Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Разработка методики съемки панорам
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 34.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ
ОБЛАСТИ
КОЛЛЕДЖ УПРАВЛЕНИЯ И СЕРВИСА
«СТИЛЬ»
Курсовая работа
Дисциплина МДК 01.01 «Техника
и технология фотосъёмки»
по теме:
«Разработка методики съемки
панорам»
Исполнитель:
Копылов Илья Григорьевич
студент 1 курса
дневного обучения, ИФ-104
Научный руководитель:
Попов Алексей Валерьевич
преподаватель 1 категории
Допущена к защите
«__» ___ 2014 года
Зам.директора___
Екатеринбург 2014
Оглавление
Введение
Панорамные фотографии – это
очень яркие и интересные фотоизображения,
характеризующиеся большим углом охвата
сцены. Такой большой охват создает эффект
присутствия зрителя в изображенном пространстве.
С помощью панорамы фотографу предоставляется
прекрасная возможность «поймать в кадре»
как можно больше пространства и необычных
объектов.
Термин «панорама» буквально
означает «всё зрелище», и впервые появился
среди художников, которые хотели захватить
широкий вид на ландшафт, не только его
часть. Первые панорамные фотографии были
сделаны простым соединением отпечатанных
версий плёнки. Они были неудачными, так
как почти невозможно соединить фотографии.
С изобретением персональных компьютеров,
продвижением в области программного
обеспечения и цифровой фотографии, стало
намного легче создавать панорамные фотографии
путём соединения изображений через специальные
программы. При использовании специального
оборудования можно сделать почти идеальные
панорамные снимки в высоком разрешении.
Некоторые фотографы соединяют сотни
изображений с высоким разрешением, чтобы
создать гигапиксельные панорамы. Сегодня
цифровая панорамная съёмка очень популярна
не только среди ландшафтных фотографов,
но и архитектурных, и фотографов небоскрёбов.
Целью данной работы является
углубление знаний по теме панорам, их
систематизация и закрепление.
Задачи данной работы включают
в себя: изучение, систематизацию и анализ
литературы по заданной теме, изучение
зарубежного опыта, самостоятельное изложение
теоретического материала и выполнение
практической части работы.
В данной работе изложен материал
по основному понятию фотографии, её видам
и жанрам, истории фотографии, истории
появления панорамной фотографии, основному
понятию панорам, описаны виды панорамных
камер и некоторые панорамные камеры,
также описана развёрнутая методика съёмки
панорам, нужное оборудование для съёмки
и способы совмещения фотографий в цельную
панораму.
Для создания данной работы
использованы интернет ресурсы и печатные
издания в электронном виде.
Глава 1
1.1 Понятие фотографии
Фотография (фр. photographie светопись
- техника рисования светом) - получение
и сохранение статичного изображения
на светочувствительном материале (фотоплёнке
или фотографической матрице) при помощи
фотокамеры.
Также фотографией или фотоснимком,
или просто снимком называют конечное
изображение, полученное в результате
фотографического процесса и рассматриваемое
человеком непосредственно (имеется в
виду как кадр проявленной плёнки, так
и изображение в электронном или печатном
виде). Фотография (от греческих фото -
свет, граф - рисую, пишу) - рисование светом,
светопись - была открыта не сразу и не
одним человеком. В это изобретение вложен
труд ученых многих поколений разных стран
мира.
В зависимости от принципа работы
светочувствительног материала фотографию
принято делить на три больших подраздела:
Плёночная фотография - основана
на фотоматериалах, в которых происходят
фотохимические процессы.
Цифровая фотография - в процессе
получения и сохранения изображения происходят
перемещения электрических зарядов (обычно
в результате фотоэффекта и при дальнейшей
обработке), но не происходит химических
реакций или перемещения вещества. Правильнее
было бы называть такую фотографию электронной,
так как в ряде устройств, традиционно
относимых к «цифровым», происходят аналоговые
процессы (такова самая первая камера
с электронной матрицей Sony Mavica, таковы
многие дешёвые телекамеры систем видеонаблюдения)
Электрографические и иные
процессы, в которых не происходит химических
реакций, но происходит перенос вещества,
образующего изображение. Специального
общего названия для этого раздела не
выработано, до появления цифровой фотографии
часто употреблялся термин «бессеребряная
фотография».
Также употребляются следующие
устойчивые словосочетания:
Галогеносеребряная фотография
для галогеносеребряного фотографического
процесса.
Бессеребряная фотография -
для всех остальных фотографических процессов.
Аналоговая фотография - как
синоним плёночной фотографии, в противопоставлении
цифровой. Аналоговая печать, оптическая
печать - получение фотоснимков путём
оптического увеличения с негатива либо
использования специального проектора
(для оптической печати цифровых фотографий),
в противопоставлении цифровым методам
печати.
1.2 Виды фотографии
Чёрно-белая фотография
Чёрно-белая фотография - исторически
первый вид фотографии. После появления
цветной, а затем и цифровой фотографии,
чёрно-белые снимки сохранили свою популярность.
Зачастую цветные фотографии преобразуются
в чёрно-белые для получения художественного
эффекта. Цветная фотография
Ранняя цветная фотография
была сделанна в 1912 году. Цветная фотография
появилась в середине XIX века. Первый устойчивый
цветной фотоснимок был сделан в 1861 году
Джеймсом Максвеллом по методу трехцветной
фотографии (метод цветоделения).
Для получения цветного снимка
поэтому использовались три фотокамеры
с установленными на них цветными светофильтрами
(красным, зелёным и синим). Получившиеся
снимки позволяли воссоздать при проекции
(а позднее, и в печати) цветное изображение.
Наряду с методом цветоделения
с начала XX века стали активно развиваться
и другие процессы (методы) цветной фотографии.
В частности, в 1907 году были запатентованы
и поступили в свободную продажу фотопластины
«Автохром» Братьев Люмьер, позволяющие
относительно легко получать цветные
фотографии. Несмотря на многочисленные
недостатки (быстрое выцветание красок,
хрупкость пластин, зернистость изображения),
метод быстро завоевал популярность и
до 1935 г. в мире было произведено 50 млн
автохромных пластинок.
Альтернативы этой технологии
появились только в 1930-х годах: Agfacolor в
1932 году, Kodachrome в 1935, Polaroid в 1963.
Цифровая фотография
Цифровая фотография - относительно
молодая, но популярная технология, зародившаяся
в 1981 году, когда компания Sony выпустила
на рынок камеру Sony Mavica с ПЗС-Матрицей,
записывающей снимки на диск. Этот аппарат
не был цифровым в современном понимании
(на диск записывался аналоговый сигнал),
однако позволял отказаться от фотоплёнки.
Первая полноценная цифровая камера -
DCS 100 - была выпущена в 1990 году компанией
Kodak.
Принцип работы цифровой камеры
заключается в фиксации светового потока
матрицей и преобразования этой информации
в цифровую форму.
В настоящее время цифровая
фотография повсеместно вытесняет плёночную
в большинстве отраслей.
1.3
Жанры фотографии
В XX веке, когда техника фотографии
достаточно усовершенствовалась, появились
достаточно чувствительные фотографические
материалы и удобные фотоаппараты, фотография
превратилась из технического курьёза
в один из типов изобразительного искусства,
родственного живописи, но отличающегося
от неё.
Особое место и значение фотографии
в художественной культуре связано с технической,
научной сущностью фотографии. Важнейшим
свойством фотографии является её достоверность,
подлинность запечатлённых событий. Одновременно
с этим изображение, как и в живописи или
рисунке, несёт в себе художественное
обобщение, раскрытие внутреннего смысла
показанной ситуации, характер изображаемого
человека и многое другое.
По сути своей, фотограф является
художником, располагающим определёнными
«красками» — фототехникой и фотоматериалами.
Фотограф использует изобразительные
средства фотографии (точка съёмки, ракурс,
линейная композиция, план, перспектива,
освещение), родственные изобразительным
средствам живописи. Дополнительным инструментом
является химико-фотографическ я обработка.
Часть современных жанров фотографии
повторяет соответствующие жанры живописи,
часть же специфична только для фотографии.
Фотография является одной
из дисциплин в категории «Визуальные
искусства» на Международных Дельфийских
играх, а также одной из номинаций на Молодёжных
Дельфийских играх России.
1.4 История фотографии
Химическая предыстория фотографии
начинается в глубокой древности. Люди
всегда знали, что от солнечных лучей темнеет
человеческая кожа, искрятся опалы и аметисты,
портится вкус пива. Оптическая история
фотографии насчитывает примерно тысячу
лет. Самую первую камеру-обскуру можно
назвать «комнатой, часть которой освещена
солнцем». Арабский математик и ученый
X века Альгазен из Басры, который писал
об основных принципах оптики и изучал
поведение света, заметил природный феномен
перевёрнутого изображения. Он видел это
перевёрнутое изображение на белых стенах
затемнённых комнат или палаток, поставленных
на солнечных берегах Персидского залива,
- изображение проходило через небольшое
круглое отверстие в стене, в открытом
пологе палатки или драпировки. Альгазен
пользовался камерой-обскурой для наблюдений
за затмениями солнца, зная, что вредно
смотреть на солнце невооруженным глазом.
Первым человеком, кто доказал,
что свет, а не тепло делает серебряную
соль тёмной, был Иоганн Гейнрих Шульце
(1687-1744), физик, профессор Галльского университета
в Германии. В 1725 году, пытаясь приготовить
светящееся вещество, он случайно смешал
мел с азотной кислотой, в которой содержалось
немного растворённого серебра. Он обратил
внимание на то, что когда солнечный свет
попадал на белую смесь, то она становилась
тёмной, в то время как смесь, защищённая
от солнечных лучей, совершенно не изменялась.
Затем он провёл несколько экспериментов
с буквами и фигурами, которые вырезал
из бумаги и накладывал на бутылку с приготовленным
раствором, - получались фотографические
отпечатки на посеребрённом меле. Профессор
Шульце опубликовал полученные данные
в 1727 году, но у него не было и мысли постараться
сделать найденные подобным образом изображения
постоянными. Он взбалтывал раствор в
бутылке, и изображение пропадало. Этот
эксперимент, тем не менее, дал толчок
целой серии наблюдений, открытий и изобретений
в химии, которые спустя немногим более
столетия привели к изобретению фотографии.
Работая чаще всего для периодических
изданий, фотографы в своих снимках нередко
прикасались к больным проблемам общества,
показывая социальное неравенство, нищету,
эксплуатацию детского труда и т. д. Отрадно
отметить, что то, немногое, что было в
истории фотографии, оказалось замечено
и вынесено на страницы сайта. В этом, полагаю,
одно из самых важных его достоинств, способных
привлечь пристальное внимание посетителя.
Для многих фотографов, стремившихся
утвердить свой статут художников, а также
и для критиков, теоретиков, историков
светописи (как той поры, так и нынешних)
распространение фотожурналистики стало
четким обозначением той сферы творчества,
которую они считали прямо противоположной
эстетическим принципам фотографии. Такие
термины, как документальная и художественная
фотография, широко вошедшие в наш обиход,
исподволь свидетельствуют о делении
фототворчества на две сферы, из которых
лишь одна, вторая, имеет эстетическое
значение.
Постепенно, однако, все определеннее
и шире стала распространяться мысль,
согласно которой фотоискусство, если
таковое может существовать, должно возникнуть
не на путях следования примеру живописи,
а на собственной основе. На основе неповторимых,
только ей, фотографии, присущих творческих
способностей. И тут опять дало себя знать
необыкновенное свойство камеры запечатлевать
жизнь в ее документально-подлин ой форме.
Стало очевидным, что тот язык, которым
так хорошо пользуется фотожурналистика,
и есть специфический для всякой фотографии,
в том числе и претендующей на эстетическое
признание.
Такой решительный поворот
в представлениях о фототворчестве заставил
историков фотографии пересмотреть понятия
о становлении нового вида творчества,
по-новому оценить роль отдельных фотографов,
пересмотреть список имен тех мастеров,
о которых можно говорить как о художниках
светописи. Теперь в историю фотографии
как персоны первостепенной важности
вошли те, кого еще вчера считали далекими
от эстетического творчества журналистами.
С незапамятных времен, например,
было замечено, что луч солнца, проникая
сквозь небольшое отверстие в темное помещение,
оставляет на плоскости световой рисунок
предметов внешнего мира. Предметы изображаются
в точных пропорциях и цветах, но в уменьшенных,
по сравнению с натурой, размерах и в перевернутом
виде. Это свойство темной комнаты (или
камеры-обскуры) было известно еще древнегреческому
мыслителю Аристотелю, жившему в IV веке
до нашей эры. Принцип работы камеры-обскуры
описал в своих трудах Леонардо да Винчи.
Известно, что еще в XIII веке
были изобретены очки. Очковое стекло
перекочевало затем в зрительную трубу
Галилео Галилея. В России великий ученый
М.В. Ломоносов положил начало развитию
светосильных труб и оптических приборов.
Пришло время, когда камерой-обскурой
стали называть ящик с двояковыпуклой
линзой в передней стенке и полупрозрачной
бумагой или матовым стеклом в задней
стенке. Такой прибор надежно служил для
механической зарисовки предметов внешнего
мира. Перевернутое изображение достаточно
было с помощью зеркала поставить прямо
и обвести карандашом на листе бумаги.
В середине XVIII века в России,
например, имела распространение камера-обскура,
носившая название «махина для снимания
першпектив», сделанная в виде походной
палатки. С ее помощью были документально
запечатлены виды Петербурга, Петергофа,
Крондштата и других русских городов.
Одним из наиболее важных вкладов
в создание реальных условий для изобретения
способа превращения оптического изображения
в химический процесс в светочувствительном
слое послужило открытие молодого русского
химика-любителя, впоследствии известного
государственного деятеля и дипломата,
А.П. Бестужева-Рюмина (1693 - 1766) и немецкого
анатома и хирурга И.Г. Шульце (1687 - 1744).
Занимаясь в 1725 году составлением жидких
лечебных смесей, Бестужев-Рюмин обнаружил,
что под воздействием солнечного света
растворы солей железа изменяют цвет.
Через два года Шульце также представил
доказательства чувствительности к свету
солей брома.
Целенаправленную работу по
химическому закреплению светового изображения
в камере-обскуре ученые и изобретатели
разных стран начали только в первой трети
XIX века. Наилучших результатов добились
теперь известные всему миру французы
Жозеф Нисефор Ньепс (1765 - 1833), Луи-Жак Манде
Дагер (1787 - 1851) и англичанин Вильям Фокс
Генри Тальбот (1800 - 1877). Их принято считать
изобретателями фотографии.
Хотя попытки получения фотографического
изображения проводились еще в 17 веке,
годом изобретения фотографии считается
1839, когда в Париже появилась так называемая
дагеротипия. На основе своих собственных
исследований и опытов Нисефора Ньепса,
французскому изобретателю Луи Дагеру
удалось сфотографировать человека и
получить устойчивое фотоизображение.
По сравнению с более ранними опытами
время экспозиции сократилось (менее 1
мин). Принципиальное отличие дагеротипа
от современной фотографии - получение
позитива, а не негатива, что делало невозможным
получение копий.
Первое закреплённое изображение
было сделано в 1822 году французом Жозефом
Нисефором Ньепсом (Nicйphore Niepce), но оно не
сохранилось до наших дней. Поэтому первой
в истории фотографией считается снимок
«вид из окна», полученный Ньепсом в 1826
году с помощью камеры-обскуры на оловянной
пластинке, покрытой тонким слоем асфальта.
Экспозиция длилась восемь часов при ярком
солнечном свете. Достоинством метода
Ньепса было то, что изображение получалось
рельефным (после протравливания асфальта),
и его легко можно было размножить в любом
числе экземпляров.
В 1839 году француз Луим-Жак Мандем
Дагемр (Jacques Daguerre) опубликовал способ
получения изображения на медной пластине,
покрытой серебром. После тридцатиминутного
экспонирования Дагер перенёс пластину
в тёмную комнату и какое-то время держал
её над парами нагретой ртути. В качестве
закрепителя изображения Дагер использовал
поваренную соль. Снимок получился довольно
высокого качества - хорошо проработанные
детали как в светамх, так и в тенях, однако,
копирование снимка было невозможно. Свой
способ получения фотографического изображения
Дагер назвал дагеротипия.
Вскоре ученые, художники и
любители улучшили процесс Дагера. Они
сократили время экспозиции до нескольких
минут. Применение призмы дало возможность
сделать изображение на дагеротипе не
зеркальным, а нормальным. Дагеротипы
передавали мельчайшие детали снимаемых
объектов. К 1841 была создана камера меньшего
размера, а ее вес уменьшился в 10 раз. Были
созданы средства, предохранявшие поверхность
дагеротипов от повреждений и царапин.
Слава и признание Дагера росли
по мере того, как распространялся по миру
его способ получения изображений. Но
после опубликования данных о своем процессе
он уже не внес ничего нового в фотографию.
До своей смерти в 1851 он жил в уединении
недалеко от Парижа.
Практически в то же самое время
англичанин Уильям Генри Фокс Тальбот
изобрёл способ получения негативного
фотографического изображения, который
назвал калотипией. В качестве носителя
изображения Тальбот использовал бумагу,
пропитанную хлористым серебром. Эта технология
соединяла в себе высокое качество и возможность
копирования снимков (позитивы печатались
на аналогичной бумаге). Экспозиция длилась
около часа, на снимке - решётчатое окно
дома Тальбота.
Кроме того, в 1833 г. метод получения
фотографии при помощи нитрата серебра
опубликовал франко-бразильский изобретатель
и художник Эркюль Флоранс. Свой метод
он не запатентовал и в дальнейшем не претендовал
на первенство.
Сам термин «фотография» появился
в 1839 году, его использовали одновременно
и независимо два астронома - английский,
Уильям Гершель, и немецкий, Иоганн фон
Медлер.
1.5 История панорамной
фотографии
В 1843 году Joseph Puchberger (Австрия)
представил один из первых зарегистрированных
патентов для панорамной камеры. Она представляла
собой довольно большой, вращаемый вручную
Дагерротип до 24 дюймов (610 мм) длиной. Уже
в следующем году в Германии Friedrich von Martens
успешно собрал панорамную камеру технически
превосходящую замысел Puchberger. Его камера,
Мегаскоп, имела важную особенность механизма
перемещения, обеспечивающего относительно
равномерную скорость панорамирования.
Камера использовалась фотографом-издателем
Lerebours. Также возможно, что камера Martens
была усовершенствована, прежде чем Puchberger
запатентовал свою камеру. Из-за высокой
стоимости материалов и технической трудности
демонстрации пластин, панорамы Дагерротипа,
особенно которые собирались вместе из
нескольких пластин (Рис.1), редки
(Рис.1)
1851 г. Панорамный вид Сан-Франциско
с Холма Rincon (Рис.2) Фотограф Мартин
Бехрманкс Martin Behrmanx. Полагается, что панорама
первоначально состояла из одиннадцати
пластин, но оригинальные дагерротипы
утеряны.
(Рис.2)
Джордж Барнард на своём снимке
запечатлел момент гражданской войны
США. Его панорамы были напечатаны из двух
и более негативов, проецируемых на пластины
мокрого стекла, вставленного в камеру,
после одного снимка камера поворачивалась
на необходимое количество градусов. После,
в студии Барнард отпечатал фотографии
с каждого негатива. Далее карточки были
помещены на солнце и разрезаны и подогнаны
таким образом, чтобы составить единую
панорамную фотографию. Так были запечатлены
окрестности Нэшвила, снимки по достоинству
оценили генералы и военные инженеры тех
лет, окружавшие Барнарда во время его
работы.
(Рис.3)
В 1888 году в мире фотографии
произошла настоящая революция. Ханибал
Гудвин изобрёл гибкую плёнку, позже эту
идею развила компания Истмэн-Кодак. Данное
изобретение самым благоприятным образом
повлияло на развитие всей фотографии,
в общем, и само собой панорамной фотографии
в частности. Стали появляться первые
панорамные плёночные камеры, более того
в начале 20-го века такие камеры уже поступали
в продажу. Например, камера «Ол-Виста»
(Рис.3).
Панорама Центр, Филадельфия
1913 г.
Глава
2
2.1 Понятие панорам
Панорамная фотография — обобщенное
название всего, что связано со съемкой
панорам. Под этим термином подразумевают
одно из:
фотография с большим углом
обзора, превышающим возможности обычных
объективов, а зачастую и больше 180 градусов
обычная фотография "длинного"
формата, с соотношением сторон 1x2, 1x3 и
больше
фотография, полученная путем
технологии сборки панорам и отдельных
кадров (при этом она может иметь небольшой
угол обзора и стандартное соотношение
сторон)
В зависимости от области применения
панорамы могут быть:
Планарными — проецируются
на плоскость и могут быть целиком воспроизведены
на бумаге или мониторе
Виртуальными - предназначены
для показа на компьютере с помощью специального
программного обеспечения, позволяющего
зрителю "крутить головой", глядя
на разные части пространства, окружавшего
фотографа при съемке. Такие панорамы
могут быть сферическими (покрывают 360x180
градусов и позволяют зрителю смотреть
не только влево-вправо, но и под ноги и над головой) и цилиндрическими (можно смотреть только влево-вправо)
Планарные панорамы могут быть
представлены в одной из распространенных
проекций, пришедших из картографии:
Прямолинейная (rectlinear, она же flat, плоская и т.д.) - соответствует изображению, получаемому с помощью обычного объектива. Эта проекция сохраняет прямые линии прямыми. Такую панораму можно получить обрезкой обычного кадра, склейкой, панорамным фотоаппаратом с невращающимся объективом. Угол обзора таких панорам ограничен, поскольку
при увеличении угла начинается сильное
растяжение объектов по краям, деформации,
связанные с боковым видом объектов и
т.д. Разумный угол по горизонтали и вертикали
- порядка 90 градусов, максимальный у клеенных панорам зависит от программы сборки и редко выходит за 130 градусов.
Цилиндрическая проекция (cylinder) (Рис.4) — проецируется на боковую часть цилиндра и имеет охват по горизонтали до 360° (по вертикали ограничения аналогичны прямолинейным панорамам) без растягивания объектов съемки по горизонтали. Отличительной особенностью таких снимков является выгибание горизонтальных линий. Длинные прямые здание могут выглядеть как изогнутые в плане. Поэтому в архитектурной съемке используется редко. Такие панорамы получаются склейкой из фрагментов или панорамным фотоаппаратом с вращающимся объективом.
(Рис.4)
Типичный представитель такой
техники - серия отечественных фотоаппаратов
"Горизонт" , а также немецких камер
Noblex выпускаемых и в настоящее время.
Сферическая проекция (Рис.5) (эквидистантная, equirectangular, sphere) получается "разворотом&quo ; поверхности сферы на плоскость. Такая проекция позволяет показать изображение с охватом 360x180, однако ценой существенных искажений. Эта проекция часто используется для хранения сферических панорам.
(Рис.5)
Проекция Меркатора (Рис.6) - промежуточный вариант между цилиндром и сферой. Позволяет показать больший угол по вертикали (однако не полную сферу) с меньшими искажениями, чем у сферической проекции.
(Рис.6)
Кубическая проекция - сфера
отображается на 6 граней куба, в который
она вписана. Фактически это 6 кадров в
прямолинейной проекции. Часто используется
для хранения сферических панорам.
Нодальная точка
Нахождение нодальной точки
(Рис.7) необходимо для определения оси
вращения камеры, что позволяет избежать
параллакса т.е. изменеия положения предметов
переднего плана относительно предметов
на заднем плане изображения. Панорамы
лучше снимать с штатива с специальной
панорамной головкой. можно снимать конечно
и с рук, но при этом будут значительные
потери качества панорамы или невозможность
склейки изображений в принципе.
(Рис.7)
Параллакс для незеркальных камер (Рис.8)
- это несовпадение изображения в видоискателе
и на сенсоре.
(Рис.8)
Центр вращения (ЦВ) совпадает с нодальной
точкой (НТ), параллакс отсутствует
(Рис.9).
(Рис.9)
Центр вращения (ЦВ) не совпадает с нодальной
точкой (НТ), положение дерева на переднем
плане изменилось (Рис.10).
(Рис.10)
2.2 Камеры для панорамной
съемки
1. Обычная пленочная камера
как 35 мм. так и среднего формата 120
a. Возможна съемка последовательных
кадров встык и дальнейшее
склеивание самих отпечатков.
b. Возможна последовательная
съемка кадров с перекрытием,
их сканирование и последующая
склейка в панораму.
2. Пленочные панорамные
камеры.
Они бывают трех видов:
Камера с фиксированным
объективом.
Первые такие камеры делали снимки на
плоскую фотопластину, и применение специального
объектива давало возможность получать
угол обзора только до 150 градусов. Шло
время, и фотоаппараты совершенствовались
и, соответственно, появлялись модели
разной ценовой категории – от обычных
«мыльниц», до профессиональных аппаратов
среднего и большого формата. Фотокамеры
таких моделей выпускаются и в нынешнее
время, но ограниченными тиражами. Серьезными
недостатками плоскоформатных фотоаппаратов
являются потеря оптической характеристики
объектива по краям кадра и небольшой
угол
(Рис.11)
Fotoman Camera Limited (Рис.11) это совместная
Американско-Канадск -Китайская производственная
компания. Основным направлением деятельности
компании является разработка и производство
панорамных и крупноформатных фотокамер.
Компьютерное проектирование и обработка
высококачественного алюминия серии Т6000
на станках с ЧПУ наделяют камеры Fotoman
обилием возможностей и делают их интересными
для любителей панорамной фотографии.
Эргономичный дизайн, легкий вес, точный
механизм фокусировки, возможность использования
огромного количества объективов и универсальные
оптические видоискатели в сумме создают
камеры, которые удобны для ваших рук и
приятны для ваших глаз.
(Рис.12)
Horseman (Рис.12) известен своей историей
и традициями производства среднеформатных
и панорамных камер. Мы создали новую супер
панорамную камеру в нашей SW-серии - Horseman
SW617 Professional. Особенности камеры включают
в себя ультра широкое высококачественное
изображение 6 x 17 см и подвижки, которые
позволяют более профессионально подходить
к съемке. Дополнительное матовое стекло
так же позволяет осуществлять фокусировку
и компоновку кадра в критических условиях.
Выбирая один из 6 объективов, Вы можете
осуществлять съемку различных сцен.
Horseman SW617 Pro дает свободу в сдвигах
объектива вверх или вниз максимум на
34 мм (17 мм вверх и 17 мм вниз). Это особенно
полезно при архитектурной и интерьерной
съемке.
(Рис.13)
Особняком среди фотокамер Fujifilm стоят
профессиональные панорамные модели:
35-мм Fujifilm TX-I и TX-II и среднеформатная Fujifilm
GX 617 Professional (Рис.13) со сменной оптикой.
Последняя, с форматом кадра 6 x 17 см под
пленку 120-го или 220-го типов сегодня остается
одним из самых популярных панорамных
решений. В данный момент камеры сняты
с производства.
(Рис.14)
Hasselblad X-Pan (Рис.14)
Hasselblad X-Pan (Рис.14)
Однообъективная дальномерная
фотокамера. Используемая пленка -тип
135 (35 мм). Формат кадра 24x36 или 24x65. Замер
экспозиции -центрально-взвешенны или
по всей площади кадра. Отработка экспозиции
в режиме приоритета диафрагмы, возможна
работа в ручном режиме. Камера оснащена
вертикальным ламельным затвором, расположенным
в фокальной плоскости. В данный момент
камеры сняты с производства.
Камера с вращающимся объективом (Рис.15).
(Рис.15)
Она делает снимок на пленку, изогнутую
в форме дуги. С помощью такого фотоаппарата
можно сделать фотографии в цилиндрических
проекциях. Характерный угол обзора составляет
120 градусов.
(Рис.16)
Al Vista (Рис.16), панорамные камеры были
сделаны MultiScope & Film Corporation в городе Берлингтон,
штат Висконсин.
(Рис.17)
ФТ-2 (Рис.17) — cоветский панорамный фотоаппарат,
производившийся Красногорским механическим
заводом в 1958-1965 годах. Всего выпущено
16.662 штук. На КМЗ также выпускались очень
малыми сериями панорамные фотоаппараты
«ФТ-1» и «ФТ-3». Экспортировался под марками
«Spiratone», «Panorama», «Spaceview». Конструктором
прототипа панорамного фотоаппарата «ФТ»
(Фотоаппарат Токарева) является советский
конструктор стрелкового оружия Ф. В. Токарев.
(Рис.18)
Горизонт-202 (Рис.18) — модификация панорамного
фотоаппарата «Горизонт», выпускавшегося
с 1967 по 1973 год. На Красногорском механическом
заводе производство модифицированных
панорамных фотоаппаратов начато в 1989
году. Выпуск начат на волне «Перестройки»
с целью улучшить финансовые показатели
КМЗ.
(Рис.19)
Камеры Noblex (Рис.19) выпускаются с 1992 года
немецкой компанией Kamera-Werk Dresden (www.kamera-werk-dresd n.de).
Она была образована на базе концерна
WEB Pentacon Dresden после объединения ФРГ и ГДР.
(Рис.20)
Российский Красногорский завод
им. Зверева собирался выпустить на рынок
панорамный фотоаппарат Horizon D-L3 (Рис.20).
В разработке и производстве новой модели
участвовала фирма Зенит и итальянская
компания Silvestri. Конструкция модели необычна:
в ней использованы три объектива Zenitar
эквивалентные 28mm с диафрагмой f/3.5, оптический
видоискатель и три 5-мегапиксельных CMOS-датчика
– для получения одновременно трёх изображений,
чтобы получить в итоге один 12-мегапиксельный
панорамный снимок. По словам производителя,
это дает возможность снимать с руки всё
что движется. Камера сшивает панорамы
не самостоятельно, а на компьютере при
помощи поставляемого в комплекте программного
обеспечения Silvestri. Угол обзора камеры
– 45 градусов по вертикали и 120 по горизонтали.
Управление полностью доверено 4,3-дюймовому
сенсорному экрану, также камера использует
батарею от фирмы Canon. Предположительно
цена не известна, производитель обещал,
что она не будет превышать €1500. Это "чудо"
цифровой фотоаппарат заканчивает серию
моделей Горизонта.
Сканирующая панорамная
камера.
В таких моделях осуществляется
вращение не только объектива, но и всей
камеры целиком. В основе таких камер лежит
моторизированный привод, который поворачивает
камеру вокруг оптического центра. Снимок
«накладывается» на пленку, которая протягивается
одновременно с вращением камеры, либо,
при отсутствии пленки, кадр запечатлеется
с помощью цифрового сканера. Такие фотоаппараты
уже позволяют получать снимки с углом
обзора в 360 градусов. Преимуществом этих
моделей является то, что за кротчайшие
сроки можно получит снимки с высоким
и сверхвысоким разрешением. Но вертикальный
угол обзора у сканирующих панорамных
камер не может превышать 100-120 градусов.
Еще одним недостатком являются относительно
большие размеры аппарата, а их мотопривод
нуждается в аккумуляторном электропитании.
Также такие камеры являются достаточно
дорогостоящими. Сделать качественный
панорамный снимок можно любой камерой,
не обязательно для этого использовать
специльные панорамные фотоаппараты,
которые обычному фотолюбителю явно не
по карману.