Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Теоретические аспекты понятия «АРМ» в налоговой сфере
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 38.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение
На сегодняшний день на рынке
программных продуктов достаточно успешно
распространяется более десятка развитых
автоматизированных информационных систем
зарубежного и отечественного производства
в финансовых, налоговых и имущественных
сферах деятельности.
Основной задачей федеральной
налоговой службы РФ является контроль
за соблюдением законодательства о налогах,
правильностью их исчисления, полнотой
и своевременностью внесения в соответствующие
бюджеты государственных налогов и других
платежей, установленных законодательством.
Эффективное функционирование
налоговой системы возможно только при
использовании передовых информационных
технологий, базирующихся на современной
компьютерной технике. С этой целью в органах
налоговой службы создается автоматизированная
информационная система, которая предназначена
для автоматизации функций всех уровней
налоговой службы по обеспечению сбора
налогов и других обязательных платежей
в бюджет и внебюджетные фонды, проведению
комплексного оперативного анализа материалов
по налогообложению, обеспечению органов
управления и соответствующих уровней
налоговых служб достоверной информацией.
Для автоматизации процессов налогового
администрирования в территориальных
налоговых органах ФНС России были разработаны
автоматизированные рабочие места налоговых
инспекторов. Они представляют собой комплекс
программных средств, позволяющий работникам
налоговых органов более оперативно осуществлять
работу. Таким образом, можно сделать вывод,
что выбранная тема курсовой работы является
весьма актуальной.
Объектом исследования выступает организация рабочего
места работников налоговой службы.
Предметом исследования являются особенности и порядок
организации рабочего места работников
налоговой службы.
Целью данной курсовой работы является
раскрытие темы «Организация рабочего
места в программном комплексе для автоматизации
процессов налогового администрирования
в территориальных налоговых органах
ФНС России». Для достижения поставленной
цели необходимо решить следующие задачи:
изучить понятие и основные
принципы построения АРМ;
выявить значение АРМ в сфере
автоматизации процессов налогового администрирования;
рассмотреть виды АРМ налоговых
подразделений и их основные функции;
рассмотреть принцип организации
рабочего места в системе ЭОД;
выявить проблемы в области
автоматизации процессов налогового администрирования;
рассмотреть возможные направления
модернизации налогового администрирования.
Структурно данная работа состоит
из введения, трех глав, которые разделены
на подглавы, заключения, списка использованных
источников и литературы. В первой главе
рассматривается понятие АРМ, основные
принципы и их значение для процессов
налогового администрирования. Во второй
главе рассматриваются виды АРМ налоговых
подразделений. В третьей главе рассматриваются
существующие проблемы в области налогового
администрирования и возможные пути совершенствования
автоматизации налоговой деятельности.
Методологической
базой являются пособия налоговых
органов в области применения программного
комплекса, труды ученых и специалистов
в области автоматизации процессов
налогового администрирования, статьи
из журналов.
Глава 1. Теоретические аспекты понятия
«АРМ» в налоговой сфере
Определение и основные принципы
построения АРМ
Основной задачей районной
налоговой инспекции является организация
работы по выполнению следующих функций:
учету и регистрации налогоплательщиков;
приему налоговой отчетности
и начислению платежей;
проведению проверок правильности
уплаты налогов;
контролю за поступлением платежей;
формированию отчетности налоговой
инспекции в вышестоящую налоговую службу;
экономическому анализу деятельности
налоговой инспекции и состояния обслуживаемого
района;
организации работы вспомогательных
служб (бухгалтерия, административно-хозя ственный
отдел).
Перед постановкой на учет и
регистрацией налогоплательщиков юрисконсультом
налоговой инспекции, действующим на основании
законодательства, выполняются следующие
функции: проверка подлинности документа
и прав лица, представившего его для регистрации
предприятия; после чего на налогоплательщика
заводится личное дело и ему присваивается
регистрационный номер ? идентификационный
номер налогоплательщика (ИНН). С этого
этапа начинается автоматизация районной
налоговой службы, что соответственно
подразумевает создание автоматизированных
рабочих мест.
Автоматизированное рабочее
место (АРМ) ? комплекс вычислительной
техники и программного обеспечения, располагающийся,
непосредственно на рабочем месте сотрудника
и предназначенный для автоматизации
его работы в рамках специальности.
Рабочее место должно быть организовано
в соответствии с общими требованиями
к АРМ офисного служащего. Персональный
компьютер подключается к локально-вычислитель ой
сети (ЛВС НО) и оснащен средствами неограниченного
доступа к режимам работы «Системы электронной
обработки данных (ЭОД) инспекций местного
уровня», прикладными программами общего
назначения, обеспечивающими возможность
администрирования ЛВС и баз данных (БД).
АРМ должны создаваться строго
в соответствии с их предполагаемым функциональным
назначением. Однако общие принципы создания
АРМ остаются неизменными, к ним относят:
системность;
гибкость;
устойчивость;
эффективность.
Под принципом системности
понимается следующее: АРМ должно представлять
собой систему взаимосвязанных компонентов.
При этом структура АРМ должна четко соответствовать
тем функциям, для выполнения которых
создается данное АРМ.
Принцип гибкости имеет огромное
значение при создании современных и эффективно
работающих АРМ. Данный принцип означает
возможность приспособления АРМ к предполагаемой
модернизации как программного обеспечения,
так и технических средств. В настоящее
время, когда скорость устаревания программных
и технических средств постоянно растет,
соблюдение данного принципа становится
одним из важнейших условий при создании
АРМ. Для обеспечения принципа гибкости
в реально работающих автоматизированных
рабочих местах все подсистемы отдельно
взятого АРМ выполняются в виде отдельных,
легко заменяемых модулей. Чтобы при замене
не возникало проблем несовместимости,
все элементы должны быть стандартизированы.
Большое значение имеет принцип
устойчивости. Он заключается в выполнении
заложенных в АРМ функций, независимо
от воздействия как внутренних, так и внешних
факторов. При возникновении сбоев работоспособность
системы должна быстро восстанавливаться,
неполадки отдельных элементов должны
легко устраняться.
Принцип эффективности подразумевает,
что затраты на создание и эксплуатацию
системы не должны превышать экономическую
выгоду от ее реализации. Кроме того, при
создании АРМ надо учитывать, что его эффективность
будет во многом определяться правильным
распределением функций и нагрузки между
работником и машинными средствами обработки
информации, ядром которых является ПЭВМ.
Только при соблюдении этих условий АРМ
становится средством повышения не только
производительности труда и эффективности
управления, но и социальной комфортности
специалистов.
Практический опыт использования
АРМ как одного из элементов распределенных
систем управления позволяет выделить
следующие требования к эффективно и полноценно
функционирующему АРМ:
своевременное удовлетворение
информационных потребностей пользователя;
минимальное время ответа на
запросы пользователя;
адаптация к уровню подготовки пользователя и специфике выполняемых им функций;
возможность быстрого обучения
пользователя основным приемам работы;
надежность и простота обслуживания;
дружественный интерфейс;
возможность работы в составе
вычислительной сети.
Рассмотрим структуру АРМ
и связи между его составными частями
(рисунок 1).
Рисунок 1. Схема
АРМ
Как показано на схеме, АРМ состоит
из технических и программных средств
вычислительной техники, а также необходимой
методики аналитической документации,
позволяющей пользователю эффективно
взаимодействовать с данными средствами.
Роль АРМ в области автоматизации процессов
налогового администрирования
Перед любой системой, которая
прошла сложные этапы становления, неизбежно
встает необходимость перемен. Налоговая
система не исключение. Что же такое «старая
налоговая система» и почему она перестала
соответствовать современным условиям?
Ее недостатки и проблемы можно перечислять
бесконечно, а именно:
отсутствие единых функциональных
обязанностей и, как следствие, дублирование
функций разными отделами инспекции;
почти вся информация, с которой
работал инспектор, имела бумажный вид
и обрабатывалась вручную;
не было специализированных
подразделений, которые отвечали бы за
информирование налогоплательщиков, и
без которых трудно разобраться в налоговых
тонкостях.
Одному инспектору приходилось
выполнять множество налоговых процедур:
принимать отчетность, вводить данные
в компьютер, проводить камеральную проверку
данных, консультировать налогоплательщика,
оформлять реестр принятых деклараций.
При выполнении такого количества разнообразных
операций неизбежны бесконечные ошибки.
Еще один серьезный недостаток
прошлого — закрепление за инспектором
конкретных налогоплательщиков. В связи
с этим возникала благоприятная почва
для злоупотреблений служебным положением,
и масса рабочего времени уходила на помощь
в составлении отчетов и консультаций.
Для того чтобы внедрить четкое
функциональное разделение, разработана
не только типовая структура инспекции,
вставшей на путь модернизации, но и типовые
должностные инструкции на каждое рабочее
место с пошаговым описанием своего отрезка
работы в общем производственном цикле.
С этой целью и были внедрены АРМ.
Как известно, в налоговые органы
поступает огромный объем информации,
которую необходимо собирать, анализировать
и увязывать друг с другом. Сложность заключается
в том, что в электронном виде для формирования
таких данных налогоплательщики используют
различные программные продукты. А зачастую
данные поступают в налоговую не в электронном
виде, а на бумаге. Поэтому, чтобы использовать
поступившую информацию, нужно либо перевести
ее в унифицированную форму, либо ввести
вручную. Этой проблемой и продиктована
необходимость применения самых современных
методов ввода информации. Для этого в
работу налоговых органов была внедрена
система Электронной обработки данных
(ЭОД). Она дает возможность принимать
информацию по телекоммуникационным каналам
связи или на магнитных носителях. Эта
единая интегрированная система, которая
объединяет все направления деятельности
инспекции: регистрация юридических лиц,
учет налогоплательщиков, камеральный
контроль, выездные проверки. Она ориентирована
и на функциональный принцип работы, и
электронный документооборот.
Глава 2. Организация АРМ в системе ЭОД
2.1. АРМ специалистов налоговых
органов
В налоговых органах выделяют
АРМ специалистов, которые можно разделить
на группы:
АРМ налогового инспектора
для ведения информационной базы по уплате
налогов физическими лицами;
АРМ налогового инспектора
для ведения информационной базы по уплате
налогов юридическими лицами;
АРМ специалиста по контролю за обеспечением правильности исчисления налогов и платежей и своевременностью их поступления в бюджет;
АРМ юриста по контролю за соблюдением законодательства о налогах и других платежах в бюджет и т.д.
АРМ руководителя в налоговой
службе позволяет:
получать отчеты требуемой
формы по всей информации, находящейся
в автоматизированной корпоративной базе
данных финансовых органов;
обеспечивать руководителю
или его непосредственным помощникам
оперативность и скорость поиска нужной
информации;
использовать диалоговые программные
средства обеспечения принятия решения
с максимальной адаптацией к конкретным
ситуациям;
обеспечивать оперативную связь
с другими источниками информации в пределах
организационной структуры и с внешней
средой и т.д.
Следует подчеркнуть, что АРМ
руководителя в налоговой системе эффективно
функционирует при условии, что оно опирается
«по вертикали» на всю информационную
базу руководимой им организационной
структуры, включая не только централизованное
автоматизированное хранилище данных,
но и локальные информационные базы данных
специалистов.
Для АРМ руководителя налоговой
сферы также разработана система передачи
отчетов по электронной почте. Отчеты,
сформированные на автоматизированных
рабочих местах сотрудников подразделений,
автоматически, через встроенный в программный
комплекс механизм связи по электронной
почте, отсылаются на почтовый адрес автоматизированного
рабочего места руководителя. Во время
работы руководитель получает все отчеты
не только в бумажном, но и в электронном
виде.
В соответствии с НК РФ и инструкцией
«О технологии работы территориальных
органов ФНС России в условиях использования
системы электронной обработки данных»,
существуют следующие основные автоматизированные
универсальные отделы, рабочие места (АРМ
или УРМ) внутри районной налоговой инспекции
по работе с налогоплательщиками:
юридический;
регистрации и учета налогоплательщиков;
информационных технологий;
ввода и обработки данных;
учета, отчетности и анализа;
урегулирования задолженности;
камеральных проверок;
выездных проверок;
оперативного контроля (который
создается только по согласованию с ФНС России, как контроль
в сфере производства этилового спирта,
алкогольной продукции и т. д.).
АРМ по обработке документов
юридических лиц в государственных территориальных
налоговых инспекциях должны предусматривать
возможность ведения различных справочников
по юридическим лицам и использование
этих справочников в основной базе данных,
автоматически вводить информацию, исключая
возможность внесения в базу данных некорректной
информации.
АРМ по обработке информации
по юридическим лицам должны как минимум
состоять из следующих подсистем:
АРМ «Регистрация
предприятий».
Предназначен для ввода информации
по контролируемым предприятиям и учредителям
предприятий (физическим и юридическим
лицам), получения информации по предприятиям
в виде группировочных таблиц, по указанным
реквизитам. По каждому налогоплательщику
в базе данных должны иметься следующие
атрибуты:
наименование плательщика;
юридический адрес;
фактический адрес;
номер расчетного счета и атрибуты
банка, его обслуживающего;
полные атрибуты учредителей
плательщика (как юридические, так и физические
лица);
дата регистрации;
размер уставного фонда;
данные о директоре и бухгалтере;
форма собственности;
организационно-правов я форма;
вид деятельности;
место регистрации;
регистрационный номер;
сведения о филиалах;
иностранные инвестиции;
информация о всех счетах предприятия (валютные, текущие, субсчета и др.).
Все атрибуты, использующиеся
для быстрого поиска плательщика в информационно-поисков й
системе.
Изначально при регистрации
любого нового предприятия все исходные
данные о нем должны заноситься в компьютер
с присвоением ему определенного номера
и при необходимости передаваться юридическим
службам для занесения его в Госреестр.
Получаемая в результате ввода
первичной информации база данных является
основой для камеральных проверок и ведения
лицевых карточек предприятий, предоставляя
пользователю возможность вести поиск
по любой комбинации данных и получать
распечатку результатов этого поиска.
АРМ «Камеральная
проверка».
Служит для автоматизации процесса
приема квартальной бухгалтерской отчетности
предприятий, стоящих на учете в налоговой
инспекции. АРМ должно при проведении
камеральной проверки реализовывать следующие
основные функциональные возможности:
осуществление в автоматическом
режиме проверки расчетов, взаимоувязки форм отчетности, начисления налогов;
формирование на компьютере
достоверной базы данных в результате
приема квартальной и годовой отчетности,
которую можно использовать для автоматической
генерации форм отчетности налоговой
инспекции перед вышестоящими организациями;
выдача рекомендаций инспекторскому
составу для документальных проверок;
получение информации для её
последующего использования в других
АРМ.
должна быть предусмотрена
возможность для предприятий и организаций
сдавать отчетность в налоговую инспекцию
на дискете и проводить все проверки отчетных
документов до встречи с налоговым инспектором.
АРМ «Ведение лицевых
карточек предприятий».
Предназначен для ведения лицевых
карточек предприятий по бюджетам и видам
налогов. Он должен обеспечить следующие
функции:
фиксировать платежные документы;
автоматически производить
вычисление сальдо, начисление пени, выдачу
суммы, внесенной предприятием в бюджет,
ведение лицевой карточки в порядке срока
уплаты в бюджет независимо от даты ввода
информации;
получить справку о недоимках
и переплатах по предприятиям;
проводить авансовые платежи
с разбивкой по срокам;
печатать инкассовые поручения.
АРМ «Анализ состояния
предприятий».
Преследует цель проведения
анализа итогов деятельности предприятий
на основании данных, сформированных инспектором
при камеральных проверках, и позволяет
выбрать предприятия для документальной
проверки.
Анализ состояния предприятий
проводится на основе данных, полученных
как при регистрации, так и при камеральной
проверке. На их основе в компьютере формируется
список предприятий, вовремя не прошедших
камеральную проверку, и имеется возможность;
автоматизированной печати адресов из
существующей базы данных по предприятиям
перед закрытием их расчетных счетов или
в целях какой-либо другой переписки. Предприятиям,
сдавшим отчет не вовремя, начисляются
финансовые санкции, и составляется протокол
об административном правонарушении —
нарушении налогового законодательства
и т.д.
АРМ для обработки документов
физических лиц в государственных территориальных
налоговых инспекциях разрабатывается
на основе применения законодательных
актов, позволяющих налоговой службе осуществлять
контроль за правильностью исчисления
и уплаты налогов физическими лицами,
в том числе подоходного налога, налога
на имущество, земельного налога, налога
с транспортных средств и др.
АРМ для обработки документов
физических лиц должен осуществлять контроль
и управление информацией по основным
видам налогов физических лиц, предусмотренных
законодательством России:
налог на доходы физических
лиц;
налог на имущество физических
лиц;
транспортный налог;
земельный налог.
На основании первичных документов,
поступающих из государственных учреждений
и от физических лиц, должна автоматически
рассчитываться сумма налога, печататься
платежное извещение и открываться лицевой
счет. Система должна автоматически вести
лицевые счета по всем видам налогов, распределять
уплаченные суммы по срокам уплаты.
По всем видам налогов необходимо
автоматически вести бухгалтерские отчеты:
сводку начислений;
ведомость доначислений и сложений;
реестр уплаты возвратов;
список недоимщиков.
Также существует АРМ «Юридический
отдел». Этот АРМ позволяет работать
с законодательными актами, постановлениями,
указами, распоряжениями и другими правительственными
документами, приказами и распоряжениями
ФНС РФ и территориальных налоговых органов
ФНС России, а также с инструкциями по
налогообложению и другим вопросам деятельности
налоговой службы. Основная функция АРМ
«Юридический отдел» - оформление и предъявление
в арбитражный суд и суды общей юрисдикции
исков по всем основаниям в соответствии
с законодательством Российской Федерации
и подготовка и участие в рассмотрении
дела в суде. Эта функция включает:
составление проекта искового
заявления (отзыва на иск), согласование
его с начальником отдела;
распечатку необходимого количества
экземпляров искового заявления (отзыва на иск)
с приложением;
регистрирование искового заявления
с приложениями (отзыв на иск) в системе ЭОД (электронной
обработки данных);
направление искового заявления
с приложениями (отзыв на иск) в отдел финансового
и общего обеспечения (РМ2-3) для отправки
его ответчику заказным письмом;
получение из отдела финансового
и общего обеспечения квитанции (уведомления
о вручении) о направлении искового заявления
(отзыва на иск) ответчику (истцу);
формирование пакета документов
для направления в суд
Функции хранения информации
о налогоплательщике и заведение на него
регистрационной карточки выполняются
АРМ учета и регистрации юридических лиц.
Одновременно формируется электронная
папка на каждого налогоплательщика. Эта
информация в дальнейшем будет использована
всеми отделами налоговых инспекторов
и отделами анализа и отчетности налоговой
инспекции, а также дополнена различными
данными по налогоплательщику.
Таким образом, АРМ по обработке
документов юридических и физических
лиц в территориальных налоговых органах
ФНС России предусматривают ведение различных
справочников по налогоплательщикам и
использование этих справочников в основной
базе данных, автоматический ввод данных,
исключая возможность внесения в базу
данных некорректной информации.
2.2. Организация рабочего места
в системе ЭОД
Система Электронной обработки
данных (ЭОД) является базовым программным
продуктом территориальных налоговых
инспекций по автоматизации работы налоговой
службы.
Обработка информации в Системе
ЭОД по юридическим и физическим лицам
ничем не отличается, что полностью соответствует
организации деятельности инспекции по
функциональному принципу. Скорость обработки
данных при работе в Системе ЭОД в основном
определяется мощностью сервера и параметрами
ЛВС.
Установку и сопровождение
Системы ЭОД на сервере и пользовательских
компьютерах осуществляет системный администратор
инспекции.
Система ЭОД устанавливается
в виде серверной и клиентской части. Основные
компоненты системы и базы данных расположены
на сервере инспекции. Пользователи подключаются
к серверу через свои персональные компьютеры,
на которых установлена клиентская часть
системы ЭОД.
Система оформлена в виде Универсального
рабочего места (УРМ). В ней используются
стандартные для Windows элементы управления.
УРМ поддерживает многооконный интерфейс
работы пользователя и обеспечивает гибкие
методы навигации между открытыми окнами.
Интерфейс УРМ содержит строку заголовка,
главное меню, панель инструментов, строку
состояния и рабочее пространство.
Интерфейс окна системы ЭОД представлен
на рисунках 2 и 3.
Рисунок 2. Заставка
Рисунок 3. Окно «Документы»
Основное рабочее пространство
экрана занимает так называемое дерево
документов и режимов. Ветки дерева объединены
в папки. Как правило, папка соответствует
подсистеме, а ветка – документу или режиму.
Доступ к элементам дерева определяется
принадлежностью пользователя к функциональной
роли. Она вводится для разграничения
прав доступа и организации типовых рабочих
мест инспекторов в Системе ЭОД [1].
Например, для отдела регистрации
и учета налогоплательщиков, согласно
инструкциям на типовые рабочие места,
могут быть определены следующие функциональные
роли:
учет налогоплательщиков – юридических лиц;
учет налогоплательщиков – физических лиц;
учет информации об открытии/закрытии банковских счетов налогоплательщиков и т.д.
В каждой функциональной роли
в Системе ЭОД определяется перечень документов
и режимов с разным уровнем доступа к ним
(просмотр, редактирование, удаление).
В настоящее время в Системе
ЭОД есть возможность:
подключить одного или несколько
инспекторов к одной и той же
функциональной роли;
включить одного и того же инспектора
в несколько функциональных ролей, при этом доступ этого
пользователя будет определяться, как сумма доступов этих функциональных
ролей.
Перечень функциональных ролей,
используемых в инспекции, и их содержание
составляется технологом каждого отдела
под руководством ответственного технолога
ИФНС.
Также в системе ЭОД имеются
следующие функциональные разделы:
«Навигатор» – специальная программа, предназначенная
для поиска данных, просмотра результатов
выполнения запросов, вывода их в MS Word
или MS Excel, работы со списками и режимами
(рисунок 4). Можно говорить, что Навигатор
содержит встроенную запросную систему
и является инструментом для анализа.
Овладение навыками работы в среде Навигатора
является обязательным для пользователей
системы ЭОД.
Рисунок 4. Навигатор
«Задание параметров
для отбора данных». Это специальная небольшая
программа для поиска данных, которая
используется при ведении справочников,
вводе налоговых документов.
«Регистрация документов». Описано средство регистрации
документов. Например, если в отдельные
рабочие места вынесена первичная регистрация
и ввод документа. Цель регистрации - отразить
факт поступления документа в инспекцию.
«Идентификация лица». Это мини поиск лица и его счетов.
Существует понятие «Лицо». Лица разделяются
на юридические и физические. Определяется,
является ли лицо налогоплательщиком,
банком, инспекцией, органом гос. регистрации
и др. Программа используется в части оперативно-бухгалтер кого
учета при вводе налоговых документов,
в обслуживании НСИ.
«Технологические
процессы». Для обработки данных операционным
днем, расчета форм отчетности, массового
формирования документов предназначены
технологические процессы.
«Печать исходящих
документов». В отдельное рабочее место
вынесен АРМ печати. В очередь на отложенную
печать попадают документы, которые не
требуется печатать немедленно. Остальные
документы выводятся на принтер по месту
формирования.
«Досье налогоплательщика». На налогоплательщика ведется
досье по отчетности и общее досье. Формируются
сведения о том, своевременно ли налогоплательщик
представляет баланс, налоговые расчеты,
справки авансовых платежей. Информация
может использоваться в целях контроля
налоговой дисциплины.
«АИС Почта». Это небольшая программа для
переписки между пользователями системы.
Требования к подготовке пользователя
следующие:
навыки работы в среде Windows;
навыки работы с программами Microsoft Office (MS Word, MS Excel).
Все компоненты программы устанавливаются
при инсталляции комплекса «АИС Налог».
Описание установки программы содержится
в документе «Руководство пользователя».
Установка, администрирование и сопровождение
системы ЭОД".
Перед работой должны быть настроены
справочники в части функционального
блока [2].
Главным принципом работы с
данными, поступающими в систему электронной
обработки и исходящими из нее, является
представление данных в виде документа.
Более того, если в процессе работы необходимо
внести изменения в систему хранимых данных,
то требуется обосновать свои действия
каким-либо документом. В системе ЭОД содержится
немного исключений из этого правила и
только для тех документов, для которых
поддержка данного режима является слишком
обременительной, а результат учета подобных
документов незначителен. Однако налоговые
расчеты, платежные документы, акты проверок,
карты учета плательщиков и их заявления
окажут влияние не только на учетную базу
данных, но и сами будут учтены в системе
как документы плательщиков.
Каждый документ имеет набор
реквизитов и может быть представлен на
любом носителе (бумага, гибкий диск, почтовые
системы и т. д.)
Аналитическая база данных
по учету налогоплательщиков хранится
в разрезе документов. Пользователь имеет
возможность в любой момент времени посмотреть
документ или внести в него изменения
(исправления опечаток). Доступ к документам
ограничивается общими правами пользователя
и, если это требуется, предметной областью,
к которой относится текущий раздел системы.
Глава 3.
Информационно-технол гические основы
модернизации налогового администрирования
3.1. Проблемы
налогового администрирования
Используемые в деятельности
налоговых органов программные продукты
позволяют в разы снизить их материальные
и трудовые затраты, что, безусловно, положительно
сказывается на эффективности их работы
и качестве обслуживания налогоплательщиков.
Однако в области информатизации и модернизации
налоговых органов остаются еще нерешенными
ряд проблем, препятствующих достижению
поставленных целей и не позволяющих в
должной мере повысить качество налогового
администрирования:
Концентрация основной налоговой
информации на уровне налоговых инспекций.
В настоящее время информация о налоговых
операциях хранится и обрабатывается
в инспекциях ФНС, в вышестоящие органы
передаются сводные данные. Качество информации
зависит от квалификации и добросовестности
налогового инспектора. Это приводит к
неполноте и противоречивости информации
о налогоплательщике, создает основу для
злоупотреблений, не позволяет вести детальный
статистический анализ и оптимизировать
управление налоговым администрированием
на уровне РФ [8].
Не всегда достаточная квалификация работников налоговых органов, что зачастую приводит к возникновению конфликтов между налоговыми органами и налогоплательщиками.
Недостатки линейно-функциональн го
построения территориальных налоговых
органов, такие как:
жесткая структура с трудом
реагирует на какие-либо изменения;
у каждого из функциональных
подразделений образуются специфические
цели, что затрудняет горизонтальное согласование;
строгая профессиональная специализация
сотрудников затрудняет их взаимозаменяемость;
организация директивных связей
по однолинейному
принципу способствует возникновению
конфликтных связей между отделами при
решении вопросов, находящихся на пересечении
функций структурных подразделений.
Не в полной мере решены вопросы
межведомственного информационного взаимодействия
налоговой службы с органами Федерального
казначейства, МВД России, таможенной
службой, службой судебных приставов,
внебюджетными фондами, а также другими
заинтересованными федеральными органами
исполнительной власти. Каждый субъект
взаимодействия опирается в своей деятельности
на свою отдельную информационную систему,
функционирование которой обусловлено
задачами, стоящими перед тем или иным
ведомством. По мере расширения функциональности
и увеличения количества информационных систем возникают
проблемы, связанные с пересечением областей их применения. Такая ситуация
порождает необходимость внесения, актуализации
и обработки одной и той же информации
различными органами, а также решения
проблем дублирования и сопоставления сведений
из различных систем.
Несовершенство автоматизированной
информационной системы налоговых органов
(АИС «Налог»), которое влечет за собой
снижение уровня надежности, производительности
и адаптивности.
Практика применения АИС «Налог»
показала, что ей присущи следующие недостатки: