зона экологического
бедствия:
а) представляет серьезную опасность
для жизни людей и воспроизводства
будущих поколений;
б) острота и глубина изменений в биосфере становятся в ряде случаев
межрегиональными;
в) самовосстановление природных систем возможно лишь при выводе их
из хозяйственного использования
на длительное время;
г) ликвидация последствий требует огромных
финансовых и
организационно-техниче ких
затрат.
Зонами экологического бедствия объявляются
территории, где в результате хозяйственной
либо иной деятельности произошли глубокие
необратимые изменения в окружающей природной
среде, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения,
нарушение природного равновесия, разрушение
естественных экологических систем, деградацию
флоры и фауны.
Зоны чрезвычайных экологических ситуаций
и экологического бедствия объявляются
указом Президента РФ по представлению специально уполномоченных
на то государственных органов в области
охраны окружающей природной среды на
основании заключения государственной
экологической экспертизы.
Хозяйственная деятельность предприятий
приводит к значительным загрязнениям
и даже к необратимым изменениям окружающей
среды. В России около 50 млн. человек испытывают
воздействие вредных веществ, содержащихся
в воздухе; лишь 12% обследованных водных
объектов можно назвать условно чистыми,
32% находятся в состоянии антропогенного
загрязнения, а 56% деградируют. [3, с. 246]
Таким образом, наиболее остро проблемы
городского хозяйства, в том числе экономические
и экологические, стоят в жилищно-коммунальной
сфере, к которой в том числе относятся
санитарная очистка города от бытовых
и промышленных отходов, подготовка питьевой
воды и очистка бытовых и промышленных
стоков. Главная проблема современной
городской инфраструктуры – ее моральное
и физическое старение, обусловленное
отсутствием должной последовательности
и регулярности осуществления работ по
реконструкции и модернизации.
2. Управление состоянием окружающей среды
города
Экологически ориентированное муниципальное
управление – специальная область управления,
предполагающая регулирование воздействия
хозяйствующих субъектов на окружающую среду для защиты интересов населения
при одновременном обеспечении устойчивого,
сбалансированного развития территории.
Компетенция органов местного самоуправления
в области охраны окружающей природной
среды:
Организация мероприятий по охране окружающей среды в пределах городской черты.
Организация и осуществление экологического
контроля объектов производственного
и социального назначения на территории
города, за исключение объектов, экологический
контроль которых осуществляют федеральные
органы государственной власти.
Существуют следующие основания для
взимания платежей с природопользователей
Договор на комплексное природопользование
заключается между природопользователем
и исполнительным органом власти города
на основе заключения экологической экспертизы на предполагаемую хозяйственную
деятельность. Договор предусматривает
условия и порядок использования природных
ресурсов, права и обязанности природопользователя,
размеры платежей за пользование природными
ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда, порядок разрешения споров.
Лицензия (разрешение) на комплексное
природопользование выдается природопользователю
с указанием:
- видов, объемов и лимитов
хозяйственной деятельности по
использованию природных ресурсов;
- экологических требований, при которых допускается использование
природных ресурсов, последствий несоблюдения
этих требований.
Контроль за выполнением договора и лицензии
входит в обязанности местного отдела
по экологии, в то время как предприятия
сами представляют сведения об объемах вредных выбросов и определяют суммы,
подлежащие перечислению.
Расходы предприятий и организаций по
оплате налогов и сборов, платежи за загрязнение
в пределах допустимых нормативов осуществляются
за счет себестоимости продукции, платежи
за превышение допустимых нормативов
– за счет прибыли, остающейся в распоряжении
природопользователе .
Обычно наибольшие суммы платежей начисляются
предприятиям муниципальных водоканалов.
Сбрасывая свои стоки службам водоканала,
предприятия не вносят отдельной платы
за сверхлимитное загрязнение стоков.
Вместо этого платежи за загрязнение взимаются
со служб водоканала в том объеме, в котором
они не смогли очистить принятые сточные
воды до достаточного уровня, определенного
стандартами.
Но, как правило, эти платежи за загрязнение
либо прощаются водоканалу совсем или
в некоторой степени, либо возвращаются
из экологических фондов обратно в водоканал
(в виде инвестиций на оборудование, необходимое
для полной очистки).
По сути дела, все экономические методы регулирования выбросов
сводятся к превращению внешних издержек
во внутренние.
Задача городских властей – посредством
механизмов государственного регулирования
создать экономически справедливую систему
экономических отношений, которая должна быть ориентирована на потребности жителей,
охватывать все направления городского
хозяйства и предусматривать меры, способствующие:
- значительному увеличению затрат
на экологически ориентированные
технологии (прежде всего в промышленном
секторе) из государственных, привлеченных, корпоративных
и иных источников;
- формированию системы налогообложения,
учитывающей затраты на экологизацию
производства: набора механических
и административных механизмов
реализации соответствующих задач;
- достижению экономически эффективного и рационального использования
природных ресурсов;
- снижение экологических рисков;
- обеспечению социального равенства
в отношении пользования экологическими
благами;
- созданию благоприятной городской
среды с помощью совершенствования
методов городского планирования и управления;
- росту экологического сознания
и расширению осведомленности
населения о методах решения
экологических проблем в городе. [5, с. 8]
Основная цель государственной политики
в области охраны окружающей среды – сбалансированные решения социально-экономичес их
и экологических задач в интересах нынешнего
и будущего поколений.
Объектами охраны окружающей среды города
от загрязнения, истощения, деградации,
порчи, уничтожения и иной деятельности
являются:
- земли, недра, почвы;
- поверхностные и подземные воды;
- леса иная растительность;
- атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы.
Основополагающим документом, определяющим
правовые основы государственной политики
в области охраны окружающей среды и обеспечения
экологической безопасности, является Федеральный
Закон «Об охране окружающей среды».
Закон определяет основные понятия в
сфере окружающей среды:
1) лимиты на выбросы и сбросы загрязняющих
веществ – ограничения выбросов и сбросов
загрязняющих веществ в окружающую среду,
установленные на период проведения мероприятий
по охране окружающей среды, в том числе
внедрения наилучших существующих технологий,
в целях достижения, нормативов в области
охраны окружающей среды;
2) оценка воздействия на окружающую среду
– вид деятельности по выявлению, анализу
и учету прямых или косвенных последствий
воздействия на окружающую среду, планируемой
хозяйственной деятельности в целях принятия
решения о возможности или невозможности
ее осуществления;
3) экологический мониторинг – комплексная
система наблюдений за состоянием окружающей
среды, оценки и прогноза изменений ее
состояния под воздействием антропогенных
факторов;
4)экологический контроль – система мер,
направленная на предотвращение, выявление
и пресечения нарушения законодательства
в области охраны окружающей среды, обеспечения
соблюдения субъектами хозяйственной
деятельности требований в области охраны
окружающей среды;
5) экологический аудит – независимая,
комплексная, документируемая оценка
соблюдения субъектом хозяйственной деятельности
требований международных стандартов
и подготовка рекомендаций по улучшению
такой деятельности;
6) экологическая безопасность – состояние
защищенности природной среды и жизненно
важных интересов человека от негативного
воздействия хозяйственной и иной деятельности,
чрезвычайных ситуаций и их последствий;
7) экологическая экспертиза – установление
соответствия планируемой хозяйственной
и иной деятельности экологическим требованиям
и определение допустимости реализации
объекта экспертизы в целях предупреждения
неблагоприятных воздействий на природную
среду;
8) лицензирование отдельных видов деятельности
в области охраны окружающей среды;
9) экологическая сертификация в целях
обеспечения экологически безопасного
осуществления хозяйственной и иной деятельности;
10) государственные стандарты – требования,
нормы и правила в области охраны окружающей
среды к продукции, работам и услугам,
а также ограничения хозяйственной и иной
деятельности в целях предотвращения
ее негативного воздействия на окружающую
среду.
В России действуют следующие экономические
инструменты по охране окружающей среды:
- планирование и финансирование
природоохранных мероприятий;
- установление лимитов:
а) использования природных ресурсов;
б) выбросов и сбросов загрязняющих веществ
в окружающую природную среду, размещения
отходов и других видов вредного воздействия;
- предоставление предприятиям, учреждениям
и гражданам налоговых, кредитных
и иных льгот при внедрении
или малоотходных и ресурсосберегающих
технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении
других эффективных мер по охране окружающей
природной среды;
- экологическое страхование в
целях защиты имущественных интересов
юридических и физических лиц на случай экологического и стихийного
бедствия, аварий и катастроф.
Среди экономических механизмов осуществления
принципа платности природопользования
основное место занимают налоги и платежи
за загрязнение.
Налоги направляются в бюджет и служат
исключительно для пополнения казны (например
- земельный и водные налоги).
В соответствии с российским законодательством
налоговый характер носят платежи за пользование
природными ресурсами, зачисляемые в бюджет, а так же 10%-ные отчисления
в федеральный бюджет от платы природопользователей
за загрязнение окружающей природной
среды.[3, с. 242]
Платежи за загрязнение – это оплата за право пользования ассимиляционным
потенциалом природной среды как ресурсом.
Пользователь этого ресурса платит за
него так же, как он платит за приобретаемое
сырье, электричество. Предполагается,
что уровень платежа должен соответствовать
социально – экономическому ущербу от
загрязнения либо экономической оценке
ассимиляционного потенциала природной
среды.
Все платежи за пользование природными ресурсами, за исключением земельного
налога, поступают в федеральный бюджет;
в городской бюджет поступает земельный
налог.
Существует три вида платежей за загрязнение
окружающей среды:
- за выбросы в атмосферу;
- за сброс сточных вод;
- за размещение отходов.
Таким образом, эффективное решение экологических проблем может быть достигнуто на основе
согласованной деятельности органов местного
самоуправления с органами государственного
управления и субъектами хозяйствования
при четком определении их прав и ответственности
за природопользование и улучшение экологической
ситуации на территории.
3. Экологическая политика города
Состояние окружающей среды – один из
важнейших параметров, определяющих качество
жизни населения на территории города.
Экологическая безопасность территории
– существенный компонент общественной безопасности, поэтому муниципальная
власть, особенно в городах с неблагополучной
экологической ситуацией, должна вырабатывать
и реализовывать местную экологическую
политику, увязанную с экологической политикой
государства и направленную на охрану
окружающей среды от неблагоприятных
техногенных воздействий. [3, с. 242]
Проведение эффективной экологической
политики позитивно влияет на экологическую
ситуацию не только в конкретном городе,
но и в регионе и в государстве в целом.
И наоборот, город с неблагоприятной экологической ситуацией, как
подсистема государства и региона, вправе
рассчитывать на участие государства
и на привлечение его ресурсных возможностей
для исправления той или иной ситуации.
Федеральный закон о местном самоуправлении
относит к компетенции городских округов и муниципальных
районов организацию мероприятий по охране
окружающей среды, а также организацию
и осуществление экологического контроля
объектов производственного и социального
назначения на территориях, за исключением
объектов, экологический контроль которых
осуществляют федеральные органы государственной
власти. Формирование местной экологической
политики должно базироваться на анализе
существующей экологической ситуации
и тенденций ее развития.
На основании оценки экологической ситуации анализируются выявленные проблемы,
выбираются конкретные направления муниципальной
экологической политики и ее приоритеты.
В большинстве случаев и экологические
проблемы территории, и приоритеты муниципальной
экологической политики носят эколого-хозяйственный
характер, поскольку связаны с функционированием
конкретных хозяйствующих субъектов,
загрязняющих окружающую среду. Эколого-хозяйственные
проблемы могут проявляться по-разному
и должны рассматриваться с учетом пространственно-време ной
и причинно-следственной обусловленности.
Только на этой основе можно выбрать эколого-хозяйственные
приоритеты. [3, с. 258]
Порядок выбора приоритетов экологического
развития
Выявление и инвентаризация проблемных
ситуаций. Постоянно действующие: загазованность
и запыленность атмосферы, особенно вблизи
транспортных магистралей.
Периодически повторяющиеся: разливы
рек; атмосферные инверсии с запредельными
концентрации высокотоксичных ингредиентов.
Ациклические, не поддающиеся строгим
временным прогнозам, но предсказуемые при условии всестороннего учета
причинно-следственных факторов.
Соотношение проблемных эколого-хозяйственных
ситуаций с компетенцией органов местного
самоуправления. Оперативный отбор информации
о возникающих ситуациях, включение их
в планирование управленческой деятельности, обеспечение
ресурсами, а также механизмами реализации
муниципальной экологической политики.
Выявление ресурсных возможностей для
решения конкретных эколого-хозяйственных
проблем. Реализация системы принципов
сохранения здоровья населения и благополучного состояния
среды жизнедеятельности человека. Соблюдение
количественных и качественных пропорций
природопользования, обеспечивающих устойчивое равновесие природных и социально-экономичес их систем на территории.
Выработка принципов выбора и ранжирования эколого-хозяйственных приоритетов. Изучение ресурсного потенциала территории, который может быть задействован в местном воспроизводственном процессе. Определение на этой основе степени самостоятельности муниципального образования при решении первоочередных и стратегических задач эколого-хозяйственног развития.
На основе анализа вырабатываются экономико-технологич ские
и организационно-правов е мероприятия
по устранению или нейтрализации неблагоприятных
факторов:
внедрение прогрессивных технологий и модернизации материально-техничес ой базы конкретных
производств;
перепрофилирование, перебазирование
или ликвидация экологически опасных
производств;
многооборотное ресурсопользование (утилизация
отходов производства, оборотное водоснабжение);
создание санитарно-защитных зон вокруг
экологически вредных производств;
использование экономических инструментов
регулирование природопользования.
Механизмы реализации
муниципальной экологической политики
Субъектами муниципального управления
окружающей средой являются органы местного самоуправления,
взаимодействующие со специально уполномоченными
государственными органами и с общественностью.
Объектами муниципального управления
выступают все природопользователи: юридические
и физические лица независимо от характера
осуществляемой деятельности и организационно
– правовых форм хозяйствования.
Основные задачи муниципального управления
в сфере экологии:
- формирование эффективной системы экологического
мониторинга, выявление и инвентаризация
хозяйствующих субъектов и производственных
процессов на территории, оказывающих
негативное воздействие на состояние
окружающей среды;
- создание программы и механизмов
управления состоянием окружающей
среды и рациональным использованием
природных ресурсов, выработка и реализация системы административных
мер и экономических рычагов, обеспечивающих
качество окружающей среды.
Реализация муниципальной экологической
политики базируется на экономическом
механизме природопользования, включающем
следующие принципы:
- платность;
- экономическая ответственность;
- хозяйственный расчет;
- научная обоснованность;
- комплексность;
- соблюдение баланса между экономическим
стимулированием и экономическими
санкциями.
Важнейший принцип, на котором должна
строиться экологическая политика органов
местного самоуправления, - взимание платежей
с загрязнителя природной среды. Это подразумевает
наличие в муниципальном образовании
системы мониторинга (слежения) стационарных
и мобильных источников загрязнения, состояния
окружающей среды.
Исходя из сущности и содержания муниципальной
экологической политики целесообразно выделить следующие основные
задачи муниципальных властей:
1) обоснование стратегической концепции
управления окружающей средой в муниципальном
образовании, включая рациональное использование
природных ресурсов;
2) использование системы административных
мер и экономических механизмов регулирования,
обеспечивающих достижение стратегических
и тактических целей экологич и т.д.................