Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Свободные экономические зоны на территории России и эффективность их функционирования

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2014. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



РЕФЕРАТ
по дисциплине «Управление внешнеэкономической деятельностью»
на тему:
Свободные экономические зоны на территории России и эффективность их функционирования.




САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2013 г

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………….3
§1 Особые экономические зоны на территории России……….6
1.1 Понятие ОЭЗ……… ..6
1.2 Типы ОЭЗ в России………8
1.3 Критерии отбора OЭЗ………..12
§2 Эффективность функционирования ОЭЗ в России………..14
2.1 Понятие и критерии эффективности………..14
2.2 Анализ эффективности функционирования OЭЗ……….16
Заключение………………26
Список литературы………...29












ВВЕДЕНИЕ

Свободные (особые) экономические зоны (СЭЗ) - одна из наиболее распространенных форм новой (глобальной) модели международного разделения труда, призванная "подтянуть" наиболее отсталые регионы и страны мира к уровню, необходимому для включения в бесконечный мир торговли, экономического и научно-технического сотрудничества между странами и их отдельными регионами. Свободные экономические зоны являются важным хозяйственно-экономич ским институтом и предстают, в основном, как фактор ускоренного экономического роста за счет активизации товарооборота, мобилизации инвестиций, обмена технологиями, информацией, углубления интеграционных экономических процессов. По сути, СЭЗ являются полюсами экономического роста и, следовательно, оказывают положительное социально-экономиче кое воздействие как на регионы своего базирования, так и на всю экономику страны. В последние десятилетия СЭЗ приобрели глобальный характер, охватив большинство стран мира.
Мировой опыт успешного функционирования СЭЗ в середине 1980-х гг. привлек пристальное внимание российских реформаторов, в результате чего была поставлена задача за несколько лет создать широкую сеть такого рода зон. Однако несмотря на создание в 1990-м г. сразу 11 зон свободного предпринимательства, их деятельность в первые 15 лет существования являлась, с точки зрения международных стандартов, крайне неэффективной и характеризовалась наличием многочисленных проблем и ошибок.
Грубейшей ошибкой, допущенной у истоков создания СЭЗ в России, являлся неправильный поход к созданию этих зональных образований. Дело в том, что при рассмотрении вопроса создания СЭЗ Правительство РФ руководствовалось только фискальным подходом, ориентированным на получение как можно больших доходов в бюджет в кратчайшие сроки, а не стремлением соблюсти гибкий баланс интересов государства и инвесторов.
Одним из основных недостатков организации и функционирования СЭЗ в России являлось отсутствие долгосрочной государственной концепции их создания (стратегии и тактики реализации программ развития зон), а также законодательной и нормативной базы. В отсутствие надежной правовой базы по созданию СЭЗ деятельность этих образований не способствовала решению приоритетных для нашей страны задач в области стабилизации и подъема экономики, развития внешнеэкономических связей и регионального развития. В СЭЗ имели место массовые случаи несоответствия инвестиционной, производственной и внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов действующему законодательству РФ, получил развитие теневой бизнес.
Еще одной серьезной проблемой являлось недостаточное законодательное обеспечение деятельности иностранного капитала, что создавало у иностранных инвесторов неуверенность в будущем и дестабилизировало их деятельность.
Отсутствие эффективной системы управления зонами на федеральном и местном уровнях, неразвитость инфраструктуры и гигантомания в вопросе создания зон – актуальные проблемы в деятельности российских СЭЗ образца 1990-х – начала 2000-х гг.
Несмотря на неудачи процесса формирования института СЭЗ Правительство России неоднократно пыталось поднять статус ранее созданных зон на уровень, определенный федеральным законом, однако в течение многих лет этого не удавалось сделать, т.к. несколько проектов Закона «О свободных экономических зонах» отклонялись Президентом.
Лишь в 2005 г., после кардинального пересмотра подхода к СЭЗ и учета ранее совершенных ошибок, ситуация в отношении специальных экономических зон изменилась. В июле 2005 г. Президент РФ подписал и обнародовал Федеральный закон № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», который определил правовой режим особых экономических зон (ОЭЗ) на территории РФ, порядок их создания, функционирования и существования, а также установил особенности ведения предпринимательской деятельности в ОЭЗ. Следует отметить, что с момента вступления в силу этого Федерального закона существование особых экономических зон и свободных экономических зон, созданных до дня его вступления в силу, было прекращено. Исключение составили ОЭЗ в Калининградской и Магаданской областях, деятельность которых и по сей день регулируется отдельными законодательными актами.





















§1 ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ НА ТЕРРИТОРИИ
РОССИИ


1.1 Понятие особой экономической зоны
Согласно Закону особая экономическая зона - «определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности», а его целью является
«развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы».

На территории особых экономических зон действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности, а именно:
• инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства. Так, власти РФ планируют потратить на создание инфраструктуры в особых экономических зонах в 2013 году тридцать три – тридцать четыре миллиарда рублей.
• благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы.
• инвесторам предоставляется ряд налоговых преференций (табл.1)
• система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами (схема 1)



Таблица 1.
Сравнительная характеристика налоговых и прочих отчислений


Режим свободной таможенной зоны, установленный на территории особых экономических зон, позволяет выгодно размещать высокотехнологичные предприятия, для создания которых зачастую требуется ввозить на территорию России дорогостоящее оборудование и ввозимые на территорию ОЭЗ иностранные товары (оборудование, сырье, комплектующие, строительные материалы) размещаются и используются без уплаты стоимости (18%).
При вывозе на остальную часть таможенной территории России произведенные в особых экономических зонах товары облагаются импортной пошлиной и НДС.
Это обеспечивает дополнительную выгоду, так как таможенные пошлины и НДС взимаются не при ввозе сырья, а при выходе готового продукта в свободное обращение на российском рынке.
В случае поставки в Россию товаров, произведенных на территории особых экономических зон из импортных комплектующих или сырья, инвестор имеет право выбрать ставку таможенной пошлины, которая будет при этом применяться, т. е. ставку на сырье либо на готовую продукцию. Российские товары размещаются и используются на территории особой экономической зоны с уплатой акциза и без уплаты вывозных таможенных пошлин.
При перемещении российских товаров из одной особой экономической зоны в другую НДС и акцизы не подлежат уплате.

Схема 1.
Система администрирования «Одно окно» (позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами)

1.2 Типы ОЭЗ в России
В соответствии с Федеральным законом «Об особых экономических зонах» в России могут создаваться зоны только четырех типов: промышленно-производс венные, технико-внедренческ е, туристско-рекреацион ые и портовые.

Промышленно-производ твенные зоны предназначены для производства высококачественной конкурентоспособной продукции в целях насыщения внутреннего потребительского рынка и производства продукции, способной также конкурировать на общемировом рынке. В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон производство:
      Автомобилей и автокомпонентов;
      Строительных материалов;
      Химической и нефтехимической продукции;
      Бытовой техники и торгового оборудования.


Технико-внедренческ е зоны предназначены для разработки и внедрения продуктов научной деятельности и стимулирования инновационного процесса в них. Их основная цель заключается в разработке новых «прорывных» идей, реализации их в инновационных технологиях и товарах путем доведения до опытного, а затем и до массового производства и продвижения на рынки, что активизирует всю экономику страны. Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются:
      Нано- и биотехнологии;
      Медицинские технологии;
      Электроника и средства связи;
      Информационные технологии;
      Точное и аналитическое приборостроение;
      Ядерная физика.
Туристско-рекреацио ные зоны создаются для повышения конкурентоспособност туристской деятельности, развития лечебно-оздоровитель ых курортов и деятельности по разработке и использованию природных лечебных ресурсов. Принципиальное отличие этих ОЭЗ от двух предыдущих типов зон состоит в том, что акцент в них делается не на производстве, а на оказании услуг населению. Следует отметить, что некоторые туристско- рекреационные зоны в России расположились на уникальных, экологически значимых территориях и специализируются на предпринимательской деятельности в области туризма, которая не наносит вред, не разрушает и не загрязняет окружающую среду. Такие туристско- рекреационные зоны больше напоминают эколого-экономически регионы (зоны устойчивого развития) - территории, на которых осуществляется экспериментальное апробирование нового хозяйственного механизма рационального природопользования и безопасного сбалансированного устойчивого развития.

Портовые зоны задумывались законодателем как очаги комплексного изменения неблагоприятного экономического климата для несырьевых отраслей, особенно в сфере логистики. Параллельно за счет роста перевалочных мощностей планировалось привлечь в порты дополнительные грузопотоки, ускорить интеграцию России в мировую экономику, а также перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах РФ. Необходимость в создании портовых зон объясняется и тем, что Россия, имея самую большую в мире протяженность морской границы, на сегодняшний день существенно отстает от ряда морских держав по эффективности портового хозяйства. Портово-логистически особые экономические зоны находятся в непосредственной близости от основных глобальных транзитных коридоров. Их положение позволяет получить доступ к быстрорастущему рынку крайне востребованных портово-логистическ х услуг как на Дальнем Востоке, так и в центральной части России.
Для управления особыми зонами создана управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны», 100% акций которой принадлежит государству. У компании есть две основные цели. Первая – привлечение передовых технологий производства и управления, поиск иностранных компаний, обладающих компетенциями в стратегических для России отраслях экономики. Вторая – формирование территорий экономического роста, создание продукции и услуг, конкурентоспособных на внешних рынках. Привлекаемые технологии производства и управления будут отрабатываться на региональном уровне, а затем масштабироваться в рамках всей страны.
В настоящее время ОАО «ОЭЗ» через создание дочерних обществ, филиалов и участие в составе наблюдательных советов управляет семнадцатью особыми экономическими зонами четырех типов, фактически являясь крупнейшим девелопером индустриальных и инновационных парков в России (cхема 2).
Схема 2


    6специализируются на развитии промышленного производства (ОЭЗ «Алабуга», ОЭЗ «Липецк», ОЭЗ «Тольятти», ОЭЗ «Моглино», ОЭЗ "Титановая Долина", ОЭЗ "Людиново" ;
    5 на технологических инновациях(ОЭЗ «Зеленоград», ОЭЗ «Дубна», ОЭЗ «Санкт-Петербург», ОЭЗ «Томск», ОЭЗ "Иннополис" );
    4 на развитии туристско-рекреацион ого бизнеса (ОЭЗ «Алтайская Долина», ОЭЗ «Байкальская гавань», ОЭЗ «Бирюзовая Катунь», ОЭЗ «Ворота Байкала»);
    2 на развитии портово-логистически и транспортных узлов (ОЭЗ «Ульяновск-Восточный , ОЭЗ «Советская гавань»).

1.3 Критерии отбора ОЭЗ
Сейчас ОЭЗ создаются решением правительства на основании обоснованных заявок регионов. Есть ряд качественных критериев, в которых прописаны требования к заявке. Для основания особых экономических зон необходимо письменное согласие инвесторов, готовых реализовывать проекты в будущей зоне, а объем запланированных инвестиций должен быть не менее объема средств федерального, регионального и местного бюджетов, необходимых для создания инфраструктуры ОЭЗ.
Среди других критериев: наличие естественных экономико-географиче ких конкурентных преимуществ для реализации инвестпроектов, соответствующих специализации планируемой ОЭЗ. Кроме того, цели создания ОЭЗ должны соответствовать приоритетам комплексного территориального развития, предусмотренным в Концепции долгосрочного социально-экономиче кого развития РФ до 2020 г., а также в госпрограммах, ФЦП и региональных документах. Обязателен положительный прогноз динамики роста дополнительных доходов бюджетов всех уровней после создания ОЭЗ. Кроме того, теперь будет требоваться обоснование плановых показателей развития инженерной, транспортной, инновационной, социальной и иной инфраструктуры предполагаемой к созданию ОЭЗ и оценки стоимости затрат на ее развитие. Еще один критерий - наличие не менее одного хозяйственного общества, намеревающегося осуществлять функции управляющей компании, письменно подтвердившего готовность заключить соглашение об управлении ОЭЗ и принять на себя обязательство привлечь не менее 50% планируемого объема внебюджетных инвестиций в ОЭЗ. Логика понятна: власти опасаются создания "пустых" ОЭЗ, поэтому уже на начальном этапе требуют гарантий хотя бы частичного заполнения зоны. Также у региона должен быть успешный опыт реализации крупных инвестпроектов с участием российских и иностранных инвесторов, внутренняя и внешняя инженерная, транспортная, инновационная, социальная и иная инфраструктура, которую можно использовать для ОЭЗ.
Особые экономические зоны предлагают резидентам существенные льготы. Государство вкладывает значительные средства в создание комфортных условий для ведения бизнеса в ОЭЗ и вправе рассчитывать, что этими условиями воспользуются добросовестные компании. Компании, которые внесут свой вклад в формирование конкурентоспособной экономики, проекты которых направлены на создание новых продуктов и услуг, имеющих импортозамещающую направленность и экспортный потенциал. Поэтому проводится экспертиза бизнес-планов потенциальных инвесторов сначала на региональном, а потом на федеральном уровне. В составе советов собраны авторитетные эксперты из различных отраслей, которые оценивают как финансовую состоятельность заявителя и наличие у него ресурсов для реализации заявленных планов, так и роль и значение проекта для развития реального сектора экономики, социально-экономичес ие эффекты от его деятельности.

§2 ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОЭЗ В РОССИИ
2.1 Понятие и критерии эффективности
Данный вопрос особо актуален в современный период в России, так как экономические зоны являются эффективной практикой многих стран в повышение инвестиционного и инновационного уровня страны, однако эффективность их функционирования сегодня в РФ не оправдывает себя в полной мере. Процесс создания свободных экономических зон должен стать инструментом модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций.
Под эффективностью функционирования ОЭЗ следует понимать комплексное свойство, охватывающее все стороны деятельности ОЭЗ и отражающее соотношение величины дохода, которое получит государство от реализации данного проекта, с величиной затрат на ее создание и дальнейшую деятельность
Государство придаёт особое значение вопросу развития ОЭЗ. 10 июня 2013 года было принято постановление Правительства Российской Федерации №491 «Об утверждении Правил оценки эффективности функционирования особых экономических зон». Согласно постановлению оценка эффективности функционирования особых экономических зон проводится Министерством экономического развития Российской Федерации в отношении каждой особой экономической зоны ежегодно. Оценка эффективности проводится исходя из следующих показателей:
а) количество резидентов особой экономической зоны, получивших статус резидента в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
б) количество коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утративших статус резидента особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
в) количество рабочих мест, которые должны быть созданы на территории особой экономической зоны в соответствии с бизнес-планами резидентов особой экономической зоны;
г) количество рабочих мест, созданных резидентами особой экономической зоны на территории особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
д) объем инвестиций, в том числе капитальных вложений, которые должны быть осуществлены резидентами в соответствии с заключенными ими соглашениями об осуществлении деятельности;
е) объем инвестиций, включая капитальные вложения, осуществленных резидентами особой экономической зоны на территории особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
ж) объем инвестиций, запланированных ранее коммерческими организациями и индивидуальными предпринимателями, утратившими статус резидента особой экономической зоны в связи с расторжением соглашений об осуществлении деятельности, и не осуществленных в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
з) объем выручки от продажи продукции, товаров, работ, услуг за вычетом налога на добавленную стоимость и акцизов;
и) объем средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
к) объем средств из внебюджетных источников финансирования, направленных на финансирование создания объектов инженерной, транспортной, социальной, инновационной и иных инфраструктур особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
л) объем налогов и таможенных платежей, уплаченных резидентами особой экономической зоны в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны;
м) объем налоговых льгот и льгот по уплате таможенных платежей, полученных резидентами особой экономической зоны в течение года проведения оценки эффективности и за период с начала функционирования особой экономической зоны.

2.2 Анализ эффективности функционирования ОЭЗ
Анализ эффективности функционирования ОЭЗ в таких странах, как США и Япония, показывает, что они проводят политику, направленную на создание для инвесторов благоприятных условий и помогающую им вести бизнес, не подвергаясь излишнему риску (табл. 2).

Таблица 2. Динамика притока прямых иностранных инвестиций, млрд долл.


В странах с развитой рыночной экономикой создание ОЭЗ – это инструмент отдельной региональной политики, т. е. ОЭЗ создаются именно в таких регионах, где возникает необходимость изменить уровень промышленно-экономиче кого и социально-политическ го развития. Главными критериями отбора территории создания ОЭЗ в таких странах служат уровень денежных доходов населения и процент безработных. Специальные экономические условия развития не могут быть предоставлены всем, поэтому количество таких регионов строго ограничено. В связи с этим особой чертой развития ОЭЗ в развитых странах с реальным сектором является возможность придать толчок экономическому развитию выбранных территорий.
Во многих странах мира ОЭЗ доказали свою эффективность. Зарубежный опыт показывает, что при наличии четко продуманной стратегии и про-граммы ОЭЗ являются одним из эффективных инструментов развития экономики отдельных регионов и повышения конкурентоспособност производства.
Анализируя деятельность всех ОЭЗ России, управляющая компания ОАО «Особые экономические зоны» характеризует 69 % ОЭЗ как успешные. К неуспешным зонам причисляются те, которые находятся на стадии закрытия или уже закрыты (табл.3). Также выделяют критичные зоны – те, которые в течение своей деятельности не насчитывают необходимое количество резидентов, т. е. практически пустуют.
Таблица 3. Неуспешные ОЭЗ и причины их закрытия


В зарубежной практике также существуют неудачные попытки организации ОЭЗ. Такими примерами создания могут быть области свободной зоны в Гватемале, Либерии, а также попытки создания ОЭЗ Шри-Ланка и Сенегала, где многие из открытых зон совсем перестали работать. Предпринятые попытки воссоздания и оптимизации были в некоторой степени успешны, тем не менее, в числе причин неудачи называют политические, экономические и организационные.
Однако в России к причинам несостоятельности некоторых ОЭЗ относят значительные капиталовложения при создании и управлении, последующие существенные усилия государства по долгосрочному развитию. Без строго целевой централизованной поддержки они практически неустойчивы, а господдержка российских ОЭЗ неэффективна. На 1 июля 2012 года феде-ральный и региональный бюджет выделил в совокупности 115,4 млрд руб. При этом еще 33,7 млрд руб. не освоено, из них 19,1 млрд не имеют установленных контрактных агентов, что свидетельствует о крайне низком уровне эффективности вложенных средств из государственной поддержки .
Доход от вложенных средств в ОЭЗ составил 9,4 млрд руб., при возведении инфраструктуры ОЭЗ эти средства не используются. В качестве причины можно выделить несоответствие срокам плана на всех уровнях. Планировалось ввести в эксплуатацию 223 объекта, тем не менее, введено всего 144, т. е 65 % . Работы выполнены на 73 млрд руб. государственных средств.
В то же время, введенные в эксплуатацию объекты инфраструктуры не используются на полную мощность. Эта величина варьируется от 33 % теплоснабжения до 72 % в административных площадях, что говорит о неразвитости именно реального сектора.
Налоговые отчисления резидентов составили 6,3 млрд руб., по данным Министерства регионального развития полученные резидентами льготы по налогообложению составили 5,3 млрд руб., следовательно, финансовой эффект государства от создания ОЭЗ составил 18 %, что, конечно, для завершения первого этапа невелико.
По данным Министерства экономического развития в 2012 году в особые экономические зоны Российской Федерации привлечено 73 инвестора с общим объемом ожидаемых инвестиций около 90 млрд руб.
Сегодня во всех видах особых экономических зон в России всех типов реализуют проекты 307 инвесторов, ведущие компании из 24 стран мира. Основные показатели данных проектов – общий объем заявленных инвестиций около 360 млрд. руб. и создание более 50 тыс. новых рабочих мест. ООО «Форд Соллерс Елабуга» – наиболее крупный инвестор, зарегистрированном в качестве резидента ОЭЗ (более 22 млрд руб. заявленных инвестиций). Данная компания будет осуществлять производство легких коммерческих автомобилей Ford Tranzit различных комплектаций, производство внедорожников Ford Explorer, возведение завода по про-изводству бензиновых двигателей Ford и производство самих двигателей.
В 2011–2012 гг. на территории особых экономических зон внедрились новые производства:
1. ООО «Йокохама». Предприятие по производству автомобильных шин (до 4 млн шин в год), заявлены инвестиции в объеме 12 млрд руб.
2. Итальянская компания «Лювэ». Оборудование для холодильников, запущена 2-я линия.
3. ООО «Гражданские припасы». Производство металлопластиковых гильз гражданского назначения в России. Инвестиции по плану должны превысить 2,7 млрд руб.
4. ООО «ЛЗСК Оконные системы». Производство конструкций из листового светопрозрачного стекла. Объем заявленных инвестиций – 477 млн руб.
Суммарные инвестиции по другим проектам составят 3,55 млрд руб. Это «Волга-Днепр», FL Technics и авиакорпорация «Витязь». В их числе предприятие по сборке самолетов для малой авиации регионального значения – первый резидент Ульяновской особой экономической зоны.
В Самарской и Свердловской областях впервые зарегистрированы резиденты в ОЭЗ промышленно-производс венного типа, правительство приняло решение об их создании еще в 2010 г.
Данный перечень 2011–2012 гг. не является исчерпывающим, это лишь примеры эффективной деятельности в области ОЭЗ, доказывающие необходимость данного процесса на территории РФ.

Схема 3.


ОЭЗ «Санкт-Петербург» включает два участка (кластера) – «Нойдорф» в Стрельне и «Новоорловская» в Приморском районе. Приоритетными направлениями деятельности ее резидентов, которыми уже стали 33 компании, заявлены информационные технологии и телекоммуникации, энергоэффективность, точное приборостроение, фармацевтика и медицинские технологии. Федеральный и региональный бюджеты финансируют создание инфраструктуры ОЭЗ, а также предоставляют ее резидентам льготный налоговый и таможенный режим, пониженные арендные ставки на землю, государственные гарантии и т.д. Для особого статуса компании должны представить соответствующие бизнес-планы, включающие обязательства по созданию новых рабочих мест и инвестициям.
Согласно отчету экономического ведомства, созданная в Северной столице зона оказалась аутсайдером среди всех работающих в России технико-внедренческ х (инновационных) ОЭЗ. Так, вместо почти 4 тысяч рабочих мест, которые обещали создать ее резиденты, на отчетную дату функционирует только 310 (меньше 8 процентов), а из 13,6 млрд рублей инвестиций фактически вложено всего 535 млн (4,2 процента). За все годы зарегистрированные в ОЭЗ компании заплатили 163 млн рублей налогов, тогда как бюджетные ассигнования на развитие инфраструктуры достигли 6 млрд рублей.
В петербургском филиале ОАО «Особые экономические зоны» не разделяют скептических оценок Минэкономразвития РФ: «Мы можем сказать – проект ОЭЗ в Санкт-Петербурге состоялся: мы набрали хорошую динамику развития. Нам уже сейчас не хватает земли для размещения инвесторов», – еще в апреле заявил руководитель филиала Олег Мельников. В 2012 году, по его словам, резиденты должны вложить в инфраструктуру ОЭЗ не менее 1,5 млрд рублей. «Также будет продолжена работа с инвесторами, не выполняющими условия соглашений», – констатировал он (отчасти именно расторжением двенадцати договоров с бывшими резидентами можно объяснить проблемы в развитии петербургской зоны: на долю выбывших компаний, по данным Минэкономразвития, приходилось почти 25 млрд рублей инвестиций, которые так и не были получены).
Кроме того, как отметили в ОАО - "ОЭЗ действуют на длинных дистанциях, что может создавать иллюзию дефицита динамики развития". "Не случайно, наверное, закон определяет срок действия ОЭЗ в 49 лет, а не 7-8 лет окупаемости чисто бизнесового проекта. Как показывает мировая практика, все ОЭЗ без исключения обладают «инкубационным периодом» – от 10 лет. В течение этого времени создается «критическая масса»: подготовленные площадки со специальной инфраструктурой – промышленной либо инновационной. Реальный экономический эффект ОЭЗ, ощутимый в масштабах страны, становится заметен через 10-15 лет", - заявили в ОАО.
В других инновационных ОЭЗ ситуация более позитивная, но не намного. Так, планы по созданию рабочих мест в московской зоне (расположена в Зеленограде) реализованы на 51 процент. Суммарные бюджетные вложения в инфраструктуру 25 работающих в России ОЭЗ превысили 70 млрд рублей, еще 4 млрд ее резиденты получили в качестве фискальных преференций, тогда как общий объем налогов, уплаченных ими в казну, составил всего 5,2 млрд рублей.
Однако, обобщая все вышеперечисленное, можно сделать выводы, что в России механизм особых экономических зон не достаточно отрегулирован, имеются положительные перспективы, и при возможной оптимизации могут появиться значительные возможности как для развития предприятий, так и для развития отраслей и национального хозяйства в целом. Выделим несколько направлений.
Во-первых, нередко отсутствуют соответствующие направлениям развития конкретного региона цели создания особой экономической зоны, что приводит к тому, что регион и ОЭЗ движутся в разных направлениях. Создание ОЭЗ должно способствовать развитию области, на территории которого она расположена, Федерального округа и Российской Федерации в целом.
Многие считают, что ОЭЗ помогут справиться с проблемами неразвитости инфраструктуры, падения производства и сложной социальной ситуации. Однако для инвесторов все это звучит как плохой инвестиционный климат, и это приводит к тому, что ОЭЗ остаются практически «пустыми». Зарубежный опыт показывает, что требуются вложения около 45 млн долл. (а для таможенно - торговой зоны – до 15 млн. долл. США), чтобы обустроить 1 кв. км производственно-промыш енной зоны. В областной администрации таких денег в бюджете обычно нет. Итогом создания становится развитие некоторых предприятий региона, нескольких производственных объектов, возможно, морского и других портов.
Инструментом реализации различных, в том числе и сравнительных преимуществ должна служить система предоставляемых свободной зоне льгот. Однако это не должно стать механизмом для компенсации проблем и недостатков развития региона, «латанием дыр» бюджета – наоборот, создание условий, возможность налоговых освобождений, предоставление производственных территорий, различные послабления должны стать главным стимулом для притока иностранного капитала, а также предотвращения бегства национального.
Во-вторых, для достижения того же эффекта должны работать политическая стабильность, предоставление инвестиционных гарантий и правовое поле, развитие качественной инфраструктуры, реальная квалификация рабочей силы, улучшение административных процедур.
Процесс создания и функционирования особых экономических зон должен регламентироваться на федеральном уровне, а не подзаконными актами МСУ. Причем принятие нормативно-правовых актов должно быть вписано в долгосрочную программу развития России, а не являться краткосрочным решением отдельных проблем.
В-третьих, регулирование деятельности ОЭЗ поручено специальному органу федеральной власти и его территориальным подразделениям, однако нужно четко разграничить компетенцию между ними. Особое направление их деятельности должно сконцентрироваться в полномочиях контроля выполнения законодательства, в первую очередь финансового. При сочета-
нии предварительного, текущего и последующего финансового контроля возможно своевременное выполнение задач успешной ОЭЗ. Это приведет к оптимизации процессов управления ОЭЗ, более четкой постановке целей и задач и достижению результатов.
Принятие данных мер по устранению существующих проблем приведет к выходу на качественно новый уровень развития ОЭЗ и позволит достигнуть среднесрочных целей.












ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Особые экономические зоны обладают уникальным свойством — они убирают административные барьеры, ограждают инвесторов от коррупции, обеспечивают инвесторам прямой доступ к преимуществам российской экономики и преобразуют вызовы, перед которыми стоит Россия, в предпосылки серьезного коммерческого успеха.
Создание особых экономических зон обладает рядом положительных последствий, как для регионов создания, так и для инвесторов. Главными преимуществами создания особых экономических зон для регионов являются повышение инвестиционной привлекательности, привлечение прямых иностранных инвестиций, создание новых рабочих мест, и, как следствие, улучшение социально-экономичес ого положения в регионе.
Для частных инвесторов особые экономические зоны — это налоговые и таможенные льготы, государственное финансирование строительства объектов инфраструктуры на территории ОЭЗ, снижение административных барьеров.
Выгодное географическое положение России, развитая транспортная инфраструктура и включенность в систему международных транспортных коридоров, большая часть которых проходит по территории страны, позволяет в кратчайшие сроки выводить продукцию особых экономических зон как на внутренний рынок, так и на рынки Европы, Ближнего Востока, Азиатско-Тихоокеанско о и Североамериканского регионов.
Вызовы России, связанные с недостаточно высокими темпами модернизации промышленности и обновления инфраструктуры, являются стратегическими возможностями для инвесторов особых экономических зон. Локализация высокотехнологичной продукции в условиях льготного налогового и таможенного режима открывает перед инвесторами особых экономических зон емкий российский рынок, испытывающий дефицит качественной и доступной промышленной продукции местного производства.
Процесс создания свободных экономических должен стать инструментом модернизации экономики и привлечения в страну иностранных инвестиций, а не способом, когда зональные льготы становятся средством скрытого субсидирования отдельных лоббистских группировок и возможностью первоначального накопления капиталов, впоследствии утекающих за рубеж. Важно создать такие условия, чтобы преференциальные режимы применялись не ради раздачи льгот определенным предприятиям, отрасли или территориям, а целью стимулиро
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.