Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Тарифные льготы и тарифные преференции в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2013. Страниц: 29. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
КАФЕДРА НАЛОГОВ И ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА



Курсовая работа

ТЕМА:
«Тарифные льготы и тарифные преференции в РФ»





Выполнила: Красикова А.
Группа: ТД-09-5
Преподаватель: Гущина И.







2013 г.
Содержание
Введение
    Общие сведения о тарифных льготах в системе таможенно-тарифного регулирования.
    Преференциальная система в РФ.
2.1. Порядок определение страны происхождения товара.
2.3. Причины и цели создания многосторонней системы таможенных преференций.
    Преференциальная система Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).
3.1 Формирование и функционирование системы преференций Таможенного союза
3.2 Направления развития системы преференций Таможенного союза
Список литературы





































Введение
В современной мировой экономике таможенно-тарифное регулирование выступает, с одной стороны, как действенный регулятор, способствующий большей открытости рынка, с другой - как наиболее распространенный внешнеторговый инструмент протекционизма. Таможенно-тарифным регулированием охвачен весь международный товарооборот. При этом в течение последних десятилетий наблюдается неуклонное снижение ставок импортных таможенных пошлин. Так, их средний уровень в развитых странах - участницах Всемирной торговой организации (ВТО) составляет сегодня 4-6%, в то время как на момент создания ГАТТ-ВТО эта величина превышала 30%.
Фискальная функция таможенного тарифа является наиболее актуальной для России, и если в развитых странах доходы от таможенных платежей составляют небольшую долю поступлений в государственный бюджет (например, в США - не более 1,5%), то в российском бюджете - до 40-50% его доходной части. В настоящее время широкое распространение получает практика таможенных преференций, поэтому необходимы поиски новых подходов к исследованию таможенно-тарифных отношений, переориентации таможенного тарифа с выполнения фискальной функции на регулирующую, а в определенной степени и протекционистскую, поскольку она выполняет роль защиты национального производителя.
    Общие сведения о тарифных льготах в системе
таможенно-тарифного регулирования.
Наиболее распространенные в мировой торговой практике преференциальные таможенно-тарифные режимы - общая система преференций (ОСП), двусторонние преференциальные торговые соглашения и региональные интеграционные группировки. Указанные международные договоренности формально противоречат РНБ, однако ВТО допускает соответствующие изъятия из этого принципа. Тем или иным льготным режимом во внешней торговле пользуется большинство государств, чьи импортные таможенные тарифы содержат преференциальные ставки пошлин в отношении товаров, ввозимых из определенных стран. В последнее время наблюдается активизация процесса предоставления преференций на двусторонней или региональной основе.
ОСП представляет собой систему односторонних (невзаимных) тарифных льгот на товары, вывозимые развивающимися государствами в развитые страны. Этот механизм был создан 40 лет назад под эгидой ЮНКТАД чтобы способствовать экспорту освободившимися от колониальной зависимости государствами готовой продукции и полуфабрикатов на рынки развитых стран, делая их товары более конкурентоспособными Такой режим отвечал и интересам развитых стран, учитывая начинающие складываться глобальные взаимозависимости в мировом хозяйстве.
В соответствии с ОСП каждая развитая страна-донор индивидуально определяет объем тарифных преференций: круг стран-бенефициаров и товарные позиции, на которые эти льготы распространяются, а также уровень снижения пошлин или их отмену. В частности, развитые страны исключили из ОСП большинство сельскохозяйственных и ряд промышленных товаров, внутренние рынки которых особенно чувствительны к иностранной конкуренции. Важными в функционировании ОСП являются правила определения происхождения товара, устанавливающие возможность получения преференций (страны-доноры пошли по пути их гармонизации и унификации). Нередко эти правила используются чтобы ограничить импорт на преференциальных условиях.
Крупнейшими донорами ОСП являются страны ЕС, которые одни из первых предоставили тарифные льготы развивающимся странам, а также США и Япония. Отмечается, что Россия является как донором, так и бенефициаром ОСП.
В целом ОСП имела наибольший эффект в первое десятилетие своего функционирования, однако затем под различными предлогами произошло сужение сферы ее воздействия.
Двусторонние преференциальные торговые соглашения предусматривают взаимные таможенно-тарифные льготы в торговле договаривающихся государств. На рубеже ХХ и XXI веков заключение двусторонних торговых преференциальных соглашений резко активизировалось. Сейчас, по оценкам ВТО, насчитывается свыше 400 действующих или же подписанных, но еще не вступивших в силу региональных торговых соглашений, а также соглашений, по которым ведутся переговоры.
Распространению преференциальной торговли на двусторонней основе благоприятствуют два фактора: договоренности о либерализации товарообмена между двумя странами достигается быстрее, чем при многосторонних торговых переговорах, и при создании зоны свободной торговли не требуется формирование наднациональных институтов и выработка единой торговой политики.
В последнее время двусторонние соглашения о привилегированном партнерстве предусматривают в основном создание зон свободной торговли. Они устанавливают полную или почти полную либерализацию торговли, оговаривая сроки реализации договоренностей и иногда ограничения в отношении отдельных групп товаров. Такого рода соглашения позволяют их участникам в относительно короткие сроки либерализовать взаимную торговлю, пользоваться преимуществами беспошлинной торговли и интеграционного взаимодействия. В результате такая форма соглашений может рассматриваться в качестве переходной на пути к достижению либерализации трансграничного движения товаров во всем мире. Заключая и используя их, страны-участницы приобретают опыт осуществления свободной трансграничной торговли.
Тарифная деятельность на региональном уровне прослеживается на примере Европейского Союза - крупнейшего интеграционного объединения в мире и главного торгово-экономическо о партнера России.
Либерализация международной торговли в ГАТТ/ВТО, проводимая на протяжении последних десятилетий, привела к значительному снижению первоначально установленных ставок Европейского соглашения по таможенному тарифу (ЕТТ). В 2009 г., по данным Еврокомиссии, среднеарифметически уровень по всем товарам равнялся 6,7%, в том числе по несельскохозяйственны - 3,0%, а по сельскохозяйственным - 18,0%.
Более трети тарифных позиций ЕТТ предусматривают беспошлинный ввоз или обложение ввозимых в ЕС товаров по ставкам, не превышающим 2,0%. Нулевые ставки применяются, в частности, к рудам, изделиям из олова, древесной массе, фармацевтическим товарам, книжной продукции и газетам, гражданским самолетам. Максимальные ставки (в пересчете на адвалорные пошлины) составляют для живой домашней птицы, ананасового сока, замороженной говядины и отдельных видов хлебопекарной муки от 167 до 428%. Приводятся примеры относительно высоких ставок ЕТТ, применяемых к импорту в ЕС некоторых промышленных товаров из России.
Констатируется, что тарифные преференции активно используются ЕС, на односторонней и двусторонней основе, прежде всего в отношениях с развивающимися странами, для которых взимание стандартных ставок ЕТТ во многих случаях является фактором, существенно снижающим конкурентоспособност их продукции на европейском рынке. На страны ЕС приходится порядка одной пятой экспорта развивающихся стран. ЕС - крупнейший в мире импортер их сельскохозяйственных товаров: покупает больше таких товаров, чем США, Канада и Япония вместе взятые.
В целях повышения своего влияния в развивающихся странах ЕС стал одним из первых доноров ОСП ООН (практикует с 1971 г.). Получателями общих преференций, предоставляемых ЕС в одностороннем порядке, являются около 140 стран, включая Россию (с 1993 г.).
Наряду с расширением льгот для наименее развитых стран, элементами упрощения и большей предсказуемости, обычно сохраняются разного рода оговорки, дающие ЕС возможность не распространять преференциальный режим на отдельные товары и страны, чья растущая конкурентоспособност может представить угрозу для европейских производителей. Существует и тенденция проведения двусторонних переговоров по этим вопросам с региональными объединениями развивающихся стран (например, с Меркосур и Советом сотрудничества стран Персидского залива). В цели соглашений включаются положения о содействии развитию региональной интеграции внутри соответствующих групп стран.
Общие черты преференциальных соглашений, заключаемых ЕС: обычно базируются на принципе взаимности, но предусматривают асимметричное снижение (или отмену) пошлин в пользу развивающихся стран и либерализация в большинстве случаев распространяется на аграрный сектор. Сфера действия многих из них включает также либерализацию торговли услугами, гармонизацию технических требований и стандартов, охрану прав интеллектуальной собственности, движение капиталов и инвестиций.
Евросоюз имеет 22 региональных соглашения преференциального типа. Наибольшее распространение получили соглашения о создании зоны свободной торговли, что отвечает международной практике. Сегодня в режиме зон свободной торговли (ЗСТ) реализуется около 75% экспорта стран ЕС (с учетом взаимной торговли). Особенности формирования двух наиболее важных таких зон:
· европейская ЗСТ (создана в начале 1970-х гг. на основе соглашений ЕС с отдельными странами Европейской ассоциации свободной торговли - ЕАСТ; в 1992 г. дополнена Соглашением о Европейском экономическом пространстве, в рамках которого осуществляется свободное движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; участники - страны ЕС, Норвегия, Исландия, Лихтенштейн и Швейцария);
· евро-средиземноморск я ЗСТ в составе ЕС и двенадцати стран этого региона, формируемая на базе ранее заключенных им с каждой страной в отдельности соглашений об ассоциации.
В последнее время усилия ЕС направлены на создание ЗСТ с отдельными странами Юго-Восточной Европы с последующим их объединением в одну общую зону свободной торговли, а также на развитие преференциальных отношений с некоторыми странами СНГ (в феврале 2008 г. стартовали переговоры о свободной торговле между ЕС и Украиной). В перспективе все действующие и формируемые преференциальные пространства в Европе могут сомкнуться через соглашения их участников с ЕС.
Используя преимущества таможенного союза, вытекающие из применения единого таможенного тарифа и общей торговой, в том числе тарифной политики стран-членов, ЕС не только успешно защищает свой внутренний рынок, но и добивается путем предоставления преференций отдельным странам и группам стран благоприятных условий доступа европейских предприятий на внешние рынки. Особенно эффективны для расширения возможностей торгово-экономическо экспансии за пределами Евросоюза двусторонние преференциальные соглашения, заключаемые в формате зоны свободной торговли, распространяющейся во многих случаях также на торговлю услугами, движение капиталов, охрану прав интеллектуальной собственности и другие сферы («ЗСТ плюс»).
Многие аспекты европейского опыта в данной сфере представляют практический интерес для России в процессе совершенствования инструментария ее таможенно-тарифной политики и формирования Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. В частности, заслуживают внимания некоторые особенности ЕТТ ЕС (например, высокая степень дифференциации ставок тарифов, относительно немногочисленные пиковые значения таких ставок, стабильность и предсказуемость таможенно-тарифного обложения), гибкость в применении общих преференций для развивающихся стран, практика использования двусторонних преференциальных режимов.
В связи с этим представляется полезным изучить с учетом современных реалий возможность и целесообразность заключения соглашения о зоне свободной торговли или «ЗСТ плюс» между РФ и ЕС. В краткосрочном плане создание такой зоны может повлечь за собой некоторые негативные последствия для России, но вместе с тем обеспечить условия для научно-производственной кооперации между российскими и европейскими предприятиями в целях ускорения инновационного развития и подвести фундамент под формируемое Общее экономического пространство РФ-ЕС.
Под тарифной льготой (тарифной преференцией) понимается предоставляемая на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льгота в отношении товара, перемещаемого через таможенную границу Российской Федерации, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Такое определение тарифных льгот закреплено в пункте 2 статьи 34 Закона «О таможенном тарифе». В соответствии со статьей 13 Налогового кодекса таможенная пошлина отнесена к числу федеральных налогов, и из этого следует, что тарифная льгота, предполагающая сокращение размера подлежащей уплате таможенной пошлины, - конкретное проявление льготного налогообложения.
Обратим внимание на соотношение понятий «таможенная льгота» и «тарифная льгота». Под таможенной льготой понимается любая льгота, касающаяся правил, установленных таможенным законодательством (льготы по таможенному оформлению, таможенному контролю и т.д.), в том числе и льгота по уплате таможенных платежей, к которым помимо таможенной пошлины отнесены НДС, акцизы и другие обязательные платежи, взимаемые в связи с перемещением товара через таможенную границу. Тарифная льгота подразумевает льготное налогообложение в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой содержится в таможенном тарифе (отсюда и название - тарифная льгота) - это следует и из определения, приведенного выше. Таким образом, понятие таможенной льготы шире понятия тарифной льготы. Примером может служить следующий пример: товары, происходящие с таможенной территории Югославии, подпадают под действие тарифных преференций, предусмотренных в статье 36 Закона «О таможенном тарифе», однако это не означает, что такие товары освобождаются от таможенного оформления, таможенного контроля и т.п. Не означает это также и того, что товары, страной происхождения которых является Югославия, освобождаются от уплаты всех таможенных платежей.
Остановимся более подробно на основных характеристиках тарифных льгот.
Во-первых, тарифные льготы в отношении товаров устанавливаются Законом РФ «О таможенном тарифе» и могут предоставляться исключительно по решению Правительства РФ, и оформляется такое решение принятием постановления или распоряжения Правительства РФ. В отдельных случаях тарифные льготы могут предоставляться по решению Президента РФ в форме указа или распоряжения.
В последнее время произошло значительное сокращение тарифных льгот, которые в различных формах предоставлялись отдельным организациям, но эти действия должны рассматриваться не как ужесточение режима внешнеторгового регулирования, а как одно из направлений наведения порядка в данной сфере государственного управления.
Другой основной характеристикой тарифных льгот является то, что они не могут носить индивидуального характера, кроме случаев, предусмотренных статьями 35 ("Освобождение от пошлины»), 36 («Предоставление тарифных преференций») и 37 («Предоставление тарифных льгот») Закона РФ «О таможенном тарифе». Этот запрет индивидуализации тарифных льгот отвечает принципам государственного регулирования внешнеторговой деятельности и, в частности, принципу равенства участников внешнеторговой деятельности и их недискриминации (статья 4 Федерального закона «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).
Третьей основной характеристикой тарифных льгот является то, что она представляет собой инструмент реализации торговой политики Российской Федерации, используемый как в одностороннем порядке, так и на условиях взаимности. В последнем случае льгота может содержаться как в акте российского таможенного законодательства (внутреннее право), так и в международном договоре (международное право), при этом норма международного договора (соглашения), участником которого является Российская Федерация, имеет преимущественную силу по сравнению с аналогичной нормой внутреннего законодательства (данное положение нашло закрепление в статье 38 Закона РФ «О таможенном тарифе»).
К основным видам тарифных льгот относятся: возврат ранее уплаченной таможенной пошлины; освобождение от уплаты таможенной пошлины; снижение ставки таможенной пошлины; установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Эти виды тарифных льгот нашли правовое закрепление в статье 34 Закона «О таможенном тарифе».
Остановимся более подробно на особенностях каждого из перечисленных видов тарифных льгот. Возврат ранее уплаченной пошлины предусматривается отдельными таможенными режимами; например, при реимпорте товаров в течение трех лет с момента вывоза российский таможенный орган возвращает уплаченные суммы вывозных таможенных пошлин, а при помещении под режим таможенного склада товаров, предназначенных для вывоза в соответствии с таможенным режимом экспорта, таможенные пошлины, уплаченные за такие товары, возвращаются, если такой возврат предусмотрен при фактическом вывозе товаров. Возврат ранее уплаченных пошлин предусматривают и такие таможенные режимы, как переработка товаров на таможенной территории (статьи 58, 63 Таможенного кодекса ТС), свободный склад; свободная таможенная зона (статья 84 Таможенного кодекса ТС), переработка товаров вне таможенной территории (статья 93 Таможенного кодекса ТС), реэкспорт товаров (статьи 100, 101 Таможенного кодекса ТС).
Суммы возвращаемых таможенных пошлин не индексируются, и с них не выплачиваются проценты. Возврат осуществляется в той валюте, в которой производился платеж. Банковская комиссия выплачивается за счет переводимых средств. Как правило (если иное не предусмотрено таможенным законодательством), возврату не подлежат проценты за предоставленную отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин, а также пеня за просрочку ее уплаты.
Возврат сумм ранее уплаченных таможенных пошлин при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных платежей, штрафов и других плат может быть осуществлен только после ее погашения. Таможенные органы обязаны информировать органы налоговой службы, расположенные по месту регистрации плательщика, о причине и сумме произведенного возврата.
Прокомментируем случаи предоставления тарифной льготы в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины. Освобождаются от уплаты таможенной пошлины:
1. Транспортные средства, осуществляющие международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и снаряжения, топливо, продовольствие и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки или приобретенное за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) данных транспортных средств.
Данная тарифная льгота распространяется на транспортные средства, используемые для международных перевозок пассажиров и товаров, включая контейнеры и другое транспортное оборудование (пункт 4 статьи 18 Таможенного кодекса ТС); что же касается транспортных средств, перемещаемых через российскую таможенную границу в качестве товара, то они предметом данной льготы не являются. Для иллюстрации приведем следующую ситуацию: транспортное средство, являющееся предметом внешнеторговой сделки, перемещается на своем ходу - это не влияет на его статус как товара, и на такое транспортное средство не распространяется действие таможенно-тарифного регулирования. Подтверждение мы можем найти в справочнике Европейской экономической комиссии ООН по Конвенции МДП (TIR) - там дается следующий комментарий одной из подобных ситуаций: «Иногда транспортные средства специального назначения, такие, как автоцистерны, краны, уборочные машины, бетоноукладчики и т.п., экспортируемые в третьи страны, следуют в пункт назначения своим ходом. Такие транспортные средства при осуществлении транзитных операций с использованием книжки МДП считаются грузами».
Наряду с самими транспортными средствами из-под обложения таможенной пошлиной выводятся товары, необходимые для их нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки. К числу таких товаров могут быть отнесены: предметы материально-техничес ого снабжения и снаряжения; топливо, загружаемое в емкости, конструктивно предназначенные для обеспечения движения судна, и потребляемое этим судном; продовольствие; некоторые другие товары. Эти товары вывозятся с таможенной территории РФ без взимания вывозных таможенных пошлин - в телефонограмме ГТК РФ от 15 февраля 1999 года № Т-2632 было подтверждено, что на основании пункта «а» статьи 35 Закона РФ «О таможенном тарифе» вывозные пошлины не взимаются в отношении вывозимого за пределы таможенной территории Российской Федерации топлива, необходимого для нормальной эксплуатации на время следования в пути, в пунктах промежуточной остановки транспортных средств, осуществляющих международные перевозки товаров и пассажиров. Что же касается ввоза таких товаров на таможенную территорию России, то они освобождаются от уплаты ввозных таможенных пошлин при соблюдении следующих условий: данные товары остаются на борту транспортных средств и не отчуждаются на таможенной территории РФ.
Не облагаются таможенной пошлиной и товары, приобретенные за границей в связи с ликвидацией аварии (поломки) транспортных средств. На практике эта тарифная льгота прежде всего касается аварийного ремонта, под которым понимается ремонт судна, проводимый для устранения причин и последствий повреждений, вызванных аварийным случаем, и включающий в себя работы, осуществление которых необходимо для обеспечения безопасного следования судна в ближайший от места проведения ремонта российский порт. В соответствии с указанием ГТК РФ от 14 октября 1996 года № 01-14/1161 «О некоторых вопросах применения таможенных режимов к морским и речным судам» ввозные таможенные пошлины не уплачиваются при производстве аварийного ремонта, если соблюдены следующие условия:
1) решение о проведении аварийного ремонта принимается при обстоятельствах, возникших в рейсе в связи с неожиданной поломкой российского судна, которая делает невозможным продолжение рейса, создает непосредственную угрозу для груза, пассажиров, экипажа или самого российского судна, требует немедленного принятия мер по ее устранению;
2) ремонт производится исключительно с целью устранения неожиданной поломки российского судна, способной повлечь вышеперечисленные неблагоприятные последствия;
3) имеется документальное подтверждение всех перечисленных обстоятельств (судовой или вахтенный журнал, сводки погоды, радиограммы капитана российского судна и судовладельца и т.п.).
Указанием ГТК РФ от 3 августа 1995 года № 01-12/960 «О таможенном оформлении продукции морского промысла» доведено положение о том, что продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в территориальных водах Российской Федерации, при ввозе на сухопутную территорию Российской Федерации не подлежит таможенному оформлению и не облагается ввозными таможенными пошлинами. Продукция морского промысла, добытая и/или произведенная российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежит таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без ввозных таможенных пошлин (при этом НДС, иные налоги, взимание которых возложено на таможенные органы, уплачиваются в общеустановленном порядке). Подтверждением принадлежности продукции морского промысла российским судам служат судовые документы (п. 5 указания ГТК РФ от 5 октября 1994 года № 01-12/1112 «Об освобождении от уплаты таможенных пошлин флота рыбной отрасли Российской Федерации»).
Продукты переработки продукции морского промысла, добытой иностранными судами, но переработанной российскими судами в Мировом океане (за исключением российских территориальных вод), при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации для постоянного оставления на этой территории подлежат таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения без взимания ввозных таможенных пошлин при условии представления документов, подтверждающих, что критерии достаточной переработки соблюдены и что такая переработка была произведена российскими судами.
При решении вопроса о таможенном оформлении продукции морского промысла и/или продуктов ее переработки заинтересованное лицо обязано представить таможенному органу документы, подтверждающие район добычи (переработки) продукции морского промысла (радиограммы судовладельца или капитана судна, донесения Службы наблюдения за флотом, заверенные выписки из судового или промыслового журналов и аналогичные документы). Когда район добычи (переработки) продукции морского промысла, факты производства (переработки) российским судном и соблюдения критерия достаточной переработки не установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений у должностных лиц таможенного органа в подлинности и достоверности, продукция морского промысла и продукты ее переработки рассматриваются для таможенных целей как иностранные товары и при ввозе на российскую таможенную территорию для постоянного оставления облагаются ввозными таможенными пошлинами.
По вопросу, касающемуся таможенного оформления продукции морского промысла, ввозимой на территорию Особой экономической зоны Калининградской области, необходимо использовать распоряжение ГТК РФ от 31 октября 2001 года № 1021-р.
3. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимые с этой территории для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений Российской Федерации или законодательства Российской Федерации.
Здесь следует обратить внимание на таможенно-тарифные льготы, предоставляемые иностранным лицам, которые работают в органах внешних сношений зарубежных государств, функционирующих на территории Российской Федерации.
Особенностью правового регулирования порядка предоставления таможенно-тарифных льгот дипломатическим и консульским органам и их сотрудникам является преобладание конвенционных (международно-право ых) норм. Среди универсальных конвенций, определяющих договорную практику по этому вопросу, - Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975 года, Конвенция о специальных миссиях 1969 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 года, Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений ООН 1947 года. Помимо универсальных конвенций источниками права по этому вопросу могут выступать конвенции о привилегиях и иммунитетах отдельных международных организаций, двусторонние соглашения об установлении дипломатических отношений и учреждении представительств, консульские конвенции и т.д. Государства могут заключать между собой специальные соглашения о расширении дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов на основе взаимности.
Товары, предназначенные для официального пользования дипломатических представительств, при ввозе на таможенную территорию РФ освобождаются от уплаты таможенных налогов. Отметим, что полного освобождения от всех видов таможенных платежей не предусмотрено. Дипломатические представительства уплачивают таможенные сборы за хранение, сборы за таможенное оформление вне определенных для этого мест и вне времени работы таможенных органов, некоторые другие таможенные платежи (плату за информирование и консультирование и т.д.). Среди товаров, ввозимых дипломатическими представительствами для официального пользования, - автотранспортные средства, мебель, оргтехника, строительные материалы, канцелярские товары и др. Предназначение этих товаров для официальных нужд дипломатических представительств подтверждается соответствующими письмами, письменными обращениями и т.д., направляемыми руководителем дипломатического представительства в адрес таможенного органа, производящего таможенное оформление. Предназначение товаров может оговариваться в контракте или обозначаться иным способом. Количество машин, которые могут быть ввезены дипломатическими представительствами иностранных государств и международных организаций для официального (служебного) пользования, устанавливается МИД Российской Федерации.
В целях недопущения использования дипломатических льгот для извлечения дохода исходя из принципа несовместимости дипломатического представительства с коммерческой деятельностью (ст. 42 Венской конвенции 1961 года) таможенное законодательство может устанавливать ограничения в отношении некоторых товаров, предназначенных для официального пользования дипломатического представительства. Устанавливается, например, срок обновления или замены автомашины. Сейчас он составляет три года. В случае нарушения этой нормы обновление автомобиля возможно только при уплате таможенных платежей в полном размере. При отчуждении автомобиля до истечения трехлетнего срока с момента его ввоза необходимо получить разрешение на совершение такой сделки от таможенного органа, где данный автомобиль состоит на учете.
Вопросы пользования по доверенности транспортными средствами, временно ввезенными должностными лицами представительств иностранных государств, рассмотрены в письме ГТК России от 9 декабря 2000 года № 01-06/36169.
Таможенно-тарифные льготы для главы дипломатического представительства иностранного государства и членов дипломатического персонала представительства сводятся к предоставлению дипломатическим агентам и проживающим вместе с ними членам их семей права перемещать через российскую таможенную границу товары, предназначенные для их личного пользования (включая товары для первоначального обзаведения), с освобождением от таможенных платежей. В соответствии с принципом законности данная таможенно-тарифная льгота предоставляется при условии соблюдения установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации.
Таможенно-тарифные льготы представителям иностранных государств, членам парламентских и правительственных делегаций, а также на основе взаимности сотрудникам иностранных делегаций, которые приезжают в Россию для участия в межгосударственных переговорах, международных совещаниях или с другими официальными поручениями, аналогичны льготам, предусмотренным для членов дипломатического персонала представительства иностранного государства (Конвенция о специальных миссиях 1969 года).
Двусторонними и многосторонними международными договорами определены таможенные льготы для следующих международных организаций, их представительств в России, персонала этих организаций и представительств, а также членов их семей: Организация Объединенных Наций; Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО); Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО); Международный валютный фонд; Международный банк реконструкции и развития; Международная финансовая корпорация; Международная ассоциация развития; Комиссия Европейских сообществ; Европейский банк реконструкции и развития; Международный научно-технический центр; Международная организация по миграции; Международный комитет Красного Креста; Международный центр научной и технической информации; Международный инвестиционный банк; Международный банк экономического сотрудничества; Международная организация космической связи «Интерспутник»; Международная организация по экономическому и научно-техническому сотрудничеству в области электротехнической промышленности «Интерэлектро»; Объединенный институт ядерных исследований; Межгосударственный экономический комитет Экономического союза; Межгосударственный банк.
4. Валюта Российской Федерации, иностранная валюта (кроме используемых для нумизматических целей), а также ценные бумаги в соответствии с законодательными актами Российской Федерации.
Освобождению от уплаты таможенной пошлины подлежат:
- находящиеся в обращении, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену рубли в виде банковских билетов Центрального банка РФ и монеты (кроме используемых в нумизматических целях);
- денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством в соответствующем иностранном государстве или группе государств, а также изъятые или изымаемые из обращения, но подлежащие обмену денежные знаки (кроме используемых для нумизматических целей) (п. 1 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»);
- ценные бумаги в российских рублях: государственная облигация, облигация, вексель, чек, депозитный и сберегательный сертификаты, банковская сберегательная книжка на предъявителя, коносамент, акция, приватизационные ценные бумаги и другие документы, которые законами о ценных бумагах или в установленном ими порядке отнесены к числу ценных бумаг (п. 2 ст. 1 Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»; ст. 143 Гражданского кодекса РФ);
- ценные бумаги в иностранной валюте: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте.
Перечень ценных бумаг и средств платежа, в отношении которых предоставляется тарифная льгота, содержится в приложении 1 к Методическим указаниям о порядке применения таможенных пошлин в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации (письмо ГТК России от 27 декабря 2000 года № 01-06/38024).
5. Товары, подлежащие обращению в собственность государства в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Обращаются в федеральную собственность товары, транспортные средства и иные предметы, конфискованные в соответствии с действующим законодательством, в том числе по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, а также товары и транспортные средства, от которых лицо отказалось в пользу государства (статья 397 Таможенного кодекса ТС). Особенностью конфискации в административном порядке, отличающей ее от конфискации как меры уголовной ответственности, является то обстоятельство, что в собственность государства обращается лишь предмет, явившийся орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения, а не имущество нарушителя вообще.
Товары, не прошедшие таможенного оформления и по которым не были уплачены причитающиеся таможенные пошлины, при обращении в федеральную собственность как товары, конфискованные за нарушение таможенного законодательства, освобождаются от уплаты таможенных пошлин.
Как уже отмечалось, второй случай обращения товаров в федеральную собственность по ст. 397 Таможенного кодекса РФ связан с декларированием таможенного режима отказа от товара в пользу государства. Отказ от товара в пользу государства - это таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения мер экономической политики. Детально порядок применения указанного таможенного режима урегулирован в Приказе ГТК РФ от 18 мая 2000 года № 411 «Об утверждении Положения о таможенном режиме отказа в пользу государства».
К финансово-правовым особенностям таможенного режима отказа от товара в пользу государства следует отнести право декларанта требовать возврата некоторых денежных сумм. Возвращаются суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов. Государство должно вернуть декларанту ввозные пошлины, НДС и акцизы, уплаченные при помещении товаров под таможенные режимы реэкспорта и переработки на таможенной территории.
Освобождаться от уплаты таможенной пошлины могут также товары, подлежащие обращению в собственность государства, и в других ситуациях, например перемещаемое через таможенную границу имущество, переходящее в федеральную собственность в порядке наследования.
6. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории в качестве гуманитарной помощи; в целях ликвидации последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий; учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений.
25 мая 2000 году был принят Приказ ГТК России № 429 «Об утверждении Инструкции о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве гуманитарной помощи (Содействия)».
Продажа (полная или частичная) товаров, отнесенных к гуманитарной помощи, запрещена законом - статья 1 ФЗ № 95-ФЗ «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации» от 4 мая 1999 года.
Не могут быть отнесены к гуманитарной помощи подакцизные товары (продукция), мясо и мясопродукты, которые по условиям ввоза предназначаются только для промышленной переработки, а также полуфабрикаты, мясной и рыбный фарши, мясо механической обвалки.
С освобождением от уплаты таможенных пошлин ввозятся на таможенную территорию Российской Федерации учебные пособия для бесплатных учебных, дошкольных и лечебных учреждений. Это закреплено в Методических указаниях (подпункт «ж» пункта 24).
7. Товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в качестве безвозмездной помощи (содействия), а также ввозимые на эту территорию и (или) вывозимые с этой территории в благотворительных целях по линии государств, международных организаций, правительств, в том числе в целях оказания технической помощи (содействия).
Основными требованиями, предъявляемыми к данным товарам, освобождаемым от уплаты таможенной пошлины, являются:
- безвозмездный характер поставок.
При этом безвозмездность товарной поставки не означает, что лицо, ее осуществляющее, не может выплачивать вознаграждение лицам, привлекаемым для ее осуществления. Безвозмездный характер поставки предполагает, что у лица, принимающего такую помощь, не возникает обязанности имущественного или неимущественного характера.
- благотворительный характер помощи.
В данном случае понимается, что в первую очередь это проявляется в ее адресатах (благополучателях), которыми, как правило, являются малообеспеченные физические лица или лица, нуждающиеся в социальной адаптации и социальной защите; дети, не имеющие родителей, дошкольные или иные детские учреждения; инвалиды и др.
Особенности таможенного оформления товаров, перемещаемых в качестве безвозмездной технической помощи или временно ввозимых (вывозимых) в рамках реализации международных соглашений Российской Федерации в области разоружения, установлены в Постановлении Правительства РФ от 24 января 1994 года № 39 «Об освобождении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации в соответствии с международными соглашениями в области разоружения, от таможенной пошлины».
Инструкция о порядке таможенного оформления товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в качестве технической помощи (содействия), утверждена Приказом Правительства РФ 8 октября 2000 года № 911.
8. Товары, перемещаемые под таможенным контролем в режиме транзита через таможенную территорию Российской Федерации и предназначенные для третьих стран.
Особенностью правового регулирования таможенного режима транзита товаров является применение ряда международно-правовы договоров. Важнейший из них - Конвенция МДП 1975 года. Порядок и условия применения положений Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП) были определены Положением о порядке применения Конвенции МДП 1975 года. Применяются и другие международно-правовы договоры, например Всемирная почтовая конвенция, в которой среди прочего установлен порядок транзита почтовых отправлений.
Одним из условий помещения под таможенный режим транзита является соблюдение требования сохранять товары в неизменном состоянии (кроме изменений вследствие естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения) и не использовать их в каких-либо иных целях, кроме транзита. Если таможенный орган полагает, что перевозчик либо его транспортное средство не могут гарантировать соблюдение таможенного законодательства, помещение товаров под таможенный режим транзита допускается лишь при условии надлежащего оборудования транспортного средства, таможенного сопровождения либо при условии обеспечения уплаты таможенных платежей.
В случае выдачи перемещаемых транзитом товаров без разрешения таможенного органа, утраты таких товаров или недоставления их в таможенный орган назначения перевозчик должен уплатить таможенные платежи, которые подлежали бы уплате соответственно при таможенных режимах выпуска для свободного обращения или экспорта, кроме случаев, когда такие товары оказались уничтоженными, безвозвратно утерянными вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо выбыли из владения из-за неправомерных, по российскому законодательству, действий органов или должностных лиц иностранного государства.
9. Товары, перемещаемые через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.
Товары, не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности, могут перемещаться физическими лицами в упрощенном, льготном порядке, который включает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов и неприменение мер экономической политики (ч. 1 ст. 109 Таможенного кодекса ТС). Предназначение товаров (для коммерческих или некоммерческих целей) устанавливается исходя из их характера и количества, частоты перемещения товаров, с учетом всех обстоятельств поездки физического лица и при отсутствии оснований полагать, что товары перемещаются через таможенную границу не в целях личного пользования или потребления физическим лицом или членами его семьи. Так, перемещение через таможенную границу товаров, обычно не используемых в быту (сырье, грузовики и т.д.), дает основание таможенному органу полагать, что такие товары ввозятся (вывозятся) для коммерческих целей, если декларант не докажет обратное. О коммерческом характере дальнейшего использования товаров может свидетельствовать и значительно превышающее потребность декларанта и членов его семьи количество однородного товара (одного наименования, фасона, цвета и т.д.). Периодический ввоз или вывоз одним и тем же лицом однородных товаров также может свидетельствовать о коммерческих целях перемещения товаров, опять-таки если декларант не докажет иного.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1999 года № 783 было утверждено Положение о перемещении товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации, а в целях реализации положений данного Постановления были приняты Постановления Правительства РФ от 24 ноября 1999 года № 814 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке транспортных средств физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации» и от 24 ноября 1999 года № 815 «Об утверждении Правил перемещения в упрощенном, льготном порядке товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации».
В соответствии с установленным порядком без уплаты таможенных пошлин физические лица могут ввозить при основании через таможенную границу Российской Федерации товары (за исключением автомобилей) общей стоимостью до 1000 долларов США включительно при условии, что общий вес товаров не превышает 50 килограммов, а также получать пересылаемые в международных почтовых отправлениях товары общей стоимостью до 100 долларов США включительно. Установленные стоимостные пределы для полного освобождения от таможенных платежей могут изменяться для отдельных категорий физических лиц.
10. Оборудование, включая машины и механизмы, а также материалы, входящие в комплект поставки соответствующего оборудования, и комплектующие изделия (за исключением подакцизных), ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
В рассматриваемом случае освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины производится на основании соответствующих международно-правовых договоров с участием Российской Федерации.
Особый порядок предоставления тарифных льгот предусмотрен для оборудования и комплектующих изделий, ввезенных в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями в соответствии с международными договорами Российской Федерации, не предусматривающими освобождение поставляемых товаров от таможенных пошлин, либо под гарантии Правительства РФ.
Если поставка осуществлена по контрактам, заключенным до 15 марта 1995 года, но сами товары не были выпущены для свободного обращения до момента вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 года, допускается условный выпуск товаров с отсрочкой уплаты таможенной пошлины на пять лет со дня вступления в силу Федерального закона от 5 февраля 1997 года.
Льгота распространяется на промышленно-техническ е оборудование, которое поставляется в Россию в счет кредитов, предоставляемых иностранными государствами и международными финансовыми организациями. Данная тарифная льгота не может быть применена к подакцизным товарам.
От уплаты таможенной пошлины также освобождаются:
- оборудование, приборы и материалы, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации для реализации целевых социально-экономичес их программ (проектов) жилищного строительства для военнослужащих, создания, строительства и содержания центров профессиональной переподготовки военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей, осуществляемых за счет займов, кредитов и безвозмездной финансовой помощи, предоставляемых международными организациями и правительствами иностранных государств, иностранными юридическими и физическими лицами в соответствии с межправительственными и межгосударственными соглашениями, а также соглашениями, подписанными по поручению Правительства РФ уполномоченными им органами исполнительной власти;
- периодические печатные издания и книжная продукция, связанная с образованием, наукой и культурой, ввозимые редакциями средств массовой информации и издательствами на таможенную территорию Российской Федерации и вывозимые с этой территории; бумага, полиграфические материалы и полиграфические носители, носители аудио- и видеоинформации, технологическое и инженерное оборудование, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации редакциями средств массовой информации, издательствами, информационными агентствами, телерадиовещательным компаниями, полиграфическими предприятиями и организациями и используемые ими для производства продукции средств массовой информации и книжной продукции, связанной с образованием, наукой и культурой;
- пожарно-техническая продукция, ввозимая на таможенную территорию Российской Федерации для обеспечения деятельности органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы МВД РФ при осуществлении своих функций, установленных законодательством Российской Федерации;
- товары, ввозимые на таможенную территорию Российской Федерации, в том числе ввозимые по лизингу, для выполнения работ по соглашению о разделе продукции в соответствии с программой таких работ и со сметой затрат инвестора, утвержденными в установленном указанным соглашением порядке, или вывозимые с данной территории в соответствии с условиями указанного соглашения. В таком случае взимание ввозных и вывозных таможенных пошлин заменяется разделом продукции в соответствии с условиями соглашения о разделе продукции, заключенного в соответствии с ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»;
- приобретенное за счет целевых средств федерального бюджета оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, по перечню, утвержденному Правительством РФ, а также оборудование для производства детского питания (комплектующие и запасные части к нему), приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, предоставленных Российской Федерации иностранными государствами или представительствами иностранных государств. Указанная льгота распространяется на оборудование (комплектующие и запасные части к нему) для производства детского питания, ввезенное (ввозимое) на таможенную территорию РФ в целях реализации федеральной программы «Развитие индустрии детского питания» президентской программы «Дети России».
Освобождение от уплаты таможенной пошлины может быть предусмотрено в отношении товаров, отвечающих каким-либо определенным требованиям (характеристикам). Так, в соответствии со статьей 36 Закона РФ «О таможенном тарифе» полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин товары, происходящие из наименее развитых из развивающихся стран.
Такой вид тарифной льготы, как снижение ставки пошлины, так же как и освобождение от уплаты пошлины, представляет собой разновидность налогового кредита. В Постановлении Правительства РФ от 11 апреля 1996 года N 413 определено, что с 15 мая 1996 года товары, происходящие из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, облагаются по ставкам в размере 75% базовых ставок таможенного тарифа.
Преференциальный режим применяется в случае предоставления сертификата происхождения формы «А» и при условии соблюдения правила прямой отгрузки и непосредственной закупки. Постановление Правительства от 18 апреля 1997 года N 01-14/489 (ред. от 24.12.2001) установлено, что тарифные преференции в отношении таких товаров предоставляются только при условии подтверждения достоверности сертификатов о происхождении товаров (данное правило не распространяется на некоторые товары, перечисленные в приложении № 1 к этому указанию).
Перечень развивающихся стран - пользователей схемой преференций Российской Федерации включает свыше 100 государств и территорий. Среди пользователей национальной схемой преференций особо выделяют так называемые наименее развитые страны (по классификации ООН к их числу относятся государства с крайне низким доходом на душу населения). В настоящий момент в список таких стран входят 47 государств Азии, Африки и Латинской Америки. Товары, происходящие из этих стран, ввозятся на российскую таможенную территорию беспошлинно.
Следующий вид тарифной льготы - это установление тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара. Под тарифной квотой понимается квота, в пределах стоимости или количества которой импортируемые товары облагаются таможенными пошлинами в обычном размере. Превышение тарифной квоты влечет за собой повышение ставок таможенной пошлины.
Следует отметить, что список льгот, содержащихся в Законе РФ «О таможенном тарифе», не является исчерпывающим. Например, в Таможенном кодексе РФ предусмотрена такая разновидность тарифных льгот, как отсрочка или рассрочка уплаты таможенной пошлины. Решение об отсрочке или рассрочке уплаты таможенной пошлины принимается таможенным органом, производящим таможенное оформление. Эта льгота не может применяться по отношению к лицам, предпринимавшим попытку уклониться от уплаты таможенных платежей. Не предоставляется отсрочка и рассрочка уплаты таможенной пошлины физическим лицам. Максимальный срок отсрочки или рассрочки не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации.
Еще одна форма таможенно-тарифной льготы - применение единых ставок таможенных платежей. Единые ставки таможенных платежей при применении льготного порядка перемещения применяются в отношении всех категорий товаров независимо от уровня их налогообложения и страны происхождения, за исключением товаров, происходящих и ввозимых из государств - участников СНГ (в последнем случае применение таможенных платежей определяется международными договорами Российской Федерации и основанными на них нормативными правовыми актами российского законодательства). Если таможенное законодательство предусматривает использование единых ставок таможенных платежей, лицо не вправе требовать применения общего порядка таможенно-тарифного регулирования. Основной целью предоставления тарифных льгот является успешная реализация торговой политики Российской Федерации.




2. Преференциальная система в РФ.
В конце 2008 г. страны Таможенного союза подписали Протокол о единой системе тарифных преференций, которая применяется с 1 января 2010 г. Тарифные преференции дают право импортерам применять нулевые либо сниженные ставки ввозной таможенной пошлины в зависимости от страны происхождения товаров.
Ранее в России применялась национальная система преференций, в рамках которой к определенному перечню преференциальных товаров при их ввозе в Россию применялись сниженные ставки пошлин.
Принципиально создание единой системы преференций ничего не изменило. Отличием является применение всеми странами Таможенного союза единых перечней стран, которым предоставляются преференции, единого перечня преференциальных товаров и единых правил определения страны происхождения товаров.
В рамках применения единой системы преференций на уровне Комиссии ТС утверждены:
- Перечень развивающихся стран (103 государства) - снижение ставки ввозной пошлины на 25%;
- Перечень наименее развитых стран (49 государств) - применение нулевой ставки ввозной пошлины;
- Перечень преференциальных товаров (товары из 49 товарных групп).
Условия применения тарифных преференций аналогичны тем, что установлены в рамках национальной преференциальной системы в России.
Во-первых, это означает закупку товара у лица, зарегистрированного в развивающейся (наименее развитой) стране, с территории которой товар происходит.
Во-вторых, поставка из развивающейся (наименее развитой) страны на единую территорию Таможенного союза будет происходить без провоза через территорию другого государства. Из этого правила есть исключения, предполагающие экономическую нецелесообразность или географическую невозможность проложения маршрута следования товаров без заезда на территорию третьих стран.
В-третьих, условием применения преференций является их документальное подтверждение, что означает обязанность представления при таможенном оформлении товара сертификата происхождения по форме "А". Важно знать, что срок применения сертификата ограничен 12 месяцами и при оформлении товара таможенные органы могут требовать перевода сертификата на национальный язык, а также подтверждения его подлинности.
В качестве особенности применения тарифных преференций следует отметить возможность расхождения (не более чем на 5%) фактически поставленного количества товара с количеством, указанным в сертификате происхождения товара.
В 2012 году развитие внешней торговли характеризовалось существенным снижением объемов и ухудшением качественных характеристик экспорта и импорта. Так, изменения структуры импорта были связаны с уменьшением доли инвестиционных товаров. В стоимостной структуре экспорта снижение удельного веса товаров топливно-сырьевой группы было вызвано не расширением промышленного экспорта, а падением цен на нефть и нефтепродукты. Кроме того, произошло существенное - на 37% - сокращение положительного сальдо внешнеторгового баланса, исчисляемого по методологии платежного баланса, долгое время демонстрировавшего устойчиво высокие объемы.
Объем импорта товаров в 2012 г. составил, по данным ФТС России, 167,371 млрд. долларов США против 267,100 млрд. долларов США в 2008 году (снижение на 37,3%), в том числе 145,586 млрд. долларов США - из стран дальнего зарубежья (снижение на 36,8%), 21,785 млрд. долларов США из стран-участников СНГ (снижение на 40,5%).
Доля импорта в ВВП (по методологии платежного баланса) в 2012 году снизилась и составила 15,6% против 17,4 % в 2008 году.
Объем поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины составил 467,2 млрд. руб. по сравнению с 625,6 млрд. руб. в 2011 году (снижение на 25,3%).
Средневзвешенная ставка ввозных таможенных пошлин в 2012 году с учетом льгот и преференций составила 10,61%.
При оценке сумм платежей в федеральный бюджет в 2012 году необходимо принять во внимание возможные риски недополучения поступлений от взимания ввозной таможенной пошлины, рассчитанных исходя из представленного выше прогнозируемого уровня средневзвешенной ставки ЕТТ в 2012 году и прогнозируемого объема российского импорта за 2013 год. Это обусловлено такими факторами, как:
· незавершенность процесса переговоров по распределению ввозных таможенных пошлин в таможенном союзе и связанная с этим неопределенность в отношении пропорций упомянутого распределения;
· зависимость поступлений от ввозных таможенных пошлин в российский бюджет от совокупных объемов импорта России, Белоруссии и Казахстана из стран дальнего зарубежья и объективные трудности их достоверного прогнозирования в настоящее время. Конкретная величина импорта трех стран в 2012 году и в последующие годы из дальнего зарубежья будет в том числе зависеть от степени проявления различных эффектов, связанных с созданием таможенного союза, среди которых - ожидаемое снижение импорта из третьих стран за счет опережающего расширения торговли внутри таможенного союза в связи с процессом замещения товаров из дальнего зарубежья товарами из стран ТС;
· отсутствие апробированного практического механизма (порядка) зачисления и распределения ввозных таможенных пошлин.
В связи с этим с относительно высокой долей вероятности в 2013 году могут быть обеспечены поступления в размере российской доли от номинально рассчитанных платежей по объему российского импорта, тогда как в отношении оставшейся части причитающихся России поступлений в размере договорной доли от платежей к уплате в Белоруссии и Казахстане перспективы остаются неопределенными.

2.1. Порядок определение страны происхождения товара.
Страна происхождения товара определяется с целью осуществления тарифных и нетарифных мер регулирования ввоза товара на таможенную территорию Российской Федерации и вывоза товара с этой территории.
Таможенные пошлины применяются при ввозе в страну иностранных товаров или при вывозе отечественных товаров по ставкам, предусмотренным таможенным тарифом. На практике в основном применяются ввозные пошлины, которые являются важным источником поступлений в государственную казну и выполняют роль основного экономического инструмента, регулирующего ввоз товара. Существуют таможенные пошлины, повышающие цену товара, продиктованные, прежде всего заботой об экономических интересах страны и фактически являются средством для развития национальной промышленности и сельского хозяйства.
Повышение таможенных тарифов ведет к увеличению таможенных доходов и к развитию внутреннего производства, но это не может и не должно быть постоянным, так как рост таможенного обложения товаров, не являющихся социально значимыми и пользующихся повышенным спросом, ведет к усилению контрабанды и уменьшению официального ввоза товаров.
С помощью таможенных пошлин государство может поощрять ввоз или вывоз соответствующих товаров или ограничивать их, ставить в равные экономические условия товары отечественного производства и конкурирующие иностранные товары, проводить определенные экономические, научно-технические, экологические, валютно-финансовые политики в области внешнеэкономической деятельности, направлять деятельность субъектов ВЭД в русло общегосударственных, национальных интересов.
Предельные ставки ввозных таможенных пошлин зависят от торгово-политических отношений России к странам или группам стран и от национальной системы преференций. В соответствующих распоряжениях Правительства и приказах ФТС РФ даются перечни развивающихся и наименее развитых стран, к товарам которых применяются ввозные таможенные пошлины, соответственно, в размере 75% от базовой ставки или беспошлинно, а также перечень стран, пользующихся в РФ режимом наибольшего благоприятствования
Принципы определения страны происхождения товара в РФ:
Первый принцип основан на том, что таможенное дело в РФ должно развиваться в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми мировыми нормами и практикой. Не случайно в заключительных положениях ФЗ РФ «О таможенном тарифе» отмечено, что если международным соглашением, участником которого является РФ, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, то применяются нормы международного соглашения. Реализация этого принципа в мировой таможенной практике осуществляется в трех основных направлениях:
1) направление связано с таможенно-правовым сотрудничеством России со странами СНГ и ближнего зарубежья. Примером такого подхода является подписание 13 марта 1992 г. большинством стран СНГ соглашения о принципах таможенной политики и о постепенном формировании таможенного союза этих государств, а также тройственного таможенного союза между Россией, Белоруссией и Казахстаном и присоединением к последнему Киргизии и Таджикистана.
2) это участие России в международных торгово-таможенных организациях, таких как Всемирная торговая организация (ВТО/ГАТТ), Всемирная таможенная организация (ВТО/СТС). С января 1992 г. Россия является членом ВТО/СТС, принимая участие в разработке проектов международных таможенных конвенций, рекомендательных документов по таможенно-правовым вопросам.
3) направление связано со сближением таможенного дела РФ с общепринятыми международными делами и практикой. Если раньше режим и процедура пропуска товаров определялись исходя из того, кто является субъектом внешнеторговой сделки, то сейчас главный критерий - объект такой сделки, то есть конкретный товар. Поэтому не случайно с каждым днем повышается важность и роль ТН ВЭД.
Второй принцип связан с тем, что таможенные преференции являются не взаимными, односторонними, то есть исключают ответные уступки развивающихся стран, что явно указывает на характер помощи. Они сопровождаются строгим контролем, а также оговорками о защитных мерах, чтобы избежать возможности нанесения слишком значительного ущерба стране со стороны конкурирующих стран третьего мира, поставляющих дешевые товары из-за крайне низкого в этих странах уровня заработной платы.
Третьим принципом является недискриминационный характер таможенных преференций, иначе говоря, они должны иметь распространение на все развивающиеся страны и наименее развитые страны без каких-либо исключений.
Четвертый принцип связан с действием национальной системой преференций РФ, пересматриваемой периодически, но не реже одного раза в год, Правительством РФ. Согласно этой системе, при осуществлении торгово-политически отношений РФ с иностранными государствами допускается установление преференций по таможенному тарифу РФ в виде освобождения от уплаты пошлины, снижение ставок пошлин, либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) в отношении товаров и т.д.
Пятый принцип - режим наиболее благоприятствуемой нации или режим наибольшего благоприятствования (РНБ), является одним из важнейших принципов при определении страны происхождения товара. В ст. 3 Закона «О таможенном тарифе» говорится, что в отношении товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают РНБ, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании настоящего закона, увеличиваются вдвое, за исключением тарифных льгот (преференций) на основании соответствующих положений настоящего закона.
Шестой принцип - гласность и общедоступность внешнеторговой политики, в соответствии с которыми определяется страна происхождения товара. Именно гласный характер таможенного тарифа России и процедуры установления таможенных пошлин позволили не только учесть в большей степени интересы различных отраслей народного хозяйства при установлении таких пошлин, но и повысили его торгово-политическую значимость для стран-контрагентов. Этот демократический принцип нового таможенного тарифа, в свою очередь, потребовал создания такого механизма, который позволил на общедоступной основе с привлечением широкого круга заинтересованных организаций РФ согласовать ставки пошлин на товары импорта и экспорта, подготовить предложения по вопросам таможенно-тарифной политики, рассмотреть проекты законодательных актов, индивидуальных договоров, затрагивающих вопросы таможенно-тарифной политики, внести предложения об изменении ставок, в том числе и в ответ на дискриминационные меры других государств.
В Российской Федерации ставка общего тарифа есть для каждого товара. Её размер зависит от наличия или отсутствия Соглашения о режиме наибольшего благоприятствования о торгово-политических отношениях с Россией.
При осуществлении таможенно-тарифного регулирования страна происхождения товара оказывает определяющее влияние на выбор ставки, по которой должна рассчитываться ввозная таможенная пошлина.
В зависимости от страны происхождения товара ставки таможенных пошлин могут быть разделены на:
· Нулевые;
· Минимальные (базовые);
· Преференциальные;
· Максимальные (двойные).
Нулевыми ставками облагаются товары, перечень которых установлен постановлением Правительства РФ, происходящие и ввозимые из наименее развитых стран.
Минимальными ставками облагаются товары, происходящие из государств, которым в торговле с РФ предоставлен режим наибольшего благоприятствования Они являются базовыми ставками.
В отношении товаров, происходящих из государств, которым Россия не предоставляет РНБ, применяются базовые ставки, увеличенные в два раза. Такие ставки называются максимальными или генеральными.
Преф
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.