Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
НОВОСИБИРСКИЙ ГУМАНИТАРНЫЙ ИНСТИТУТ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ




КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕМА: Государственный бюджет и проблемы его сбалансированности.


Выполнил Маренков А.Ю.
Группа ЭД-11
Руководитель: к.э.н. , зав. Кафедрой Э.Т.
Ляскин Геннадий Геннадьевич.

Работа защищена «___»___2012г.
Оценка _____
Подпись научного руководителя___


АННОТАЦИЯ
В данной курсовой работе рассматривается проблема сбалансированности государственного бюджета.
Работа изложена на 27 страницах и содержит 3 рисунка.

Содержание






Введение

Тема актуальна и может представлять интерес как для широкого круга общественности, так и для специалистов в данной области. Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Современная система государственного регулирования социально-экономичес их процессов представляет собой сложный механизм, каждый из компонентов которого имеет конкретное действие, направленное на достижение государством поставленных целей, и в то же время работающий как целостная система, служащая инструментом реализации государственной экономической и социальной политики.

Все перераспределительны рынки и отрасли (которые ученые традиционно подразделяют на государственные и корпоративные финансы, кредит, страхование и негосударственное пенсионное обеспечение), имеют две стороны взаимодействия с системой государственного регулирования. С одной стороны, как и любые другие участники социально-экономиче ких отношений, они сами являются объектом государственного регулирования. Государством определяются условия их деятельности, устанавливаются правовые рамки и единые для всех участников "правила игры", ведется надзор за их соблюдением в целях соблюдения прав потребителей в процессе оказания финансовых услуг. Однако, с другой стороны, роль финансовых институтов не исчерпывается простым предоставлением услуг населению, предприятию, государству. Не производя сами общественного продукта, они тем не менее, косвенно участвуют в его создании, обеспечивая воспроизводственный процесс денежными ресурсами, гарантируя его непрерывность и слаженность и обладают способностью определенным образом воздействовать на воспроизводственный процесс, корректировать его пропорции, темпы, масштабы. Поэтому все составляющие финансово-кредитной системы страны по праву считаются стратегическими секторами экономики и используются как инструмент государственного регулирования.

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование финансовой системы общества. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Основой использования финансов для воздействия на воспроизводственный процесс является государственный бюджет, причем как система его доходов (налоговое регулирование), так и государственных расходов (регулирование путем использования прямого государственного финансирования и государственных заказов и закупок), кроме того, важное значение в социальной политике имеют внебюджетные фонды.

Государственный бюджет – центральное звено финансовой системы. В нём объединяются все основные финансовые институты: расходы, различные виды доходов, финансовые займы. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, даёт политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать её структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Данная курсовая работа посвящена изучению вопросов сбалансированности государственного бюджета. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:

    рассмотреть сущность государственного бюджета;


    изучить бюджетный дефицит и источники его финансирования, профицит бюджета и его использование;


    ознакомиться с проблемами сбалансированности российского бюджета и путями решения этой проблемы.
    1. Государственный бюджет


бюджет – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления;
бюджетная система Российской Федерации – основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая законодательством Российской Федерации совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов;
доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета;
дефицит бюджета – превышение расходов бюджета над его доходами;
профицит бюджета – превышение доходов бюджета над его расходами;
внешний долг – обязательства, возникающие в иностранной валюте, за исключением обязательств субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающих в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
внутренний долг – обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации, а также обязательства субъектов Российской Федерации и муниципальных образований перед Российской Федерацией, возникающие в иностранной валюте в рамках использования целевых иностранных кредитов (заимствований);
текущий финансовый год – год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);
очередной финансовый год – год, следующий за текущим финансовым годом;
плановый период – два финансовых года, следующие за очередным финансовым годом;
отчетный финансовый год – год, предшествующий текущему финансовому году; [2]

1.2. Особенности бюджета и бюджетной системы в Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.
Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.
Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.
Организационное построение бюджетной системы всецело зависит от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.
Таким образом, бюджетная система России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:
      первый уровень - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
      второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
      третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).
Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории [2].
Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет области представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Схема консолидированного бюджета области

Консолидированный бюджет РФ – это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты всех субъектов федерации. Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление обо всех доходах и расходах региона или страны в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.
Принципы бюджетной системы
Бюджетным кодексом РФ в гл. 5 законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:
      единства бюджетной системы Российской Федерации;
      разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
      самостоятельности бюджетов;
      полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
      сбалансированности бюджета;
      эффективности и экономности использования бюджетных средств;
      общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;
      гласности;
      достоверности бюджета;
      адресности и целевого характера бюджетных средств. [2]
Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджета, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов.
Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления.
Принцип самостоятельности бюджетов означает:
      право законодательных органов государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
      наличие собственных источников доходов бюджета каждого уровня;
      законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, полномочий по формированию доходов соответствующих бюджетов;
      право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно в соответствии с законодательством определять направления расходования средств соответствующих бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;
      недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных при исполнении законов (решений) о бюджете, сумм превышения доходов над расходами бюджетов и сумм экономии по расходам бюджетов;
      недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев.
Принцип полноты учета бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размеров дефицита бюджета.
Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.
Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления не могут увязываться с определенными расходами бюджета за исключением целевых бюджетных фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня.
Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти.
Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономичес ого развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.
Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

2.1. Проблемы формирования и сбалансированности государственного бюджета Российской Федерации

Сбалансированность бюджета - один из основополагающих принципов формирования и исполнения бюджета, состоящий в количественном соответствии (равновесии) бюджетных расходов источникам их финансирования.
Этот принцип даже при наличии дефицита бюджета позволяет достичь равенства, (баланса) между суммарной величиной бюджетных поступлений (доходов бюджета и источников покрытия дефицита) и объемом производимых расходов. Отсутствие бюджетного равновесия порождает несбалансированность. Если расходы превышают бюджетные поступления, бюджет в принципе не исполним - несбалансированный бюджет заведомо нереален, несбалансированность делает его фиктивным. Составление бюджета профицитом также нежелательно, поскольку связано с завышенной нагрузкой на экономику и снижением общей эффективности использования бюджетных средств. Отсюда сбалансированность бюджета - обязательное требование, предъявляемое к составлению и утверждению бюджета. Сбалансированность бюджета призвана обеспечить нормальное функционирование органов власти всех уровней. Несбалансированность даже небольшой части бюджетов ведет к задержке финансирования государственных и муниципальных заказов, к сбоям в системе сметно-бюджетного финансирования, порождая неплатежи в народном хозяйстве страны. Именно поэтому сбалансированность бюджета особенно важна для России, где финансовое положение в период проведения реформ характеризовалось острой нехваткой бюджетных ресурсов из-за кризисного состояния экономики.
Наилучший вариант обеспечения сбалансированности бюджета - разработка бездефицитного бюджета, в котором объем расходов, включая затраты на обслуживание и погашение государственного (муниципального) долга, не превышает величины доходов. Если же избежать дефицита бюджета не удается, даже исчерпав полностью обычные источники финансирования, то для сбалансированности бюджета приходится прибегать к разным формам заимствований, что требует минимизации размеров дефицита бюджета на всех стадиях бюджетного процесса.
Сбалансированность бюджета достигается разными методами; одни из них применяются при формировании бюджета; другие - при его исполнений. К методам сбалансированности бюджета, широко используемым в практике бюджетного планирования, относятся: лимитирование бюджетных расходов с учетом экономических возможностей общества и объема централизуемых доходов; совершенствование механизма распределения доходов между бюджетами разных уровней, адекватного распределению расходных полномочий между ними; выявление и мобилизация резервов роста бюджетных доходов; построение эффективной системы бюджетного регулирования и оказания финансовой помощи в сфере межбюджетных отношений; планирование направлений бюджетных расходов, положительно воздействующих на рост доходов и одновременно обеспечивающих решение стоящих перед обществом социально-экономичес их задач при минимальных затратах и с максим. эффектом; сокращение масштабов государственного сектора экономики на основе разумной приватизации государственной собственности; жесткая экономия расходов путем исключения из их состава лишних затрат, не обусловленная крайней необходимостью; использование наиболее эффективных форм бюджетных заимствований, способных обеспечить реальные поступления денежных средств с финансовых рынков.
В ходе исполнения бюджета сбалансированность достигается с помощью: введения процедуры санкционирования бюджетных расходов; строгого соблюдения установленных лимитов бюджетных обязательств, ориентированных на реально поступающие доходы; определения оптимальных сроков осуществления расходов; использования механизма сокращения и блокировки расходов бюджета; совершенствования системы бюджетного финансирования на основе постепенного прекращения дотирования предприятий и введения полной имущественной ответственности экономических субъектов за выполнение взятых обязательств перед государством и партнерами; мобилизации дополнительных резервов роста бюджетных, доходов; последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств; оказания финансовой помощи, в разных ее формах другими бюджетами; использования бюджетных резервов и т.д.
По оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за январь-февраль 2012 года составили 1 865,8 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 23,1%, что на 2,5 п.п. ВВП выше величины за аналогичный период 2011 года.
Поступление доходов в январе-феврале 2012 года составило 15,8% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 733,9 млрд. рублей или 9,1% ВВП (в январе-феврале 2011 года – 632,7 млрд. рублей, 8,7% ВВП). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-февраля 2012 года 992,7 млрд. рублей или 12,3% ВВП (в январе-феврале 2011 года – 770,6 млрд. рублей, 10,6% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2012 года составили 139,2 млрд. рублей, или 1,7% ВВП (в январе-феврале 2011 года – 102,3 млрд. рублей, 1,4% ВВП).
Нефтегазовые доходы составили за январь-февраль 2012 года 1 015,8 млрд. рублей или 12,6% ВВП, что на 3,1 п.п. выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Средняя цена на нефть за январь-февраль 2012 года составила 114,4 долл. за баррель (97,6 долл. за баррель за аналогичный период 2011 года). Ненефтегазовые доходы составили 850,0 млрд. рублей или 10,5% ВВП (что на 36,8 млрд. рублей больше показателя за аналогичный период 2011 года).

Кассовые расходы федерального бюджета за январь-февраль 2012 года составили 2 111,1 млрд. рублей или 26,2% ВВП, что выше показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 6,6 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 62,6 млрд. рублей, что составляет 0,8% к ВВП (49,9 млрд. рублей или 0,7% ВВП в 2011 году). Непроцентные расходы в январе-феврале 2012 года выше на 6,5 п.п., чем в том же периоде прошлого года (2 048,5 млрд. рублей или 25,4% ВВП по сравнению с 1 377,2 млрд. рублей или 18,9% ВВП соответственно).

Данное увеличение непроцентных расходов связано, в первую очередь, с увеличением расходов по разделу «Национальная оборона» - около 5,9% ВВП, в связи с запланированным существенным ростом расходов по направлению в текущем году, а также по разделам «Здравоохранение» - около 1,9% ВВП и «Образование» - около 1,2% ВВП, что вероятно сказывается из-за опережающего финансирования соответствующих программ, роста межбюджетных трансфертов и субсидий.

С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-феврале 2012 года составил 245,3 млрд. рублей или 3,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года профицит был равен 78,5 млрд. рублей или 1,1% ВВП).

Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-февраль 2012 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, (-)72,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 134,6 млрд. рублей (1,7% ВВП). Погашение долга в январе-феврале 2012 году составило 61,7 млрд. рублей (0,8% ВВП) по сравнению с 56,3 млрд. рублей (0,8% ВВП) за соответствующий период 2011 года.

Совокупный объем нефтегазовых фондов

(Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1 марта 2012 года составил 4 407,4 млрд. рублей1 (в том числе, Резервный фонд – 1 806,5 млрд. рублей, Фонд национального благосостояния – 2 600,9 млрд. рублей2).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 января 2012 года № 1 «О порядке зачисления в Резервный фонд нефтегазовых доходов, полученных в ходе выполнения федерального бюджета в 2011 году» в январе-феврале 2012 года нефтегазовые доходы в сумме 1 090,4 млрд. рублей были зачислены на счет по учету средств Резервного фонда.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Резервного фонда на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 29 февраля 2012 года составила 1,4 млрд. рублей. За январь-февраль текущего года курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах составила (-)95,4 млрд. рублей.

Совокупная расчетная сумма дохода от размещения средств Фонда национального благосостояния на счетах в иностранной валюте в Банке России за период с 15 января по 29 февраля 2012 года составила 2,2 млрд. рублей. За январь-февраль текущего года курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах составила (-)173,2 млрд. рублей и от переоценки средств фонда, размещенных на депозитах в долларах США во Внешэкономбанке – (-)20,3 млрд. рублей.

Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.