Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
Реферат/Курсовая Функции, проблемы и методы семейного воспитания на примерах произведений В.А. Сухомлинского
Информация:
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 05.12.2014.
Год: 2013.
Страниц: 15.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное
бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«ТАГАНРОГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ИМЕНИ А. П. ЧЕХОВА»
Факультет иностранных языков
Кафедра общей педагогики
ПРОБЛЕМА СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ НАСЛЕДИИ
А. С. МАКАРЕНКО И В. А. СУХОМЛИНСКОГО
Курсовая работа
студента 2 курса
Учватова Анатолия Владимировича
профиль Иностранный язык (английский)
и профиль Иностранный язык
(немецкий)
______
специальность
(направление подготовки)
Научный руководитель
кандидат педагогических наук.
доцент кафедры общей педагогики
Тищенко Елена Геннадьевна
Дата сдачи «___» ___ 20__г.
Дата защиты «___» ___ 20__г.
Оценка ___
Научный руководитель ___/___/
Таганрог
2013
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
3
§1 Понятие семьи и семейного
воспитания
5
§2 Методы и средства воспитания
детей в семье по А.С. Макаренко
12
§3 Функции, проблемы и методы
семейного воспитания на примерах произведений
В.А. Сухомлинского
19
Заключение
23
Список литературы
25
Приложение
27
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Воспитание – часть социализирующего
образования. Воспитание – это специально
организованный процесс предъявления
социально одобряемых ценностей, нормативных
качеств личности и образцов поведения,
то есть это процесс приобщения человека
к общему и должному. На формирование личности
ребенка значительное воспитательное
влияние оказывает семья. Семья – это
первая общественная ступень в жизни человека.
Она с раннего детства направляет сознание,
волю и чувства ребенка. Под руководством
родителей дети приобретают свой первый
жизненный опыт, умения и навыки жизни
в обществе. А.С. Макаренко подчеркивал:
«Воспитание есть процесс социальный
в самом широком смысле. Воспитывает все:
люди, вещи, явления, но прежде всего и
больше всего – люди. Из них на первом
месте – родители и педагоги». Но детский
сад и школа не могут ни заменить, ни полностью
компенсировать то, что получает формирующаяся
личность от родителей. Необходимо педагогически
целенаправить, обогатить, усилить положительные
внешкольные влияния, включить их в систему
своей воспитательной деятельности, а
также в допустимых пределах нейтрализовать
отрицательные влияния, используя профессиональные
возможности.
Процесс воспитания в семье
– это важнейшее средство обеспечения
существования преемственности поколений,
это исторический процесс вхождения подрастающего
поколения в жизнь общества. Нам представляется
актуальным провести изучение концепций
семейного воспитания А.С. Макаренко и
В.А. Сухомлинского и их возможного влияния
на воспитание детей в семье.
Целью нашего исследования стало исследование
представлений А. С. Макаренко и В.А. Сухомлинского
о воспитании детей в семье и выявление
современных проблем семейного воспитания.
Объект исследования: семейное воспитание.
Предмет исследования: представления
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского о воспитании
детей в семье и проблемы семейного воспитания.
В соответствии с вышесказанным
в нашей работе мы поставили следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую
литературу по изучаемому вопросу,
тем самым определить теоретические
основы семейного воспитания
и охарактеризовать его формы
по трудам А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского;
2. Отметить специфику семейного
воспитания и определить его значение;
3. Рассмотреть методы и средства
воспитания детей в семье в произведениях
А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинского;
4. Дать рекомендации современным
родителям, опираясь на труды педагогов-новаторов.
Для решения поставленных
задач и проверки исходных гипотез был
применён комплекс методов, включающий теоретический анализ социально-
психолого-педагогич ской литературы
по проблеме исследования, систематизация
научных представлений по проблеме воспитания
в семье.
В ходе выполнения
данной работы мы опирались на научные
труды таких исследователей, как А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Е.Ф. Сиваншинской,
И.П. Подласого, П.И. Пидкасистого и др.
На основе изученного материала автор
разработал рекомендации для современных
родителей. [см. Приложение]
ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ.
Семья – основанная на браке или кровном
родстве малая группа, члены которой связаны
общностью быта, взаимной моральной ответственностью
и взаимопомощью.
Семейное воспитание – это
осознанные усилия взрослых по взращиванию
ребенка, которые направлены на то, чтобы
младшие соответствовали имеющимся у
старших представлениям о том, каким должен
быть ребенок, подросток, юноша или девушка.
Одновременно семейное воспитание рассматривается
как составная часть относительно контролируемой
социализации человека в современном
цивилизованном обществе. Оно осуществляется
в неразрывной связи с другими видами
социального воспитания – школьного и
общественного. Проблемы семейного воспитания,
в той части, где они соприкасаются со
школой, изучаются общей педагогикой,
в остальных аспектах – социальной. [5]
Определяющая роль семьи обусловлена
ее глубоким влиянием на весь комплекс
физической и духовной жизни растущего
в ней человека. К тому же, семья для ребенка
является одновременно и средой обитания,
и воспитательной средой. Социальные педагоги
считают, что семья и ребенок – зеркальное
отражение друг друга. В результате, именно
в семье формируются те качества, которые
более нигде сформированы быть не могут.
Кроме того, семья осуществляет социализацию
(приспособление к окружающей общности
людей – социуму) личности, является концентрированным
выражением ее усилий по физическому,
моральному и трудовому воспитанию, профессиональной
ориентации подрастающего поколения.
Вот почему именно семья формирует содержание
общества: какова типичная семья – таково
и общество. Отсюда следует, что важнейшей
социальной функцией семьи является воспитание
гражданина, патриота, будущего семьянина,
законопослушного члена общества. Вместе
с тем, именно в семье решаются и другие
педагогические задачи. Их совокупность
формирует содержание семейного воспитания.
[2]
Содержание воспитания в семье
обусловливается генеральной целью демократического
общества. Семья обязана формировать физически
и психически здоровую, высоконравственную,
интеллектуально развитую личность, готовую
к предстоящей трудовой, общественной
и семейной жизни. Реализация этого подхода
российского общества к семейному воспитанию
предполагает его осуществление по нескольким
относительно самостоятельным, но взаимосвязанным
направлениям. Их содержание можно свести
к следующим позициям.
Морально-нравственно воспитание
в семье представляет собой стержневой
компонент формирование личности ребенка,
как будущего активного участника межличностного
взаимодействия. Оно предполагает формирование
у подрастающего поколения непреходящих
человеческих ценностей – любви, уважения,
доброты, порядочности, честности, справедливости,
совести, достоинства, долга и т.д.
Интеллектуальное воспитание
– предполагает заинтересованное участие
родителей в обогащении детей знаниями,
формировании у них потребности в их приобретении
и постоянном обновлении.
Эстетическое воспитание призвано
развивать таланты и дарования детей,
дать им представление о Прекрасном, существующем
в жизни.
Физическое воспитание предусматривает
формирование у ребенка привычки к ведению
здорового образа жизни и включает правильную
организацию распорядка дня, занятия физической
культурой и спортом, закаливание организма
и др.
Трудовое воспитание закладывает
основу будущей самостоятельной жизни
– профессиональной и социально-бытовой
деятельности в интересах государства,
общества и собственной семьи. Это лишь
основные направления семейного воспитания.
В разных семьях они в той или иной мере
дополняются экономическим, политическим,
экологическим, половым и другими направлениями
воспитательного взаимодействия детей
и взрослых, реализуемого в системе внутрисемейных
отношений.
Антон Семенович Макаренко
считает, что внутрисемейные отношения
являются ведущим компонентом семейного
воспитания, поскольку они, как определенная
социальная общность, выступают как конкретная
система связи и взаимодействия между
ее членами, возникающими по поводу удовлетворения
их разнообразных потребностей. К тому
же естественную основу семьи составляют
брачные и родственные связи, которые
в определенном смысле являются первичными.
Помимо них семья также включает
в себя хозяйственно-экономич ские, правовые,
нравственные, эмоционально-психоло ические
и другие связи. Внутрисемейные отношения
также взаимосвязаны с национальными
и бытовыми отношениями. В обобщенном
виде именно семья аккумулирует в себе
всю их совокупность. Значение внутрисемейных
отношений в становлении и развитии индивида
обусловлено, прежде всего, тем, что они
выступают первым специфичным образцом
общественных отношений, с которыми человек
сталкивается с момента рождения. Кроме
того в них фокусируется и находит своеобразное
миниатюрное выражение все богатство
общественных отношений, что создает возможность
раннего включения ребенка в их систему.
Ведущая роль семейных отношений в воспитании
заключается в том, что их состоянием определяются
меры функционирования и эффективности
других компонентов педагогического воспитательного
потенциала семьи. Всякое серьезное отклонение
внутрисемейных отношений от нормы означает
ущербность, а зачастую и кризис данной
семьи, утерю ее воспитательных возможностей.
[8]
Воспитательной функции семьи придавалось
большое значение на всех этапах развития
общества. На принципиально новой основе
— на равноправии и взаимоуважении супругов
— строились взаимоотношения в семье,
что создавало благоприятные условия
для установления справедливого распределения
труда между мужчиной и женщиной поведению
домашнего хозяйства и обоюдной ответственности
родителей за детей. Отмечая прогрессивные
изменения в развитии семьи, следует учесть
факторы, осложняющие это развитие. Так,
изменение положения женщины в обществе
вызвало противоречие между ее социальными
ролями, которое нередко порождает напряженность
и конфликты в семейных отношениях и негативно
сказывается на воспитании детей. Занятость
женщины в сфере общественного производства
ведет к ослаблению контроля над поведением
детей, недостаточному вниманию к их воспитанию.
Кроме того, противоречие между профессиональной
и семейной ролями женщины наряду с некоторыми
другими обстоятельствами выступает одной
из причин снижения рождаемости. В связи
с этим возникает проблема воспитания
в семье одного ребенка. Известно предупреждение
А. С. Макаренко о том, что воспитание единственного
сына или дочери гораздо более трудное
дело, чем воспитание нескольких детей.
Как правило, родители концентрируют на
одном ребенке максимум внимания, оберегают
его от всевозможных трудностей, излишне
опекают, находясь во власти слепой, неразумной
любви. Трудность воспитания одного ребенка
в семье, по словам А. С. Макаренко, заложена
в отсутствии коллективного воздействия
на его личность. К тому же отсутствие
сестер и братьев в семье обедняет жизнь
ребенка, неблаготворно сказывается на
развитии его эмоциональной сферы, формировании
чувств.
В учебном пособии под редакцией
А.И. Кулика указано, что методы семейного
воспитания несут на себе яркий отпечаток
личности родителей и неотделимы от них.
Сколько родителей, столько разновидностей
методов. Все родители используют общие
методы семейного воспитания: убеждение
(объяснение, внушение, совет); личный пример;
поощрение (похвала, подарки, интересная
для детей перспектива), наказание (лишение
удовольствий, отказ от дружбы, телесные
наказания). В некоторых семьях по совету
педагогов создаются и используются воспитывающие
ситуации.
Разнообразны средства решения
воспитательных задач в семье. Среди этих
средств слово, фольклор, родительский
авторитет, труд, учение, природа, домашний
быт, национальные обычаи, традиции, общественное
мнение, духовный и моральный климат семьи,
пресса, радио, телевидение, распорядок
дня, литература, музеи и выставки, игры
и игрушки, демонстрации, физкультура,
спорт, праздники, символы, атрибуты, реликвии
и т. д. Выбор и применение методов родительского
воспитания опирается на ряд общих условий:
1. Знание родителями своих
детей: что читают, чем интересуются,
какие поручения выполняют, какие
трудности испытывают, какие отношения
с одноклассниками и педагогами,
взрослыми, маленькими, что более
всего ценят в людях и т.
д. Личный опыт родителей, их авторитет,
характер отношений в семье, стремление
воспитывать личным примером
также сказываются на выборе
методов. Эта группа родителей
обычно выбирает наглядные методы.
2. Если родители отдают
предпочтение совместной деятельности,
то обычно превалируют практические
методы. Интенсивное общение во
время совместного труда, просмотров
телепередач, походов, прогулок дает
хорошие результаты: дети более
откровенны, это помогает родителям
лучше понять их. Нет совместной
деятельности - нет ни повода, ни
возможности для общения.
3. Педагогическая культура
родителей оказывает решающее
влияние на выбор методов, средств,
форм воспитания. [3]
Определенную трудность составляет
воспитание ребенка в условиях полного
достатка, а порой избытка. Материальные
блага часто обращаются во вред детям,
если родители не воспитывают у них здоровые
духовные потребности. По мнению В. А. Сухомлинского,
чем больше ценностей бытового характера
и духовной культуры предоставляется
в распоряжение молодого поколения, тем
труднее воспитывать, тем больше должна
быть ответственность всех, причастных
к воспитанию. Неуклонный рост материального
благосостояния семьи требует пристального
педагогического внимания к формированию
у детей разумных потребностей, умения
управлять своими желаниями, воспитанию
ответственности перед семьей и обществом
за свое поведение. [12]
В последние десятилетия семья
стала предметом пристального внимания
педагогов, психологов, социологов, юристов.
Семья — специфическая интимная система.
В отличие от других воспитательных учреждений
семья способна воздействовать и, как
правило, воздействует на все стороны,
грани человека на протяжении его жизни.
Этот огромный диапазон воспитательной
функции семьи сочетается с глубокой специфичностью
ее идеологического и психологического
влияния, что делает ее не только в высшей
степени действенным, но и необходимым
звеном в процессе формирования личности.
Положительное воздействие
семьи на личность ребенка состоит в том,
что никто, кроме самых близких для него
людей в семье, не относится к ребенку
лучше, не любит его так и не заботится
о нем столько, как мама, папа, бабушки,
дедушки, братья, сестры. И вместе с тем,
ничто другое не может потенциально нанести
столько вреда в воспитании ребенка, сколько
может сделать это семья.
Ряд исследователей отмечает,
что ценности семьи вытесняются ценностями
индивидуализации, материального достатка
и профессионального роста, что ведёт
к увеличению количества неблагополучных
семей (А.И. Антонов, О.М. Здравомыслова,
Н.Г. Марковская и др.).
Однако, если следовать этой
логике, то родители, запустившие семейную
сферу, должны достигать больших успехов
в сфере внесемейной, удовлетворяя там
потребности в самоактуализации своего
«Я», саморазвиваясь и самосовершенствуясь.
Но известно, что в большинстве неблагополучных
семей этого не происходит (А.Н. Елизаров).
Другие исследования, наоборот,
констатируют первостепенную значимость
ценности семьи (И.С. Артюхова, Т.Н. Кухтевич,
Н.Л. Москвичёва, А.А. Реан, В.С. Собкин, Е.М.
Марич и др.).
На наш взгляд, функционирование
всей семейной системы связано не столько
с местом семьи в индивидуальной иерархии,
сколько с тем, какие терминальные ценности
и индивидуальные потребности человек
реализует в семейной сфере. Основополагающие
функции семьи - воспитательная, хозяйственно-бытовая,
психологической разрядки, духовного
(культурного) общения, социального контроля,
репродуктивная - позволяют человеку реализовать
целый комплекс личностных потребностей
разного уровня.
Представления человека о том,
как, при помощи каких «средств» должны
реализовываться те или иные функции семьи,
и являются семейными ценностями.
Таким образом, функционирование
семейной системы и семейное воспитание
будут зависеть от степени значимости
тех или иных ценностей и гармоничности
ценностно-смысловой сферы личности, а
также от того, какие терминальные ценности
и с помощью каких средств человек реализует
в своей семейной жизни.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВОСПИТАНИЯ
ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
ПО А.С. МАКАРЕНКО.
А.С. Макаренко многое сделал
для развития советской теории семейного
воспитания, был зачинателем массовой
пропаганды педагогически обоснованных
принципов воспитания в семье.
В своей лекции «О воспитании
детей» в разделе «Общие условия семейного
воспитания», А. Макаренко говорил: «Прежде
всего, обращаем ваше внимание на следующее:
воспитать ребенка правильно и нормально
гораздо легче, чем перевоспитывать. Правильное
воспитание с самого раннего детства -
это вовсе не такое трудное дело, как многим
кажется. По своей трудности это дело по
силе каждому человеку, каждому отцу и
каждой матери. Хорошо воспитать своего
ребенка легко может каждый человек, если
только он этого действительно захочет,
а кроме того, это дело приятное, радостное,
счастливое». [6]
«Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете
с другими людьми и о других людях, как
вы радуетесь или печалитесь, как вы обращаетесь
с друзьями и с врагами, как вы смеетесь,
читаете газету – все это имеет для ребенка
большое значение… В воспитательной работе
нет пустяков… Мелочи действуют регулярно,
ежедневно, ежечасно…» - писал А.С. Макаренко.
[9]
Важным условием успешного
воспитания в семье является авторитет
родителей. Авторитет родителей – это
влияние отца и матери на детей, основанное
на уважение и любви к родителям, доверии
к их жизненному опыту, словам и поступкам.
А.С. Макаренко отмечает, что,
к сожалению, встречаются родители, которые
стремятся создать такой авторитет на
ложных основаниях. Он выявляет много
сортов такого ложного авторитета. После
их рассмотрения легче будет выяснить,
каким должен быть авторитет настоящий.
Авторитет подавления. Больше всего таким авторитетом
страдают отцы. Если отец дома всегда сердит,
при всяком удобном и неудобном случае
хватается за палку или ремень, на каждый
вопрос отвечает грубостью, каждую вину
ребенка отмечает наказанием, то это и
есть авторитет подавления. Такой отцовский
террор держит в страхе всю семью: не только
детей, но и мать. Он приносит вред: запугивает
детей, делает мать нулевым существом.
Этот авторитет ничего не воспитывает,
он приучает детей держаться подальше
от страшного папы, он вызывает детскую
ложь и человеческую трусость, воспитывает
в ребенке жестокость.
Авторитет расстояния. Чтобы дети слушались, нужно
поменьше с ними разговаривать, подальше
держаться, изредка только выступать в
виде начальства. У отца какой-нибудь отдельный
кабинет, из которого он показывается
изредка как первосвященник. Бывают такие
и матери: у них своя жизнь, свои интересы,
свои мысли. Дети находятся в ведении бабушки
или гувернантки. Такой авторитет не приносит
никакой пользы.
Авторитет чванства. Это особый вид авторитета
расстояния, но более вредный. Некоторые
родители считают, что самые заслуженные,
самые важные деятели, и показывают эту
важность на каждом шагу, показывают своим
детям. Дома они даже больше пыжатся и
надуваются, чем на работе. Они только
и делают, что толкуют о своих достоинствах,
они высокомерно относятся к остальным
людям. Бывает очень часто, что начинают
чваниться и дети. Перед товарищами они
тоже выступают не иначе, как с хвастливым
словом. Встречается такой авторитет и
у матерей. В этой атмосфере высокомерия
важный папа (мама) уже не может разобрать,
куда идут его (ее) дети и кого он (она) воспитывает.
Авторитет педантизма. Родители больше обращают
внимания на детей, больше работают, но
работают, как бюрократы. Они уверены в
том, что дети должны каждое родительское
слово выслушивать с трепетом, что слово
их – это святыня. Свои распоряжения они
отдают холодным тоном, и раз оно отдано,
то немедленно становится законом. Жизнь
ребенка, его интересы, его рост проходят
мимо таких родителей незаметно; он ничего
не видит, кроме своего бюрократического
начальствования в семье.
Авторитет резонерства. Родители буквально заедают
детскую жизнь бесконечными поучениями
и назидательными разговорами. Такие родители
уверены, что в поучениях заключается
главная педагогическая мудрость. В такой
семье мало радости и улыбок.
Авторитет любви. Это самый распространенный
вид ложного авторитета. Многие родители
убеждены: чтобы дети слушались, нужно,
чтобы они любили родителей, а чтобы заслужить
эту любовь, необходимо на каждом шагу
показывать детям родительскую любовь.
Такая семья настолько погружается в море
сентиментальности и нежных чувств, что
уже ничего другого не замечает. Ребенок
все должен делать из любви к родителям.
Здесь вырастает семейный эгоизм; дети
начинают замечать, что папу и маму можно
как угодно обмануть (можно даже запугать).
Это очень опасный вид авторитета. Он выращивает
неискренних и лживых эгоистов.
Авторитет доброты. Это самый неумный вид авторитета.
В этом случае детское послушание также
организуется через детскую любовь, но
она вызывается не поцелуями и излияниями,
а уступчивостью, мягкостью, добротой
родителей. Они все разрешают, им ничего
не жаль. Они боятся всяких конфликтов.
Очень скоро в такой семье дети начинают
просто командовать родителями.
Авторитет дружбы. Отец и сын, мать и дочь могут
быть друзьями и должны быть друзьями,
но все же родитель остаются старшими
членами семейного коллектива, а дети
– воспитанниками. Если дружба достигнет
крайних пределов, воспитание прекращается
или начинается противоположный процесс:
дети начинают воспитывать родителей.
Нет взаимного уважения.
Авторитет подкупа. Самый безнравственный вид
авторитета, когда послушание просто подкупается
подарками и обещаниями. Никогда нельзя
заранее объявлять ставку и подстегивать
детей в их школьной или иной работе соблазнительными
обещаниями. Ни в каком случае нельзя детей
премировать за послушание, за хорошее
отношение к родителям.
Это – только некоторые виды
ложного авторитета. Кроме них, еще есть
много сортов. Есть авторитет веселости,
авторитет учености, авторитет « рубахи
– парня», авторитет красоты. Но бывает
часто и так, что родители вообще не думают
ни о каком авторитете, живут как-нибудь,
как попало и как-нибудь тянут волынку
воспитания детей. Часто отец придерживается
одного вида авторитета, а мать – другого.
Наконец бывает и так, что родители просто
не обращают внимания на детей и думают
только о своем спокойствии.
А.С. Макаренко утверждает, что
главным основанием родительского авторитета
может быть жизнь и работа родителей, их
гражданское лицо, их поведение. Наша жизнь
есть жизнь всего общества. Перед своими
детьми отец и мать должны выступать как
участники этой жизни. События международной
жизни, достояния литературы – все должно
отражаться в мыслях отца и матери, в их
чувствах, в их стремлениях. Только такие
родители, живущие полной жизнью, граждане
нашей страны, будут иметь у детей настоящий
авторитет. Родители должны искренне,
на самом деле жить такой жизнью, они не
должны особо стараться демонстрировать
перед детьми. Дети сами все увидят.
Но родители не только граждане,
они еще и отец, и мать. И прежде всего родители
должны знать, чем живет, интересуется,
что любит, чего не любит, чего хочет и
чего не хочет их ребенок. Родители должны
знать, с кем их ребенок дружит, с кем играет
и во что играет, что читает, как воспринимает
прочитанное. Когда он учится в школе,
родителям должно быть известно, как он
относится к школе и учителям, какие у
него затруднения, как он ведет себя в
классе. Это все родители должны знать
всегда, с самых малых лет их ребенка. Родители
не должны неожиданно узнавать о разных
неприятностях и конфликтах, родители
должны их предугадывать и предупреждать.
Все это нужно знать, но это вовсе не значит,
что родители должны преследовать своего
ребенка постоянными и надоедливыми расспросами,
дешевым и назойливым шпионством. С самого
начала родители должны так поставить
дело, чтобы дети сами им рассказывали
о своих делах, чтобы им хотелось родителям
рассказать, чтобы они были заинтересованы
в вашем знании. Для всего этого не требуется
много времени, для этого нужно только
внимание к детям и к их жизни. Авторитет
знания необходимо приведет и к авторитету
помощи. В жизни каждого ребенка бывает
много случаев, когда он не знает, как нужно
поступить, Когда он нуждается в помощи
и в совете. Может он не попросит родителей
о помощи, потому что не умеет это сделать,
родители сами должны прийти с помощью.
Родительская помощь не должна быть навязчива,
надоедлива, утомительна. В некоторых
случаях совершенно необходимо предоставить
ребенку самому выбраться из затруднения,
нужно, чтобы он привыкал преодолевать
препятствия и разрешать более сложные
вопросы. Но нужно всегда видеть, как ребенок
совершает эту операцию, нельзя допускать,
чтобы он запутался и пришел в отчаяние.
Иногда, даже нужно, чтобы ребенок видел
родительскую настороженность, внимание
и доверие к его силам. Линия ответственности
является важной линией родительского
авторитета. Ни в каком случае ребенок
не должен думать, что руководство семьей
и им самим есть родительское удовольствие
или развлечение. Он должен знать, что
родители отвечают не только за себя, но
и за него перед всем обществом. В этой
линии ответственности лежат начала не
только помощи, но и требования. В некоторых
случаях это требование должно быть выражено
в самой строгой форме, не допускающей
возражений. Такое требование только и
может быть сделано с пользой, если авторитет
ответственности уже создан в представлении
ребенка. [цит по 16, с 139]
Итак, А.С. Макаренко почеркивает,
что действительный авторитет основывается
на родительской гражданской деятельности,
на родительском гражданском чувстве,
на родительском знании жизни ребенка,
помощи ему и на ответственности за его
воспитание.
Разумная система взысканий
не только законна, но и необходима, был
убежден А. Макаренко. Она помогает оформиться
крепкому человеческому характеру, воспитывает
чувство ответственности, тренирует волю,
человеческое достоинство, умение сопротивляться
соблазнам и преодолевать их.
Методы воспитания детей в семье
- это пути (способы), с помощью которых
осуществляется целенаправленное педагогическое
влияние родителей на сознание и поведение
детей. Они не отличаются от общих методов
воспитания, но имеют свою специфику:
- влияние на ребенка
индивидуальное, основано на конкретных
поступках и приспособлено к
личности;
- выбор методов зависит
от педагогической культуры родителей:
понимания цели воспитания, родительской
роли, представлений о ценностях,
стиля отношений в семье и
т. д. [8]
Типичной ошибкой во многих
семьях, где дети педагогически запущенны,
является стремление родителей как можно
быстрее, одним махом, перевоспитать их.
Не менее типичной является ошибка, когда
единственный у родителей ребенок захватывает
в семье привилегированное положение.
Ему все дозволяется, каждое его желание
немедленно исполняется. Бабушки и дедушки,
а иногда мамы и папы оправдывают такое
отношение к ребенку тем, что «им досталось
много трудностей и невзгод, так пусть
хоть дитя поживет в свое удовольствие».
И растет в семье эгоист, тиран, баловень.
Когда это заметят, становится очевидным,
что необходимо принимать самые строгие
меры. Но всякая переделка – дело гораздо
более трудное, чем правильное воспитание
с ранних лет, так как в процессе резкого
перевоспитания и принятия строгих мер
травмируется нервная система. Именно
в этих случаях возникает реальная возможность
сделать из ребенка неврастеника.
Еще одна ошибка, допускаемая
родителями, - строгая, до жестокости, власть
над детьми с раннего возраста. В детстве
ребенок познает все виды наказания. За
малейшую шалость его бьют, за недомыслие
наказывают. Родители, которые пытаются
всячески способами уклониться от занятий
с детьми, допускают уже не ошибку: то,
что они делают, называется другими словами.
Подход примитивный: отмахнуться, а порой
откупиться от своих чад. Детям предоставляется
полная свобода, которой они, понятно,
еще не умеют пользоваться. Детская безнадзорность,
оказывается, не всегда является следствием
занятости родителей. Это отсутствие необходимого
присмотра за ними.
Подводя итог, запомним, что
каких-то особых методов семейного воспитания
не существует. Применяются общие метод и т.д.................