Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


реферат Основные зоны свободной торговли

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2014. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
Введение ………………... 2
1. Понятие и современное положение зон свободной торговли………... 3
2. Основные зоны свободной торговли……… 5
3. Общая характеристика таможенного союза, цели создания……… 7
4. Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов……. 9
Заключение………………... 15
Список использованной литературы………... 17
http://www.ph4s.ru/book_ h_elektromagn.html


























Введение

Реформирование экономической системы привело в движение рыночные механизмы, что предполагает интеграцию в мировую экономику за счет разнообразных форм торгового и делового сотрудничества. Развитие процессов интеграция экономической жизни, в ряде случаев приобретающее формы глобализации, на рубеже XX-XXI столетий не протекает как "цепная" реакция простых, линейных зависимостей, а реализуется в сложных, нередко весьма противоречивых формах.
Так, интеграция в ряде случаев сопровождается регионализацией экономического развития, выделением зон, компактных территорий или своего рода "точек" наиболее интенсивного международного экономического общения. В этом выражается стремление отдельных стран и их регионов приспособиться к новым условиям, преодолеть отставание от лидеров, создавая особый льготный режим внешнеэкономической и хозяйственной деятельности с учетом своей национальной и региональной специфики и природных условий.
В таких регионах или зонах создаются наиболее благоприятные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций, новых технологий и современного управленческого опыта.
Используемые в этих целях зоны свободной торговли и таможенные союзы в последние десятилетия получили широкое распространение в развитых и развивающихся странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой. Первые зоны стали появляться в конце 60-х - начале 70-х годов в развивающихся странах.
В данном случае речь идет о постепенном превращении единого рыночного пространства в целостное экономическое и политическое образование, что предполагает в дальнейшем не просто согласование, но и проведение общей унифицированной, фактически единой экономической политики, полную унификацию законодательной базы.
Зона свободной торговли - региональные группировки высокоразвитых и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля.
Основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории.
Актуальность работы заключается в том, что на современном этапе развития международных экономических отношений немаловажное значение имеет, то при каких условиях осуществляются международные торговые операции, то на сколько они доступны, выгодны и безопасны.
Целью работы является рассмотреть современное положение зон свободной торговли и таможенные союзы. Для этого здесь представлено настоящее состояние зон свободной торговли, таможенных союзов, а также рассмотрены основные проблемы и пути их решения.
Для работы использованы учебные пособия для ВУЗов и источники Интернета.

1. Понятие и современное положение зон свободной торговли

Зона свободной торговли – это форма интеграции, при которой ее участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в торговле друг с другом. Вместе с тем в отношении третьих стран каждый участник зоны свободной торговли имеет право проводить свою собственную внешнеторговую политику.
Зона свободной торговли - региональные группировки высокоразвитых и развивающихся стран, в рамках которых осуществляется беспошлинная торговля.
Нейтральное место среди зон свободной торговли занимает Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) и Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ).
Положительные стороны при создании зоны свободной торговли, она способствует:
расширению внутризональной торговли;
конкуренции, в результате чего преодолевается низкий уровень экономического развития того или иного региона, повышается роль последнего в общем внешнеторговом обороте, уменьшается социально-экономичес ая зависимость;
развитию инфраструктуры, что повышает экспортно-импортный потенциал отдельно взятой страны;
преодолению трудностей на рынке сбыта готовой продукции и оказания услуг.
Последние 10—12 лет характеризуются ощутимым ростом количества региональных торговых соглашений. По состоянию на июль 2005 года в ВТО было нотифицировано 330 торговых соглашений, из которых реально функционируют 180. К 2008-му общее количество последних возрастет до 300.
Причем подавляющее большинство таких соглашений — это зоны свободной торговли: из числа действующих соглашений на них приходятся 84%, а из предложенных и тех, по которым ведутся переговоры, — 96%. Это объясняется тем, что по зонам свободной торговли проще договориться; они требуют меньшей координации внешнеэкономической политики, сохраняют независимость стран в формировании таможенной политики в отношении третьих стран, дают возможность развести вопросы членства в рамках таможенных союзов, общих рынков, экономических союзов и развития простых форм международной интеграции.
Посредством зон свободной торговли решаются вопросы доступа к стратегическим рынкам, поэтому географическая близость партнеров зачастую необязательна. В отличие от более сложных форм международной интеграции, предполагающих, в принципе, наличие общих границ.
Договоренности в рамках ВТО формируют многостороннюю систему основных требований к формированию и функционированию зон свободной торговли. Во-первых, ВТО разрешает создание таких зон в порядке исключения из режима наибольшего благоприятствования (наряду с созданием таможенных союзов, ведением приграничной торговли, торговыми преференциями для менее развитых стран). В этих случаях страны-участницы имеют более благоприятные условия для развития взаимной торговли по сравнению с условиями для третьих стран.
Во-вторых, в принципе такие соглашения члены ВТО должны заключать лишь с другими странами-членами, тогда как со странами, не членами — лишь в порядке исключения, хотя на практике соблюдение этого требования неоднозначно.
В-третьих, переход к свободной торговле должен стимулировать торговлю между данными странами и не создавать дополнительных барьеров для третьих стран. Региональные соглашения призваны дополнять принципы формирования многосторонней торговой системы в рамках ВТО, а не противопоставляться ей.
В-четвертых, свободная торговля товарами должна быть взаимной и охватывать основную часть товарооборота между сторонами, включая основные секторы экономической деятельности. То же касается торговли услугами: она должна охватывать многие секторы, не исключая ни один из способов оказания услуг.
И наконец, в-пятых, переход к зоне свободной торговли должен осуществляться в течение разумного периода времени, который может превышать 10 лет лишь в исключительных случаях. Считается, что это достаточный срок, чтобы подавляющее большинство национальных производителей адаптировались к новым условиям конкуренции.
Зоны свободной торговли различаются между собой по ряду существенных параметров, а именно:
1) количество стран-участниц;
2) сравнительные размеры национальных экономик стран;
3) разные уровни экономического развития;
4) отраслевой и товарный охват режимом;
5) характер влияния на национальную экономику;
6) продолжительность периода перехода к свободной торговле;
7) степень реальной экономической взаимозависимости стран;
8) роль политического фактора;
9) традиции, ценности, нормы регионального интеграционного процесса.
Вместе с тем мировая практика создания и функционирования таких зон свидетельствует, что, несмотря на существующие между ними отличия, их объединяет целый ряд общих закономерностей, которые следует учитывать, создавая новые зоны свободной торговли.
Во-первых, создание зоны свободной торговли должно иметь достаточно глубокие предпосылки экономического, социального, политического, исторического, регионального и иного характера. Среди экономических предпосылок выделим прежде всего высокий уровень взаимной торговли в общих показателях региональной торговли. Так, в 2008 году соответствующие показатели доли взаимной торговли составляли: в ЕС — 66,8%, НАФТА — 55,8, АСЕАН — 24,9, МЕРКОСУР — 12,9% .
Во-вторых, мировая экономическая практика подтверждает в целом положительный характер влияния свободной торговли на социально-экономичес ое развитие стран-участниц. При этом взаимовыгодность перехода к новой модели сотрудничества не обязательно предполагает одинаковую выгоду. Объемы и соотношения статических и динамических эффектов, возникающих при этом для отдельных стран, различаются между собой, что обусловлено отличиями в структурах производства и взаимной торговли, эффективностью использования ресурсов, способностью производителей стран адаптироваться к новым условиям торговли.

2. Основные зоны свободной торговли

В современной мировой экономике уже сформированы основные центры притяжения зон свободной торговли. Емкие структурно развитые рынки отдельных стран или таможенных союзов весьма привлекательны для экспортеров из других государств, они стали своеобразными «хабами» свободной торговли, определяющими основные потоки и большинство условий международной торговли. Лидерами здесь являются ЕС, ЕАСТ, Чили, Сингапур, США, Индия.
Европейский Союз обладает наибольшим количеством соответствующих соглашений. В случае начала переговоров с ЕС стране, наряду с основными закономерностями развития зон свободной торговли в мировой экономике в целом, придется учитывать особенности внешнеэкономической политики собственно Европейского Союза в этой сфере.
Члены НАФТА, создавая зону свободной торговли, не ставят задачи перейти затем к таможенному союзу (это вряд ли возможно при столь огромных различиях в экономических потенциалах стран - участниц объединения), но одновременно с первых же шагов вводят определенные элементы общего рынка (либерализацию капиталовложений; меры по сближению стандартов, либерализации в сфере услуг, гармонизации; политики в отдельных сферах, например в области охраны окружающей среды и др.).
В АТЭС поставлена задача формирования (до 2020 г.) зоны свободной торговли и свободного движения инвестиций. Согласно Осакской программе действий с 1997 г. либерализация распространяется не только на тарифные и нетарифные меры в торговле товарами, на инвестиционные потоки, но и на услуги (телекоммуникацию, энергетику, туризм); стандарты и соответствия; интеллектуальную собственность; политику конкуренции; правительственные закупки; разрешение споров; сбор информации и анализ; совместное выполнение решений Уругвайского раунда ГАТТ. Одновременно в рамках АТЭС один из важнейших ключевых элементов - это политический диалог.
Латиноамериканские страны стали создавать предпосылки к новой фазе сотрудничества с азиатскими странами АТЭС: здесь сочетаются координация связей по межрегиональным механизмам с двусторонними каналами сотрудничества. Примером является Чили. Эта страна, будучи ассоциированным членом МЕРКОСУР, а также подписав двусторонние соглашения с рядом латиноамериканских стран о зонах свободной торговли, одновременно входит в АТЭС.
В Латинской Америке, Африке и Азии возникло более трех десятков зон свободной торговли, таможенных или экономических союзов. Перечислим некоторые из них:
Андский пакт (Боливия, Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу);
Центральноамериканс ий общий рынок: Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Никарагуа и Сальвадор;
Азиатско-Тихоокеанск е экономическое сотрудничество – АТЭС (14 развивающихся стран, а также США, Канада и Япония);
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии – АСЕАН (Бруней, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины);
МЕРКОСУР (Аргентина, Бразилия, Парагвай и Уругвай);
Южноафриканский комитет развития – САДК (Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Маврикий, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Зимбабве);
Арабский общий рынок: Египет, Иордания, Ирак, Йемен, Ливия, Мавритания и Сирия.
Наиболее мощной зоной свободной торговли является ЕЭС. Она изначально включала такие западноевропейские страны, как Бельгия, Великобритания, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция, ФРГ. В результате деятельности ЕЭС создан таможенный союз; отменены таможенные пошлины, а также количественные ограничения во взаимной торговле; введен единый таможенный тариф по отношению третьим странам. В 1990-х годах завершен процесс формирования внутреннего единого рынка – сняты ограничения по свободному перемещению товаров, услуг капиталов и рабочей силы. Заканчивается работа по созданию экономического и платежного союза в связи с переходом к ЕВРО.

3. Общая характеристика таможенного союза, цели создания

Основное отличие таможенного союза от зоны свободной торговли заключается в том, что его участники не только устраняют тарифы и квоты в торговле между собой, но и проводят единую внешнеторговую политику в отношении третьих стран, устанавливая единый внешний тариф по периметру границы общей таможенной территории. Таможенный союз предполагает замену нескольких таможенных территорий одной. При этом таможенные службы на внутренних границах упраздняются, а их функции передаются соответствующим службам на внешних границах единой таможенной территории. Примером такого образования уже с 1968 г. является Европейское экономическое сообщество (позже - Европейский союз), а также МЕРКОСУР.
При этой форме интеграции существенно меняются товарные потоки, происходит переориентация на импорт из стран - участниц соглашения, происходят изменения в производстве и потреблении продукции.
Таможенный союз достаточно логически завершенная форма. В то же время, ограничиваясь сугубо сферой международной торговли, он таит в себе внутреннее противоречие, развитие которого неизбежно порождает потребность в переходе к еще более усовершенствованным формам торгово-экономически союзов.
Договаривающиеся Стороны определяют Таможенный союз, как экономическое объединение государств, основывающееся на следующих принципах:
- наличие единой таможенной территории государств - участников таможенного союза. Формирование единой таможенной территории осуществляется путем:
- отмены в торговле между государствами Договаривающихся Сторон товарами, происходящими с их территорий, таможенных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие, а также количественных ограничений;
- установления и применения в отношениях с третьими странами одинакового торгового режима, общих таможенных тарифов и мер нетарифного регулирования внешней торговли;
- формирования механизма взаимоотношений Таможенного союза с третьими государствами и международными
- наличие однотипного механизма регулирования экономики, базирующегося на рыночных принципах хозяйствования и унифицированном законодательстве.
Договаривающиеся стороны провозглашают следующие цели создания таможенного союза:
- обеспечение совместными действиями социально-экономиче кого прогресса своих стран путем устранения между ними разделяющих препятствий для свободного экономического взаимодействия между хозяйствующими субъектами;
- гарантирование устойчивого развития экономики, свободного товарообмена и добросовестной конкуренции;
- укрепление координации экономической политики своих стран и обеспечение всестороннего развития национального народного хозяйства;
- создание условий для формирования общего экономического пространства;
- создание условий для активного выхода государств – членов таможенного союза на мировой рынок.
Формирование таможенного союза является конкретным шагом на пути углубления экономической интеграции. В свою очередь, интеграция по мере углубления и совершенствования предполагает последовательную передачу отдельных функций государств наднациональным органам, т.е. частичный отказ от национального суверенитета. Эта одна из главных причин того, что многие страны предпочитают интеграции развитие традиционных торгово-экономически связей на двусторонней основе.
В данной ситуации, очевидно, целесообразно развивать интеграционные связи на принципах разумного прагматизма и не со всеми странами одновременно, а последовательно, в дальнейшем распространяя их на других участников. В этом плане наиболее продвинутыми представляются взаимоотношения, к примеру, России и Белоруссии. Весной 1997 г. были подписаны договор о Союзе России и Белоруссии и Устав Союза. В последнем документе отмечается, что перспективы развития Союза направлены на последовательное продвижение к добровольному объединению государств.
В 1999-2001 гг. были подписаны документы о завершении формирования единого таможенного пространства Союза, о концепции безопасности Союза Белоруссии и России (в январе 2000 г. были сформированы руководящие органы союзного государства – Высший Государственный совет и Совет Министров), о введении единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра союзного государства и др.
Однако, для того чтобы этот союз имел реальную силу, необходима прочная экономическая база, основывающаяся на последовательном прохождении всех ступеней интеграционного процесса – от таможенного до экономического и валютного союза.
В целом же следует отметить, что основой дальнейшей реальной интеграции является, прежде всего, экономическая заинтересованность участников, не идущая вразрез с их политическим и народнохозяйственным курсом. Каждая страна преследует свои геополитические цели и с их учетом определяет степень своего включения в интеграционный процесс.

4. Современное положение зон свободной торговли и таможенных союзов

У интенсивного процесса, происходящего последние три года, создания двусторонних зон свободной торговли в мировой экономике есть свои противники и критики. Они утверждают, что двусторонние соглашения приводят к появлению в основном эффектов отклонения торговли, нежели ее создания; подрывают основы формирования многостороннего механизма регулирования мировой торговли в рамках ВТО. Существует мнение, что менее развитые страны мало что получают от этих процессов, ведь они либо не вовлечены в подобные соглашения, либо являются более слабыми партнерами.
Признавая, что проблемы существуют, сторонники двусторонних соглашений подчеркивают, что именно от политического выбора зависит реальная глубина и отраслевой охват зон свободной торговли, а следовательно — предпосылки для более эффективного использования ресурсов. Двусторонние соглашения не только не подрывают основы многосторонних договоренностей, а наоборот, развивают и углубляют их, ведь ВТО может двигаться вперед, только когда есть коллективное стремление к этому, а оно есть не всегда. Приостановка в июне 2006 года переговоров в рамках Дохийского раунда лишь подтверждает эту позицию.
В конце концов, страны, активно стремящиеся реформировать национальные экономики, расширение доступа к рынкам более развитых стран, рассматривают как эффективный способ достижения своей цели. Для них очень важно не оставаться в стороне от международных интеграционных процессов, на периферии региональных и мировой экономик. Для неконкурентных и слабо конкурентных национальных экономик мировое и региональные экономические сообщества могут предложить другие экономические механизмы их привлечения к международному экономическому обмену.
Вхождение стран в зоны свободной торговли не ведет автоматически к появлению только положительных экономических эффектов, с ним связаны и определенные риски. Поэтому расчеты экономических эффектов до и после перехода к свободной торговле могут существенно отличаться как по характеру, так и по объему эффектов. Например, Испания и Турция значительно сократили разрыв в индустриализации со странами — членами ЕС, переориентировали структуру регионального экспорта с трудоемких товаров на капиталоемкие, в отличие от Португалии и Греции.
Характер, объемы и структура экономических эффектов определяют уровень заинтересованности страны в целом, отдельных сфер, отраслей и предприятий в участии в зонах свободной торговли. К статическим эффектам относятся, как правило, эффекты создания и отклонения торговли; условий торговли; распределения доходов; снижения цен вследствие усиления конкуренции. К динамическим — как правило, рост эффективности производства в целом и использование отдельных факторов; технико-экономически изменения и инновации; экономия на масштабах производства; структурные изменения в национальной экономике; рост занятости; повышение темпов экономического роста; устранение узких мест в предложении товаров; повышение конкурентоспособност товаров; улучшение внутрифирменной организации и управления; рост прямых иностранных инвестиций.
«Эффект домино»1.
Так, кредитные рейтинги Чили и Южной Кореи возросли сразу после начала переговоров по созданию зоны свободной торговли с США.) зон свободной торговли предполагает, что когда соглашение носит региональный характер, то конкурентоспособност компании в других странах, прежде всего соседних, на соответствующих рынках уменьшается. При этом, чем более емкими являются национальные рынки стран — участниц соглашения о свободной торговле и устраняемых барьерах, тем больше экономическая дискриминация стран — не членов соглашения.
Практически все соглашения о свободной торговле, по крайней мере, на начальных этапах, характеризуются неполнотой режима. Эта неполнота может проявляться в асимметричности взаимного открытия рынков
Неполнота и асимметричность взаимного открытия рынков обусловлена, как правило, существенным отличием в уровнях экономического развития стран-участниц, способностью национальных производителей и потребителей адаптироваться к новым пропорциям обмена, наличием структурных и ценовых диспропорций.
Но все же зона свободной торговли это универсальная модель для начала интеграции между странами. Они могут как промежуточная форма международной экономической интеграции, как механизм перехода к более сложным и развитым формам экономического взаимодействия стран. С этой точки зрения можно выделить три целевые модели свободной торговли:
а) как начальный этап более глубокой интеграции, перехода к таможенному союзу, общему рынку, экономическому и валютному союзу этих же стран (ЕЭС, ЕврАзЭС);
б) как метод подготовки и адаптации к вступлению в другие интеграционные объединения;
в) как самодостаточную модель, не предусматривающую интеграцию с другими структурами или перехода к более развитым формам интеграции (ЕАСТ, НАФТА).
Первая модель предполагает движение к некой отдаленности от мировых рынков, может быть способом протекционизма для определенных сфер и отраслей национальных экономик. Поэтому внутренние факторы структурных изменений в рамках таможенных союзов должны быть достаточными, чтобы предупредить возможную экономическую автаркию и замедление социально-экономичес ого развития стран-членов.
Наиболее эффективна и оправданна эта модель для стран с довольно высоким уровнем социально-экономичес ого развития (например, ЕЭС). Использование же ее для стран с невысоким уровнем социально-экономичес ого развития, недостаточно развитой структурой национального производства, как правило, довольно быстро исчерпывает себя.
Вторая модель усиливает конкурентное давление на внутренних производителей, следовательно, повышает эффективность национального производства в целом. Таким образом, она способствует росту конкурентоспособност национальной экономики, готовит условия для вступления в более требовательные и развитые международные интеграционные организации. Поэтому для развивающихся стран и стран с переходной экономикой использование ЗСТ с хорошо продуманной трансформацией системы защиты национальных производителей является наиболее оптимальной моделью для достаточно быстрой адаптации к требованиям внешних рынков.
Наибольшее развитие (по количеству стран-участниц) приобрела третья целевая модель зон свободной торговли. Решая задачи углубления интеграции национальной экономики в мировое хозяйство, эта модель сохраняет высокую степень свободы в формировании и изменении внешнеэкономических приоритетов, возможность перехода к вышеупомянутым моделям.
На современном этапе развития мировой экономики для таможенного союза возникает необходимость в регулирующих институтах.
Во-первых, переход к единым таможенным пошлинам и совместному осуществлению координационных мер требует существенного пересмотра подходов к развитию многих отраслей национальной экономики в каждой стране. Во-вторых, необходима координация развития отдельных отраслей на макроэкономическом уровне, что ведет к появлению новых различных проблем в других сферах деятельности. В-третьих, возникает потребность в переговорах по согласованию не только таможенно-тарифной политики, но и координации или приспособления внутренних рынков к возникающим общим интересам. В этой связи встает вопрос о создании наднациональных органов, которые будут разрабатывать, координировать, контролировать деятельность отдельных сфер внешней торговли и производства. Реальные таможенные союзы вряд ли могут обойтись без этого.
Необходимо отметить также, что функционирование таможенного союза отнюдь не предполагает унификацию таможенно-тарифной политики для всего спектра производимых и потребляемых товаров. В сферу интеграционной деятельности на этом этапе постепенно попадают самые различные отрасли и секторы экономики. Это вполне объяснимо, так как главную роль получает движение на микроуровне, обеспечивающее производственную интеграцию. Интеграция происходит и в валютно-финансовой области, но валютно-финансовое сотрудничество, особенно на первых порах, не является приоритетным. Оно скорее играет роль обслуживающего фактора. Как правило, в рамках таможенного союза создаваемые финансовые институты, банки, страховые компании играют второстепенную роль.
Как показывает практика, вне сферы таможенного союза и его общей таможенно-тарифной политики остаются такие крупные направления, как оборонная промышленность, отдельные отрасли энергетики и другие.
Качественно более высокой ступенью интеграции является общий рынок. К настоящему времени этот этап интеграционного развития реализован в Европейском Союзе, на основе опыта которого могут быть сделаны практические выводы и оценки. Не исключено, что в перспективе, по мере продвижения вперед других подобных интеграционных структур, возникнут новые ситуации, присущие этим группировкам, которые будут иметь определенные отличия от практики ЕС.
Перерастание таможенного союза в общий рынок обусловливается как чисто экономическими, так и политическими факторами. Несмотря на исчезновение тарифных препятствий по обмену, существуют нетарифные: различия в технических нормах, законодательная защита национальных марок товаров и т.д. Именно при создании таможенного союза, например, в Европе, не предвиделось подобных трудностей. В период особенно слабого роста вставал вопрос о национальных интересах и т.д. Эксперты подчеркивают, что создание «действительно единого» общего рынка требует гармонизации большого количества законодательств и норм, касающихся многих сфер деятельности.
Опыт показывает, что согласование широкого круга вопросов является весьма сложным делом и добиться консенсуса удается не всегда. Для достижения успеха необходимы новые подходы и методы в управлении, значительное усиление наднациональных интересов.
Для создания общего рынка необходимо реализовать 6-7 обязательных крупных задач. Первые две задачи решаются на ранних этапах развития межгосударственной экономической интеграции. Упраздняются таможенные пошлины между государствами - членами и разрабатывается единая торговая политика по отношению к третьим странам. Это является предпосылками перехода к общему рынку.
Третья задача – разработка общей политики развития отдельных отраслей и секторов экономики. Выбор их должен осуществляться исходя из того, насколько это важно для последующего закрепления интеграции, каков будет социальный резонанс после принятия соответствующих мер, как это отразится на нуждах и потребностях конкретного потребителя. Не случайно в ЕС при переходе к общему рынку в качестве избранных сфер были определены сельское хозяйство и транспорт.
Четвертая задача – создание условий для свободного движения капитала, рабочей силы, услуг и информации, дополняющих беспрепятственное перемещение товаров.
Эти экономические шаги обусловливают согласование серьезных мер по гармонизации и унификации национальных законов. При этом особое место отводится введению системы мер, предотвращающих нарушения норм, регулирующих конкуренцию. Естественно, тем самым предопределялась необходимость формирования специальных, в том числе наднациональных, органов управления и контроля. В ЕС это Европарламент, Совет Министров, Еврокомиссия, Суд, Европейский Совет.
Как известно, в Европе общий рынок был создан к началу 1993 г. Сразу же была поставлена задача создания платежного союза, причем в короткие сроки, к началу 1999 г. Это – межгосударственное соглашение, регулирующее организацию расчетов и платежей между двумя и более странами, определяющее также валюту, в которой платежи производятся.
Одним из сложнейших этапов развития межгосударственной экономической интеграции является переход от общего рынка через экономический союз к платежному союзу. Применительно к Европейскому Союзу – единственной группировке, достигшей данного этапа развития интеграции, это связано с проведением единой валютно-финансовой политики по внедрению единой европейской валюты «евро».
Обобщение мировой практики интеграционного развития, предполагающего последовательное прохождение различных стадий, показывает, что ориентация на более высокие формы интеграции в отрыве от созревания объективной основы для перехода к ним не ведет к появлению подлинных интеграционных отношений.
Именно поэтому, не выдержали испытания практикой и временем и оказались малоэффективными такие известные в 70 – 80 -е годы амбициозные супергруппировки, как латиноамериканские ЭКЛАК, ЛАЭС и АЛАДИ, а также «Андская группа» (Колумбия, Венесуэла, Боливия, Эквадор и Перу), созданные по принципу географический близости, без должной проработки взаимных интересов и реальных возможностей партнеров. Уход со сцены «бумажных» интеграционных союзов характерен также и для Африки, где вследствие ухудшения общеэкономическо
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.