Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Формирование основ патриотического воспитания у детей дошкольного возраста через реализацию проектов
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 8.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Институт развития
образования Кировской области
Курсовая работа
Формирование основ
патриотического воспитания у детей дошкольного
возраста через реализацию проектов
Выполнила
воспитатель МКДОУ детский
сад №10 «Сказка» г. Вятские Поляны
Юлия Владимировна Дмитриева
Рецензент М.В. Новгородцева
г. Киров
2014 г.
Оглавление
стр.
Введение
3
Практическая часть
6
Заключение
15
Список использованной литературы
16
Введение
Проблема патриотического воспитания
подрастающего поколения сегодня является,
одной из актуальных тем воспитательной
работы, которое включает в себя развитие
у ребенка чувства ответственности перед
обществом, чувство привязанности к семье,
дому, Родине, родной природе, почитание
предков, уважение к старшим, толерантное
отношение к другим людям. Отсюда следует,
что приобщение детей к народной культуре
является средством формирования у них
патриотических чувств и развития духовности
- нравственности, началом формирования
личности. Особенно актуально решение
этой проблемы применительно к детям в
дошкольном возрасте, т.к. в этот период
личность ребенка находится в стадии своего
становления, усвоения правил и норм поведения
в семье и обществе [8].
Идея патриотического воспитания,
приобретая все большее общественное
значение, становится задачей государственной
важности. Принципы государственной политики
в области образования, провозгласившие
приоритет общечеловеческих ценностей,
воспитание гражданственности, любви
к Родине, семье, определены государственной
программой «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2011—2015
годы», которая «является продолжением
государственных программ «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации
на 2001—2005 и 2006—2010 годы», сохраняет непрерывность
процесса п дальнейшему формированию
патриотического сознания российских
граждан как одного из факторов единения
нации» [9].
В ФГОС обозначено, что основным
принципом дошкольного образования является
приобщение детей к социокультурным нормам,
традициям семьи, общества и государства[12].
Научные исследования О.И. Жуковской,
А.А. Люблинской, Т.А. Марковой, Р.С. Буре,
М.Д.Маханёвой в области педагогики и психологии
подтвердили, что дошкольникам, особенно
старшим, доступно чувство любви к родному
городу, краю. Однако в данном возрасте
невозможно сформировать убеждения, но
можно заложить глубокие эмоциональные
основы патриотических чувств. Ребенок
дошкольного возраста мыслит конкретно.
Он должен выполнять конкретные дела,
а не оперировать отвлеченными понятиями
[6].
В этом смысле метод проектов
наиболее целесообразная форма для решения
задач патриотического воспитания, что
соответствует заявленной теме.
Цель моей деятельности:
Формировать у детей дошкольного
возраста патриотические отношения и
чувства к своей семье, городу, к природе,
России; культуре на основе исторических
и природных особенностей родного края
и страны через проектную деятельность.
Поставленную цель реализую
через решение задач:
1.Воспитательные:
воспитание у детей любви и привязанности
к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
воспитание уважения к труду;
воспитание патриотизма, уважение
к культурному прошлому России средствами
эстетического воспитания: изобразительная
деятельность, художественное слово.
2.Развивающие:
развитие нравственных норм
поведения;
развитие компетенций, необходимых
для успешной социализации подрастающей
личности;
развитие чувства ответственности
и гордости за достижения страны.
3.Образовательные:
формирование чувства сопричастности
ребёнка к родной земле, природе и всему
живому;
формирование интереса, представлений о русской национальной культуре (народное творчеств обычаи, традиции), воспитание чувства гордости и достоинства как представителя своего народа;
формирование представлений о своей малой родине (история посёлка люди, его прославившие) воспитание любви к своему краю;
формирование представлений о Родине как о многонациональном государстве, воспитание толерантности.
В работе руководствуюсь принципами:
1.Научности (правильное отражение
действительности).
2.Доступности (соотношение
содержания, характера и объёма
материала возрастным и индивидуальным
особенностям детей).
3.Системности и последовательности
(работа проводится систематически
в течение года, от одной возрастной
группы к другой, при гибком распределении
материала).
4.Личностно – ориентированного
подхода (поддерживать успешность
каждого ребенка).
5. Принцип историзма (сохранение
хронологического порядка описываемых
явлений и сводится к двум историческим
понятиям: прошлое (давным-давно) и настоящее
(в наши дни).
6.Принцип гуманизации
(умение педагога встать на позицию ребёнка,
учесть его точку зрения, не игнорировать
его чувства и эмоции, видеть в ребёнке
полноправного партнёра, а также ориентироваться
на высшие общечеловеческие понятия -
любовь к семье, родному краю, Отечеству)
и др.
Практическая часть
Метод проектов, как было сказано
выше, наиболее целесообразная форма для
решения задач патриотического воспитания.
Основной целью проектного
метода в дошкольных учреждениях является
развитие свободной творческой личности
ребёнка, которое определяется задачами
развития и задачами исследовательской
деятельности детей [10].
Рассмотрим целесообразность
использования метода проектов в патриотическом
воспитании старших дошкольников.
Во-первых, метод проектов позволяет
ребенку почувствовать себя исследователем.
Не секрет, что в детских садах иногда
пытаются сделать детей энциклопедистами.
Запастись знаниями «впрок» никому не
удается. Главное — научить ребенка пользоваться
источниками информации [11].
Во-вторых, проектный метод
позволяет объединить детей, родителей
и воспитателей в совместной деятельности»
[11; с. 83].
Использование метода проектов
в системе руководства патриотическим
воспитанием в дошкольном учреждении
можно считать наиболее приемлемым, так
как он позволяет сочетать интересы всех
участников проекта:
·Педагог имеет возможность
самореализации и проявления творчества
в работе в соответствии со своим профессиональным
уровнем, использовать в работе современные
формы работы.
·Родители имеют возможность
активно участвовать в значимом для них
процессе патриотического воспитания.
·Деятельность детей организована
в соответствии с их интересами, желаниями
и потребностями» [2; с. 11].
Возможность использования
метода проектной деятельности в работе
со старшими дошкольниками обеспечивается
характеристиками данного возраста.
Это, прежде всего любознательность,
стремление к самостоятельному поиску
ответов на возникающие у ребенка вопросы.
К старшему дошкольному возрасту внимание
у детей становится более устойчивым,
наблюдательность — более дифференцированной
и долгосрочной, развиваются способности
к началам анализа, синтеза, самооценке,
появляется стремление к совместной деятельности.
Проявляются стремление к совместной
деятельности с товарищами, взрослыми,
желание быть значимым и полезным, умение
находить свое место и видеть свою роль
в общей работе.
Проектная деятельность отвечает
возрастным особенностям детей 5—7
лет.
Среди них можно выделить:
·непосредственную связь с
жизнью, интересными событиями и необычными
свойствами привычных предметов;
·возможность достичь объективно
и субъективно значимого результата;
широкий спектр видов деятельности;
·важность не только результата,
но и процесса и способов его достижения;
·возможность действовать в
своем темпе, выбирать формы взаимодействия,
проявлять познавательную, творческую,
деловую активность, самостоятельность,
применять освоенные ранее знания и умения»
[3; с. 23].
Для успешного использования
метода проектов в патриотическом воспитании
детей дошкольного возраста сначала был
проведен анализ психолого – педагогической
и методической литературой:
Знакомство с программами патриотического воспитания в ДОУ: «Мы живём в России» Н.Г. Зеленовой, Л.Е. Осиповой [3]; «С чего начинается
Родина?» под редакцией Л. А. Кондрыкинской [5].
2. Литература, описывающая
особенности проектной деятельности
и использование ее в работе
с детьми[2].
Рассмотрим проектную деятельность
по теме «Формирование у дошкольников
основ патриотического воспитания через
знакомство с историей родного города»
Вид проекта:
по контингенту
участников: дети дошкольного возраста;
воспитатели, родители;
по направленности: меж предметный (ознакомление
с окружающим, развитие речи, познание,
конструирование, художественное творчество);
по характеру
деятельности: информационно - познавательный,
творческий;
по продолжительности: работа по проекту рассчитана
на 4 учебных года и ведется с детьми на
каждом возрастном этапе.
Целью данного проекта является формирование основ
патриотического воспитания у детей дошкольного
возраста через знакомство с историей
родного города.
Задачи:
1. Воспитательные:
воспитывать чувство уважения и любви
у дошкольников к родному краю, дому, семье,
детскому саду, городу, природе, к культурному
наследию своего народа.
2. Развивающие:
развивать познавательную активность
детей в процессе ознакомления с родным
краем, историей своего города, достопримечательност ми
и людьми, прославившим его.
3. Образовательные:
формировать представление у детей о ценности
труда взрослых, его общественной значимости.
В процессе совместной деятельности
были использованы следующие формы и методы работы:
беседы о родном крае (выносятся темы сложные, требующие толкования, объяснения).
использование
наглядного материала: фотографии, репродукции картин, рисунки, макеты, фильмы, книги.
рассказ о городе (воспитатель должен включить в него вопросы к детям).
рассказы об исторических
событиях города.
Рассказывая, не следует часто
употреблять даты, т.к. дошкольникам не
доступна хронология. Но чтобы дети поняли,
что события проходили давно, можно употреблять
такие выражения: "Это было очень –
очень давно", "Это было тогда, когда
ваши мамы и папы были маленькими" и
т.д.
знакомство с достопримечательност ми родного города.
Воспитатель рассказывает о
различных архитектурных сооружениях:
зданиях, Дворцах культуры, соборах. В
этих случаях не следует подробно рассматривать
специальную архитектурную терминологию.
Достаточно выделить что-то главное, что
отличает то или иное здание от других.
целевые прогулки
и экскурсии
Так как узнать и полюбить город
только по иллюстрациям невозможно. Дети
должны, прежде всего, знать тот район,
в котором они живут, видеть красоту тех
улиц, по которым проходят каждый день.
Но необходимо помнить, что на целевые
прогулки и экскурсии следует выходить,
соблюдая все требования по охране жизни
и здоровья детей.
игровая деятельность:
*дидактические игры "Узнай,
где я нахожусь?", "Где мой дом?"
и др.;
*сюжетно – ролевые игры: "Магазин",
"Больница" , "Библиотека&quo ;, "Почта"
и др.,
*строительные игры: "Мосты",
"Стадион" "Транспорт" и др.
художественное творчество,
конструирование: рисование на тему «Я в детском саду», рисование на тему «Дом для
моей семьи»; аппликация «Улицы города»
опытно – экспериментальная деятельность (выращивание рассады, посадка насаждений, благоустройство участка).
Приобщая дошкольников к истории
родного города, нужно учитывать, что информация,
данная воспитателем, должна вызвать в
детях не только положительные чувства
и эмоции, но и стремление к деятельности.
Это может быть желание ребёнка нарисовать
то, о чём он только что услышал; рассказать
близким или знакомым то, что он узнал
в детском саду; посадить около дома цветы,
чтобы его двор стал красивее; не сорить
и т.д.
От того как воспитатель преподнесёт
материал, зависит, воспримет ли ребёнок
новые знания, или эта информация не затронет
чувства детей, не вызовет у них желания
узнать что-то новое.
Работу по формированию патриотического
чувства дошкольника к родному краю, дому,
семье, детскому саду, городу, природе,
к культурному наследию своего народа
можно представить в виде модели познания,
которая имеет вид лестницы, где на каждой
ступени происходит закрепление прошлого
опыта и формирование новообразований.
Работа по познанию истории
родного края, города, начинается с младшей
группы и продолжается до подготовительной.
В работе по формированию основ
патриотического воспитания у детей дошкольного
возраста через знакомство с историей
родного города важна преемственность, сотрудничество
с родителями.
При работе с родителями можно использовать такие формы работы
как:
анкетирование родителей «Мой
ребенок, какой он?»;
поддержание групповых традиций
совместным участием в них;
индивидуальные консультации, беседы;
родительское собрание с презентацией «Воспитать патриота и гражданина»;
фотовыставки «Мой любимый город»,
«Самое красивое место в нашем городе»;
совместное творчество родителей
и детей как стимул единения семьи (создание
рисунков, аппликаций).
Процесс проведения совместной
деятельности предполагает гибкость и
творческий подход.
Содержание планирования можно
дополнять, изменять, игры и упражнения
могут повторяться, усложняться или упрощаться.
Примерный перечень
тем по знакомству детей 5 -6 лет (старшая
группа) с историей родного города.
Цель: Продолжать развивать
представления об изменении позиции ребёнка
в связи с взрослением, о семье и её истории;
продолжать формировать интерес к "малой
Родине", познакомить с достопримечательност ми,
культурой, традициями родного края, с
людьми, прославившим свой край; углублять
представления детей о Российской армии:
рассказывать о трудной, но почётной обязанности
защищать Родину; о том, как в годы войн
деды и прадеды сражались за нашу страну.
Формировать первичные представления
о труде взрослых, его роли в обществе
и жизни каждого человека. Учить бережно
относиться к тому, что сделано руками
человека.
Работа с детьми и
родителями:
Заключение
Таким образом, нравственно-патриотич ское
воспитание детей является одной из основных
задач дошкольного образовательного учреждения.
Для формирования чувства патриотизма
очень важно давать детям начальные знания
о Родине, представления о нашей стране,
народе, обычаях, истории, культуре [8].
Следует подчеркнуть, что в
настоящее время выходит достаточно много
методической литературы по данному вопросу.
Зачастую в ней освещаются лишь отдельные
стороны нравственно-патриотич ского
воспитания детей в конкретных видах деятельности
и нет стройной системы, отражающей всю
полноту данного вопроса. Это закономерно,
поскольку чувство патриотизма многогранно
по содержанию: любовь к родным местам,
и гордость за свой народ, и ощущение своей
неразрывности с окружающим миром, и желание
сохранять и приумножить богатство своей
страны. Именно поэтому проектная деятельность
наиболее подходит для формирования основ
патриотического воспитания у детей дошкольного
возраста.
Формирование патриотических
чувств проходит эффективнее, если детский
сад устанавливает тесную связь с семьёй.
Необходимость подключения семьи к процессу
ознакомления дошкольников с социальным
окружением объясняется особыми педагогическими
возможностями, которыми обладает семья:
любовь и привяза и т.д.................