Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Сущность и содержание социальной работы в системе образования

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 03.10.2014. Год: 2014. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Основные данные о работе

Версия шаблона
2.1
Филиал
Тотемский
Вид работы
Курсовая работа
Название дисциплины
Теория социальной работы
Тема
Сущность и содержание социальной работы в системе образования.
Фамилия студента
Бобкина
Имя студента
Елена
Отчество студента
Михайловна
№ контракта
1390513401509002


Содержание



Основные данные о работе
Содержание
Введение
Основная часть
1. Особенности социальной работы в школе.
2. Социальная профилактика и реабилитация детей и подростков.
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Введение


Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества [2;148]. Необходимость исследования особенностей и развития социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями определяется тем, что за последние годы уровень подростковой преступности в стране существенно вырос. Наиболее актуальной проблемой воспитания подрастающего поколения является борьба с негативными явлениями в среде несовершеннолетних правонарушителей и преступностью несовершеннолетних. Среди подростков и молодёжи всё явственнее начали проявляться признаки нравственной деморализации, которые выражаются в негативных явлениях – пьянстве, наркомании, токсикомании, проституции, в возникновении и росте различных неформальных объединений асоциальной направленности [21;128]. Лишь немногие из несовершеннолетних преступников совершают преступления случайно. В абсолютном большинстве несовершеннолетний преступник – это лицо, обладающее привычками, склонностями, устойчивыми стереотипами общественного поведения [23; 387]. Весьма значителен процент рецидивных преступлений несовершеннолетних. Именно эти подростки займут со временем ведущие позиции как в экономике и политике, так и в социальной сфере общества.
Актуальность данной темы обусловлена также тем, что многие проблемы, стоявшие перед государством и обществом в изучаемые периоды, и сегодня не решены. Примером тому может служить то, что к числу наиболее распространённых преступлений, совершённых подростками, относятся преступления корыстно-насильственно направленности: кражи, грабежи, разбои.
Таким образом, решение проблемы подростковой преступности невозможно без тщательного изучения истории развития социальной работы по исправлению несовершеннолетних правонарушителей и современного состояния воспитательной работы.
Объект исследования: социальная работа с несовершеннолетними правонарушителями.
Предмет исследования: история социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России.
Цель исследования: проанализировать опыт социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России.
Задачи:
1. описать становление и развитие форм социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям
2. рассмотреть опыт социальной помощи несовершеннолетним преступникам в деятельности отечественных педагогов ХХ века
3. проанализировать нормативно-правовые основы социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
4. охарактеризовать современное состояние социальной работы с несовершеннолетними правонарушителями в России
Методы исследования:
• изучение научной литературы по проблеме исследования;
• систематизация полученной информации;
• анализ собранной информации.


Основная часть

1 Особенности социальной работы в школе.


Первые сведения о мерах, принимаемых в России для предупреждения правонарушений и преступлений несовершеннолетних, относятся к XVII веку, именно тогда стали предприниматься шаги к воспитанию нравственно-испорченны детей. Создание воспитательных заведений для помещения в них «испорченных» детей было связано не только с гуманистическими идеями, но и осознанием того, что беспризорность, бродяжничество являются причиной преступности [17;32].
Первые попытки исправления несовершеннолетних и малолетних преступников относится к эпохе Екатерины II, когда были учреждены совестные суды для разбора дел и приказы общественного призрения с работными домами. И хотя эти первые попытки ощутимых результатов не принесли, они способствовали формированию определенного подхода к воспитанию детей-правонарушител й. В первой половине XIX века заведения, предназначенные для таких детей, начали открывать во многих местностях.
Во второй половине XIX века отмечается увеличение промышленного и финансового капитала и соответствующее этому обнищание народных масс, классовое расслоение общества, миграция разоренных сельских жителей в города, разрушение устойчивых социальных связей, семьи, дома. Рост числа «неустроенных» вследствие этого детей: бродяг, нищих, бесприютных и беспризорных, с одной стороны, а с другой общественное стремление к их воспитанию и исправлению укрепляло идею об учреждении специальных заведений для этого [7;14]. В эпоху судебных реформ в России сформировались, хотя и недостаточно прочно, основные направления деятельности государства и общества по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. Государство направляло свои усилия преимущественно на развитие правовых основ превентивной политики, практические шаги осуществляли общественные силы. Деятельность общественности была направлена на решение практических вопросов, связанных с предохранением детей от развращающего влияния тюрем; организацией обучения и воспитания беспризорных и бродяжничающих детей; созданием специальных учреждений для несовершеннолетних осужденных; ведением дела их постпенитенциарного воспитания; организацией новых форм уголовной юстиции. Одной из главных проблем считалось вовлечение детей в криминальную сферу, которое происходило в тюрьмах, где дети содержались вместе со взрослыми, что развращало их, способствовало формированию в них качеств привычного преступника [20;54].
Именно с целью отделения несовершеннолетних от взрослых преступников, ограждения от влияния тюрьмы и арестного дома, и тем самым отвращения от криминального поведения, были учреждены исправительные заведения для содержания детей - правонарушителей и детей - арестантов.
Первые заведения были открыты в С-Петербурге (1871 г.), Саратове (1873 г.), Москве (Большевский приют, 1874 г.), Казани и Киеве. Все они были основаны на частной инициативе, а возникали там, где в данное время появлялись люди, интересующиеся делом исправления и перевоспитания несовершеннолетних. Поэтому дело по созданию заведений для несовершеннолетних двигалось крайне медленно и не всегда успешно.
По своему предназначению это были разные заведения. Большинство из них были смешанными, то есть предназначались для содержания в них детей разных категорий: бродяг, нищих, сирот, правонарушителей. Другие сразу стали специально-исправите ьными заведениями для несовершеннолетних преступников, как, например, Курская колония. В Саратовском, Большевском приютах содержались дети, совершившие разные проступки, но не совершившие преступлений, и нищенствующие дети, а с начала XX в. сюда стали поступать и по решению суда. Некоторые из заведений были смешанными по признаку пола содержащихся в них детей, но для девочек были особые отделения. Такие заведения были открыты в Саратове, Таганроге, Томске [3; 89].
Важно подчеркнуть, что из числа существующих заведений лишь немногие содержались земствами (Тверская колония и Тамбовский приют), два – городом (Рукавишниковский приют и Фидлеровская колония в Москве). Тюремными комитетами содержались Астраханская колония, Симбирский, Саратовский, два Кубанских приюта. Все остальные содержались различными обществами, специально для того созданными.
В стремлении к отрыву несовершеннолетних от развращающего влияния на них тюрьмы специалисты приходили к выводу о необходимости отделения от взрослых и детей, находящихся под следствием. Первая исправительная школа для детей подследственных и подсудимых была учреждена в Москве в 1864 г. (впоследствии в ходе реформ она стала исправительным заведением для осужденных).
Опыт работы по исправлению несовершеннолетних правонарушителей приводил специалистов к выводу: без оказания помощи вышедшим из заведений воспитанникам в приспособлении к условиям постпенитенциарной жизни трудно рассчитывать на то, что они не вернутся на преступный путь.
Положение об исправительных приютах 1866 года предусматривало покровительство воспитанникам в течение определенного срока после выхода. Специалисты считали, что контроль за поведением освободившихся необходимо осуществлять в течение трех лет.
Необходимо отметить, что организация патроната носила филантропический характер и осуществлялась на общественных началах.
Непосредственная работа по оказанию помощи вышедшим из исправительных заведений осуществлялась по-разному. Некоторые заведения брали на себя заботу о выпущенных воспитанниках, например. Киевская колония, Студзенецкая, Вологодский приют и другие, что было предусмотрено их уставами. В других местах эту работу осуществляли специально созданные для этого различные общества патроната. Каждое общество носило свое название. Например, в Петербурге это был комитет общества попечительного о тюрьмах, а при нем имелось отделение для несовершеннолетних, позднее здесь было открыто специальное общество для осуществления патроната над несовершеннолетними; в Москве – общество пособия несовершеннолетним, освобождаемым из мест заключения; в Одессе – общество покровительства отбывшим наказания и бесприютным; в Киеве – общество покровительства лицам, отбывшим наказание, и детям бесприютным. Патронат осуществлялся также мужскими и дамскими благотворительными тюремными комитетами. Общества патроната или попечительства, создавались с целью оказания помощи несовершеннолетним правонарушителям [8;247].
Все общества организовывались на добровольных началах. Состав их был неограниченным, управление осуществлялось собраниями и правлениями (комитетами). Материальные средства складывались из пожертвований, членских взносов, сборов за различные мероприятия.
Цели каждого из созданных обществ определялись их уставами и, в общем, сводились к оказанию содействия несовершеннолетним, выпущенным из приютов, в устройстве быта, в возвращении на путь честной жизни. Единого организующего центра у них не было.
Деятельность обществ строилась по-разному. Многие ее вопросы оспаривались, однако, некоторые общие направления все же были выработаны. Члены Обществ посещали колонии и приюты для несовершеннолетних, заранее знакомились с теми, кто в скором времени должен был выйти оттуда, изучали их образ жизни в самом исправительном заведении [10;11]. После освобождения несовершеннолетнего члены общества решали широкий круг вопросов. Они оказывали помощь в прописке по месту жительства, ибо без этого невозможно было определить освободившегося на работу. Общество же заботилось и о том, чтобы подыскать место, соответствующее интересам и подготовке несовершеннолетнего, и по-доброму расположенного к нему хозяина. Члены общества помогали установить связи с родственниками, знакомыми, в необходимых случаях решали вопрос о перемене или избрании места жительства, способствовали отправке на родину.
Учитывая, что не все из освобожденных были материально подготовлены к самостоятельной жизни, общества снабжали их одеждой, пищей, медицинским пособием, рабочим инструментом, а в исключительных случаях и деньгами. Если у несовершеннолетнего не складывались отношения с хозяевами члены общества старались влиять на последних. С теми, кто уже был определен в жизни, связь не терялась. В обществе можно было провести воскресенье, принять участие в религиозно-нравствен ых чтениях, получить чистое белье, одежду. Уставами ряда обществ, например, Московского, Кишиневского и других, предусматривалась возможность создания убежищ, в которых освободившиеся несовершеннолетние могли провести некоторое время, пока не были определены на какое-то место. Здесь можно было пользоваться одеждой, пищей, учиться. Иногда здесь проводили по нескольку лет. Внутренний распорядок жизни, система воспитания были аналогичны существовавшим в исправительных заведениях.
Кроме того, для несовершеннолетних определялся попечитель, который заботился о подростке, защищая его интересы. В московском обществе для занятий освободившихся была организована сапожная мастерская. Его уставом предусматривалась возможность создания ферм, убежищ, мастерских, приютов, где несовершеннолетние могли найти себе занятие.
В тех случаях, когда патронат осуществляли сами заведения, их помощь могла быть оказана путем трудоустройства, определения опекуна, создания депо для временно не работающих, как это делалось, например, в Студзенецкой колонии, или путем поддержания связи с выпущенными из заведения, как это делали в Киевской колонии. В Вологодском приюте патронат осуществляли местные священники [8; 263].
Таким образом, патронат мог носить личный или коллективный характер. Личная помощь (предоставление места, одежды, обуви, пищи, переселение, переписка и другого) возражений не вызывала. Коллективная помощь (создание убежищ, приютов, рабочих домов, ночлежек) у многих вызывала несогласие, поскольку в таких местах сосредоточивались выходцы из мест лишения свободы, здесь устанавливались порядок и отношения, основанные на тюремных правилах и традициях, появлялась опасность возникновения преступных группировок и организаций. Поэтому в уставе обществ покровительства лицам, освобождаемым из мест заключения (1908), было установлено, что убежища и приюты по указанным причинам не создаются, а освободившиеся помещаются в частные семьи и мастерские. Если это по каким-то обстоятельствам было невозможно, то данные лица могли помещаться в коллективные заведения, в которые направлялись все нуждающиеся, независимо от прошлого: в дома трудолюбия, общественные школы и тому подобное.
Еще одним направлением работы являлась индивидуальная помощь бывшим осужденным. Члены общества в определенные дни дежурили в особом помещении, куда могли обратиться все нуждающиеся из числа лиц, когда-то осужденных. Здесь была сосредоточена и вся переписка по патронату.
Совершенно уникальным среди этого вида заведений было созданное Варшавским обществом патроната – приют в Струге. Сюда поступали несовершеннолетние, освободившиеся из Варшавской главной тюрьмы, точнее сказать, приходили, так как прием основывался на принципе добровольности.
Члены общества патроната лишь делали приглашения. Здесь подростки получали то, чего тюрьма дать не могла: общее и профессиональное образование, организованный досуг, физическое воспитание. При этом воспитанник считался готовым к жизни вне заведения тогда, когда «он не под действием дисциплины и приказания, а под влиянием внутренней воли и необходимости стремится к труду, образованию, честности» [7;126].
Члены общества патроната высоко довольно оценивали значение этого заведения в силу, прежде всего, того, что деятельность его строилась на принципе: не принуждать, но помогать. Поэтому тот, у кого не хватало нравственных сил для работы над собой, кто не выдерживал этого труда, мог не только покинуть приют в любое время, но и вернуться, поскольку приют был единственным местом, где уважали человеческое достоинство.
Деятельность обществ патроната распространялась и на подследственных: для них подбирались защитники, вносились залоги до суда, чтобы несовершеннолетние, находящиеся под следствием, до суда не могли совершить новых правонарушений, для них открывались приюты соответствующего назначения. Такие приюты были открыты Харьковским обществом (Харьковский воспитательно - исправительный приют для подследственных мальчиков), Московским обществом (два воспитательно-испра ительных приюта – для мальчиков и девочек). Назначение приютов заключалось в том, чтобы отделить несовершеннолетних от взрослых преступников, чем оградить от вредного влияния последних [7; 128].
Не оставались без внимания обществ и несовершеннолетние, которые освободились из-под стражи в связи с прекращением уголовного преследования или оправданием по суду. Общества заботились о воспитании и обучении таких подростков, решали вопросы, связанные с помещением их в учебные или промышленные заведения, в частные семьи. В случае если эти вопросы не разрешались в течение длительного времени, несовершеннолетних помещали в имеющиеся приюты, однако отдельно от других. Так было в Киевском, Одесском, Ростовском-на-Дону, Санкт-Петербургском, Таганрогском и других обществах.
В поле зрения обществ находились и нищие, и беспризорные. Им оказывалась та же помощь. Это предусматривалось уставами Московского, Киевского, Одесского и других обществ.
Поиск путей оказания помощи нищим, бездомным, беспризорным привел к учреждению еще одного вида заведений - работных домов для детей, куда они могли обратиться сами, без помощи властей. Существуют сведения о наличии нескольких таких домов: в Костроме, Москве (здесь было отделение при Московском Работном доме, отделением заведовал П.Г. Бельский), Петербурге, Харькове.
В начале ХХ века в России стали появляться приюты-корабли. Сюда принимались, преимущественно, дети-сироты, беспризорники, нищие. Жизнь в них строилась как во всех воспитательно-исправ тельных заведениях, но в соответствии с корабельными правилами, морским делом. Подросшие и освоившие морское дело воспитанники могли поступать на торговые корабли матросами; то есть для них открывалась возможность самостоятельной жизни [7; 134].
К этому же периоду относится учреждение еще одного вида воспитательных заведений, предназначенных для сирот: трудовые колонии. Основывая первую такую колонию, Н.И. Верещагина отмечала, что это не учебное заведение, здесь не получат законченного образования, но колония выполнит свое назначение, если устранит те невзгоды и препятствия, с которыми приходится бороться в детстве.
В годы войны такие колонии учреждались для детей погибших воинов.
Под покровительством обществ находились и дети, семьи арестантов и ссыльных. Это было закреплено уставом Киевского, Кронштадтского, Гомельского и других обществ.
Нельзя полностью идеализировать деятельность по предупреждению правонарушений несовершеннолетних. В ней отмечается много недостатков, как то, отсутствие единого подхода к организации работы с несовершеннолетними; недостаточное количество воспитательных заведений и обществ; ограниченность в материальных средствах; повторение в жизни детских заведений некоторых элементов исправительных заведений и другое. Нельзя не принимать во внимание и того, что работа по предупреждению правонарушений несовершеннолетних велась в основном в крупных городах, где находилось достаточное количество людей, способных этим заниматься. Большим препятствием в развитии превентивной деятельности было слабое участие в ней государственных учреждений. Хотя было бы неверным полное отрицание такого участия. Оно было различным, но преимущественно выражалось в формировании правовой базы, контроле за деятельностью общественности.
Анализ первоисточников свидетельствует не только о конфронтации, но и о взаимодействии государственных органов и общественности, направленном на решение вопросов, связанных с предупреждением правонарушений несовершеннолетних. И государством, и общественными силами велась борьба с причинами преступности в целом, и несовершеннолетних, в частности: недостаточным или неправильным семейным воспитанием, алкоголизмом, проституцией, безработицей, отсутствием школьного обучения.
Здесь также преобладал общественный элемент: учреждались общества, специальные заведения для определенных категорий детей. Особая роль в деле предупреждения правонарушений несовершеннолетних отводилась школе.
Деятельность государственных органов и общественности в области предупреждения преступлений несовершеннолетних строилась на основе разделения функций: контроль и частично финансирование, а со временем правовую регламентацию, государство в лице министерства юстиции и главного тюремного управления брало на себя; инициирование, организация, практическое осуществление деятельности, преимущественное финансирование отводились обществам и частным лицам [21; 126].
Анализ особенностей деятельности правительственных учреждений и общественности по организации предупреждения преступлений несовершеннолетних показал, что в России исторически формировался общественно-государс венный характер превентивной работ, при котором деятельность государства выражалась преимущественно в контрольно-наблюдате ьных и нормотворческих функциях.
Непосредственным организатором и участником предупреждения преступлений несовершеннолетних правонарушителей государственные органы и учреждения не были. В этом, в известной степени, сказались особенности российского подхода к делам, когда наиболее трудоемкие из них решались «всем миром».
Это было и показателем того, что общественные потребности опережали экономические возможности государства, у которого не находилось средств для развития дела предупреждения преступлений, в силу чего обществу приходилось это брать на себя. Государство, разделяя устремления общества, никак не могло поддержать их из-за отсутствия средств. Именно в этом находились истоки многих неудач.
Двойственность, противоречивость происходящего отражалась в том, что, с одной стороны, это сыграло свою положительную роль: отсутствие бюрократических пут давало возможность творческого поиска, гибкость в организации дела, мобильность. В то же время отсутствие материальной государственной поддержки вело к ослаблению общественной инициативы, разрушению заведений, утрате накопленного опыта.
И хотя эти недостатки и упущения имели место, сформировавшуюся педагогическую концепцию предупреждения правонарушений несовершеннолетних следует признать правильной.
Необходимо отметить и то, что не утратило своего значения и теперь: стремление прогрессивных общественных сил к помощи несовершеннолетним, оказавшимся в силу разных жизненных обстоятельств в сложных социальных условиях; конкретная систематическая последовательная помощь; использование семейного воспитания (помещение в частную семью), в том числе в целях социальной реабилитации; стремление исключить несовершеннолетних из круга взрослых преступников на различных уровнях общения и другое [21; 174].
Таким образом, мы видим, что к концу XIX века в отечественной практике определились основные направления предупреждения правонарушений, в том числе преступлений несовершеннолетних в России. Направления этой деятельности вполне проверены временем и представляют собой определенную систему, в которую входят:
а) специальные учреждения для несовершеннолетних различных категорий (делинквентов, подследственных и подсудимых, осужденных), с определенной системой воспитания, опирающейся на открытость, связь с жизнью общества, участие общественности в воспитании;
б) специальная (особая) система ювенального правосудия;
в) хорошо налаженная ресоциализация (социальная адаптация) несовершеннолетних различных категорий: вышедших из учебно-воспитательны учреждений; освобожденных из колоний, освобожденных из зала суда (независимо от оснований); употребляющих наркотики; психически нездоровых и других;
г) четкая и продуманная правовая регламентация предупредительной деятельности.
Таким образом, мы рассмотрели становление и развитие форм социальной помощи несовершеннолетним правонарушителям в России. Далее мы рассмотрим особенности работы с несовершеннолетними правонарушителями отечественных педагогов.



2 Социальная профилактика и реабилитация детей и подростков.


В научной литературе проблема подростковой преступности рассматривалась такими известными педагогами как А.С. Макаренко, С.Т. Шацкий. Рассмотрим специфику социально-педагогиче кой деятельности с несовершеннолетними правонарушителями каждого из них.
Станислав Теофилович Шацкий - выдающийся педагог, просветитель, общественный деятель. С 1905 года он начал создавать развивающие центры для детей и подростков, такие как «Сеттльмент», «Детский труд и отдых» и «Бодрая жизнь». Главное значение деятельности С.Т. Шацкого заключалось в изучении социальной среды, её влияние на развитие человека. Он придерживался принципа открытости: взаимосвязи школы и окружающей социальной среды. С.Т. Шацкий - один из представителей свободного воспитания. Он считал основными элементами развития подростков физическое развитие, материальный труд, игру, искусство, умственную и социальную деятельность. С.Т. Шацкий поддерживал комплексное изучение, исходя из элементов жизни детей. Наиболее успешно проходило физическое воспитание и труд. В интеллектуальном труде главное С.Т. Шацкий видел в умении анализировать, развивая кругозор.
В эстетическом творчестве главное С.Т. Шацкий видел в развитии художественного вкуса, художественных способностей. Это развитие должно осуществляться в коллективном художественном творчестве, театральных постановках.
В своей работе с детьми в колониях С.Т. Шацкий большое внимание уделял самостоятельности, самоуправлению детей. Например, в своей книге «Дети- работники будущего» он описывал свою работу в колонии в Щелково в 1905 году: «Условия жизни на даче были так примитивны, что детям поневоле пришлось все время заботиться о себе. И действительно, все, что нужно было для обихода, было постепенно сделано ими самими. Обо всем детям нужно было подумать: сколько и где достать провизии, как приготовить обед, ужин» [16; 64].
Оба руководителя колонии (Шацкий С.Т., Зеленко А.У.) поставили себе за правило оказывать как можно больше доверия детским мыслям и желаниям. Отсюда постепенно возникла в колонии атмосфера дружной семьи с искренними отношениями.
Дети с охотой принимали участие в обсуждении всего распорядка жизни и вносили сообща в эту жизнь много ценного. Порядок в колонии не устанавливался взрослыми. Он налаживался постепенно, вырабатываясь самой жизнью. Дети вкладывали много сил в установление его, поэтому они очень скоро стали его ценить. Единственным наказанием было “замечание”, делаемое общим собранием за проступки, главным образом против общественности. После трех замечаний виновный должен был оставить колонию [16;72].
В результате этого первого опыта у них сложились такие убеждения, что дети влияют друг на друга сильнее, чем старшие на них; что все заботы воспитателей должны свестись к созданию дружного детского общества; что авторитет старших только тогда и действителен, полезен и высок, когда в нем нет принудительного элемента, и что дети должны чувствовать доверие к себе со стороны старших, то есть что для взрослых нужен авторитет не силы, а знания, опытности и любви к детям» [16;86]. Таким образом, С.Т. Шацкий акцентировал внимание на взаимодоверии и взаимосотрудничестве детей и воспитателей. Он выражал протест авторитет силы взрослого и принуждению. С.Т. Шацкий сделал правильный вывод, что дети воспитывают и влияют друг на друга эффективнее, нежели это могли бы делать взрослые. Конечно, большую роль здесь играет и тот фактор, что дети сами обустраивали себе быт, заботились о себе.
В колонии «Бодрая жизнь» С.Т. Шацкий руководствовался тем же принципом воспитания самостоятельности у детей. В книге «Бодрая жизнь» он писал что труд, прежде всего, ставит своей задачей организовать нормальное детское общество. Воспитатели в работе с детьми уделяли внимание и искусству, в колонии в детях развивали и творческие умения: пение, игры, танцы. С.Т. Шацкий убежден, что развитие творческих, умственных, эстетических навыков у детей невозможно без реальной базы, заключающейся в физическом труде.
Общество «Сетлемент» в Москве в 1910 году, по сути, являлось аналогом современным домам творчества. Дети и их родители собирались в специальном доме, где проходили творческие занятия. Сотрудники «Сетлемент» делились на три группы. Первая группа создавала народную школу и детский сад. Учителя уделяли внимание не только умственной работе, но и физической и творческой. А детский сад использовал те же методы работы, что и школа, поэтому для детей переход из детского сада в школу был безболезненным. Вторая группа занималась устройством ремесленных курсов. Были открыты мастерские: переплетная, столярная и слесарная - для мальчиков, и швейная - для девочек. Третья группа сотрудников руководила детскими клубами, которые пользовались большой популярностью. Были организованы группы по земледелию, астрономии, фотографии, музыке, рисованию, скульптуре. Также велась работа и с родителями. Они помогали сотрудникам, с их помощью велись некоторые клубы. Некоторые матери охотно советовались с врачом общества [16; 137].
Общество “Детский труд и отдых” (1909 год) было направлено, прежде всего, на созидающую деятельность детей. С.Т. Шацкий стремился сделать труд общеобразовательным Он планировал открыть ткацкие, гончарные, столярные комнаты - дети учились бы ремеслу. Кухня была предназначена для того, чтобы дети научились готовить еду и кормили бы ей тех, кто недоедает дома. Для детского творчества предназначались комнаты для занятий рисованием, скульптурой, естествознанием. Такие творческие занятия дополнялись бы посещением различных музеев, экскурсий. Требовались комнаты и для чтения - индивидуального и совместного. А для знакомства детей с сельским хозяйством была бы организована колония в пригороде. Таким образом, общество «Детский труд и отдых» являлось идеальным местом для всестороннего развития и воспитания детей, так как одновременно с образованием происходило приобщение ребенка к труду, к природе. Вместе с тем осуществлялось развитие творческих способностей воспитанников, созданы условия для саморазвития детей.
Сегодня теория и практика С.Т. Шацкого привлекают внимание учителей ярким и своеобразным решением таких фундаментальных педагогических проблем, как социализация личности, методы педагогического исследования среды и ребенка, функционирование школы как комплекса учреждений, реализующих преемственность и целостность в воспитании.
Не менее важен педагогический опыт Антона Семеновича Макаренко. Он организовывал и руководил колониями для трудных подростков. Например, такими колониями, как «Колония им. Горького» на Украине, и «Трудовая комунна им. Дзержинского».
Основа воспитательной системы А.С. Макаренко заключается в развитии личности в коллективе. Этапы формирования коллектива он видел в формировании коллектива через трудовое воспитание. В этом вопросе его предшественником был Песталоцци с его трудовой системой.
Для перевоспитания подростков А.С. Макаренко в своих колониях использовал принцип «сожженной биографии», заключающийся в полнейшем игорировании прошлого и тем более прошлых преступлений [11;113]. Это помогало подросткам нацелиться на устремленность в реальность и в будущее. Также А.С. Макаренко использовал приём «педагогического взрыва», он же был автором этого приёма [11;115].
Главную силу коллектива он видел в общественном мнении. Только создав единый школьный коллектив, утверждал Макаренко, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательног
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.