Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Денежные реформы. Мировой опыт
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена изучению
такой темы как денежные реформы, мировой
опыт.
Проблему использования денег
и управления ими как товаром человечество
решает на протяжении всей истории. Исследования
опыта проведения денежных реформ в постсоциалистических
странах очень важно для построения собственной
эффективной денежно-кредитной системы
в Украине.
Украина имеет много общего
со странами - республиками бывшего Советского
Союза, странами Восточной Европы, республиками
бывшей Югославии. Экономико-политическ я
ситуация, социальные условия в этих странах
отличаются, но схожесть целей экономических
преобразований дает возможность использовать
их опыт.
Указанное касается стран СНГ,
Восточной Европы, и конечно, Украины.
Поэтому, говоря о денежной реформе, надо
учитывать факторы, которые ее вызовут.
Во-первых, реформы осуществляются
в условиях обострения экономического
кризиса, который оказывается в экономическом
спаде, обострении энергетического кризиса,
снижении уровня жизнь население, ухудшении
внешнеэкономических показателей и т.п..
Экономический кризис вносит
определенные разногласия в ход реформ.
С одной стороны, он подталкивает, ускоряет
проведения реформ, с другой - вследствие
дезорганизации хозяйственной жизни создаются
условия для оперативного административного
вмешательства с целью поддержать функционирование
экономики и обеспечить населению прожиточный
минимум.
Во-вторых, во многих странах
радикальные реформы осуществляются в
условиях политической нестабильности,
поэтому все попытки реформировать экономику
оказываются непоследовательными, компромиссными
и не дают ожидаемых результатов. Старания
сил разных направлений реформирования
дойти компромисса приводит к тому, что
принятые законы, с одной стороны, будто
делают возможные осуществления реформ,
а с другой - тормозят их.
В-третьих, реформы осуществляются
в условиях нестабильности. Старые административные
рычаги регулирования утратили силу, а
новые рыночные механизмы (конкуренция,
банкротство, перетекания капитала) еще
не полностью урегулированные.
Указанное касается стран СНГ,
Восточной Европы, и конечно, Украины.
Поэтому, говоря о денежной реформе, надо
учитывать факторы, которые ее вызовут.
А так, и тема курсовой работы: «Опыт денежных
реформ в стране и за рубежом» есть актуальной,
и требует исследования.
Выходя из актуальности темы
работы, была сформирована цель курсовой
работы - изучения опыта, общих условий,
которые существенным образом влияют
на ход и результат денежных реформ, как
в стране, так и за границей.
Сформированная цель и актуальность
темы исследования обусловили постановление
и решения следующих основных задач исследования:
- ознакомиться с моделями
и методами проведения денежных
реформ;
- изучения опыта заграничных
стран в проведении денежных
реформ;
Мною была предпринята попытка
решить следующие задачи:
Усвоить для себя общее представление
о денежных реформах.
Исследовать денежные реформы
зарубежных государств.
Обобщить наши знания о денежных
реформах.
Моя курсовая работа состоит
из трёх глав. Первая глава - это виды и
типы современных денежных систем. Она
заключает в себе две под главы: типы денежных
систем, современная денежная система
промышленно развитых странах. Вторая
глава - денежные реформы как основной
элемент мировой денежной системы. Эта
глава так же состоит из двух под глав:
суть денежной реформы, виды денежных
реформ. И в третьей главе говорится о
мировом аспекте денежных систем в зарубежных
странах. Она содержит в себе четыре под
главы: денежные реформы в зарубежных
капиталистических странах, денежные
реформы в зарубежных социалистических
странах, денежные реформы в развивающихся
странах и сравнительный анализ денежной
системы РФ и зарубежных стран.
Глава I. ТеОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ ДЕНЕЖНЫХ РЕФОРМ
1.1 Суть денежной реформы
Денежная реформа - глубокое
преобразование денежной системы страны,
проводимое государством в связи с расстройством
денежного обращения и в целях укрепления
национальной валюты, стабилизации денежной
единицы. Денежная единица страны - законодательно
установленный в стране денежный знак,
основной элемент денежной системы страны,
являющийся единицей денежного измерения.
Основные виды денежных реформ:
это полная или частичная замена денежных
знаков с выпуском нового образца при
сохранении их нарицательной стоимости:-
деноминация в виде укрупнения денежной
единицы;- деноминация в форме укрупнения
их заменой или даже с изменением денежной
единицы;- единовременная девальвация
денежной единицы страны;- ревальвация
- изменение масштаба цен в сторону повышения
золотого содержания национальной денежной
единицы. Масштаб цен - способ и средство
измерения, выражения стоимости товаров
в денежных единицах. В условиях металлического
обращения и золотого стандарта масштаб
цен выражает количество металла, серебра,
золота, соответствующее одной денежной
единице.1
В периоды инфляции государство
прибегает к девальвации своих валют.
Девальвация (от де - понижение и лат. valeo
- стою) - это снижение цены денежной единицы.
В период золотого стандарта девальвация
означала снижение золотого содержания
денежной единицы, а в условиях демонетаризации
денежных систем она автоматически влечет
за собой снижение валютного курса страны,
осуществляющей девальвацию на валютном
рынке. Для преодоления инфляции государство
использует и другие меры антиинфляционной
политики: регулирование цен и заработной
платы, оздоровление финансовой системы,
сдерживание кредитной экспансии, ужесточение
эмиссии денег (наличных и безналичных).
При глубокой инфляции и расстройстве
экономики проводятся денежные реформы.
Все меры, направленные на сдерживание
обесценения денег, можно назвать дефляционными
мерами. Дефляция (от лат. deflatio - сдувание)
- противоположность инфляции. Сокращение
денежной массы обычно предшествует денежным
реформам, при этом избыточные знаки изымаются
из обращения. Дефляция осуществляется
путем ряда финансово-кредитных мер, среди
них - увеличение налогового обложения,
уменьшение расходов на социально-культурные
нужды, замораживание заработной платы,
широкая продажа государственных ценных
бумаг на открытом рынке, повышение ссудного
процента, лимитирование кредита и т.д.
Разумеется, для проведения дефляции используются
резервы роста производства товаров, организуется
приватизация, ведется структурная перестройка,
развиваются кооперативное движение и
индивидуальная трудовая деятельность,
обеспечивается более тесная увязка между
оплатой труда и его результатами, расширяются
сберегательное дело, рыночные отношения.2
При проведении денежных реформ
для преодоления инфляции используются,
в частности, ревальвация и нуллификация.
Ревальвация (от ре... - повышение и лат.
valeo - стою) - это повышение курса валюты
данной страны по отношению к денежным
единицам других стран или международным
счетным денежным единицам. Она используется
как метод стабилизации денежной системы
страны и восстановления покупательной
способности денег после инфляции. Ревальвация
применяется для устойчивого повышения
курса валюты на международных валютных
рынках. В международных экономических
отношениях такая мера противоположна
девальвации. Ревальвация, как правило,
выгодна кредиторам, получающим возврат
долгов в ревальвируемой валюте, а также
импортерам, покупающим дешевле иностранную
валюту для оплаты закупаемых товаров.
Экспортеры обычно несут потери, поскольку
цены на их товары, выраженные в валютах
других стран, повышаются, что затрудняет
продажу товаров, а при сохранении их инвалютной
цены выручка в национальной валюте снижается.
Нуллификация (лат. nullus - никакой и. фикация)
- разновидность денежной реформы, при
которой обесценившиеся денежные знаки
аннулируются, т.е. объявляются недействительными.
Проводится такая мера при резком падении
покупательной способности денег вследствие
инфляции. В условиях монометаллизма нуллификация
иногда сопровождалась возвратом к полноценным
металлическим деньгам; при демонетаризации
она осуществляется путем выпуска новых
денежных знаков3.
В СССР нуллификация использовалась
при завершении денежной реформы 1922-1924
гг., когда были выпущены казначейские
билеты, один рубль которых приравнивался
к 50 млрд. руб. образца 1918-1919 гг. Деноминация
(де- и лат. nominatio - наименование) означает
реформу, при которой происходит укрупнение
денежной единицы для оздоровления денежной
системы. По установленному соотношению
старые знаки меняются на новые, в такой
же пропорции пересчитываются цены на
товары и услуги. В России две деноминации
были проведены в начале 20-х годов. Согласно
Декрету от 3 ноября 1921 г. 1 рубль образца
1922 г. приравнивался к 10 000 руб. старых денежных
знаков. Декретом от 24 октября 1922 г. 1 рубль
нового образца приравнивался к 100 руб.
образца 1922 г. или к 1 000 000 руб. в денежных
знаках более ранних выпусков. В 1961 г. в
СССР была проведена деноминация, когда
новый рубль, выпущенный в обращение 1
января 1961 г., приравнивался к 10 прежним
рублям. Денежные реформы являются радикальной
мерой оздоровления денежной системы,
когда происходит ее полное или частичное
преобразование с целью упорядочения
и укрепления денежного обращения4.
1.2 Виды денежных реформ
Отрицательные социально-экономичес ие
последствия инфляции вынуждают государства
периодически проводить денежные реформы
- преобразования денежной системы (полные
или частичные) с целью упорядочения и
укрепления денежного обращения. Они осуществляются
разными методами в зависимости от экономического
и политического положения страны, степени
обесценения денег, соотношения сил различных
классов и слоев общества.
Различаются несколько видов
денежных реформ в зависимости от их целей:
1. Образование новой денежной
системы (в связи с переходом
от биметаллизма к золотому
монометаллизму, к неразменным кредитным
деньгам или с изменением государственного
строя, как это происходило в
молодых государствах в период
распада колониальной системы
империализма).
2. Частичное преобразование
денежной системы: порядка эмиссии,
масштаба цен, наименования денежной
единицы, видов денежных знаков,
органов, осуществляющих регулирование
денежного обращения.
3. Относительная стабилизация
денежного обращения с целью
сдерживания инфляции.
При монометаллизме денежные
реформы совпадали с методами стабилизации
валют: нуллификацией, девальвацией и
ревальвацией и сопровождались возвратом
к золотому или серебряному стандарту.
Первой предпосылкой успешного
проведения денежной реформы является
увеличение производства и товарооборота.
Вторая предпосылка оздоровления денежного
обращения - ликвидация дефицита государственного
бюджета, - реализуется путем увеличения
налогового обложения, сокращения гражданских
расходов.
Третья предпосылка стабилизации
денег - сжатие денежной массы в обращении
- обеспечивается дефляционными мероприятиями,
посредством сокращения внутреннего спроса
и личного потребления, торможения роста
заработной платы и уменьшения социальных
выплат Повышение учетной ставки центрального
банка, ограничение кредитных операций
банков приводят к замедлению экономического
роста и увеличению безработицы.
Четвертая предпосылка стабилизации
денег - ликвидация дефицита платежного
баланса страны и накопление золотовалютных
резервов для поддержания валютного курса
- осуществляется путем поощрения внешнеэкономической
экспансии монополий за счет налогоплательщиков
и потребителей.
Вообще методы проведения денежных
реформ не приносят большей части населения
страны никакого улучшения. Например,
от нуллификации денег или обмена их на
новые по низкому курсу страдают денежные
сбережения большей части населения, буржуазия
заранее превращает свои накопления в
материальные ценности. Девальвация является
замаскированным методом снижения жизненного
уровня населения, так как вызывает дополнительный
рост цен на импортные товары.5
Ревальвация валюты увеличивает
безработицу в отраслях экономики, не
выдерживающих конкуренции с более дешевыми
импортными товарами. В условиях кризиса
денежные реформы часто не приводят даже
к относительной стабилизации денежного
обращения: они лишь промежуточный этап
в развитии инфляционного процесса. Но
прежде чем приступить к рассмотрению
основной темы, данной курсовой работы,
я предлагаю посвятить время на изучение
и понимание денежной системы в целом.6
Глава II. анализ
денежных реформ
2.1 Денежные реформы в зарубежных
капиталистических странах
При монометаллизме денежные
реформы совпадали с методами стабилизации
валют - нуллификацией денег, девальвацией,
ревальвацией - и сопровождались восстановлением
их размена на металл, возвратом к золотому
или серебряному стандарту. Так, во Франции
в конце 18 в. была проведена нуллификация.
Взамен аннулированных ассигнатов и земельных
мандатов были выпущены металлические
и разменные на золото деньги.
Примером ревальвации может
служить денежная реформа в Великобритании
в 1821 г. Во время войны с Францией фунт
стерлингов с 1797 г. перестал размениваться
на золото и обесценился на 40%. Когда обесценение
фунта стерлингов составило 2 %, Банк Англии
возобновил размен банкнот на золото по
номиналу (1:1).
Аналогичный метод денежных
реформ был применен в США, когда инфляция
1861-65 гг. была постепенно преодолена, часть
бумажных денег изъята из обращения, курс
их по отношению к золоту повысился до
номинала. В 1879 г. правительство США восстановило
размен банкнот на золото по курсу 1:1. Распространенный
метод денежных реформ - девальвация, т.е.
официальное снижение золотого содержания
и курса национальной валюты по отношению
к иностранной. Иногда она приближалась
к нуллификации, если обесцененные деньги
обменивались на новые по крайне низкому
курсу.7
Например, в Германии в связи
с колоссальным обесценением марки в период
и после 1-й мировой войны (в 1,6 трлн. раз)
во время денежной реформы 1924 г. обмен
производился по соотношению: 1 новая марка
= 1 трлн. старых марок. В Греции в ноябре
1944 г. 50 млрд. старых драхм обменивались
на 1 новую драхму. При обращении неразменных
кредитных денег девальвация и ревальвация
используются в основном для регулирования
курса национальных валют, а денежные
реформы направлены на укрепление внутреннего
денежного обращения. В условиях кризиса
экономики, для которого характерна почти
хроническая инфляция, денежные реформы
не обеспечивают длительной стабильности
денежного обращения.
В период относительной стабилизации
капитализма после 1-й мировой войны были
проведены денежные реформы, растянувшиеся
на ряд лет: с 1922 в Швеции по 1930 в Японии.
В большинстве стран была проведена
девальвация, причем в Германии, Австрии,
Венгрии, Польше близкая к нуллификации.
Денежные реформы не восстановили
довоенный золотомонетный стандарт (только
в Англии в результате денежной реформы
1925 г. было восстановлено довоенное золотое
содержание фунта стерлингов). Капиталистические
страны, приспосабливаясь к изменившимся
условиям, ввели урезанные формы золотого
монометаллизма - золотослитковый (Великобритания,
Франция) и золотодевизный стандарт (примерно
в 30 странах, в т.ч. в 16 странах Западной
Европы).
США, позиции которых усилились
в итоге 1-й мировой войны, сохраняли золотомонетный
стандарт до 1933 г. После 1-й мировой войны
впервые о практике капитализма денежные
реформы были проведены в основном с помощью
межгосударственных займов США. Великобритания,
Франция использовали тяжелое экономическое
и финансовое положение ряда стран для
навязывания им обременительных кредитов.8
Одним из условий стабилизационных
займов, предоставленных Германии, Австрии,
Венгрии, Польше для проведения денежных
реформ было назначение иностранных экспертов,
которые контролировали денежно-кредитную
политику стран-должников. Денежные реформы
после 1-й мировой войны не обеспечили
прочной стабилизации денежных систем.
Мировой экономический кризис 1929-33 г.,
который переплелся с денежно-кредитным
и валютным кризисом, привел к отмене золотого
стандарта и массовому обесценению валют.
В ряде капиталистических стран
денежные реформы были проведены после
2-й мировой войны (в Бельгии - в 1944 г., во
Франции, Дании, Голландии и Норвегии -
в 1945 г., а Греции - в 1944-46 гг., в Японии - в
1946 г., в Австрии - в 1947 г.). Они свелись к
обмену обесцененных старых денег на новые.
Обычно обменивалось ограниченное количество
денег (например, в Бельгии до 5 тыс. фр.
на одно лицо), остальные суммы зачислялись
на блокированный счет в кредитном учреждении.
В дальнейшем часть блокированных счетов
была разблокирована. В 1958 г. по сравнению
с довоенным уровнем греческая драхма
обесценилась в 640 раз, японская иена -в
245 раз, итальянская лира - в 53 раза, французский
франк - в 32 раза, турецкая лира - в 9,5 раза
(исчислено по индексу оптовых цен). Новая
денежная реформа была проведена во Франции
в 1958-60 г. путем девальвации франка на 17,38
% и деноминации. До 1960 г. старые франки
постепенно обменивались на новые по соотношению
100:1. Однако и эта денежная реформа не обеспечила
стабилизации французской валюты.9
2.2 Денежные реформы в зарубежных
социалистических странах
Денежные реформы в зарубежных
социалистических странах ставили задачей
ликвидацию инфляции и укрепление денежного
обращения, приведение денежной массы
в соответствие с потребностью товарооборота
при соблюдении интересов населения. Стабилизация
денег должна была создать условия для
успешного восстановления и быстрого
развития экономики молодых социалистических
государств, развертывания товарооборота,
повышения жизненного уровня трудящихся.
Ликвидация последствий войны и оккупации
в сфере денежного обращения представляла
собой длительный процесс; завершился
он в разное время, что было связано с особенностями
развития денежного обращения в каждой
из этих стран. Для создания устойчивого
денежного обращения, твердых валют необходимо
было провести денежные реформы, обеспечить
развитие производительных сил нового
общественного строя, добиться сбалансирования
госбюджета.
Методы проведения денежных
реформ были в основном однотипны. В большинстве
европейских социалистических стран они
проводились в два этапа. Это объяснялось
тем, что объективные предпосылки для
полной ликвидации последствий войны
и оккупации в сфере денежного обращения
были созданы не сразу. Во многих странах
госбюджеты не имели достаточной устойчивой
доходной базы.
Первые денежные реформы были
проведены в Польше, Чехословакии и Югославии
в 1945 г., в Венгрии -в 1946 г., в Албании - в
1946-47 гг., в Румынии и Болгарии - в 1947 г.,
в Восточной Германии - в 1948 г. Денежные
реформы предусматривали обмен старых
денег на новые по определенному соотношению
(в зависимости от степени обесценения
денег). Для населения устанавливались
льготные условия обмена, особенно для
вкладов в сберкассах и банках. Для госпредприятий
и общественных организаций обмен производился
без ограничений или на льготных условиях,
тогда как для частных предприятий действовали
жесткие нормы обмена.
Одновременно с денежными реформами
правительства этих государств провели
ряд экономических и финансовых мероприятий,
направленных на ликвидацию бюджетных
дефицитов и укрепление денежного обращения.
Денежные реформы в каждой стране учитывали
конкретные особенности политического
и экономического развития, однако, их
основная цель заключалась в приведении
денежной массы в соответствие с потребностями
государства. 10
В результате денежных реформ
в европейских социалистических странах
была изъята значительная часть денежной
массы, главным образом за счет накоплений,
что привело к резкому сокращению количества
денег в обращении, содействовали преодолению
инфляции, снижению цен, росту товарооборота.
Второй этап денежных реформ
осуществлялся в условиях, когда бюджеты
в этих странах сводились с превышением
доходов над расходами. Особенности денежных
реформ на втором этапе состояли в том,
что они сопровождались изменением масштаба
цен, установлением золотого содержания
валют.
Второй этап денежных реформ
был проведен в Польше в октябре 1950 г.,
Румынии - в январе 1952 г., Болгарии - в мае
1952 г., Чехословакии - в июне 1953 г.; реформы
предусматривали обмен старых денег без
ограничения на новые по разному соотношению
в каждой стране в зависимости от степени
их обесценения.
Переоценка вкладов в сберкассах
производилась на льготных условиях. В
Польше, Чехословакии, Румынии, Болгарии
было законодательно зафиксировано золотое
содержание валют (раньше золотой паритет
валют этих стран определялся косвенным
путем через доллар США). Особый характер
носили денежные реформы в других социалистических
странах.
Денежные реформы в КНР (март-апрель
1955 г.) ставила задачей изменение масштаба
цен. Старая денежная единица, выражавшая
очень малую величину стоимости, осложняла
расчеты и учет в народном хозяйстве. Деньги
прежних выпусков были обменены на деньги
нового образца - юани Народного банка
Китая по соотношению 1000:1 без ограничений.
Поэтому же соотношению пересчитывались
цены и денежные обязательства, а также
валютные курсы. Золотое содержание юаня
не было установлено.
В КНДР в 1947 была введена новая
денежная единица - вона, на которую обменивались
старые деньги (иены Чосен-банка) по соотношению
1:1. Для рабочих, служащих и других горожан
норма обмена устанавливалась в пределах
месячной заработной платы, для крестьян
- до 700 вон на одно хозяйство. Государственные
учреждения и предприятия могли обменять
наличные денежные средства без ограничений.
Агрессия США против КНДР в 1950 г. потребовала
выпуска значительной массы денег для
нужд обороны, что привело к росту цен.
В целях укрепления денежного обращения
в феврале 1959 г. был произведен обмен без
ограничения старых банкнот на новые по
соотношению 100:1.
По этому же соотношению были
пересчитаны цены, заработная плата и
денежные обязательства. В ДРВ денежная
реформа (февраль 1959 г.) была в основном
связана с изменением масштаба цен. Старые
деньги обменивались на новые без ограничения
по соотношению 1000 старых донгов за 1 новый
донг и соответственно пересчитаны цены,
заработная плата и денежные обязательства.
В июле 1976 г. в результате объединения
ДРВ и РЮВ было образовано единое государство
- СРВ. С 1978 г. в СРВ проведена денежная
реформа, ставившая целью унификацию денежного
обращения в стране. В обращение выпущены
новые денежные знаки. Обмен старых денег
на новые производился по курсу: 1 новый
донг = 1 донгу, имевшему хождение на Севере
страны, и 0,8 донга, временно обращавшихся
на Юге Вьетнама. Денежная реформа в СРВ
явилась важной мерой реорганизации производства,
перераспределения рабочей силы и укрепления
экономического и финансового управления
на территории всей страны.11
Денежная реформа в Лаосской
Народно-Демократиче кой Республике проведена
в декабре 1979 г. В обращение выпущены новые
кипы, заменившие ранее обращавшиеся "кипы
освобождения", которые выпускались
в освобожденной от оккупантов зоне Лаоса
в начале 70-х гг. Обмен производился без
ограничения по соотношению: 1 новый кип
= 100 "кипам освобождения". Денежная
реформа в Республике Куба проведена в
августе 1961 г. Обмен старых денег (песо)
на новые производился по соотношению
1:1. Единовременно обменивалось на семью
200 песо; остальные наличные деньги в пределах
до 1000 песо зачислялись на специальный
счет по вкладам в Национальном банке
Кубы.12
2.3 Денежные реформы в России
конца 20 века
Из-за возросшей инфляции в
1993 году Российское правительство проводит
новую конфискационную денежную реформу.
Обмен банкнот советских купюр на российские
был проведён 26 июля — 7 августа 1993 года.
Граждане России (согласно прописке в
паспорте) могли обменять суммы до 100 тыс.
руб. (при этом первоначально устанавливались
суммы в 35 тыс. руб. и 70 тыс. руб.), о чём в
паспорте ставился штамп. Слухи о реформе
ходили заранее, власти их опровергали,
при этом, реформа была проведена в июле
в период отпусков, когда многие были вдали
от места прописки. В результате, многие
физически не успели обменять свои наличные
сбережения, и эти деньги пропали. В итоге
недовольства населения сроки обмена
купюр были значительно продлены.
Денежная реформа 1993 года в
России
Но отсутствие при реформе деноминации
указывает на превалирование других причин
денежного реформирования. Во-первых,
не удавалось контролировать денежную
эмиссию рубля как единой валюты на территории
СНГ при наличии в каждой из стран своих
печатных станков по выпуску денег, что
сводило на нет все усилия России по обузданию
инфляции. Во-вторых, многие бывшие союзные
республики приступили к выпуску своих
национальных валют, который угрожал российской
денежной единице тем, что старая рублевая
денежная масса могла оказаться вся в
Российской Федерации. Таким образом её
основной замысел состоял в том, чтобы
на основе обмена старых купюр на новые
прекратить поток не обеспеченных товарами
денег из стран ближнего зарубежья.13
4 августа 1997 года Президент
России Борис Ельцин подписал
Указ № 822, в соответствии с
которым 1 января 1998 года правительство
и ЦБ провели деноминацию рубля. Теперь
1 новый рубль равнялся 1000 старых рублей.
Изменился и международный код рубля с
RUR на RUB. Вскоре после деноминации, 17 августа
1998 года правительство объявило дефолт
по внутренним обязательствам, а курс
рубля сильно упал по отношению к другим
валютам. Несмотря на то, что эти два события
отстоят друг от друга более, чем на полгода,
люди их необоснованно связывают между
собой.
В течение 1998 года параллельно
обращались старые и новые деньги, а цены
указывались как в старом, так и в новом
масштабе. В общей сложности в этот период
законным платёжным средством являлись:
«Старые» деньги
Банкноты Банка России образца
1993 года (в том числе модификации 1994 года)
Банкноты Банка России образца
1995 года
Монеты Банка России регулярного
чекана выпусков 1992 — 1993 годов
Памятные монеты Банка России
выпусков 1992 — 1997 годов
Монеты Госбанка СССР выпусков
1961 — 1991 годов
Монеты Госбанка СССР 1, 2 и 3
копейки выпусков 1924 — 1957 годов
«Новые» деньги
Банкноты Банка России образца
1997 года
Монеты Банка России образца
1997 года
С 1 января 1999 года старые деньги
утратили платёжеспособность, однако
в соответствии с упомянутым указом Президента
и положением Банка России от 15 декабря
1998 года № 63-П обменивались во всех отделениях
Банка на новые в количествах, кратных
1 новой копейке до 2002 года (позднее этот
период был продлён до 2003 года), то есть
теоретически существовала возможность
обменять тысячу советских копеек на одну
российскую.
2.4 Сравнительный анализ денежной
системы РФ и зарубежных стран
В России, как и во всех развитых
странах, налично-денежный оборот значительно
меньше безналичного.
Организацию налично-денежного
обращения осуществляет ЦБ РФ, это одна
из его основных функций. Она включает:
прогнозирование и организацию
производства, перевозку и хранение банкнот
и монет, создание их резервных фондов;
установление правил хранения,
перевозки и инкассации наличных денег
для кредитных организаций;
установление признаков платежеспособности
денежных знаков и порядка замены поврежденных
банкнот и монет, а также их уничтожения;
определение порядка ведения
кассовых операций для кредитных организаций.
ЦБ РФ осуществляет межбанковские
расчеты через свои учреждения. В его систему
входят центральный аппарат, территориальные
учреждения, расчетно-кассовые центры,
вычислительные центры.
Кассовое обслуживание - одна
из важнейших функций банков. Банк является
начальным и конечным пунктом движения
денег, обеспечивающих товарообмен. Наличные
деньги попадают в сферу обращения из
банка в форме выплаты заработной платы
или других расчетов наличными и возвращаются
в банк в виде выручки. Сфера денежного
обращения подлежит регулированию и жесткой
регламентации со стороны государства,
основные аспекты которых закреплены
законодательно.
Зачисление денежной выручки
на счета в банке и выдача наличных средств
на различные цели определяются как кассовые
операции, которые по балансовому результату
и по назначению делятся на приходные
и расходные. Каждому предприятию определяется
предельная величина наличных средств
в кассе - лимит остатка кассы и норма расходования
наличных денег из выручки. Одновременно
с нормативами банк утверждает порядок
и срок сдачи выручки в банк данного предприятия.
Платежная система - это совокупность
инструментов и методов, которые применяются
в хозяйстве для перевода денег и осуществления
расчетов между юридическими и физическими
лицами. Она находится под общим руководством
ЦБ РФ, который в соответствии с законодательством
обеспечивает ее эффективность, стабильность,
надежность и безопасность.
Реформирование платежной системы
в России началось в 1992 г. путем внедрения
новых форм расчетов и совершенствования
банковских технологий: внедрялись новые
формы передачи информации в учреждения
Банка России, осуществлялись экспериментальные
проекты по электронным платежам. В результате
объем средств в расчетах Банка России
сократился.
К началу XXI в. электронные системы
перевода финансовых средств, по расчетам
американских специалистов, станут преобладающими,
хотя даже в экономически развитых странах
элементы применения электроники в банковском
деле стали складываться в электронные
системы платежей лишь с конца 70-х гг.
Перевод денежно-валютного
регулирования в ЕС на наднациональный
уровень создает значительные преимущества
для государств-членов и, прежде всего
для их хозяйствующих субъектов.
На макроэкономическом уровне
единая бюджетная дисциплина и объединение
денежных рынков стран ЕС под руководством
и контролем наднациональных финансовых
институтов позволят надежнее бороться
с инфляцией, снизить процентные ставки
(а со временем и налоговые платежи), что
должно способствовать росту производства,
занятости (сейчас это один из важнейших
приоритетов социальной рыночной политики
и экономики в ЕС) и стабильности государственных
финансов.14
Для хозяйствующих субъектов
единая денежная политика и валюта будут
означать существование на всей территории
одинакового денежно-кредитного и валютного
регулирования (в том числе фондового),
существенное сокращение накладных расходов
за расчетное обслуживание операций, ценовых
и валютных рисков, сроков осуществления
денежных и платежных переводов. Для предприятий
единая валюта означает единое валютно-фондовое
регулирование на всей территории валютного
союза, уменьшение потребности в оборотном
капитале.
В глобальном плане введение
евро на территории Европы, в том числе
и в России, ускорит процесс движения мировой
валютной системы, основанной на фактически
главенствующей роли доллара США, к более
симметричному ”многополярному” валютному
устройству. Заменив собой находящиеся
в обращении европейские валютные единицы,
евро сможет в обозримом будущем стать
одной из ключевых мировых валют. Единая
валюта призвана обеспечить Европейскому
союзу ”валютный вес”, соответствующий
его экономическому могуществу. ЕС производит
треть всех мировых товаров, являясь при
этом общепризнанным лидером в торговле
и товарами, и услугами. Однако в валютной
области экономический гигант как бы не
существует. Это, естественно, сказывается
и на возможности оказывать реальное политическое
воздействие на мировые процессы.
В этом, в частности состоит
различие между ЕС и США. США производит
лишь 20 процентов мировых т и т.д.................