Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

 

Повышение оригинальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Повышение экономической эффективности работы предприятия ООО «ЭКСПО - СЕРВИС» в условиях рыночной экономики

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 15.12.2014. Год: 2014. Страниц: 48. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



ООО «ЭКСПО - СЕРВИС» в условиях рыночной экономики»






Содержание
Стр.
Введение 3
Глава 1. Роль и значение анализа хозяйственной деятельности
в работе предприятия 5
1.1. Сущность и значение экономического анализа в рыночной экономике 5
1.2. Методы, приемы и этапы проведения финансового анализа 9
1.3. Информационное обеспечение анализа 19
Глава 2. Анализ финансового состояния ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» 25
2.1. Организационно-эконом ческая характеристика предприятия
ООО ЭКСПО-СЕРВИС» 25
2.2. Предварительный обзор баланса 38
2.3. Анализ ликвидности предприятия 42
2.4. Характеристика имущества предприятия 50
2.5. Характеристика источников средств предприятия 55
2.6. Оценка финансовой устойчивости предприятия 60
Глава 3. Анализ прибыльности и рентабельности
ООО «ЭКСПО-СЕРВИС». Выработка предложения по улучшению
Экономического состояния предприятия 64
3.1. Анализ формирования и распределения пребыли 64
3.2. Анализ рентабельности 65
3.3. Мероприятия по улучшению экономического положения предприятия 73
Заключение 74
Список использованной литературы 78





Введение


Рыночная экономика предполагает становление и развитие предприятий различных организационно-правов х форм, основанных на разных видах частной собственности, появление новых собственников – как отдельных граждан, так и трудовых коллективов предприятий.
Экономический анализ позволяет определить эффективность как отдельного предприятия, так и группы предприятий в целом.
Задачами экономического анализа финансового состояния являются: объективная оценка использования финансовых ресурсов на предприятии, выявление внутрихозяйственных резервов укрепления финансового положения, а также улучшение отношений между предприятиями и внешними финансовыми, кредитными, контрольными органами и др.
Финансовый анализ представляет собой метод оценки и прогнозирования финансового состояния предприятия на основе его бухгалтерской отчетности.
Целевая установка финансового анализа – оценка финансового состояния и выявление возможностей повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта с помощью рациональной финансовой политики [7,с.12].
Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние предприятия по сути дела отражает конечные результаты его деятельности. Именно конечные результаты деятельности предприятия интересуют собственников (акционеров) предприятия, его деловых партнеров, налоговые органы.
Поскольку выполнение финансового плана в основном зависит от результатов производственной деятельности, то финансовое состояние, определяемое всей совокупностью хозяйственных факторов, является наиболее обобщающим показателем.
Основными показателями финансового состояния являются:
    обеспеченность собственными оборотными средствами;
    соответствие фактических запасов материальных средств нормативу;
    обеспеченность запасов предназначенными для них источниками средств;
    иммобилизация оборотных средств;
    платежеспособность предприятия [2,с.34].
Актуальность работы – определяется необходимостью повышения экономической эффективности деятельности предприятий сферы услуг в условиях рыночной конкуренции в России.
Цель данной работы - исследовать финансовое положение предприятия ООО «ЭКСПО-СЕРВИС», определить основные «болевые» точки и разработать рекомендации по улучшению его хозяйственной деятельности.
Исходя из поставленных целей, сформулированы задачи:
    анализ и оценка источников средств предприятия: собственных и заемных;
    анализ и оценка имущественного положения предприятия, выявление проблем;
    оценка финансовой ликвидности и устойчивости;
    анализ деловой активности предприятия;
    анализ прибыли и рентабельности;
    разработка мероприятий по улучшению финансово - хозяйственной деятельности.
Для решения вышеперечисленных задач была использована годовая бухгалтерская отчетность ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» за 2003-2004г.г.
Предмет анализа - финансовые процессы предприятия и конечные производственно - хозяйственные результаты его деятельности.


Глава1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ АНАЛИЗА ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. Сущность и значение экономического анализа в рыночной экономике
Анализ (от греческого analysis-разложение) – метод научного исследования явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы [11,с.23].
Деятельность любой фирмы целенаправленна, то есть предполагается, что будет получен определенный результат, зависящий от ресурсов, находящихся в распоряжение предприятия, степени учета факторов риска, состояния внешней и внутренней среды фирмы, условий во внешней среде (рис. 1.).
Рис. 1. Влияние различных факторов на результат деятельности предприятия

В результате влияния множества факторов социально-экономиче кого и
политического характера возникают проблемные ситуации, когда полученные результаты отличаются от ожидаемых.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что анализ в управлении предприятием имеет очень большое значение и является важным этапом в ходе принятия любого управленческого решения.
Анализ как суть, изучается многими науками. Но анализ экономики, анализ финансово-хозяйствен ой деятельности и ее конечных результатов - область исключительно экономического анализа. Экономический анализ тесно связан с планированием.
Нестабильность и неопределенность будущего привела к тому, что планирование от прошлого к будущему, широко практиковавшееся в нашей стране ранее, стало неэффективным. Отсюда стала вполне очевидна невозможность принятия решения без предварительного определения стратегического плана на перспективу.
Финансовая стратегия-это генеральный план действий по обеспечению предприятия денежными средствами [13, с.46].
Под предметом экономического анализа понимаются хозяйственные процессы предприятий, ассоциаций, социально-экономичес ая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации. То есть экономический анализ имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно-фина совыми результатами их деятельности [2,с.67].
В качестве информационной базы экономического анализа используют плановую и прогнозную информацию, отчетные данные предприятия (бухгалтерские, статистические), некоторые заданные экономические параметры (налоговые и процентные ставки, страховые платежи, отраслевые уровни рентабельности и другие).
Анализ позволяет установить и количественно выразить зависимость между конечными результатами деятельности предприятия и ресурсами производства (материальными, финансовыми, человеческими, информационными, временными), которыми она располагает для того, чтобы осуществлять текущую деятельность и развитие предприятия.
В процессе проведения экономического анализа ставится ряд задач, к числу важнейших из которых можно отнести повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов (в процессе их разработки). В целом бизнес-план представляет собой серьезный аналитический документ. Он состоит из ряда разделов, каждый из которых включает в себя определенную систему показателей.
Повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов и нормативов достигается в первую очередь осуществлением обстоятельного ретроспективного анализа хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии.
Выявление основных факторов, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на финансово-хозяйствен ую деятельность данного предприятия.
Ретроспективный и текущий анализ завершается перспективным (прогнозом), который дает прямой выход на планово-предположите ьные показатели.
Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финан овых результатов, показателей социально-экономичес ой эффективности предприятий и организаций. Таким образом, бизнес-планы обосновываются необходимыми экономическими расчетами:
    объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности, выполнение установленных бизнес-планом и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг;
    контроль за осуществлением требований коммерческого расчета и оценка конечных финансовых результатов;
    определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов;
    выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса. Действительная полезность экономического анализа состоит и в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса;
    обоснование и проверка оптимальности управленческих решений [9,с.89].

Задачи экономического анализа также можно представить в виде схемы (рис. 2).


Рис. 2. Задачи экономического анализа
1.2. Методы, приемы и этапы проведения финансового анализ.
Исходной базой финансового анализа являются данные бухгалтерского учета и отчетности, аналитический просмотр которых должен восстановить все основные аспекты хозяйственной деятельности и совершенных операций в обобщенной форме, т.е. с необходимой для анализа степенью агрегирования.
Практика финансового анализа выработала основные методы чтения финансовых отчетов [5, с.46-78 ]. Среди них можно выделить следующие:
    Горизонтальный анализ.
    Вертикальный анализ.
    Трендовый анализ.
    Метод финансовых коэффициентов.
    Сравнительный анализ.
    Факторный анализ.
Горизонтальный анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определении тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенных от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений данных отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственное сравнение по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственное сравнение показателей данной фирмы с показателями конкурентов, с среднеотраслевыми и средними общеэкономическими.
Факторный анализ – это анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. заключающимися в раздроблении результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), когда отдельные элементы соединяют в общей результативный показатель.
Также существуют количественные методы финансово–экономичес ого анализа.
Количественные методы финансово–экономического анализа подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико–математические.
Статистические методы экономического анализа:
§ Статистические наблюдения – запись информации по определенным принципам и с определенными целями.
§ Абсолютные и относительные показатели (коэффициенты, проценты).
§ Расчеты средних величин: средние арифметические простые, взвешенные, геометрические.
§ Ряды динамики: абсолютный прирост, относительный прирост, темпы роста, темпы прироста.
§ Сводка и группировка экономических показателей по определенным признакам.
§ Сравнение: с конкурентами, с нормативами, в динамике
§ Индексы – влияние факторов на сравниваемые показатели.
§ Детализация (например, производительность труда годовая зависит, во – первых, от производительности часовой, во – вторых, от использованного времени в течении года).
§ Графические методы.
Бухгалтерские методы: метод двойной записи, бухгалтерский баланс, другие бухгалтерские методы.
Экономико – математические методы: методы элементарной математики; классические методы математического анализа: дифференцирование, интегрирование, вариационное исчисление; методы математической статистики: изучение одномерных и многомерных статистических совокупностей; экономические методы: статистическое оценивание параметров экономических зависимостей, в том числе производственных функций, межотраслевого баланса народного хозяйства; методы математического программирования: оптимизация, линейное, квадратичное и нелинейное программирование, блочное и динамическое программирование; методы исследования операций: управления запасами, методы технического износа и замены оборудования, теория игр, теория расписаний, методы экономической кибернетики; эвристические методы; методы экономико – математического моделирования и факторного анализа, используемые для решения специфических задач финансового анализа.
Финансовый анализ проводится с помощью различного типа моделей, позволяющих структурировать и идентифицировать взаимосвязи между основными показателями.
Дескриптивные модели, известные так же, как модели описательного характера, являются основными для оценки финансового состояния предприятия. К ним относятся: построение системы отчетных балансов, представление финансовой отчетности в различных аналитических разрезах, вертикальный и горизонтальный анализ отчетности, система аналитических коэффициентов, аналитические записки к отчетности. Все эти модели основаны на использовании информации бухгалтерской отчетности. Предикативные модели - это модели предсказательного, прогностического характера. Они используются для прогнозирования доходов предприятия и его будущего финансового состояния.
Нормативные модели. Модели этого типа позволяют сравнить фактические результаты деятельности предприятий с ожидаемыми результатами, рассчитанными по бюджету. Эти модели используются в основном во внутреннем финансовом анализе. Их сущность сводится к установлению нормативов по каждой статье расходов по технологическим процессам, видам изделий, центрам ответственности и т.п. и к анализу отклонений фактических данных от этих нормативов.
В состав аналитических процедур входит двухмодельная структура:
    Экспресс – анализ финансово – хозяйственной деятельности.
    Углубленный финансовый анализ.
Детализация процедурной стороны финансового анализа зависит от его целей, а также от различных факторов (информационного, методического, временного, кадрового и технического обеспечения).
Цель экспресс анализа финансово –хозяйственной деятельности состоит в получении оперативной, наглядной и достоверной информации о финансовом благополучии предприятия.
Экспресс – анализ целесообразно выполнять в три этапа:
§ предварительный этап.
§ предварительный обзор бухгалтерской отчетности.
§ экономическое чтение и анализ отчетности.
Цель первого этапа – принятие решения о целесообразности анализа финансовой отчетности и ее готовности к чтению. Первая задача решается с помощью аудиторского заключения. Существуют два их типа – стандартное и нестандартное. Стандартное заключение – унифицированный и кратко изложенный документ, содержащий положительную оценку аудитора о достоверности представленных в отчетности сведений об имущественном и финансовом положении предприятия. При наличии такого заключения внешний аналитик может положиться на мнение аудитора и не совершать дополнительных аналитических процедур с целью определения финансового состояния фирмы.
Нестандартное аудиторское заключение более объемное и содержит дополнительную информацию, полезную пользователем отчетности. Оно может содержать безусловную, положительную оценку деятельности предприятия либо такую оценку, но с оговорками.
Цель второго этапа – ознакомление с годовым отчетом и пояснительной запиской к нему. Это необходимо, чтобы оценить условия работы предприятия в отчетном периоде и установить основные тенденции показателей его деятельности (рентабельность, оборачиваемость активов, ликвидность баланса и др.)
Анализируя финансовые показатели, следует учитывать некоторые искажающие факторы, в частности инфляцию.
Бухгалтерский баланс, являясь основной аналитической формой, не свободен от ограничений. Например, он отражает постоянство в средствах и обязательствах предприятия на определенную дату, но не отвечает на вопрос, за счет чего сложилось такое положение. Баланс – свод моментальных данных на конец отчетного периода и он адекватно не отражает средств предприятия внутри отчетного периода.
Третий этап – ключевой в экспресс–анализе. Его цель – обобщенная характеристика финансово – хозяйственной деятельности предприятия. Он проводится с различной степенью детализации в интересах пользователей информации. В общем виде на данном этапе осуществляется изучение источников средств предприятия, их размещения и эффективности использования. Смысл экспресс – анализа – отбор небольшого количества показателей и постоянное отслеживание их динамики. Вариант отбора аналитических показателей приведем в Схеме 1.
Экспресс – анализ завершается выводом о целесообразности дальнейшего углубленного (детального) анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия.


Схема № 1.
Система аналитических показателей экспресс – анализа.


Цель углубленного анализа – детальная характеристика имущественного и финансового положения предприятия, оценка его текущих финансовых результатов и прогноз на будущий период. Он дополняет и расширяет процедуры экспресс – анализа.
В общем виде. программа углубленного анализа финансово – хозяйственной деятельности предприятия выглядит следующим образом (как один из возможных вариантов).
1. Предварительный обзор финансово – экономического положения предприятия.
1.1. Характеристика общей направленности финансово – хозяйственной деятельности.
1.2. Выявление неблагополучных статей отчетности.
2. Оценка и анализ экономического потенциала.
2.1.Оценка имущественного положения:
Горизонтальный и вертикальный анализ баланса;
Анализ качественных сдвигов в имущественном положении.
2.2. Оценка финансового положения:
Оценка финансовой устойчивости;
Оценка ликвидности и платежеспособности.
3. Оценка и анализ результативности деятельности предприятия:
Анализ показателей рентабельности (доходности);
Анализ показателей оборачиваемости;
Оценка положения на рынке ценных бумаг.
В процессе углубленного анализа в дополнении к приведенной системе показателей могут быть использованы и другие параметры, характеризующие финансовое состояние предприятия (структура и динамика внеоборотных и оборотных активов, собственного и заемного капитала, их рентабельность и оборачиваемость, кредитоспособность заемщика.)
Следует сказать, что не все методы и модели, изложенные выше, будут использованы мною в данной работе в ходе анализа финансового состояния. Это объясняется ограниченностью информации, которая имеется в распоряжении, а также тем, что анализ будет преимущественно внешним.
В ходе анализа будет использоваться дескриптивная модель, т.е. модель описательного характера, в рамках которой применимы следующие методы и направления анализа:
1) Вертикальный и горизонтальный анализ отчетности - выражением данного метода будет построение сравнительного аналитического баланса;
2) Построение системы аналитических коэффициентов, в которой будет рассматриваться четыре группы показателей по следующим направлениям финансового анализа:
      Анализ ликвидности
      Анализ финансовой устойчивости
      Анализ текущей деятельности
      Анализ рентабельности
3). Факторный анализ - определение степени влияния отдельных составляющих показателя на его величину - будет проводиться при рассмотрении структуры активов и пассивов, выручки от реализации.

1.3. Система показателей, используемых в анализе финансово-хозяйственно деятельности

Финансово-хозяйстве ная деятельность предприятий и её результаты находят отражение в экономических показателях. Экономический показатель – это количественная и качественная характеристика явления, процесса или их результата. Он может отражать и параметры экономических процессов. Каждое экономическое явление, каждый процесс выражается не одним, обособленным, а целым комплексом взаимосвязанных показателей, которые как для оценки результатов деятельности предприятий и их структурных подразделений, так и для регулирования процесса производства, распределения и потребления. От того, насколько показатели полно и точно отражают сущность изучаемых явлений, зависят результаты анализа [4, с. 37].
Так как в анализе используется большое количество разнокачественных показателей, необходима их группировка и систематизация.
Показатели, используемые в финансовом анализе, подразделяются:
    по свойствам отображения явлений, процессов – на количественные и качественные;
    по степени применения – на общие и специфические;
    по способу образования – на первичные, производные, синтетические;
    по способу расчёта – на абсолютные и относительные.
Количественные показатели отражают размеры анализируемых показателей и происходящих в них изменения (объём реализации, количество работников и др.); качественные – существенные особенности и свойства отдельных объектов, сторон и в целом результатов хозяйственной деятельности (прибыль, себестоимость, рентабельность и др.).
Общие показатели характерны для всех отраслей экономики (показатели валовой продукции, прибыли, себестоимости и др.); специфические – используются в отдельных отраслях (например, калорийность каменного угля, влажность торфа и др.).
Первичные показатели формируются непосредственно по данным учёта, плановой информации, производные – рассчитываются на базе первичных.
Синтетические (интегральные) показатели дают обобщающую характеристику сложных экономических явлений (прибыль, себестоимость и др.).
Абсолютные показатели – это стоимостные, натуральные, трудовые или условные измерители; относительные – это отношение одного показателя к другому (коэффициенты, индексы, проценты и др.). Они характеризуют степень изменения явления (процесса) или его результата во времени, пространстве, структуру изучаемых процессов, их частоту, интенсивность [4, с.127].
Анализ финансового состояния предприятия основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид.
Относительные показатели анализируемого предприятия можно сравнить:
        с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможности банкротства;
        с аналогичными данными других предприятий, что позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и его возможности;
        с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения или ухудшения финансового состояния предприятия [11,с.103]
Для оценки устойчивости финансового состояния предприятия используется система показателей, характеризующая следующее:
    Источники формирования капитала – наличие в абсолютной сумме (по видам или группам источников), структуру (удельный вес в процентах или коэффициентах) отдельных видов или групп источников в общей сумме.
    Состав общего, основного и оборотного капитала, наличие в абсолютной сумме (по видам или группам источников), структуру (удельный вес в процентах или коэффициентах) отдельных видов или групп в общей сумме.
    Эффективность использования капитала: общего, оборотного, собственного, заёмного; прибыльность; оборачиваемость.
    Платёжеспособность: текущую, перспективную (коэффициенты ликвидности); движение потока денежных средств.
    Финансовую стабильность (устойчивость): коэффициенты финансовой независимости от внешних заёмных источников (соотношение заёмного и собственного капитала, заёмного и общего капитала); состояние оборотного капитала (коэффициент обеспеченности материальных запасов собственным оборотным капиталом, коэффициент маневренности собственного капитала); состояние основного капитала (доля основного капитала в собственном, коэффициент реальной стоимости имущества).
    Факторы формирования и изменения финансового положения: прибыль, выручка от реализации, себестоимость и пр.
    Индикаторы нестабильности финансового положения: убытки, просроченные ссуды и займы, дебиторская и кредиторская задолженность, векселя.
    Деловую активность: прибыльность общего капитала, или объём реализации на рубль общего капитала; оборачиваемость хозяйственных средств и пр.
Все экономические показатели взаимосвязаны и взаимообусловлены. Это вытекает из реально существующих связей между экономическими явлениями, которые они описывают. Для получения настоящего представления об эффективности финансово-хозяйствен ой деятельности необходимо, чтобы все показатели, характеризующие разные стороны деятельности предприятия, были органически увязаны между собой в единой комплексной системе [2,с.115].
1.4. Информационное обеспечение анализа
В определенных случаях для реализации целей финансового анализа бывает недостаточно использовать лишь бухгалтерскую отчетность. Отдельные группы пользователей, например руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного и финансового учета). Тем не менее, чаще всего годовая и квартальная тчетность являются единственным источником внешнего финансового анализа.
Методика финансового анализа состоит из трех взаимосвязанных блоков:
    Анализа общего хозяйственного состояния предприятия;
    Анализа финансовых результатов деятельности предприятия;
    Анализа эффективности финансово-хозяйствен ой деятельности.
Основным источником информации для финансового анализа служит бухгалтерский баланс предприятия (Форма 1 годовой и квартальной отчетности). Его значение настолько велико, что анализ финансового состояния нередко называют анализом баланса. Источником данных для анализа финансовых результатов является отчет о финансовых результатах и их использовании (Форма 2 годовой и квартальной отчетности).
Актив бухгалтерского баланса характеризует имущество организации, его состав и состояние в денежной форме. В Российской Федерации актив баланса строится в порядке возрастающей ликвидности средств, то есть в прямой зависимости от скорости превращения этих активов в денежную форму.
Пассив баланса отражает состав и состояния прав на имущество, возникающее в процессе хозяйственной деятельности организации у предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др. Все обязательства организации делятся между собственниками и третьими лицами.
Обязательства перед собственниками состоят из капитала, который организация получает от акционеров и пайщиков при учреждении или в виде дополнительных взносов, и из капитала, который организация генерирует в процессе своей деятельности, реинвестируя прибыль.
Внешние обязательства бывают долгосрочными или краткосрочными и представляют собой юридические права инвесторов или кредиторов на имущество организации. Статьи баланса группируются по степени срочности погашения (возврата обязательств).
Баланс позволяет оценить эффективность размещения капитала, его достаточность для текущей хозяйственной деятельности и развития, размер и структуру заемных средств, и эффективность их привлечения. Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (ф.№ 5).
Вместе с данными ф.№ 2 “Отчет о прибылях и убытках” и ф. № 3 “Отчет об изменениях капитала”, ф. № 4 “Отчет о движении денежных средств” и ф. № 5 “Приложение к бухгалтерскому балансу” баланс позволяет оценить финансовое состояние организации, рентабельность ее деятельности, реализованной продукции, определить величину чистой прибыли, остающейся в распоряжении организации, поток денежных средств и т.д.
В соответствии с Законом РФ о бухгалтерском учете бухгалтерская отчетность коммерческих организаций предоставляется собственнику (учредителям) организации в соответствии с учредительными документами; налоговым органам; другим государственным органам, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности организации; органам государственной статистики для обобщения и публичного использования информации внешними пользователями.
Бухгалтерская отчетность включает показатели деятельности филиалов, представительств и иных структурных подразделений, в том числе выделенных на самостоятельный баланс.
Годовая бухгалтерская отчетности составляется за отчетный год, то есть с 1 января по 31 декабря календарного года, и представляется названным выше пользователям после утверждения учредителями или общим собранием акционеров не ранее 60 дней и не позднее 90 дней по окончании года.
При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, основное общество, помимо собственной бухгалтерской отчетности, составляет сводную отчетность группы взаимосвязанных организаций, которая представляется Минфину РФ, Минэкономики РФ и Государственному Комитету РФ по статистике не позднее 1 августа следующего года.
При проведении финансового анализа для более точной интерпретации исходных данных дополнительно может потребоваться следующая информация:
    Сведения об учетной политике предприятия.
    Сумма начисленного износа основных средств и нематериальных активов.
    Среднесписочная численность персонала и фонд заработной платы предприятия.
    Доля просроченной дебиторской и кредиторской задолженности.
    Доля бартерных (товарных) расчетов в выручке от реализации.
Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает предприятие, и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, сведения, накапливаемые в ГВЦ банков, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных обследования по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций. Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.
При работе с активом баланса необходимо обратить внимание на следующее: в случае оформления залога основных средств (здания, оборудование и др.), производственных запасов, готовой продукции, товаров, прочих запасов и затрат право собственности залогодателя на указанные ценности должно подтверждаться включением их стоимости в состав соответствующих балансовых статей. Остаток средств на расчетном счете должен соответствовать данным банковской выписки на отчетную дату.
При анализе дебиторской задолженности необходимо обратить внимание на сроки ее погашения, поскольку поступление долгов может стать для заемщика одним из источников возврата испрашиваемого кредита.
При рассмотрении пассивной части баланса самое пристальное внимание должно быть уделено изучению разделов, где отражаются кредиты и прочие заемные средства: необходимо потребовать кредитные договора по тем ссудам, задолженность по которым отражена в балансе и не погашена на дату запроса о кредите, и убедиться, что она не является просроченной.
Наличие просроченной задолженности по кредитам других банков является негативным фактором и свидетельствует о явных просчетах и срывах в деятельности заемщика, которые, возможно, планируется временно компенсировать при помощи кредита.
Если задолженность не является просроченной, необходимо по возможности обеспечить, чтобы срок погашения кредита наступал раньше погашения других кредитов. Кроме того, необходимо проконтролировать, чтобы предлагаемый в качестве обеспечения залог по испрашиваемому кредиту не был заложен другому банку. При оценке состояния кредиторской задолженности необходимо убедиться, что заемщик в состоянии вовремя расплатиться с теми, чьими средствами в том или ином виде пользуется: в виде товаров или услуг, авансов и т.д.
В данном разделе отражаются также средства, полученные заемщиком от партнеров по договорам займов; эти договора должны быть рассмотрены аналогично кредитным договорам заемщика с банками. В том случае, если дата поступления запроса на кредит не совпадает с датой составления финансовой отчетности, фактическая задолженность заемщика по банковским кредитам, как правило, отличается от отраженной в последнем балансе. Для точного определения задолженности требуется справка обо всех непогашенных на момент запроса банковских кредитах с приложением копии кредитных договоров.
Чем удобны такие источники информации для предприятий?
Во первых, с тем, что можно не подготавливая данные для анализа уже на основании баланса предприятия (Форма 1) и (Форма 2) сделать сравнительный экспресс анализ показателей отчетности предприятия за предыдущие периоды.
Во-вторых, с появлением специальных автоматизированных бухгалтерских программ для анализа финансового состояния предприятия, удобно сразу после составления форм отчетности не выходя из программы произвести на основании готовых форм бухгалтерской отчетности с помощью встроенного блока финансового анализа простейший экспресс анализ предприятия.



Глава 2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ ООО «Экспо-Сервис»
2.1. Организационно – экономическая характеристика предприятия ООО «Экспо-Сервис»
Согласно ст. 2 главы I ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», Обществом с ограниченной ответственностью (далее - общество) признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Общество считается созданным как юридическое лицо с момента его государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц. Общество создается без ограничения срока, если иное не установлено его уставом.
Общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Общество не отвечает по обязательствам своих участников.
В случае несостоятельности (банкротства) общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для общества указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанных участников или других лиц в случае недостаточности имущества общества может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам.
Общество должно иметь почтовый адрес, по которому с ним осуществляется связь, и обязано уведомлять органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, об изменении своего почтового адреса.
Участниками общества могут быть граждане и юридические лица. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. Общество не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
Число участников общества не должно быть более пятидесяти. В случае если число участников общества превысит установленный настоящим пунктом предел, общество в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество или в производственный кооператив.
Учредители общества заключают учредительный договор и утверждают устав общества. Учредительный договор и устав общества являются учредительными документами общества.
Если общество учреждается одним лицом, учредительным документом общества является устав, утвержденный этим лицом.
Учредители общества избирают (назначают) исполнительные органы общества, а также в случае внесения в уставный капитал общества не денежных вкладов утверждают их денежную оценку. Учредители общества несут солидарную ответственность по обязательствам, связанным с учреждением общества и возникшим до его государственной регистрации.
Общество подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации юридических лиц.
Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников. Размер уставного капитала общества должен быть не менее стократной величины минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества. Уставный капитал общества определяет минимальный размер его имущества, гарантирующего интересы его кредиторов. Вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку. На момент государственной регистрации общества его уставный капитал должен быть оплачен учредителями не менее чем наполовину.
Высшим органом общества является общее собрание участников общества. Общее собрание участников общества может быть очередным или внеочередным. Единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества. Единоличный исполнительный орган общества может быть избран также и не из числа его участников.

Организация управления. Организация работы с персоналом и оплата труда

Торговое предприятие ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» – коммерческое предприятие и несет полную ответственность за результаты своей деятельности, за выполнение взятых на себя обязательств перед учредителями и партнерами.

Размер предприятия определяют: объем товарооборота, численность работников, занимаемая площадь. ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» образовалось в 2002 году и учреждено на неограниченный срок.
Здание Торгового Дома было построено в 2002 году. Общая площадь составляет 1050 кв.м., в том числе торговой – 250 кв.м. и складской – 460 кв.м.
ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, расчетные счета в банках. Юридический адрес предприятия: г.Лукоянов, ул.Новикова, д.1. Предприятие, как юридическое лицо, имеет право от своего имени заключать договора, контракты, совершать сделки по всем видам торговой, закупочной, производственной деятельности, участвовать в торгах, приобретать имущественные права и истцом и ответчиком в арбитражном суде.
Основной целью ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» является получение прибыли от своей деятельности для удовлетворения материальных, трудовых и социальных потребностей участников и работников.
Форма собственности ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» коллективно-долевая. Совладельцами являются 3 работника, всего работает 45 человек.
Учредительным документом является Учредительный договор.
Уставный или складочный капитал разделен на доли участников и составляет 10 000 рублей.
Источников формирования финансовых ресурсов ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» являются прибыль, амортизационные отчисления, взносы учредителей.
Общество самостоятельно определяет формы и методы оплаты труда сотрудников.
Налогообложение и контроль за финансовой деятельностью осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
Важным фактором в определении размера предприятия является его товарооборот. Под розничным товарооборотом понимается продажа товаров населению для удовлетворения личных потребностей в обмен на его денежные доходы. Количественным выражением розничным товарооборота является его объем, т.е. сумма денег, полученная за проданные товары и за предоставленные населению услуги в определенный период времени.
Качественной характеристикой розничного товарооборота является его структура, т.е. ассортиментный состав продажи товаров по группам или отдельным товарным наименованиям.
    Розничный товарооборот – это важнейший показатель торгового предприятия. Розничный товарооборот характеризует объем его деятельности, от него зависит объем валового дохода и прибыль, его объем и структура являются основой планирования других показателей торгового предприятия;
    Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота;
    Развитие розничного товарооборота отражает максимальные пропорции между производителями и потребителями, между спросом населения и предложением, между розничной продажей и денежным обращением.
Рост товарооборота любой торговой фирмы положительно характеризует ее торговую деятельность.
Решение о местонахождении торгового предприятия является одной из важных стратегических задач перед управлением. Наиболее выгодное расположение – центр города, поселка или любого другого населенного пункта; потому что предприятие сразу же решает не только проблему количества покупателей, но и все остальные задачи.
ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» в своей работе ориентируется в основном на средне обеспеченный сегмент рынка, к которому принадлежит большинство потенциальных покупателей города. Структура ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» представлена на рис.3.
Высшее руководство предприятием осуществляется генеральным директором. Директор принимает решения по срочным вопросам, осуществляет контроль над деятельностью предприятия, назначает на должность высших должностных лиц. Директор обязан обеспечить выполнение плановых заданий, всех обязательств перед государственным бюджетом, поставщиками и заказчиками, банками.
В функциональные обязанности коммерческого отдела входит контроль над соблюдением правил и культуры торговли, получение максимальных доходов от реализации товаров, над деятельностью торгового инспектора.
Организацией продаж и рекламированием товаров занимается коммерческий отдел, продавцы под руководством заведующих отделами. Возглавляет работу по организации продаж начальник коммерческого отдела, в обязанности которого входит:
    Проверка готовности рабочих мест продавцов к приему покупателей;
    Следить за применением способов выкладки товаров;
    Внедрение новых форм торговли и услуг.
Работу по организации продаж возглавляет заместитель начальника коммерческого отдела. В его обязанности входит осуществление контроля за правильностью и наличием маркировки цен и ценников.
Доведение товаров от производства до потребителя связано с определением затрат на материальные и трудовые ресурсы. Эти затраты выражаются в денежной форме.
Анализ этих затрат направлен на выявление возможностей повышения эффективности работы торгового предприятия, за счет более рационального использования трудовых, материальных ресурсов, в процессе осуществления актов купли-продажи товаров и организации торгового обслуживания потребителей.
Финансовый директор возглавляет планово-экономически отдел. Отдел занимается планированием, направленным на организацию рациональной хозяйственной деятельности, выявление и использование резервов производства с целью достижения наибольшей экономической эффективности. Отдел подготавливает проекты перспективных, годовых, квартальных, месячных планов подразделений, а также обоснований и расчетов к ним. Проводят комплексный анализ и оценку результатов финансово-хозяйствен ой деятельности.
Юридический отдел возглавляет главный юрисконсульт, в юридическом отделе работает также юрист. Главный юрисконсульт проверяет соответствие требованиям законодательства проекты приказов, инструкций, распоряжений и других документов, дает консультации, справки, заключения. Представляет интересы предприятия в суде, арбитраже и других органах.
Бухгалтерия состоит из отделов учета товаров, отдела финансово-расчетных операций, отдела расчетов с рабочими и служащими. Бухгалтерию возглавляет главный бухгалтер, которому подчиняются два заместителя. Бухгалтерия осуществляет учет и отчетность, проводит инвентаризацию материальных ценностей и денежных средств, контролирует соблюдение финансовой дисциплины.
Кассир обеспечивает строгое соблюдение кассовой дисциплины, надлежащий порядок хранения денег.



















Рис3. Схема управления в ООО «ЭКСПО-СЕРВИС».

Продавцы работают с клиентами, оформляя их покупки. Они встречают человека, посетившего магазин. Узнав, какой товар интересует покупателя, они показывают его, описывают качество, предлагают услуги пошива, а также принимают и оформляют договор-заказ.
Оплата труда – это денежное выражение той части труда работников в общественном продукте, которая поступает в личное потребление. Вид, системы оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат, а также соотношение в их размерах между отдельными категориями персонала, предприятия, организации определяют самостоятельно, что находит отражение в системе оплаты труда предприятия.
Заработная плата рассматривается, как состоящая из двух частей – одной неизмененной и гарантированной (тариф, оклад), другой переменной и зависящей от достигнутых личных результатов (сдельный приработок, премия). Через изменение переменной части (обычно она составляет 1/3 заработка). Можно стимулировать рост производительности труда, повышение качества, уменьшение брака, экономию сырья, совмещение профессий, выполнение работ по планированию, контролю, управлению прямо на рабочем месте (вертикальное совмещение).
Формой заработной платы характеризуют соотношение между затратами рабочего времени, производительностью труда работника и величиной их заработка.
В ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» применяется повременно-премиальн я оплата труда, при которой работник сверх заработка по тарифной ставке (окладу) за фактически отработанное время дополнительно получает премию за достижение определенных количественных и качественных показателей.
В ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» при принятии на работу применяются трудовые договора. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.
Содержание трудового договора составляет взаимные права и обязанности сторон. Он заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и хранится у каждой из сторон. Прием на работу оформляется приказом администрации предприятия. Содержание приказа должно соответствовать условиям заключения трудового договора.
Трудовой договор может быть в любое время расторгнут по соглашению сторон трудового договора.
Также в ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» оформляются трудовые договора о работе по совместительству. Общие положения об условиях работы по совместительству:
1.Совместительство есть выполнение работником помимо своей основной другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время.
2.Работа по совместительству разрешается работникам только на одном предприятии – по месту их основной работы.
3.Работник, поступающий на работу по совместительству на другое предприятие обязан предъявить администрации паспорт. При приеме на работу, требующую специальных знаний, администрация вправе потребовать от работника предъявления диплома или иного документа о полученном образовании или профессиональной подготовке.
4.Продолжительность работы по совместительству не может превышать 4 часов в день или полного рабочего дня в выходной день. Общая продолжительность работы по совместительству в течение месяца не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для соответствующих категорий работников.
5.Оплата труда совместителей производится за фактическую выполненную работу.

Частота закупок. Чем больше число закупок, тем значительнее снижение капиталовложений и затрат на хранение;
Закупные цены;
Период времени закупок;
Качество товаров;
Величина партии товаров;
Уровень обслуживания.
Изучение непосредственного окружения организации направленно на анализ состояния тех составляющих внешней среды, с которыми организация находится в непосредственном взаимодействии.
Анализ покупателей как компоненты непосредственного окружения организации в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией.
На основании данного опроса выяснилось, что большинство покупателей – 74,3 % - посещают магазин, чтобы приобрести необходимый товар, 17,7 % - знакомятся с ассортиментом, 5,1 % - смотрят цены и 2,9 % - посещают магазин по иным причинам. На выбор покупки оказывают наибольшее влияние такие факторы, как личный опыт и знания покупателей – 64,4 %, участие продавца – 24,9 %, реклама по телевидению – 7,2 %, опыт приобретения знакомыми людьми – 3,5 %. Из перечня оказываемых услуг, оказываемых магазином, 54,2 % покупателей более всего нуждаются в дополнительной информации о товаре, 33,5 % - считают удобным продление часов торговли, 8,9 % - хотят рассчитываться за товары с применением пластиковых карточек и нуждаются в иных видах услуг 3,4 % посетителей.
Для успешной деятельности торговой фирме необходимо устанавливать прочные хозяйственные связи с производителями продукции. Для реализации продукции производитель также заинтересован в установлении более тесных связей с торговлей. При увеличении объемов продаж увеличивается прибыль как торгового предприятия, так и производителя.
Все предприятия-изготови ели заинтересованы в предоплате. ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» не имеет значительных средств, чтобы закупить большие партии товаров при существующем ассортименте. К тому же, на предприятии нет отдела маркетинга, и маркетинговые исследования не ведутся должным образом, всегда есть опасения, что деньги будут вложены «в пустую». Поэтому большая часть товаров взята под реализацию у коммерческих фирм, предпринимателей, которые сдают товар на выгодных для предприятия условиях.
На формирование ассортимента товаров в розничных предприятиях сильное влияние оказывает ожидаемый социальный состав населения, характер его трудовой деятельности, уровень развития культуры, социальное обеспечение и уровень доходности населения. Весьма существенным является и уровень цен на товары. Кроме того, учитывается половозрастной, профессиональный и национальный состав населения, его традиции и обычаи, количество и структура семей.
Широта ассортимента определяется количеством товарных групп и наименований, а глубина – количеством разновидностей товаров. Инструментом регулирования ассортимента в Торговом Доме является перечень, который находится в каждой секции и на складе. Регулярно проводятся проверки на наличие в продаже товаров, указанных в коммерческом ассортиментном перечне.
На предприятии управление товарными запасами и ассортиментом осуществляет тоже структурное подразделение, что и закупку товаров – коммерческий отдел. Кроме того, запасами управляют – товароведы, планируют товарные запасы экономисты.
Работу по товарным закупкам возглавляет начальник отдела, который следит за состоянием товарных запасов и принимает меры по ускорению оборачиваемости товаров. Обеспечивает бесперебойное снабжение товарами магазин в необходимом ассортименте, объеме, качестве и в установленные сроки. Разрабатывает конкретные мероприятия по улучшению состояния товарных запасов.
Товароведы осуществляют учет поступления, реализации и остатков товаров.
Экономисты по учету товарооборота и товарных запасов разрабатывается текущие и перспективные планы товарных запасов по ассортименту.
Чтобы сделать вывод, насколько эффективно организовано управление товарными запасами и ассортиментом в торговом предприятии необходимо проанализировать:
    Розничный товарооборот по структуре;
    Валовый доход по структуре;
    Состояние товарных запасов в целом и по товарным группам;
    Товарооборачиваемость и товарообеспечение.

Организация бухгалтерского, налогового учета и контроля.


Основным документом, устанавливающим обязанность ООО уплачивать налоги, является Налоговый кодекс РФ. ООО является налогоплательщиком и плательщиком сборов. В РФ установлены следующие виды налогов и сборов: федеральные налоги и сборы, местные налоги и сборы.
Предприятие само выбирает форму бухгалтерского учета. На данном предприятии это традиционная форма при которой уплачиваются налоги, оговоренные Налоговым кодексом.
Налог на добавленную стоимость. Согласно п.1 статьи 168 НК РФ при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене реализуемых товаров обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров соответствующую сумму НДС.
Таким образом, сумма НДС фактически включается в конечную цену товаров. Сумма НДС, включенная в цену товаров фактически взимается не за счет его дохода, а с покупателя.
Налог на доходы физических лиц. Организации должны самостоятельно рассчитывать и платить налог на доходы физических лиц по результатам за год (подп.1 п.1 ст.227 НК РФ).
Единый социальный налог. Рассчитывается отдельно в федеральный бюджет и в каждый фонд. Сумма налога определяется как соответствующая отдельная процентная доля налоговой базы.
В течение отчетного года организации уплачивают авансовые платежи по ЕСН. В соответствии со статьей 244 НК РФ эту сумму рассчитывает налоговый орган.
Расчет производится исходя из налоговой базы за предыдущий налоговый период.
Чтобы правильно рассчитать и уплатить налоги, организации необходимо вести учет своих доходов, расходов, основных средств, заработной платы наемных работников и т.д.
У организаций есть обязанности перечислять налоги за своих работников:
    правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщиками, перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды), соответствующие налоги;
    в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;
    вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты налогов, в т.ч. персонально по каждому налогоплательщику;
    предоставлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
В ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» средняя численность работников, которых за налоговый период, определяемый в порядке, устанавливаемом Госкомитетом РФ по статистике, не превышает 100 человек, налогообложение осуществляется по традиционной системе.

2.2. Предварительный обзор баланса.


Сравнительный аналитический баланс можно получить из исходного баланса путём сложения однородных по своему составу и экономическому содержанию статей баланса и дополнения его показателями структуры, динамики и структурной динамики. Аналитический баланс охватывает много важных показателей, характеризующих статику и динамику финансового состояния организации. Этот баланс включает показатели как горизонтального, так и вертикального анализа.
Непосредственно из аналитического баланса можно получить ряд важнейших характеристик финансового состояния организации. К ним относятся:
    Общая стоимость имущества организации, равная итогу баланса (строка 300 или 700),
    Стоимость иммобилизованных (внеоборотных) средств (активов) или недвижимого имущества, равная итогу раздела 1 актива баланса (строка 190);
    Стоимость мобильных (оборотных) средств, равная итогу раздела 2 актива баланса (строка 290);
    Стоимость материальных оборотных средств (строка 210);
    Величина собственных средств организации, равная итогу раздела 4 пассива баланса (строка 490);
    Величина заёмных средств равная сумме итогов разделов 5 и 6 пассива баланса (строка 590+690);
    Величина собственных средств в обороте, равная разнице итогов раздела 4, 1 и 2 баланса (строка 490-190-290).

Анализ актива

Из данных таблицы 1 видно, что за отчётный период имущество предприятия уменьшилось на 25 тыс. руб. или на 6,79%. Уменьшение имущества произошло только за счет уменьшения оборотных активов (на 6,87%).
Уменьшение оборотных активов, как по абсолютной величине, так и по удельному весу, свидетельствует о тенденции к замедлению оборачиваемости всего капитала, однако оборачиваемость оборотных средств увеличивается. Уменьшение оборотных активов произошло за счет значительного уменьшения дебиторской задолженности на 44 тыс. руб. или на 97,78%.
Таблица №1
Аналитическая группировка статей актива баланса


Анализ пассива
Таблица № 2
Аналитическая группировка статей пассива баланса


Положительным можно считать увеличение денежных средств.
Из данных таблицы 2 видно, что изменения произошли и в структуре источников средств – с 5,71% до 11,37% увеличился удельный вес заемных средств. Эта тенденция не может не беспокоить предприятие, учитывая то, что весь прирост заемных средств произошел только за счет роста на 85,71% кредиторской задолженности.
После оценки изменения имущества предприятия необходимо выявить так называемые «больные» статьи баланса.
В активной части баланса к таким относятся статьи, говорящие об определённых недостатках в работе предприятия, а именно «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчётной даты)» (строка 230) и «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчётной даты)» (строка 240).
В ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» отсутствует краткосрочная дебиторская задолженность, что снижает долю быстро реализуемых активов. Но на предприятии имеет место долгосрочная дебиторская задолженность в сумме 1 тыс. руб. на конец года, уменьшившаяся за год на 44 тыс. руб.
В пассивной части баланса «больными» статьями являются
    Нераспределенная прибыль.
Данная статья на начало отчетного периода составила 36 тыс. руб., а на конец отчетного периода 107 тыс. руб. Этот показатель имеет явную тенденцию к увеличению и в стоимости имущества предприятия он составляет 31,2%.
    Кредиторская задолженность.
Наибольший вес в ней имеют задолженность по налогам и сборам (38,46%) и задолженность перед персоналом организации (61,54%). Это свидетельствует о значительных финансовых затруднениях.
Таким образом, на основании проведенного предварительного обзора баланса ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» можно сделать вывод о неудовлетворительно работе предприятия и росте некоторых больных статей в 2003 году. В связи с этим необходимо дать оценку кредитоспособности предприятия, которая производится на основе анализа ликвидности баланса.

2.3. Анализ ликвидности предприятия.


Задача анализа ликвидности баланса возникает в связи с необходимостью давать оценку кредитоспособности предприятия, то есть его способности своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств организации её активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса следует отличать ликвидность активов, которая определяется как величина, обратная времени, необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше время, которое потребуется, чтобы данный вид активов превратился в деньги, тем выше их ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства, активы предприятия разделяются на следующие группы:
    А1 - наиболее ликвидные активы - денежные средства предприятия и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги).
Данная группа рассчитывается следующим образом: А1=стр.250 + стр.260
    А2 - быстро реализуемые активы — дебиторская задолженность сроком погашения в течение 12 месяцев и прочие оборотные активы. А2=стр.240
    А3 - медленно реализуемые активы – статьи раздела II актива баланса, включающие запасы, НДС, дебиторскую задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) и прочие оборотные активы. А3=стр.210+стр.220+ст .230+стр.270
    А4 - труднореализуемые активы - статьи раздела I актива баланса – внеоборотные активы. А4=стр.190
Пассивы баланса группируются по степени срочности их оплаты:
    П1 - наиболее срочные обязательства - к ним относится кредиторская задолженность. П1=стр.620
    П2 - краткосрочные пассивы – это краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные обязательства. П2=стр.610+стр.661
    ПЗ - долгосрочные пассивы — это статьи баланса, относящиеся к IV и V разделам, т. е. долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, задолженность перед участниками по выплате доходов, резервы предстоящих расходов.
П3=стр.590+стр.630+ тр.640+стр.650+стр.660
    П4 - постоянные пассивы - или устойчивые – это статьи III раздела баланса. П4=стр.490
Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги определенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:
А1 ? П1;
А2 ? П2;

А3 ? П3;

А4 ? П4.
Если выполняются первые три неравенства в данной системе, то это влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому важно сопоставить итоги первых трех групп по активу и пассиву. В случае, когда одно или несколько неравенств имеют противоположный знак от зафиксированного в оптимальном варианте, ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе в стоимостной оценке. В реальной же ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные.
Для анализа ликвидности составляется таблица. В графы этой таблицы записываются данные на начало и конец отчетного периода из сравнительного аналитического баланса по группам актива и пассива. Сопоставляя итоги этих групп, определяют абсолютные величины платежных излишков или недостатков на начало и конец периодов. Таким образом, производится проверка того, покрываются ли обязательства в пассиве баланса активами, срок превращения которых в денежные средства равен сроку погашения обязательств.
Сопоставление итогов I группы по активу и пассиву в таблицах 3 и 4, т. е. А1 и П1, отражает соотношение текущих платежей и поступлений. Сравнение итогов II группы по активу и пассиву, т.е. А2 и П2, показывает тенденцию увеличения или уменьшения текущей ликвидности в недалеком будущем. Сопоставление итогов по активу и пассиву для III и IV групп отражает соотношение платежей и поступлений в относительно отдаленном будущем. Анализ, проводимый по данной схеме, достаточно полно представляет финансовое состояние с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.
Мы видим, что в этой организации сопоставление групп по активу и пассиву на конец отчетного года имеет следующий вид: А1<П1; А2=П2; А3>П3; А4<П4. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса как недостаточную. Особенно тревожная ситуация сложилась с первым неравенством. Как видим, предприятие не в состоянии будет рассчитаться по своим наиболее срочным обязательствам с помощью наиболее ликвидных активов и в случае такой необходимости придется задействовать другие виды активов или заемные средства.
Таблица №3
Группировка статей актива баланса по степени ликвидности и статей пассива баланса по степени срочности их оплаты


Анализ ликвидности баланса ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» приведён в таблице 4.
Таблица №4.
Ликвидность баланса

Причем за 2004 год возрос платежный недостаток наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств. На начало года соотношение было 1 : 21 = 0,05 : 1, а в конце года стало 1 : 39 = 0,03 : 1. В результате на конец 2003 года организация могла оплатить лишь 3% своих краткосрочных обязательств, что свидетельствует об ее критическом финансовом положении.
По второму неравенству краткосрочные активы и пассивы отсутствуют.
По третьему неравенству (перспективная ликвидность) излишек, т. к. долгосрочные пассивы меньше величины медленно реализуемых активов.
Сопоставление ликвидных средств и обязательств позволяет вычислить следующие показатели:
    текущая ликвидность, которая свидетельствует о платежеспособности (+) или неплатежеспособности (-) организации на ближайший к рассматриваемому моменту промежуток времени:
ТЛ=(А1+А2) - (П1+П2);
    перспективная ликвидность – это прогноз платежеспособности на основе сравнения будущих поступлений и платежей:
ПЛ=А3 – П3.
Рассчитаем значения текущей.
ТЛ на конец 2003 года.= (А1+А2)-(П1+П2) = (1 + 0) - (21 + 0) = -20 тысяч рублей.
ТЛ на конец 2004 года.= (А1+А2)-(П1+П2) = (1 + 0) - (39 + 0) = -38 тысяч рублей.
То есть на конец года текущая ликвидность предприятия уменьшилась по сравнению с 2003г. Исходя из этого, можно охарактеризовать ликвидность баланса ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» как недостаточную.
ПЛ на конец 2003 года.= А3 – П3= 363-300=63 тысячи рублей.
ПЛ на конец 2004 года.= А3 – П3= 338-186=152 тысячи рублей.
На конец отчетного года перспективная ликвидность увеличилась, что говорит о возможном улучшении платежеспособности предприятия.
Для оценки ликвидности баланса также используют и другие коэффициенты ликвидности.
Для комплексной оценки ликвидности баланса в целом следует использовать общий показатель ликвидности, вычисляемый по формуле:

С помощью данного показателя осуществляется оценка изменения финансовой ситуации в организации с точки зрения ликвидности. Данный показатель применяется также при выборе наиболее надежного партнера из множества потенциальных партнеров на основе отчетности.
В ходе анализа, каждый из ниже приведенных коэффициентов рассчитывается на начало и на конец периода. Если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, то оценить его можно в динамике (увеличение или снижение значения).
Различные показатели ликвидности не только дают характеристику устойчивого финансового состояния организации, но и отвечают интересам различным внешних пользователей аналитической информации. Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Банк, дающий кредит данной организации, больше внимания уделяет коэффициенту критической оценки. Покупатели и держатели акций в большей мере оценивают финансовую устойчивость организации по коэффициенту текущей ликвидности.
В целом можно отнести организацию к тому или иному классу кредитоспособности. Но сложность заключается в том, что:
    не установлены нормативные значения коэффициентов ликвидности для организаций различной отраслевой принадлежности;
    не определена относительная значимость оценочных показателей и нет алгоритма расчета обобщающего критерия.
Однако в целом из расчета показателей можно проследить динамику всех коэффициентов.
на конец 2003 года =
на конец 2004 года = .
Общий показатель ликвидности (L1) практически в 2 раза меньше нормального значения, но в динамике он увеличивается. Т.е. на данном предприятии сумма всех ликвидных средств составляет примерно одну вторую часть от всех его платежных обязательств (краткосрочных, среднесрочных, долгосрочных). Это создает негативное впечатление об организации с точки зрения возможностей своевременного осуществления расчетов.
Коэффициент абсолютной ликвидности (L2 ) равен отношению величины наиболее ликвидных активов к сумме наиболее срочных обязательств и краткосрочных пассивов. Из расчета ( ) мы видим, что его значение не соответствует норме. Это значит, что только 2,56% (из необходимых 20%) краткосрочных обязательств предприятия, может быть немедленно погашено за счёт денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. Этот показатель практически в 10 раз ниже нормативного, что может вызывать недоверие к данной организации со стороны поставщиков.
Коэффициент “критической оценки” (L3= )
показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена немедленно за счет средств на различных счетах, в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. Нормальным считается значение 0,7-0,8, однако следует иметь в виду, что достоверность выводов по результатам расчетов этого коэффициента и его динамики в значительной степени зависит от качества дебиторской задолженности (сроков образования, финансового положения должника и др.), что можно выявить только по данным внутреннего учета. В нашем случае мы можем наблюдать резкое снижение уровня платежеспособности предприятия: 2,19 в 2003 году и 0,436 – в 2004 году. То есть, за счёт дебиторской задолженности, в случае её выплаты, ООО «Ока Центр» сможет погасить 43,6% кредиторской задолженности. Но в целом значение данного коэффициента можно назвать прогнозным, так как предприятие не может точно знать когда и в каком количестве дебиторы погасят свои обязательства.
Коэффициент текущей ликвидности (L4 = ) показывает, какую часть текущих обязательств по кредитам и расчетам можно погасить, мобилизовав все оборотные средства. Другими словами, он позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Нормальным значением для данного показателя считаются соотношения от 1,5 до 3. У анализируемой организации значение этого коэффициента на конец 2004 года составило 8,69.
Коэффициент обеспеченности собственными средствами
(L7 = ) характеризует наличие собственных оборотных средств у организации, необходимых для ее финансовой устойчивости. Он должен быть не менее 0,1. В нашем случае он равен 0,118 – 0,336, что говорит о достаточной обеспеченности предприятия собственными оборотными средствами.
Таким образом, некоторые показатели (а именно L1, L2 и L3), характеризующие платежеспособность предприятия находятся на уровне ниже нормы. В целом вывод о платежеспособности можно сделать по общему коэффициенту ликвидности (LI). Его значение на конец года составляло 1,08 (при норме 1,5-3). По сравнению с 2003 годом общая ликвидность средств предприятия несколько улучшилась ( в 2003 году L1=0,99).

2.4. Характеристика имущества предприятия.


Актив баланса позволяет дать общую оценку имущества, находящегося в распоряжении предприятия. А также выделить в составе имущества оборотные (мобильные) и внеоборотные (иммобилизованные) средства. Имущество это основные фонды, оборотные средства и другие ценности, стоимость которых отражена в балансе. Данные аналитических расчётов приведены в таблице 5.
Анализируя в динамике показатели таблицы 5 можно отметить, что общая стоимость имущества предприятия уменьшилась за отчетный год на 25 тыс. руб. или на 6,79%.
Динамика структуры имущества представлена на диаграмме на рис. 4.
Рассмотрим изменения в оборотных средствах.
В составе имущества к началу отчетного года оборотные средства составляли 98,91%. За прошедший период они уменьшились на 26 тысяч рублей, а их удельный вес в стоимости активов предприятия снизился до 98,83%.
Мобильные денежные средства и краткосрочные финансовые вложения не изменились, хотя в структуре оборотных средств произошло их увеличение на 0,01%. В общей сложности их доля в структуре оборотных средств очень мала, и она составила лишь 0,29% на конец отчетного года, при 0,28% на начало 2004 года. В то же время менее ликвидные средства – дебиторская задолженность составила на начало года 12,23% оборотных средств, а на конец года 0,29%. Такое снижение можно охарактеризовать позитивно.
Выросли материальные оборотные средства (запасы), их увеличение составило 4 тысячи рублей в 2004 году или на 1,26%. Доля их в общей стоимости оборотных средств в 2004 году возросла с 87,36% до 94,99%. Необходимо отметить что доля запасов в составе имущества на конец 2004 года составила 93,88%, а на начало 2004 доля запасов составляла 86,41%.
Таблица № 5
Оценка имущества предприятия.















Рис. 4. Изменение структуры имущества ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» в 2003-2004 годах.
С финансовой точки зрения структура оборотных средств улучшилось по сравнению с предыдущим годом, т. к. доля наиболее ликвидных средств возросла (денежные средства и краткосрочные финансовые вложения), а доля менее ликвидных активов (дебиторская задолженность) уменьшилась. Это повысило их возможную ликвидность. Эффективность использования оборотных средств характеризуется прежде всего их оборачиваемостью.
Теперь перейдем к анализу оборачиваемости всех оборотных средств и их составляющих. Оценка оборачиваемости производится путём сопоставления её показателей за несколько хронологических периодов по анализируемому предприятию. Показателями оборачиваемости являются:
    Коэффициент оборачиваемости, показывающий число оборотов анализируемых средств за отчётный период и равный отношению выручки от реализации без НДС к средней стоимости оборотных средств.
    Время оборота, показывающее среднюю продолжительность одного оборота в днях и определяемое отношением средней стоимости к выручке от реализации и умноженное на число календарных дней в анализируемом периоде.
Рассчитанные показатели оборачиваемости оборотных средств приведены в таблице 6.
Таблица №6
Показатели оборачиваемости оборотных средств за 2003-2004г.г.



Изменение времени оборота по годам представлено на рисунке 5.









Рис 5. Изменение показателей оборачиваемости
Из данных таблицы 6 видно, что произошло увеличение оборачиваемости всех приведённых показателей. Оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась по сравнению с 2003 годом с 18,84 оборотов в год до 67,2 оборотов, то есть по сравнению с предыдущим годом погашение дебиторской задолженности происходило более быстрыми темпами. Время оборота дебиторской задолженности составляет 84,97 дней в 2003 и 5,43 дней в 2004 году.
Увеличилась оборачиваемость запасов с 2,74 оборотов в 2003 году до 4,83 оборотов в 2004 году. Соответственно время оборота уменьшилось с 133,12 до 75,57 дней. Увеличение оборачиваемости в 2004 году произошло за счёт улучшений со сбытом продукции, которые в свою очередь вызваны эффективностью управления запасами и возможным расширением каналов сбыта.
Оценим изменение внеоборотных активов. В составе имущества к началу отчетного года оборотные средства составляли 1,09%. За прошедший период они не изменились, хотя их удельный вес в стоимости активов предприятия увеличился до 1,17% .
Таким образом, темп прироста оборотных средств был выше, чем внеоборотных.
В целом по активу можно отметить некоторое улучшение финансового состояния ООО «ЭКСПО-СЕРВИС», увеличение доли оборотных средств, сокращение доли дебиторской задолженности.

2.5. Характеристика источников средств предприятия.


Анализ собственных средств ООО «ЭКСПО-СЕРВИС»
Удельный вес собственных средств предприятия в конце 2003 года составлял на 12,77%, а в 2004 году их увеличение в доле средств предприятия составило 21,63%. Общая доля собственных средств к концу анализируемого периода составила 34,4%.
Для оценки данных пассива баланса составим аналитическую таблицу 7.
Из таблицы 7 видно, что общее уменьшение источников составило 25 тыс. руб. или 6,79%. Уменьшение источников произошло за счёт уменьшения долгосрочных обязательств предприятия на 114 тысяч рублей. В то же время увеличилась на 21,63 % доля собственных средств, при увеличении абсолютной величины на 71 тыс.руб. или на 151,6%.
Анализ собственных оборотных средств.
На начало отчётного периода наличие собственных оборотных средств составило 47 тыс. руб. и за счёт этого источника покрывалось всего лишь 11,81% (43/364х100%) материальных оборотных средств, при нормативе в 50% и более. На конец 2004 года положение улучшилось, за счёт собственных оборотных средств покрывалось 33,63% материальных оборотных средств, что говорит об уменьшении доли заемных.
Таблица № 7
Собственные и заёмные средства.


Поскольку большое значение для устойчивости финансового положения имеет наличие собственных оборотных средств и их изменение, целесообразно изучить образующие его факторы.
Рассмотрим изменение собственных оборотных средств (таблица 8).
Из данных таблицы 8 видно, что на увеличение собственных оборотных средств в отчетном году на 165,12% в наибольшей степени повлияло увеличение на 71 тыс. рублей нераспределенной прибыли отчетного года.
Анализ заёмных средств ООО «ЭКСПО-СЕРВИС».
Рассмотрим детально влияние каждой статьи на изменение заемных средств.
Таблица №8
Расчет собственных оборотных средств


Первое - это кредиторская задолженность. Ее увеличение в абсолютной величине за отчетный год составило 18 тыс. руб. что не перекрывается увеличением денежных средств и краткосрочных финансовых вложений (см. таблицу 5 показатель 3.2). Это влечет за собой ухудшение платежеспособности предприятия. Поэтому необходимо более детально изучить состав кредиторской задолженности.
Основные показатели анализа кредиторской задолженности приведены в Таблице 9.
Таблица № 9

Анализ кредиторской задолженности



Анализируя изменения в составе и структуре кредиторской задолженности, приведённые в таблице 9 можно отметить, что произошли изменения в следующих статьях:
    задолженность перед персоналом организации возросла за отчетный период 5 раз или на 20 тыс. руб., при удельном весе во всей кредиторской задолженности в 61,54%. В 2003 году удельный вес данной статьи составлял 19,05%. Это говорит об ухудшении по выдаче зарплаты.
    Возросла задолженность по статье задолженность по налогам и сборам на 1 тыс. руб., но ее доля в структуре кредиторской задолженности уменьшилась с 66,67 % до 38,46%.
    Полностью исчезла задолженность перед прочими кредиторами.
Изменение структуры кредиторской задолженности проиллюстрировано на рисунке 6.
В 2003 году доля кредиторской задолженности в итоге баланса предприятия составляла 5,71%. В 2004 году произошел рост ее доли до 11,37%, что свидетельствует об ухудшении структуры пассивов предприятия в 2004 году.
.
Рис.6. Структура кредиторской задолженности в 2003-2004 годах.
К концу отчетного периода кредиторская задолженность увеличилась. С одной стороны, кредиторская задолженность - наиболее привлекательный способ финансирования, так как проценты здесь обычно не взимаются. С другой стороны, из-за больших отсрочек по платежам у предприятия могут возникнуть проблемы с поставками, ущерб репутации фирмы из-за неблагоприятных отзывов кредиторов.
Снижению задолженности способствует эффективное управление ею посредством анализа давности сроков. Такой анализ выявляет кто из кредиторов, долго ждет оплаты и скорее всего начнет проявлять нетерпение. ООО «ЭКСПО-СЕРВИС», прежде всего, необходимо рассчитаться с долгами перед персоналом организации, а также погасить задолженность по налогам и сбора, так как отсрочки по этим платежам, обычно влекут за собой выплату штрафов (пени).
Для более детального анализа структуры всей задолженности, целесообразно рассмотреть соотношение дебиторской и кредиторской задолженности, представленных в таблице 10.
Таблица №10
Сравнительный анализ дебиторской и кредиторской задолженности на конец 2003-2004 года. (тыс. руб.)


Из данных таблицы видно, что в 2004 году кредиторская задолженность превышает дебиторскую на 38 тыс.руб. То есть, если все дебиторы погасят свои обязательства, то ООО «ЭКСПО-СЕРВИС» сможет погасить 1/38 часть обязательств перед кредиторами. Но в то же время превышение кредиторской задолженности над дебиторской даёт предприятию возможность использовать эти средства, как привлечённые источники (например, полученные авансы израсходованы; полученное сырьё пущено в переработку и т.д.).

2.6. Оценка финансовой устойчивости предприятия


Оценка финансового состояния организации будет неполной без анализа финансовой устойчивости. Анализируя платежеспособность, сопоставляют состояние пассивов с состоянием активов. Это, как уже отмечалось, дает возможность оценить, в какой степени организация готова к погашению своих долгов. Задачей анализа финансовой устойчивости
и т.д.................


Скачать работу


Скачать работу с онлайн повышением оригинальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.