Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
Результат поиска
Наименование:
курсовая работа Основные макроэкономические проблемы и цели развития национальной экономики Республики Беларусь
Информация:
Тип работы: курсовая работа.
Добавлен: 15.12.2014.
Год: 2014.
Страниц: 16.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
Описание (план):
Содержание
Введение………………3
1. Основные макроэкономические
проблемы и цели макроэкономического
регулирования 5
1.1 Основные макроэкономические
проблемы 5
1.2 Цели макроэкономического
регулирования 8
2. Понятие и виды макроэкономической
политики 10
2.1 Фискальная экономическая
политика 10
2.2 Кредитно-денежная
политика 17
2.3 Другие виды и формы
государственной экономической политики 20
3. Проблемы и перспективы развития
инновационной экономики в Республике
Беларусь 23
3.1 Проблемы инновационного
развития экономики Беларуси 23
3.2 Перспективы развития инновационной
экономики в Беларуси 27
Заключение………………..33
Список использованных литературных источников………...35
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях интернационализации и
глобализации система макроэкономических
взаимосвязей значительно усложняется.
Национальная экономика, как ключевое
звено макроэкономики, испытывает на себе
мощное воздействие со стороны внешнеэкономической
среды. В то же время экономические показатели,
характеризующие состояние внешнего сектора,
находятся под влиянием внутренних макроэкономических
процессов. Все это делает более сложным
формирование и проведение макроэкономической
политики, различные направления которой
должны быть скоординированы с учетом
возрастающего числа факторов. Проводя
макроэкономическую политику, государство
обычно стремится к достижению такого
внутреннего равновесного состояния экономики,
когда обеспечивается полная занятость,
темпы инфляции минимальны и поддерживается
стабильный экономический рост; конечно,
помимо этих основных целей, существуют
и другие, различающиеся в зависимости
от рассматриваемого государства.
Все это делает особо актуальной
проблему координации целей и инструментов регулирования национальной
экономики. Данная проблема имеет особое
значение для Республики Беларусь, поскольку
большинство подобных нашей стране государств
сталкивается с целым комплексом макроэкономических
проблем, как внутренних, так и внешнеэкономических
(высокие темпы инфляции, нестабильность
национальной валюты, значительная безработица,
неустойчивые темпы экономического роста
и т.д.). Решение подобных макроэкономических
проблем требует тщательно скоординированных
мер государственной политики.
В качестве объекта данной курсовой работы выступает
экономика Республики Беларусь, как хозяйственная
деятельность общества, как сфера его
жизни. Предметом исследования является
макроэкономическая политика Республики
Беларусь.
Целью работы определено изучение
макроэкономической деятельности Республики Беларусь.
Исходя из цели курсовой работы, поставлены
следующие задачи:
выявить основные макроэкономические
проблемы;
показать цели макроэкономического
регулирования;
определить понятие макроэкономической
политики и изучить её основные виды;
проанализировать перспективы
развития инновационной экономики в Республике
Беларусь.
Методологию данной работы
составили такие методы, как анализ, синтез,
дедукция, индукция, абстрагирование,
прогнозирование и системный подход.
В данной работе были использованы труды следующих
авторов: Н. Б. Антонова, Т.А. Агапова, Н.И.
Базылев, А.В. Бондарь и другие.
Структуру курсовой работы
составляют: введение, в котором раскрыты
объект, предмет, цели и задачи, перечислены
методы исследования; основную часть,
состоящую из трёх разделов; заключение,
содержащее основные выводы, соответствующие
цели исследования и задачам; список использованных
источников.
1 Основные макроэкономические
проблемы и цели развития макроэкономического
регулирования
1.1 Основные макроэкономические проблемы
Макроэкономическая теория,
макроэкономика, исследует поведение
экономики в целом, а также её крупных
секторов, таких как государственный и
частный сектор, государственные финансы
и денежно-кредитную сферу, топливно-энергетичес ий
комплекс, аграрно-промышленный комплекс,
военно-оборонный комплекс, выявляет зависимости
между важнейшими общеэкономическими
показателями. В этом состоит предмет
макроэкономики как раздела экономической
науки.
Главная цель экономического
развития - это рост уровня и качества жизни всех членов
общества. Для этого требуется рост масштабов
общественного производства товаров и
услуг на основе повышения общественной
производительности труда. С точки зрения
макроэкономики это означает необходимость
поддержания положительных темпов экономического
роста. Должна расти занятость и эффективность
использования всех ресурсов общества,
его рабочей силы, капитала и природных
ресурсов.
Вместе с тем в рыночной экономике
ресурсы общества не используются в полной
мере. В условиях рыночной экономики существует
безработица, недогрузка производственных
мощностей. Причём масштабы недоиспользования
ресурсов меняются в силу колебаний деловой
активности, то есть в силу существования
экономических циклов. Доходы членов общества,
их уровень жизни также могут меняться
в зависимости от уровня деловой активности.
В дополнение к этому нестабильным и изменяющимся
является уровень цен, как правило, они
растут, имеет место инфляция. Колеблется
курс национальной валюты, меняются масштабы
экспорта и импорта, увеличиваются или
уменьшаются поступления иностранной
валюты. Может увеличиваться внешний и
внутренний долг страны под влиянием сокращения
экспорта и дефицита государственного
бюджета. Всё это и есть макроэкономические
проблемы рыночной системы.
Обобщающей макроэкономической
проблемой является проблема макроэкономической
нестабильности, главным выражением которой
является экономический цикл. Дело в том,
что в рыночной экономике периодически
наблюдаются экономические кризисы, характеризующиеся
спадом производства и ростом безработицы.
Экономический спад сменяется подъёмом
экономики, ростом производства и сокращением
безработицы.. Макроэкономическая нестабильность
связана с большими потерями в производстве
ВВП, с недоиспользованием ресурсов общества.
Колебания деловой активности создают
атмосферу неуверенности и неопределённости,
в целом ведут к снижению эффективности
рыночной экономики.
Из перечисленных выше проблем
можно выделить основные макроэкономические
проблемы, к ним относятся:
масштаб национального производства и темп экономического роста;
накопление и масштаб инвестиций;
занятость и безработица;
недогрузка производственных
мощностей;
инфляция;
дефицит государственного бюджета;
стабильность курса национальной
валюты;
дефицит внешней торговли;
дефицит платёжного баланса;
макроэкономическая нестабильность.
Макроэкономическая теория
объясняет, откуда возникают общие экономические
проблемы, как они развиваются и как их
можно решить. Главным методом для этого
служат макроэкономические модели.
Макроэкономическая модель
в упрощённой форме представляет важнейшие
особенности и наиболее существенные
черты исследуемых макроэкономических
процессов, формулирует важнейшие зависимости
между ними.
Модели формулируются разными
способами: математическое описание с помощью
уравнений, неравенств, графическое изображение,
описание с помощью таблицы, словесная
формулировка.
В экономике одновременно действуют
многочисленные макроэкономические процессы,
они действуют часто в противоположных
направлениях. Очень трудно охватить и понять
всё это многообразие экономических явлений
и процессов, тем более установить зависимости
между ними. Для этого используется моделирование
макроэкономических процессов, то есть
построение макроэкономических моделей.
При этом приходится отвлекаться, абстрагироваться,
от многих несущественных экономических
явлений и процессов. В модели отражается
определённая зависимость между макроэкономическими
переменными, другими словами формулируется
макроэкономическая закономерность.
1.2 Цели макроэкономического
регулирования
Разработка мер государственного
макроэкономического регулирования происходит
одновременно с определением целей, средств,
возможной эффективности и границ.
Государственные регулирующие
органы разрабатывают и осуществляют свои цели не отдельно,
а в непременной увязке друг с другом.
Именно поэтому в современных государственных
программах цели макроэкономического
регулирования оформляются в виде многоугольников.
В общем, правительство любой
страны ставит перед собой следующие цели:
1. устойчивые и высокие
темпы экономического роста в
стране
2. высокий уровень занятости
и низкий уровень безработицы
3. экспортно-импортная сбалансированность
4. стабильный уровень
цен в стране
5. сбалансированность платёжного
баланса
6. справедливая система регулирования
доходов
Но наиболее распространенным
среди официальных целей регулирования
является подход «магического четырехугольника»,
когда из всех этих целей выделяют четыре
основные.
Достичь одновременно всех
поставленных целей – задача трудная. Каждая цель взаимосвязана
с другой, поэтому никогда неизвестно,
сколько времени потребуется на их реализацию.
В макроэкономическом регулировании
обычно выделяют следующие основные цели,
являющиеся «углами» описанного четырехугольника:
1. Постоянный и уверенный хозяйственный
рост – первая цель государства. Без устойчивого
экономического роста не удастся обеспечить
нормальную занятость населения, рост
жизненного уровня, развитие инфраструктуры,
а также увеличить доход государственного
бюджета.
2. Стабильные цены. Тут государство
борется с двумя явлениями: инфляцией,
выражающейся в длительном и ощутимом
повышении цен, и дефляцией – устойчивым
снижением цен. Для нормального функционирования
экономики цен нежелательно и то, и другое.
Поэтому правительство неизменно заботится
о состоянии цен.
3. Высокая степень занятости.
До сих пор не существует
гарантий, защищающих рыночный механизм
от массовой безработицы. Государство
стремится решить эту проблему
с помощью различных регулирующих
мер. Главным является удерживать уровень безработицы
в допустимых пределах. Основные показатели
– численность экономически активного
населения, занятых и безработных, распределение
численности занятых по возрастным группам,
размещение производительных сил по территории,
численность полностью или частично безработных
в сопоставлении с числом свободных рабочих
мест.
4. Внешнеэкономическое равновесие.
Внешнеэкономическое равновесие
выражается в сальдо текущих
платежей, сальдо платежного баланса
и курсе национальной валюты
по отношению к валютам других стран.
Целях внешнеэкономического равновесия
служат повышение конкурентоспособност
национального продукта, политика стабилизации
национальной экономики при плавающем
валютном курсе и развитие долгосрочного
международного экономического сотрудничества.
Значимость и последовательность
постановки целей в той или иной стране
определяется разнообразными обстоятельствами
внутреннего и внешнего порядка. Определяя
цели государственного регулирования
на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой
взаимопротиворечиво ти целей. Поэтому
сложнейшим вопросом государственного
регулирования являются поиски оптимально
гармоничной системы целей.
2 Понятие и
виды макроэкономической политики
Макроэкономическая политика
- действия государства, направленные
на регулирование экономики c целью поддержания
ее темпов экономического роста, полной
занятости и ограничения инфляции. Основной
задачей макроэкономической политики
является баланс между безработицей и
инфляцией.
Фискальная экономическая политика
Фискальная политика, называемая
также финансовой и финансово-бюджетной,
распространяет свое действие на основные
элементы государственной казны (фиска).
Она непосредственно связана с государственным
бюджетом, налогами, государственными
денежными доходами и расходами.
В условиях рыночной экономики это стержневая
часть государственной экономической
политики. Фискальная политика объединяет
в себе такие крупные виды, формы финансовой
политики, как бюджетная, налоговая, политика
доходов и расходов.
В целом фискальная политика
проявляется в совокупности государственных
мероприятий по организации управления
финансовыми ресурсами государства, их
использовании в целях решения социально-экономичес их
проблем страны. Фискальная политика распространяется на мобилизацию, привлечение
необходимых государству денежных средств,
их распределение, обеспечение применения
этих средств по назначению.
Одна из важнейших задач фискальной
политики состоит в поиске источников
и способов формирования централизованных государственных денежных
фондов, средств, позволяющих реализовать
цели экономической политики. Посредством
проведения финансово-бюджетной политики
государство регулирует глобальные экономические
процессы в стране, поддерживает устойчивость
финансов, денежного обращения, обеспечивает
финансирование государственного сектора,
способствует лучшему использованию производственно-эконо ического
и научно-технического потенциала. Инструменты
фискальной политики используются государством,
чтобы оказать влияние на совокупный спрос
и совокупное предложение, воздействуя
тем самым на общую экономическую конъюнктуру,
способствовать стабилизации экономической
ситуации, проводить антициклические
меры, противодействующие чрезмерным
колебаниям экономических параметров,
угрожающим возникновением кризисных
явлений.
Доля государственного сектора
в расходах на товары и услуги весьма велика,
государство выступает на рынке в качестве
самого крупного покупателя, расходующего
в течение года суммы, составляющие в экономически
развитых странах около половины валового
внутреннего продукта. Закупки осуществляются
государством как внутри страны, так и
на внешних рынках. Таким образом, государство
обладает колоссальными возможностями
влияния на объем и структуру совокупного
спроса, если только оно не связало себя
по рукам и ногам заранее обусловленными
жесткими ограничениями.
Кроме того, государство обладает
возможностями косвенно воздействовать
на спрос со стороны частных предприятий
и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя
его с помощью налогов и таких трансфертных
платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
В макроэкономической финансово-бюджетной
политике принято разделять две генеральные
линии, складывающиеся в зависимости от
общей экономической ситуации в стране,
фазы колебательного цикла, в которой находится
экономика. В период экономического бума,
резкого подъема деловой активности, бурного
экономического роста фискальная политика
носит ограничительную направленность,
сдерживает параметры роста в допустимых
пределах. В более опасные периоды экономического
кризиса, обусловленного нарастающим
спадом производства, затуханием экономической
активности, государственная фискальная
политика носит расширительный характер,
то есть направлена на расширение производства
и других видов экономической деятельности,
преодоления спада, депрессии, постепенный
переход от спада к подъему.
Между этими двумя курсами,
соответствующими и противоположными
фазам экономического цикла, пролегает
третий курс действий, именуемый стабилизационной
фискальной политикой.
Политика стабилизации - это
действия правительства по регулированию
финансовых потоков, денежного обращения
с целью приблизить объем валового национального
продукта страны к его возможному в данных
условиях, потенциальному уровню и с целью
удержать при этом в допустимых пределах
инфляцию, обеспечить высокий уровень
занятости. Политика стабилизации - наиболее
типичная форма проявления фискальной
политики, соответствующая более или менее
устойчивому состоянию экономики. Она
призвана, с одной стороны, предотвратить
переход в неустойчивое кризисное состояние,
для чего надо удерживать экономические
параметры в определенных пределах, и,
с другой стороны, улучшать сложившуюся
экономическую ситуацию, стремясь приблизить
макроэкономические показатели к оптимальным.
Принято различать автоматическую
и регулируемую стабилизацию. Автоматические
(встроенные) стабилизаторы представляют
собой принятые, действующие в экономике
правила, нормы, позволяющие автоматически,
без вмешательства правительства реагировать
на отклонения от устойчивого положения
и приводить хозяйство страны в стабильное
состояние. Автоматические стабилизаторы
предусмотрены, задуманы заранее, введены
в законодательные акты, регулирующие
экономическую деятельность, отражены
в действующих положениях, нормативных
документах.
Например, при уменьшении доходов
автоматически снижается величина налога,
взимаемого с дохода. Если люди потеряют
работу и заработок, им без указаний на
то правительства выплачивают пособие
по безработице. При наступлении определенного возраста автоматически
возникает право на получение пенсии.
Существует минимальный уровень заработной
платы, который устанавливается директивно.
Можно назвать великое множество других
подобных автоматически действующих стабилизаторов,
предотвращающих возникновение экономических
катаклизмов при возникновении новых
обстоятельств, отклонений от ранее существовавших
условий.
Однако встроенные в экономическую
систему внутренние стабилизаторы, уменьшающие
возможные колебания в экономике, не обеспечивают
требуемого уровня стабилизации,
в ряде случаев они просто не способны
гасить возникающие колебания, предотвращать
потерю устойчивости. Так что заранее
вписать в законодательные акты и другие
нормативные документы правила и нормы,
гарантирующие от выхода экономики из
стабильного состояния, не удается. На
помощь приходит оперативное регулирование,
текущая реакция правительственных органов
на возникающие отклонения в виде инструментов
дискреционной политики,
Дискреционная фискальная политика
представляет совокупность оперативных финансовых
мер правительства, принимаемых в дополнение
или хозяйственной жизни. Точно так же,
как летчик, чувствуя, что автопилот не
справляется с управлением самолета, берет
штурвал в свои руки, правительство, видя,
что принятые ранее законы, решения не
обеспечивают поддержания стабильной
ситуации в хозяйстве страны, прибегают
к дискреционной политике. Применение
разных дискретных мер, характер которых
зависит от складывающейся обстановки,
называют регулируемой стабилизацией.
К числу наиболее распространенных способов,
средств осуществления дискреционной
фискальной политики относят общественные
работы, программы материальной помощи,
изменение налоговь1х ставок и другие
аналогичные инструменты воздействия.
Привлечение безработных к выполнению
общественных работ с оплатой за государственный
счет служит оперативным средством борьбы
с резко нарастающей безработицей. В период
обострения социальной ситуации, обусловленной
обнищанием определенных групп граждан,
наряду с такими автоматическими стабилизаторами,
как предусмотренные законом пособия,
правительство прибегает к оказанию материальной
помощи, увеличению пособий, дополнительным
выплатам. Чтобы предотвратить неожиданное
резкое снижение доходов предприятий
и граждан, временно уменьшают налоговые
ставки, вводят частичные льготы.
Дискретные фискальные меры
позволяют погасить очаги экономической
напряженности. Однако введенные временно
послабления, льготы, дополнительную помощь
затем бывает трудно отменить. Иногда
приходится дискретные, временные стабилизаторы превращать
в автоматические, постоянные, хотя по
своей природе они не таковы.
Бюджетная политика государства
как часть фискальной политики ориентируется
в основном на достижение уравновешенного
бюджета, сбалансированного по государственным доходам и расходам на протяжении
всего бюджетного периода. Иногда осуществляется
ориентация на построение бюджета полной,
высокой или структурной занятости, при
которой может даже иметь место выпуск
избыточной продукции и превышение доходов
бюджета над его расходами.
В условиях высокой экономической
конъюнктуры потенциальный избыток бюджета
(превышение государственных доходов
над расходами) может быть направлен на
погашение предыдущих долгов, создание
компенсационных резервных фондов, осуществление
дополнительных социальных мероприятий.
В периоды спада деловой активности органы
государственной власти должны увеличивать
совокупный спрос даже ценой бюджетных
дефицитов, чтобы преодолеть спад и стабилизировать
затем экономические процессы.
Чаще всего задачей государственной бюджетной
политики становится преодоление бюджетных
дефицитов, достигающих критического
уровня. Бюджетные дефициты в пределах
5% общего объема государственного бюджета
и до 1-2% валового внутреннего продукта
не считаются опасными. Так что в большинстве
случаев бюджетная политика может быть
ориентирована на поддержание и даже разработку,
принятие подобного бюджета. Но если дефицит
бюджета достигает десяткой процентов
его величины, приближается к 10% ВВП, это
свидетельствует о крупнейших промахах
в бюджетной политике и острой необходимости
стабилизации бюджета. Наличие крупного
бюджетного дефицита ведет к росту внутреннего
государственного долга, что дестабилизирует
денежную систему государства, приводит
к инфляции.
Стремление государства погасить дефицит бюджета денежной
эмиссией ведет к инфляции, а выпуск и
продажа государственных ценных бумаг
как средство преодоления бюджетного
дефицита порождает будущий долг, ведь
бумаги придется погашать и платить по
ним проценты. Поэтому для достижения
сбалансированности государственного
бюджета бюджетная политика должна теснейшим
образом сопрягаться с политикой доходов
и расходов государства.
Политика государственных расходов
призвана, прежде всего, удовлетворять
спрос государственного сектора, то есть удовлетворять потребности
в расходах на неотложные государственные
нужды, отражаемые в расходных статьях
бюджета. Вместе с тем приходится учитывать,
что многие государственные (общественные,
социальные) потребности растут непрерывно,
поэтому необходимо ограничивать их с
учетом настоятельности и приоритетов
других потребностей. Государственная
политика расходов может находиться на
грани возможного, но переходить эту грань
не следует. Главным ограничителем государственных
расходов служат доходы бюджета.
Политика государственных доходов
исходит из имеющихся и потенциальных
источников поступления денежных средств
в государственный бюджет с учетом ограниченных
возможностей использования этих источников,
превышение которых способно подорвать
экономику и в конечном счете привести
к истощению каналов получения доходов.
Так как государственный бюджет наполняется
в основном налоговыми поступлениями,
то политика формирования доходов государства
тесно сплетается с налоговой политикой.
Налоговая политика - часть
фискальной экономической политики,
проявляющаяся в установлении видов налогов,
объектов налогообложения, налоговых
ставок, условий взимания налогов, налоговых
льгот. Все эти параметры государство
регулирует таким образом, чтобы поступление
денежных средств за счет уплаты налогов
обеспечивало финансирование государственного
бюджета. Но при этом приходится встречаться
с главным противоречием налоговой и всей
фискальной политики.
Чем выше налоговое бремя, тем
ниже, начиная с некоторого предела, желание
и возможность платить налоги и, что гораздо
важнее, тем больше ущерб, наносимый производству,
созданию налогооблагаемого продукта,
взиманием налогов. Высокие налоги подтачивают
само налоговое дерево, которое их питает.
Об этом неоднократно упоминалось выше
при построении кривой Лаффера. Так что
в основу государственной налоговой политики
должны быть положены не высокие, а рациональные
налоговые ставки. Другое дело, что государство
успевает связать себя такими бюджетными
обязательствами расходов, что вынуждено
искать спасения в налоговых поборах для
обеспечения расходов бюджета.
Налоговая политика государства
связана не только с обеспечением поступлений
в бюджет, но и с проводимой структурно-инвестици нной
политикой. Регулируя налоги, налоговые
ставки, налоговые льготы, государство способно стимулировать
тем самым развитие определенных видов
производств, оказывать воздействие на
структуру потребления, поощрять вложение
средств в развитие экономики.
Таким образом, фискальная политика,
будучи самым мощным направлением государственной экономической
политики в целом, сочетает в себе набор
самых разнообразных инструментов финансирования,
бюджетирования, налогообложения.
Кредитно-денежная
политика
С фискальной политикой государства
тесно сплетается его кредитно-денежная
политика. Если фискальная политика
есть по своей сути финансово-бюджетная
политика, то кредитно-денежную политику
правильно называть денежной политикой
или, точнее, политикой воздействия на
денежную массу. Итак, кредитно-денежная
политика есть регулирование денежной
массы и денежного обращения в стране
путем непосредственного государственного
воздействия или воздействия через центральный
банк страны. Кредитно-денежная политика
обеспечивает надлежащее функционирование
денежной системы и денежного оборота,
распространяя свое влияние как на деньги,
так и на цены.
Кредитно-денежная политика
по аналогии с фискальной ставит цели
стабилизации, повышения устойчивости
и эффективности функционирования хозяйственной
системы, преодоления кризисов, обеспечения
занятости и экономического роста. В то же время
фискальная политика носит более ярко
выраженный антициклический характер,
связана с бюджетом и налогами, тогда как
кредитно-денежная политика ограничивается
стабилизацией денежного обращения и
ориентирована в основном на денежную
массу.
Соответственно и целевые задачи
кредитно-денежной политики обладают
своеобразием. Это - стабилизация уровня
цен, подавление инфляции, стабилизация
покупательной способности и курса национальной
валюты на внутреннем и внешнем рынках,
обеспечение устойчивого денежного
обращения в условиях свободных рыночных
цен, регулирование денежной массы, спроса
и предложения денег посредством банковской
системы.
Макроэкономическая денежная
политика в ее монетарной форме связывается
прежде всего с воздействием на денежную массу. Денежная
политика считается жесткой, если государство
сокращает денежную массу, ограничивает
эмиссию, способствует поддержанию высоких
процентных ставок на получение денег
в кредит. И наоборот, денежную политику
называют мягкой, если государство способствует
увеличению денежной массы или по крайней
мере не препятствует ему, слабо сдерживая
выпуск в обращение новых денег и помогая
получению дешевых кредитов. Свою эмиссионную
политику государство проводит в основном
через центральный банк страны.
В качестве составных частей
и одновременно инструментов государственной
кредитно-денежной политики выступает
политика рефинансирования, политика
операций на открытом рынке, политика
резервирования, политика обеспечения
ликвидности. Все эти инструменты вместе
взятые позволяют регулировать денежную
массу в обращении и отдельные денежные
агрегаты и тем самым оказывать косвенное
влияние на динамику рыночных цен, уровни
инфляции, товарно-денежные отношения
между производителями и потребителями,
рыночный обмен, доходы и расходы субъектов
рынка.
Политика рефинансирования,
которую называют также учетной политикой,
есть выражение процентной политики, она
заключена в воздействии центральным
банком посредством Процентной ставки
на объем кредитных ресурсов и, соответственно,
денежной массы в обращении. Центральный
банк назначает учетную ставку процента,
в соответствии с которой он переучитывает
векселя у коммерческих банков и предоставляет
им кредиты. В более широком плане коммерческие
банки. Приобретают, покупают кредитные
деньги у центрального банка и затем перепродают
их своим заемщикам, осуществляя рефинансирование.
Так что центральный банк способен влиять
на цену кредитных денег на финансовом
рынке. Поднимая цену, увеличивая свою
учетную ставку (по которой учитываются
проданные ему векселя коммерческих банков),
центральный банк сдерживает спрос на
кредиты и сужает денежную массу в обращении,
а снижая учетную ставку - способствует
увеличению денежной массы. Центральный
банк способен также устанавливать ограничительные
контингенты для рефинансирования, оказывая
прямое влияние на величину денежной экспансии.
Политика рефинансирования
представляет собой составную часть политики регулирования
процентных ставок, процентной политики,
которая может проводиться не только центральным
банком и коммерческими банками, но любыми.
кредиторами, предоставляющими деньги
в долг под процент. Однако в последнем
случае имеет мести выход за пределы государственной
кредитно-денежной политики.
Центральный банк способен
регулировать денежную массу и оказывать
влияние. На денежное обращение посредством
операций на открытом рынке, выступая
в качестве продавца или покупателя государственных ценных бумаг. Сама эмиссия
таких ценных бумаг в виде облигаций, казначейских
обязательств становится актом государственной
кредитно-денежной политики. Приобретая
государственные ценные бумаги и организуя
куплю-продажу на открытом рынке, центральный
банк способствует проведению определенной
денежной политики. Продавая ценные бумаги,
центральный банк изымает деньги из обращения
и сужает денежную массу, а покупая ценные
бумаги на открытом рынке, центральный
банк расширяет денежную массу, осуществляя
как бы дополнительную эмиссию.
Эффективное воздействие на
величину активной денежной массы государство
способно оказывать, осуществляя через
центральный банк политику резервирования.
Центральный банк вправе обязать коммерческие
банки держать определенную часть своих активов в виде беспроцентного
резерва в центральном банке. Чем выше
норма такого резервирования, тем меньшими
возможностями свободно оперировать своими
денежными средствами обладают коммерческие
банки, то есть происходит уменьшение
денежной массы. Уменьшение нормы резервирования
приводит к увеличению денежной массы
в обращении. При нехватке денег в обращении
следует уменьшать норму резервирования,
а при избыточности денег - увеличивать
ее.
Предложение денег коммерческими
банками зависит от наличия у них денег, эмитируемых центральным
банком. Так что центральный банк, а в его
лице государство обладает возможностью
регулирования предложения денежной массы
со стороны коммерческих банков в ходе
реализации политики обеспечения ликвидности
за счет изменения количества денег, предоставляемых
в распоряжение коммерческих банков для
проведения ими операций.
Несмотря на то, что государство,
используя центральный банк, держит в
своих руках мощные средства воздействия
на денежную массу, проведения денежной
политики, в ряде критических ситуаций
оно оказывается далеко не всесильным.
Другие виды и формы
государственной экономической политики
Единство фискальной и кредитно-денежной
политики представляет собой несущую
конструкцию государственной экономической
политики в странах с рыночной экономикой.
Однако этим не исчерпываются все виды
и формы экономической политики. Перечислим
и другие виды государственной экономической
политики.
Структурно-инвестиц онная
политика характеризует линию действий
государства в отношении формирования и изменения отраслевой
и региональной структуры производства
в стране, влияния на пропорции, соотношения
между производством разных видов отраслевого
продукта. Советская ортодоксальная экономическая
наука утверждала, что существует закон
опережающего развития производства средств
производства в сравнении с производством
предметов потребления и проводить экономическую
политику государство обязано в соответствии
с этим законом.
В рыночной экономике проводимая
государством структурная политика призвана способствовать прогрессивным
изменениям в структуре производства,
связанным с возможностью более полного
удовлетворения потребностей населения
страны, использования прогрессивной
техники и технологии, обеспечения экономической
независимости и военной безопасности,
достижения других аналогичных целей.
В этом свете проявлением структурно-инвестици нной
политики выступают научно-техническая
политика, ориентированная на использование
в и т.д.................