Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Реализация принципа наглядности в процессе обучения
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 03.10.2014.
Год: 2014.
Страниц: 14.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ
В
ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ
ДЕТЕЙ
В настоящее время в обществе
сложилось новое понимание основной цели
образования. Учитель в первую очередь
должен заботиться о формировании у ученика
способности к саморазвитию, которая обеспечит
интеграцию личности в национальную и
мировую культуру. В связи с этими изменениями
в “Основных направлениях реформы общеобразовательной
и профессиональной школы” придается
большое значение совершенствованию методов
обучения. Методы обучения являются одним
из компонентов целостной методической
системы обучения. Лидирующую роль среди
этих компонентов методики играют цели
обучения. Изменение целей обучения сказалось
не только на содержании обучения, но повлекло
за собой заметные изменения и других
компонентов методики, и, прежде всего
методов обучения. Это конкретно проявилось
в том, что для школы были созданы новые
учебники, разработаны новые методики,
создается новая система средств обучения.
Вплоть до недавнего времени
в дидактике не существовало четкого разграничения
понятий закона, закономерности, принципа
и правила. Однако в ходе дискуссий было
доказано, что происходит перестройка
содержания принципов, сохранивших свое
значение в новых условиях, и появляются
новые принципы, в которых отражаются
новые требования общества к обучению.
Принципы обучения выступают
в органическом единстве, образуя некоторую
концепцию дидактического процесса, которую
можно представить как систему, компонентами
которой они являются. Но любые ли принципы
и в любом ли сочетании могут
входить в эту систему? На какой основе
может быть построена внутренне непротиворечивая
система принципов обучения?
Я.А. Коменский считал принцип
природосообразности обучения основой.
Иначе рассматривал А. Дистервег, стремясь
раскрыть более конкретно, он рассматривал
их в виде требования к: 1) содержанию обучения;
2) обучающим; 3) обучающимся.
К.Д. Ушинский определил необходимые
условия хорошего обучения так: современность,
постепенность, органичность, постоянство,
твердость усвоения, ясность, самодеятельность
учащихся, правильность. К дидактическим
принципам он относил также: 1) сознательность
и активность обучения; 2) наглядность;
3) последовательность; 4) прочность знаний
и навыков.
Многочисленные попытки разработать
систему дидактических принципов в работах
исследователей нового времени. Их анализ
позволит выделить в качестве основополагающих,
общепризнанных следующие принципы: сознательности
и активности; наглядности; систематичности
и последовательности; прочности; научности;
доступности; связи теории с практикой.
Интенсификация учебно-воспитательно о
процесса достижима за счет рациональной
организации труда детей и учителя на
каждом уроке, привлечение эффективных
приемов обучения, разумного использования
технических и наглядных средств обучения, большой
исполнительной дисциплины, хорошо налаженной
обратной связи.
Все это поможет также решать
различные проблемы, возникающие в ходе
учебно-воспитательн го процесса. Наиболее
актуальные проблемы в наше время – это
проблема повышения качества усвоения знаний,
уровня сформированности умений и навыков.
Проблема повышения качества знаний, умений
и навыков стоит перед педагогами довольно
давно. Для достижения этой цели учителя
используют различные приемы, методы и
средства работы с учащимися
Одним из важных в работе с младшими
школьниками средств является использование
наглядности. Изучением и применением
методов наглядности занимались Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци,
Ф. Дистервег, К.Д. Ушинский и др.
Наглядность это один из компонентов
целостной системы обучения,
которая может помочь младшему школьнику
качественнее усвоить изучаемый материал
на более высоком уровне.
Исторический аспект
реализации принципа наглядности.
Идея наглядности занимала
видное место в истории педагогики. На
практике она выражалась в реализации
дидактического принципа наглядности,
который стал научно оформляться одним
из первых в истории педагогики. Принцип
наглядности является одним из старейших
и важнейших принципов дидактики. К наглядности
обращались и тогда, когда не существовало
письменности и даже самой школы. Издавна
философы и педагоги думали о том, как
облегчить познавательный труд школьников.
В житейском плане в школах древних стран
– Китая, Египта, Греции, Рима – наглядность
была достаточно широко распространена.
Применяли наглядные пособия как средство,
облегчающее учение школьников, и на Руси.
Однако не было педагогической теории,
принципа использования наглядных средств.
В обоснование принципа наглядности
в разное время внесли существенный вклад
Т. Мор, Ф. Рабле, Т. Кампанелла.
Английский мыслитель-гуманист
Томас Мор (1478–1535) в своей «Утопии» большое
значение придавал наглядным пособиям,
особенно при изучении астрономии.
Сторонником идеи наглядности
был Франсуа Рабле (1494–1553). Он советовал
связывать обучение с окружающей действительностью.
Реализуя наглядные методы обучения, Ф.
Рабле предлагал органически сочетать
в процессе обучения умственные занятия
с физическими упражнениями и активной
деятельностью, включающей практическое
освоение различных ремёсел.
Особое значение наглядности
для активного усвоения наук, особенно
естествознания, придавал итальянский
философ и поэт Томмазо Кампанелла (1568–1639).
В произведении «Город солнца» семь стен,
которые окружают описываемый город, расписаны
наглядными пособиями по разным предметам,
наглядные пособия в виде всевозможных
таблиц развешаны на деревьях, в парках,
чтобы дети и на прогулках могли усвоить
хоть часть знаний.
Первым ученым, кто разработал
достаточно стройную теорию наглядности
как принципа успешного обучения, был великий чешский
педагог Я.А. Коменский (1592–1670). Он обобщил
эмпирический опыт предшественников и
впервые теоретически обосновал и подробно
раскрыл принцип наглядности.
Ян Амос Коменский понимал наглядность
как привлечение всех органов чувств к лучшему восприятию вещей
и явлений. Исходя из сенсуалистических
взглядов («нет ничего в уме, чего раньше
не было в ощущении»), Я.А. Коменский в основу
познания и обучения поставил чувственный
опыт и провозгласил «золотое правило
дидактики»: «…пусть будет для… учащих
золотым правилом: все, что только можно,
представлять для восприятия чувствами,
а именно: видимое – для восприятия зрением,
слышимость – слухом, запахи – обонянием,
подлежащее вкусу – вкусом, доступное
осязанию – путем осязания… А поэтому
следовало начинать обучение не со словесного
толкования о вещах, с реального
наблюдения над ними». В «Великой дидактике»
Я.А. Коменский следующим образом определил
наглядность, ее задачи и значение: «Если
мы желаем привить учащимся истинное и
прочное знание вещей, вообще нужно обучать
всему через личное наблюдение и чувственное
доказательство… Кто сам однажды внимательно
наблюдал анатомию человеческого тела,
тот поймет и запомнит все вернее, чем
если он прочитает обширнейшие объяснения,
не видав всего этого своими глазами. Отсюда
известное выражение: наблюдение собственными
глазами заменяет собой доказательство».
Принцип наглядности Я.А. Коменский противопоставлял
словесному, пассивному обучению. Для
осуществления наглядности он считал
необходимым использовать реальные предметы
и непосредственное наблюдение за ними,
а если это невозможно – модели или копии
предметов или явлений. Таким образом,
Я.А. Коменский развивает очень ценную
мысль о широком применении в школе различных
наглядных пособий. В учебниках Я.А. Коменский
тоже предлагает использовать принцип
наглядности, о чем свидетельствуют составленные
им учебные книги, большинство из которых
он иллюстрировал лично.
Дальнейшая разработка теоретических
положений принципа наглядности и их проверка
в практике обучения тесно связаны с именами
Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта,
Ф.А. Дистервега, Р. Оуэна, М.В. Ломоносова,
Н.И. Пирогова, К.Д. Ушинского, а в наше время
Л.В. Занкова и других.
Французский мыслитель Жан-Жак
Руссо (1712-1778) в своей дидактике делал опору в развитии ребенка
на его самостоятельность, сообразительность,
восприятие реальности с максимальной
наглядностью. По его мнению, наглядность
– сама природа, сами жизненные факты.
Он ратовал за реальные знания, которые
следует получать не из книг, а из природы.
Ж.-Ж. Руссо с негодованием порицал исключительную
книжность обучения в школах его времени
(XVIII век), когда учащихся обучали лишь
словом. Он восклицает: «Вещей, вещей давайте!
Я не перестану повторять, что мы слишком
много значения придаем словам; своим
болтливым воспитанием мы создаем лишь
болтунов».
Особое значение наглядности
в обучении придавал швейцарский педагог-демократ
Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827). Ряд его
произведений посвящены методике ее применения,
например, «Азбука наглядности, или наглядное
учение об измерении», «Наглядное учение
о числе», в которых излагались новые методы
обучения. И.Г. Песталоцци формулирует
мысль, аналогичную «золотому правилу»
Я.А. Коменского, а именно: «Чем большим
количеством чувств ты познаешь сущность
явлений или какого-либо предмета, тем
правильнее будут твои знания о нем». Но
это не своеобразный вариант принципа
сенсуализма в трактовке Я.А. Коменского
и не обязательное ознакомление с вещами
и явлениями в их естественной обстановке,
как у Ж.-Ж. Руссо. Наглядность у И.Г. Песталоцци
– исходное начало для развития духовных
сил ребенка, она обязательно связывается
с дальнейшей работой мысли. Он предлагает
использовать наглядность во всех областях
познания: при изучении языка, счета и
всех других учебных предметов. Однако
наблюдение не исчерпывает того методического
пути, который И.Г. Песталоцци устанавливает
для обучения. Оно является только стадией
процесса познания, задача которой - развивать
познавательные способности ребенка.
Таким образом, по И.Г. Песталоцци наглядность
– это путь, средство, ведущее к развитию
мышления. И.Г. Песталоцци был знаком только
с некоторыми учебными книгами Я.А. Коменского,
но не с его педагогической системой в
целом. Видимо, это дало ему право утверждать:
«Когда я в настоящее время оглядываюсь
назад и спрашиваю себя: что же собственно
я сделал для обучения человечества, то
нахожу следующее: я прочно установил
высший основной принцип обучения, признав
наглядность абсолютной основой всякого
познания».
Немецкий психолог и педагог Иоганн Фридрих Гербарт
(1776-1841) в своих дидактических советах
рекомендовал в преподавании широко пользоваться
наглядностью: когда нельзя показать сам
предмет, надо продемонстрировать его
изображение; но не следует слишком долго
демонстрировать одно и то же, так как
однообразие действует утомительно.
Выдающийся немецкий педагог
Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790-1866)
в своей дидактике развивающего обучения
связал наглядное обучение с правилами,
выведенными им на основе психологических
законов: «от близкого к далекому»,
«от простого к сложному», «от более легкого
к более трудному», «от известного к неизвестному»,
«обучай целесообразно», «обучай наглядно».
Эти правила, сформулированные еще Я.А.
Коменским, Ф. Дистервег подверг дальнейшей
разработке, предостерегая педагогов
от их формального применения. Он распределил
их в соответствии с различными моментами
или предметами, определяющими преподавательскую
деятельность. Ф. Дистервег, отвечая на
вопрос о том, как люди достигают знаний,
отмечал: никаким другим путем, кроме как
путем наглядности.
Английский социалист-утопист
Роберт Оуэн (1771-1858) создал начальную школу
для детей рабочих своей фабрики, где все
обучение строилось на основе широкого
применения наглядности: стены школы были
покрыты рисунками, изображавшими животных
и растения; на занятиях использовались
различные наглядные пособия.
Немецкий педагог, теоретик
экспериментальной педагогики, доктор
философии Вильгельм Август Лай (1862-1926)
был сельским учителем, преподавал в учительской семинарии в Карлсруэ и в университете
Фрайбурга. Решающее значение в педагогической
практике В.А. Лай придавал организации
действия, в понятие которого включал
любую практическую и творческую деятельность
учащихся. С помощью дидактического эксперимента
он выяснял условия успешного обучения,
обосновал и реализовал на практике оптимальную
систему наглядных средств и методов обучения.
Еще один известный немецкий
педагог, профессор Мюнхенского университета
Георг Кершенштейнер (1854-1932), автор теории
гражданского воспитания, изложенной
в книге «Понятие гражданского воспитания»,
большое значение придавал введению в
учебный процесс активных методов обучения
с широким использованием наглядных пособий,
практических работ, экскурсий.
Крупнейший теоретик социальной
педагогики, немецкий педагог,
философ Пауль Наторп (1854- 1924) в целом ряде
статей о И.Ф. Гербарте и И.Г. Песталоцци
обосновал новое понятие «наглядности»
как интуиции, которое стало «лозунгом
новых дидактических устремлений».
Позитивные взгляды на принцип наглядности были поддержаны
и развиты отечественными педагогами.
Первый русский ученый-естествоиспыт тель,
просветитель, поэт, филолог Михаил Васильевич
Ломоносов (1711-1765), например, успешно применял
на своих лекциях наглядные пособия. Это
было новшеством для того времени.
Последующие поколения передовых
русских ученых также успешно сопровождали
свои лекции демонстрацией наглядных
пособий и опытов.
Русский хирург, педагог и общественный
деятель Николай Иванович Пирогов (1810-1881)
среди основных дидактических принципов выделял осмысленность
обучения, активность и наглядность, при
этом всячески поощрял методические искания
учителей по этим вопросам.
Основоположник русской научной
педагогики, русский педагог-демократ
Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870) в своей педагогической системе
большое значение придавал принципу наглядности.
Обобщив опыт Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци
и других педагогов, К.Д. Ушинский внес
много ценного в теоретическую разработку
и применение принципа наглядности. В
понимании наглядности К.Д. Ушинским уже
нет переоценки и некоторой фетишизации
наглядности, какая характерна для Я.А.
Коменского в ознакомлении детей с окружающим
миром, которые свойственны И.Г. Песталоцци.
К.Д. Ушинский отвел наглядности надлежащее
ей место в процессе обучения; он видел
в ней одно из условий, которое обеспечивает
получение учащимися полноценных знаний,
развивает их логическое мышление.
Отвергнув формальные упражнения
И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский стремился
знакомить детей всесторонне с предметами, хотел, чтобы они уяснили себе
действительные связи, которые между этими
предметами существуют. К.Д. Ушинский значительно
расширил и обогатил новыми приемами методику
наглядного обучения, которую раньше создали
Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ф. Дистервег.
Так, к принципу наглядности К.Д. Ушинский
с полным основанием отнес образное слово,
которое особенно важно при изучении гуманитарных
предметов и эстетическом воспитании
учащихся. В методических статьях К.Д.
Ушинский высказывает ряд интересных,
глубоких и принципиальных мыслей о соотношении
слова и наглядности в обучении. По его
словам, детей надо учить не только читать
и писать, но еще больше развивать, учить
наблюдать и делать выводы из наблюдений.
Великий русский педагог считал,
что в начальной школе должна быть единая строго продуманная
система, основанная на родном языке. Главным
звеном в работе над родным языком К.Д.
Ушинский делает устную речь, совершенствование
которой дает прочные основы для навыков
письма и чтения. В работе над устной речью
он предлагает использовать конкретный
наглядный материал, развивающий мыслительную
способность детей и их знания об окружающем
мире.
К.Д. Ушинский, советуя изучать
родной язык, требовал применения упражнений,
возбуждающих мысль и вызывающих у учеников
стремление выразить мысль в слове. Отсюда
первой формой работы учителя он выдвигал
наглядное, предметное обучение, включавшее
непосредственные наблюдения над предметами
и явлениями, беседу по конкретным образам,
непосредственно воспринятым ребенком,
по картине или ранее полученным им путем
самостоятельных наблюдений. Для этого
К.Д. Ушинский разработал подробные указания
относительно рассказывания детей по
картинкам.
Сочетание слова с наглядностью
у К.Д. Ушинского направлено на то, чтобы
выработать у детей навыки «наблюдать верно», обогащать духовный
мир ребенка «полными, верными, яркими
образами». В человеческом познании очень
важно, считал К.Д. Ушинский, видеть предмет
со всех сторон и в среде тех отношений,
в которые он поставлен.
Наглядное обучение в связи
с изучением языка развивает мыслительную
способность учащегося и дает возможность
ему правильно познавать мир.
Наглядные материалы легко
заинтересовывают детей начальных классов,
однако наглядность - не самоцель. При
наглядном обучении, предупреждал К.Д.
Ушинский, знакомство с самим предметом
служит развитию мышления и играет вспомогательную
роль в этом процессе.
К.Д. Ушинский, в противовес
буквослагательному методу обучения грамматике,
разработал аналитико-синтетичес ий звуковой
метод обучения, чем в огромной мере облегчил путь овладения первоначальным
чтением и письмом.
В дальнейшем исследования
условий применения наглядности в обучении
развивались в различных направлениях.
В настоящее время развитие идей наглядности
связано с определением функций, которые
выполняет наглядность в обучении, и
условий применения наглядности в педагогической
практике.
Принцип наглядности не потерял
актуальности и в ХХ веке. Многие дидакты
и педагоги считали его одним из основных,
например, Леонид Владимирович Занков
писал: «…смысл принципа наглядности заключается
в том, что в обучении надо основываться
на непосредственном восприятии учащимися
предметов и процессов объективной действительности
и их изображений».
Таким образом, суть принципа
наглядности состоит в целесообразном
и эффективном привлечении органов чувств
к восприятию, осознанию и переработке
учебного материала.
Существуют следующие правила
использования принципа наглядности:
1)наличие достаточного
количества наглядности;
2)рациональное определение
времени использования средств наглядности;
3)устранение перегрузки
урока наглядными средствами;
4)привлечение к восприятию
всех органов чувств;
5)рациональное сочетание
слова и средств наглядности.
Классификации и
виды наглядных пособий, применяемых в
обучении.
В современной дидактике понятие наглядности относится
к различным видам восприятия (зрительным,
слуховым, осязательным и др.). Ни один
из видов наглядных пособий не обладает
абсолютными преимуществами перед другим.
При изучении природы, например, наибольшее
значение имеют натуральные объекты и
изображения, близкие к натуре, а на уроках
грамматики - условные изображения отношений
между словами с помощью стрелок, дуг,
посредством выделения частей слова разными
цветами. Нередко возникает необходимость
использовать различные виды наглядных
средств при ознакомлении с одними и теми
же вопросами. Например, в курсе истории
целесообразно рассматривать предметы,
сохранившиеся от изучаемой эпохи, макеты
и картины, изображающие соответствующие
явления, исторические карты, смотреть
кинофильмы и т. д.
Очень важно использовать наглядные
средства целенаправленно, не загромождать
уроки большим количеством наглядных
пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться
и обдумать наиболее существенные вопросы.
Такое применение наглядности в обучении
не приносит пользы, а скорее вредит и
усвоению знаний, и развитию школьников.
Когда у учащихся имеются необходимые
образные представления, следует использовать
их для формирования понятий, для развития
отвлечённого мышления учащихся. Это
правило относится не только к средним
и старшим, но и к начальным классам. Опираясь
на восприятие младшими школьниками множеств
и отношений между ними, надо уже в 1-м классе
постепенно переходить к обобщению наглядных
отношений, добиваясь их понимания в отвлечённом
плане. Так, проделав умножение и деление
на квадратиках или кружочках в пределах
двух десятков, следует перейти к уяснению
связи между умножением и делением, взаимно
обратных отношений между этими арифметическими
действиями.
В практике обучения применение наглядных средств сочетается
со словом учителя. Способы сочетания
слова и средств наглядности при всём
их многообразии составляют несколько
основных форм. Одна из них характеризуется
тем, что при посредстве слова учитель
руководит наблюдением, которое ведет
учащихся, а знания о внешнем облике объекта,
о его строении, о протекающих процессах
школьники получают из наблюдаемых объектов.
Например, на уроке учитель говорит: "В
этой склянке - серная кислота. Рассмотрите
её внимательно. Каковы физические свойства
этого вещества?" - "Серная кислота
- прозрачная, бесцветная жидкость",-
отвечает ученик. "Смотрите, как льётся
серная кислота",- обращается к классу
учитель, проводя опыт.- "Она маслянистая",-
отмечают школьники.
При другой форме сочетания, резко отличающейся от только
что описанной, сведения о предметах и
процессах учащиеся получают из словесных
сообщений учителя, а наглядные средства
служат для подтверждения или конкретизации
словесных сообщений. В этом случае, на
уроке, посвященном той же теме (серная
кислота), учитель сам рассказывает о её
физических свойствах и показывает эти
свойства.
Первая из упомянутых форм сочетания
является более эффективной не только
для усвоения знаний, но и для развития
наблюдательности школьников. Превосходство первой
формы сказывается особенно резко тогда,
когда должен быть осуществлён тонкий
анализ объекта, например, при изучении
внутреннего строения листа. Поскольку
применение другой формы сочетания требует
меньше времени, можно прибегать к ней,
когда производится сравнительно "грубый"
анализ объектов.
Знание учителем форм сочетания слова
и средств наглядности, их вариантов и
сравнительной эффективности даёт возможность
творчески применять наглядные средства сообразно
поставленной дидактической задаче, особенностям
учебного материала и другим конкретным
условиям.
Наглядные пособия – это одно
из важнейших средств умственного развития,
а их использование современным учителем
является обязательным для методически
точного и грамотного построения процесса
обучения. Наглядные пособия могут
способствовать выполнению учебной задачи,
усвоению знаний, быть нейтральными к
процессу усвоения или тормозить понимание
теоретических сведений и формирование
умений. Для того чтобы наглядные пособия
и средства способствовали выполнению
учебной задачи и усвоению знаний необходимо
соблюдать правила использования принципа
наглядности и правильно подбирать и разрабатывать
наглядные пособия.
Чтобы правильно подобрать
наглядное пособие учителю необходимо
ответить для себя на 3 вопроса:
1. Зачем (с какой целью) используется
это наглядное пособие?
2. Где (в какой момент урока) будет
использовано это наглядное пособие?
3. Смогут ли учащиеся самостоятельно
изготовить и работать с этим наглядным
пособием?
Также существуют признаки,
по которым можно и нужно отличать
наглядные пособия (по Б.Т. Лихачеву):
1. Любое наглядное пособие –
модель реального процесса либо видоизмененный
процесс, явление и пр.
2. Наглядное пособие – учебная
модель, если она создается для лучшей
организации познавательной деятельности.
3. Наглядное пособие – всегда
средство познания и обучения, а не цель.
Оно приближает процесс познания к отражению
оригинала, к представлению реальных предметов
и явлений в природных или общественных
условиях их существования.
4. Наглядное пособие формирует
чувственный образ, из которого на основе
умозаключений делается вывод.
Наглядные учебные пособия
- плоскостные и объёмные изображения
предметов и явлений, создаваемые для
целей обучения, производственные и природные
объекты в их естественном или препарированном
виде. Применение наглядных учебных пособий
способствует формированию у учащихся
материалистических представлений и понятий,
выработке у них умений и навыков. Наглядные
учебные пособия используются в школе
на различных этапах учебного процесса:
при объяснении учителем нового материала,
при закреплении его учащимися, во время
повторения изученного материала и при
проверке учителем знаний учащихся, а
также во внеклассной, кружковой работе.
Наглядные учебные пособия должны соответствовать
содержанию программ и учебников, методам
и приёмам обучения, возрастным особенностям
учащихся, а также удовлетворять определённым
научным, эстетическим, санитарно-гигиеничес им,
техническим и экономическим требованиям.
Наглядные учебные пособия очень разнообразны по своему
назначению, содержанию, способам изображения,
материалам и технологии изготовления,
по методам и приёмам использования. Их
принято делить на 2 основные группы:
1)натуральные наглядные учебные
пособия, состоящие из природных
или производственных объектов
2) изобразительные наглядные учебные
пособия, изображающие предметы и явления
средствами искусства (живописи, графики,
скульптуры) и техники.
По способам изображения различают:
1) образные наглядные учебные пособия,
показывающие предметы и явления в реальном,
образном виде (модели, макеты, муляжи,
картины, иллюстративные таблицы и др.)
2) схематические условные наглядные учебные
пособия, передающие в предмете или явлении
только самое главное, основное, в известной
логической обработке и с использованием
условных графических знаков, условной
раскраски и символики (карты, схемы, диаграммы
и др.).
Дидактический принцип наглядности является
ведущим в обучении, но его, как и в познании,
следует понимать шире, чем возможность
зрительного восприятия.
Понятие наглядности требует
в процессе обучения специального использования в учебных целях
не только различных предметов и явлений
или же их изображений, как это толковалось
до последнего времени, но и моделей, символов,
в том числе знаковых, отражающих в условной
форме существенные свойства изучаемых
явлений.
Особую роль наглядность играет
в обучении детей младшего школьного возраста, так как
соответствует особенностям их восприятия
и усвоения знаний. Воздействуя на органы
чувств (зрительные, слуховые и т. д.), средства
наглядности обеспечивают разностороннее,
полное формирование какого-либо образа,
понятия и тем самым способствуют более
прочному усвоению знаний, пониманию связи
научных знаний с жизнью.
Наглядность содействует выработке
у учащихся эмоционально-оценочн го отношения
к сообщаемым знаниям. Проводя самостоятельные
опыты, ученики могут убедиться в истинности приобретаемых знаний,
в реальности тех явлений и процессов,
о которых, им рассказывает учитель. А
уверенность в истинности полученных
сведений, убежденность в знаниях делают
их осознанными, прочными. Средства наглядности
повышают интерес к знаниям, делают более
легким процесс их усвоения, поддерживают
внимание ребенка.
B зависимости от дидактических
функций различаются следующие виды наглядности:
1) естественная наглядность (растения,
животные, полезные ископаемые); ее
функция - знакомство учащихся с реальными объектами природы.
2) экспериментальная наглядность
(явления испарения, таяния льда);
функция - знакомство с явлениями
и процессами в ходе опытов,
наблюдений.
3) картинная и картинно-динамическая
наглядность (картины, рисунки, фотографии, диапозитивы, кино); функция - познакомить
с какими-то фактами, предметами, явлениями
через их отображение.
4) объемная наглядность (макеты, муляжи,
геометрические фигуры); функция - знакомство
с теми предметами, где объемное, а не плоскостное
изображение играет роль в восприятии.
5) звуковая наглядность (грамзаписи,
магнитофонные записи, радио); функция
- воспроизведение звуковых образов.
6) символическая и графическая
наглядность (чертежи, схемы, карты, таблицы);
функция - развитие абстрактного
мышления, знакомство с условно-обобщенным, символическим
отображением реального мира.
7) смешанная наглядность - учебный
звуковой кинофильм; функция - воссоздание
наиболее полного живого отображения
действительности.
Прежде чем отобрать для урока
тот или иной вид наглядности, необходимо продумать
место его применения в зависимости от
его дидактических возможностей. При этом
следует иметь в виду, в первую очередь,
цели и задачи конкретного урока и отбирать
такие наглядные пособия, которые четко
выражают наиболее существенные стороны
изучаемого на уроке явления и позволяют
ученику вычленять и группировать те существенные
признаки, которые лежат в основе формируемого
на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит
и выбор одной из форм сочетания наглядности и рассказа учителя.
В одних случаях источником знания выступает
наглядное пособие, а объяснение учителя
выполняет функцию руководства восприятием
учеников. Наглядные пособия могут служить
опорой для осознания связей между фактами,
явлениями, недоступных непосредственному
наблюдению, а слово учителя побуждает
к наблюдению и направляет детей на, осмысливание,
истолкование сделанных наблюдений.
При обобщении, повторении изученного,
как правило, источником знания о фактах,
явлениях или их связях выступает беседа учителя,
а наглядность выполняет функцию подтверждения,
иллюстрации, конкретизации словесного
сообщения или служит отправным пунктом
сообщения, содержащего сведения о явлениях
и связях, недоступных непосредственному
восприятию.
Средства наглядности могут выступать
в роли источника знаний при организации
самостоятельной работы творческого,
исследовательского характера. В этом
случае учитель определяет задание, направляет
деятельность учащихся.
Средства наглядности могут
служить зрительной опорой при опросе учащихся:
используя, например, содержание кадров
диафильма, ученики пересказывают отрывок
литературного произведения.
Количество средств обучения,
применяемых на одном уроке, определяется конкретными образовательными,
воспитательными и развивающими целями
урока. Вполне возможны случаи, когда учитель
считает достаточным использовать на
уроке лишь учеб и т.д.................