Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Басейновий принцип управління водними ресурсами
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ
УКРАЇНИ
Одеський державний екологічний
університет
Кафедра гідроекології та водних
досліджень
Реферат
На тему:
”Басейновий принцип управління
водними ресурсами”
ОДЕСА –2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Бассейновый принцип управления это современный подход к управлению водными ресурсами, в соответствии с которымосновной единицей управления выступает территория речного бассейна.
Бассейновый принцип управления водными ресурсами предполагает, что финансовый механизм, гарантируетнепосредс венную связь между платой за водопользование и финансированием приоритетных водоохранныхмероприяти в границах бассейна.
Обязательным условием реализации бассейнового принципа управления водными ресурсами, является обеспечение четкихдемократически процедур обсуждения и принятия финансовых решений при участии всех заинтересованныхсторо , широкого информирования общественности о бассейновой водной политике и экологических программах на всехстадиях их разработки и осуществления, а также информирование населения о состоянии и качестве водных ресурсов.
Основные направления в сфере ИУВР в процессе гармонизации украинского и европейского законодательств:
Создание бассейнового органа власти на уровне, как можно более близком к водопользователям этого бассейна;
Предотвращение загрязнения,
то есть предупреждение, а не компенсация
ущерба;
Возмещение экологической и
экономической стоимости природных ресурсов;
Сотрудничество, объединяющее органы управления и водопользователей.
Общие положения
об управлении бассейновым принципом
водными ресурсами
В Украине состояние водных
ресурсов является важным природным фактором,
который определяет развитие экономики
государства, размеще-ние производительных
сил и комфортность жизнедеятельности
населения. Зависимость общества от водных
ресурсов не уменьшается, а все время растет,
повышаются требования к качеству воды.
В таких условиях решения экологических
проблем, связанных с эффективным управлением
водными ресурсами, приобретает стратегическое
значение. Актуальность данной темы заключается
в том, что экологически безопасное водопользование,
сохранение водных ресурсов для будущих
поколений зависит не только от уровня
используемых технологий, но и в значительной
степени оно обусловлено управленческими
подходами, степенью рациональности использования
водных ресурсов, их охраной и воссозданием.
Водный кодекс Украины положил
начало осуществлению государственного
управления в отрасли использования, воссоздания
и охраны вод по бассейновому принципу
на основе государственных, целевых, межго-сударственных
и региональных программ использования
и охраны вод, а также воссоздания водных
ресурсов (ст. 13 Водного кодекса Украины).
В основе этого принципа – внедрение действенных
средств, направленных на обеспечение
рационального использования, сохранения,
воссоздания воды, начиная с мест ее первичного
возникновения (источников, ручьев, подземных
потоков), перемещения исключительно к
устьевым зонам водо-сборов. Водоресурсная
обеспеченность отдельных регионов и
страны в це-лом отражается на эффективности
экономики, поскольку наличие и каче-ственное
состояние водных ресурсов влияет на размещение
и функциони-рование хозяйственных объектов
вдоль водотока главных водных артерий
государства: рек Днепр, Днестр, Десна,
Припять, Черного и Азовского морей. Внедрение
системы бассейнового управления происходит
путем разработки и ввода регламентирующих
документов (положений, наставлений, стандартов)
и, согласно им, постепенной реструктуризации
функций ре-гиональных субъектов управления
в отрасли использования, охраны и во-
зобновления водных ресурсов,
отработки методологии управления на
основе проведения бассейновых экспериментов
и проектов. Государственное управление
в отрасли использования, охраны вод и
воссоздания водных ресурсов Украины
осуществляют Кабинет Министров Украины,
Совет министров Автономной Республики
Крым, сельские, поселковые, городские
советы и их исполнительные органы, районные,
областные советы, органы исполнительной
власти и другие государственные органы
в соответствии с законодательством Украины.
Органами исполнительной власти в отрасли
использования и охраны вод, воссоздания
водных ресурсов являются: Министерство
экологии и природных ресурсов Украины,
Государственное агентство водных ресурсов
Украины (реализует государственную политику
в сфере развития водного хозяйства), Государственная
служба геологии и недр Украины (реализует
государственную политику в сфере геологического
изучения и ра-ционального использования
недр), Государственная экологическая
инспекция Украины (реализует государственную
политику из осуществления государственного
надзора (контроля) в сфере охраны и рационального
использования вод и воссоздания водных
ресурсов. К системе бассейнового управления
привлекаются также предприятия, учреждения,
организации, а также другие субъекты
хозяйственной деятельности. Закон Украины
«Об общегосударственной целевой программе
развития водного хозяйства и экологического
оздоровления бассейна реки Днепр на период
до 2021 года» для повышения эффективности
управления водным хозяйством предусматривает
создание условий для перехода к управлению
водными ресурсами только по бассейновому
принципу. Стратегическая цель реформирования
управления водным хозяйством – обеспечение
бассейновой сбалансированности развития
водного хозяйства, охраны вод и возобновления
водных ресурсов на основе согласованности
правовых принципов и управленческих
действий субъектов водопользования по
бассейновому принципу, направленных
на сбалансированное водо-обеспечение
населения и отраслей экономики, внедрения
перспективных технологических нормативов
использования водных ресурсов, предотвра-щения
вредного действия вод. Бассейновый принцип
управления водными ресурсами определяет
предпосылки и направления создания в
Украине современного механизма использования,
охраны и воссоздания вод, который будет
отвечать наиболее эффективной международной
практике и предоставит возможность реализовать
стратегию государственной политики,
направленной на предотвращение истощения
водных ресурсов и достижения и поддержания
хорошего качества воды. Для активизирования
бассейнового принципа управления водными
ресурсами в системе Государственного
агентства водных ресурсов Украины на
данное время созданы и действуют бассейновые
управления водными ресурсами (БУВР) рек
Днепр, Южный Буг, Западный Буг, Рось, Тиса,
Десна, Северский Донец, Прут и Днестр,
Дунай, а также Крымское БУВР. согласованность
и сбалансированность экологической политики
субъектов водопользования и водохозяйственной
деятельности; плекса, самодостаточность
и самоокупаемость водохозяйственной
и водообьектов управления водным хозяйством
на основе программно-целевого метода;
процедур и процессов бассейнового управления,
усиления ответственности всех субъектов
водопользования и водохозяйственной
деятельности за состояние водного бассейна
и качество водных ресурсов; участие общественности
в решении водохозяйственных и экологических
проблем бассейна. Использование бассейнового
принципа дает возможность повысить эффективность
государственного управления в сфере
использования и охраны водных объектов
в пределах их водозаборных бассейнов,
макси-мально полно учитывать экологические
интересы соответствующих терри-торий
и водопользователей. Плановой основой
бассейнового принципа управления является
целевая программа использования и охраны
вод, во-зобновления водных ресурсов в
бассейне. В ней определяются главная
цель и основные задачи, которые нужно
решить, механизм финансирования и реализации
программных мероприятий. Следовательно,
в Украине существуют законодательные
основания для перехода на бассейновый
принцип управления как таковой, что полностью
отвечает всемирно признанной практике
сбалансированного социально-экономичес ого
развития и функционирования водных экосистем.
2.Функции системы
бассейнов управления
На основании обобщения европейского
опыта определяются такие функции системы
бассейнов управления:
1) создание бассейновых
методик расчетов и размеров
денежных сборов за:
• забор воды из водного объекта;
• сброс в водного объекта нормированных
веществ;
• пропуск воды через турбины
ГЭС;
• использование водного объекта
водными транспортом;
• добычи полезных ископаемых
в пределах земель водного фонда;
• пользование водными объектами
для нужд рыбного и охотничьего хозяйств;
2) взыскание с водопользователей
денежных сборов за Эти виды
водопользования;
3) разработка водных кадастровой,
водно-хозяйственных балансов и
пятилетних планов управления
речным бассейном;
4) принятие решений о
выдаче займов и предоставления
субсидий водопользователям, Которые
эффективно уменьшают вредное
воздействие на окружающую среду;
5) проведение анализа
географических, геологических, гидрографических
и демографических характеристик
бассейна, а также анализа землепользования
и экономической деятельности;
6) изучение экологического
воздействия человеческой деятельности
на состояние поверхностных, подземных
и морских прибрежных вод бассейна;
7) проведение экономического
анализа использования воды в
пределах бассейна;
8) выявление всех участков
(зон) водных объектов, используемых
для забора питьевой воды;
9) составление реестра
всех участков, Которые определены
Действующим законодательством
как подлежащие особой охране;
10) разработка программы
мониторинга состояния всех поверхностных,
подземных и морских прибрежных
вод;
11) разработка программы
дополнительного мониторинга состояния
участков (зон), подлежащих особой
охране;
12) установление экологических
нормативов (стандартов или категорий)
качества воды, разработка программы
мероприятий, направленных на достижение
экологических целей, в том числе нормативов
предельно допустимых ски идив (ПДС) и
регламентов периодического водо отведено
13) обеспечение общественности
информацией по проектам плана
управления речным бассейном
и учета замечаний;
14) участие в сотрудничестве
с другими компетентнымы органами
в мероприятиях по предотвращению
или уменьшению последствий аварий,
приводящих к загрязнению вод.
Законодательные основания для внедрения
системы бассейнов управления в Украине
Бассейновый принцип управления
закреплено в таких законодательных и
нормативных актах, как Водный кодекс
Украины; Национальная программа экологического
оздоровления бассейна Днепра и улучшения
качест тва питьевой воды; Основные направления
государственное политики в области охраны
окружающей среды, использования природных
ресурсов и обеспечения экологической
безопасности; постановление Верховной
Р Ады Украины \\ \"О концепции развития
водн ого, хозяйства Украины \\\", Закон
Украины \\ \"Об общегосударственной
программе развития водного хозяйств.
в Водном кодексе Украины провозглашена,
что \\ \"государственно управление
в области использования и охраны вод
и восстановления водных ресурсов осуществляется
по бассейнов принципа \\\"
В Национальной программе экологического
оздоровления бассейна Днепра и улучшения
качества питьевой воды предлагаются
следующие приоритетные мероприятия и
пути их реализации
1 Разработка принципов
и проектирование организационной
структуры и функциональных схем
бассейнов управления
2 Разработка и утверждение
Положения о бассейнов принципе
управления водопользования и
охраной вод, восстановлением водных
ресурсов и экологическим оздоровлению
водных объектов
3 Подготовка второго нормативных
актов, обеспечивающих реализацию
бассейнов принципа управления
4 Разработка нормативно-методической
базы эколого-инвестиционно деятельности
и функционирования управленческой
инфраструктуры в бассейне
5 Внедрение взаимосогласованной
нормативно-методиче кой базы системы
учета, мониторинга и контроля
за водопользования, охраной вод
и восстановлением водных ресурсов
в бассейне
6 Создание (проектирование,
соответствующая организация и
тд) бассейновой геоинформационной
системы с банком эколого-хозяйственной
информации
В Концепции развития водного
хозяйства Украины предусматривается
\\ \"обеспечение взаимодействия в управлении
водохозяйственной и водоохранной деятельностью
по бассейнов принципа \\\"
Согласно Этой Концепции система
бассейнов управления основывается на
принципах:
• приоритетности экологической
безопасности природопользования, согласованности
и сбалансированносты экологической политики
субъектов водопользования и водохозяйственной
деятельности;
• экономической целостности
бассейнов водохозяйственном комплекса,
самодостаточности и самоокупаемости
водохозяйственной и водоохранной деятельности;
• обеспечение взаимодействия
территориальных и отраслевых субъектов
управления водными хозяйством на основе
программно-целевого метода (комплексное
системное управление водными хозяйством
обеспечивается ся я Созданием координационно
центра, Который через исполнительные
структуры - бассейновое водохозяйственное
объединение, региональные водохозяйственные,
природоохранные и другие органы управления
- реализует политику, программы и задачи,
направленные на достижение определенной
цели устойчиво развития
• стандартизации процедур
и процессов бассейного управления и усиления
ответственности всех субъектов водопользования
и водохозяйственной деятельности за
состояние водного бассейна и качество
водных ресурсе е
• многие вариантность механизмов
эколого-инвестицион ой деятельности,
финансирования водохозяйственных и водоохранных
мероприятий, стимулирование рационального
использования и охраны водных ресурсов;
• информационного и научного
обеспечения управленческих решений,
участия общественности в решении водохозяйственных
и экологических проблем бассейна
Внедрение системы бассейнов
управления происходит путем разработки
и внедрения регламентирующих документов
(положений, наставлений, стандартов) и,
Согласно им, постепенной реструктуризации
функции и и региональных субъектов управления
в области использования, охраны и восстановления
водных ресурсов, отработка методологии
управления на основе проведения бассейновых
экспериментов и пилотных проек т.
В систему бассейнов управления
привлекаются органы исполнительной власти,
предприятия, учреждения и организации,
а также другие субъекты хозяйственной
деятельности в области охраны, потребление
и восстановление я водных ресурс.
Закон Украины \\ \"Об общегосударственной
программе развития водного хозяйства
\\\" для повышения эффективности управления
водными хозяйством предусматривает создание
условий для перехода к управлению водные
ыми ре есурсамы только по бассейнов принципиально.
Стратегическая цель реформирования
управления водными хозяйством - обеспечение
бассейновой сбалансированносты развития
водного хозяйства, охраны вод и восстановления
водных ресурсов на основе согласов ванность
правовых основ и управленческих действий
субъектов водопользования по бассейнов
принципа, направленных на сбалансированной
водозабезлечення населения и отраслей
экономики, внедрения перспе ктивных технолог
ичних нормативов использования водных
ресурсов, предотвращения вредного воздействия
в.
Ответственные за внедрение
бассейнов принципа - Министерство экологии
и природных ресурсов Украины, Государственный
комитет Украины по водному хозяйству
В основу бассейнов управления
водными хозяйством положеные следующие
принципы:
• неразрывное единство и взаимозависимость
процессов использования, охраны и восстановления
водных ресурсов;
• экосистемный подход, Который
предусматривает создание управленческих
структур, осуществляющих в пределах бассейнов
функции планирования, координации и контроля;
• совершенствование разграничения
полномочий в вопросах использования
водных ресурсов между органами государственное
власти, а также между ними и органами
местного самоуправления
Для внедрения ЭТИХ принципов
нужно:
• на законодательном уровне
разработать и утвердить организационную
структуру и функциональную схему внедрения
бассейнов принципа управления;
• разработать и утвердить
Соответствующие нормативно-правовые
акты, обеспечивающие реализацию бассейнов
принципа управления водными хозяйством,
охраной вод и восстановлением водных
ресурсов, защита ой е ид вредного воздействия
во
• создать комплексную Бассейновый
геоинформационную систему с банком кадастровой
информации в водный фонд, водные ресурсы
и средства их регулирования, в структуре
земельных угодий и мелиоративных зем
мель, п о территориально-отрасл вую структуру
водохозяйственном комплекса и использования
водных ресурсов, в качестве воды и тд.
• разработать методическую
базу водохозяйственной и экологической
инвестиционной деятельности и функционирования
управленческой инфраструктуры в бассейнах
основных рек.
ВЫВОД
Учитывая географические особенности
размещения и водохозяйственной освоенности
основных бассейнов, на территории Украины
целесообразно создать органы управления
бассейнов по разделением: Западно-Бугс
ское, Ве ерхньотисайське, Днестровск-Прутском,
Юго-Бугское, Днепровское (с Припятский,
Деснянский и Нижнеднепровский региональными
подразделениями), Черноморское (устьевая
часть Дуная и Днестра, рек Причерноморье),
Азовское (Северский Донец, реки Приазовья),
Крым.