Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
реферат Издержки государства на производство общественных благ и способы их оптимизации
Информация:
Тип работы: реферат.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 33.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение
высшего образования
«Санкт-Петербургски национальный исследовательский
университет
информационных технологий, механики
и оптики» (Университет ИТМО)
Кафедра
Экономической теории и бизнеса
Реферат
по дисциплине Институциональная
экономика
на тему: « Издержки государства
на производство общественных благ и способы
их оптимизации»
Выполнил(а)
студент(ка) гр.4060
ФИО Поташева Т.В.
Проверила
к.ф.-м.н., доц. Гагулина Н.Л.
___
санкт-Петербург, 2014
Содержание
Ведение
В ХХ веке появилась и росла
смешанная экономика. Данное определение
предполагает, что это и есть комбинация
различных инструментов размещения редких
ресурсов между конкурирующими между
собой альтернативными целями. С одной
стороны, имеется такой общественный инструмент
как рынок, который через «невидимую»
движущую силу конкуренции использует
цены для размещения земли, труда, капитала
и фирм в производстве конечных потребительских
товаров. С другой стороны, наряду с рыночными
силами существуют и другие механизмы
размещения ресурсов, которые в целом
можно охарактеризовать как нерыночные.
Важнейшим среди них является деятельность
общественного сектора, представленного
государством.
Общественный (государственный)
сектор, представляя собой саморазвивающуюся
систему, характеризуется эволюционной
динамикой, в ходе которой происходит
последовательная адаптация механизмов
ее саморегуляции. Общественный сектор
выступает с одной стороны как институциональная
оболочка функционирования всей социально-экономичес ой
среды, а с другой стороны, как отдельная
сфера хозяйствования, главным субъектом
в которой является государство. Выполняя
целый ряд функций, таких как корректирующая,
перераспределительн я и стабилизационная,
общественный сектор представляет собой
важнейший вектор социализации хозяйственной
системы, т.е. ориентации ее на достижение
в первую очередь общественной эффективности
и социальной справедливости.
Целью данной работы является
выявление издержек государства на производство
общественных благ, а так же их способов
оптимизации.
В соответствие с поставленной
целью поставлены задачи:
Рассмотреть структуру и механизм
организации государственного сектора.
Рассмотреть основные причины
государственного финансирования производства
общественных благ.
Ряд институциональных эффектов,
связанный с производством общественных
благ.
Выявить пути повышения эффективности
производства
общественных благ и способы оптимизации издержек.
При написании работы привлекался
широкий круг источников и исследовательской
литературы.
Структуру данной работы составляют
введение, две главы, заключение и список
используемой литературы.
Глава
1. Государственный сектор экономики, как
производитель общественных благ
1.1 Структура и
механизм организации государственного
сектора экономики
Совокупность ресурсов, находящихся
в непосредственном распоряжении государства,
образует общественный сектор хозяйства.
Поскольку в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Общественный сектор
экономики – это сфера деятельности, ориентированная
на ликвидацию провалов рынка, создание
общих и социально значимых благ. Общественный
сектор является достаточно сложным образованием
и значительной мере пересекается с государством.
В его состав входят бюджетные учреждения,
государственные внебюджетные фонды и
государственные предприятия, и другие
объекты госсобственности. Однако, не
все предприятия, находящиеся в собственности
государства, ориентированы на производство
общественных благ. Не вполне корректно
относить к общественному сектору государственные
коммерческие предприятия, продукция
которых является рыночным товаром, обладает
свойствами конкурентности и исключаемости.
Помимо названных институтов,
к общественному сектору в широком смысле
слова относятся негосударственные некоммерческие
организации. Сектор некоммерческих организаций,
получивший большое развитие в ведущих
зарубежных странах, является важным элементом
гражданского общества. Эти структуры
осуществляют свою деятельность в сфере
провалов рынка и не ориентированы на
получение прибыли. Цели и задачи их деятельности
закрепляются в уставе. Некоммерческие
организации могут получать прибыль, но
она направляется исключительно на достижение
уставных целей. Важным отличием некоммерческих
организаций от государственных является
то, что они создаются на добровольных
началах и функционируют независимо. Они
отличаются большей открытостью и ответственностью
перед потребителями их услуг. В ряде случаев
некоммерческим организациям может передаваться
часть регулирующих функций, традиционно
выполняемых государством.
Общественный сектор – это
не только совокупность государственных
предприятий и организаций, находящихся
в собственности государства, но и денежные
средства. В связи с этим ключевую роль
среди компонентов общественного сектора
играют государственные финансы: государственный
бюджет, его доходы и расходы.
Общественный сектор представляет
собой такую область экономики или часть
экономического пространства, где в совокупности
определяются следующие специфические
условия:
рынок не действует или частично
действует, следовательно, преобладает
нерыночный способ координации экономической
деятельности, нерыночный тип организации
обмена деятельностью;
производятся, распределяются
и потребляются не частные, а общественные
блага;
экономическое равновесие между спросом и предложением общественного блага осуществляется государством, органами местного самоуправления и добровольно-обществе ными организациями с помощью соответствующих социальных институтов и бюджетно-финансовой политики.
В отличие от рыночного, общественный
сектор имеет дело с общественными благами,
которые в большинстве своем не являются
предметом купли-продажи. В тех случаях,
когда происходит коммерческая сделка
по поводу общественного блага, она не
рассматривается как главный побудительный
мотив деятельности общественных организаций.
В связи с этим организации общественного
сектора называют некоммерческими. Поскольку
в общественном секторе доминирующее
место занимает деятельность государства,
то часто его называют государственным
сектором экономики. Структура общественного
сектора неоднородная и включает три подсектора:
государственный, добровольно-обществе ный,
смешанный. С одной стороны, смешанный
сектор занимает промежуточное положение
между общественным и рыночным секторами,
с другой – существует смежная зона внутри
общественного сектора между государственным
и добровольно-обществе ным подсекторами.
Масштабы общественного сектора
характеризуется как размерами государственной
собственности (запас ресурсов), так и
объемом государственных доходов и расходов
(потоки собираемых и расходуемых средств).
Общественный сектор традиционно занимает
прочные позиции в таких сферах деятельности,
как оборона, фундаментальные научные
исследования, образование, здравоохранение,
культура, коммунальное хозяйство. Масштабы
общественного сектора во многом зависят
не только от объективных экономических
возможностей страны, но также от традиций
и особенностей проводимой политики. Согласно
закону Вагнера (сформулированного еще
в конце Х I Х века) доля общественного
сектора в экономике постоянно увеличивается
в исторической перспективе. Немецкий
экономист связывал эту закономерность
с процессом завоевания публичными товарами
частного рынка.
В новых условиях хозяйствования,
когда государство выступает как один
из субъектов рынка, а в общественном секторе
начинают взаимодействовать наряду с
государственными и общественные, некоммерческие,
частные, смешанные организации возникает
необходимость изменения организационно-функци нальной
конструкции государственных финансов,
которая позволит, сохраняя регулирующую
роль государства, обеспечить баланс между
объемом общественных потребностей и
возможностями их удовлетворения.
В первом случае речь идет о
спросе на общественные блага, во втором
случае об их предложении. Реальное существование
этих по природе рыночных явлений в нерыночном
общественном секторе обуславливает необходимость
установления равновесия между ними. Другими
словами необходим нерыночный механизм
балансирования, включенного в рыночный
экономический оборот общественного сектора.
В рыночном секторе подобным механизмом
является процесс свободного ценообразования,
в результате которого устанавливается
равновесие между спросом и предложением
на частные блага. Но и в этом случае рыночное
равновесие строится на косвенных институциональных
ограничениях, обозначаемых государством
(налоги, субсидии, лимитирование уровня
цен).
В общественном секторе регулирующий
механизм имеет принципиальную иную конструкцию
и специфику, обусловленную особенностями
спора и предложения общественных благ.
Природа общественных благ обуславливает
необходимость равномерного удовлетворения
спроса на них. Предложение же общественных
благ отличается тем, что реализуется
государственными и общественными организациями,
хотя большую часть затрат на получение
этих благ несет на себе потребители, то
есть члены общества в виде налогов, добровольных
платежей. В первом случае речь идет о
принуждении экономических агентов участию
в производстве общественных благ, во
втором случае о добровольном участие
их в этом процессе. На обеспечение равновесия
между спросом и предложением на общественные
блага влияет в большой степени та часть
указанного процесса, которая реализуется
в государственном секторе, так как значительный
объем общественных благ производится
именно здесь. Такого рода механизм балансирования
в отечественной литературе называют
финансово-бюджетным которое устанавливается
между спросом и предложением на общественные
блага определяют как «бюджетное равновесие».
Концепция бюджетного равновесия раскрывает
природу и сущность механизма создания
и распределения, общественных благ, и
с учетом коллективного характера их потребления,
отражает необходимость использования
принудительных и обязательных инструментов
воздействия на субъектов хозяйствования
для обеспечения возможности формирования
общественных благ[1].
1.2 Основные причины
государственного финансирования производства
общественных благ. Ряд институциональных
эффектов, связанный с производством общественных
благ.
Общественный сектор призван
с помощью корректирующего и перераспределительно о
инструментария государства обеспечивать
общество теми благами, которые являются
общественно необходимыми, но производство
которых, силу ряда естественных причин,
рыночный механизм либо не способен обеспечить,
либо обеспечивает, но в количестве, недостаточном
с точки зрения оптимизации общественного
благосостояния и достижения важных социальных
ориентиров.
Основными причинами государственного
финансирования производства таких благ
являются:
Низкая инвестиционная привлекательность для частного сектора;
Высокая экономическая и социальная
значимость;
Технологические особенности
производства этих благ.
Низкая инвестиционная
привлекательность, как правило, обусловлена наличием двух
важнейших характеристик этих благ: неконкурентности
в потреблении и неисключаемости из потребления.
Неконкурентность состоит в том, что использование
блага одним лицом не ведет к снижению
его количества, потребляемого другим
[2]. Неисключаемость из потребления заключается
в том, что взимание платы за использование
конкретного блага с потребителя невозможно
или крайне дорогостояще. Другими словами
невозможно исключить из его использования
тех, кто не платил за него. К таким благам
можно отнести национальную оборону, правовую
систему, национальное телевидение, на
локальном уровне – это мосты, дороги,
парки, городское освещение.
Высокая экономическая
и социальная значимость характеризуют ситуацию, когда определенный
на основе рыночного платежеспособного
спроса общий объем производимых и потребляемых
благ оказывается хронически заниженным
по сравнению объемом, оптимальным для
общества в целом [3]. В первую очередь это
касается технологического и социального
капитала общества, недопроизводство
которого в условиях рынка сдерживает
развитие всей экономической системы.
Такие блага, как правило, являются по
свойствам конкурентными либо перегружаемыми,
как в случае с клубными благами, и исключаемыми
из потребления, и в силу этого производятся
как общественным, так и частным сектором.
Привлечение общественного сектора необходимо,
т.к. «если их предоставлять исключительно
на частной основе, они станут привилегией
немногочисленных социальных групп» [4].
К ним можно отнести образование, здравоохранение,
культуру, спорт, фундаментальную науку.
В отношении технологического капитала
функцией государства должно быть стимулирование,
направление и ускорение структурных
и технологических изменений, необходимых
для долговременного экономического роста
и подъема страны на более высокую ступень
общественного развития .
Технологические
особенности производства общественных благ обусловлены характером
эффектов масштаба производства: как правило,
это блага, обладающие существенной экономией
от масштаба, и в силу этого образующие
естественные монополии. Так, государственные
предприятия и организации обычно доминируют
в сфере предоставления почтовых услуг,
железнодорожных и авиаперевозках, на
локальном уровне – в сфере общественного
транспорта, коммунальных услуг. В Великобритании,
Германии, Нидерландах государственные
предприятия производят основную часть
электроэнергии.
Структура бюджетных расходов
на общественные блага в течение многих
лет в нашей стране относительно стабильна,
демонстрирует давно установившиеся приоритеты
в распределении средств бюджета. Данные
исследования структуры и динамики расходов
представлены в приложении 1.
Производство общественных
благ сопряжено с целым рядом институциональных
эффектов:
внешние эффекты при потреблении
общественных благ (издержки и выгоды,
которые несут третьи лица):
положительные (например, снижение
опасности заболевания вследствие профилактической
прививки не только для потребителя, но
и для круга лиц, которые с ним контактируют);
отрицательные (например, издержки
потерь времени, обусловленные перегруженностью
транспортной системы города; экологические
издержки, связанные с загрязненностью
окружающей среды);
эффект безбилетника, возникающий
вследствие невозможности выявить истинный
спрос на общественное благо (например,
неготовность выявить свой истинный спрос
на прогулки в парке, если они могут быть
получены бесплатно);
эффект Мюрдаля [5], или «эффект цепляния» – сетевой характер развития экономической среды (например, развитие инфраструктуры активизирует развитие промышленности и сферы услуг).
Глава 2. Пути повышения эффективности производства
общественных благ. Способы оптимизации
издержек.
Рост эффективности производства
и распределения, общественных благ необходимо
рассматривать в системе иерархических,
соподчиненных и противодействующих интересов.
Он является составной частью роста функции
общественного благосостояния. Теоремы
экономического благосостояния предусматривают
ограничения, налагаемые, прежде всего,
принципом справедливости в отношении
к отдельному человеку. Оптимальность
может быть представлена как непрерывное
совершенствование общественного договора
на основе компромиссного согласования
интересов. Сам процесс динамики согласования
интересов - это "процесс непрерывного
усовершенствования: нащупывания лучшего
из возможных наборов политических курсов".
Это динамика транзитивной экономики.
Важной чертой таких реформ является то,
что шаг, предпринятый в один период, может
закрыть возможности выбора в последующие
периоды. Можно выделить три основных
блока преобразований в сфере воспроизводства
общественных благ, которые могут быть
реализованы с помощью указанного инструментария:
финансовые преобразования; институциональные
и организационные преобразования; структурные
преобразования. Инструментарий и основные
направления преобразований использованы
для оптимизации производства общественных
благ на национальном и локальном уровне.
При соответствующей корректировке он
также может быть использован в системе
воспроизводства глобальных общественных
благ, что является отдельной весьма динамично
развивающееся проблемой[6]. В общем виде
системный подход решения проблемы оптимизации
отражен на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1- Основные направления
оптимизации
Финансовые
преобразования.
1) ГМСС (государственные минимальные
социальные стандарты) - нормативное закрепление
обязательств государства. В первую очередь
необходимо четко определить обязательства
государства по предоставлению бесплатных
благ, прежде всего, в сфере медицинской
помощи, образования и сбалансировать
эти обязательства с реальными финансовыми
потоками. Обязательства должны быть специфицированы
в нормативах и стандартах, определяющих
перечни и объемы услуг, предоставляемых
населению бесплатно, и размеры затрат
на них, гарантируемые государством. Необходимой
правовой базой для реализации этого положения
является принятие закона "О государственных
минимальных социальных стандартах".
Разрабатываемый закон устанавливает
единую правовую основу определения и
общего порядка применения ГМСС, обеспечивающих
реализацию закрепленных Конституцией
социальных гарантий. Поскольку подходы
к формированию ГМСС в настоящее время
не сложились и практически не урегулированы
в законодательном порядке, в законопроекте
сформулированы задачи, основные понятия
и принципы социальной стандартизации.
Определены области и сферы ГМСС, их типы
и нормативы финансового обеспечения,
общий порядок установления и применения.
Под ГМСС понимается установленный
законом РФ минимально необходимый уровень
обеспечения социальных гарантий, выражаемых
в социальных нормах. Области применения
ГМСС. Рекомендуется применять в следующих
областях и сферах: доходов населения,
социальной поддержки граждан, социального
обслуживания граждан, образования, здравоохранения,
культуры, жилищно-коммунальной сфере,
юридической помощи гражданам. Типы ГМСС.
К основным типам ГМСС целесообразно отнести
(в части общественных благ): минимальные
размеры массовых, социальных пособий
и выплат; номенклатуру, перечни и наборы
бесплатных и частично платных услуг,
оказываемых населению за счет финансирования
из бюджетной системы РФ; перечни контингентов
населения, имеющих право на оказание
социальной помощи; стандарты содержания
и технологий предоставления социальных
услуг; нормы обеспечения населения социальными
услугами; нормы кадрового и материального
обеспечения при оказании социальных
услуг. Особое значение приобретает включение
в систему ГМСС стандартов медицинских
технологий, устанавливающих гарантированный
объем диагностических, лечебных и профилактических
процедур, а также требований к результатам,
качеству лечения и профилактики заболеваний,
травм, состояний. Только на этой базе
может быть основана защита пациентов.
Такая практика уже получила распространение
в зарубежных странах, например, в виде
медицинских протоколов в Германии. ГМСС
- это социальные стандарты федерального
уровня. Использование слова "минимальные&qu t;
указывает на возможность государственного
финансового обеспечения социальных гарантий
на минимально необходимом уровне, Кроме
того, использование слова "минимальные&qu t;
в термине ГМСС подчеркивает, что в субъектах
РФ и муниципальных образованиях могут
быть установлены региональные и местные
социальные стандарты, превышающие и дополняющие
ГМСС, при условии их обеспечения за счет
собственных финансовых и других ресурсов.
Формирование системы ГМСС должно осуществляться
на договорной основе и выражать согласованные
интересы и возможности личности, общества
и государства в лице органов власти Федерации
и ее субъектов, а также местного самоуправления.
Один из важнейших принципов создания
системы ГМСС - изменение структуры закрепления
доходов и расходов на социальные нужды
по бюджетам всех уровней и государственным
внебюджетным фондам при разграничении
предметов ведения и полномочий между
органами власти и местного самоуправления.
Таким образом, система ГМСС оптимизирует
производство и распределение общественных
благ, разрешая следующие противоречия:
Между обществом и государством.
ГМСС направлены на преодоление патерналистского
принципа в отношениях между государством
и обществом в обеспечении общественными
благами, путем закрепления прав собственности
и подушевого финансирования.
Бюджетные противоречия. Эта
система приобретает решающее значение
для развития местного самоуправления
и федерализма в России, а также для совершенствования
межбюджетных отношений и обеспечения
государственной поддержки местных бюджетов.
2) Стратегическая цель в финансировании
общественных благ - децентрализация налоговых
полномочий и осуществление финансирования
в основном за счет местных финансов. А
система бюджетной поддержки социального
развития регионов и муниципальных образований
должна быть организована так, чтобы исключить
иждивенческие настроения на местах. Каждый
город и регион должны быть заинтересованы
в развитии собственной экономической
базы и "зарабатывании&q ot; собственных
финансовых средств.
Самостоятельность и относительная
независимость субъектов РФ от федерального
центра и муниципальных образований от
субъекта РФ должны сочетаться с их ответственностью
перед своими гражданами и "зрелостью"
региональных и местных управленческих
структур.
3) Для того чтобы обеспечить
рациональное расходование государственных
средств, необходимо добиться "прозрачности&q ot;
соответствующих финансовых потоков и
экономической деятельности государственных
и муниципальных некоммерческих организаций.
Обеспечение "прозрачности&q ot; включает
такую меру, как введение системы национальных
счетов, обеспечивающей учет всех источников
доходов соответствующих учреждений и
направлений их использования.
Внедрение СНС - это путь формализованного,
количественного описания экономики и
социальной сферы. Данная система способствует
не только "прозрачности&q ot;, объективному
анализу, но и становиться основой для
стратегического планирования динамики
производства общественных благ. Практически
все экономически развитые страны мирового
сообщества перешли или приступили к внедрению
базового международного стандарта для
описания экономики и социальной сферы
- СНС 93. Его необходимо гармонизировать
с реформируемой в настоящее время государственной
статистической системой, прежде всего
в части используемых классификаций.
4) Производство общественных
благ напрямую зависит от эффективности
налоговой системы страны. Налоговая система
всегда являлась объектом особого внимания
со стороны руководителей страны, так
как ее функционирование концентрирует
реакцию всех граждан. Так 29 мая 1985 г. президент
Рейган в своем послании конгрессу писал:
"Мы находимся перед лицом вызова, который
нам бросила история: превратить нашу
налоговую систему в образец справедливости,
простоты, эффективности и благородства,
убрать препятствия на пути экономического
роста и открыть дверь в будущее беспримерных
инноваций и достижений. Слишком долго
наше налоговое законодательство было
источником насмешек и негодования, попирая
самые фундаментальные принципы нашей
нации - справедливости и честной игры".
В любой стране динамика налоговой
системы сопоставляется с развитием экономики.
Несправедливые, неэффективные налоги
отменяются или реформируются. Так в России
"плоская" шкала подоходного налога
не дала ожидаемого эффекта ("выхода
из тени"). Можно отметить, что в ведущих
странах введены прогрессивные шкалы
подоходного налога.
5) До сих пор в России не решен
такой фундаментальный вопрос, как создание
минимальной ресурсной базы - или неприкосновенного,
неотчуждаемого минимума - местного самоуправления,
включающей местные налоги и муниципальную
собственность, в том числе и землю.
В соответствии со ст. 15 Налогового
кодекса РФ количество местных налогов
и сборов сокращено с 13 до 5 (земельный,
на имущество физических лиц, наследование-дарение
рекламу, лицензионные сборы). Взамен упраздненных
были введены другие налоги, а управление
ими передано региональной администрации.
В то же время налоги на землю
и имущество (в России налог на имущество
предприятий - региональный) - местные
по самой природе (ведь эти объекты привязаны
к определенному месту и не обладают "миграционным&qu t;
свойством, как, например, налог на прибыль).
В США более половины местных налоговых
доходов приходится именно на налоги на
недвижимость.
Если в ближайшем будущем органы
местного самоуправления не будут располагать
реальными возможностями формировать
свои бюджеты, они будут вынуждены все
больше выстраивать свою политику в соответствии
с указаниями вышестоящих органов государственной
власти даже в таких случаях, когда это
противоречит интересам местного населения.
Тогда неизбежно будут нарушены основы
производства общественных благ.
6) Развитие спонсорства и меценатства.
Данное направление связано с активизацией
инициативы населения, инициативы "снизу".
Общественная эффективность аллокации
ресурсов в данном случае наиболее адекватно
отражает индивидуальные интересы, предпочтения.
Убеждение, а не принуждение становится
мотивом поведения и отдельного гражданина,
и предпринимателя. Примеры такой деятельности
есть и в Костроме: в 2000 году стартовала
акция по сбору средств на строительство
корпуса онкологического диспансера:
"Пока беда не коснулась всех". Она
была поддержана и отдельными костромичами,
и предприятиями г. Костромы, и Патриархом
Московским и всея Руси Алексием II. Неформальным
лидером этой акции стал Милевский Станислав
Феликсович. Особо важно, чтобы завершение
таких акций было успешным и информация
о результатах стала достоянием общественности
(это можно осуществить путем привлечения
административного ресурса).
7) Повышение адресности. В начале
2005 г. была проведена крупная реформа в
социальной сфере - монетизация натуральных
социальных льгот. Способ осуществления
монетизации вызвал массовые социальные
протесты среди пенсионеров и других категорий
населения, которые были лишены натуральных
льгот. Существует опасность того, что
такое неуверенное начало реализации
социальных реформ в 2005 г. увеличит политические
препятствия на пути к осуществлению грандиозной
среднесрочной программы развития в социальной
сфере. Так, монетизация натуральных льгот
в сфере ЖКХ запланирована на 2006 г., однако
статус этой реформы пока неясен . Сложившаяся российская система
социальной поддержки отличается крайне
низким уровнем адресности. И хотя, в принципе
монетизация социальных льгот - это шаг
вперед на пути повышения эффективности
социального обеспечения, в ближайшее
время она может иметь совершенно противоположные
последствия.
Институциональные
и организационные преобразования. Данные пути оптимизации включают
в себя преобразования самих субъектов,
отношений между субъектами институциональной
среды. А также отдельно необходимо рассматривать
"технологии&quo ; внедрения институциональных
преобразований.
1) Практика показала, что, действительно,
социальные инновации (которые определяются,
прежде всего, институциональными изменениями)
не менее эффективны, чем технологические
инновации. (В России относительная успешность
реформ во многом была обусловлена такими
социальными инновациями, как импорт сложившихся,
апробированных и доказавших свою эффективность
в развитых странах институтов).
Дальнейшее внедрение социальных
инноваций должно проводиться в два этапа.
На первом этапе - разработка, апробация
и анализ эффективности в масштабах отдельной
отрасли и отдельного региона (совокупное
территориальное и отраслевое ограничение).
Второй этап - "тиражирование& uot; или
массовое внедрение инновации, доказавшей
свою эффективность. Двухступенчатое
внедрение инноваций необходимо по двум
причинам: во-первых, это предотвращает
тиражирование неэффективных технологий,
снижает потери для общества; во-вторых,
массово внедренная неэффективная технология
может закрепиться (из-за неповоротливости
государственных структур и сторонников
этой технологии, имеющих свои личные
интересы, которые реализует функционирование
этой технологии) и закрыть пути улучшений
в следующие периоды.
Поэтому трудно согласиться
с предложением о необходимости преобразования
всех социально-культурных учреждений
в самостоятельно хозяйствующих субъектов.
"Статус юридического лица должны иметь
все лечебно-профилактиче кие и образовательные
учреждения за исключением малокомплектных
школ, расположенных в сельской местности,
и медицинских учреждений, жестко связанных
друг с другом в рамках единой технологии
оказания медицинской помощи (например,
поликлиники в составе больниц)"200 . Можно прогнозировать, что
введение данной инновации будет связано
с ростом административных издержек: на
содержание бухгалтерии, на необходимые
проверки (финансовые и налоговые).
2) Исследование зарубежного
опыта (как положительного, так и отрицательного)
также способствует оптимальному развитию
производства общественных благ. Весьма
интересна программа SBIR в США. Правительственная
поддержка фундаментальных исследований
в большинстве стран заканчивается до
того, как становится возможной коммерциализация
их результатов. Соответственно у академических
ученых обычно нет ни ресурсов, ни стимулов
для продолжения исследований после той
точки, когда можно ожидать публикаций
в научных журналах. Бизнес же рассматривает
новые знания, доступные на этой стадии,
как весьма далекие от коммерческого применения
- в силу невозможности рассчитать какой-либо
эффект от потенциальных инвестиций. Преодоление
этого разрыва (часто обозначаемого как
«инновационный барьер») должно стать
первоочередной задачей правительства.
Одно из решений этой проблемы: программа
SBIR в США. Стратегия заключается в том,
чтобы предоставить часть федерального
финансирования НИОКР для продвинутых
прикладных исследований, которые были
бы сфокусированы на малых высокотехнологичных
фирмах. Важно отметить, что программа
поддерживает скорее идеи, чем компании.
Особенно актуально на данный
период рассмотрение вопроса о будущем
высшего образования России. Ученые высказывают
свое мнение о возможном введении "образовательны
ваучеров" или государственных именных
финансовых обязательств (ГИФО) в систему
высшего образования. В целом звучит обоснованное,
с нашей точки зрения, отрицательное мнение
относительно данного нововведения. Основные
аргументы: отрицательный опыт в США, Великобритании.
3) Перспективны, с нашей точки
зрения, разработка и осуществление проектов
по созданию новых образовательных учреждений,
медицинских организаций, и учреждений
культуры, соучредителями которых выступают
органы государственной власти, местного
самоуправления и негосударственные организации,
и отработка механизмов их финансирования
и управления их деятельностью.
На территории нашего региона
был успешно внедрен такой проект на базе
преобразования ФК "Спартак". Его
соучредителями стати администрация Костромской
области и ведущие предприятия города
Костромы. Внедрение таких проектов должно
сопровождаться реформированием налоговой
системы. Коммерческие предприятия должны
иметь гарантии по снижению налогового
бремени пропорционально своим вкладам
в развитие производства общественных
благ.
Эти проекты эффективны тем,
что снимают часть налогового бремени
с местных и региональных бюджетов; финансирование
осуществляется без посредничества административного
аппарата; добровольное финансирование
коммерческими предприятиями - это акт
прямого выражения интересов граждан.
4) При производстве общественных
благ необходимо использовать разумные
варианты сотрудничества общественного
сектора с частным на основе контрактных
отношений, конкурентного выбора
5) Дальнейшее совершенствование
правового обеспечения уже внедренных
квазирыночньгх отношений. В частности,
больницы должны быть реально включены
в конкурирующую среду - в сфере заключения
контрактов с клиентами больниц. Успешная
конкуренция возможна, если отсутствует
"прикрепление& uot; пациента к одной
больнице. Перечень бесплатных медицинских
услуг, получаемых по страховому медицинскому
полису обязательного страхования граждан,
в оговоренных полисом медицинских учреждениях
не должен зависеть от прописки гражданина.
6) В производстве общественных
благ возникают противоречия в отношениях
между обществом и госуда и т.д.................