Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Гносеология и ее основные проблемы. Понятие истины, критерии истины
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 11.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Оглавление
стр.
Введение............3
Глава 1. Проблемы гносеологии.........5
1.1. Место гносеологических проблем в системе философских
знаний...5
1.2. Проблема гносеологии в различных типах мировоззрения......7
Глава 2.1. Познавательные способности
человека......10
Глава 3.1. Понятие истины. Критерии истины......17
Заключение............22
Список литературы............23
Введение
Все известные на сегодняшний день культуры
объединяет общая идея – обладание знанием
оценивается в них как одна из высших человеческих
ценностей. Эта идея восходит к области
философского знания, имеющей название
«гносеология». В гносеологии основной
проблемой является проблема становления
знания и его оценка.
Проблемы познания, условий его возможности
и адекватности, путей достижения истины,
соотношения научного и вненаучного знания,
познания и переживания, т.е. весь круг
вопросов, касающихся познавательной
реальности, изучается гносеологией. Гносеология
или теория познания - раздел философского
знания, в котором рассматриваются вопросы
сущности познавательной деятельности,
ее предпосылок, условий достижения адекватного
знания. Термин "гносеология&qu t; происходит
от греческих слов "gnosis" - знание и
"logos" - понятие, учение, разум.
В истории европейской философии проблемы
гносеологии были представлены по-разному.
Длительное время гносеологическая проблематика
не выделялась в качестве самостоятельной
области философских исследований. Это
характерно было для античной и средневековой
философии. В эпоху Возрождения она также
не имела самостоятельного значения. И
только в философии Нового времени гносеологическая
проблематика подчиняет себе все другие
проблемы.
По мнению Н. Бердяева, гносеология приобретает
решающее значение в философии на рубеже
ХIХ–ХХ веков, когда она становится, с
точки зрения
Л. Шестова, «душой философии». Эти оценки
подтверждаются тем, что в центре внимания,
начиная с выдающихся философов Нового
времени (Бэкона, Декарта, Канта и др.),
были проблемы гносеологии. Процесс становления
гносеологии как относительно самостоятельной
науки начался с XVII века, завершение этого
процесса произошло в ХХ веке.
Это обстоятельство обусловливает тот
факт, что сам термин «теория познания»
появился только в ХIХ столетии у последователей
И. Канта. В настоящее время наряду с понятием
«теория познания» используются также
его смысловые эквиваленты: «гносеология»
(во французской, итальянской, испанской
литературе).
Глава 1. Проблемы гносеологии
1.1. Место гносеологических
проблем в системе философских знаний
Исторически гносеология развивалась
в тесной связи с другими разделами философского
знания – онтологией, антропологией, аксиологией,
моралью. Так, в эпоху античности и средневековья
вопросы познания, как правило, рассматривались
с позиций определенной онтологической
концепции, установки. Платон сущность
познания определял как “припоминание”
бессмертной души о своем инобытии в мире
идей. В средневековье ведущей стороной
познавательной деятельности утверждалась
интерпретация священных текстов (экзегетика)
как все более глубокое постижение воли
творца – Бога.
Познавательные отношения формировались
исходя из некоторой онтологической картины
мира, недостаточно рационально обоснованной,
но, тем не менее, облаченной в статус непререкаемости.
Впоследствии, начиная с XVII века (Новое
время) философы все чаще ставят под сомнение первенство
онтологии над гносеологией, формируется
новая познавательная установка. Декарт,
Локк, Лейбниц, Беркли, Юм, Кант и другие
усматривали основания познавательной
деятельности в самих человеческих чувствах,
разуме и во взаимоотношении между ними.
Поэтому одной из главных задач гносеологии
становится овладение “человеческой
природой” (выражение Юма). В связи с этим
человекознание (антропология) занимает
существенное место в разрешении проблем
теории познания. Эта ситуация в прошлом
получила название “коперникианского
переворота”, которое подчеркивало радикальность
происходящих перемен в гносеологии.
В гносеологии исследуются вопросы, пред??авляющие
огромную значимость для человечества.
Познаваем ли мир? В каких формах осуществляется
позна?ие? Как зна?ия об окружающем мире
связа?ы с этим миром? Что такое истина
и заблуждение? Что выступает критерием
достоверности зна?ия?
Проблемы гносеологии занимают ведущее
место в философии. Это обусловлено тем,
что сами проблемы сущности наших знаний
в их соотношении с объективным положением
вещей являются проблемами философскими
и ничьими иными. Нет, не было и не может
быть никакой другой науки, кроме философии,
которая смогла бы сопоставить природу
наших знаний с теми предметами и явлениями,
которые зафиксированы в них, в наших знаниях.
Ведь природа наших знаний - духовна; она
с предметами и явлениями связана на столько
опосредствованно, что свести их, знания,
к уровню самих предметов и явлений не
возможно ни экспериментально, ни теоретически.
Дух и материя на столько далеки друг от
друга, между ними существует такая бездна,
которую никаким образом нельзя преодолеть
науковообразными кирпичиками или перелазами.
Только философия позволяет "перепрыгнуть&q ot;
через эту бездну: от духа - до материи
и от материи - к духу. Это во-первых. А во-вторых,
философия как бы осознаёт исключительность
своего положения и неизменно, на протяжении
всей истории своего существования, уделяет
проблемам познания первостепенное внимание.
Постоянно существовали и до сих пор существуют
философы и философские школы, которые
считают, что у философии нет никаких других
проблем, кроме проблем гносеологии. В
их творчестве все проблемы философии
сводятся к гносеологии или рассматриваются
только сквозь призму гносеологии. Даже
марксизм, который пытается охватить и
свести в систему абсолютно все проблемы
мировоззрения, и тот считает, что гносеология
- это только "другая сторона основного
вопроса философии" (Энгельс). Правда,
есть такие философы, которые игнорируют
проблемы гносеологии по мотивам невозможности
решения её проблем или же по мотивам "не
философичности" самой гносеологии.
Но, мотивируя исключение гносеологии
из области философского исследования,
давая ей свою оценку, философы уже занимаются
гносеологией. К тому же, излагая свои
взгляды по тому или иному философскому
вопросу, философ обязательно аргументирует
истинность своих высказываний. А "истинность"
- это уже гносеологическая (и никакая
другая!) философская проблема. Следовательно,
повторимся, проблемы гносеологии всегда
занимают центральное место в философии
вообще, а не только в отдельной философской
школе или в творчестве отдельного философа.
1.2. Проблема гносеологии в различных типах мировоззрения
Решение проблем гносеологии осуществляется
ещё на самом низком уровне развития мировоззрения
- на уровне наивного реализма.
Наивный реализм, как мы знаем, принимает
мир таким, каким он представлен нам нашими
органами чувств. Мир есть таким, утверждает
наивный реалист, каким мы его чувствуем,
обоняем, вкушаем, видим, слышим, ощущаем...
Наивный реализм, таким образом, не видит
никакой разницы между миром и нашим восприятием
мира, между реальным миром и его отражением
в наших ощущениях.
Мифологическое и религиозное мировоззрения
могут придерживаться самых разнообразных
аспектов оценки соотношения наших, скажем
так, субъективных восприятий, представлений,
понятий и знаний с объективной действительностью.
Специфика мифологической гносеологии
заключается в том, что она своим воображением
заселяет мир олицетворенными существами,
"видит" их вмешательство в процессы
реальной жизни, и наряду с явлениями мира
"познает" и эти олицетворённые существа
- богов, духов, чертей, ведьм, русалок и
так далее. Религия смотрит на мир также
глазами мифологического мировоззрения.
При этом она может включать своих богов
в объекты своего познания и "знать"
их, а может провозглашать их недоступными
познанию, сверхъестественными и сверхразумными.
В учебниках советского времени господствовало
устоявшееся мнение, что религия вместе
с философским идеализмом однозначно
и всегда отрицают возможность познания
человеком действительности. Следует
сказать, что такое мнения не разделал
Карл Маркс. В марксистскую философию
это мнение вошло от Людвига Фейербаха
через Ф. Энгельса и, особенно, от В. И. Ленина
и И.В. Сталина. А потом уже стараниями
советских философов это ошибочное мнение
было провозглашено азбучной истиной
марксизма-ленинизма Но эта "азбучная
истина" не отвечает объективному положению
вещей. Так, христианская религия в лице,
например, представителей католицизма
(Альберт Великий, Фома Аквинский, Тейяр
де Шарден, нынешний папа Иоанн Павел Второй)
и православия (Кудрявцев-Платонов, Гогоцкий,
Светлов, Филарет Дроздов) не отрицают
ни познаваемости мира, ни истинности
наших знаний о нём. Познаваемость мира
отрицает только официальный буддизм,
который считает, что мир - это только наши
иллюзии о нём; что самого мира или вообще
нет или мы его, просто, не знаем и узнать
не можем. Правда, во всех современных
религиозных мировоззрениях, в том числе
и в буддизме, можно найти отзвуки самых
разнообразных гносеологических взглядов
на содержание наших знаний о мире и о
Боге.
Гносеология здравого смысла на протяжении
веков находится под двойственным влиянием:
1) Практики обыденной жизни и 2) Состояния
и качества общественного сознания.
Обыденная жизнь практически доказывает
человеку достоверность его знаний даже
в том случае, если он и не понимает сущности
тех или иных явлений. Таким образом, не
зная Закона Всемирного тяготения, человек
узнавал истину того, что все окружающие
его предметы притягиваются к земле, падают
на неё; не зная сущности электромагнитных
волн, простым нажатием на переключатели
телевизора или радиоприёмника убеждался
в их существовании и в их способностях
передавать на длительное расстояние
звуки, изображения; подобно этому узнавал
о передачи некоторых заболеваний контактным
образом, не имея малейшего понятия о микробах,
бактериях и вирусах.
А состояние общественного мнения отражалось
в здравом смысле как усредненный и с популяризованный
уровень теоретического образования населения
страны, народа, племени или рода. Таким
образом мы можем наблюдать, например,
отзвуки субъективного идеализма в здравом
смысле населения стран буддизма, отзвуки
научного мышления в здравом смысле европейских
народов, засилье магических представлений
в здравом смысле кочующих цыган. Здравый
смысл подвержен временным колебаниям
как реакция на кризис, явления массового
психоза, революционного энтузиазма, защитного
действия и т.п. Так, один из немецких журналистов,
года два тому назад посетивший Украину
и познакомившись с культивируемым здесь
"лечебным бизнесом", по возвращению
в Германию писал: "Я пришёл к заключению,
что граждане Украины сошли с ума". А
какое другое заключение может сделать
здравомыслящий западноевропейский человек,
увидев у нас публичное поношение медицинского
здравоохранения и неуёмное, беспардонное
рекламирование свехлечебных способностей
"народных целителей", "белых ведьм",
да заезжих проповедников слова божьего?
Глава 2.1. Познавательные способности
человека
Познание осуществляется как переход
от незнания к знанию, от знания менее
глубокого к более глубокому, как движение
к истине. Этот процесс содержит множество
моментов, сторон, отношений, необходимо
связанных друг с другом.
В основе познавательного процесса лежат
способности сознания к чувственному
и рациональному отражению действительности.
Чувственное возникает в сознании человека
в результате деятельности органов чувств
и центральной нервной системы, в виде ощущений, восприятий и представлений.
Ощущение – это простейший чувственный образ,
отражение отдельных свойств предмета.
Так, например, в яблоке мы ощущаем определенный
цвет, запах, вкус, твердость его структуры
и т.д. Ощущения возникают под воздействием
внешней по отношению к человеку среды
на органы чувств. Внешние раздражители
выступают в виде световых и звуковых
волн, механического и химического воздействия
и т.д. Многообразие ощущений выражает
качественное многообразие мира. Ощущения
являются предпосылкой восприятия, существуют
как его разрозненные части, но и им присуща
та или иная степень образности.
Восприятие связано с деятельным отношением человека
к окружающему миру. В деятельности происходит
выделение значимых предметов, явлений,
процессов, которые воспринимаются как
целостность различных качеств и свойств.
Восприятие фиксирует целостный образ,
его структуру, и по своему характеру оказывается
изоморфным (греч. isos – равный, одинаковый;
morphe – форма).
Представление – высшая форма чувственного отражения
мира. Оно заключает в себе все отмеченные
стороны и моменты предшествующих форм
и опирается на них. В реальном процессе
“живого созерцания” на чувства человека
воздействует “калейдоскоп” предметов
и явлений, которые различаются не только
свойствами и качествами, но и длительностью
своего продуцирования. Но в сознании
запечатленный образ не исчезает сразу
и бесследно. Он сохраняется в памяти.
При отсутствии непосредственной связи
с реальностью возникает не только возможность
действия механизма памяти, но и творческого
воображения, комбинирования различными
элементами. Представление элиминирует
действительность, воспринимает укрупненные,
обобщенные образы, лишенные второстепенных
черт и качеств. Создается возможность
расширения сферы непосредственного чувственного
восприятия, вовлечения в него собственного
и общественного чувственного опыта. Представление-
это промежуточное звено между восприятием
и теоретическим мышлением.
Итак, представление – это образ
ранее воспринятого предмета или явления,
а также образ, созданный продуктивным
воображением; форма чувственного отражения
в виде наглядно-образного знания.
Суть ее заключается в том, что с позиции
здравого смысла мы убеждены, что отражаем
предметный мир таким, каким он и существует
без человека (наблюдателя). А между тем,
как утверждает наука, запах розы суть
лишь диффузии молекул определенных веществ
в воздухе, что звуки и цвета – волновые
процессы, заключающие в себе огромное
число бесцветных и беззвучных микрочастиц.
Следует парадоксальный вывод: предметный
мир вокруг нас бесцветен и беззвучен.
Выходит, что чувства обманывают нас? Порождают
иллюзию мира? В чем же тогда их гносеологическая
ценность? Носит ли чувственное отражение
объективный характер?
Рассматривая этот вопрос, необходимо
исходить из того, что между ощущением
и самим предметом существует несколько
опосредующих звеньев, которые трансформируют
воздействие, идущее от внешнего объекта.
Внешние воздействия в рецепторах превращаются
из одного вида сигналов в другой, передаются
в мозговые центры посредством нервных
сигналов – импульсов, где перекодируются
на “язык” нейродинамических отношений,
подвергаются дальнейшей переработке.
В результате этих преобразований продукты
деятельности органов чувств – ощущения
– отличаются по качеству от отображенных.
Чувственные восприятия отдельных предметов
недостаточны для познания действительности.
Еще Гегель, подчеркивая это, образно говорил,
что законы природы не начертаны на небесах.
Для того, чтобы раскрыть существенные
стороны явлений, их закономерности необходима
работа мысли – мышление. Благодаря последнему
происходит переход от непосредственных,
чувственных данных об окружающем мире
к опосредствованному знанию о сущности
этих явлений, о законах их развития.
Мышление – высшая форма активного
отражения объективной реальности, состоящая
в целенаправленном, опосредствованном
и обобщенном познании субъектом существенных
связей и отношений предметов и явлений,
в творческом созидании новых идей, в прогнозировании
событий и действий. Мышление, как уже отмечалось ранее,
функция высокоорганизованной формы материи
– головного мозга, исторически сформировавшегося
в процессе возникновения и становления
общественного человека.
В основе перерастания чувственной (сенситивной)
способности в новую, связанную с мышлением,
лежит необходимость, вытекающая из практической
трудовой деятельности. Возникает абстракция
как некоторая отвлеченность от конкретных
предметов, ситуаций. Одни признаки этих
предметов признаются более значимыми,
нежели другие, происходит их классификация, сопоставление,
обобщение. Эти, полученные в процессе
трудовой деятельности знания, вовлекаются
в новые циклы целенаправленной деятельности.
Большое значение в развитии абстрактного
мышления сыграл язык. Абстрактное мышление
невозможно без языка, как сам язык без
чувственного восприятия действительности.
Основными формами логического мышления
являются: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – это мысль, охватывающая предмет или
явление действительности в совокупности
его общих и специфических черт. Понятиями,
например, являются: атом, революция, бог,
человек, космос, студент, роза и т.д. Понятия
образуют определенные системы знания,
которые в теоретической форме отражают
фрагменты, различные стороны окружающей
нас действительности. Например, физические
понятия отражают физическое строение
мира, материи, экономические понятия
– экономическую сторону человеческой
деятельности. Каждая теория или учение
– это свой, неповторимый взгляд на мир.
Философские понятия составляют содержание
философских учений. Понятия есть ни что
иное, как язык той или иной теории, которые
нельзя смешивать. Нарушения “языковых”
границ, что не раз происходило в истории
науки, философии, приводит к путанице
и ложным выводам. Понятия изменяются,
наполняются новым содержанием по мере
развития познания об окружающем мире
и могут выражаться одним словом, несколькими
словами или даже группой слов (утро, солнечное
утро, Сократ есть человек, Москва – столица
России и т.д.).
Философские понятия отличаются
от остальных тем, что они охватывают предельно
широкие, предельно общие сферы окружающего
мира. Содержание этих понятий заключает в
себе совокупный интеллектуальный опыт
человечества, накопленный в искусстве,
мифологии, религии, науке, истории развития
мысли, который и позволяет сознанию преодолеть
эмпирическую, сенсуалистскую данность,
глубоко понять бесконечность мира природы
и человека.
Основополагающими философскими понятиями
являются – бытие, материя, сознание. Являясь
предельно отвлеченными абстракциями,
они (бытие, материя, сознание), во-первых,
характеризуют качественный уровень развития
предметно-практичес ой и духовной деятельности
и, во-вторых, служат основанием для самых
общих, основополагающих целей человеческой
деятельности. Таким образом, философские
понятия, являясь инструментами познания,
определяют мощь разума, его творческие
возможности.
Под суждением в логике по
традиции понимается мысль, утверждающая
или отрицающая нечто по отношению к какому-либо
объекту: “Товар имеет стоимость”, “Рынок
мудрее любого правительства”, “Это предприятие
нерентабельно”. Суждение предполагает
наличие определенных понятий, между которыми
устанавливается связь. Понятие возникает
в результате одного или нескольких суждений.
Умозаключение – это процесс выведения одних суждений
(заключений) из других (посылок), определенная
система суждений. Например:
1.Все люди – смертны;
2.Сократ – человек;
3.Следовательно, Сократ смертен.
Понятия, суждения и умозаключения составляют
абстрактно-мысленную способность человека,
являются моментами единого процесса
мышления.
Существенными сторонами абстрактного
мышления являются способность к отражению
общего, существенного и на основе этого
конструирование идеальных объектов,
опосредственное познание действительности.
В соответствии с чувственной и рациональной
сторонами выделяются различные уровни
знания: эмпирический и теоретический, абстрактный
и конкретный.
Эмпирический уровень характеризуется тем, что его содержание
получено из опыта (эксперименты, наблюдения)
и выражено определенным языком. Возможности
эмпирического познания достаточно велики,
даже в области изучения элементарных
частиц. Эмпирические исследования готовят
предпосылки для глубоких теоретических
исследований. В этом отношении научные
исследования подразделяются на экспериментальные
и фундаментальные.
Теоретическое познание отражает предмет не только со стороны
связей и отношений, полученных экспериментальным
путем, но и полученных в результате деятельности
абстрактного мышления. Теоретическое
знание далеко выходит за рамки чувственного
опыта и нередко вступает с ними в противоречие.
Так, например, теория относительности
Энштейна выявила парадоксальность пространственно-време ного
континуума с позиций здравого смысла.
В обычные чувственные представления
не “укладываются”, например, взаимодействия
микрочастиц, процессы, происходящие в
физическом вакууме и т.д.
Теоретическое и опытное знания тесно
связаны друг с другом. Первое, опираясь
на второе, выходит далеко за границы опыта,
представляя ему новые неограниченные
возможности дальнейших исследований.
В целом сочетание опыта и теории способствует
все более полному и глубокому познанию
окружающего мира.
С точки зрения полноты представлений
о предмете знание делится на абстрактное и конкретное. Абстрактное
знание отражает предмет не полно, с одной
(пусть даже существенной) или нескольких
сторон. Конкретное знание отличается
многосторонностью, целостным представлением
о предмете. Вектор движения любого знания
есть восхождение от абстрактного к конкретному.
Примером такого восхождения являются,
например, понятия “бытие”, “материя”,
“сознание” и другие. Движение знания
от абстрактного к конкретному на основе
практической деятельности человека предполагает
операции, связанные с анализом и синтезом. Анализ как бы
расчленяет предмет, явление на отдельные
элементы, выявляет его особенности, структуру,
содержание, различные стороны. Синтез,
напротив, предполагает соединение различных
сторон в единое, целостное. Синтетическая
способность разума лежит в основе творческой
деятельности, порождает новое знание
в науке, творит неповторимые образы в
искусстве.
В процессе познания наряду с рациональными
процедурами участвуют и нерациональные.
К таковым относятся интуиция и творчество. Эти явления
хорошо известны с древности. Так, Платон
считал творчество божественной способностью,
особым видом безумия. Кант считал творчество
уделом гения, доступным лишь великим
пророкам, философам или художникам. Творчество
не носит антирационального характера.
Означает выход за пределы обычного, традиционного,
стандартного. Значимость творчества
в культуре, науке, политике характеризуется
принципиальной новизной полученного
результата, соизмеряемого с потребностями
и нуждами времени. Интуиция – это способность
постижения истины без развернутого логического
обоснования, в ее непосредственности
как единство чувственного и рационального.
Это своеобразный тип мышления, особый
вид связи между функциональными структурами
мозга, когда отдельные этапы развертывания
мысли отчетливо не осознаются, но предельно
ясно и отчетливо усматривается итог мысли
– истина.
Глава 3.1. Понятие истины. Критерии
истины
Как в прошлом, так и в современных условиях
три великих ценности остаются высоким
мерилом деяний и самой жизни человека
– его служение истине, добру и красоте.
Первая олицетворяет ценность знания,
вторая – нравственные устои жизни и третья
- служение ценностям искусства. При этом
истина, если хотите, есть тот фокус, в
котором соединяются добро и красота.
Истина - это цель, к которой устремлено
познание, ибо, как справедливо писал Ф.
Бекон, знание - сила, но лишь при том непременном
условии, что оно истинно. Истина есть
знание. Но всякое ли знание есть истина?
Знание о мире и даже об отдельных его
фрагментах в силу ряда причин может включать
в себя заблуждения,, а порой и сознательное
искажение истины, хотя ядро знаний и составляет,
как уже отмечалось выше, адекватное отражение
действительности в сознании человека
в виде представлений, понятий, суждений,
теорий.
Но что такое истина, истинное знание?
На протяжении всего развития философии
предлагается целый ряд вариантов ответа
на этот важнейший вопрос теории познания.
Еще Аристотель предложил его решение,
в основе которого лежит принцип корреспонденции:
истина - это соответствие знания объекту,
действительности.
Р. Декарт предложил свое решение: важнейший
признак истинного знания - ясность. Для
Платона и Гегеля истина выступает как
согласие разума с самим собой, поскольку
познание является с их точки зрения раскрытием
духовной, разумной первоосновы мира.
Д. Беркли, а позднее Мах и Авенариус рассматривали
истину как результат совпадения восприятий
большинства. Конвенциональная концепция
истины считает истинное знание (или его
логические основания) результатом конвенции,
соглашения. Наконец, отдельными гносеологами
как истинное рассматривается знание,
которое вписывается в ту или иную систему
знаний. Иными словами, в основу этой концепции
положен принцип когерентности, т.е. сводимости
положений либо к определенным логическим
установкам, либо к данным опыта.
Наконец, позиция прагматизма сводится
к тому, что истина состоит в полезности
знания, его эффективности. Разброс мнений
достаточно велик, однако наибольшим авторитетом
и самым широким распространением пользовалась
и пользуется классическая концепция
истины, берущая свое начало от Аристотеля
и сводящаяся к корреспонденции, соответствию
знания объекту.
Что касается других позиций, то при наличии
и в них определенных положительных моментов
они содержат в себе коренные слабости,
позволяющие не согласиться с ними и в
лучшем случае признать их применимость
лишь в ограниченных масштабах. Что же
касается этих слабостей, то их влияние
- задача, которую предлагается решить
самим студентам. Классическая концепция
истины хорошо согласуется с исходным
гносеологическим тезисом диалектико-материали тической
философии о том, что познание есть отражение
действительности в сознании человека.
Истина с этих позиций есть адекватное
отражение объекта познающим субъектом,
воспроизведение его таким, каким он существует
сам по себе, вне и независимо от человека,
его сознания.
Существует ряд форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная
истина и истина нравственная. В целом
же форм истины почти столько, сколько
видов занятий. Особое место среди них
занимает научная истина, характеризующаяся
рядом специфических признаков. Прежде
всего это направленность на раскрытие
сущности в отличие от обыденной истины.
Кроме того, научную истину отличает системность,
упорядоченность знания в ее рамках и
обоснованность, доказательность знания.
Наконец, научную истину отличает повторяемость
и общезначимость, интерсубъективность.
А теперь обратимся к главным характеристикам
истинного знания. Ключевой характеристикой
истины, ее главным признаком является
ее объективность. Объективная истина
- это такое содержание наших знаний, которое
не зависит ни от человека, ни от человечества.
Если наше знание - это субъективный образ
объективного мира, то объективное в этом
образе и есть объективная истина.
Вопрос о соотношении истины абсолютной
и относительной выражает диалектику
познания в его движении к истине, о чем
уже шла речь выше, в движении от незнания
к знанию, от знания менее полного к знанию
более полному. Постижение истины, - а объясняется
это бесконечной сложностью мира, его
неисчерпаемостью и в большом, и в малом,
- не может быть достигнуто в одном акте
познания, оно есть процесс. Этот процесс
идет через относительные истины, относительно
верные отражения независимого от человека
объекта, к истине абсолютной, точному
и полному, исчерпывающему отражению этого
же объекта.
Можно сказать, что относительная истина
- это ступень на пути к истине абсолютной.
Относительная истина содержит в себе
зерна истины абсолютной, и каждый шаг
познания вперед добавляет в знание об
объекте новые зерна истины абсолютной,
приближая к полному овладению ею.
Итак, истина одна - она объективна, поскольку
содержит знание, не зависящее ни от человека,
ни от человечества, но она в то же время
и относительна, т.к. не дает исчерпывающего
знания об объекте. Больше того, будучи
истиной объективной, она содержит в себе
и частицы, зерна истины абсолютной, является
ступенью на пути к ней.
И в то же время истина конкретна, поскольку
сохраняет свое значение лишь для определенных
условий времени и места, а с их изменением
может превратиться в свою противоположность.
Благотворен ли дождь? Однозначного ответа
быть не может, он зависит от условий. Истина
конкретна. Та истина, что вода кипит при
100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь
при строго определенных условиях. Но
путь к истине отнюдь не усеян розами,
познание постоянно развивается в противоречиях
и через противоречия между истиной и
заблуждением.
Заблуждение, - это такое содержание
сознания, которое не соответствует реальности,
но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни,
которая лишь в результате работ Пастера
была похоронена. Или положение о неделимости
атома, надежды алхимиков на открытие
философского камня, с помощью которого
все легко может превращаться в золото.
Заблуждение - результат односторонности
в отражении мира, ограниченности знаний
в определенное время, а также сложности
решаемых проблем.
Ложь - намеренное искажение
действительного положения дел с целью
обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации
- подмены из корыстных целей достоверного
недостоверным, истинного ложным. Вместе
с тем сам факт возможности для познания
впадать в заблуждение в процессе поиска
истины требует отыскания инстанции, которая
могла бы помочь определить, истинен некоторый
результат познания или ложен. Иными словами:
что является критерием истины?
Поиск такого надежного критерия идет
в философии издавна. Рационалисты Декарт
и Спиноза считали таким критерием ясность.
Вообще говоря, ясность годится как критерий
истины в простых случаях, но критерий
этот субъективен, а потому и ненадежен:
ясным может представляться и заблуждение,
особенно потому, что это мое заблуждение.
Другой критерий: истинно то, что признается
таковым большинством. Этот подход кажется
привлекательным. Разве не пытаемся мы
решать многие вопросы по большинству
голосов, прибегая к голосованию?
Тем не менее и этот критерий абсолютно
ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном
случае - субъект. В науке вообще проблемы
истины не могут решаться большинством
голосов.
Наконец, прагматический подход. Истинно
то, что полезно. В принципе истина всегда
полезна, даже тогда, когда она неприятна.
Но обратное заключение: полезное всегда
есть истина - несостоятельно. При подобном
подходе любая ложь, если она полезна субъекту,
так сказать, во спасение ему, может считаться
истиной. Порок критерия истины, предлагаемого
прагматизмом, также в его субъективной
основе. Ведь в центре здесь стоит польза
субъекта.
В практической деятельности мы соизмеряем,
сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем
его и тем самым устанавливаем, насколько
оно соответствует объекту. Практика выше
теории, поскольку она обладает достоинством
не только всеобщности, но и непосредственной
действительности, так как в практике
воплощено знание, а вместе с тем она предметна.
Конечно, далеко не все положения науки
нуждаются в практическом подтверждении.
Если эти положения выведены из достоверных
исходных положений по законам логики,
то они также достоверны, т.к. законы и
правила логики тысячи раз проверялись
на практике.
Практика как критерий истины и абсолютна
и относительна. Абсолютна, так как иного
критерия в нашем распоряжении нет. Но
этот критерий и относителен в силу ограниченности
практики в каждый исторический период. Так, практика на протяжении столетий
не могла опровергнуть тезис о неделимости
атома. Но с развитием практики и познания
этот тезис был опровергнут.
Признавая знание истинным,
необходимо указать критерии, по которым
истину можно отличить от заблуждения.
Среди критериев истинности знания назывались:
1) всеобщность и необходимость,
2) очевидность,
3) логи и т.д.................