Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Распространение шизофрении среди населения
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 18.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Введение.
Нарушения мышления являются одним из
наиболее часто встречающихся симптомов
при психических заболеваниях. Клинические
варианты расстройств мышления чрезвычайно
многообразны и носят разнообразный характер.
Их трудно уложить в какую-нибудь жесткую схему, классификацию. Речь может идти
о параметрах, вокруг которых группируются
различные варианты изменений мышления,
встречающихся у психически больных.
Мышление как обобщенное и опосредованное
отражение действительности выступает
практически как усвоение использования знаний. Это усвоение
происходит не в виде применения новых
интеллектуальных операций. Мышление
опирается на известную систему понятий,
которые дают возможность отразить действие
в обобщенных и отвлеченных формах.
Вопрос о распространенности шизофрении
среди населения – это важный вопрос,
как в научном, так и в практическом отношении.
Трудность ответа на него заключается
в том, что пока не представляется возможным
полностью выявить этих больных среди
населения. Это связано, прежде всего,
с отсутствием надежных данных для понимания
сущности шизофрении и диагностических
критериев к ее определению. Имеющиеся
статистические данные и результаты эпидемиологических
исследований позволяют сделать вывод,
что показатели ее распределения сходны
во всех странах и составляют 1 – 2 % от
общего населения. Первоначальное предположение,
что шизофрения реже встречается в развивающихся
странах, не подтвердилось. Результаты
исследований, специально проведенных
в развивающихся странах, выявили сходное
число больных шизофренией на 1000 населения
с числом больных шизофренией в европейских
странах. Отличается лишь различие в представительности
тех или иных видов клинического проявления
заболеваемости. Так, среди больных, проживающих
в развивающихся странах, чаще встречаются
острые состояния со спутанностью сознания,
кататонические и т.д.
Актуальность темы: в связи с тем, что
вопрос о распространении шизофрении
среди населения является актуальным
не только в научном, но и практическом
отношении, необходимо уметь выявить данное заболевание и оказать квалифицированную
помощь данным больным.
Объект исследования: мышление как психический
процесс.
Предмет исследования: понятийное мышление.
Гипотеза: 1) у больных шизофренией наблюдается
нарушения мышления в виде патологического полисемантизма; 2) у больных
шизофренией наблюдаются актуализации
латентных свойств предметов.
Общая цель и гипотеза исследования потребовали
решение следующих задач:
Изучить теоретические аспекты понятия
шизофрения;
Выделить основные формы шизофрении;
Рассмотреть основные нарушения психической
сферы у данных больных;
Провести исследования нарушения понятийного
мышления с помощью проективных методик.
Курсовая работа состоит из введения,
2 глав, вывода, заключения, библиографии,
включающей 14 названий.
Курсовая работа содержит: рисунков,
таблиц
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РАССМОТРЕНИЯ ШИЗОФРЕНИИ.
ПОНЯТИЕ О ШИЗОФРЕНИИ.
Шизофрения как отдельное заболевание
впервые была выделена немецким психиатром
Э. Крепелином. Он взял группу больных,
которые ранее описывались с диагнозом
гебефрении (Е. Гектер), кататонии (К. Кальбаум)
и параноидов (В. Маньян), и проследив их
катамнестически, установил, что в отделенном
периоде у них наблюдалось своеобразное
слабоумие. Объединив эти три группы болезненных
состояний, он назвал их ранним слабоумием
(dermentia praecox), несколько позже сюда было
включено и простое слабоумие (О. Дим).
Впоследствии швейцарский психиатр Е.
Блейлер (1911) предложил новый термин для
названия этого заболевания – шизофрения
(с греческого «шизо» - расщепляю, «френ»
- разум) – психическое заболевание с тенденцией
к длительному, непрерывному волно- или
приступообразному течению, производящее
к особым, отличающимся от органических
изменениям личности, проявляющимся в
виде снижения энергетического патенциала,
эмоционального обеднения и нарастающей
инвертированности. Е. Блейлер считал,
что для этого заболевания наиболее характерен
не исход в своеобразное слабоумие, а особая
диссоциация психических процессов личности
и ее специфическое изменение в результате
развития болезненного процесса.
Им были выделены первичные и вторичные
признаки заболевания. К первичным он
относил утрату больным социальных контактов
(аутизм), обеднение эмоциональности, расщепление
психики (особые нарушения мышления, диссоциация
между различными психическими проявлениями
и т.д.). Все эти психические нарушения
квалифицировались как изменение личности
по шизофреническому типу. Этим изменениям
отводилось решающее значение в диагностике
шизофрении.
Другие психические расстройства определенные
Е. Блейлером как вторичные, дополнительные,
проявляются сенестопатией, иллюзиями
и галлюцинациями, бредовыми идеями кататоническими
расстройствами и т.д. Эти расстройства
он не считал обязательными при шизофрении,
так как они встречаются и при других заболеваниях,
хотя отдельные из них могут быть более
свойственны шизофрении.
В дальнейшем помимо указанных основных
форм были описаны и другие ее формы.
Психопатологические проявления шизофрении
отличаются большим многообразием. По
своим особенностям они подразделяются
на негативные и продуктивные. Негативные
отражают выпадение или извращение функций,
продуктивные выявления особой психопатологической
симптоматики: галлюцинаций, бреда, аффективного
направления и т.д. Их соотношение и представленность
в психическом состоянии больного зависят
от прогредиентности и формы заболеваемости.
Выраженность этих изменений личности
больного и отражается злокачественностью
болезненного процесса. Эти изменения
касаются всех технических свойств личности.
Шизофрения может к начаться в любом
возрасте, однако наиболее типичный
возраст для начала заболевания молодой.
В то же время для начала отдельных клинических
форм существуют свои оптимальные сроки.
Так, шизофрения с параноидными проявлениями
начинается чаще у лиц старше 25 лет, с неврозоподобной
симптоматикой, расстройствами мышления
– в подростковом и юношеском возрасте.
У мужчин заболевание начинается раньше,
чем у женщин. Кроме того, и в клинической
картине заболевания имеются различия
в зависимости от пола больных. У женщин
заболевание протекает более остро, чаще
и выраженее представлена различная аффективная
патология.
ФОРМЫ ШИЗОФРЕНИИ
ШИЗОФРЕНИЯ – простая форма.
Клинические проявления данной формы
шизофрении главным образом характеризуются
нарастающими изменениями личности больного.
Изменения развиваются постепенно: снижается
психическая продуктивность, утрачивается
интерес к окружающему, нарастает эмоциональное
обеднение, отмечаются расстройства мышления,
трудность, а порой и невозможность осмыслить
и понять содержание задания, прочитанное.
Больные дублируют классы и вообще бросают
учебу. Другие психопатологические проявления:
бредовые идеи, галлюцинации – наблюдают
в рудиментарной форме в виде нестойких
идей отношений, воздействие и слуховых
обманов. Падение энергетического потенциала
нередко сопровождается явлением так
называемой метафизической интоксикации:
больные принимаются за изучение глобальных
философских, научных проблем (смысл бытия,
происхождение жизни и т.д.), затрачивают
массу времени на чтение специальной литературы
по этим вопросам, каких-либо практических
результатов эта деятельность не приносит.
Больные бывают не в состоянии изложить
общий смысл своих интересов, но и сообщить
элементарные сведения о прочитанном.
Эмоциональная дефицитарность проявляется,
прежде всего в ухудшении отношения с
родителями, в появлении эмоциональной
холодности, раздражительности и агрессивности.
В дальнейшем у больных наступает и полное
безразличие к своей собственной личности:
они перестают следить за собой, не моются,
ничего не делают и т.д.
Они становятся холодными эгоистами,
безучастными к происходящим вокруг них
событий. Описанные выше изменения могут
перейти в конечном состояние – апатико-абуличное,
с рудиментарными психическими расстройствами.
ГЕБЕФРЕНИЧЕСКАЯ форма шизофрении.
Начинается чаще всего в подростковом
возрасте с падением психической активности,
энергетического потенциала или появления
эмоциональной дефицитарности. На фоне
изменения личности возникает острое
психотическое состояние с бредовыми галлюцинаторными переживаниями,
дурашливым, нелепым поведением, настроение
характеризуется пустой эйфорией с возможными
переходами в злобное агрессивное поведение.
В дальнейшем наблюдается нарастание
апатии, вялости с переходом в конечное
состояние с рудиментарными кататоническими,
бредовыми и галлюцинаторными проявлениями.
КАТАТОНИЧЕСКАЯ форма шизофрении.
Также характеризуется ранним началом.
Ведущими психопатологическими проявлениями
являются двигательно-волевыми расстройствами:
наблюдаются субступорозные состояния (люцидный,
онероидный), которые могут чередоваться
с импульсивными поступками и кататоническим
возбуждением. У больных выявляются также
бредовые и галлюцинаторные переживания.
Конечное состояние обычно характеризуется
глубоким вялоапатическим дефектом и
кататонической симптоматикой. Эта форма
шизофрении в развитых странах встречается
редко.
ПАРАНОИДНАЯ форма шизофрении.
Также начинается с изменения личности,
свойственного больным шизофренией. Однако
до появления ясно психотических расстройств у больных нередко
может наблюдаться неврозоподобное, нестойкое,
паранойяльная или психопатоподобная
симптоматика. Неврозоподобная симптоматика
проявляется в виде навязчивости, фобий,
вычурных сенестопатий и т.д. Психоподобные
расстройства в виде неадекватной возбудимости,
агрессивности, враждебности к близким,
лживости, склонности к алкоголизации,
употреблению наркотических веществ и
т.д.
Впоследствии у больных этой группы возникают
паранояльные и параноидальные синдромы,
синдром Кандинского-Клерамбо с нестойкой кактатонической
симптоматикой. В итоге развивается конечное
состояние, характеризующееся речевой
разорванностью, - шизофрения с элементами
кактатонии.
В некоторых случаях в динамике параноидные
шизофрении, возникающие обычно во взрослом возрасте, выявляются последовательно
этапы ее развития паранойяльной, параноидальной,
парафренный этап конечного состояния.
Представленная динамика схематична,
так как параноидальная шизофрения может
останавливаться в своем развитии на любом
из этапов.
В начале развития бредового варианта
параноидальной шизофрении возникают
паранойяльные со всеми присущими ему особенностями.
Как правило, оно отличается высокой степенью
систематизации бреда.
Появлению параноидального этапа – развитию
синдрома Кандинского-Клерамбо – предшествуют кратковременные
остро возникающие тревожно-боязливые
состояния: больные бывают возбуждены,
испытывают страх, говорят, что плохо понимают,
что с ними происходит. Потом возбуждение
страха стихает и развивается синдром
Кандинского-Клерамб . В ряде случаев
фабула параноидального бреда является
продолжением фабулы параноидального
бреда. Синдром Кандинского-Клерамбо в
структуре этапа параноидального бреда
изменчив. Периодически возникают обострения
с углублением синдрома. Экзоцербации
(обострение) также характеризуются состояниями
тревожно-боязливого возбуждения. Иногда
в своей динамике синдром Кандинского-Клерамбо
приобретает характер «положительного
воздействия»: больные начинают рассказывать,
что им приятно воздействие, что оно делается
с целью доставить имудовольствие. Через
некоторое время возможно появление нового
состояния, так называемого инвертированного
психического состояния автоматизма.
Больные «внезапно открывают», что они
сами в силах оказывать воздействие на
окружающих, заставляют совершать их те
или иные поступки. Появление инвертированного
психотического автоматизма говорит о
развитии переходного этапа в парафренное
состояние. На парафренном этапе у больныхвозможно
развитие экспансивной, псевдогаллюцинаторной
и конфабулярной парафрении, а также переход
форм парафрении в другие.
Конечное состояние характеризуется
речевой разорванностью, неологизмами,
в речи больных часто проскальзывают обрывки
прошлого парафренного бреда, возможны
и кататонические проявления.
ОСНОВНЫЕ НАРУШЕНИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
У БОЛЬНЫХ ШИЗОФРЕНИЕЙ.
Шизофренический, или диссоциативный,
симптомокоплекс (шизофрения), выявляемый
в ходе эксперементально-психологического
исследования, складывается из таких личностно-мативацион ых
расстройств, как изменение структуры
иерархии мотивов, нарушение целенаправленности
мышления (резонерство, разноплановость
и др.), эмоционально-волевых расстройств
(уплощение и диссоциация эмоций, парабулии
и др.), изменения самооценки и самосознания
(аутизм, отчужденность и др.).
Для шизофрении наиболее патогномичными
являются симптомы распада мыслительных процессов, диссоциации
личностно-мативацио ной и операционально-проце суальной
сферы мышления, что проявляется в не целенаправленности
мыслительной деятельности, эмоционально-выхолощ нном
резонерстве, ригидном схематизме, символике,
искажении процесса обобщения с разноплановым
подходом к выделению ведущих признаков,
актуализации латентных признаков предметов
и явлений, феномене патологического полисемантизма.
«Ядром» шизофренического патопсихологического
синдрома выступают нарушения селективности
информации. Основными системообразующими
факторами патопсихологического симптомокомплекса,
по мнению Г.Н. Носачева, Д.В. Романова,
являются нарушение селективности психических
процессов (восприятия, памяти, процессов
мышления),снижение уровня мотивационной
активности, искажение и обеднение эмоционального
реагирования, снижение целенаправленности
психической активности.
Структура синдрома складывается из
специфических особенностей когнитивной, эмоциональной и мотивационной
сфер.
Когнитивная сфера включает в себя ряд
характерных признаков, по которым различаются
как восприятия, так и процессы внимания,
памяти, мышления.
Восприятие во многих случаях является
начальным признаком шизофренических изменений; он предшествует появлению
специфических особенностей мышления
и эмоциональности больного. При нарушении
мотивационной стороны восприятия снижается
интерес к заданию, реакция на оценку экспериментатора
и т.д. Изменение субъективного значения
отдельных элементов действительности
может приводить к ограниченности, нереалистичности,
фантастичности восприятия. Нарушения
восприятия при шизофрении легко обнаруживаются
при выполнении теста Роршаха. Диссоциативный
процесс проявляется на уровне восприятия
продуцированием расщепленных, фрагментарных,диссоци рованных
образов. Так, при выполнении Роршаха больные
демонстрируют, как правило, три патологические
категории образов: образы дефицитарные
(«человек без головы», «пиджак без рукавов»,
«тигр без хвоста»); образы диссоциативные
(«раздавленное животное», «расплющенная
кошка», «раскатанные по асфальту внутренности
человека») и образы символические («торжество
справедливости», «наказание зла»). Подобные
интерпретации тесно связаны с характерными
для больных шизофренией нарушениями
мышления и аффективно-личностным нарушениями.
Внимание при шизофреническом симптомокомплексе
также имеет свои специфические особенности.
Как правило относительно сохранном интеллектуальном
уровне и относительно сохранной памяти
внимание нарушается в значительно большей
степени. Характерен диссонанс между большей
сохранностью непроизвольного и более
заметным нарушением произвольного внимания.
Изменение субъективного значения отдельных
элементов действительности может приводить
к неадекватной направленности внимания.
Степень устойчивости внимания варьирует.
При исследовании внимания пробами Шульте,
«счетом с переключением» можно выявить:
изменения объема и переключаемости произвольного
внимания; отвлекаемость на посторонние
раздражители, связанные с формальностью
мотива; истощаемость, особенно субъективную,
обычно повышенную. Непроизвольное внимание
страдает меньше, характерно снижение
внимания к ошибкам, реакциям экспериментатора.
Память страдает преимущественно за
счет снижения ее мотивационного компонента. При этом
могут снижаться объем непосредственной
памяти, нарушаться динамика мнестической
функции. Опосредованная память страдает
в значительно большей степени вследствие
нарушения функции опосредования. При
исследовании непосредственного запоминания
можно отметить нарушение его динамики
– феномен «плато» (мнемограмма – 5, в
третьей, четвертой, пятой, шестой – 7,
в восьмой – 4). В силу нарушения процессов
ассоциирования продуктивность опосредованного
запомининия (методика пиктограмм) также
обычно невысока и может быть ниже объема
непосредственного.
Мышление при шизофрении в подавляющем
числе случаев нарушено. Это нарушение
является первичным и одним из ведущих
компонентов данного патопсихологического
симптомокомплекса. Нарушается функция всех основных звеньев мыслительной
деятельности – операционального, динамического,
мотивационного компонента, критичности.
Необходимо отметить, что встречающееся
выделение различных вариантов данного
синдрома обусловливается разной степенью
представленности и выраженности описанных
нарушений.
В нарушении операциональной стороны мышления входит следующее:
Искажение процесса обобщения по типу
актуализации несущественных (преимущественно
латентных или гиперабстрактных) признаков,
а также частая опора на второстепенные, поверхностные, личностно-значемые
признаки. Искажение процесса обобщения
и отвлечения у больных шизофренией особенно
легко выявляется при исследовании по
методике классификации. Распределение
карточек на группы производится больными
чрезмерно обобщено, без связи с реальным содержанием
явлений, либо по несущественным, необычным,
неадекватным признакам. Например, в одну
группу могут быть включены все предметы
удлиненной формы, все предметы желтого
цвета либо все предметы, начинающиеся
на букву «К». При выполнении заданий по методике
исключения больные также проводят обобщение
по несущественным формальным признакам.
Например, больной объединяет в одну группу
ножницы, катушку и трубку, потому что
«все они имеют сквозные отверстия».
Расстройство (ослабление) категориального строя мышления. В тех случаях, когда ошибочные осуждения единичны, эпизодичны, можно говорить о соскальзываниях. Соскальзывания наблюдаются у больных шизофренией при их относительной сохранности. БВ. Зейгарник (1962) относит соскальзывания к нарушениям логического
хода мышления и характеризует их следующим
образом: правильно решая какое-либо задание
или адекватно рассуждая о каком-либо
предмете, больные неожиданно сбиваются
с правильного хода мыслей по ложной, неадекватной
ассоциации, а затем вновь способны продолжать
рассуждение последовательно, не допущенной
ошибки.
Снижение уровня обобщения, которое обнаруживается
на более поздних стадиях развития заболевания
в связи с обусловленным различными причинами
нарастанием «органического» профиля изменений.
Нарушение мотивационного компонента
мышления может проявляться в разных формах.
Форма разноплановости: суждения о каком-либо
явлении протекают в разных плоскостях;
определения и выводы не представляют
собой планомерного и целенаправленного высказывания. При исследовании
по методике исключения у больных шизофренией
нередко обнаруживаются явления разноплановости
мышления. Одно и то же задание больной
выполняет в нескольких вариантах (иногда
один из них правильный). При этом предпочтение какому-либо решению не отдается. Например, задание, требующее
обобщения измерительных приборов, больной
решает так: «Здесь могут быть три плана.
Первый план – я исключаю очки. При этом руководствуюсь нежеланием слепоты духовной.
Очки – это символическая согласованность, свидетельствующая
о слепоте. Второй план – при рассмотрении
позиции человеческой необходимости использования
в быту – нужны все четыре предмета. Есть
и третий план – все эти предметы, кроме
весов, являются более единичными, цельными
по своей природе» Эти явления разноплановости
наблюдаются и при обследовании больных
шизофренией по другим эксперементальным
методикам, где предлагается целенаправленная
и последовательная деятельность (например,
соотношение пословиц с фразами), так как
разноплановость – проявление нарушения целенаправленности
мышления (Б.В.Зейгарник).
Форма резанерства: склонность к рассуждениям со своеобразной аффективной
захваченностью с сужением круга смысловобразующих
мотивов, повышенной тенденцией у оценочным
суждениям. Случайные, неадекватные ассоциации обнаруживаются
в пиктограммах больных шизофренией. С
помощью методики пиктограмм выявляются
нарушения ассоциативного процесса часто
тогда, когда они еще остаются незаметными
при исследовании по другим методам. Обнаруживаемые при исследовании методом пиктограмм
у больных шизофренией расстройства соотнесения
абстрактно-смысловых и предметно-конкретных
компонентов аналитико-синтетичес ой
деятельности можно расценивать как результат
нарушения взаимодействия сигнальных
систем.
При исследовании по методике пиктограмм
у больных шизофренией нередко отмечается
своеобразная легкость, с которой они
подбирают образы для опосредования. Иногда
вся пиктограмма представлена чрезмерно
отвлеченными, абстрактными значками.
Такие формально-схематичес ие пиктограммы
наблюдаются только у больных шизофренией.
По мнению Г.В. Биренбаум, в них отображена
характерная для мышления этих больных
«пустая» символика; это не присущая здоровым
людям способность абстрагироваться как
высшее проявление психической деятельности,
а вычурный, формальный способ искаженного
отображения действительности, обусловленный
аутизмом больных шизофренией.
С преобладанием случайных, несущественных
ассоциаций, с актуализацией «слабых»
признаков предметов и явлений связаны
и наблюдающиеся у больных шизофренией явления
бесплодного мудрствования – резонерство.
Резонерство проявляется при объяснении
больными смысла прочитанных рассказов.
Вот как был понят больным рассказ «Колумбово
яйцо»: «Колумб, прежде чем отправиться
в экспедицию, все предварительно взвесил, ибо самое трудное – это подготовка к экспедиции, а не свершение. Что касается яйца, то теоретически оно не может стоять вертикально, так как разбитое яйцо – это уже не яйцо. Дело в том, что яйцо – это идея путешествия. Идеи бывают разные – осуществимые и неосуществимые.
Поставив яйцо вертикально, колумб продемонстрировал
согражданам идеи неосуществимой в осуществимую.
Форма общего нарушения процесса саморегуляции
познавательной деятельности: снижаетсяцеленаправл нность познавательной деятельности, предпочтение отдается
легкофктаулизированным способам, избегаются
трудности и интеллектуальное напряжение.
По характеру проведения больными шизофренией
классификации нередко можно судить о
нарушении у них целенаправленности мышления,
приводящем к непродуктивности мыслительной
деятельности, хотя выполнение отдельных,
достаточно сложных заданий свидетельствует
о том, что интеллектуальный уровень у
них не снижен. Примером этого является
классификация, построенная на несопоставимых
критериях, когда в основе ее не лежит какая-то единая система: отдельные группы подбираются по количеству букв в названиях предметов, в то время как другие группы – по критериям «живое-неживое», «существа женского или мужского пола».
Динамика мышления также нарушается в значительной части случаев: чаще
встречается ускорение ассоциативного
процесса, реже – его замедление. Может
выявляться лабильность мышления (колебание
темпов выполнения и использование разных
уровней обобщения); реже, особенно на
начальных этапах параноидальной шизофрении,
инертность мышления.
Нарушение критичности мышления характерно
для больных на всех этапах заболевания,
что является важным диагностическим
признаком в случаях, когда расстройства
операционального и мотивационного компонентов
еще не носят развернутого характера.
Воображение на ранних стадиях болезни,
особенно в психотических состояниях
характеризуется относительно высокой
продуктивностью. Характерны разнородность
образов, их нереалистичность, сверхоригинальность,
а также склонность к символизации. На
более поздних стадиях развития заболевания
и при неблагоприятном течении шизофренического
процесса обнаруживается снижение уровня
воссоздающего и творческого воображения.
Речь больного также имеет специфические
черты. Для уствой речи характерны изменения семантической стороны
(шизофрения, неологизм, изменение значений
слов, избыточная смысловая насыщенность
речи) и просодической стороны (невыразительность
и монотонность речи, недостаточная эмоциональная
окраска речевых высказываний). Возможно
преобладание монологовой активности.
Письменная речь отличается своеобразием
почерка, «набивкой» (заполнением пустых
пространств листа), орнаментацией, привнесением
символики, персеверацией отдельных элементов.
Нарушение эмоциональной сферы, как правило,
является неизменным спутником шизофренического
процесса. Эти нарушения могут проявляться
в снижении нюансировки, динамики, адекватности
эмоциональных реакций. Характерны неадекватные
по амплитуде и направленности реакции
на относительно стандартный стимул, выраженная
эмоциональная амбивалентность, обеднение
всех параметров эмоционального ответа
(повышение порога возникновения, ослабления
амплитуды, динамики, спектра, субъективного
переживания, экспрессии). Впечатление
об эмоциональных особенностях обследуемого
складывается в процессе самого экспериментально-психологического
исследования, даже без применения специальных
методик. При этом учитываются характер
установления контакта с обследуемым,
его отношение к ситуации исследования,
интерес к оценке экспериментатора его
решения. Больные шизофренией часто безразлично
относятся к патопсихологическому эксперименту,
замечания исследующего о неправильности
избранного модуса решения заданий не
влияют на дальнейшую деятельность больного.
Эмоциональные расстройства наряду с
искажением процесса обобщения играют
определенную роль в том, что обычные суждения
больных шизофренией в эксперименте не
коррегируются.
В эмоциональной сфере больных шизофренией
обращает на себя внимание наличие амбивалентных
элементов с одновременным проявлением противоположных по
модальности переживаний – любви и ненависти,
безразличия и заботы, нежности и эмоциональной
холодности. При наличии выраженных патопсихологических
расстройств отмечаются постепенное обеднение,
оскуднение эмоциональной сферы со своеобразным уплощением аффективности.
Больные становятся безразличными ко
всему происходящему, равнодушными к чужим
бедам, не способными к сопереживанию.
Отмечаются также нарушения в мотивационной
сфере. Интересы, склонности, ценности больного перестают выполнять для него побудительную
функцию. Поведение не подчиняется значимым
для личности задачам. Нарушения мотивационной
сферы неизбежно проводят к нарушениям
личностного смысла. Личностный смысл
– это то, что в норме создает пристрастность
человеческого сознания и придает определенную
значимость явлениям, изменяет в восприятии
человека сущность этих явлений. Выбор
значимых для человека признаков, предметов
и явлений, то есть селективность информации,
определяется личностным смыслом, который
эти предметы или явления приобретают для индивида.
У больных шизофренией личностный смысл
предметов и явлений часто не совпадает
с общепринятыми и обусловленными реальной
ситуацией знаниями человека о них.
Мотвационно-потребна сфера при шизофреническом
патопсихологическом симптомокомплексе характеризуется
нарушением структуры и иерархии потребностей,
часто в виде сосуществования гомеостатических
и отдельных высших потребностей (познавательных,
эстетических) при ослаблении потребности
в безопасности, самопроявлении и т.д.
отмечается также нарушение побудительной
и смыслообразующей функций мотивов. Характерными
являются ослабление побудительной функции
мотивов, парадоксальность мотивации
в виде сосуществования нескольких взаимоисключающих
мотивов, искажение целеполагания и целедостижения.
В беседе можно отметить снижение заинтересованности
в контакте, в обсуждении эмоционально-значемы
тем, в ряде случаев – неадекватную направленность
интереса (сосредоточенность на обсуждении
психопатологической продукции). Имеют
значение ослабление и парадоксальность
мимического сопровождения, характерные
речевые нарушения. При экспериментальном
исследовании преобладающим является
формальное участие в эксперименте, часто
отмечается снижение интереса к его целям,
процессу и результатам, ослаблена реакция
на критику. Исследуемые пациенты не задают
вопросов, не ищут оценки и одобрения,
не следят за реакцией экспериментатора,
легко нарушают инструкцию, отказываются
от ее выполнения. Отказ при этом, как правило,
не насыщен аффективно, в ряде случаев
его можно преодолеть достаточно легко,
хотя и ненадолго. В силу нарушения критичности
помощь со стороны экспериментатора используется
мало или отвергается. Темп работы испытуемого
в эксперименте может быть повышенным.
Часты указания на субъективную истощаемость.
Возможна фиксация внимания пациента
на случайно, хаотично и причудливо выхваченных
из общего контекста деталях стимульного
материала.
НАРУШЕНИЯ МЫШЛЕНИЯ
Нарушения мышления являются одним из наиболее
часто встречающихся симптомов при психических
заболеваниях. Клинические варианты расстройств
мышления чрезвычайно многообразны. Некоторые
из них считаются типичными для той или
другой формы болезни. При установлении
диагноза заболевания психиатр часто
руководствуется наличием того или другого
вида нарушений мышления. Поэтому вс всех
учебниках и монографиях по психиатрии,
посвященных самым различным клиническим
проблемам, имеется немало высказываний
относительно расстройства мышления;
имеется множество работ, описывающих
расстройства мыслительной деятельности,
и в психологической литературе. Однако
единой квалификации или единого принципа
анализа этих расстройств нет; происходит
это потому, что при описании и анализе
нарушений мышления исследователи базировались
на различных психологических теориях
мышления, на различных философско-методолог ческих
положениях.
Б.В. Зейгарник выделяет следующие три
вида патологии мышления: 1) нарушение
операционной стороны мышления; 2) нарушение динамики мышления; 3) нарушение
личного компонента мышления.
Мы кратко рассмотрим нарушения операционной
стороны мышления, при всем их разнообразии
они могут быть сведены к двум крайним
вариантам: снижение уровня обобщения
и искажение процесса обобщения.
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ОБОБЩЕНИЯ
Снижение уровня обобщения состоит в
том, что в суждениях доминируют непосредственные
представления о предметах и явлениях;
оперирование общими признаками заменяется
установлением сугубо конкретных связей
между предметами. При выполнении эксперементального
задания подобные больные не в состоянии
из всевозможных признаков отобрать те,
которые наиболее полно раскрывают понятие.
Так, например, в опыте по методу классификации
один из подобных больных отказывается
объединить в одну группу кошку с собакой,
«потому что они враждуют»; другой больной
не объединяет лису и жука, потому что
«лиса живет в лесу, а жук летает». Частные
признаки «живет в лесу», «летает» больше
определяют суждения больного, чем общий
признак «животные».
ИСКАЖЕНИЕ ПРОЦЕССА ОБОБЩЕНИЯ
Нарушение процесса мышления, обозначенное
нами как искажение процесса обобщения,
является как бы антиподом только что
описанного.
Если суждения описанных выше больных
не выходят за пределы частных, единичных
связей, то у больных, о которых сейчас будет идти речь,
«отлет» от конкретных связей выражен
в чрезвычайно утрированной форме. Больные
в своих суждениях отражают лишь случайную
сторону явлений, существенные же отношения
между предметами мало принимаются во
внимание, предметное содержание вещей
и явлений часто не учитывается. Так, выполняя
задание на классификацию предметов, они
руководствуются чрезмерно общими признаками,
неадекватными реальным отношениям между
предметами. Например, больной М. объединяет
вилку, стол и лопату по принципу «твердости»;
гриб, лошадь и карандаш он относит в одну
группу по «принципу связи органического
с неорганическим».
Подобные больные живут в мире своих
бредовых переживаний, мало интересуются
реальной обстановкой, пытаются к незначительным,
обыденным явлениям подходить с «теоретических
позиций» в беседе они способны затронуть
вопросы общего характера, но часто не
в состоянии ответить просто на конкретный
вопрос. Речь больных носит вычурный характер.
Так, например, говоря о шкафе, один такой
больной называет его «ограниченной частью
пространства», рассказывая о таварище,
которого он характеризовал как доброго
человека, замечает: «Что такое добро и
зло? Это определение относительно, положительное
и отрицательное, как вопрос об электронах
и вселенной. Плохое – это качественная
сторона, значит, надо хорошую. Но плохое
может сойти за хорошее, противоположности и т.д.................