Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Направления совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2014. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Оглавление
Введение………………..3
Глава 1 Основные положения законодательста РФ, регламентирующие перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ…..6
1.1 Анализ законодательства РФ, регламентирующего перемещение товаров через таможенную границу……….........6
1.2 Взаимодействие Государственных органов при осуществлении контроля через таможенную границу………............13
Глава 2 Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом на примере Шереметьевской таможни……………….16
2.1 Технологии таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования……………16
2.2 Организация таможенного оформления товаров……….29
2.3 Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом в Шереметьевской таможни………..………32
Глава 3 Направления совершенствования таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом………...39
3.1 Статистические данные Шереметьевской таможни, характеризующие перемещение товаров физическими лицами………...39
3.2 Анализ актуальных проблем в организации таможенного контроля……….42
Заключение………………...45
Список литературы……………….47
Приложения………………..48



Введение

В настоящее время работа с физическими лицами составляет более 20% общей деятельности таможенных органов. Перемещение товаров через таможенную границу физическими лицами в последнее время является одним из важнейших вопросов таможенной политики Российской Федерации (РФ). В связи с изменениями в политической и экономической жизни страны, значительно увеличился пассажиропоток через таможенную границу РФ. У граждан России появилась возможность выезжать в заграничные туристические поездки, заниматься внешнеэкономической деятельностью, получать образование за рубежом.
В эпоху бурного развития торговли, деловых связей и туризма в отношениях между государствами, трудно переоценить значение воздушного транспорта. В связи с востребованностью в быстрой перевозке пассажиров, их багажа, а также различный грузов, воздушный транспорт имеет определенные преимущества по сравнению с иными видами транспорта - высокую скорость перемещения на большие расстояния, оперативность, определенный уровень сервиса перевозки.
Перемещение товаров через таможенную границу РФ физическими лицами производится в упрощенном льготном порядке. Задачей таможенных органов является так организовать таможенное оформление и таможенный контроль физических лиц, чтобы не допустить незаконное перемещение товаров через таможенную границу РФ.
В последнее время, в связи со сложившей в мире непростой экономической ситуацией, прослеживается тенденция вывоза большого количества иностранной валюты за пределы РФ. В этой связи, таможенные органы часто сталкиваются с проблемой не декларирования либо недостоверного декларирования валюты.
Перемещаемые физическими лицами товары оказывают достаточное влияние на экономику и на благосостояние граждан. По этим причинам необходимо очень правильно, грамотно и экономически выгодно построить политику в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами. Для этого необходимо в каждой таможне учитывать опыт зарубежных стран при проведении таможенного контроля, очень тщательно вести таможенную статистику по данным товарам, и грамотно её анализировать. На основе проведенного анализа следует вводить меры регулирования, благодаря которым можно будет поддерживать экономику нашей страны, отечественных производителей, и, кроме того, давать возможность физическим лицам получать дешевые иностранные товары, которые они могут перемещать для личного потребления.
В сложившейся ситуации полноценно выполнять возложенные на таможенные органы функции по предотвращению незаконного перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами можно только путем совершенствования организации таможенного оформления и таможенного контроля. Объектом исследования является организация таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом в упрощенном порядке, а также совокупность проблем, складывающихся при проведении в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами, таможенного оформления и таможенного контроля.
Предметом исследования является деятельность таможенных лиц на примере Шереметьевской таможни по организации таможенного контроля, проводимого в отношении физических лиц, перемещающих товары воздушным транспортом в упрощенном порядке.
Цель курсовой работы заключается в поиске оптимальных решений совершенствования технологии таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом физическими лицами в упрощенном порядке.
Для достижения цели работы были поставлены следующие задачи:
    изучение и анализ нормативно-правовой базы, касающейся таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом физическими лицами через таможенную границу РФ;
    определение особенностей производства таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу;
    рассмотрение на примере Шереметьевской таможни технологии производства таможенного контроля товаров, а также технических средств таможенного контроля, применяемых в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами в разрезе таможенных процедур;
    анализ актуальных проблем при перемещении товаров воздушным транспортом физическими лицами (на основе деятельности таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни);
    разработка направлений совершенствования существующей технологии таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом на основе проведенного анализа.
При написании работы использовалась нормативные правовые акты РФ, международные договора, конвенции, соглашения, акты правительства РФ, регламентирующие тему курсовой работы. Для проведения анализа актуальных проблем были использованы публикации в средствах массовой информации, статистические и архивные данные, а так же показатели анализа деятельности таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни.
Курсовая работа включает введение, три главы, заключение, список литературы, приложения.
В Главе 1 «Основные положения законодательста РФ, регламентирующие перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ»
В Главе 2 «Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых воздушным транспортом в Шереметьевской таможни»
В Главе 3 даются выводы и конкретные рекомендации по рассмотренному предприятию, а также разработаны некоторые рекомендации по совершенствованию контроля физическими лицами через таможенную границу.





Глава 1 Основные положения законодательства РФ, регламентирующие перемещение товаров физическими лицами через таможенную границу РФ

        Анализ законодательства РФ, регламентирующие перемещению
товаров физическими лицами через таможенную границу
Регулирование правил перемещения товаров через таможенную границу физическими лицами осуществляется как международными нормами, так и российскими, при этом, в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Такие нормы содержатся в следующих законодательных актах:
    Конституция Российской Федерации;
    международные договоры РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы России, например, Всеобщая декларации прав человека;
    Таможенный кодекс Российской Федерации (ТК РФ) и принятые в соответствии с ним нормативно-правовые акты ФТС России;
    Воздушный кодекс Российской Федерации;
    Федеральные законы, например, Федеральный Закон РФ от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (с изменениями от 24.07.2009); Закон РФ от 15.04.1993 №4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», Федеральный закон РФ от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (ред. от 22.07.2008).
    Указы Президента РФ;
    Акты Правительства РФ;
    нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ), регулирующие вопросы в части, касающейся темы.
Достаточно активно международное таможенное право развивается в форме двусторонних договоров. Россия заключила значительное количество таких договоров. Двусторонние таможенные договоры схожи как по содержанию, так и по структуре. В качестве примера рассмотрим один из наиболее типичных двусторонних договоров в области таможенного дела с участием России.
Предусмотрена и такая специфическая форма сотрудничества, как наблюдение за лицами, товарами и транспортными средствами. Таможенные службы одной из сторон Соглашения (по собственной инициативе или по просьбе другой стороны Соглашения) наблюдают за перемещениями, в частности за въездом и выездом лиц, известных как злостные нарушители таможенных правил или подозреваемые в нарушении таможенного законодательства другой стороны Соглашения. Наблюдение может вестись и за незаконным перемещением товаров, любыми транспортными средствами, используемыми с целью нарушения таможенного законодательства другой стороны или в отношении которых имеется подозрение в этом, за местами, используемыми для хранения контрабандных товаров.
В связи с принятием ТК РФ в 2003 году нормативная база перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу изменилась. В развитие положений ст. 282 ТК РФ Правительство РФ издало ряд постановлений:
    постановление Правительства РФ от 27.11.2003 № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (ред. от 20.08.2009). В данном постановлении Правительства РФ, в том числе, рассмотрено перемещение товаров физическими лицами в сопровождаемом и несопровождаемом багаже, что развивает ст. 286 ТК РФ.
    постановление Правительства РФ от 29.11.2003 № 718 «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования» (в ред. постановления Правительства РФ от 23.01.2006 № 29), устанавливающее ставки таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу1.
______
1Федеральный Закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. От24.07.2009).


В перечисленных нормативно-правовых актах установлены права и обязанности должностных лиц таможенных органов при выполнении ими своих функциональных обязанностей по проведению таможенного контроля в отношении физических лиц и при проверке и принятии пассажирской таможенной декларации, а также права и обязанности физических лиц при прохождении ими таможенного контроля.
К данной группе нормативно-правовых документов можно также отнести приказы ФТС России, касающиеся проведения отдельных форм таможенного контроля в отношении физических лиц. Например:
    Приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1165 «Об утверждении формы акта проведения личного досмотра»;
    Приказ ГТК России от 20.10.2003 № 1166 «О формах актов таможенного досмотра (осмотра) товаров и транспортных средств».
Отдельного внимания заслуживают документы, создаваемые непосредственно в органах проведения таможенного контроля. К таким документам можно отнести приказ Шереметьевской таможни от 25.05.2005 № 83 «Об утверждении Технологической схемы организации и проведения таможенного оформления и таможенного контроля за товарами, перемещаемыми через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд в Аэропорту «Шереметьево».
На основании постановления в 1956 году началось строительство военного аэродрома специального назначения, соответствовавшего всем международным нормам, что дало возможность для испытаний на них только рождающейся реактивной техники - как военной, так и гражданской авиации.
В 1960 году Аэропорт «Шереметьево» получил статус международного аэропорта.
Постановлением Совета Министров от 02.03.1960 года № 68 была образована Шереметьевская таможня. Таможня создается на базе Внуковской таможни. Из Внуково переводятся сотрудники, авиарейсы. Штат таможни в 1960 году составлял 29 человек: начальник таможни, заместитель начальника таможни, бухгалтер-кассир, три старших смены (работают посменно сутками), контролеры. Внуково - таможенный пост в подчинении Шереметьевской таможни.
Первый рейс из Шереметьево - 01.06.1960 (Москва - Шенефельд) эта дата и считается днем рождения Шереметьевской таможни.
Задачи, стоявшие тогда перед таможней:
    соблюдение государственной монополии внешней торговли;
    борьба с контрабандой;
    защита практической системы государства. Борьба с ввозом идеологически вредных материалов (антисоветская литература, религиозная литература, порнография, контроль за кино,- фото- аудиоматериалами).
В настоящий момент Шереметьевская таможня является таможней непосредственного подчинения ФТС России. В Шереметьевской таможне проходят апробацию и внедряются экспериментальные технологии - например, электронное декларирование, предварительное информирование, система анализа и управления рисками, а так же максимальное использование принципа выборочности при осуществлении таможенного контроля пассажиров и грузов.
Шереметьевская таможня является авиационной, пассажирско-грузовой таможней высшей категории. Грузовой и пассажирский таможенные посты Шереметьевской таможни работают круглосуточно в условиях аэропорта смешанного типа (международные и внутренние рейсы), осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль грузов. Свою деятельность таможня осуществляет на территории международного Аэропорта Шереметьево, являющегося крупнейшими «воздушными воротами» России. В аэропорту действует 38 российских и иностранных авиакомпаний, совершающих рейсы более чем в 80 стран мира.
Сегодня основная задача Шереметьевской таможни - расширить грузооборот, содействуя развитию внешнеэкономических связей. В регионе действия Шереметьевской таможни действуют 13 складов временного хранения, 2 таможенных склада, 8 магазинов беспошлинной торговли. Ежедневно проходит таможенное оформление 200-300 тонн груза и багажа. В регионе действия Шереметьевской таможни работает более 37000 участников ВЭД.
Таможенным оформлением и таможенным контролем товаров, перемещаемых физическими лицами, занимается Отдел специальных таможенных процедур (далее - ОСТП), который осуществляет свою деятельность на участке таможенного контроля. В настоящее время в Шереметьевской таможне существует три ОСТП, которые осуществляют свою деятельность в терминалах: Шереметьево - С (Аэропорт Шереметьево - 1), Шереметьево - F (Аэропорт Шереметьево - 2), Шереметьево - D (Аэропорт Шереметьево - 3) соответственно. Численность ОСТП зависит от терминала, в котором он осуществляет свою деятельность и составляет от 40 (ОСТП № 1 - Шереметьево - С) до 80 (ОСТП № 3 Шереметьево - D) человек.
В своей деятельности ОСТП руководствуется нормативно-правовым актами Российской Федерации, а также положением об Отделе специальных таможенных процедур. Отдел специальных таможенных процедур является структурным подразделением таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни и непосредственно подчиняется заместителю начальника таможенного поста. Структура отдела представлена на рис. 1


Рис. 1. Структура отдела специальных таможенных процедур

По согласованию с органами пограничного и таможенного контроля, администрацией аэропорта определяются зоны дополнительных режимных ограничений и зоны таможенного контроля. К зоне таможенного контроля Шереметьевской таможни относятся:
    участки с особым режимом - места, где регулярно производится таможенный контроль и таможенное оформление физических лиц, товаров;
    участки с обычным режимом - здания, помещения и иные места, в которых не производится таможенный контроль или таможенное оформление физических лиц, товаров.
Технология таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом в упрощенном порядке, будет рассмотрена на примере деятельности ОСТП Шереметьевской таможни.
В соответствии с положением об отделе основными задачами ОСТП являются:
    осуществление таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами и помещаемых под таможенные режимы и таможенные процедуры, и таможенного контроля товаров с использованием системы управления рисками;
    обеспечение соблюдения установленных в соответствии с законодательством РФ запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного, семейного, домашнего пользования и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
    применение единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования;
    выявление и принятие мер в пределах своей компетенции по пресечению административных правонарушений в области таможенного дела, а также иных нарушений законодательства РФ и международных договоров РФ, контроль за исполнением которых возложен на таможенные органы РФ;
    проведение таможенного досмотра (осмотра) товаров, контроль за помещением, порядком помещения товаров в ЗТК, их хранением и выдачей товаров в (из) зонах таможенного контроля (складах временного хранения, таможенных складах, магазинах беспошлинной торговли и других местах, где могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю), учет товаров, устный опрос физических и должностных лиц государственных органов, проверка системы учета и отчетности, осмотр территорий и помещений, где созданы зоны таможенного контроля;
    обеспечение сбора и обобщения сведений, полученных в результате осуществления таможенного контроля.
Порядок (перечень и последовательность) организации таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами, определяется Технологической схемой, утвержденной приказом Шереметьевской таможни от 25.05.2005 № 83. Технологическая схема разработана с учетом требований, определяемых законодательными и нормативными документами (Конституцией РФ, Федеральными законами, ТК РФ, Гражданским кодексом РФ, Указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами ГТК России и ФТС России, приказами начальника Шереметьевской таможни).
Таможенное оформление и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу РФ, осуществляют должностные лица таможенных органов РФ, прошедшие в установленном порядке профессиональную подготовку, отвечающие морально-психологич ским, профессиональным, этическим критериям, имеющие личные номерные печати и назначенные на соответствующую должность на основании приказа начальника Шереметьевской таможни2.

_________
2. Назаренко В.М., Назаренко К.С. Таможенное обслуживание внешнеэкономической деятельности. - М.: Экзамен, 2010г. - с.768



1.2 Взаимодействие Государственных органов при осуществлении контроля через таможенную границу
Таможенные органы РФ в целях решения задач таможенного дела взаимодействуют с иными правоохранительными органами и другими государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами.
Государственные органы и их должностные лица обязаны оказывать содействие таможенным органам РФ в решении возложенных на них задач, в том числе путем создания надлежащих условий для этого.
Порядок перемещения товаров физическими лицами регулируется Федеральными законами, нормативными правовыми актами ФТС России, совместными актами с другими ФОИВ, так как существуют такие товары, для которых предусмотрен особый порядок перемещения: валюта, оружие, объекты флоры и фауны, радиоэлектронные средства, культурные ценности. Порядок перемещения данных объектов разрабатывается совместно с другими органами.
Одним из важнейших направлений в деятельности таможенных органов является контроль перемещения культурных ценностей. Порядок ввоза (вывоза) данной категории товаров носит разрешительный характер и регулируется Законом РФ от 15.04.1993 № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей», а также рядом нормативных актов ФТС России совместно с Минкультуры России.
Отдельно стоит остановиться на рассмотрении взаимодействия таможенных органов с органами МВД России и ФСБ России, так как данные органы осуществляют совместную работу не только на документальном и нормативно-правовом уровнях, но и непосредственно на уровне оперативной деятельности.
МВД России, ФСБ России и таможенные органы в соответствии со своей компетенцией строят свою работу по взаимодействию на основании действующего законодательства.
Взаимодействие развивается в следующих направлениях:
    разработка на основе анализа оперативной обстановки и проведение совместных мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере;
    осуществление обмена информацией об источниках и каналах незаконного поступления на внутренний рынок, а также о возможном вывозе за рубеж оружия, наркотиков, валюты, культурных ценностей и сырьевых ресурсов, крупных партий промышленных изделий и товаров народного потребления;
    выявление лиц, занимающихся перемещением через государственную границу РФ предметов контрабанды, нарушающих порядок проведения внешнеэкономических операций, осуществление совместных мер по документированию их преступной деятельности;
    оказание взаимной помощи в осуществлении научных исследований и подготовке кадров;
    проведение совместных рабочих встреч, совещаний, обобщение итогов проделанной работы, подготовка предложений по совершенствованию совместной деятельности.
ФСБ России информирует таможенные органы:
    о лицах, подозреваемых в причастности совершения контрабандных сделок, незаконных внешнеэкономических операций, фактах их подготовки и совершения;
    о появлении в незаконном обороте на внутреннем рынке наркотиков иностранного производства;
    о выявленных признаках, указывающих на подготовку или совершение особо опасных государственных преступлений или деятельность, противоречащую интересам обеспечения государственной безопасности, со стороны участников внешнеэкономических связей или лиц, подозреваемых в причастности к контрабанде;
    о фактах, новых формах и методах незаконного перемещения через государственную границу предметов, запрещенных к ввозу, вывозу или транзиту;
    о случаях хищений культурных ценностей из музеев, частных коллекций, церквей и иных мест с подробным описанием и фотографиями похищенного.
ФСБ России оказывает содействие в организации контроля за объектами оперативной заинтересованности органов внутренних дел, ориентируют о возможных каналах поступления наркотиков в РФ, фактах контрабанды в другие страны, связях лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за подобные правонарушения.
Взаимодействие таможенных органов с органами МВД России и ФСБ России при проведении мероприятий по предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений в данной сфере осуществляется на основе совместных планов. Координация взаимодействия при решении вопросов организации борьбы с преступностью в данной сфере возлагается на специально создаваемые совместные рабочие группы3.






















_________

3. Основы таможенного дела: учеб. пособие. В 2 т. Т.1/ под общей редакцией Ю.Ф. Азарова. - М.: РИО РТА, 2009г.. - с.576


Глава 2 Организация таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом на примере Шереметьевской таможни

2.1 Технологии таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами для личного пользования
В соответствии с главой 23 ТК РФ перемещение товаров физическими лицами для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд является специальной таможенной процедурой, которая применяется наряду с общеустановленным порядком, так, например, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 ТК РФ все лица на равных основаниях имеют право на ввоз в РФ и вывоз из РФ товаров и транспортных средств в порядке, предусмотренным таможенным законодательством. При этом в соответствии со статьей 156 ТК РФ право выбора таможенного режима в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ, предоставляется лицу их перемещающему.
Главой 25 ТК РФ регулируется перемещение товаров отдельными категориями иностранных лиц. Положения данной главы применяются в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу дипломатическими, консульскими и иными официальными представительствами иностранных государств, международными организациями, персоналом этих представительств и организаций, а также в отношении товаров, предназначенных для личного и семейного пользования отдельных категорий иностранных лиц, пользующихся преимуществами, привилегиями и (или) иммунитетами на таможенной территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Таможенное оформление указанных товаров производится в упрощенном порядке.
Существенное значение для применения порядка перемещения товаров, предусмотренного главой 23 ТК РФ, имеет процедура определения предназначения товаров.
В соответствии с пунктом 2 ст. 281 ТК РФ предназначение товаров (для личного пользования или коммерческих целей) определяется таможенным органом исходя из заявления физического лица о товарах, перемещаемых через таможенную границу, а также из таких критериев как:
    характер товаров: их потребительские свойства, традиционная практика применения и использования. Например, ввоз (вывоз) товаров, обычно не используемых в быту;
    количество товаров. Например, перемещение однородных товаров (одного наименования, фасона, размера);
    частота перемещения товаров через таможенную границу. Например, периодическое перемещение одним и тем же физическим лицом, однородных товаров.
Рассматриваемая таможенная процедура применяется при отсутствии оснований, что товары ввозятся для предпринимательской (коммерческой) деятельности, поскольку ввоз товаров для предпринимательской деятельности сопряжен с необходимостью применения общего порядка таможенного оформления и применения мер тарифного и нетарифного регулирования.
Для выявления особенностей перемещения товаров физическими лицами необходимо определить смысл понятия «упрощенный, льготный порядок». При заявлении физическим лицом товаров для таможенного оформления и таможенного контроля применяются формы декларирования, упрощающие процедуру оформления: специальный бланк для декларирования в письменной форме, устная, конклюдентная формы декларирования и т.п.
Терминология, используемая при рассмотрении положений, касающихся перемещения товаров физическими лицами для личного пользования приведена в положении о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, утвержденном постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 № 715.
- «товары, перемещаемые физическими лицами в сопровождаемом багаже» - товары (за исключением автомобилей), предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу РФ, и предъявляемые таможенному органу физическим лицом или перевозчиком непосредственно при въезде этого физического лица на таможенную территорию РФ или его выезде с этой территории (в том числе в ручной клади);
- «товары, перемещаемые физическими лицами в несопровождаемом багаже» - товары, предназначенные для личного пользования физическими лицами, следующими через государственную границу РФ, перемещаемые через таможенную границу РФ перевозчиками по договорам перевозки (по багажной квитанции, накладной, коносаменту), заключенным с физическими лицами, и предъявляемые таможенному органу перевозчиками (т.е. место и (или) время прибытия указанных товаров на таможенную территорию РФ либо убытия с этой территории не совпадают с местом и (или) временем фактического пересечения физическими лицами государственной границы РФ).
Опишем более подробно процедуру таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами в сопровождаемом багаже.
В данном случае таможенное оформление производят таможенные органы, в регионе деятельности которых расположены пункты пропуска через государственную границу РФ. Таможенное оформление производится в специально установленных таможенными органами местах, расположение которых согласовывается с администрацией аэропортов, аэродромов, морских, речных портов, железнодорожных вокзалов и станций, других транспортных предприятий, а также с подразделениями федеральных органов исполнительной власти, осуществляющими государственный контроль в пунктах пропуска.
В соответствии с приказом ГТК России от 24.12.2003 № 1529, местами таможенного оформления товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, при пересечении государственной границы РФ железнодорожным, автомобильным или водным транспортом в международном пассажирском сообщении являются, как правило, конструктивно выделенные и обособленные помещения, используемые для перевозки пассажиров (купе, каюта, вагон, пассажирский салон транспортного средства).
В соответствии с таможенным законодательством декларантом товаров, перемещаемых в сопровождаемом багаже, может быть как российское, так и иностранное лицо, их перемещающее.
В случае если декларантом товаров является лицо в возрасте до 16 лет, может быть сопровождающий его один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель указанного лица, а при организованном выезде (въезде) группы несовершеннолетних лиц без сопровождения родителей, усыновителей, опекунов или попечителей - руководитель группы. Декларирование товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, производится в конклюдентной форме, за исключением товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме. При этом незаявленные физическим лицом о наличии таких товаров по установленной письменной форме рассматривается как его заявление о том, что у физического лица не имеется товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме.
Товары могут перемещаться физическими лицами через таможенную границу РФ не только в сопровождаемом, но и в несопровождаемом багаже.
В таком случае таможенное оформление товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, производят таможенные органы, в регионе деятельности которых постоянно проживают или временно пребывают эти лица.
Перевозка товаров, перемещаемых в несопровождаемом багаже, от места прибытия на таможенную территорию РФ до места таможенного оформления производится в соответствии с таможенной процедурой внутреннего таможенного транзита.
В соответствии с российским законодательством декларантом товаров, перемещаемых физическими лицами в несопровождаемом багаже, может быть как российское, так и иностранное физическое лицо, перемещающее эти товары либо действующее по доверенности физического лица, перемещающего товары.
Декларантом товаров, поступивших в несопровождаемом багаже в адрес несовершеннолетнего лица в возрасте до 16 лет, может быть один из родителей, усыновитель, опекун или попечитель указанного лица или лицо, действующее по доверенности указанных лиц.
Физическому лицу необходимо указать сведения о наличии несопровождаемого бага6а в соответствующей графе пассажирской таможенной декларации.
Декларирование товаров, перемещаемых физическим лицом в несопровождаемом багаже, производится им путем подачи в таможенный орган заявления, форма и порядок заполнения которого установлены приказом ФТС России.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами в несопровождаемом багаже, завершается путем проставления должностным лицом таможенного органа в соответствии с принятым им решением оттиска личной номерной печати в заявлении, пассажирской таможенной декларации, транспортных и иных документах, представленных для таможенного оформления.
Обязательному письменному декларированию подлежат следующие товары, перемещаемые в ручной клади, сопровождаемом и несопровождаемом багаже:
1. Ввозимые товары, общая стоимость которых превышает 65 тыс. рублей и (или) общий вес которых превышает 35 кг.
2. При единовременном ввозе в РФ наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ, а также дорожные чеки, внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США.
3. При единовременном вывозе из РФ наличная иностранная валюта и (или) валюта РФ в сумме, превышающей в эквиваленте три тысячи долларов США.
4. При единовременном вывозе из РФ дорожные чеки в сумме, превышающей в эквиваленте десять тысяч долларов США.
5. При единовременном вывозе из РФ внешние и (или) внутренние ценные бумаги в документарной форме, за исключением случаев вывоза из РФ ранее ввезенных или переведенных в РФ при соблюдении требований таможенного законодательства РФ внешних и (или) внутренних ценных бумаг при представлении таможенной декларации или иного документа, подтверждающего их ввоз или перевод в РФ.
6. Драгоценные металлы (золото, серебро, платина и металлы платиновой группы - палладий, иридий, родий, рутений и осмий) в любом состоянии и виде: ввозимые временно, вывозимые (за исключением временно вывозимых ювелирных изделий в том числе и со вставками из драгоценных камней).
7. Драгоценные камни: ввозимые временно, вывозимые изумруды, рубины, сапфиры и александриты, природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде, уникальные янтарные образования, бриллианты, ввозимые природные алмазы.
8. Культурные ценности.
9. Вывозимые государственные награды РФ.
10. Животные и растения, находящиеся под угрозой исчезновения, их части, дериваты, а также полученная из них продукция.
11. Оружие (устройства и предметы, конструктивно предназначенные для поражения живой или иной цели, подачи сигналов), основные части огнестрельного оружия (ствол, затвор, барабан, рамка, ствольная коробка), патроны (устройства, предназначенные для выстрела из оружия, объединяющие в одно целое при помощи гильзы средства инициирования, метательный заряд и метаемое снаряжение), составные части патронов (гильзы капсулированные, капсюли, порох).
12. Ввозимые алкогольные напитки в количестве, превышающем 2 литра.
13. Ввозимые табачные изделия в количестве, превышающем 50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (в случае ввоза табачных изделий только одного вида в количестве, превышающем 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет, 0,5 кг табака).
14. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры.
15. Сильнодействующие и ядовитые вещества.
16. Высокочастотные устройства и радиоэлектронные средства, за исключением оконечного оборудования.
17. Специальные технические средства, предназначенные для негласного получения информации.
18. Вывозимые материальные объекты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну.
19. Ядерные материалы, оборудование, специальные неядерные материалы и соответствующие технологии.
20. Радиоактивные изотопы, радиоактивные вещества и изделия на их основе.
21. Вывозимые сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники.
22. Ввозимые химикаты, которые могут быть использованы при создании химического оружия.
23. Продукция военного назначения.
24. Товары, перемещаемые в несопровождаемом багаже.
Декларирование в письменной форме осуществляется на бланках таможенной декларации, форму и порядок заполнения которой устанавливает Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела.
Физические лица вправе по своему желанию декларировать в письменной форме товары, перемещаемые ими через таможенную границу РФ в сопровождаемом багаже и не подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.
В соответствии с приказом ГТК России от 24.12.2003 №1529 при декларировании товаров, перемещаемых физическими лицами в сопровождаемом багаже, декларант в зависимости от обстоятельств и целей перемещения товаров через таможенную границу РФ представляет одновременно с пассажирской таможенной декларацией для подтверждения заявленных в ней сведений:
    документ, удостоверяющий личность (в том числе несовершеннолетнего лица);
    документ, подтверждающий усыновление, опекунство, попечительство несовершеннолетнего лица;
    документы, подтверждающие факт приобретения и стоимость декларируемых товаров;
    транспортные (перевозочные) документы;
    документы, подтверждающие право на льготы по уплате таможенных пошлин, налогов, в том числе подтверждающие временный ввоз (вывоз) товаров физическим лицом, а также подтверждающие признание в установленном порядке физического лица беженцем, вынужденным переселенцем либо переселяющимся на постоянное место жительства;
    документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных законодательством РФ;
    другие документы и сведения, представление которых в соответствии с законодательством РФ необходимо при перемещении через таможенную границу РФ товаров физическим лицом для личного пользования, в том числе подтверждающие предназначение товаров.
При декларировании товаров в устной форме указанные документы и сведения декларант представляет по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа.
Результатом исполнения государственной функции принятия таможенным органом декларации являются:
    декларация со служебными отметками уполномоченного должностного лица таможенного поста в двух экземплярах;
    уведомление лица об отказе в принятии декларации. По устному запросу лица, подавшего декларацию, такое уведомление представляется начальником таможенного поста либо лицом, его замещающим, в письменной форме.
Заявителями на исполнение государственной функции принятия таможенным органом декларации являются российские и иностранные физические лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации в сопровождаемом багаже или ручной клади.
Существуют определенные требования к порядку исполнения государственной функции принятия таможенным органом декларации.
Графики работы таможенных постов устанавливаются согласно внутреннему служебному распорядку соответствующего таможенного органа. Срок исполнения государственной функции принятия таможенным органом декларации не должен превышать 30 минут.
Для возможности заполнения декларации в информационной зоне пунктов пропуска аэропорта отводятся места, оборудованные столами (стойками). На столах (стойках) находятся бланки декларации и канцелярские принадлежности (шариковые ручки) в количестве, достаточном для заполнения лицом декларации. Для ожидания подачи декларации лицам отводятся места, оборудованные стульями, кресельными секциями или скамьями.
Лицо заполняет декларацию по установленной форме, ручкой в двух экземплярах четко и разборчиво, указывая в графах декларации точные сведения о перемещаемых через таможенную границу РФ товарах и другие сведения, необходимые для таможенных целей в соответствии с законодательством РФ.
Записи делаются на русском или английском языках, а с разрешения таможенного органа - на другом языке, которым владеют должностные лица данного таможенного органа.
По мотивированному обращению лица в письменной форме на имя начальника таможенного поста либо лица, его замещающего, сведения, заявленные в принятой декларации, могут быть изменены или дополнены.
Должностные лица таможенного поста не вправе по собственной инициативе либо по поручению или просьбе заинтересованных лиц заполнять декларацию, изменять или дополнять сведения, заявленные в декларации, за исключением внесения в нее тех сведений, которые относятся к компетенции таможенных органов.
После заполнения декларации лицо подает ее уполномоченному должностному лицу таможенного поста и предъявляет декларируемые товары, документы и сведения, необходимые для таможенных целей, за исключением документов, которые по разрешению начальника таможенного поста либо лица, его замещающего, могут быть представлены после принятия декларации.
Лицо производит уплату причитающихся таможенных платежей, начисленных в соответствии с установленным порядком.
Уполномоченное должностное лицо таможенного поста принимает декларацию, проставляет оттиск личной номерной печати на дате заполнения декларации указанной лицом, декларирующим товары, проводит устный опрос и проверяет заявленные в декларации сведения.
Во избежание возможности последующих дописок и исправлений, уполномоченное должностное лицо таможенного поста обводит в декларации сплошной линией сделанные лицом записи и заверяет их оттиском личной номерной печати.
Выполнив все необходимые действия для проверки декларации, в графе «Для служебных отметок» после проверки декларации уполномоченное должностное лицо таможенного поста делает запись о выпуске товаров на двух экземплярах декларации, заверяет запись оттиском личной номерной печати и передает один экземпляр лицу.
Второй экземпляр декларации с прилагаемыми к нему документами остается на таможенном посту, проводившем таможенное оформление, в соответствии с порядком и сроком, установленными для хранения таможенных деклараций.
Таможенное оформление и таможенный контроль производится при наличии у физического лица паспорта (документа его заменяющего), заполненной в 2-х экземплярах пассажирской таможенной декларации, авиабилета (либо договора или иных документов о перевозке).
В целях таможенного оформления, декларанты представляют должностному лицу таможни необходимые документы, подтверждающие осуществление других видов государственного контроля перемещаемых товаров, оформленные в соответствии с нормативными актами государственных органов РФ. Принятые к таможенному оформлению разрешительные документы заверяются оттиском ЛНП, также на них указывается дата предъявления и номер рейса.
Обязанности декларанта при таможенном оформлении товаров установлены постановлением Правительства РФ от 27.11.2003 № 715 «Об утверждении Положения о порядке таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования»:
произвести декларирование товаров в соответствии с таможенным законодательством РФ;
предъявить по требованию должностного лица таможенного органа декларируемые товары;
уплатить причитающиеся таможенные пошлины, налоги;
представить документы и сведения, подтверждающие достоверность заявленных в таможенной декларации сведений;
представить документы, свидетельствующие об уплате таможенных пошлин, налогов;
представить документы и сведения, необходимые для предоставления таможенных льгот в соответствии с законодательством Российской Федерации;
представить документы, подтверждающие осуществление других видов государственного контроля перемещаемых товаров, если товары подлежат такому контролю;
оказывать таможенным органам содействие при таможенном оформлении товаров.
Физические лица не моложе 17 лет могут ввозить на таможенную территорию РФ подакцизные товары в ограниченном количестве без уплаты таможенных пошлин, налогов (табл. 1).
Таблица 1
Перечень товаров, которые могут быть ввезены в РФ в ограниченном количестве физическими лицами без уплаты таможенных пошлин, налогов
Наименование товара
Количество (на лицо)
Алкогольные напитки
2 литра
Табачные изделия: сигары, сигары с обрезанными концами, сигариллы (тонкие сигары), сигареты, содержащие табак; курительный табак, содержащий или не содержащий заменителей табака в любой пропорции
50 сигар, 100 сигарилл, 200 сигарет, 0,25 кг табака (В случае ввоза табачных изделий только одного вида допускается ввоз 100 сигар, 200 сигарилл, 400 сигарет и 0,5 кг табака)










Таблица 2
Ставки таможенных пошлин, налогов, применяемые в отношении товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу
Общие стоимостные и количественные ограничения
Применяемый платеж
До 65 тыс. руб. и 35 кг включительно
Без уплаты таможенных пошлин, налогов
Свыше размеров указанных в п.1, но не более 650 тыс. руб. / 200 кг
Часть товаров в количестве указанном в п.1 - без уплаты таможенных пошлин, налогов; к части товаров, превышающей размеры, указанные в п.1 применяется ставка 30% стоимости, но не менее 4 евро за 1 кг.
Более 650 тыс. руб. / 200кг
Части товаров, указанных в п.2 облагается в порядке, указанном в п.2 к части товаров, превышающей размеры, указанные в п.2 применяется совокупный таможенный платеж.


Эти меры применяются также в случаях:
    если алкогольные напитки ввозятся в пределах 5-кратного превышения ограничений - в части такого превышения;
    если физическое лицо более одного раза в месяц пересекает таможенную границу РФ;
    если товары (за исключением товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях) пересылаются в адрес физического лица, не следующего через таможенную границу РФ.
Помимо ограничений, существующих в отношении перемещаемых товаров, российским законодательством установлены ограничения в отношении перемещения валюты и валютных ценностей.
Порядок перемещения через таможенную границу РФ валюты и валютных ценностей устанавливается Банком России.
В соответствии с валютным законодательством единовременный вывоз иностранной валюты из РФ осуществляется физическими лицами (иностранными и российскими):
    до 3 тыс. долларов США включительно, либо эквивалента в другой иностранной валюте без разрешительных документов и без обязательного декларирования в письменной форме;
    свыше 3 тыс. долларов США до 10 тыс. долларов США включительно, либо эквивалента в другой иностранной валюте с применением обязательного декларирования в письменной форме;
    свыше 10 тыс. долларов США, либо эквивалента в другой иностранной валюте, с предоставлением пассажирской таможенной декларации ТД-6, подтверждающей ввоз иностранной валюты на территорию РФ с обязательным декларированием в письменной форме.
Таможенное оформление товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ физическими лицами для личного пользования, в случаях, предусмотренных законодательством РФ (за исключением обязательного подтверждения соответствия), может быть завершено только после осуществления ветеринарного, фитосанитарного, экологического и других видов государственного контроля.
Контролю органов государственного ветеринарного надзора подлежат все виды животноводческих продуктов: животные всех видов, продукты животного происхождения, сырье животного происхождения, корма для животных, ветеринарные препараты.
Контролю органов государственного фитосанитарного контроля подлежат товары растительного происхождения: семена и посадочный материал, растения и их части, свежие овощи, плоды, ягоды, культуры живых грибов, бактерий, вирусов, коллекции насекомых, возбудителей болезней растений, гербарии и коллекции семян; изделия из растительных материалов, монолиты и образцы почв и т.д.
Обобщая вышеизложенное, можно выделить следующие особенности перемещения товаров физическими лицами:
    все физические лица - резиденты и нерезиденты имеют право на перемещение любых товаров, за исключением запрещенных;4
______
4 Кейт Кинан Самоменеджмент. Изд.: Эксмо, 2009г. с.365

    товары перемещаются через таможенную границу в упрощенном, льготном порядке;
    товары подлежат количественным и стоимостным ограничениям;
    товары могут перемещаться как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже;
    использование товаров не должно быть связано с извлечением налогооблагаемого дохода.

2.2 Организация таможенного оформления товаров

Существуют категории товаров, таможенный контроль за которыми имеет некоторые особенности и проводится совместно с другими службами государственного контроля (культурные ценности, оружие). Но существуют и категории физических лиц, в отношении которых таможенный контроль проходит с некоторыми особенностями.
Так, например, особенности таможенного контроля, проводимого в отношении пассажиров, следующих через залы официальных лиц и делегаций (зал VIP и президентский зал), пассажиров, находящихся в зоне дополнительных режимных ограничений, пассажиров, следующих через медицинский пункт.
В залах VIP и президентском зале производится таможенное оформление лиц, освобожденных от определенных форм таможенного контроля в соответствии со ст. 300 - 308, 386 ТК РФ. В залах VIP и Президентском зале применяется конклюдентная и письменная формы декларирования. Лица, проходящие таможенное оформление в залах VIP и Президентском зале самостоятельно выбирают форму декларирования.
Первоначально, должностное лицо таможенного поста определяет статус лица и правомочность прохождения им таможенного оформления в VIP зале и президентском зале, посредством предварительного изучения плана вылета или прилета, проверки паспортов, виз, авиабилетов либо других документов о перевозке. Сведения об оформленном лице (фамилия и инициалы пассажиров, номер рейса, количество мест багажа и ручной клади, организация оформившая заявку) заносятся должностным лицом таможенного органа, производящим оформление, в отчет инспектора о проделанной работе для дальнейшей передачи в дела таможни.
При перемещении официальными лицами, следующими через залы официальных делегаций, холодного/огнестрель ого оружия и боеприпасов ими предоставляются надлежащим образом оформленные документы, предусмотренные законодательством РФ. Таможенное оформление и таможенный контроль, а также досмотр оружия осуществляется должностным лицом таможенного поста, в специально отведенной комнате зала вылета зала официальных лиц и делегаций (ЗОЛД) аэровокзального комплекса (АВК) «Шереметьево».
Личный багаж и ручная кладь авиапассажиров, освобожденных от определенных форм таможенного контроля, оформляется после предъявления должностному лицу таможни документов, подтверждающих их статус.
Должностное лицо таможенного поста производит соответствующие пометки в багажной ведомости о принадлежности багажа пассажиру ЗОЛД и его статусе для идентификации багажа на линии таможенного контроля в залах вылета АВК «Шереметьево».
Согласно действующему положению зона дополнительных режимных ограничений АВК «Шереметьево», где осуществляется контроль за товарами, перемещаемыми лицами, вылетающими с территории Российской Федерации и следующими через неё транзитом находится в зоне таможенного контроля таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни.
Исполнение функциональных обязанностей в зоне дополнительных режимных ограничений должностное лицо таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни осуществляет только по указанию руководителя структурного подразделения таможни.
Должностное лицо таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни в зоне дополнительных режимных ограничений международного Аэропорта «Шереметьево» выполняет следующие задачи:
- осуществляет контроль обратного вывоза с таможенной территории РФ товаров, не выпущенных на территорию России для внутреннего потребления;
- участвует в проведении совместных оперативных мероприятий;
- осуществляет таможенный контроль за товарами, перемещаемыми через таможенную границу РФ, в том числе, следующих транзитом.
При таможенном контроле в зоне дополнительных режимных ограничений должностное лицо таможни использует его формы, являющиеся достаточными для достижения наибольшей эффективности. А именно путём:
    проверки документов, необходимых для таможенных целей (паспорта, визы, авиабилеты либо другие документы о перевозке, посадочные талоны и т.д.);
    устного опроса лиц, перемещающих товары;
    таможенного контроля с использованием средств технического контроля;
    досмотра мест багажа и ручной клади, в которых могут находиться товары, подлежащие таможенному контролю;
    личного досмотра лиц (как исключительная форма таможенного контроля);
    иными способами, не противоречащими действующему законодательству РФ.
Проведение личного досмотра производится в изолированном помещении, отвечающем санитарно-гигиеничес им требованиям (п.3, ст. 373 ТК РФ).
При следовании физического лица в качестве авиапассажира через медицинский пункт, находящийся в здании АВК, его персонал обязан сообщить о данном факте в Шереметьевскую таможню.
Должностное лицо таможенного поста Аэропорт Шереметьево (пассажирский) Шереметьевской таможни, по прибытии в медпункт, получает информацию, необходимую для таможенных целей:
    физическое состояние лица;
    маршрут следования;
    гражданство;
    цель и обстоятельства поездки;
    наличие багажа у пассажира и лица, его сопровождающего и следующего совместно с ним.
Затем должностное лицо таможни осуществляет таможенное оформление и таможенный контроль, используя его методы и формы, являющиеся достаточными для их наибольшей эффективности. По окончании таможенного оформления в специальном журнале, находящемся в медпункте, должностное лицо таможни проставляет ЛНП, удостоверяя факт таможенного оформления.
Таможенный контроль багажа физического лица производится должностным лицом таможни с использованием рентген установки в зоне таможенного контроля. При необходимости, досмотр багажа производится в присутствии физического лица или его представителя (сопровождающего).
В связи с тем, что физическое лицо, следующее через медпункт, лишено выбора форм декларирования, таможенное оформление производится с применением декларирования в устной и (в случае необходимости) письменной форме (заполнением пассажирской таможенной декларации) с оформлением в установленном порядке, за исключением случаев, когда пассажир недееспособен.
2.3 Особенности таможенного контроля товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом
Таможенное оформление товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации в Международном Аэропорту «Шереметьево» производится в упрощенном порядке с использованием письменной, устной и конклюдентной форм декларирования.
Согласно упрощенному, льготному порядку таможенные органы, производящие таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами воздушным транспортом, могут применять технологическую схему «красного» и «зеленого» каналов - «систему самостоятельного выбора физическим лицом, следующим через таможенную границу РФ, формы декларирования и соответствующего ей канала для таможенного оформления и контроля ввозимых товаров». Стоит отметить, что при вывозе таможенное оформление и таможенный контроль осуществляется с применением специально обустроенных мест для контроля за вывозом физическими лицами товаров, не требующих обязательного декларирования в письменной форме (специальный проход) и проходов для физических лиц, перемещающих товары, подлежащие обязательному декларированию в письменной форме.
Для использования конклюдентной формы декларирования товаров, перемещаемых физическим лицом через таможенную границу РФ, в пунктах пропуска через государственную границу РФ обустраиваются места для прохода физических лиц - «красный» и «зеленый» каналы (двухканальная система), специально обозначенные таким образом, чтобы физическое лицо, следующее через таможенную границу Российской Федерации, могло самостоятельно выбрать форму декларирования и соответствующий ей канал для таможенного оформления и таможенного контроля перемещаемых им товаров.
Общее количество проходов таможенный орган определяет самостоятельно с учетом объемов пассажиропотока и имеющихся возможностей.
В исключительных случаях «зеленый» канал может быть временно закрыт для следования физических лиц, перемещающих товары через таможенную границу РФ, по решению ФТС России либо по мотивированному решению начальника таможни, либо лица, его замещающего. Такое решение может быть принято с учетом оперативной обстановки, сложившейся в пункте пропуска.
«Красный» канал и проход для физических лиц, перемещающих товары, подлежащие обязательному декларированию в письменной форме, предназначены для декларирования физическим лицом перемещаемых им через таможенную границу РФ товаров, подлежащих в соответствии с законодательством РФ декларированию в письменной форме, а также для декларирования по желанию физического лица товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме.
Декларирование в «красном» канале производится путем заполнения таможенной декларации, форма которой установлена для декларирования в письменной форме товаров.
«Зеленый» канал предназначен для декларирования физическим лицом перемещаемых им через таможенную границу РФ товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме.
Декларирование ввозимых на таможенную территорию товаров на «зеленом» канале и вывозимых товаров на «специальном проходе» производится в устной (конклюдентной) форме. Порядок декларирования физическими лицами товаров в конклюдентной форме устанавливает особенности декларирования товаров, подлежащих декларированию в устной форме, путем совершения действий, свидетельствующих о том, что в ручной клади и сопровождаемом багаже физического лица не содержится товаров, подлежащих декларированию в письменной форме, а также не имеется товаров, перемещаемых несопровождаемым багажом.
Выход физического лица из «зеленого» канала означает завершение таможенного оформления товаров, не подлежащих декларированию в письменной форме при перемещении через таможенную границу РФ.
Таможенный контроль на «зеленом» канале и «специальном проходе» проводится должностным лицом таможни выборочно, на основе его практического опыта, оперативной информации, применения системы управления рисками.
При проведении таможенного контроля должностное лицо таможни вправе:
    проверять документы (паспорт, авиабилет или иной перевозочный документ, документы, подтверждающие факт приобретения, стоимость декларируемых товаров, подтверждающие соблюдение ограничений, установленные законодательством РФ, багажные бирки и т.д.);
    проводить устный опрос физического лица;
    осуществлять контроль за соответствием декларируемых в конклюдентной форме товаров с их фактическим наличием;
    осуществлять досмотр ручной клади и багажа с использованием технических средств таможенного контроля или без таковых;
    проводить личный досмотр физического лица в соответствии с требованиями и порядком, определенным ст. 373 ТК РФ.
Досмотр товаров, перемещаемых физическими лицами в ручной клади и багаже должен носить целевой характер. Досмотр ручной клади и багажа, другие формы таможенного контроля осуществляются в досмотровом комплексе, либо по указанию руководителя таможенного органа на любом участке зоны таможенного контроля Шереметьевской таможни. Вскрытие и упаковка багажа производится лицами, перемещающими товары.
Количество должностных лиц таможни, осуществляющих таможенный контроль на «зеленом» канале и «специальном проходе» должно быть, как правило, не менее двух человек.
Таможенному контролю подлежат все товары и транспортные средства, перемещаемые через таможенную границу физическими лицами. Формы контроля могут быть различными, из числа разрешенных к применению действующим законодательством, а сущность таможенного контроля в этом случае заключается в «проверке достоверности сведений, сообщенных при декларировании».
В соответствии с таможенным законодательством таможенный контроль проводится исключительно таможенными органами путем проверки документов и сведений, необходимых для таможенных целей, таможенного досмотра и осмотра, личного досмотра, устного опроса физических лиц и должностных лиц, осмотра территорий и помещений, где могут находиться товары и транспортные средства, подлежащие таможенному контролю.
Таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами, должен быть не менее жестким, чем товаров перемещаемых юридическими лицами, по той причине, что данным направлением пытаются воспользоваться недобросовестные участники ВЭД с целью ухода от таможенных платежей и налогов.
Применительно к работе с физическими лицами могут использоваться следующие формы таможенного контроля:
    проверка документов и сведений;
    устный опрос;
    получение пояснений;
    таможенное наблюдение;
    таможенный осмотр товаров (в том числе с применением технических средств таможенного контроля);
    таможенный досмотр товаров;
    личный досмотр (как исключительная форма таможенного контроля).
Все формы контроля должны применяться в определенной системе, которая определила бы место каждой из них и позволила осуществить более эффективный таможенный контроль в целом.
Способы сокрытия с каждым годом становятся все более совершенными, что усугубляется еще и хорошей осведомленностью нарушителей о предстоящих формах таможенного контроля и достаточной подготовкой. Часто знания контрабандистов о возможностях специального оборудования и маскирующих свойствах различных веществ, превосходят знания сотрудников таможенных органов. Это происходит в результате того, что нарушитель прежде, чем попытается провезти через границу запрещенный или просто незадекларированный товар, тщательно изучит все возможные способы скрытого провоза, просчитает ситуацию в различных ее вариациях. А для должностных лиц таможенных органов незаконный провоз часто бывает неожиданностью, несмотря на то, морально, психологически и теоретически они должны быть всегда к этому готовы.
Технологическая схема таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров представлена на рис. 2.











Рис. 2. Технологическая схема таможенного контроля ручной клади и багажа пассажиров

Итак, первый этап таможенного контроля - проверка документов и сведений, предъявляемых сотрудникам таможенных органов. Для эффективной работы уже на данном этапе должно начинаться применение конкретных видов ТСТК, что позволит установить признаки подлога документов. Это возможно с помощью набора луп, микроскопа, ультрафиолетового осветителя.
Устный опрос физических лиц затрагивает вопросы относительно пунктов пассажирской декларации, наличия в ручной клади и багаже предметов, указанных в декларации, а также предметов, запрещенных либо ограниченных к перемещению через таможенную границу РФ.
Перемещаемый пассажирами багаж и ручная кладь подвергаются 100% оперативному осмотру без вскрытия багажа и ручной клади, с помощью рентгенотелевизионных установок. Данные установки должны отвечать требованиям норм безопасности и не могут причинить вреда товару, находящемуся в багаже или ручной клади. На этом этапе на таможенных постах Шереметьевской таможни используется рентгенаппарат Heimann.
Применение данной формы контроля позволяет сотрудникам таможни оперативно принимать решение о пропуске товара либо о необходимости провести досмотр. Установка позволяет выявлять оружие, боеприпасы, наркотические вещества, тяжелые металлы, делящиеся радиоактивные материалы. При проведении таможенного оформления и таможенного контроля должностные лица таможенного органа обязаны соблюдать технику безопасности, радиационной безопасности.
Большое значение во время таможенного контроля физических лиц имеет инспекция одежды, обуви и головных уборов с целью обнаружения на теле предметов таможенных правонарушений. Такой этап проводится с применением технических средств дистанционного поиска - металлоискателей, которые есть на вооружении в таможенных органах, что значительно повышает эффективность контроля.
Если в результате применения комплекса технических средств не было выявлено наличия подозрительных предметов и веществ, то осуществляется оперативный досмотр. При этом осуществляется вскрытие упаковок ручной клади и багажа физических лиц с целью поиска посторонних вложений и сокрытий, а также их органолептический осмотр. Эта форма таможенного контроля направлена на выявление курьеров и каналов провоза предметов контрабанды через таможенную границу РФ.
Существуют некоторые особенности таможенного контроля, проводимого в отношении валюты и валютных ценностей.
Порядок оформления валюты и валютных ценностей, вывозимых физическими лицами по специальному проходу, предназначенному для перемещения товаров, не подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, заключается в следующем:
    должностное лицо таможенного поста осуществляет выборочный таможенный контроль валюты, перемещаемой физическими лицами, используя любые формы таможенного контроля, являющиеся достаточными для соблюдения таможенного законодательства РФ;
    в случае обнаружения валюты или валютных ценностей, вывоз которых требует разрешительных документов, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме, должностное лицо таможни поступает в соответствии с действующим таможенным законодательством РФ.

и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.